В XII веке прибыл на Валаам преп. Корнилий, жил здесь несколько времени и, впоследствии удаляясь отсюда, основал на Онежском озере свою обитель в честь Божией Матери. Обитель его, по имени острова, называется Палеостровскою. В ней почивают святые мощи Основателя под спудом 13 . Белозерский князь Глеб Васильевич устроил при устье реки Шексны в XIII столетии монастырь Усть-шехонский. Для устройства монастырскаго порядка он просил у Валаамскаго игумена Мартирия настоятеля. Старцы Валаамские в 1251 году отправили к нему своего постриженника Геннадия 14 . Около 1393 года прибыл на Валаам из Новгорода св. Арсений. Он, будучи юношею, постригся в 1379 году в Новгородской области, в монастыре, бывшем на Лисичьей горе, упраздненном в XVIII веке. Через одиннадцать лет жизни своей в Новгородской обители, Арсений отправился на Афонскую гору и после трехлетнего подвижничества, с благословения игумена, возвратился опять в Россию, получив из рук его икону Божией Матери и устав общежития для основания монастыря в северных пределах России. Прибывши в Новгород, преп. Арсений, приняв святительское благословение от архиепископа Новгородскаго Uoahha II -го и взяв Святогорское дарование св. икону, отправился в Валаамскую обитель и здесь подвизался некое время. Но видя в этой обители многолюдное братство, „отиде и по смотрению Божию, изволением же Пречистыя Богородицы, достиг Коневскаго острова, и там устроил нынешний Коневский монастырь”. На Валааме пр. Арсений Коневский оставил по себе неизгладимое воспоминание: братия полюбили его. В 1397 году Валаамский игумен Сила отправил к нему на Коневец инока Лаврентия с приглашением возвратиться на Валаам. Св. Арсений отказался: три года уже он подвизался в безмолвии на Коневце 15 . До 1429 года жил в Валаамском монастыре преподобный Савватий Соловецкий, постриженник Кирилло-Белозерскаго монастыря. Он принят был здесь игуменом в число братии, проходил „со всяцем смирением и многим терпением и кротостию зельною” все монастырские послушания, подражая многотрудным подвигам Валаамских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русск. Ц. Макария, т. XI, стр. 68. Воскр. Чт. т. IV, стр. 121–123). Празднование чудотворной Коневской иконе Божией Матери Когда преподобный Арсений (см. 12 июня), после своих благочестивых подвигов на Афоне, возвращался в Россию, то пр. Иоанн, игумен одной из афонских обителей, напутствовал русского инока иконою Богоматери. В 1393 году Арсений принес эту икону в Новгород. Создав церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и обитель на Коневском острове, Арсений поставил принесенную с Афона икону в новосозданном храме. Здесь св. икона прославилась многими благодатными знамениями. В 1610 году, при нашествии шведов на новгородские пределы, Коневская икона Богоматери была перенесена в Новгородский Деревяницкий монастырь. В 1799 году святая икона была возвращена в Коневскую обитель. С крестным ходом и великим торжеством и радостью братия обители встретили и приняли к себе чудотворную икону Владычицы. Эта икона с одной стороны имеет изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, Который держит в левой руке двух голубиных птенцов, a с другой стороны иконы изображен нерукотворный образ Спасителя, древнего греческого письма, по темно-голубому фону. Два молодых голубя, изображенные на Коневской иконе, есть отличительный знак ее, которого нет ни на какой другой иконе Богоматери. Эти два голубя означают, что Предвечный Младенец есть первенец от Девы Марии и что, будучи сам Творец закона, Он исполнил закон о первенцах ( Лк.2:22 ). В настоящее время Коневская икона находится в нижнем соборном храме Сретения Господня близ левого клироса в великолепном киоте. He смотря на свое 480 летнее существование, св. икона хорошо сохранила свой цвет. Риза на изображении Богоматери – серебряно-вызолоченная и унизана жемчугом и драгоценными камнями; в венцах и на раменах большие бриллиантовые звезды. Точно также и на нерукотворном образе Спасителя риза серебряно-вызолоченная. К Коневской чудотворной иконе Богоматери и в настоящее время стекается множество богомольцев, и от нее бывают чудесные исцеления. (Слава Богоматери. Четьи-Минеи). 11-е число Воспоминание чудесе св. великомуч. Евфимии всехвальные. Св. муч. Киндея пресвитера. Св. Праведной Великой Кн. Российской Ольги, нареченной в св. крещении Еленой. Празднование образу Пресв. Богородицы Ржевские

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

