Аникита (непобедимый, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Аникита , муч. никомидийский, 12 авг. Аниманда , мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анин монах, подв. близ Евфрата, 13 и 18 марта. Анисия (совершение, успех, греч.) дева, мученица солунская, 30 дек. Анна (благодать, евр.) пророчнца, мать пророка Самуила, 9 дек. Анна пророчица, 3 февр. Анна прав., мать Пресвятой Богородицы, 25 июля и 9 сент. Анна , мученица персидская, 20 ноября. Анна мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анна мученица, 22 окт. Анна и Кирилла мучч., 5 июля. Анна , преподобная вифинская, 29 окт. Анна преподобная, 13 июня. Антипа (упорный, крепкий, против всего, греч.), еп. Пергама асийского, муч. 11 апр. Антипатр (вместо отца, как отец, греч.), муч. кизический, 29 апр. Антиох (противонесущий, напротив везущий, греч.), врач севастийский, муч. 16 июля. Антиох , пустынник сирийский, 23 февр. Антонина , (см. Антоний) муч. никейская, 1 марта и 13 июня. Антонина девица мученица, 10 июня. Антонин , из 7 отроков ефесских, 4 авг. и 22 окт. Антонин , муч. никомидийский, 19 апр. Антонин , муч. римский, 7 июня. Антонин , муч. кесарийский в Палестине, 13 ноября. Антонин , муч. анкирский, 7 ноября. Антонин , пустынник сирийский, 23 февр. Антонин , муч. африканский, 23 сент. Антоний (покупающий в замен, набивающий цену, греч.) пресв., муч. егип., 8 янв. Антоний , из числа 45 мучч. Никопольских, 10 июля. Антоний , муч. кампанийский, 6 июля. Антоний муч., с Маркеллом, 1 марта. Антоний александрианин, муч. 9 авг. Антоний , муч. сирийский, 9 ноября. Антоний великий, преп. египетский, 17 янв. Антоний , патриарх цареградский, Кавлей, 12 февр. Антоний , пр. печерский, 10 июля. Антоний римлянин, пр. новгородский, 3 авг. Антоний , муч. литовский, 14 апр. Антоний , пр. сийский, 7 дек. Анувий , преп. египетский, 5 июня. Амфим , (цветущий, греч.) еписк. никомидийский, муч. 3 сент. Анфим , муч. Киликийский, 17 окт. Анфимий (Анфим), 30 дек. Анфир (цветущий, греч.) папа римский, 5 авг. Анфиса (вернее Анфуса – цветущая, греч.), мученица, пострад. от Сунилды, 8 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Андрей стратилат, муч. Киликийский при Максимиане, и дружина его. 19 авг. Андрей, пустынник Египетский, с Иоанном и другими. 2 дек. Андрей пресвитер, муч. при Льве Исавр. ок. 730 г., с Ипатием 21 сент. Андрей, пресвитер Критский, муч. Царьградский при Копрониме в 701 году. 17 окт. Андрей, архиеп. Критский, 8 века. 4 июля. Андрей, Иоанн и чада сего Петр и Антонин, пострад. в Африке в 9 веке от Агарянского киязя Аврахима. 23 сент. Андрей, юродивый Цареградский 10 века. 2 окт. Андрей, князь Смоленский. 27 окт. Андроник, ап из 70. 17 мая и 30 июля. Андроник, муч. Киликийский 304 года, с Тарахом и Провом. 12 окт. Андроник преп. и супруга его Афанасия, Антиохиане, подвизавшиеся в Египте в начале 5 века. 9 окт. Анект, муч. Коринфский при Декии, с Кодратом и др. 10 марта. Анемподист, муч. Персидский ок. 345 г., с Акиндином и др. 2 ноября. Аникита, муч. Мелитинский при Диоклетиане с Иероном и др. 7 ноября. Аникита и Фотий, мучч. Никомидийскис при Диоклетиане. 12 авг. Анемаида мученица, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 26 марта. Анин монах, подв. близ Евфрата. 18 марта. Анисия дева, мученица Солунская при Диоклетиане. 30 дек. Анна пророчица, мать пророка Самуила. 9 дек. Анна пророчица и Симеон Богоприимец. 3 Февр. Анна прав., матерь Пресвятой Богородицы. 25 июля и 9 сент. Анна, мученица Персидская 343 г., с еп. Нирсой и др. 20 ноября. Анна мученица, из 26 мучч. Готфских 4 века. 26 марта. Анна мученица, с Александром еп. и др. 22 окт. Анна и Кирилла, мучч. 5 июля. Анна, преподобная Вифинская 8 века, подвизавшаяся под именем Евфимиана. 29 окт. Анна преподобная, и сын ее Иоанн. 13 июня. Антипа, еп. Пергама Асийского, муч. при Дометиане. 11 апр. Антипатр, муч. Кизический, с Феогнидом и др. 29 апр. Антипатр, еписк. Востр в Аравии, 5 века. В субб. с. Антиох, врач Севастийский, муч. от Адриана. 