И в глубоком безмол вии ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящая на сие целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо крепок был и мужественен. Безмездно он трудился не только для своей обители, но и для других святогорских, ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Опасаясь, чтобы множество к нему прихо дивших не обременяло братию его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой Горы, чтобы потрудиться на пользу каждого из них не ради злата и сребра, но для душевного спасения, и в таковом подвиге пребыл три года. Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Конев ской (см. 10/23 июля), и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря при­несла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божию преподоб ный Арсений поставил крест и, оставшись для подвигов, пост роил часовню в 1393 году. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. Напрасно убеждал его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы возвратить его обратно в обитель. Но, возлюбив безмолвие своего острова, он решился с по мощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остается здесь целым и невре димым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благо склонно принят он в жертву духами. От того огромный камень назвали Конь-камнем, а остров — Коневым, или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, еще в начале поселения своего на острове приступил к камню с молитвою, окропил его святою водою, и духи — наставники лжи — отлетели в виде воронов. Преподобный Арсе ний пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, бла го творители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепи с копа Иоанна (1389—1415), в общежительный монастырь, где построил храм

http://isihazm.ru/1/?id=616

Восхваляя праведную жизнь их и чудеса, св. церковь празднует их святую память 28 июня и перенесение их святых мощей – 11 сентября. В 960 году прибыл на Валаам из Чухломы преподобный Аврамий Ростовский. Просветившись здесь святым крещением и приняв монашество, он в последствии содействовал Ростовскому епископу Феодору в просвещении Ростовской земли, и на Ростовском озере основал свою обитель в 990 г., всех древнейшую по летописям 6 . Таким образом первая искра христианства блеснула северу с Валаама и остров сей был рассадником пустынножителей в полуночной стране. В XII веке подвизался на Валааме преподобный Корнилий, основавший в последствии на Олежском озере Палеостровский монастырь, в котором почивают его святые мощи под спудом 7 . В 1251 году, по просьбе Белозерского князя Глеба Васильковича, с Валаама отправлен был здешний постриженник Геннадий настоятелем во вновь устроенный при устье реки Шексны Устьшехонский монастырь 8 . В XII, XIII и XIV столетиях были постоянные войны русских с шведами, из-за обладания Корелией. Не раз во время этих войн, шведы, разъезжая по Ладожскому озеру, отмщали на беззащитных монахах неудачи свои в битвах с русскими, разоряли и жгли мирные монашеские кущи. В 1371 г., вел войну с русскими шведский король Магнус II Смек. Поднялась на Ладожском озере страшная буря; разбиты были шведские корабли; погибло все шведское войско, только на корабельной доске спасся сам король: его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к православной церкви, принял святую схиму с именем Григория, и через три дня скончался. Как неоспоримый свидетель этого события, на общем братском кладбище видна могила венценосного схи-монаха. Обитель росла. Когда в 1393 г. с святою иконою Царицы Небесной – благословением святой Афонской горы, прибыл сюда преподобный Арсений Коневский, он нашел здесь уже многолюдное братство – и только это обстоятельство побудило его, искавшего безмолвия, удалиться на Коневский остров, где им основан в последствии монастырь, в котором теперь почивают его святые мощи под спудом 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А потом Коневец согрелся, капли исчезли и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей, пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще появились звуки, будто заговорили разом и птицы, и насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец живой и такой наполненный… По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг внушительной скалы ели скрипят — старые, высокие, комары пищат злющие — место-то в низинке. В языческие времена, летом, окрестные жители на Коневце оставляли коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и невредимыми, а осенью у этого огромного камня приносили в жертву духам одного коня из табуна. Потому и называется Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений, поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой, святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи здесь все же остались — в виде комаров. Конь-камень — громадный валун, говорят, весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась. В древности ее построил сам Преподобный, здесь же и подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к часовне ведет лесенка ступенек в двадцать; забираемся вверх помолиться. Внутри только две иконы — преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой Богородицы. У них служат молебны, и паломники, прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями. Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров — и перед нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей, в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит. Обиталище схииеромонаха Варахиила, место затвора и трудов по его восстановлению.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

Преподобный Арсений назывался «начальником Коневского монастыря», что видно из надписи, вырезанной на серебрянной оправе ковша, сохраняющегося в обители с 1679 года. После кончины его, до первого разорения обители шведами в 1577 году, обитель все еще оставалась самостоятельной и имела своих правителей под именем игуменов; но во время двукратных запустений, происшедших от нападений шведов на Корельскую землю, братство уходило в Новгородский Деревяницкий монастырь и жило там 126 лет, в полной зависимости от тамошних настоятелей. С 1718 года, по ходатайству архимандрита Иоанникия, остров Коневец всемилостивейше пожалован был Деревяницкому монастырю и повелено было возобновить на нем бывшую там обитель. С этого времени началось, так сказать, отдельное существование Коневского братства, но под управлением настоятелей Деревяннцкого монастыря. Посылаемые из этого монастыря, для возобновления и устройства разоренной обители, иеромонахи и даже простые монахи в качестве строителей во всех действиях своих должны были давать отчет настоятелям Деревяницкого монастыря, пока наконец, по ходатайству одного из этих строителей, иеромонаха Игнатия, Коневская обитель, 18 января 1760 года, получила полную независимость и, как безвотчинная, оставлена за штатом при настоятельстве строительском.  По Высочайше утвержденному 1764 г. штату о распределении церквей и монастырей по епархиям, Коневская обитель отчислена от Новгородской к Санкт-Петербургской епархии, оставлена вне штата, как безвотчинная и в ней положено было иметь монашествующих и с настоятелем семь человек. К этому числу именным Высочайшим указом, данным Св. Синоду  25  октября 1816 года, повелено прибавить еще шесть монахов. Число всех штатных и сверхштатных, т. е. больничных и бельцов в то время простиралось до восьмидесяти человек. Сверх этого числа монастырь содержал еще шестнадцать человек рабочих.  При возведении же этой обители в штат третьеклассной, в ней указом Св. Синода, состоявшимся 25 марта 1825 года в следствие всеподданейшего доклада Государю императору, положено иметь такое же число монахов, на какое существует в подобного рода монастырях, именно 21; а управление самой обителью поручено, вместо строителей, игуменам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

 По кончине преподобного Арсения, обитель его существовала в продолжение почти 126 лет непрерывно. Но затем обрушились на нее тяжкие бедствия. В царствование царя Иоанна Васильевича Грозного, шведы арестовали в Стокгольме русских посланников. Вследствие этого возгорелась война и города  – Нарва, Копорье и Корела (нынешний г. Кексгольм с уездом, в котором находился Коневский остров с монастырем на нем) отняты были шведами от России. Коневский монастырь подвергся разорению и даже совершенному опустению. Бывший в то время игумен монастыря, Леонтий с братией принужден был искать убежища в новгородском Деревяницком монастыре, куда действительно и удалился со всем монастырским имуществом и церковной утварью, взяв с собой и чудотворную икону Божьей Матери, принесенную преподобным Арсением со Святой горы Афонской. Нетленные же мощи св. Арсения, бывшие до того на вскрытии, во время нападения шведов на корельскую землю, братством положены были в землю под спуд в основании Церкви, близ западной стены ее, по левую сторону церковных входных дверей, как бы в залог обратного возвращения братии в монастырь и нового воссоздания обители. Само же нападение шведов на Коневскую обитель в 1573 году было отражено чудодейственной помощью Пресвятой Богородицы, как это видно из следующей повести 86 . «Лета 1573 раззоряху Свеяне Российскую землю и тщахуся на Коневсвом острове разорити монастырь; но молитвами Пресвятыя Богородицы, возвеявше ветри