Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Шепелев Владимир Иванович; 14.04.1840, Киев - 11.03.1917, Голосеевская в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст. ), прп. Род. в день Пасхи в семье дворянина, капитана Киевского арсенала. Был немым от рождения, что было предречено его матери Воронежским архиеп. Антонием (Смирницким) при открытии мощей свт. Митрофана Воронежского в авг. 1832 г. В 3 года А. К.-П. лишился отца. Иеросхим. Китаевой киевской пуст. блж. Феофил (Шаронин) предрек мальчику иночество. В день Пасхи 1853 г. был исцелен от немоты митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и поступил к нему келейником в Киево-Печерскую лавру . Вскоре потерял мать. Брал частные уроки у профессоров КДА, Киевского ун-та и у киево-печерского иеросхим. Парфения (Краснопевцева). В 1857 г. служил в типографии Киево-Печерской лавры. В 1872 г. принял постриг с именем А., был рукоположен во иеродиакона, в 1875 г.- во иеромонаха. С 1879 г. ризничий Ближних пещер, с 1887 г. духовник братской больницы. В 1891 г. переведен в Спасо-Преображенскую пуст. В 1895 г. назначен ризничим Голосеевской Покровской пуст. В 1885 г. награжден наперсным крестом, в 1913 - палицей. Похоронен в Голосеевской пуст. А. К.-П. нес подвиг старчества , был духовником многих иерархов РПЦ, в т. ч. Киевских митрополитов. Обладал даром предвидения: предсказал мученическую кончину имп. Александра II Николаевича , первую мировую войну, свою кончину. Отличался нищелюбием и милосердием. В 1993 г. состоялось обретение мощей А. К.-П., к-рые в наст. время почивают в Голосеевской пуст. В 1999 г. Синод УПЦ прославил А. К.-П. в лике преподобных как местночтимого святого. Лит.: Свет Печерский. 1918; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Ч. 3. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/64702.html

Это величайшее искусство и в то же время отсутствие того, что принято называть искусством. Различие происходит от различия задач. То же в отношении перспективы. У нас есть такие иконы, как икона Входа Господня во Иерусалим, где мы видим полное нарушение законов перспективы: так, подстилающие ризы и ветви, изображенные на переднем плане, по отношению к Спасителю являются очень маленькими. Это нарушение перспективы вызывается опять же требованием изобразить соотношение вещей в горнем мире. Иногда мы видим на иконах изображения животных и птиц, но это тварь иная, никогда не виданная нами в природе, ибо иконописец желает изобразить горний мир, пользуясь понятиями дольнего. Если иконописец изображает горний мир, образ Божий и лик, он должен прежде всего почувствовать его в своей душе, он сам должен первый помолиться пред той иконой, которую написал. Поэтому в древности иконописец приготовлял себя к писанию иконы покаянием и постом, подходил к этому делу как к подвигу. Икона была его молитвою. У нас теперь не так. Любому умеющему держать кисть в руках говорят: «Распишите нам собор». Когда расписывали храм Христа Спасителя, никому не приходило в голову спросить: да веруют ли в Бога эти художники, ходят ли они в церковь ? Потому-то есть там искусство, но нет молитвы. Расцвет иконописи совпал у нас с расцветом монашества. Первым иконописцем на Руси, по преданию, был преподобный Алипий Печерский, но из его икон ничего до нас не дошло. Впрочем, восстановить авторство древних икон вообще трудно, потому что иконы раньше никогда не подписывались – это считалось грехом. Эпоха преподобного Сергия была расцветом не только монашества, но и духовной жизни вообще, и эта же эпоха особенно замечательна в смысле развития иконописи. Сама Троице-Сергиева лавра воспитала много выдающихся иконописцев. Наиболее известный из них – Андрей Рублев – был учеником преподобного Никона. Он расписывал Троицкий собор в Сергиевой лавре вместе со своим сопостником Даниилом Черным вскоре после смерти преподобного Сергия. Будучи людьми одаренными и в то же время детьми духовной семьи преподобного Сергия, чувствовавшими в себе, в своей душе образ Божий, они передали его в красках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_2.html