16 июля. Антиох, пустынник Сирийский 5 века. 23 февр. Антиох, преп. Палестинский 7 века. Субб. с. Антонина, мученица Никейская при Диоклетиане. 1 марта. Антонина девица, мученица ок. 313 г., с Александром воином. 10 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Аммон, или Амой (по греческому тексту канона), преп. Египетский, друг Арсения Великого , жил в 5 веке. (Cotel. Monum. eccl. gr. I. 390. Vitae patrum p. 568, 608.) Аммон, или Аммона, (μμονς) Был настоятелем тавеннисиотской обители в верхнем Египте и скончался мирно в начале 5-го века. Под его управлением находилось около трех тысяч иноков, когда его обитель посещал прп. Палладий. (Палл. 18. Act SS. iann. II. р.722). Аммун, или Аммон, первый отшельник Нитрийский. (4 окт.). Аммонава. Подвизался недалеко от Пелузы. По его ходатайству окрестные отшельники освобождены от подати, которой хотел обложить их областной правитель. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 401). Анина. (Преподобный Анин (Анания) Халкидонский, Евфратский, монах) (18 марта). Антиох, преп., из обители пр. Саввы, свидетель избиения препп. отцов сарацинами около 614 года, оставивший описание сего события в письме к Евстафию, настоятелю обители Атталийской, близ Анкиры, и 130 поучений. (Act. SS. 22 iann. 422). Антоний Великий, монахов первонаставник. (17 янв.). Ануф. (5 июня). Аноим преп., ученик Саввы Освященного. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Аполлос. (31 марта, где он назван Аполлонием). Арис, подвижник Египетский. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 300). Арсений Великий, «держава безмолвия». (8 мая). Афродисий, «столп воздержания», ученик преп. Саввы. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Ахилла, отшельник скитский, современник Арсения Великого (5 века), Исаии, Витимия, Амоя. (Cotel. I. 387). Афанасий, Афонский. (5 июля). Афинодор. Ученик Пахомия Великого (15 мая), терпением в болезни служивший назидательным примером всей братии. (Act SS. 14 maii. n. 52.) Афр, ученик преп. Ора Нитрийского, образец послушания, 4 века. (Act SS. iul. IV. 216). Вавила преп., из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха (ум. 620). Пролог 22 февр. Василий некий, из послушания, живый во гроб вселившийся. Вассиан, «пастырь, дом премудрости». (10 окт.). Венедикт, «небо, высотою жительства». (14 марта). Вениамин «твердый», отшельник Нитрийский. Тяжкая болезнь не ослабила в нем терпения, и усилила дар целения, ум. ок. 392. (Pallad. с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Анина Чудотворца Память 18 марта Преподобный Анин был родом из Халкидона 2014 . Родители его были христианами. Подобно евангельскому Закхею 2015 он был небольшого роста, но, взамен того, был велик духом. С самых юных лет он отличался кротким, незлобивым нравом и постоянно стремился к деланию добра. Когда преподобному исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял пострижение в монашество. Ревнуя о безмолвном подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню, расположенную близ того места, где протекает река Евфрат 2016 , отделяющая Сирию 2017 от Персии 2018 . Здесь Анин встретил одного отшельника, по имени Маиума, подвизавшегося в пещере. Святой поселился у него и подражал ему в подвигах поста и молитвы. Оба они содержали столь строгий пост, что во всю четыредесятницу не вкушали ничего совершенно, но, несмотря на это, всегда имели радостные лица, как бы присутствуя на царском пиру. Святой Анин настолько преуспевал в своих подвигах, что превзошел даже своего учителя – старца. Он проводил многие дни совершенно без пищи, молясь день и ночь, так что даже старец дивился его подвигам. В том месте, где подвизался святой Анин с отшельником, не было воды, потому что река Евфрат находилась в расстоянии пяти стадий 2019 от их пещеры. Святой Анин носил воду из этой реки в малом сосуде, намеренно не пользуясь большим