«Господь мой вкусил оцет с желчию, и я ли буду есть с маслом?» - велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно, и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мохом, дубовой корой... Они смотрели на пищу, как на лекарство: фунт хлеба в сутки - вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день, преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, - это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киевопечерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою... Слабые люди нашего времени скажут: так изнурять себя - грешно, такая скудость в пище вредит здоровью, сокращает жизнь. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они легко переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом - заметьте - они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были - только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; Кириак отшельник жил 109 лет; Алипий столпник - 118; Иоанн молчальник - 104; Антоний и Феодосии Великие по 105; Павел Фивейский - 113; Павел Комельский - 112; Анин - 110; Макарий Александрийский - 100. Марк Фраческий только в пустыне провел 95 лет, не считая того, сколько жил в мире. И другие многие жили по сто лет, а до 90 - большая часть...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Не удивляюсь, что сказания о древних подвижниках кажутся им вымыслами, да многие и не знают их. А между тем стоило бы, если уж не ради подвига подражания им, то хотя бы ради так называемого научного интереса, ради, наконец, собственной пользы, в целях здоровья, заглянуть в жития святых, чтобы так или иначе использовать их опыт в отношении поста. Ведь, и они были такие же, как мы, люди, такую же и плоть носили, хотя, конечно, не столь избалованную, как наша. А все же - не угодно ли вот послушать, как они постились. Раскроем бесценное сокровище назидания - жития святых Божиих и приникнем слухом сердца к тому, что говорят они. Вот преподобный Иларион принимает пищу иногда чрез три, иногда чрез четыре дня. Преподобный Савва вкушает чрез пять дней, а Симеон Дивногорец, еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постится по семи дней. Во всю жизнь потом он держится правила: вкушать чрез три дня, иногда чрез семь, иногда же чрез десять. Преподобный Ор вкушал раз в неделю, так же постился и преподобный Макарий Александрийский в святые четыредесятницы. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, во все время своего святительства, в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей. Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. Потом, к одной неделе приложил он и другую, и вкушал уже чрез две недели. Преподобный Петр Афинский постился сперва две недели, а после постоянно вкушал чрез сорок дней пищу, которую приносил ему Ангел Божий. Преподобные Виссарион и Симеон юродивый часто проводили без пищи целую неделю, а иногда и сорок дней. Симеон столпник сначала вкушал в неделю раз, потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней, и хотя у него были хлеб и вода, однако он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил св. четыредесятницу без пищи и питья. Преподобные: Герасим, Анин, Феодор Сикеот, Антоний и Феодосии Великие, Макарий Египетский, Кириак, Иоанникий Великий, Марк Фраческий, Афанасий Афинский, Арсений Великий, Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил столпник и множество других подвижников всю жизнь свою проводили в изумительных подвигах поста. А когда принимали пищу, то надобно еще сказать: что это была за пища? Это были смоквы и финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко - с маслом. Одному подвижнику, в день Пасхи, ученик приготовил пищу с маслом: он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Анна Десницкая: Отсутствие фальши. Александра Литвина: Да, и для читателя тоже получилось создать, мне кажется, чувство и ощущение времени, особого пространства, особого мира, который сложился в этой квартире. Аня Десницкая, Александра Литвина на выставке Non/fiction Живых воспоминаний о прошлом все меньше – Почему вы взяли 1902 год? Не ровно 1900-й? Александра Литвина: Это год, когда было построено довольно много доходных домов. Муромцевы въезжают в новый дом с квартирами. Сначала мы хотели даже представить какой-то конкретный дом, хотя потом от этой идеи отказались. Кроме того, эта дата, 1902 год, достаточно нейтральная: и не рубеж века, хотелось отступить от более простого хода, и не 1905 год. – Как вы работали с материалом? Александра Литвина: Анин фейсбук стал просто кладезем, ей прислали очень много информации и фотографий. Я, в основном, сидела в Историчке, эта библиотека оказала огромную, неоценимую помощь, и рыла в самых разных источниках. Пригодились воспоминания и беседы с информантами, в основном, конечно, членами нашей семьи и знакомыми. Если найти людей, которые помнят 1961 год, довольно просто, то людей, которые помнят довоенную Москву, с каждым годом все сложнее и сложнее. Анна Десницкая: На 20-е годы, например, есть человек, с которым еще можно поговорить. Это Марина Густавовна Шпет. Мы использовали книгу ее воспоминаний, «Дочь философа Шпета», хотя лично с ней об этом не разговаривали. Когда я работала над разворотом про 1927 год, я как раз советовалась с ее внучкой, Катей. Она несколько лет назад делала арт-объект «Коммунальная кухня 30-х годов» и свою бабушку тщательно расспрашивала. И Катя мне очень подробно рассказала, какие были выключатели, провода, как все было устроено. – Я была удивлена, не встретив слова «царь» на первых страницах. Думаю, что сложно было выбрать, что войдет в историю, что нет. Сталин и Ленин есть, Николая Второго нет, Гагарин и полет в космос есть, Олимпиады нет, гуманитарная помощь есть, секонд-хендов нет. Как вы отбирали, что войдет, а что нет?