д. Служба с полиелеем – 26 июля. Похоронен в Ближней пещере. 1203 Афанасий Затворник, постриженец Печерский, жил при архимандрите Поликарпе. Служба со славословием – 2 декабря. Похоронен в Ближней пещере (?). 1204 Василий жил в конце XI века. 15 лет жил в пещере, умучен кн. Мстиславом, сыном вел. кн. Святополка Изяславича, в 1033 году. Почивают в одной раке со св. Фёдором. Служба с полиелеем – 11 августа. Похоронен в Ближней пещере. 1205 Евстратий, Постник и мученик, постриженец Печерский, «при нашествии в 1096 году на Печерский м-рь половецкого хана Боняка и при опустошении сей обители уведён был в плен со многими другими, – по сказанию Патерика. – с 30 Печерскими работниками и 20 киевлянами, и в Корсуни был продан жиду в рабству, который за непреклонность его к Моисееву закону распял на кресте и умершего ввергнул в море, но верующими по чудесам отыскан». Служба с полиелеем – 28 марта. Похоронен в Ближней пещере. 1206 Алипий Иконописец, (у Кальнофойского – Олимпий) иеромонах, учился иконописному искусству у константинопольских живописцев, при игумене Никоне расписывавших Великую Церковь ; пострижен этим же игуменом, жил до 1114 года. Служба со славословием – 17 августа. Похоронен в Ближней пещере. 1207 Фёдор подвизался уединённо в Варяжской пещере, после перешёл в монастырь. Жил в конце XI века, умучен вместе со св. Василием, кн. Мстиславом, сыном вел. кн. Святополка Изяславича, в 1033 году. Служба с полиелеем – 11 августа. 1208 Пимен Многоболезненный, пострижен больным при игумене Прохоре, 20 лет лежал в болезни, пред кончиною выздоровел и преставился в 1139 году. Служба с полиелеем – 7 августа. Похоронен в Ближней пещере. 1209 Спиридон Просфорник 30 лет пёк просфоры, жил при игумене Пимене около 1139 года. Общая служба – 31 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1211 Преп. Нектарий. Общая служба – 29 ноября. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1213 (?) Сергий Послушливый. Общая служба 7 октября. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Некто из богатых Киевских граждан был в проказе, и много лечился у врачей, волхвов и иноверных людей, ища помощи, но не получал ее, а впал в худшее еще состояние. Тогда кто-то из друзей понудил его идти в Печерский монастырь, и просить Печерских отцов, помолиться о нем; он едва на это согласился. Когда он был приведен, игумен приказал напоить его водою из колодца и помазать ему голову и лицо. И он переполнился весь гноем за свое неверие; с плачем, в сетованиях возвратился он в свой дом, и много дней не выходил на свет, стыдясь своего срама, и говорил друзьям своим: «Покры срамота лице мое, чужд был братии моей и странен сыном матери моея, за то, что не с верою пришел я к преп. отцам Антонию и Феодосию», и всякий день он ожидал смерти. Но, придя в себя, задумал он исповедать все свои согрешения, и потому снова прибыл в Печерский монастырь к преп. Алипию и исповедался перед ним. Преподобный же сказал ему: «Хорошо сделал ты, чадо, исповедав Богу грехи твои перед моим недостоинством; так и пророк исповедует Богу: “Я сказал: “Исповедую Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). Он много поучал его о спасении души, и, взяв иконописных красок, разрисовал его лицо, помазав гнойные струпы. Потом, введя его в церковь , причастил его Божественных Тайн, и приказал умыться водою, которой обыкновенно умываются священники после причастия, и тут спали с него струпы, и вернулось к нему благообразие прежних дней, когда он был здоров. И в чудотворении этом преп. отец наш Алипий подражал Самому Христу. Как Христос, исцеляя прокаженного, велел показаться ему иерею ( Мф.8:4 ) и принести дар за очищение свое, так и этот преподобный приказал прокаженному своему показаться перед ним, когда он будет одет по чину иерейства, и принести дар, о котором говорит пророк: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму» ( Пс.115:34 ). Тут же помянем и о даре: правнук этого прокаженного, за его очищение, оковал киот над святым престолом в церкви Печерской золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял Преподобный, чтобы поцеловать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «Вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертию: Марку Пещернику, повиновались мертвые, ибо для них трудился Преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша, был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем Святой лавры и после тридцатилетних подвигов преселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя-инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собствевенной его келлии, а пророчество Святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих келлиях: Максим и Матфей Прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих Святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, давно присланных из Царьграда Преподобными Антонием и Феодосием, чрез десять лет после их кончины, для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон, просфорник Печерский, угасивший мантиею своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя Преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине, при столь явном ее извещении. Напротив сих двух Блаженных почивают черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих келлиях. Дальше, опять открыто, Анастасий, известный только по имени, а в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исайя, Авраамий Трудолюбивый, Сильвестр, Пимен Постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий Молчаливый. Нет их жвзнеописания в Патерике Печерском; но память их, местночтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В интерьере храма перед иконами Богоматери с Младенцем и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских ангел поражает терзаемого бесами Сергия - опекуна прп. Захарии. И. показан с нимбом впереди группы монахов на 2-м плане. Тот же сюжет повторен на гравюре Леонтия Тарасевича , выполненной для издания Патерика 1702 г. Можно предположить, что И. (или скорее прп. Иоанн, духовный брат прп. Феофила) упоминается в иконописных подлинниках кон. XVIII - нач. XX в.: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 312 об., «правая страна», 33-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125), «типа русскаго, преклонных лет, с бородой средней величины с проседью; одежды монашеския и куколь» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 123). Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи. Л. 114 об., 120 об.- 122; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 344, 347. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам.