сосудом, чтобы трудиться как можно более, часто ходя за водой. Один раз святой Анин отправился за водою на реку, но не успел он еще отойти и одной стадии от своей пещеры, как сосуд его был наполнен водою внезапно явившимся ему Ангелом. Заметив, что Анин возвратился необычно скоро, старец понял, что Бог сотворил с ним чудо, исполнив его благодати Своей. После этого он стал упрашивать его быть своим учителем и наставником, но, не будучи в состоянии уговорить его к этому, решил оставить его, чтобы не заставлять служить себе того, которому он сам хотел бы и считал себя обязанным послужить. Пришедши в один монастырь, расположенной близ реки Евфрата, старец рассказал братии о святом Анине. С этого времени молва о святом Анине распространялась всё более и более, и к Анину стали приходить многие люди, искавшие подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В том месте, где подвизался святой Анин с отшельником, не было воды, потому что река Евфрат находилась в расстоянии пяти стадий [ 6 ] от их пещеры. Святой Анин носил воду из этой реки в малом сосуде, намеренно не пользуясь большим сосудом, чтобы трудиться как можно более, часто ходя за водой. Один раз святой Анин отправился за водою на реку, но не успел он еще отойти и одного стадии от своей пещеры, как сосуд его был наполнен водою внезапно явившимся ему Ангелом. Заметив, что Анин возвратился необычно скоро, старец понял, что Бог сотворил с ним чудо, исполнив его благодати Своей. После этого он стал упрашивать его быть своим учителем и наставником, но, не будучи в состоянии уговорить его к этому, решил оставить его, чтобы не заставлять служить себе того, которому он сам хотел бы и считал себя обязанным послужить. Пришедши в один монастырь, расположенной близ реки Евфрата, старец рассказал братии о святом Анине. О этого времени молва о святом Анине распространялась всё более и более, и к Анину стали приходить многие люди, искавшие подвижнической жизни. По удалении старца Маиума из пещеры, святой Анин сказал сам себе: «я здесь начал подвизаться, здесь и останусь до конца своей жизни», — и остался в пещере. Впрочем святой Анин неоднократно уходил из пещеры вглубь пустыни; пробыв здесь двадцать или тридцать дней, он возвращался обратно в свою пещерную келлию. Своими постоянными подвигами святой достиг того, что умертвил в себе все плотские страсти и совершенно поработил плоть духу. Господь исполнил святого Своей благодатью, так что даже подчинил ему диких зверей, обитавших в пустыне. Куда бы ни пошел святой, — ему следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на ноге. Святой Анин был безмездным врачом не для животных только, но и для людей, потому что Бог дал ему власть и силу исцелять всякий недуг и всякую болезнь в людях. Слава о святом распространилась по всей стране той. К нему приводили многих недужных, и всех их он исцелял по благодати Божией. Вследствие этого святой уже не уходил в пустыню, но пребывал постоянно в своей келлии ради приходящих к нему людей; для того Бог и даровал его той стране, чтобы приходящие к нему, как бы к некоему источнику исцелений, не отходили не утешенными, но чтобы каждый получил от него врачевство, соответственно своей болезни: один получал у него исцеление своим телесным недугам, другой врачевал свои душевные болезни, слушая его наставление и поучение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вскоре после этого они умерли и, как великие постницы, были погребены в церкви. Но поскольку языки клеветника, по выражению апостола, есть «огнь, лепота неправды... неудержимо зло, исполнь яда смертоносна» ( Иак.3:6, 8 ), то можно ли ему быть там, где истина и правота невидимо восседят на престоле своём? Когда совершалась Божественная служба, и диакон возглашал: «Елицы оглашенные, изыдите!» – некоторые из христиан видели двух девиц, выходящих из гроба и из церкви. Это чудное явление продолжалось некоторое время. Наконец, услышал об этом и преподобный