8-9). В мон-ре визант. живописцы приняли постриг, здесь окончили свой земной путь, успев наставить в «хитрости иконной» учеников, среди к-рых был и прп. Алипий (Алимпий) - 1-й известный по имени рус. иконописец, о к-ром в тексте КПП говорится, что он «помога и учася» визант. мастерам в украшении Успенского собора. Прп. Алипий, очевидно, был не единственным учеником греков, называют еще прп. Григория Печерского, хотя др. источников, кроме «Сказания о святых иконописцах» (XVIII в.), не имеется: «…иконописец киевский много святых икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе преподобному Алимпию» ( Буслаев. 1861. С. 379). Нек-рые сведения о первоначальном декоре Великой церкви можно почерпнуть из текста Слова 34 о чуде с явленным нерукотворным образом Божией Матери: «Мастером бо алтарь мусиею [мозаику] кладущим, и образ Пречистой святой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии сам вообразися… и се из уст Пречистые Богоматери излете голубь бел и лете горе ко образу Спасову и там скрыся... и паки голубь излете от уст Спасов и леташе по всей церкви. И к коемуждо святому прилетая, овому на руце седая, иному же на главе; слетев же долу, седе за иконою чудною Богородичною наместною» (Патерик. 1911. С. 121). При строительстве Успенского собора была соблюдена известная с раннехрист. времени традиция возведения храма с мощами святых в его основании. Места закладки принесенных к-польскими зодчими мощей св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора были отмечены в соборе их изображениями: «…и мощи святых мученик под всеми стенами положены быша, идеже и сами написаны суть над мощми по стенам» (Там же. С. 7). Данное сообщение из КПП «фиксирует один из основополагающих принципов подбора святых, которым руководствовались художники при составлении программы декорации», а анализ изображений собора Св. Софии, бывшей во многом прототипом Успенского собора, позволяет предположить, как выглядела нижняя зона росписи ( Сарабьянов.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Византийские художники, вызванные для росписи Киево-Печерского храма, и были одними из числа первых насадителей византийской иконописи в Русской земле. Они, по словам Патерика, вместе с мастерами-каменоздателями, живот свой скончали в Печерском монастыре и были погребены в нем в особом притворе. Благодаря им, здесь образовалась своя живописная в некотором роде школа, в которой учились иконному мастерству природные русские и между ними преподобный Алипий Печерский. В ранней молодости он отдан был своими родителями в научение «иконного писания» греческим мастерам; в качестве ученика помогал им при отделке мозаикой и живописью великой Печерской церкви и за время расписывания последней хорошо изучил иконописное искусство. Иконы писати, – замечает о нем биограф, – хитр бе зело». Постриженный в иноки, он все время, свободное от церковных служб и келейного правила, проводил в писании икон: работал на игумена, братию и свой монастырь, снабжал своим рукоделием сторонние церкви, принимал заказы от частных лиц и все это делал не ради прибытка и не требуя вознаграждения себе за труд. Работою своей платил он за краски; полученное от христолюбцев за иконы шло у него на милостыню нищим. Разумеется, дорого ценились произведения, выходившие из кельи искусного и добродетельного иконника, к тому же еще при жизни прославленного от Бога даром врачевания болезней. Иконы Алипиева письма были известны не только между простыми христолюбцами, но и людьми знатными, как в Киеве, так и далеко за пределами его области. Всей душой преданный своему рукоделию, преп. Алипий не переставал писать иконы до самой своей смерти. Достоверно не известно, были ли у него ученики; но позднейшее сказание, занесенное в русский иконописный подлинник, об одном из печерских чудотворцев, по имени Григорий, передает, что он «был сотрудником преп. Алипия» и написал много икон. Жизнеописатель последнего – печерский инок Поликарп прикровенно дает понять, что к авторитетному голосу преп. Алипия чутко прислушивались другие живописцы, бывшие уже в то время в Киеве в не малом числе. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Вторая часть К.-П. п. принадлежит перу инока Киево-Печерской обители Поликарпа, корреспондента свт. Симона, по-видимому, создавшего свое произведение после кончины своего духовного отца. Поликарп стремился следовать форме текстов свт. Симона, но излагал дидактические наставления только в предисловиях. Инок предварил сказания о черноризцах посланием к игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Акиндину . Поликарп пишет, что игумен «некогда» просил его рассказать о прежде живших печерских иноках, но Поликарп в беседе смог сообщить лишь «мало нечто», поэтому он решил записать известные ему от свт. Симона «дивных и блаженых муж житиа, и деяниа, и знамениа» (Древнерус. патерики. 