поломаша лед на озере окрест монастыря. И тако врази бездельни бывше обратишася на Корельскую землю, идеже пленяша некоего Афанасия, по реклом Беляя, и заведоша его во страну свою за 70 верст от Стекольма, идее же он, работая у некоего немчина, помыщляше в свою землю. Видев же в палате господина своего образ Спасов, моляшеся о избавлении и явися ему Спас во сне глаголя: «Аще хощеши изыти, возми сей образ и донеси на Коневец.» Он же, воспрянув, прослави Господа, и сказа о сем другу своему, с ним же вземше образ Спасов, бежаша в лес, и ту обретоша судно, и пустишася в море, и правяху кормило по пременам. Утруждшеся же уснуша оба, и явися Афанасию стар муж, (мнится преподобный Арсений) глаголя: востани и смотри на море. И паки обама рече: востаните, и зрите на море: се бо змий сипит. Они же возбнувше узреша бусу немецкую (объездное судно): прямо им пловущую. Тогда начаша огребатися от того змия, и избави я Бог». Запись эта находится на той самой иконе Христа Спасителя, которая вышеупомянутыми русскими пленниками принесена была из Швеции в Коневскую обитель; в настоящее время она находится местной иконой в надвратной церкви Знаменского девичьего монастыря, что в городе Осташкове, Тверской губернии, но, по какому случаю она досталась этому монастырю, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

“Собр. узакон. и расп. правит.”, 1865 г., 110, ст. 708; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 253. 255. Коневский или Коневецкий – Рождественский – Богородицкий , мужской, 3-го класса, в Финляндии, Выборгской губ., а по делам духовным С.-Петербургской епархии, на острове Ладожского озера, в сев.-зап. его части, в 4 вер. от берега и в 100 вер. от Шлиссельбурга. Об основании монастыря под 6906 (1398 г.) говорится: „Поставлена бысть церковь каменна пресв. Богородицы, на Ладожском езере, на Коневом острове, и монастырь устроиша, при архиеп. Иоанне Великого Новаграда и Пскова». Основателем был преп. Арсений, принесший сюда с Афона икону Бож. Матери в 1393 г., и находился первоначально на Святой горе, где ныне скит; отсюда был перенесен к заливу Владычной лахты, названной преп. Арсением в память посещения его архиеп. Новгород. Евфимием, и уже позднее им же была поставлена церковь Рожд. Богородицы на настоящем месте. В 1577 г. обитель была разорена шведами и иноки перешли в Воскр.-Деревяницкий мон.; в 1594 г. по возвращении страны от шведов монастырь восстановлен, но в 1610 г. шведы снова завладели этими местами и иноки снова переселились в тот же Деревяницкий мон.; по обратном возвращении Ладожского озера, в 1718 г. остров Коневский был приписан к Деревяницкому мон., который и восстановил его; в 1760 г. начал жизнь независимую; в 1764 г. оставлен заштатом и 1825 г. возведен на степень 3-го класса. Все постройки принадлежат к началу XIX ст. Собор в 2 этажа: вверху Рожд. Богород., внизу покоятся мощи преп. Арсения в серебр. раке; тут же находится и храмовая икона Божией Матери, современная преподобному. Икона эта до 1798 г. была в Деревяницком мон. Память преп. Арсения чтится 12 июня, празднество же иконе Божией Матери совершается 10 июля. На Святой горе находится скит. Около скита лежит „Конь камень», представляющий громадный отрывок серого гранита; по преданию, здесь до появления преп. Арсения приносилась жертва духам лошадью для их умилостивления. “Полн. собр. лет.”, III, 233; IV, 102; “Историч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Епископ Выборгский Игнатий освятил Сретенский храм Коневского Рождество-Богородичного монастыря 24 июля 2019 г. 19:47 23 июля 2019 года, в праздник Коневской иконы Божией Матери, священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил чин великого освящения нижнего Сретенского храма Рождество-Богородичного собора обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Преосвященству сослужили епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, наместник Коневского монастыря архимандрит Александр (Арва), братия обители, клирики Санкт-Петербургской митрополии. За богослужением молился настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия) архимандрит Сергий (Райаполви), паломники, прибывшие из Финляндии в Коневскую обитель. По окончании Литургии епископ Игнатий возглавил крестный ход к скиту в честь Коневской иконы Божией Матери, где в сослужении епископа Мелетия совершил водосвятный молебен. Затем владыка Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно приветствую в Коневской обители в этот важный для монастыря и всей нашей епархии день. Сегодня мы совершили освящение нижнего храма после проведения реставрационных работ. Откровенно говоря, принимая решение о реставрации нижнего храма, я