Венедикт: он пролил о них слёзы сердечного сокрушения и, послав просфору в оную церковь , велел вынуть части в жертву Богу об упокоении душ их. С того времени никто уже не видел их исходящими вон, и христиане уверовали, что злоязычные постницы жертвой и молитвами преподобного Венедикта получили от Бога прощение. Добродетельный пустынник Святой Анин 158 , инок и чудотворец, обитая в уединении на границе Сирии с Персией, имел обыкновение часто уходить внутрь пустыни и там по несколько дней безмолвствовать. А поскольку Анин имел сугубый дар утешать печальных и врачевать недужных, то к его келье из разных стран стекалось всегда множество народа, но, не улучив человека Божьего дома, люди претерпевали зной и жажду, дожидаясь его, а некоторые с прискорбием возвращались. Видя это, святой Анин, сколь ни великое находил удовольствие в пустынном безмолвии, немедленно для пользы общей переменил свой образ жизни и с того времени, беспрестанно ожидая посетителей, никуда не отлучался из кельи. Но не в одних советах и врачевании состояла благодетельность праведника. Обитая далеко от реки Евфрата, каждый день ходил он по несколько раз за водой, для напоения странников. Узнав об этом, епископ Неокесарийский послал ему осла для водоношения. Но вскоре пришёл к нему бедный человек, не имевший чем удовлетворить заимодавца, и святой Анин отдал ему своего водоносца. Епископ прислал к нему другого осла, уже не в дар, а только с тем, чтобы до времени тот работал на него; но преподобный Анин не мог удержаться, чтобы не отдать и его одному разорённому семейству. Наконец, епископ увидел, что щедролюбивый пустынник не перестанет ходить за водой, и сам поступил иначе: он приказал подле кельи преподобного Анина выкопать колодезь и время от времени наполнять его свежей водой, чтобы он и посещающие его боголюбцы имели питьё всегда готовое. Иноки, полагающие душу свою за Церковь Божью и за братию 159

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Лампада велелепная горит пред алтарем; Лампадка малая со скромным жаром тлеет, Пусть нищим возжжена она (как первая – царем), Но перед Тем же Богом радостно алеет. Великими и малыми угодники бывают, Возженные огнем Христовым и небесной силой; В числе великих Церковь прославляет Святого лучезарного Кирилла. Он веру изъяснил и Православие упрочил, Слова реченные всей жизнью исполняя, Ведь Дух Святой вещал его устами днем и ночью И отблеском небес была душа его святая. И Ария он посрамил, и Юлиана сокрушил, Христу же верил непреложно и негордо, Бальзамом был для каждой страждущей души, И золотое его слово было твердо. И ныне наставляет он слепых и маловерных, Бодря и веселя избранный для Христа народ, И Церковь славит его в чине правоверных, Соборно чествуя из года в год. 2. Преп. Анин чудотворец . Родом из Халкидона; ростом [был] мал, как древний Закхей, но духом и верой велик. На 15-м году своей [жизни] отрекся от и поселился в хибарке близ реки Евфрат, где нес подвиг поста и молитвы к Богу, сначала под руководством своего учителя Маиума, а по его кончине самостоятельно. Силой своей молитвы наполнил водой сухой колодец, исцелял больных разными недугами и укрощал зверей. Один укрощенный лев был постоянно у него в услужении. Прозревал [события, происходящие] на расстоянии. Когда на жившего неподалеку от него столпника Пиония напали разбойники и избили [его] так жестоко, что тот подумывал сойти со столпа и идти с жалобой к судьям, преподобный Анин прозрел в душу этого столпника и в его намерения и вместе с прирученным львом отправил ему письмо. В нем увещевал он его отказаться от своей затеи, простить нападавших и продолжить свой подвиг. Преподобный Анин был несказанно милосердным. Неокесарийский епископ подарил ему осла, чтобы облегчить подвоз воды из реки, но он отдал этого осла бедняку, который посетовал ему на свою тяжелую долю. Епископ подарил ему второго осла, но он и его [кому-то] отдал. Тогда епископ дал ему третьего осла, но