Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 8 Зраки изобразуя святых на дщицах,/сих благодеяния спешно,/яко искусен художник, всехвальне Алипие ,/написовал еси на скрижалех твоего сердца,/и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/священства благодатию, аки златом, обложился еси//от Христа Бога и Спаса душ наших. Перевод: Лики святых изображая на досках, их благие дела усердно, как искусный художник, всеми прославляемый Алипий, написал ты на скрижалях своего сердца, и поэтому ты, как икона, прекрасно украшен благодатью священства, как золотым окладом, от Христа Бога и Спасителя душ наших. Алипию Столпнику, глас 1 Терпения столп был еси,/ревновавый праотцем, преподобне,/Иову во страстех, Иосифу во искушениях,/и Безплотных жительству сый в телеси,/ Алипие отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: ерпения ты был столпом, подражавший праотцам, преподобный, Иову – в страданиях, Иосифу – в искушениях, и бесплотных (ангелов) житию, находясь в теле, Алипий отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших. Амвросию Оптинскому , глас 5 Яко к целебному источнику/притекаем к тебе, Амвросие , отче наш./Ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любви научаеши./Моли Человеколюбца Христа/и Заступницу усердную//спастися душам нашим. Перевод: Как к целебному источнику приходим к тебе, Амвросий, отче наш. Ибо ты на путь спасения нас с верой направляешь, молитвами от бед и напастей охраняешь, в телесных и душевных скорбях утешаешь, более всего же смирению, терпению и любви обучаешь. Моли Человеколюбца Христа и Защитницу усердную о спасении душ наших. Аммону, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2 Егда изшел еси от мира,/тогда мирская вся яко тщетна отвергл,/егда же образ иноческий на ся прият,/тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия://Христе Боже, слава Тебе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Православные праздники Церковь чтит память преподобного Алипия столпника Пятьдесят три года преподобный Алипий подвизался на столпе, молясь Богу и поучая многих, приходивших к нему. Церковь чтит память преподобного Никона, игумена Радонежского При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского Церковь чтит память святого преподобного Нила Постника Преподобный Нил, по примеру своего учителя Иоанна Златоуста, занимался толкованием Святого Писания и изъяснением догматов веры Церковь вспоминает преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/pravoslavnye-prazd...

Вкратце упомяну об одном слове его для нас, грешных, утешительном, – что никогда не должно отчаиваться кающемуся. Святой Амфилохий стоял незаметно в храме. Пришел согрешивший монах и начал горько каяться. А сзади его стал диавол и начал обвинять Бога в несправедливости: – Неужели Ты опять простишь этого?! Сколько раз он обещал Тебе исправиться! Клялся! И опять вот согрешил! Неужели Ты снова примешь его? Где же Твоя правда?! И послышался голос: – А принял ли бы ты его, если бы он опять согрешил? – Принял, – сказал диавол. – Как же Мне не принять его кающегося? Я за него отдал Сына Своего! Диавол снова стал обвинять монаха, что это уж не первый случай, и дальше он опять будет грешить. Тогда голос сказал: – А кроме всего знай: Я – Господь и имею власть прощать грешников! И монах тут же упал мертвый. Это видел святой Амфилохий своими глазами. Слава Милосердному Господу за жертву Сына Его! Святая великомученица Екатерина (24 ноября) Ей в видении явилась Сама Пресвятая Дева и представила ее Сыну Своему. Он принял ее в невесты Себе и даровал ей перстень. И с того времени возгорелась в ней Божественная любовь. Новый царь Максимиан написал обращение ко всем ученым людям, чтобы они могли опровергнуть Екатерину, так как она была очень мудра. Но перед этим явился ей Архангел Михаил и повелел ей не бояться их. И святая Екатерина всех их опровергла, а иные обратились даже ко Христу и сподобились мученичества. Потом стали мучить ее самою. Ее обнажили и били воловьими жилами два часа. Потом отвели святую мученицу в темницу. Там ей явился Христос снова и укрепил ее; и красота ее возвратилась. Потом ее мучили на четырех колесах с гвоздями, из которых два вертелись в одну сторону, а два – в обратную. Но Ангел Господень раздробил их. Тогда обратилась ко Христу сама царица и была замучена и казнена мечом. Обратился и воевода Порфирий с 200-ми воинами. А потом отсекли ей голову [† ок. 305–313 г.]. Ангелы перенесли тело ее на гору Синайскую, где мощи пребывают и доселе. Преподобный Алипий Столпник 196

