Преподобный Афанасий Серпуховской Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы на Маковце сделалась для всех светильником и образцом монастырского устроения. Здесь в иноческом общежитии преодолевалась " ненавистная рознь мира сего " , созидалось единство духа в союзе любви по образу Самой Божественной Троицы. К авве Сергею, к Троице на Маковце, и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого , ученика и списателя жития аввы Антония Великого , начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение святого аввы на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божьего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богословия и литургического творчества. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского опытного ведения о Святой Троице, особенно тесно связана с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии - глубоким духовным опытом русских подвижников. В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.

http://patriarchia.ru/db/text/913650.htm...

Икона преподобного Сергия с учениками из Успенского собора Лавры Радонежские святые: Симон, Ксенофонт, Варфоломей, Иаков, Наум, Василий, Иаков, Макарий, Авраамий Галицкий, Стефан Махрищский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белоезерский, Онисим, Григорий Авнежский, Никита Серпуховской, Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Пермский, Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский, Савва Сторожевский, Павел Комельский, Феодор Ростовский, Иоасаф, Михей, СЕРГИЙ, НИКОН, Дионисий, Максим Грек , Серапион. Благочестивому читателю Однажды в глубокий вечер, когда преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной. Сотворив молитву, он открыл оконце своей келлии и увидел дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную, так что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным странам и концам нашего обширного отечества, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать стопам его в подвигах иночества. И повсюду, так или иначе, они славили имя его, которое сделалось известным и почитаемым не только на необозримом пространстве отечества нашего, но и далеко за пределами России, в странах православного Востока и инославного Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Высоцком монастыре г. Серпухова и возглавил хиротонию архимандрита Пармена (Щипелева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского 18 мая 2015 г. 16:33 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подмосковный город Серпухов. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова, где находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». У святых врат обители Святейшего Патриарха встречали Патриарший наместник  Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , настоятель Высоцкого монастыря  епископ Серпуховской Роман  и архиереи, прибывшие на торжества в Серпухов. Святейший Владыка посетил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где поклонился чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и мощам преподобного Афанасия Высоцкого. На монастырской площади, где под сенью между Никольским собором и настоятельским корпусом с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был установлен престол, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию  архимандрита Пармена (Щипелева)  во епископа Чистопольского и Нижнекамского ( Татарстанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий ;  митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Алексий Михаленя, временно исполняющий обязанности секретаря Московского областного епархиального управления; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь  Альметьевской епархии  Татарстанской митрополии; духовенство Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею – преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон. Преподобный Никон был преемником своего наставника в управлении и благоустроении основанной им обители и унаследовал от Преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и богомудрый его авва, и оттого житие его для нас назидательно и душеспасительно. Он родился в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства прослышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему. Будучи еще отроком, он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. Вскоре он оставляет своих родителей, идет в обитель к Преподобному Сергию и просит его, чтобы тот облек его в иноческий сан и позволил остаться в своей обители. Преподобный же Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его и, прозревая в нем своими душевными очами будущего наставника для ищущих спасения, подверг его душеспасительному испытанию, поступив с ним так, как поступил некогда Евфимий Великий с преподобным Саввой Освященным. Он не принял преподобного Никона в обитель, но отослал его к своему ученику – преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. «Иди без всякого размышления, – сказал он отроку, – и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Серпухов. Высоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: 142200, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, 110 Координаты: 54.901235, 37.418132 Проезд: Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле. Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов. Автобусы ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле. Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов. Автобусы отправляются от станции метро «Южная» (первый вагон из центра), время в пути полтора-два часа, конечная остановка — железнодорожный вокзал г. Серпухова. От железнодорожного вокзала до монастыря идут автобусы 3, 8, 20, а также маршрутное такси «Высоцкий монастырь». На автомобиле следует двигаться из Москвы по старому Симферопольскому шоссе, которое в черте города Серпухова переходит в Московское шоссе, затем по 1-й Московской и 2-й Московской улицам. Со 2-й Московской улицы нужно повернуть направо (Б. Высоцкий переулок) по указателю к монастырю. Изменить описание объекта Автор: Сергей Зорин Снято: 15 января 2015 Добавлено: 15 января 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, по Благословлению преподобного Сергия Радонежского, поставившего первым настоятелем монастыря преподобного Афанасия Высоцкого Старшего. Соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. С северо-восточной стороны церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и святого Николая Чудотворца. С другой стороны церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придел во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Церковь во имя св. Афанасия Афонского, построенная в 1878 г., в советское время была разрушена. Надвратная церковь под колокольней освящена во имя Трех Святителей, сооружена в 1840 г. Часовня Всех святых - построена в 1846 г. на средства Н.