1999. С. 36). Во вступлении к повести о прп. Марке Печернике Поликарп говорит, что подражает составителям древних патериков. «Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) «Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В отличие от свт. Симона Поликарп адресует свой труд в первую очередь монахам («да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую в святем сем мести» - Там же) и значительное внимание уделяет правильному выбору пути монашеского делания. Мн. написанные Поликарпом повести посвящены опасностям подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем монастырском житии. Поликарп рассказал о тяжких искушениях, к-рым подверглись самовольно ушедшие в затвор прп. Исаакий и Никита (впосл. еп. Новгородский, святитель). Печерские «святи отци отинудь не повелеша» затвориться Лаврентию (впосл. еп. Туровский, святитель), который осуществил свое желание лишь в др. мон-ре. Поликарп рассказывает о единственном случае, когда подвиг затворничества увенчался победой над страстями: прп. Иоанн «себе отлучив на Божию волю и Того заповеди непорочно сохранив, в чистоте же соблюд тело свое и душу, кроме всякоа скверны плотскиа и душевныа» (Там же. С. 46). В ряде повестей Поликарп обличает недостойные действия одержимых наживой или жестоких князей, к-рые преследуют духовных лиц и подвергают их насилию. Бог карает князей за их действия и прощает тех, кто покаялся. Как высшие образцы добродетели представлены Поликарпом печерские монахи - бескорыстные неустанные труженики преподобные: иконописец Алипий, лекарь Агапит , Прохор , наделяющий в голодные годы людей хлебом и солью, Марк Печерник. В повестях К.-П. п. обычно изложены один или неск. эпизодов из жизни насельников обители. Глава об иконописце Алипии (отсутствует в Арсениевской редакции К.-П. п.) выделяется среди др. новелл, поскольку в ней изложен почти весь жизненный путь инока. Это связано с тем, что Алипий оказался в мон-ре мальчиком: родители отдали его учиться иконописи у расписывавших Успенский собор греч. изографов. Редакции К.-П. п.

http://pravenc.ru/text/1684523.html

Инок пишет образ, стоя на лесах, эти леса и лестницу к ним мы видим на переднем плане. Но одновременно и леса, и лестницу можно считать и символом устремления ввысь, и направления пути иконописца. Писать образ Спасителя возможно, когда ты хоть немного начнешь подниматься по духовной лестнице. Иконописца за работой показывает и художник Станислав Брусилов (1976 г.р.). Но прежде мы смотрим не на мастера, а на настенные росписи, на освещенную солнцем Троицу. То есть снова первичными становятся изображенные образы, а уже потом – фигура того, кто их пишет. Живопись работы – яркая, радостная, а мы, зрители, словно заглядываем в XVII век, с его праздничным духом храмовых росписей, стремящихся напомнить верующим о Царствии Небесном. А вот Александр Головин (1863–1930) в своей работе 1894 года «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец» сделал акцент именно на иконописце. Саму икону, над которой он работает, не видно, зато мы можем хорошо рассмотреть и мастера, и аскетичную обстановку, в которой он работает, и стоящего рядом мальчика. В этой фигуре мальчика – мысль о преемственности, о том, что мастерство будет передаваться и дальше. Когда помогает Ангел… Не могли художники обойти вниманием и великих иконописцев, некоторые из которые причислены к лику святых. Картина Василия Раева (1808–1871) «Блаженный Алипий, иконописец Печерский» (1848) – это, с одной стороны, иллюстрация к рассказу из Киево-Печерского патерика. Святой, перед самой кончиной, писал икону Успение Божией Матери, но из-за болезни, никак не мог закончить ее в срок. И ему помог Ангел в облике «некоего юноши светлого». Последние слова святого были: «Ангел написал ее , и вот Он стоит возле меня, и хочет меня взять с Собою», после которых он умер. С другой стороны, есть здесь и символичный смысл о работе иконописца: если он работает и живет подлинной христианской жизнью, то все образы получаются – с Божией помощью… Изобразил преподобного Алипия и Виктор Васнецов (1848–1926) в эскизе росписи Владимирского собора в Киеве «Алипий-живописец» (1885–1896). В работе, в которой чувствуется влияние стиля модерн, художник делает акценты на главном: за спиной святого – Ангел, пусть и написанный на стене храма, но его образ отсылает нас к рассказу из патерика, к мысли, что настоящие иконописцы не сами создают образы… В руках у святого – икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), указующая рукой на Своего Сына, показывающая всем нам направление пути – к Кому мы должны идти. Святой иконописец прошел по этому пути.