размышлял, необходимо ли его расписывать? Потому что исторически в нем не было фресковой росписи. Слава Богу, трудами прекрасных мастеров, Божиим благоволением мы смогли украсить храм и даже сделать больше того, что было раньше. Сегодня, в день памяти Коневской иконы Божией Матери, мы преклоняем колена перед этим чудотворным образом и в горячей молитве, с дерзновением просим Богородицу о наших нуждах. Понимаем ли мы, какое место в созидании нашей обители и в жизни всего человеческого общества занимает Пресвятая Владычица? Царица Небесная благословила эти места еще когда верный Ее ученик, любящий Господа, преподобный Арсений Коневский, принес Ее чудотворный образ с Афона в эти северные пределы. Знаем, что за 625-летнюю историю Коневского монастыря икона покидала эти стены, уходя вместе с братией во время разрушения монастыря. История обители имеет непростые страницы: монастырь трижды разрушался, на протяжении многих лет на сем месте оставалась лишь мерзость запустения. Так, на протяжении 100 лет в XVII-XVIII веках, во время «второго шведского разорения» братия жила в Новгородском Деревяницком монастыре, а затем вместе с иконой вновь вернулась на Коневский остров.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Торжественные богослужения, прекрасное пение и религиозно-нравственные торжества в Академии составляли ее украшение, честь, и славу, и радовали меня. Благодарю вас, дорогие мои, за св. Библию , которую вы поднесли мне на прощание. Это самый лучший и дорогой подарок для меня, имеющий всегда напоминать мне о дорогой для меня С.-Петербургской Духовной Академии и ее студентах. Будем, возлюбленные, со всею любовью и усердием читать и изучать эту св. книгу и вдохновляться ею во благовременной жизни и искать спасения душ наших – в будущей. От всей души желаю вам от Господа всех благ в жизни; а здесь желаю вам с честью и с успехом окончить курс вашего учения и послужит потом па пользу Церкви Христовой и во славу Имени Божия. Призываю на вас благословение Божие: Благословение Господне на вас Того благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Прощайте возлюбленные»!.. Попрощавшись с студентами, Преосвященный отправился в свою квартиру, куда собралось не малое число посетителей и где гостям была предложена краткая трапеза. В этот день многие приходили к нему с поздравлениями и попрощаться. В числе посетителей были: Высокопреосвященный Павел – Экзарх Грузии, Высокопреосвященный Вениамин Архиепископ Иркутский, Преосвященный Сергий и Антоний, Вл. К. Саблер и многие другие. Вечером отъезжавший Владыка был у Обер-Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева . 9-го мая Преосвященный Арсений предполагал выехать из Петербурга в Ригу, но Митрополит Исидор отклонил его отъезд в этот день (была суббота) и пригласил его участвовать в хиротонии во епископа второго викария Петер б ургского, архимандрита Владимира, который кстати был товарищем Владыки Арсения по Киевской академии, а после богослужения Высокопреосвященный Митрополит пригласил его на обед к себе. На обеде были все архиереи, бывшие в то время в Петербурге. (Митрополит Московский, Экзарх Грузии, Архиепископ Иркутский, – епископы: Выборгский, Нарвский, бывший Кавказский Герман. Во время обеда Владыка Митрополит провозгласили здоровье Преосвященного Арсения и высказал добрые пожелания ему. 10-го мая (воскресенье) Преосвященный Арсений отслушал литургию в академической церкви, после литургии Преосвященным Ректором и совслужащими был отслужен напутственный отъезжавшему Владыке молебен. Потом он отправился в Лаврский собор, где поклонился мощам св. Благоверного Князя Александра Невского и приложился к его иконе. Из собора Владыка Арсений пошел к Митрополиту Исидору попрощаться. Маститый старец благословил его иконой преподобного Арсения Коневского чудотворца. Затем до самого отъезда он уже не выходил из своей квартиры, готовился в путь и принимал посетителей. В 12 часов дня Преосвященный Арсений оставил навсегда Академию, а в ½ 2 часа пополудни – Петербург. На пути из Академии через Лавру его встретил Преосвященный Сергий, бывший сослуживец, с которым он еще попрощался, недалеко от Лавры по Невскому Проспекту зашел в училищную часовню и поклонился Иконе Боголюбской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