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ Иероним (Чернышов), еп. бывш. Орловский и Ливенский. Фотография. 2009 г. Иероним (Чернышов), еп. бывш. Орловский и Ливенский. Фотография. 2009 г. (Чернышов Игорь Анатольевич; род. 12.07.1966, Воронеж), еп. бывш. Орловский и Ливенский. В 1983-1985 гг. учился на историческом фак-те Воронежского педагогического ун-та. В 1985-1987 гг. служил в армии. В 1987 г. поступил послушником в возрождавшийся Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь . В 1988-1989 гг. учился в Московской ДС. В 1990 г. принял монашеский постриг с именем Иероним. В 1990 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1994 г. указом Патриарха Алексия II назначен настоятелем восстанавливаемого храма во имя свт. Григория Неокесарийского на ул. Б. Полянка в Москве. К 1996 г. под рук. И. работы по восстановлению храма были полностью завершены. Награжден наперсным крестом, набедренником. 30 нояб. 1996 г. возведен Патриархом Алексием II в сан игумена, в 2003 г.- в сан архимандрита. В 2006 г. окончил МДА. 15 апр. 2008 г. определен епископом Орловским и Ливенским. 2 июня 2008 г. хиротонисан во епископа. Хиротонию в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский Алексий II. Постановлением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. почислен на покой согласно личному прошению. Лит.: Наречение и хиротония архим. Иеронима (Чернышова)//ЖМП. 2008. 7. С. 22-27. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/293712.html

Необыкновенная аскеза Симеона вызвала сомнение и у Церкви. Египетские старцы решили проверить, от кого он берет силы для такого подвига. К нему отправили посланцев, которые потребовали, чтобы он сошел со столба и отправился к святым отцам: пусть даст отчет и объяснит, почему он не идет путем отцов, а придумывает что – то новое. Посланцам сказали, что если он откажется идти, значит, сила его не от Бога. Но Симеон тут же послушно спустил ногу, чтобы слезть на землю, и посланцы ушли, признав в нем человека Божьего. Симеон прожил на столбе 37 лет (по другим сведениям – 80) и умер, когда ему было уже больше ста. Его жизнь кажется невероятной, но она достоверно засвидетельствована многими историками. После него появилось немало последователей, предававшихся столпничеству. Алипий Столпник жил на колонне, оставшейся от языческого храма; правда, в последние годы он стоять уже не мог и больше лежал на боку. Даниил Столпник провел на столбе больше 30 лет в окрестностях Константинополя: от долгого стояния его ноги покрылись язвами, а по утрам от холода он весь покрывался льдом. Были и многие другие столпники – Симеон Дивногорец, Феодосий Эдесский, Лука Столпник, Лазарь Галисийский. Переход к киновиям Египетское анахоретство было ядром монашества; от него пути расходились в две противоположных стороны – смягчения и ужесточения. О более суровых сирийских формах подвижничества уже говорилось, но существовали и более мягкие, промежуточные формы аскетизма: например, сарабаиты жили вне города, но сохраняли свое имущество, а гироваги могли переходить с места на место. Такие послабления позволяли расширить круг аскетов, приобщая к иноческой жизни людей с менее твердой волей и более мирской закваской. Монашество началось с уединения и отшельничества, но со временем чаша весов стала все больше склоняться к общежитию. По преданию, первый монастырский устав Пахомий получил от ангела, который предписал монахам совершать по 36 молитв в день: 12 днем, 12 вечером и 12 ночью. Когда Пахомий возразил, что это слишком мало, ангел объяснил, что такое число предназначено для слабых: совершенным же совсем не нужен устав, поскольку они живут в уединении, полностью предав себя Богу. В этом ответе уже заключался весь смысл существования киновий. Общежитие больше подходило для «новоначальных», новичков, неспособных к одинокой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. в такое состояние, в котором человек делается открытым для искушений, то они должны были следить за собою для того, чтобы не рассеиваться множественностью вещей мира сего, чтобы подвергнуть искусу собственное сердце и сделать его способным к размышлению о Боге, к молитвенному обращению к Богу. Отсюда естественно являлось у них самосозерцание, которое есть деятельность размышляющего ума, направляющего свои взоры на собственное свое я. В этой форме созерцание, как собранность духа, как стремление к само-испытанию и самонаблюдению и сопровождало аскетическую жизнь св. столпников. Жития их не говорят подробно и раздельно о том, как происходило самосозерцание у св. столпников, носило ли оно систематический характер и совершалось ли по известным правилам и в известное время, хотя можно из описания уставов столпнических отчасти догадываться о предметах созерцания и о времени созерцания: св. Симеон первый с утра до 9 часов вечера молился Богу; после 9 час. до солнечного захода занимался чтением божественных книг и писанием; по заходе солнца снова начинал молитву, которую продолжал всю ночь до зари. «Светающу же дню, повелеваше сну, аки рабу, да приступит к нему мало»; после