http://pravmir.ru/istoriya-staroy-kvarti...

Псевдореалистичны также многие другие жития. Область с нашей точки зрения фантастических легенд (византийцы, впрочем, не делали разницы между реальным и сказочным, считая то и другое в одинаковой мере достоверным) тоже обнаруживает свою зависимость от фольклорных или языческих источников. Черты древнегреческого фольклора вырисовываются в легендах о святых, которые исцелили льва и за это обрели в нем верного помощника. Вместо язычника Андрокла, спасенного от смерти благодарным львом, это святые Герасим, Савва Освященный, Анин и многие другие герои житий, которым служит благодарный лев. В чуде Георгия, явленном им Феописту, можно узнать миф о Дионисе и Икарии. Подобно Дионису, в благодарность за оказанное гостеприимство подарившему Икарию виноградную лозу, Георгий награждает своего хозяина, воскресив весь скот, убитый им для угощения святого. Впрочем, сюжет о божестве, в человеческом облике посетившем дом бедняка и воздавшем ему за гостеприимство, встречается в дохристианское и христианское время в международном фольклоре. При единообразии схемы варьируется лишь фигура гостя, воплощаемая то в образе языческого божества или героя, то доброй волшебницы, то святого и, наконец, самого Христа, и получаемый хозяином дар: это либо воскрешенный скот, либо золотые монеты по числу жиринок, плавающих в супе (так Христос вознаграждает бедную вдову), либо виноградная лоза, либо еще что-нибудь. Пример книжного языческого влияния дает житие Макария Римского. Первая часть, занятая повествованием о странствии трех монахов в поисках края света, повторяет известный в Греции со времен Гомера и отраженный международным фольклором сюжет путешествия по чудесным странам. Автор этой монашеской Одиссеи использовал один из позднейших ее вариантов, христианизированный пересказ народной книги об Александре Македонском псевдо-Каллисфена, в котором подлинная биография Александра отступила на задний план и сюжет преимущественно касался его чудесных приключений в дальних землях. Христианско-монашескому образу мышления чужда и завязка, тоже восходящая к языческому источнику и мотивирующая предпринятое странствие стремлением постигнуть тайны вселенной. Недаром во второй, назидательной, части легенды автор показывает тщету и греховность подобного стремления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

179 Отношение четвертой заповеди блаженства к предшествующим заповедям . В душе смиренного и кроткого христианина, оплакивающего свои грехи, нет места самодовольству; снисходя к другим, смиренный человек строг к самому себе, так как ясно видит свои неправды, свои недостатки, и потому, естественно, стремится жить праведно, старается все делать по правде, и этого он хочет так же сильно, как голодный и жаждущий хочет пищи и питья. Таким образом, стремление к правде, или оправданию, есть четвертая ступень на пути к блаженству. 180 Под правдой Божией здесь разумеется не только оправдание грешника перед Богом и дарованное ему Богом отпущение Грехов, но и сообщение благодати Святого Духа, которая, войдя в сердце грешника, очищает его от греховной скверны и делает праведным. 181 Пророк Давид указывает, что он тогда вполне насытится духовными благами, когда в будущем веке, наслаждаясь видением Божества, сделается участником славы Божией. 182 Связь пятого изречения о блаженстве с предшествующим . Достигая оправдания перед Богом не за свои добрые дела, а исключительно по благодати Божией , то есть незаслуженно и даром, христианин живо чувствует неизреченную милость к себе Господа, а потому и сам делается милостивым и сострадательным к своим ближним, выражая и свидетельствуя через это свою благодарную любовь к Богу ( 1Ин.4:20–21 ); он принимает деятельное участие в облегчении страданий и нужд меньших братьев Христовых ( Мф.25:40 ), всем желает одного добра, душа его стремится на дела благотворительности. 183 По смыслу этой заповеди христианин должен быть милостив не только ко всем людям, но и ко всем живым Божиим созданиям. Св. отцы были сострадательны даже к хищным зверям. Так преподобный Гера сим излечил ногу льва и долгое время жил вместе с этим львом в иорданской пустыне; преподобный Анин лечил язву на ноге медведя, а преподобный Евтихий даже плакал над убитым братьями зверем; преподобный Сергий Радонежский чудотворец нередко делил последний кусок хлеба с приходившим к нему медведем. Преподобный Серафим Саровский, живя в пустыне, делился своим хлебом с птицами и лесными животными, которые очень любили его и ходили к нему; не раз видели его кормящим громадного медведя, который, по слову св. Серафима, отходил в чащу леса, а потом опять возвращался. О святом Елевферии рассказывается, что он жил с дикими зверями, как с овцами; они любили его, ласкались к нему. Священномученик Власий разделял свое одиночество с пустынными дикими зверями. Последние подходили к нему, останавливались у входа в пещеру, когда он стоял на молитве; и Власий, выходя, ласкал их, клал на них руки и даже лечил их болезни и раны. У нас и до сих пор Власий почитается покровителем животных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

