Ученики преподобного Сергия: преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита управляли Высоцким монастырем на протяжении первых сорока лет, вошедших в летописи монастыря как «святое сорокалетие». Со второй половины XVIII века благосостояние обители стало падать, но с начала XIX вновь начало расти. И к началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей нашего Отечества. В 1924 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Тихон. В 1929 г. последнего настоятеля монастыря архимандрита Пантелеимона арестовали, а в 1929 г. монастырь окончательно закрыли. В течение полувека в монастыре размещались разные организации, казармы, склады, гаражи, загоны для скота. Были разрушены три башни, большая часть монастырских стен; как не имеющий исторической ценности, был снесен храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. В 1991 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви, в нем вновь возобновилась монашеская жизнь. 25 сентября 1995 г., в день 600-летия со дня преставления преподобного Афанасия Высоцкого младшего, и 28 июля 2005 г., в связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Совместными усилиями братии монастыря, прихожан и паломников монастырь возрождается. Сейчас в нем собрано множество святынь, среди которых известный во всем православном мире чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В обители множество икон, святых мощей и других святынь. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным, по окончании Литургии, водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Наместником монастыря, решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г., является епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4083724.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранному Богом во игумена обители Высоцкия и дивному в преподобных отцу нашему Афанасию составим похвалу! Той бо, яко отец чадолюбивый, молит за ны прославльшаго его Господа да сохранит обитель сию от нестроений и наветов злых человек и нас всех соблюдет в мире и единомыслии и любви; мы же любовию сыновней к нему преисполненнии, со умилением благодарственно зовем дивному угоднику Христову: Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель, явивый Церкви Святей всесветлаго светильника, от града Ярославля призвавый тя, преподобне отче наш Афанасие, в пределы града Серпухова во обитель Пречистыя Девы иже на Высоком приведе тя. Мы же, видя совершение благия воли Господни на тебе, с любовию вопием ти сице: Радуйся, града Ярославля преславное прозябение. Радуйся, пророка древняго Амоса имя получивый при крещении. Радуйся, яко из детска ум и душу твою Господеви предавый. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый. Радуйся, во обитель Высоцкую пришедый и тамо покой душе своей обретый: Радуйся, от юности твоея ярем Христов на ся восприявый. Радуйся, богомудрым учителем твоим Афанасием в монашестем делании умудренный. Радуйся, образ иноческаго доброделания чрез все житие твое пронесый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 2 Видев преподобный Афанасий строгия уставы обители Высоцкия возрадовался духом: издетска бо желаху постное иноческое житие на себе восприяти и Богу пети: Аллилуиа. Икос 2 Разуме преподобный учитель твой Афанасий велию ревность твою по Бозе и яко богоугодным житием твоим безсмертие улучиши духовное, Афанасием тя нарекает — безсмертию тезоименитым содевает. Восхваляюще дивное житие твое, преподобне, приносим ти сия похвальныя словеса: Радуйся, блаженнаго Афанасия, первого игумена Высоцкаго, любимый учениче. Радуйся, от руки его постриг монашеский приемый. Радуйся, Афанасием им нареченный. Радуйся, руководством его ко спасению вечному направленный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Пахомия Нерехотского, родившегося во Владимире, постригшегося в монахи во Владимирском Рождественском монастыре, основавшего свой монастырь близ города Нерехты Костромской губернии (Троицкий Сыпановский, в 1764 году обращенный в приходскую церковь) и скончавшегося 23 марта 1384 года, причисляет к ученикам преподобного Сергия, не указывая оснований, покойный архимандрит Леонид (см. его приложения к Описанию лавры А. В. Горского, напечатанные в Чтениях Общества Истории и Древностей Росс., 1879, с. 114). Сколько знаем, оснований и нет (если не считать основанием, что церковь монастыря посвящена была Святой Троице). Но если справедливо то, что Пахомий ввел в своем монастыре строгое общежитие, то, не считаясь учеником или собеседником преподобного Сергия, он должен быть считаем его подражателем. Никита Костромской, о котором нет никаких