Долго ждав икон, киевлянин настойчиво потребовал их у иноков и те отвечали, что Алипий, взяв деньги, не хочет писать икон. Тот явился с жалобой к игумену. Призванный Алипий отвечал, что ни слова не слыхал о поручении и не видал денег. Послали за иноками и дсками. Дски оказались с превосходными ликами святых». Игумен Никон выгнал корыстолюбивых и лживых иноков из монастыря. Те оказались такими дурными людьми, что, прикрывая бесчестный свой поступок, разгласили по Киеву, что будто иконы написаны ими и заказавший не заплатил им ничего за труд их, а за их обиду их же выгнали из обители. Господь оправдал и прославил правду. В пожар, церковь , в которую поставлены были иконы, сгорела, а те иконы найдены целыми. Кн. Владимир Мономах, слышавший о прежнем происшествии, услышав о новом, прибыл на место и видел чудо Божие. Он благоговейно взял себе одну иконуикону Богоматери и отослал ее в Ростов, для храма, построенного им. «Она и поныне тут стоит, говорит при том благоговейный Поликарп. Я видел ее. При мне случилось в Ростове, что церковь та упала, а икона осталась невредимою. Потом она внесена была в деревянную церковь ; церковь сгорела, а икона осталась без вреда, так что нет на ней и следа пожара» 143 . Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения. Алипий захворал и не мог взяться за кисть. Тот не раз приходил за иконою. Алипий отвечал: «положись на Бога, он все выполнит». Заказавший пришел накануне праздника, а икона не была готова. «Зачем ты не сказал мне о твоей болезни?» говорил с досадою заказавший икону. «Я поручил бы написать икону другому иконописцу. А теперь ее не будет к празднику Успения». Преподобный отвечал: «не гневайся, брат! От небрежности ли моей случилось так? Но для Бога достаточно одного слова, и икона пресв. Девы будет написана. Вот я отхожу из сего света, – так открыл мне Господь, – но Господь утешит тебя». Когда тот вышел с скорбию: к Алипию входит прекрасный юноша и начинает писать икону. Алипий и сам подумал, что верно разгневанный господин прислал другого иконописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30 августа. ПРАВМИР. Преподобный Алипий Печерский, один из первых и лучших русских иконописев, постриженик преподобного Никона (память 23 марта), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений еще при жизни: преподобный Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все иконы остались целыми. Одну из этих икон (Успение Пресвятой Богородицы), получившую наименование Владимирская-Ростовская (празднование 15 августа), взял великий князь Владимир Мономах (1113–1125) для построенного им в Ростове храма. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия (скончался 17 августа не позже 1114 года). Он был погребен в Ближних пещерах (память Собора 28 сентября). У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони – в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