718 Б же ту на церковней стен хитростию писаниа шары въображен свя-тый преподобный игумен Сергие, началникъ Валамского монастыря. – В Сказании имеется в виду изображение (фреска?) Сергия Валаамского в церкви Иоанна Богослова на Витке. Не совсем понятно, были ли в этой церкви росписи; реставрационные работы выявили следы росписи в одной из ниш (Шуляк Л. М. Памятники архитектуры Новгорода. Церковь Иоанна Богослова на р. Витке XIV в. Новгород, 1959. С. 9). 720 ...бяху бо въ единалта оба бста. – Арсений Коневский действительно был современником Сергия Валаамского (см. коммент. к Житию Арсения Коневского), тем не менее никаких других источников, кроме Сказания, свидетельствующих о дружбе или хотя бы контактах между преподобными, мы не имеем. В случае с Арсением Коневским мы сталкиваемся еще с одним примером легендарности валаамской историографии. В любой популярной и научно-популярной книге о Валааме XIX–XX вв. можно прочесть со ссылкой на Житие Арсения Коневского сведения о том, что после возвращения с Афона в 1393 г. и до основания собственного монастыря Арсений жил какое-то время на Валааме. Однако эта версия появляется только в поздней переработке Жития, сделанной коневским игуменом Илларионом в начале XIX в. и опубликованной в книге: «Служба, житие и слово похвальное Арсения Коневского» (СПб., 1850). В древнерусской традиции рукописных списков Жития Валаам и его святые ни разу не упоминаются (на наш взгляд, это может служить косвенным аргументом в пользу того, что Житие Арсения Коневского было написано до прославления Сергия и Германа Валаамских, т. е. до середины XVI в.). Однако связь между двумя обителями не вызывает недоумения и представляется вполне естественной: оба монастыря возникли примерно в одни и те же годы по благословению архиепископа Иоанна на близлежащих островах Ладожского озера и являлись православными миссионерами среди иноязычного языческого населения (Арсений Коневский изгонял бесов от Коня-камня, которому язычники приносили жертву). Важной объединяющей чертой является и то, что оба монастыря возникли на новой общежительной основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чистительной названа икона потому, что по молитве пред нею главным образом больные глазами получают исцеление. Она находится в монастыре, основанном в честь Пресвятой Богородицы на одном из прекраснейших мест острова Кипра. Ножевая икона обретена в пустынном месте с висящим при ней ножом, который и доныне хранится при иконе, отчего так она и называется. На этой иконе Пресвятая Богородица изображается одна, без Богомладенца, и с распростёртыми руками как бы для молитвы. На месте явления иконы Греческий император Исаак основал монастырь в честь Богородицы, который именуется по имени иконы Ножевым. 10 июля Коневская икона Икона сия принесена с Афонской горы в Россию преподобным Арсением, Коневским чудотворцем, в 1393 году. Она находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера С.-Петербургской губернии. Когда преподобный Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в своё отечество, то Иоанн Зидон, игумен одного из тамошних монастырей, благословил его иконой Пресвятой Богородицы и предрёк основание им обители. С этой драгоценной святыней Арсений возвратился в Россию в 1393 году. Пришёл он в Новгород, явился к архиепископу Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском озере острова Коневца, Арсений обратился с молитвой ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители. Провидение Божие направило преподобного на то место, где ныне стоит Коневский монастырь. Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славой чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения её на острове. В 1573 году обитель Коневская помощью Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь; но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лёд вокруг острова, так что они не могли исполнить своё намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Глава 7. О названии Святая гора В ту пору братия собрались на совет, и поставили они на той горе крест и образ Пресвятой Богородицы на том месте, где явилась Святая Богородица старцу Иоакиму и сказала: «Не скорби, старец, но пойди и братии скажи, чтобы не расходились от этого места. Старец ваш Арсений скоро вернется со множеством необходимого». Вот из-за этого иноки так сделали в память этого преславного чуда и посещения Божией матери Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и из-за этого называется «Святая гора» и до наших дней. Братия же и приходящие православные христиане начали ходить на Святую гору на поклонение честному кресту и образу Пресвятой Богородицы, ибо было это недалеко от монастыря, примерно в половине версты. На том месте случаются многочисленные исцеления приходящим с верою благодаря посещению Божией Матери. Глава 8. О перенесении монастыря на другое место и о посещении старца Арсения архиепископом Евфимием В те времена жил еще старец Арсений с братией в старом монастыре, который находился во Владычной лахте, как называлось то место. Название же это произошло от следующего. Приехал некогда из Новгорода к преподобному старцу Арсению на Коневский остров блаженный и чудный среди архиереев, просиявший позже в чудесах, новгородский архиепископ Евфимий Второй, чтобы помолиться чудному образу Пресвятой госпожи Богородицы, принесенному от Афонской Святой горы, и увидеть монастырь Коневский, и дать благословение старцу Арсению и его братии, и от них сподобиться молитв к Богу. И тогда пристал он к острову в той лахте, и оттого она стала называться так – Владычная лахта. Этот архиепископ Евфимий великую любовь имел к старцу Арсению, потому что они в начале постничества своего жили оба в одной и той же обители, называемой «на Лисичьей горе». Евфимию же тогда был вручен пастырский жезл той обители, и он хорошо о пастве своей заботился, и имел попечение о спасении многих душ. Арсений же с любовью нес свое смиренное послушание и в телесных трудах усердно время проводил, и поэтому