биографических сведений, кроме того, что жил при великом князе Василии Васильевиче Темном (1425–1462), основал находящийся в городе Костроме Богоявленский монастырь (в 1864 году обращенный из мужского в женский). Есть описание Богоявленского монастыря, напечатанное в 1837 году под заглавием «Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» и принадлежащее ректору семинарии архимандриту Афанасию, умершему в сане архиепископа Астраханского. В этом описании ни единым словом не намекается на существование предания, которое считало бы старца Никиту (как называется основатель монастыря в монастырских синодиках) за ученика преподобного Сергия. А из сего с несомненностию и следует, что наше предание создалось или создано только уже в весьма недавние времена... (А объединять Никиту Костромского с Никитою Серпуховско-Боровским, как видно из сказанного нами о последнем, совершенно неосновательно). Савва Тверской причисляется к ученикам преподобного Сергия в списке учеников последнего, читаемом в Академической фундамент. рукописи 201 (один из учеников преподобного Сергия– «Сава, иже во Твери, в Савинском монастыре», л.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Преподобный Никон был преемником своего наставника в управлении и благоустроении основанной им обители и унаследовал от Преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и богомудрый его авва, и оттого житие его для нас назидательно и душеспасительно. Он родился в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства прослышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему. Будучи еще отроком, он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. Вскоре он оставляет своих родителей, идет в обитель к Преподобному Сергию и просит его, чтобы тот облек его в иноческий сан и позволил остаться в своей обители. Преподобный же Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его и, прозревая в нем своими душевными очами будущего наставника для ищущих спасения, подверг его душеспасительному испытанию, поступив с ним так, как поступил некогда Евфимий Великий с преподобным Саввой Освященным. Он не принял преподобного Никона в обитель, но отослал его к своему ученику — преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. “Иди без всякого размышления, — сказал он отроку, — и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ”. Со смирением принял Никон повеление от Преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но тот, видя его молодость, сказал ему: “Ты не можешь быть иноком, иночество — дело великое, ты молод, а правила старцев суровы”. Со слезами просил его Никон, чтобы он принял его, обещая безропотно нести все труды и терпеть все сопряженные с иноческой жизнью трудности. Глядя на его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял юного Никона и в скором времени облек в иноческий чин. Под руководством этого опытного наставника Никон прилежно упражнялся в молитвах, преуспевая в добродетелях смирения и кротости, в подвиге поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаясь в Божественном Писании и святоотеческих творениях. Ввиду такого прилежания, Никон, по желанию Афанасия, был удостоен священного сана и, как следовало ожидать, по принятии священства стал еще более ревностным в своих благочестивых подвигах. Затем, пробыв в обители преподобного Афанасия еще какое-то время, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть Преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

http://pravicon.com/info-3020

Соединим эти видения с влечением преподобного Сергия к пустыне, которое, при отсутствии аскетической суровости, объяснимо лишь созерцательным складом ума; вспомним о посвящении всей его жизни Пресвятой Троице, – для бедной богословием Руси Пресвятая Троица ни до Сергия, ни после него не была предметом умозрения, – и мы с необходимостью придем к предположению, что в лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого, в православном смысле этого слова, можем назвать мистиком, то есть носителем особой, таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое. Но в свете этих видений вполне позволительно указать на родственность духовной жизни преподобного Сергия современному ему мистическому движению на православном Востоке. Это известное движение исихастов, практиков " умного делания " или " умной " молитвы, идущее от св. Григория Синаита с середины XIV столетия. Новую мистическую школу Синаит принес с Крита на Афон, и отсюда она широко распространилась по греческому и юго-славянскому миру. Св. Григорий Палама, тырновский патриарх Евфимий, ряд патриархов константинопольских были ее приверженцами. Богословски