2 . Преп. КОРНИЛИЙ Палеостровский прибыл на Валаам в 12 столетии; жил здесь несколько времени, и впоследствии, удалившись с Валаама, основал на Онежском озере свою обитель в честь Божьей Матери. В сей обители почивают святые его мощи под спудом. 3 . Преп. АРСЕНИЙ Коневский около 1393 года прибыл из Новгорода на Валаам и здесь подвизался некоторое время; отсюда по смотрению Божьему отшедши, достиг Коневского острова и там устроил нынешний Коневский монастырь. Нетленные святые мощи его в сей обители почивают под спудом. 4 .Преп. САВВАТИЙ Соловецкий до 1429 года подвизался на Валааме, проходил со всяким смирением и многим терпением и кротостью все монастырские послушания, подражая многотрудным подвигам Валаамских иноков. Отсюда, Богом наставляемый, достиг Соловецкого острова, и там, при содействии пр. Германа, положил начало иноческому житию. 5 . Преп. ГЕРМАН, Соловецкий чудотворец, Валаамский питомец и сотрудник преподобного Савватия Соловецкого в деле устроения Соловецкой обители. 6 . Преп. ЕВФРОСИН Синоезерский, в одно время с пр. Савватием подвизался несколько лет в Валаамской обители. Он происходил из рода Князей Тепринских. 7 . Св. ГЕННАДИЙ подвизался на Валааме под руководством пр. Савватия Соловецкого, Савватий был старцем, а Геннадий учеником. Впоследствии Геннадий был Чудовским архимандритом, и в 1485 году возведен на архиепископский престол великого Новгорода, и вместе с пр. Иосифом Волоколамским мужественно подвизался против распространявшейся тогда в Новгороде и других местах ереси жидовствующих. За свою высокую жизнь и святую ревность он причтен Православной Церковью к лику святых. 8 . Преп. АЛЕКСАНДР Свирский в 1474 году прибыл в Валаамский монастырь. Здесь игумен Иоаким постриг его, на 26 году от рождения, в иноческий образ. Св. Александр проходил все монастырские послушания в безпрерывных трудах, посте и молитвах. Сначала он подвизался в общежитии, потом отошел на безмолвие на один из островов монастырских. Этот остров в память святого отшельника ныне называется Святым и на нем до сего дня сохранены следы труженической жизни Преподобного Александра: его пещера в расселине скалы и могила на верху горы, ископанные по преданию его руками. Божественный глас вызвал его отсюда на берега реки Свири и там Преподобный, собрав многочисленное братство, основал существующий ныне Троицкий монастырь, где и мощи его нетленные почивают на открытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много лишений и бедствий выпало на долю Коневского монастыря в продолжение его исторического существования. В царствование Иоанна Грозного, после неудачной для Москвы шведской войны, все Ладожское побережье, а в том числе и нынешний Кексгольмский уезд, отошло к шведам, которые не замедлили уничтожить Коневскую обитель. Через несколько лет с большими усилиями она была восстановлена, но при царе Василии Шуйском вторично разрушена. Братия вместе с игуменом принуждены были покинуть Коневец и переселились в Новгородский Деревяницкий монастырь. Восстановление обители после вторичного разгрома совершилось только при Петре Великом, когда сокрушено было могущество шведов на севере и возвращены были отнятые раньше шведами русские области. Так как Коневская обитель возобновилась, благодаря, главным образом, содействию Деревяницкого монастыря, то первое время по восстановлении она была приписана к нему. В 1760 г. Коневский монастырь был сделан самостоятельным со своим собственным игуменом-настоятелем. Храмов в монастыре три. Главный соборный – двухэтажный: вверху в честь Рождества Пресвятой Богородицы, внизу в честь Сретения Господня. Здесь на левой стороне покоятся под спудом мощи прп. Арсения; над ним устроена серебряная рака-кенотафий. В этом же храме находится чудотворная Коневская икона Божией Матери, принесенная сюда прп. Арсением с Афона. Празднование в честь ее совершается 10 июля. Другие два храма находятся в братском корпусе: во имя прп. Арсения Коневского и во имя св. Николая Чудотворца. К достопримечательностям монастыря нужно отнести хранящийся в ризнице деревянный, оправленный в серебро, ковш прп. Арсения. У подошвы Святой горы к северо-западу находится знаменитый «конь-камень»; с горы к нему ведет деревянная лестница о 75 ступенях. Этот камень еще во времена преподобного Арсения был предметом суеверного почитания окрестных жителей, которые имели обыкновение, угоняя отсюда осенью свой скот, пасшийся здесь на свободе все лето, оставлять одного коня в жертву духам, обитавшим, по народному поверью, в этом камне и охранявшим стада. Отсюда камень был назван «конь-камень», и самый остров – Коневцем. Прп. Арсений, желая разрушить это суеверие, с молитвой окропил св. водою «конь-камень», и вот, как гласит предание, духи, в виде воронов, вырвались отсюда и улетели на Выборгский берег в глубокую лахту, которая и доселе называется «Чертовой лахтой». В настоящее время около «коня-камня» разведен парк. На вершине камня устроена небольшая часовня. При монастыре имеются гостиница и странноприимный дом для богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010