лишь в пользование, как водоноса, с обязательством сохранить его и вернуть. Перед смертью [преп. Анин] увидел, как подходят к нему Моисей, Аарон и Ор и говорят ему: «Анин, Господь зовет тебя. Встань и пойди с нами!» Это видение открыл он своим ученикам и предал дух свой Господу, Которому верно послужил. Было ему 110 лет, когда скончал он свою земную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Изгнанный из Иерусалима, Кирилл поселился у епископа Тарсийского – Сильвана и его, несколько в догматах погрешавшего, исправил и совершенно в правоверии наставил. Клевета и царей побуждает ко гневу Акакий наклеветал Констанцию, что ризу, подаренную Константином Макарию, в которой его крестили, Кирилл будто бы продал какому то комедианту, который в ней будто бы плясал на рынке. Это вооружило Констанция против Кирилла. Храма против воли Божией выстроить невозможно При святом Кирилле Иерусалимском Иудеи, с дозволения Иулиана Богоотступника, хотели возобновить храм Иерусалимский; но землетрясение разрушило и рассеяло все, что было ими построено, а огонь, с неба спадший, сжег орудия строивших и напечатлел кресты на одеждах евреев. Преподобный Анин, чудотворец Ангел облегчает труды святого В пяти верстах от пещеры была река, куда преп. Анин ходил за водою; в облегчение его труда ангел несколько раз наливал ему на пути в кувшин воду. Покоривший страсти свои покоряет зверей Так как преп. Анин умертвил все свои страсти и плоть покорил духу, то Бог покорил его власти свирепых зверей. Обиды должно переносить Один разбойник ударил камнем в голову столпника, который хотел за это подать на него в суд жалобу; преп. Анин чрез льва послал к нему письмо, в котором убеждал подвижника отстать от этого помысла и перенести великодушно обиду. Призывание имени святого избавляет от напасти Один варвар хотел соблазнить на пути некую женщину; но она призвала заочно в помощь препод. Анина, и свирепость варвара вдруг утихла, особенно когда он не мог исторгнуть из земли водруженного копья, которое потом выросло в древо. За душою святого небожители приходят Пред успением своим препод. Анин видел Иерусалим, сходящий с небес, – и Моисея, Аарона и Ора, пришедших за ним. Дарование языка К одному пресвитеру Сирианину, желавшему знать греческий язык, явился однажды во сне умученный Анастасий и сказал ему: «открой уста твои и покажи язык». Когда же он открыл, то Анастасий платком отер с языка слизь и некий жир и стал невидим. С той минуты пресвитер заговорил греческим языком. Чудо с крестами

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

После этого святой Кирилл, предсказание которого об исполнении слов Христовых так торжественно оправдалось, опять подвергся изгнанию. Его заместителем, насколько с вероятностью можно полагать, был святой Кириак. Он был иудей и носил имя Иуды; во время розысков царицею Еленою честного Креста Господня им было указано его сокрытое местонахождение; затем он крестился и получил имя Кириака. Впрочем, по изгнании святого Кирилла святой Кириак не долго занимал его место: он вскоре претерпел мученическую кончину за исповедание Христово от Юлиана. После погибели Юлиана святой Кирилл снова взошел на престол иерусалимский, но вследствие усиление ариан в царствование Валента в третий раз подвергся ссылке за свое благочестие и твёрдую борьбу с еретиками. Наконец, при Феодосии Великом [ 17 ] святой Кирилл с честью был возвращен в Иерусалим. В продолжение восьми лет он с истинно пастырскою ревностью управлял Церковью и мирно почил о Господе, оставив в наследие свои многополезные писания [ 18 ].   