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/chudo_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛИПИЙ [Алимпий] (род. ок. 1065 или 1070), прп. (пам. 17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших), иером. Киево-Печерского мон-ря , первый известный по имени древнерус. иконописец. Сведения о нем содержатся в Киево-Печерском патерике (слово 34), где его имя употребляется в форме Алимпий (не является вариантом имени Олимпий). В древнейшем списке Патерика (РНБ. Q. п. I. 31, 1406 г.) А. не упоминается, но есть основания считать, что рассказ о нем входил в т. н. Основную редакцию Патерика, сложившуюся не позднее нач. XIV в. Будучи отдан родителями на обучение иконописному делу, А. помогал визант. мастерам в украшении мозаиками Успенского собора Киево-Печерского мон-ря (ок. 1083-1088); во время работ был свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре церкви и голубь вылетел из уст Пресв. Девы. Еще при игум. Никоне , т. е. до 1088/89 г., А. принял монашеский постриг. Писал безвозмездно иконы для игумена и братии, поновлял обветшавшие образа, вскоре стал известным мастером и начал получать заказы вне мон-ря. Обычай А. делить плату за свой труд на 3 части - на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего»,- возможно, свидетельствует о расшатывании строгого общежития в Киево-Печерском мон-ре после смерти прп. Феодосия или отражает реалии монастырской жизни, современные появлению сказания о преподобном. А. отличался подвижничеством, за что был удостоен священства; обладал даром исцеления - исцелил прокаженного, помазав его «разноцветными вапами» (красками). Слава его была так велика, что вызывала зависть со стороны др. печерских иноков-иконописцев. В Патерике содержатся рассказы о чудесах, подтверждающих святость А., напр. о том, как незадолго до смерти преподобного ангел написал за него икону Успения Богоматери.

http://pravenc.ru/text/114292.html

Муж святой и во преподобии мног и славен Памяти преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского Архимандрит Алипий (Воронов) 5 марта Церковь чтит память выдающегося миссионера и просветителя XVI в. прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского, много сделавшего для Русского Православия и Псково-Печерской обители – иконописце, летописце, строителе храмов, образце деятельной любви к ближнему. Автор этой статьи архим. Алипий (Воронов) – достойный преемник святого игумена, проивостоявший произволу властей с тем же бесстрашием, что и прпмч. Корнилий – тирании Иоанна Грозного. Преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерский Иконописец, инок, настоятель «Корнилий – игумен Печерскаго монастыря, начальник, муж святой и во преподобии мног и славен; ибо от младости своей во мнишеских трудах провозсиял» . Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529-м году. Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми. Рождество преподобномученика Корнилия О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми. Сын у них родился в 1501-м году. Мать преподобного Корнилия, боярыня, отирал слезы, говорила инокам, что нездешний он, ее милый сынок, и родился он после тяжелого лета, когда спустили с Троицкого собора вечевой колокол и плакали но вольной старине псковичи. Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, и мать его ведала об этом. Она научила преподобного Корнилия тайной молитве н любви к странникам. Но вместе с тем ей всегда жалостно становилось, когда сын ее еще мальчиком ходил молиться но скудельницам и жальникам. Чтобы дать своему сыну образование, родители поместили его в Мирожский монастырь. Крещение преподобномученика Корнилия Чистым пламенем горело христианское просвещение в обителях, далеко освещая окружающие потемки, возбуждая и поддерживая в русских людях лучшие чувства – любовь до самопожертвования к ближним и Родине, ревность к Православию и к торжеству его над враждебными ему темными силами – и побуждая к нравственному самоусовершенствованию в духе Евангельского учения. И не случайно рукописи, составленные иноками, до сего времени, в подлинниках или в списках, служат одним из главных источников отечественной истории. В Мирожском монастыре отрок Корнилий подвизался под началом старца, совершал подвиги молитвы и труда: свечи клал, дрова рубил, обучался грамоте и писанию икон.

