Фунт хлеба в сутки – вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукой, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киево-Печерских затворников питались обыкновенно одной просфорой. Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что так изнурять себя грешно, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили они нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час – два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были – только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: преподобный Симеон Столпник стоял на столпе восемьдесят лет, а всего жил сто три года; преподобный Кириак отшельник жил сто девять лет; преподобный Алипий столпник – сто восемнадцать; Иоанн Молчальник – сто четыре; Антоний и Феодосии Великий – по сто пять; Павел Фивейский – сто тринадцать; Павел Комельский – сто двенадцать; Анин – сто десять; Макарий Александрийский – сто. Преподобный Марк Фракийский только в пустыне провел девяносто пять лет, не считая того, сколько жил в миру. И другие многие жили по сто лет, а до девяноста – большая часть. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизнь человека, но напротив: постники-то и живут дольше других. И теперь спросите, где можно больше встретить глубоких старцев, убеленных сединами, – в миру ли, или в стенах святых обителей? Конечно в монастырях, и эти старцы – конечно из тех, которые строже соблюдают монашеские уставы о посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Господь мой вкусил оцет с желчию, и я ли буду есть с маслом?» - велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно, и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мохом, дубовой корой... Они смотрели на пищу, как на лекарство: фунт хлеба в сутки - вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день, преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, - это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киевопечерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою... Слабые люди нашего времени скажут: так изнурять себя - грешно, такая скудость в пище вредит здоровью, сокращает жизнь. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они легко переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом - заметьте - они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были - только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; Кириак отшельник жил 109 лет; Алипий столпник - 118; Иоанн молчальник - 104; Антоний и Феодосии Великие по 105; Павел Фивейский - 113; Павел Комельский - 112; Анин - 110; Макарий Александрийский - 100. Марк Фраческий только в пустыне провел 95 лет, не считая того, сколько жил в мире. И другие многие жили по сто лет, а до 90 - большая часть...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Множество людей из окрестных селений стекались к нему ради духовного наставления. Как свет не может долго скрываться под спудом забвения, но Промыслом ставится на свещницу, чтобы светить всем, так и он был явлен людям. Хотя святой жил в пещере, но молниями своих добродетелей, знамениями и великими чудесами, которые Бог творил через него, он смог привлечь к себе многих. Те, кто приходили к нему, нередко просили, чтобы он стал их пастырем. Отшельник принимал их и с помощью Христовой основал двенадцать монастырей в этой области, и в каждом из них было по двадцать монахов. А с ним жило только несколько человек, которым оказались под силу все подвиги. Такими же были и главнейшие из отцов: Антоний Великий и Евфимий Великий. Их учителем тоже был не человек, но Бог и их совесть, и они стали вселенскими светочами. Таким же был преподобный Аполло, Даниил Столпник, Алипий и великий Симеон Столпник. 2. Из жития преподобной Синклитикии Блаженная Синклитикия говорила, что весьма опасно, когда человек, не взошедший благодаря деланию к духовным высотам, берется учить других. Как хозяин трухлявого дома, который сдает комнаты чужеземцам, если потолок обвалится, погибнет сам и погубит всех своих гостей. Так же и тот, кто еще себя надежно не утвердил, но стал при этом учить других, подвергает страшной опасности себя и тех, кто к нему ходит. Словами он призывает людей к спасению, а на деле обрекает их на погибель. Кто просто много говорит, тот уподобляется человеку, который расписывает стену красками, которые смываются первым же дождем. Такая роспись продержится до первых порывов ветра, когда на нее попадут капли дождя. А учение, которое подтверждено делами, не сможет разрушить даже долгий век. Душевная крепость, выкованная делами и закаленная словом, вечно живет для верных. 3. Из Отечника Авва Пимен говорил, что учить ближнего может только духовно здоровый и бесстрастный человек. Что толку строить дом другому человеку, а собственный дом разрушать? 2. Он же сказал: «Человек, который учит, но не делает того, чему учит, подобен источнику, который всех хочет напоить и омыть, а себя не может очистить, но вся нечистота и грязь остаются в нем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   Хотя святой жил в пещере, но молниями своих добродетелей, знамениями и великими чудесами, которые Бог творил через него, он смог привлечь к себе многих. Те, кто приходили к нему, нередко просили, чтобы он стал их пастырем. Отшельник принимал их и с помощью Христовой основал двенадцать монастырей в этой области, и в каждом из них было по двадцать монахов. А с ним жило только несколько человек, которым оказались под силу все подвиги.    Такими же были и главнейшие из отцов: Антоний Великий и Евфимий Великий. Их учителем тоже был не человек, но Бог и их совесть, и они стали вселенскими светочами. Таким же был преподобный Аполло, Даниил Столпник, Алипий и великий Симеон Столпник. 2. Из жития преподобной Синклитикии    Блаженная Синклитикия говорила, что весьма опасно, когда человек, не взошедший благодаря деланию к духовным высотам, берется учить других. Как хозяин трухлявого дома, который сдает комнаты чужеземцам, если потолок обвалится, погибнет сам и погубит всех своих гостей. Так же и тот, кто еще себя надежно не утвердил, но стал при этом учить других, подвергает страшной опасности себя и тех, кто к нему ходит.    Словами он призывает людей к спасению, а на деле обрекает их на погибель. Кто просто много говорит, тот уподобляется человеку, который расписывает стену красками, которые смываются первым же дождем.    Такая роспись продержится до первых порывов ветра, когда на нее попадут капли дождя. А учение, которое подтверждено делами, не сможет разрушить даже долгий век. Душевная крепость, выкованная делами и закаленная словом, вечно живет для верных. 