http://pravenc.ru/text/468993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Киевских святых (15 июля) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

Когда они окончили рассказ, тогда все вместе, черноризцы и греческие зодчие и иконописцы, прославили великого Бога и Пречистую Его Матерь, и чудотворную Ее икону, и преподобных отцев Антония и Феодосия. Иконописцы принялись за дело украшения святой церкви, а Господь помогал им прочими дивными знамениями, как можно видеть из следующего. Когда эти мастера украшали мусией алтарь Богом созданной этой церкви, тогда образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы сам изобразился в алтаре, в то время, как все иконописцы находились внутри алтаря (тогда им помогал, учась у них, и преподобный Алипий), и все видели то дивное и страшное чудо. И, когда смотрели они на образ, внезапно образ просиял ярче солнца, так что не могли они вынести и в ужасе пали ниц. Поднявшись немного, они хотели видеть то чудо, и вот, из уст того образа Пресвятой Богородицы вылетел белый голубь, взлетел высоко к образу Спасителя и там скрылся. Все находившиеся в церкви смотрели, не из церкви ли он вылетел, и, на виду у всех голубь опять вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к каждому образу святых и садясь - одному на руку, другому же - на голову. Потом, слетев вниз, он сел за наместной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Стоявшие внизу хотели поймать голубя, и приставили лестницу, но не нашли его ни за иконой, ни за завесой. Осмотрев всюду, они не отыскали, где скрылся голубь. И все стояли, взирая на икону, явившуюся в алтаре, и снова пред ними вылетел голубь из уст того образа Пресвятой Богородицы и полетел вверх, к образу Спасителя. Стоявшие же внизу закричали к расписывавшим верх храма: " Ловите его! " И те вытянули руки, чтоб поймать его, а голубь снова влетел в уста Спасителя. И вот, свет ярче солнца осиял их, и они, падши ниц, поклонились Господу, что сподобились видеть действо Пресвятого Духа, пребывающего в той святой церкви Печерской. Украшая среди таких чудотворений святую небесиподобную церковь, мастера иконного писания украшали и самих себя различными добродетелями и, богоугодно пожив в иноческом образе, окончили жизнь свою в том же святом Печерском монастыре, как и мастера каменнозодчие; и те и другие были положены в своем притворе в пещере преподобного Антония, где и доныне лежат нетленно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай: один мирянин заказал ему 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили. Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере. • Одна из известных икон, написанных прп. Алипиемикона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

http://sedmitza.ru/lib/text/437570/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010