95. Вдова генерала от кавалерии Екатерина Леонова. 96. Жена действ[ительного] ст[атского] сов[етника] Евгения Ивановна Арсеньева. 97. Жена действ[ительного] ст[атского] сов[етника] Глафира Дамиановна Керн. 98. Вера Михайловна Бузни. 99. Нина Варфоломеевна Бузни. 100. Вдова тайн[ого] сов[етника] Анна Ивановна Сергиевская. 101. Анна Александровна Вениаминова, жена протоиерея. 102. Анна Михайловна Катанская. 103. Вдова полковника Вера Николаевна Панаева. 104. Евгения Петровна Шлыкова. 105. Жена генерал-лейтенанта Александра Александровна Кузьмина-Караваева. 106. Антонина Евлампиевна Анисимова. 107. Действ[ительный] ст[атский] сов[етник] инженер Александр Юлианович Сокович. 108. Действительный член общества Ревнителей Русского Исторического Просвещения в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III флота капитан I ранга Петр Иванович Спицын. 109. Действ[ительный] ст[атский] сов[етник] Николай Николаевич Лодыженский. 110. Доктор князь Сергий Владимирович Жевахов. 111. Граф Сергий Игнатьев. 112. Георгий Васильевич Бутми. 113. Инженер ст[атский] сов[етник] Константин Гаврилович Иванов, чиновник особых поручений V класса при Приамурском генерал-губернаторе. 114. Ст[атский] сов[етник] врач Владимир Леонидович Мартиновский. И5.Артиллерии капитан Николай Михайлович Кодратович. Иб.Член ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Военно-Исторического Общества Лев Евфимиевич Катанский. 117.Г.Б. Петкевич, Казанский вице-губернатор. 118. Свободная художница Ольга Ивановна Самохина, рожд. Сибилева. 119. Губ[ернский] секр[етарь] Павел вёл Афанасьевич Шлыков. 120. Редактор «Окраин России» П. Бывалкевич. 121. Михаил Иустинович Русецкий надв[орный] сов[етник], смотритель Елизаветинского института. 122. Евдоким Николаевич Квашнин-Самарин. 123. Николай Николаевич Квашнин-Самарин. 124. Иван Александрович Татищев. 125. Тит[улярный] сов[етник] Николай Феодорович Волков. 126. Пот[омственный] поч[етный] гражд[анин] Александр Феодорович Классен. 127. Кол[лежский] сов[етник] Михаил Петрович Удинцев. 128. Над[ворный] сов[етник] Николай Яковлевич Васильев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В правление Преосвященного митрополита Гавриила более, нежели когда-либо прежде, находилось в Киеве и Киевской епархии разных Преосвященных, пребывавших на покое, а именно: Павел Конюскевич, митрополит Тобольский с 1768 г. живший в Киево-Печерской Лавре и там 1770 г. ноября 4 скончавшийся; Чарнуцкий епископ Нижегородский, там же пребывавший и скончавшийся в 1780 г.; Кирилл епископ Севский с 1778 г. живший в Златповерхомихайловском монастыре и в 1795 г. скончавшийся; сверх того из 10 греческих архиереев, во время и после войны с турками выехавших в Россию, Анатолий епископ Морейский с 1772 г. определен был в Глуховский Петропавловский монастырь с управлением оного и там скончался 1775 г. февраля 2; Серафим Анин, нареченный патриарх Константинопольский, в 1775 г. определен в Спасский Максаковский, а в 1777 г. переведен по просьбе его в Дубенский Мгарский монастырь, и там скончался 7 декабря 1779 г.; Серафим митрополит Лакедемонский с 1777 г. жил в Лавре и в 1789 г. апреля 30 там скончался; Никодим архиепископ Реондский с 1777 г. жил в Выдубидком монастыре, а в 1788 г. во время шведской войны испросил от императрицы дозволение быть главным начальником над духовенством Северного флота, но там во время сражения скончался. Все они имели назначенные себе пенсии, а от Св. Синода благословение священнослужения в своих местах и вне оных с ведома епархиального Преосвященного митрополита Киевского. Преосвященный митрополит Гавриил скончался на 76 году от рождения своего 9 августа 1783 г. и на другой же день пребывавшими в Киеве Преосвященными с панихидой внесен в склеп, а по указу Св. Синода священническим погребением отпет 17 сентября Преосвященным Феофилом епископом Черниговским, коего сам он назначил в завещании своем. Епархиальные же дела впредь до будущего митрополита поручены Иллариону епископу Переяславскому. Сей Преосвященный прилагал также попечение о Киевской академии, для коей построил он на берегу Днепра, где ныне семинария, каменную в один этаж бурсу вместо деревянной, построенной Преосвященным Арсением и в 1775 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2016/07/12, 20:03:18 Братия,прошу вашей молитвенной помощи о упокоении душ экипажа самолета ИЛ-76(МЧС России),погибших при тушении лесных пожаров в Иркутской области 1 июля-рБ анин),Вадиме,Андрее.