3. Из Отечника    Авва Пимен говорил, что учить ближнего может только духовно здоровый и бесстрастный человек. Что толку строить дом другому человеку, а собственный дом разрушать? 2. Он же сказал: «Человек, который учит, но не делает того, чему учит, подобен источнику, который всех хочет напоить и омыть, а себя не может очистить, но вся нечистота и грязь остаются в нем». 3. Как-то авва Серин вместе со своим учеником Исааком пришел к авве Пимену и спросил:   – Как мне наставлять Исаака, который с удовольствием слушает мои слова?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Так вот, братие, как учат нас поступать в отношении к согрешающим, да пожалуй, и в отношении к нам самим святые отцы. Согрешающих велят они не осуждать, а плакать о них. Самих же себя смирять пред Богом, считать себя грешниками, достойными всякого осуждения и наказания и изгнания из дома отеческого. И так и должно быть непременно. Какие мы судьи других, когда сами грешим на каждом шагу! Какие мы обличители, когда сами совершенно безответны пред Богом! Какие мы укорители, когда, оглянувшись назад, видим за самими собою лишь неоплаченный грех, не прощенное зло! Нет, братие, судить мы должны не других, а самих себя и чаще просить Господа, чтобы Он даровал нам зрети наши собственные прегрешения, а не ближних наших. Даруй же, Господи, зрети ми моя прегрешения и не осуждати брата моего. Аминь. Нарушителям постов (Святого пророка Даниила и святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила) Нынешние миролюбцы и плотоугодники ни против одного из постановлений Церкви так не восстают, как против постановления о постах. " К чему посты? " кричат они. " Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т.п " - Кричат так они, и выходит, по их мнению, как будто пост действительно есть зло, и нарушать его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле, они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, но поправляет его; не только не помрачает разум, но просветляет его. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил Иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу, с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: " боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни " . На это Даниил отвечал: " сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случай исполни ее " . Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага и крепка плотью паче отроков, ядущих от трапезы царской (Дан. 1, 15) Это было до Р. Христова. Обратимся к временам новозаветным. Макарий Александрийский в св. Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон столпник в св. Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Анфим тоже Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и еще дольше, например Павел Фивейский сто тринадцать, а Алипий столпник сто восемнадцать лет. Ясно, значит, что пост не только не вредить здоровью, но и укрепляете его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. д) Посты не сокращают жизни человека. Преподобный Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; св. Кириак отшельник жил 109 лет; св. Алипий столпник 118; Иоанн молчальник 104; Антоний и Феодосий Великие по 105; Павел фивейский 113; Павел комельский 112; Макарий александрийский 100; Сергий радонежский 78 лет; Кирилл белоозерский 90 лет; Макарий желтоводский 95 лет. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизни человека, но напротив, постники-то и живут дольше других. Впрочем, не к тому и говорим мы о св. подвижниках постниках, чтобы во всем брать с них пример. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здоровьи трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе на спасение? И если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другого не хочу – заболею», – то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то немного: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (См. «Троицк. лист.» 544). е). Мысли о том, что поститься христианину необходимо. Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением, пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Взалкал ли ты, брат, с тех пор, как мы поели вместе? Брат отвечаˆи: – Нет; ибо, принимая пищу каждый день, я не алчу. Старец говорит ему: – А я, поверь мне, сын мой, еще не ел с тех пор. (Из «Уроков и примеров христианской надежды» свящ. Гр. Дьяченко) Нарушителям постов Нынешние миролюбцы и плотоугодники ни против одного из постановлений церкви так не восстают,к против постановления о постах. «К чему посты? – кричат они. – Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т.п.». Кричат так они, и выходит, по их мнению, как будто пост, действительно, есть зло и нарушает его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, Ию поправляет его: пе только не помрачает разум, но просветляет его. Когда Навуходоносор, царь вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу, с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: – Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни. На это Даниил отвечал: – Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее. Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага, и крепка плотию паче отроков, ядущих от трапезы царевы ( Дан. 1:15 ). Это было до Рождества Христова. Обратимся ко временам новозаветным. Макарий александрийский в св. четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон Столпник в св. четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Аким тоже великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и еще дольше. например, Павел фивейский – сто тринадцать, и Алипий Столпник – сто восемнадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

     Подвиг столпничества быстро и широко распространился по всей северной Сирии. Среди наиболее известных монахов-столпников, последовавших за святым Симеоном, были преподобный Даниил Столпник (409–493 гг., память 24 декабря) из Константинополя, святой Симеон Дивногорец (Младший) (517–592 гг., память 6 июня) с горы недалеко от Антиохии, святой Алипий Баглфони (VII век, память 9 декабря), преподобный Лука (879–979 гг., память 24 декабря) из Халкидона, преподобный Лазарь (968–1054 гг., память 30 июля) с горы Галицион около Эфеса. На Руси тоже были столпники, самые известные среди них – Никита Переяславский (XII век, память 6 июня) и Савва Вишерский (XV век, память 14 октября). Монастырь святого Симеона Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона. Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями (свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.      В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.