Кондак, глас 1: Языком твоим мудре, божественными вдохновенми, просветил еси твоя люди, едину чести Троицу, естеством нераздельну, разделяему же лицы. Темже радующеся, всесвятую твою память празднуем, иже к Богу молитвенника тя предлагающии. Житие преподобного отца нашего Анина Чудотворца Преподобной Анин был родом из Халкидона [ 1 ]. Родители его были христианами. Подобно евангельскому Закхею [ 2 ] он был небольшого роста, но, взамен того, был велик духом. С самых юных лет он отличался кротким, незлобивым нравом и постоянно стремился к деланию добра. Когда преподобному исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял пострижение в монашество. Ревнуя о безмолвном подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню, расположенную близ того места, где протекает река Евфрат [ 3 ], отделяющая Сирию [ 4 ] от Персии [ 5 ]. Здесь Анин встретил одного отшельника, по имени Маиума, подвизавшегося в пещере. Святой поселился у него и подражал ему в подвигах поста и молитвы. Оба они содержали столь строгий пост, что во всю четыредесятницу не вкушали ничего совершенно, но, несмотря на это, всегда имели радостные лица, как бы присутствуя на царском пиру. Святой Анин настолько преуспевал в своих подвигах, что превзошел даже своего учителя — старца. Он проводил многие дни совершенно без пищи, молясь день и ночь, так что даже старец дивился его подвигам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

а теперь гуляешь, в рясах щеголяешь. Ах, монах! Ах, монах! Ты обещался перед Богом жить в углу, тесном и убогом, а чертоги строишь, в них себя покоишь. Ах, монах! Ах, монах! Ты клялся перед Богом жить всегда в послушании строгом, делаешь всё боле по своей ты воле. Ах, монах! Ах, монах! Ты клялся перед Богом пребывать на молитве долго, с ленью в церковь ходишь и от служб уходишь. Ах, монах! Ах, монах! Ты клялся перед Богом, что будешь жить в молчанье строгом, но всегда болтаешь и всех осуждаешь. Ах, монах! Ах, монах! Пред Великим Богом клялся ты жить в смиренье многом – гордостью зияешь и всех презираешь. Ах, монах! Ах, монах! Пред Царем Небесным клялся ты для всех быть безызвестным – по городам все бродишь и знакомства заводишь. Ах, монах! Ах, монах! Ты дал обещанье терпеть скорби и страданья, а теперь сердишься, из-за пустяков бранишься. Ах, монах! Ах, монах! Пред Небесным Ликом обещался ты жить в труде великом, а теперь ленишься и труда боишься. Ах, монах! Ах, монах! Ты клялся перед Богом жизнь вести в девстве, чисто, строго – взорами ж блуждаешь, душу оскверняешь. Ах, монах! Ах, монах! Ты пред Богом клялся, крест нести обещался, но крест оставляешь и обет ломаешь. Ах, монах! Золотые слова Тогда Петр подступил к Нему и сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До седми ли раз?» Иисус говорит ему: «Не говорю тебе до седми, но! до седмижды седмидесяти раз» 155 . Вот так. Свято-Софийский собор в городе Новгороде зачали сооружать в 1045 году и закончена она была в 1052 году. Строили и украшали ее цареградские мастера и художники. « Церковь сию устроиша весьма прекрасну и превелику». Материалом для собора служили булыжные камни, плита и кирпичи разных размеров. Стены собора имеют толщину 1,25 метра. В соборе восемь каменных четвероугольных столба, на них утверждены верхние своды с куполом. К средней древнейшей части собора пристроены паперти: южная Мартирьевская, или Золотая, в 1199 году, западная – Корсунская и северная – Теремец, или Темница. Высота собора от помоста до свода 38,34 метра, а со средним куполом 50,05 метра. Собор увенчан 5 куполами, средний, позолоченный в 1408 году, имеет форму древнерусского шлема, остальные луковичные. На юго-западе стоит башня, слившаяся с собором благодаря папертям. На кресте главного купола находится голубь, размер его от клюва до хвоста 1,42 метра. По преданию, происхождение его следующее. Пять недель продолжалась неукротимая ярость Иоанна Грозного в Новгороде. В первый день голубь, севший на крест святой Софии, увидел казни и окаменел «от ужаса», и сейчас мы его там видим. Собор подвергался много раз опустошительным пожарам. Он горел в 1340 году, тогда не успели вынести всех икон. Затем в 1368 году. В 1394 году обгорела верхняя часть, сгорела «маковица палатная». В 1407 году собор обгорел весь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010