известен был блаженному Евфимию как добрый раб Божий и ревностный в трудах иноческих. Именно поэтому архиепископ посетил его и дал его монастырю на созидание многие средства, и братию угостил, и милостынею одарил, старца же духовного сподобил чести и дал ему носить свой старый белый клобук. Сам же он возвратился в Великий Новгород на свой престол. Мы же об архиепископе рассказ сократим, только до сих пор, и на предшествующее возвратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освящен верхний храм собора Рождества Богородицы Коневского монастыря июля 2019 Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Тверской и Кашинский Савва, Казанский и Татарстанский Феофан, Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, епископы Выборский и Приозерский Игнатий , Кронштадтский Назарий, Альметьевский и Бугульминский Мефодий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Серафим, наместник обители игумен Александр (Арва) , духовенство Санкт-Петербургской митрополии. За богослужением молился настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райаполви). Состоялась хиротония архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. Патриарх напутствовал новопоставленного епископа. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий обратился к Предстоятелю, отметив, что продолжаются торжества в честь 625-летия основания монастыря. " Эти 625 лет были непростыми, - сказал он. - Когда преподобный Арсений покидал земной мир, оставил завет братии: " Если будете пребывать в законе Господнем, обитель не оскудеет и Матерь Божия ее не оставит " . Но, как видим, трижды обитель оскудевала - и трижды практически из небытия восставала и восстает, и, как мы уже привыкли говорить, это третья Пасха в истории обители. Преподобный не случайно говорил о сохранении закона Господня. Он понимал, что человек слаб, и даже несмотря на то, что было сделано на протяжении десятилетий, столетий, грех разрушает не только внутренний мир человека, но и священную связь человека с Богом. И вот, милостию Божией, когда и вера уходила из сердец, люди уже сомневались, возможно ли воссоздать то, что было утеряно нашими предками, обитель была восстановлена. Вспоминаю наш давний разговор, вы говорили, что надо восстановить обитель и искать для этого все возможные способы, и сегодня это все исполнилось. Исполнилось благодаря вашему попечительству, вашим молитвам и благодаря заботе главы нашего государства, для которого эта обитель тоже стала чем-то дорогим. И сегодня мы вас приветствуем в восстановленном храме и вместе молимся, чтобы закон Господень, о котором говорил преподобный Арсений, мы не теряли, потому что если его потеряем, можем быть оставлены Богом и Пречистой Девой Марией " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Источники агиографии. Стб. 58-59; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 65-70; Пимен (Гаврилов), архим. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1892; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 120-126; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (кон. XIV - 1-я пол. XV в.)//Книжные центры Древней Руси XIV-XVI вв. СПб., 1991. С. 79, 82; Комаров Е. Обитель преподобного Арсения//ЖМП. 1991. 11. С. 20-24; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 35, 59, 89, 106-108; Степанова И. Остров вдохновений//АиФ. 2000. Сент. 36 (1037); Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 198, 227; Т. 2. С. 60, 61. А. А. Романова Иконография. Наиболее ранним сохранившимся изображением является шитый покров 1551 г. на гроб преподобного, пожертвованный Бровцыным и Щетининым (Музей правосл. искусства г. Куопио); А. К. представлен в полный рост, прямолично, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и широкой окладистой бородой, правой рукой указывает на свиток в левой; вверху надпись: «Преподобный Арсений старец Коневского монастыря». На крышке серебряной раки, созданной в 1842-1843 гг. в С.-Петербурге Ф. А. Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио), святой изображен с закрытыми глазами, в схиме, с куколем на голове и крестообразно сложенными на груди руками; на барельефах боковых граней раки помещались клейма с сюжетами его жития: игум. Иоанн на Афоне благословляет святого иконой Божией Матери на путь в Россию; прибытие А. К. на Коневец и моление пред чудотворным образом, указавшим место для мон-ря; избавление иноков от потопления по молитве святого; успение преподобного; надгробная служба свт. Евфимия II, архиеп. Новгородского, держащего в руках Коневскую икону Божией Матери. Рака с мощами прп. Арсения Коневского в Коневском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: “Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает”, и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю. Может, была она похожа на нашу, и перед преподобным Арсением вдруг так же явился из тумана этот прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой… Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально уплыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок — икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце. Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи Преподобного — его Афонское благословение — Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преподобного Арсения, написаны православными финнами. Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький диакон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец. После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на “что-нибудь горяченькое” и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью, мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утреннюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