немногого отдыха снова начинал свое молитвенное правило 937 . Св. Симеон Дивногорец держался такого же почти порядка 938 . Про других св. столпников известно, что они почти целые сутки посвящали созерцанию (св. Алипий, св. Даниил). Фактическим подтверждением этого может служить и самое столпостояние их. «Чувственное жилище имея столп твой, мысленный же и небесный град горний Сион», поется в стихирах св. Симеону I. «Тело твое на столпе оградив, умом шествовати невозбранно к желаемому попустил еси» 939 . «Телом возшед на столп, ум же возвысив на премирная» 940 ). Мы знаем, что подвижники восходили на столпы для свободного, ничем не стесняемого, богомыслия. Со столпов они не сходили, за исключением важных случаев 941 и потому, принимая во внимание их личную цель, преследуемую ими в столпостоянии (стремление к богомыслию), смело можно утверждать, что созерцание и самопознание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Преп. Антоний В». неоднократно крестным знамением отгонял от себя духов злобы и всегда говорил им: «если вам дана от Господа такая власть, то вот я: поглотите меня. А если нет, то к чему напрасно трудитесь? Ведь вам не устоять пред силою крестного знамения!» («Ч.-М. " 1 янв. 17 дня). «Св. Симеону столпнику» диавол подал однажды огненную колесницу с огненными конями, как бы для взятия его на небо; но лишь только сей угодник Божий оградил себя крестным знамением, как исчезли и кони, и колесница («Чет.-Мин.» 1-го сент.). б) Другой урок, который мы извлекаем из жизни препод. Алипия, тот, что кладбище весьма назидательный учитель наш . Нет сомнений, что препод. Алипий для того именно и избрал кладбище местом своих подвигов, чтобы оно постоянно напоминало ему о суетности и кратковременности земной жизни человека, о смерти, тлении и страшном суде Божием. Поминай последняя твоя – и во веки не согрешиши – вот что напоминало препод. Алипию кладбище. Бросим и мы взор на христианское кладбище, дабы чрез размышление о нем и нам извлечь духовную пользу. На кладбищах погребаются люди всякого рода. Тут похоронены христиане всякого возраста, всякого состояния и пола: погребены юноши и девицы, младенцы и старцы, мужчины и женщины, богатые и бедные, знатные и незнатные, добрые и злые. Что теперь остается от всех этих покойников? Ежели раскроем могилы, то тотчас отвратим взор, потому что увидим истлевающие, или уже истлевшие трупы, исчезнувшие, или страшно обезображенные лица, съедаемое или съеденное червями тело, голыя или разрушающияся кости, некоторые лоскутья сгнивающего платья и остатки гробов. В могилах уже не найдем красоты, которая прежде так много и так многих занимала и привлекала к себе. В могилах нет богатства, к которому многие из погребенных были сердечно привязаны. Вообще в могилах нет ничего, чем некоторые люди, живя на земле, так много занимаются: нет земных почестей, нет земной славы, нет любимой перемены платья, нет приятных сборищ, яств, питий, забав и увеселений. Погребенные должны были оставить и оставили все земное. Теперь остается у них только душа, а с душею их дела, за которые они должны получить, а частию уже и получают, праведное воздаяние от Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ему приснилось, что он будто бы копал колодезь и копал до тех пор, пока невидимый голос не остановил его: «сие видение, замечает его житие, сбысться в нем, егда сицевое к созиданию себе и инех в смирении глубоце положил основание, яко добродетели его естество человеческое превосходити видяхуся» 1032 . Св. Алипий видит во сне двух, лиц в священнических облачениях, которые повелевают ему «умножити» в безлюдной пустыне славословие Богу. В цареградской церкви он во сне видит св. великомученицу Евфимию, обещающуюся ему быть помощницею в умножении благочестия в пустыне 1033 и пр. и пр. Как объяснить подобные явления в жизни св. столпников? что такое аскетический экстаз св. столпников? У нас есть такие состояния, при которых самая напряженная деятельность мозга соединяется с нечувствительностью к внешним впечатлениям. В некоторой степени такое состояние всякому случалось испытывать. Всякому, вероятно, приходилось до такой степени быть занятым сильно какою-нибудь мыслью, что его нужно было несколько раз громко звать прежде, чем он услышит это. Впечатление, полученное слуховым нервом в этом случае беспрепятственно доходит до мозга, но оно не сознается, потому что внимание сознающего центра обращено в другую сторону, приковано к какому-нибудь образу, восставшему в нашем воспоминании или поглощено работой соображения. В довольно сильной степени такие состояния часто встречаются у мыслителей, поэтов, математиков, у художников. Самая сильная степень этого состояния, когда человек до того поглощен внутренней работой мозга, что становится совершенно нечувствительным даже к самым сильным