О мучениках Павле и Иулиании чит. под 4 марта. Мученик Патрокл жил во время гонения на христиан от императора Аврелиана, в III веке. Будучи гражданином г. Трикассины (Труа), в Галлии (Франции), он вел жизнь благочестивую: любил молиться и читать Священное писание, держал строгий пост и благотворил бедным. За такую жизнь Господь даровал ему силу чудотворения. Однажды царь Аврелиан потребовал к себе св. Патрокла и обещал ему много почестей и богатства, если он будет кланяться идолам, «Оставь все самому себе, так как я вижу тебя нищим», – сказал мученик. «Как, ты называешь меня, царя, нищим?» – спросил император. «Действительно ты нищ: – отвечал Прокл, – ты имеешь много земных сокровищ, но не имеешь сокровища небесного, – вечного, потому что не веруешь во Христа, и за это будешь осужден на адские мучения, а не получишь райского блаженства». Царь разгневался на него и осудил на усечение мечом в болоте, где тело его съели бы гады, звери и птицы. Воины повели святого на берег реки Секваны (Сены). Но вдруг очи их помрачились, а св. мученик в это время чудесно перешел через реку и очутился молящимся на горе. Воины, не видя Патрокла, изумились. «Велик Бог Патрокла, который невидимо избавил его от нас», – сказали они. «Это он сделал силой волшебства», – сказали другие. Узнав от одной женщины, что мученик находится на другой стороне реки, воины переплыли туда и умертвили его. Тело его было погребено священником Евсевием и диаконом Ливерием. Мощи св. Патрокла находятся в Соесте, в Вестфалии. Преподобный Алипий был родом киевлянин и подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он занимался иконописанием, почему и называется иконописцем. Учился у греческих иконописцев, которые украшали печерскую церковь при князе Всеволоде Ярославиче и игумене Никоне, и помогал им. По окончании работы Никон постриг его в иночество. Живя в обители, Алипий писал иконы для игумена и братии и не брал ничего за труд. Днем постоянно работал, лишь для одной божественной службы оставлял работу, а большую часть ночи проводил в молитве и пении псалмов. За такую добрую и благочестивую жизнь он был посвящен во священники и удостоен от Бога дара чудотворения. Однажды некто заказал ему икону Успения к празднику. Алипий заболел, а между тем праздник уже приближался. Заказавшей был огорчен и раздосадован, но Алипий утешал его надеждой на Бога. Накануне праздника ангел в виде юноши пришел в келлию Алипия и приготовил икону. Утром заказчик получил ее к великой радости. Скончался св. Алипий в 1114 г. Мощи его почивают открыто в Антониевых пещерах. На правой руке его персты сложены так, как мы, православные, складываем для молитвы. Урок – нашим старообрядцам!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Алипий иконописец, Печерский (+ 1114) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 авг. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Через 10 лет после создания Великой лаврской церкви, при игумене прп. Никоне (память его 23 марта), прпп. Антоний и Феодосий явились наяву в Константинополе греческим иконописцам, назвали себя, дали им золота и повелели идти в Киев для росписи Великой лаврской церкви. Что это было благодатное явление, иконописцы не поняли, но повиновались и отплыли в Киев. Увидев издали Великую церковь, они испугались ее величины и хотели вернуться. Но лодка их пошла против течения к Киеву, и усилия их были тщетны. Ночью увидели они эту церковь и в ней икону Божией Матери, Которая сказала им: «Зачем вы, люди, напрасно противитесь воле Сына Моего и Моей? Если вы ослушаетесь и поплывете вниз, Я возьму вас и поставлю у церкви Моей, — и знайте, что вы не выйдете оттуда, но, постригшись там, в монастыре окончите жизнь вашу, и Я дам вам милость Мою в будущей жизни, по молитвам строителей Антония и Феодосия!» Когда иконописцы убедились в тщете своих усилий плыть вниз, они покорились воле Божией и оказались у самых стен монастыря. А когда они узнали там, что явившиеся им Антоний и Феодосий скончались за 10 лет до того, они пришли в благоговейный ужас и по окончании своей работы остались, по слову Божией Матери, в монастыре иноками и скончались там в мире. Прп. Алипий был в детстве отдан родителями обучаться иконописи у этих мастеров. Он был свидетелем происходивших там чудес. Так, при нем самонаписалась икона Пресвятой Богородицы, и он видел, как голубь вышел из пречистых Ее уст и вошел в уста Богомладенца. Изучив иконопись, прп. Алипий постригся и ревностно стал подвизаться, посвящая ночи молитве, а дни любимому своему рукоделию. Он украшал святыми иконами родную свою обитель и бедные церкви. Иногда же горожане заказывали ему иконы и платили ему за труд. Тогда часть денег он отдавал в обитель, часть бедным и на оставшиеся у него деньги покупал краски. За свою высокую духовную жизнь он был возведен в сан иерея.