http://pravoslavie.ru/144129.html

(Аф. пат. ч. 2, стр. 44). Мы забыли сказать про Афанасия; но и он тоже во всех трудах монастырских и работах при постройках принимал постоянное и самое живое участие. («Аф. пат.» ч. 1, стр. 93 – 94). Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?... Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. д) Посты не сокращают жизни человека. Преподобный Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; св. Кириак отшельник жил 109 лет; св. Алипий столпник 118; Иоанн молчальник 104; Антоний и Феодосий Великие по 105; Павел фивейский 113; Павел комельский 112; Макарий александрийский 100; Сергий радонежский 78 лет; Кирилл белоозерсвий 90 лет; Макарий желтоводский 95 лет. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизии человека, но напротив постники-то и живут дольше других. Впрочем, не к тому и говорим мы о св. подвижниках-постниках, чтобы во всем брать с них пример. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здоровьи трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе на спасение? И если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другого не хочу -заболею», – то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то немного: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (См. «Троицк. л.» 544). е) Библейские изречения о посте. Посты, соблюдаемые всеми чадами церкви православной, имеют такое незыблемое основание в слове Божием, что только упорство и невежество сектантов, напр. штундистов, берет смелость оспаривать их. Об этом свидетельствуют следующие тексты св. Писания:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И иные бесчисленные святые мученики многоразличными смертьми за Христа пострадаша, умроша же и умучившии их: Диоклитиан, Максимиан, Иулиан апостата и прочии мучители. Точни ли убо кости скверных мучителей костем святых мучеников? Умре святой Иоанн Златоуст , изгнан Евдоксиею царицею; умре и изгнавшая его Евдоксия царица и трясеся гроб ея 32 лета. И кто дерзнет в равенство поставити гроб Евдоксиин с гробом Злагоустого? Убо не суть точны гробы и мощи грешничи гробам и мощам святых угодников Божиих. 3-е РАССМОТРЕНИЕ Кое разнствие между гробами и мощьми грешных и между гробами и мощьми святых? Разнствие сие: грешного человека, врага Божия бывша, и кость грешна, святого же человека, друга Божия бывша, и кость свята. О костех грешничих глаголет псаломник: разсыпашася кости их при аде 253 , сиесть, близ суть мук адских: соединившеся бо с душами своими во общее воскресение, абие пойдут во ад на вечныя муки. О костех же праведничих тойже псаломник глаголет: хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится 254 ; аки сокровище некое драгоценное, в земли сокровенное хранить, хотя е во свое время принести в хранилища небесная. Тело человечее в жизни сей есть яко одежда души: якоже бо одеждою покрывается тело, сице телом покрывается душа; и якоже тело, человеку ко сну нощному идущу, совлекается одежд своих: сице душа совлекается тела, человеку, ко сну стертному отходящу. И есть человека грешного, по исшествии от тела души его, тело, яко руб нищего скареден, на гноищи повержен; человека же святого, по исшествии от тела души его, тело есть яко порфира царская, драгоценная, честно хранимая, в нюже паки облещися будет, имущему царствовати с Христом в небесном царствии. Каково убо разнствие между худым рубищем нищего. и между порфирою царскою, таково разнствие между трупом грешничим и мощьми святого. Между гробами грешных водворяются бесы, якоже водворяхуся в гробищех еллинских, еже видети есть на многих местах в книгах житий святых. Преподобный Алипий столпник вселися в месте пустом, в немже множество древних гробов еллинских бе, и живяху тамо легеоны духов нечистых, чесо ради страшно всем бе то место, и никтоже можаше ити сквозь е великих ради бесовских страхований 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010