http://pravoslavie.ru/137789.html

   Общим украшением и вместе святынею церквей служили иконы и другие священные изображения, которыми нередко расписывались все стены храма. Так, расписаны были церковь киево-печерская греческими художниками, пришедшими из Царяграда и здесь, в святой обители, скончавшимися в сане иноческом, церковь святых мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде, созданная черниговским князем Олегом, новгородский Софийский собор со всеми притворами – иждивением святых епископов Никиты и потом Нифонта, церковь в монастыре святого Антония Римлянина. Греческие художники, украсившие своим искусством киево-печерскую церковь, досгопамятны в истории русского иконописания и потому, что они принесли с собою в Россию, как догадываются, греческие подлинники, или свитки, для руководства иконописцам, хранившиеся очень долго, и образовали первого, известного по имени, русского иконописцапреподобного Алипия. Святой Алипий помогал этим художникам в расписывании печерской церкви, потом безмездно писал иконы для своего игумена и всей братии, безмездно поновлял в киевских церквах обветшавшие иконы, о которых нарочито собирал сведения, иногда писал и по заказам. Особенно замечательны были семь великих икон, которые написал Алипий по заказу одного благочестивого киевлянина для устроенной им на Подоле деревянной церкви: замечательны как потому, что они написаны были весьма искусно (зело хитро), так и потому, что во время случившегося пожара церкви сохранились невредимыми, к изумлению очевидцев. Великий князь Владимир Мономах, пораженный чудом, отослал одну из этих икон, именно Пресвятой Богородицы, в ростовскую каменную церковь, им сооруженную, и там, по свидетельству очевидца, черноризца Поликарпа, икона осталась невредимою, когда церковь обвалилась, и потом, по перенесении в деревянную церковь, совершенно уцелела, когда церковь сгорела. Кроме преподобного Алипия были в Киеве и другие иконописцы, как видно из жития самого преподобного Алипия. Однажды некто киевлянин заказал ему наместный образ Успения Богоматери, прося приготовить его к празднику Успения. Когда же преподобный по болезни не успел исполнить заказа, киевлянин сказал ему: “Зачем ты не известил меня о твоей болезни? Я бы поручил написать икону другому иконописцу”. Иногда русские покупали себе иконы в Константинополе и привозили в отечество: преподобный Варлаам, первый игумен киево-печерский и потом димитриевский, скончавшийся на возвратном пути из Царяграда, завещал, “яже бе купил в Константине граде иконы и иное, еже на потребу”, передать блаженному Феодосию Печерскому. Тогда существовал уже обычай обделывать святые иконы в золотые и серебряные ризы: преподобный Еразм Киево-Печерский, который при поступлении своем в монастырь имел много богатства, употребил все это богатство на украшение Великой печерской церкви и многие иконы в ней оковал в серебро и золото.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предстал Патрокл предивный пред царем-мучителем, Христа он исповедал смело Богом и Спасителем. Царь гневно вопрошает, а Патрокл отвечает: «Богач в сем нищему хоть что-то уделяет; Богат я, царь, а ты – среди последних бедняков, Сам не желаешь демонских стряхнуть с себя оков; Ты веры не имеешь во Владыку и Творца, А потому не избежишь плачевного конца. Не лучше ль тебе истинного блага поискать – И ощутишь тогда Божественную благодать». Но нечестивый царь не внемлет здравому совету: «Я твердо властвую над половиной света, – Тогда как ты лишь верою своею богатеешь, Но знай: от мук жестоких уклониться не сумеешь! В моих руках ты ныне, и пойдешь на истязания – Поможет ли Христова вера отвратить страдания?» «Так поспеши же, царь, – Патрокл рек без колебанья, – Мучения грядущие несут мне упованье. Богатство неистленное на небе ожидает, Пусть гибнет плоть – душа в горний воспаряет. Свободный дух свой Господу я в руки предаю, Христос воздаст – пред Ним уже я мысленно стою. Меня в Небесном Царстве ждет благое воздаянье, Как воина Христова, возлюбившего страданье. Жаль мне тебя – ты ныне обречен на посрамленье, Утех лишишься временных и вечного спасенья. Пускай же не увянет мой страдальческий венец, Готовь мне муки, чтобы рай узреть мне наконец». 