внешним впечатлениям, когда его можно колоть, щипать, резать или жечь, не причиняя ему боли, и есть экстаз. У людей, пришедших в подобное состояние, по взгляду, неподвижно устремленному на воображаемый предмет, по выражению лица, на котором изображается высшая степень изумления, восторга, одним словом, по всей наружности, сразу видно, что мозг у них находится в состоянии самой напряженной деятельности, и что деятельность эта обращена исключительно на один предмет, внимание приковано к одному представлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может возникать недоумение относительно близости монастырей мужского и женского. Оно устраняется обычаем тогдашнего христианского востока, по которому женские обители располагались по соседству с мужскими, на небольшом расстоянии. Управляясь самостоятельно в своей внутренней жизни, они пользовались от мужских монастырей только руководством опытных в духовной жизни старцев, назначавшихся обыкновенно на это дело настоятелями мужских обителей по просьбе настоятельниц обителей женских, или же лицами, близкими к монастырю 1103 . Близ этих монастырей часто жили благочестивые лица того и другого пола, иногда с целыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни к одной обители, а жили своею самостоятельною жизнью, посвящая себя молитвам, воздержанию и целомудрию. Они также поселялись вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижников 1104 . Св. столпники отчасти управляли монастырями сами, как сейчас мы видели из жития св. Алипия, или поручали близким себе; напр., тот-же св. Алипий столпник после того, как постриг свою мать диакониссу в инокини, поручил ей управление женским монастырем при столпе 1105 . Смирение и кротость являются характеристическими чертами жизни св. столпников, как в отношении к себе, так и к ближним. Все их слова и поступки ознаменованы глубоким уничижением. Св. Симеон I-й, уважая всякого без исключения, называл себя не иначе как презренным и отверженным монахом, псом смердящим 1106 . Мудрость своих советов всегда старался прикрывать какою-то особенной простотой и скромностью и сам внимал советам других (напр.. когда велели ему снять цепь с ноги, которою он приковался к горе, в виду того, что надобно связывать волю, то он со смирением исполнил приказание и с любовью послушал поучение о связывании воли). Бесчисленные и многоразличные исцеления, совершаемые св. столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцеленным говорить про них; «наказываше преп. Симеон (I-й), егда кого исцели, глаголя: прославляй Бога, исцелившего тя, и никакоже дерзни рещи, яко Симеон тя исцели, да не горше ти, что будет» 1107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

столпники допускали такое отношение к женщинам вообще в видах усмирения жара внутренних своих страстей; они старались отсекать мерзкую похоть и плотскую страсть даже в самомалейших её проявлениях, а потому, чтобы не соблазниться мысленно при виде женщины, а тем более глядя ей в лицо, они решительно избегали встреч с ними. Преп. Исаак Сирин говорит; «в борьбе с блудом почитай для себя крепким и непреодолимым оружием удаляться от лицезрения женщин, так как противник не может произвести в нас того, что в состоянии сделать природа своею силою, ибо не думай, что природа забывает о том, что всеяно в нее Богом для чадородия и для испытания пребывающих в сем подвиге. Но удаление от предметов вожделения умерщвляет в членах похоть, производит забвение о ней и истребляет ее» 1010 . Родственные чувства подавлялись св. столпниками не из ненависти их к женщинам, а из желания в точности осуществить евангелие 1011 , а может быть и по другим, каким-либо причинам, известным св. столпникам, но не нам. Быть может мать, посетившая св. Симеона I-ro, могла соблазнительно подействовать на него своими рассказами о мире, быть может она пробудила бы загасшие чувства и пр. и пр. Напротив, св. Дивногорец заботится о своей матери и строит ей на некотором расстоянии от своего столпа келлию 1012 . Св. Алипий постригает свою мать в монахини, и она, «облечена бывши, нача подвизатися, труды к трудам прилагающи» 1013 . Таким образом, в отношении к женщинам св. столпники руководились чисто личными своими соображениями. Одно только можно сказать общее о их отношениях к женщинам, – общение с ними прямо бы противодействовали их созерцательному направлению. Наконец, все аскетические само-лишения св. столпников были следствием их созерцания и поста. Так, изнемогая под тяжестью постоянно носимых некоторыми св. столпниками 1014 вериг, они надеялись на то. что с изнеможением плоти утихнут и уничтожатся плотские страсти. Когда с св. Симеона I-ro сняли вериги, то он попросил игумена: «пустите меня яко пса смердящего, достоин бо есмь грехов ради моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010