Сейчас в Епархиальном управлении будет открыта выставка " Коневец — святыня, которая рядом " . Ведь до островной обители добраться непросто, а сейчас все смогут увидеть ее жизнь. Вы увидите и уникальные дореволюционные фотографии обители. Приезжая туда, я каждый раз чувствую себя, как дома: Божия благодать согревает на острове, молитвы преподобных Василиска и Зосимы создают духовную связь между нашими землями. Я выражаю сердечную благодарность владыке Игнатию и наместнику обители, игумену Александру за труды по принесению мощей преподобного Арсения. Благодарю и владыку Филарета, епископа Канского и Богучанского, прибывшего из Красноярского края на наше торжество. После открытия выставки мы с арихипастырями совершим чин закладки храма в честь преподобного Арсения Коневского в деревне Коски, откуда начинаются рославльские леса, где подвизались преподобные, чтобы укрепить духовную связь между нашими епархиями. Будем называть это место Новым Коневцом! Это первый храм в честь преподобного Арсения за пределами Северо-Западного федерального округа».  Преосвященнейший Игнатий также обратился к архипастырям и рославльчанам со словами приветствия:  «Ваше Преосвященство, владыка Мелетий! Ваше Преосвященство, владыка Филарет! Дорогие отцы, братия и сестры! Я рад тому, что по приглашению Преосвященнейшего Филарета вновь совершил богослужение на Рославльской земле. Отрадно, что сегодня мы поделились своей духовной радостью, принеся сюда мощи святого Арсения Коневского. Обители, основанной преподобным на Коневце, в этом году исполняется 625 лет. За эти годы Господь и являл Свою славу в этом монастыре и показывал, насколько опасно бывает нарушать заповеди Божии. Когда преподобный Арсений уходил в жизнь вечную, он оставил братии духовное завещание: " Если пребудете в молитве, в мире — обитель не оскудеет " . Но за 625 лет она разрушалась шведами, на землях которых находилась, большевиками… Нынешнее восстановление — ее третье возрождение, третья Пасха. Она снова возрождается из небытия. И слова преподобного Арсения напоминают нам, что молитва сохраняет наш душевный мир, дарует нам радость здесь, а не " на стране далече " . Потому что наше счастье заключается в Боге. Так жил сам преподобный Арсений: даже на Афоне, где он укреплялся в духовном подвиге три года, он стремился сердцем на родную северную землю. И здесь, на острове посреди сурового Ладожского озера, волны которого порой достигают десяти метров, а шторма губительны, он создал новый Афон.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Преподобный Арсений, узнав об этом от одного благочестивого рыбака, всю ночь провел на молитве, а утром с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы пришел с учениками к камню и, по молитве, окропил его святой водой; тогда, по преданию, в виде воронов полетели с острова духи на противоположный Выборгский берег, в глубокую лахту, сохранившую по настоящее время название «Чертова лахта». Ежегодно 12 июня совершается из монастыря крестный ход к Святой горе, а 10 июля в Коневский скит на Владычной лахте. Возвращение святой чудотворной Коневской иконы в город Коневец празднуется 3 сентября. При монастыре странноприимница и две гостиницы для богомольцев. Монастырю принадлежит в Санкт-Петербурге (на Загородном проспекте) часовня, в которой находится список с Коневской иконы Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Архитектурный ансамбль Коневецкого Рождественского монастыря находится на острове Коневец в западной части Ладожского озера, в пределах нынешнего Приозерского района. До основания монастыря остров был почти необитаем, только карелы на летний период привозили сюда скот на пастбища. В 1393 г. монах Арсений при поддержке новгородского архиепископа Евфимия основал на острове монастырь. Деревянная келья Арсения и первые постройки (скит, церковь и кельи с оградой) располагались на берегу острова у Владычной лахты (бухты). Однако при подъеме воды в Ладожском озере их затопляло, а потому через четверть века монастырь перенесли в глубь острова. В XVI—XVII вв. ансамбль несколько раз горел, был разрушен шведами, захватившими остров, и с 1718 г. по специальному указу Петра I восстанавливается практически заново. Пожар 70-х годов XVIII в. снова уничтожил весь архитектурный ансамбль. Сохранившиеся памятники монастыря восходят к последней четверти XVIII в. и более поздним периодам строительства на острове. На пожертвования императрицы Елизаветы Петровны была восстановлена деревянная Никольская церковь, а с 1766 г. на древних фундаментах возводится каменный трехнефный собор, увенчанный деревянным куполом с главой, и отдельно стоящая колокольня с шатровой кровлей.

http://sobory.ru/article/?object=00111

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010