3. Преп. Илия Калабрийский . Грек по происхождению и настоятель монастыря Меликука в Калабрии (в южной Италии). В эпоху иконоборчества многие восточные монахи перебрались с иконами в эту итальянскую область. Со временем в Калабрии весьма распространилось иночество. Калабрийские монахи отличались и большой образованностью, и изрядной строгостью жизни. Одно время там находилось столько православных монастырей, что Калабрию сравнивали с древним Египтом. Православная Калабрия впоследствии на протяжении нескольких веков подпадала под юрисдикцию архиепископов Охридских. Преподобный Илия упокоился в Солуни в 903 году. 4. Преп. Алипий, иконописец [Киево-]Печерский . Написуя лики святых на дереве, он и добродетели их живописал в душе своей. Преподобный Алипий исцелил человека от проказы, лицезрел Божия Ангела и мирно преставился в Господе в 1114 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епископ Евсевий, живший в начале IV века, от которого сохранилась нам единственная история Церкви, прямо говорит в 7-й книге (глава XVIII) , что посредством красок сохранены лики Апостолов Петра и Павла, да и самого Христа, и что древние выражали, таким образом, уважение к своим благодетелям. Так сохранился нам и лик Богоматери, кистью Евангелиста Луки. Драгоценный памятник священной живописи хранится в соборе Ростовском от XI века. Это чудотворная икона Богоматери, писанная Св. Алипием, иноком Печерским, который учился у иконописцев Греческих, пришедших в Киев для украшения мусиею Лавры. По трогательному выражению Патерика Печерского, Преподобный Алипий, работая Господу, создавшему нас по своему образу и подобию, не только изображал лица Святых на иконах, но и добродетель их в душе своей, а вместе с тем, подобно первому иконописцу Евангелисту Луке, был врачом телесных и духовных недугов своей братии. Что же дивного, если сия целебная сила, как некогда истекавшая от убрусов Павловых, сохранилась и сей иконе Алипиевой, которая была написана в оправдание его нестяжательности! Когда он слышал, что где либо обветшали в церкви иконы, немедленно предлагал безмездные труды свои, а если когда либо и получал скромную за них плату, то разделял ее на три части: одну оставлял для потребностей иконописания, другую отдавал в обитель, а третью нищим. Краски, употребляемые им для писания, служили иногда и для исцеления, ибо он возлагал их на язвы, как некогда сам Господь, брением от земли, даровал зрение слепорожденному. Так исцелил Алипий одного из богатых граждан Киевских, который растратил все свое имущество на врачей, и не замечал в себе душевного недуга, бывшего виною его наружной болезни. Прозорливый иконописец открыл духовным оком повреждение образа Божия в душе болящего и, начав исцеление изнутри, возвратил ему и телесное здравие, приложив к язвам то, что случилось под руками,– убогие вещества своего иконного художества. Другой благочестивый муж, из числа граждан Киевских, соорудил благолепную церковь , и, желая украсить ее иконами, просил двух иноков Печерских, совещаться о том с Алипием; он даль им и кипарисные доски с достаточным количеством серебра на издержки, но сребро сие искусило иноков; усвоив себе плату, они еще дважды потребовали столько же, как бы от лица самого Алипия, и потом объявили, будто не хочет праведный муж исполнить долг свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Православная икона Икона есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божьей Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в " научение иконного воображения " к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он " учася мастером своим помогаше " . По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своём деле, что, по благодати Божией, как читаем в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждающихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днём с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них - икона Божией Матери - была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Её Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришёл к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу.

http://pravicon.com/text-21

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010