Всего 10человек.Они спасали жителей маленьких поселков в труднодоступной местности.Помолитесь,пожалуйста,об укреплении их вдов,сирот,родителей,сослуживцев и всех скорбящих близких.Вечная память. 2016/07/12, 18:13:06 Благословите! Помолитесь о здравии Фотинии, Марины, отр. Максима,Василия, Александра. Фотиния 2016/07/12, 15:06:51 Дорогие братья во Христе. жирный Сердечно прошу Ваших молитв о спасении души и здравии моего болящего сына Алексия подчёркнутый 1982 г. рожд. (психическое заболевание с 16 лет после избиения его в драке) и о спасении души, здравии и благополучии моей непраздной дочери Марии подчёркнутый 1979 г. рожд, ожидающей шестого ребёнка и её мужа Вадима подчёркнутый и их детей. Мария с мужем и детьми проживают в Москве, снимают квартиру, на оплату которой ежемесячно с трудом собирают, наскребают. Они стоят в очереди на жильё при РПЦ МП для многодетных, но когда подошла их очередь в 2014 году, то её передвинули, и моя дочь опять оказалась в хвосте. Прошу вашего, дорогие братья во Христе, молитвенного воздыхания, дабы умилосердился Господь и помог моей дочери обрести, наконец, свою квартиру. Простите за такую бытовую просьбу. Благодарю всей душой, кланяюсь. Галина (Россия, Крым) 2016/07/12, 14:52:28 Дорогие Отцы и Братия, Святого Афона!!! Благословите!!! Слезно прошу ваших молитв о болящих Иулии( 15 предстоит операция),Глебе, Ольге. Помогите, пожалуйста!!! Спасибо за ваш молитвенный труд!!! Дай вам Бог сил и здоровья!!! Р. Б. Ольга.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=157

После годичного заключения в тюрьме (преимущественно в одиночке) С. П. Мельгунова освобождают по ходатайству Академии наук и Кропоткина. В 1922 г. ему разрешают выехать за границу при условии, никогда не возвращаться на родину. Через год историка лишают советского гражданства – за рубежом он опубликовал первые статьи о красном терроре, которые затем вышли книгой. Начинается новая глава в жизни С. П. Мельгунова . Темой его занятий, центром его жизни становится изучение истории русской революции. Он организует издание исторического журнала «На чужой стороне», который является как бы продолжением «Голоса минувшего» и пишет – одну за другой – книги, в которых исследует различные этапы и аспекты истории России в «роковой год». До последнего дня своей жизни (умер в 1956 г.), С. П. Мельгунов работает. Перечень его книг убедительно свидетельствует о размерах проделанной работы и неизменности интересов историка: «Красный террор в России» (1924), «Трагедия адмирала Колчака» (в трех томах, 1930–31), «На путях к дворцовому перевороту» (1931), «Золотой немецкий ключ к большевистской революции» (1940), трилогия «Революция и царь», включающая «Легенду о сепаратном мире» (1957), «Мартовские дни 1917 года», написаны в годы войны, изданы после смерти автора 1961 г.), «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), «Как большевики захватили власть» (1939). Кроме того С. П. Мельгунов написал воспоминания, множество статей, редактировал журнал. Особенность исторического метода С. П. Мельгунова связана с тем, что он был привилегированным свидетелем событий, о которых писал. Историк и участник событий, он знал тех, кто делал революцию. А. Солженицын подчеркивает это качество, замечая, что Мельгунов «проницательно» объяснил немало исторических лиц русской революции 12 . Историк Д. Анин считает, что он, «проделал огромную работу по изучению отдельных решающих фаз революции», что «историки и читатели будут благодарны Мельгунову, хотя сейчас его имя на родине почти не упоминается» 13 . Главной заботой С. П. Мельгунова -историка были факты, установление фактической канвы событий, выяснение – что произошло на самом деле, а что является лишь воображением современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий) . Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова. С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко) . В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова) , настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский). В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010