И. Коншина. Возрождена в 1991 г. Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре построена в 1896 году архитектором Р.И. Клейном по заказу серпуховского фабриканта Н.Н. Коншина в стиле псевдоромантики.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Архив Пн В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 21 сентября 2016 г. 16:03 21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Храм Христа Спасителя стал в этот день центром торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летию рождения преподобного Силуана Афонского. Накануне сюда  был принесен  ковчег с честной главой русского святогорского подвижника преподобного Силуана Афонского. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  митрополит Астраханский и Камызякский Никон ;  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ; митрополит Лимассольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ; епископ Адрианопольский Евлогий, игумен Рыльского монастыря ( Болгарская Православная Церковь );  епископ Видновский Тихон ;  епископ Штутгартский Агапит ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Рубцовский и Алейский Роман ;  епископ Колыванский Павел ;  епископ Вилючинский Феодор . Также среди сослужащих были:  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТЯЖАТЕЛИ Представители внутримонашеского течения, к-рые рассматривали монашеский обет нестяжания (один из 3 главных наряду с послушанием и целомудрием) не только как индивидуальный, личный обет каждого монаха, но и переносили его в сферу социального бытия мон-ря, и оно перерастало в различные учения, по-разному трактующие источники материального существования мон-рей, предназначение и характер поступающих в обители вкладов, прежде всего земельных. Проблема нестяжания (и нестяжательства) - это проблема собственности и богатства, рассматриваемая применительно к монастырской среде. Немалое значение в нестяжании имела и духовная составляющая монашеского подвижничества. Одним из первых опытов обсуждения проблемы монастырской собственности являются ответы свт. Киприана , митр. Киевского и всея Руси, на вопросы игумена Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря прп. Афанасия Высоцкого (Старшего). Митрополит, основываясь на практике и правилах древних обителей, признавал право монастыря на пожалованное село, но при этом предостерегал, что за вкладом неминуемо последуют сложности мирского характера (тяжбы, суды, обращения к светским властям, хозяйственные заботы и т. д.), приводящие к нарушению монашеского обета «отвержения мира». В качестве разрешения этих вопросов свт. Киприан рекомендовал избрать некоего «богобоязненного» мирянина для управления селом. Позже, в XVI в., эта рекомендация будет рассмотрена иноком Вассианом (Патрикеевым) . Споры, определяемые в историографии как «борьба нестяжателей и иосифлян» (неточно именуемых «стяжателями»), возникли задолго до эпохи преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. В XIV-XV вв. на Руси проводилась общежительная реформа, в ходе к-рой стали актуальны вопросы о предпочтительности того или иного типа монашеской обители и об организации ее бытия; существенное место в полемике занимало обсуждение источников материального обеспечения мон-ря, среди них - роль и предназначение вкладов.

http://pravenc.ru/text/2565156.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Высоцкий, Старший, прп. Описания иконы Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным иг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1950-е.] Прп. Афанасий Высоцкий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей преп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева Лавра. Файл 4350.jpg:   Размер: 289x1200, 0.35 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (190) , (2) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия на строительство Серпуховского Высоцкого монастыря. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 254 об. РГБ. Москва. Файл 4351.jpg:   Размер: 978x1200, 1.17 MPix, 142 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (161) , (1) . Описание: [Москва. 1648.] Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской (фрагмент). Миниатюра вкладной книги Высоцкого Серпуховскогомонастыря. Москва. 1648 год. СГИХМ.

http://pravicon.com/icon-1292

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ДОКЛАДУ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии. 2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период. 3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена: - Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября); - Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая); - Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября); - Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января); - Преподобного Зосимы (Верховского; 1768-1833, память 24 октября/6 ноября); - Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря); - Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810-1880; память 17/30 августа); - Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня); - Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября); - Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня); - Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809-1884; память 30 января/12 февраля); - Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября); - Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября); - Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952; память 19 апреля/2 мая) 4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429703/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010