эта мистическая практика связывалась с учением о Фаворском свете и божественных энергиях. С середины, особенно с конца XIV века начинается – или возобновляется – сильное греческое и славянское влияние на северную Русь. При жизни преподобного Сергия в одном из ростовских монастырей, мы видели, изучались греческие рукописи, митрополит Алексий переводил им исправленное Евангелие с греческого подлинника. Сам преподобный Сергий принимал у себя в обители греческого епископа и получал грамоты от константинопольского патриарха. Одним из учеников преподобного Сергия был тезоименитый ему Сергий Нуромский, по преданию, пришелец с Афонской горы, и есть основания отождествлять ученика преподобного Сергия Радонежского Афанасия, Серпуховского игумена, с тем Афанасием Русином, который списал на Афоне в 1431 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пробудясь Феодосий не чувствовал более никакой боли в ноге и поручил иконописцу написать икону преподобного с древней иконы, присланной из Москвы княгинею Кривоборскою. Это было при царе Алексии Михайловиче. 651 Обитель преп. Филиппа закрывалась в 1764 г., но потом снова восстановлена в 1792 г. 652 Память о преп. Филиппе рабанском Пр. Филипп полагал начало монашескому житию в обители преп. Дионисия глушицкого. В 1447 г. он основал на р. Сухоне и Рабанге обитель с храмом преображения Господня. Это в нынешнем кадниковском уезде, в 32 вер. от Вологды. Здесь и почил он 15 нояб. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 г. 653 Преставление пр. Сергия малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при малопинежской приходской церкви сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16 нояб. 1585 г. на девяносто втором году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 г. 654 Преставление преп. Никона, игумена радонежского Имя преп. Никона еще при жизни его «яко освящение некое обносимо было», говорит древний жизнеописатель его. 655 Родясь в недальнем месте от пустыни богоносного Сергия, в г. Юрьеве поволгском, он в ранней молодости слышал об ангельской жизни Сергия и пожелал слышать наставления его. Пр. Сергий послал его в научение к ученику своему Афанасию высоцкому, основателю (1373 г.) Серпуховской обители. Афанасий принял его не без испытания: но видя слезы его и твердую решимость на все постриг его в иночество. Никон ревностно совершал иноческие добродетели и удостоен был сана священства. Блаж. Афанасий любил Никона: но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители и по благословению Афанасия, отправился посетить Сергия; Сергий, видя его чистые желания, удержал его в своей обители. 656 Великий наставник сперва назначил ему служение по обители и познакомил с ним братию своей пустыни. Потом принял его в свою келью. Здесь Никон нашел в примере и наставлениях Сергия и духовную мудрость и побуждения к высшим подвигам и подкрепления в душевных скорбях. Сердце Никона постоянно было открыто для его наставника. Это само по себе много значило для усовершения в духовной жизни. «Самое объявление отцу худых помыслов, говорит опытный наставник, истребляет их и обессиливает страсти. Как змея, вынесенная на свет, старается убежать и скрыться: так и худые помыслы, будучи открыты на исповеди, отбегают от человека». 657 Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями Сергия в открытую для них душу Никона! Сергий в последние годы сперва возложил на Никона часть забот своих о братии, потом за 6 месяцев до кончины совсем передал Никону начальство над обителию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основная часть владений, указанных в этом документе, располагалась в Радонеже. Переписчик XVI в. не учел и того факта, что Радонеж в конце XIV в. входил в состав Серпуховского удела, а следовательно, «подавать» обители находившиеся в Радонеже села при жизни преподобного мог только князь Владимир Андреевич Серпуховской. Это указывает на то, что «подложная грамота» была составлена много позже середины XIV в., когда Радонеж перешел от серпуховских князей в великокняжескую собственность и память об этом уже стерлась. Тем не менее, у нас имеется возможность проверить время приобретения обителью и этих владений. Сделать это возможно благодаря тому, что вклады в монастыри делались не «вообще», а по душам конкретных лиц. Для этого вновь вернемся к записи Троицкой вкладной книги, сообщающей: «Дал вклад князь Андрей под монастырем село Княже, да село Офонасьево, да село Клемянтьево, да на их же земле стоит монастырь. Писан в старой кормовой книге» 1043 . В указанном источнике действительно находим соответствующую запись: «Род князя Ондрея Радонежского. Князя Владимира. Князя Ондрея. Княгиню Марью. Княжну Анну. Афанасия. Дал князь Андрей село Княже под монастырем, да село Офонасьево, да село Клемянтиево, а на их земле монастырь стоит и кормы кормити середние» 1044 . Кем являлись указанные лица? М. С. Черкасова, вслед за Арсением предлагает следующую идентификацию: «Под Владимиром, скорее всего следует понимать кн. В. А. Серпуховского-Храброго. Под Андреем – его сына кн. А. В. Радонежского. Под Марией – вторую жену кн. Ярослава Владимировича М. Ф. Голтяеву-Кошкину, либо «инокиню Марию» – жену кн. Семена Владимировича Боровского. Под Анной – первую жену кн. Ярослава-Афанасия, урожд. княгиню Новленскую» 1045 . Но если принять эту точку зрения и под именем князя Андрея Радонежского подразумевать сына князя Владимира Андреевича Серпуховского – князя Андрея Владимировича Радонежского, скончавшегося в 1426 г., возникает определенный парадокс – оказывается, что земля непосредственно под Троицким монастырем всю первую четверть XV в. находилась в княжеской собственности, тогда как достоверно известно, что в это время обитель вела активную политику по расширению своих земельных владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.). Ист.: ЛЗАК. Т. 2. Отд. 2. С. 83-84; ВМЧ. СПб., 1868. Стб. 551-552 (Сент. 9); ПСРЛ. Т. 21. 2-я пол. Ч. 2. СПб., 1913. С. 505. Лит.: Строев. Списки иерархов. 4. С. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86-88; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 534. С. 136; Описание о российских святых. 186. С. 72; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Прил. 3; АСЭИ. М., 1958. Т. 3. С. 596 (Коммент.); Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси конца XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 40-41, 50-51. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154393.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Владимир Серпуховской, св. Описания иконы Владимир Серпуховской, св. - житие Серпуховский князь Владимир Андреевич родился 15 июля 1354 года на сороковой день по смерти своего отца, князя Андрея Ивановича, младшего сына московского великого князя Ивана Даниловича Калиты. Владимир Андреевич был вторым, младшим, сыном, и потому будущее не предвещало ему ничего значительного, как только типичную жизнь малоземельного князька. Однако Божий промысл был иным. На четвертом году жизни, лишившись старшего брата, князь Владимир становится единственным наследником отцовского удела, который в следующем, 1359 году, завещанием дяди, великого князя Ивана Ивановича Красного, значительно увеличивается. Наконец, в 1364 году, по смерти малолетнего московского князя Ивана, десятилетний Владимир Андреевич следом за своим двоюродным братом великим князем Дмитрием Ивановичем, будущим Донским, занимает положение второго лица московского княжеского дома. И сохранив это достоинство до конца дней, увенчавшись славою храброго защитника и мудрого созидателя Отечества, входит в истори[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1652-1666.] Святой князь Владимир Серпуховской. Фреска на южной стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 годы. Файл 4856.jpg:   Размер: 468x1047, 0.49 MPix, 102 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (178) , (4) . Описание: [Москва. XVI.] Святой князь Владимир Серпуховской просит благословения у преподобного Сергия на основание Высоцкого монастыря и строительство церкви. Миниатюра " Жития прп. Сергия Радонежского " . Москва. Конец XVI в. Лист 253 оборот. Файл 4857.jpg:   Размер: 647x779, 0.5 MPix, 116 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (140) , (5) . Описание: [Москва. XVI.] Святой князь Владимир Серпуховской повелевает отвезти милостыню в Троице-Сергиев монастырь. Миниатюра " Жития прп. Сергия Радонежского " . Москва. Конец XVI в. Лист 270 оборот. Файл 4858.jpg:   Размер: 641x779, 0.5 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (2) . Описание: [Москва. 1648.] Преподобные Никон, Сергий Радонежские, Афанасий Высоцкий и святой князь Владимир Серпуховской (слева направо). Миниатюра из вкладной книги Серпуховского Высоцкого монастыря. Москва. 1648 год. Файл 4859.jpg:   Размер: 621x782, 0.49 MPix, 103 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (154) , (2) . Описание: [Москва. XIX.] Преподобные Сергий и Никон Радонежские, Афанасий Высоцкий Старший и Младший, святой князь Владимир Серпуховской. Рисукок из сборника. Москва. Начало XIX в. Файл 4860.jpg:   Размер: 642x796, 0.51 MPix, 101 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1452

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010