http://sedmitza.ru/lib/text/437570/

Алипий был иконописцем. Некоторый христолюбец заказал ему местную икону Успения Божией Матери к этому празднику. Алипий обещал кончить икону к сроку, но когда приготовил доску и все принадлежности к работе, – разболелся к смерти, слег в постель. Заказавший икону не раз приходил осведомляться об иконе, и очень скорбел, видя, что икона даже не начата; но преподобный советовал ему положиться на Промысел Божий. Пришел наконец христолюбец накануне самого праздника, после вечерни, и очень попеняв святому за то, что лишил возможности передать работу другому иконописцу, вышел в великой скорби. По отшествии его, вошел к Алипию неизвестный светлый юноша и начал писать икону. Алипий думал сначала, что это – человек, иконописец, присланный владельцем иконы; но необыкновенная быстрота и красота работы показали, что то был Ангел. В три часа написалась икона. По окончании работы и чудный иконописец и икона соделались невидимы. Между тем хозяин иконы от великой скорби не спал всю ночь; рано утром пошел он в церковь, в которую была заказана икона, чтоб там излить свою печаль пред Богом; вошед в церковь, увидел, что икона чудной красоты стоит уже на своем месте. Он поспешил к игумену Печерского монастыря и рассказал ему о совершившемся чуде. Вместе с игуменом они пошли к Алипию, – застали его уже при последнем издыхании. Однако игумен спросил его: «Как написалась икона?» Алипий поведал свое видение и присовокупил: «Ангел написал эту икону, и вот, он предстоит, чтоб взять меня». Сказав это, преподобный скончался 751 . Был особенно способен к чувственному видению духов святой Андрей юродивый, во плоти принадлежавший к бесплотным по причине умерщвления плоти сверхестественным подвигом. Однажды по той улице, на которой случалось быть святому, несли мертвеца. То был человек очень богатый. Множество народа сопутствовало гробу; значительное собрание священнослужителей предшествовало гробу с песнопением; большое количество родственников и знакомых последовало за гробом, оглашая воздух рыданиями и плачем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«В... Киево-Печерской обители, – пишет святитель, – было следующее явление Ангела преподобному Алипию. Алипий был иконописцем. Некоторый христолюбец заказал ему местную икону Успения Божией Матери к этому празднику. Алипий обещал кончить икону к сроку, но, когда приготовил доску и все принадлежности к работе, разболелся к смерти, слег в постель. Заказавший икону не раз приходил осведомляться об иконе и очень скорбел, видя, что икона даже не начата; но Преподобный советовал ему положиться на Промысел Божий. Пришел наконец христолюбец накануне самого праздника, после вечерни, и очень попеняв Святому за то, что лишил возможности передать работу другому иконописцу, вышел в великой скорби. По отшествии его вошел к Алипию неизвестный светлый юноша и начал писать икону. Алипий думал сначала, что это – человек, иконописец, присланный владельцем иконы; но необыкновенная быстрота и красота работы показали, что это был Ангел. В три часа написалась икона. По окончании работы и чудный иконописец и икона соделались невидимы. Между тем хозяин иконы от великой скорби не спал всю ночь; рано утром пошел он в церковь , в которую была заказана икона, чтоб там излить свою печаль пред Богом; вошедши в церковь , увидел, что икона чудной красоты стоит уже на своем месте. Он поспешил к игумену Печерского монастыря и рассказал ему о совершившемся чуде. Вместе с игуменом они пошли к Алипию, – застали его уже при последнем издыхании. Однако игумен спросил его, как написалась икона? Алипий поведал свое видение и присовокупил: “Ангел написал эту икону, и вот! он предстоит, чтоб взять меня”. Сказав это, Преподобный скончался» 17, т. 3, с. 230–231 . V В качестве заключительного аккорда прокомментируем два дополнительных довода, нередко применяемых последователями концепции о неспособности ангелов к творчеству: известные высказывания святителя Иоанна Златоуста и преподобного Иоанна Дамаскина . Так, по словам первого, «Ангельское дело предстоять, а не творить, архангельское – служить» 18, т. 4 (кн. 2), с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Открылась конференция, посвященная 90-летию архимандрита Алипия Псковская область, 30 августа 2004 г. 30 августа в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре открылась конференция, посвященная 90-летию со дня рождения архимандрита Алипия (Воронова), сообщает Седмица.Ru. В 8 часов утра началась Божественная литургия. В 10:00 у захоронения архимандрита Алипия в Богом зданных пещерах, в храме Воскресения Словущего, прошла панихида. Конференция начала работу в старом здании воскресной школы монастыря и продолжится после перерыва на обед и совершения заупокойной литии. По завершении конференции для ее участников пройдет экскурсия по монастырю. Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу. С 1942 по 1945 годы он находился в действующей армии, имел ряд наград. После войны был принят в Союз московских художников. 27 февраля 1950 года он поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру. 15 августа того же года пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым)  (впоследствии митрополитом Псковским и Порховским) с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. 12 сентября 1950 года Патриархом Алексием I рукоположен во иеродиакона, а 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, - во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры. В 1952 году отец Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в лавре. Затем до 1959 года он принимал участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов. Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 28 июля 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. В 1961 году возведен в сан архимандрита. В 1963 году награжден Патриаршей грамотой за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители. В 1965 году к престольному дню монастыря - празднику Успения Божией Матери, был награжден вторым крестом с украшениями, в дальнейшем был удостоен орденов святого князя Владимира III и II степени, а также награжден Патриархом Антиохийским и всего Востока Феодосием VI орденом Христа Спасителя и крестом II степени.

http://pravoslavie.ru/10873.html

В то время как святой произносил эти слова, воины пришли в гнев и, назвав святого хулителем своих богов, обнажили мечи, дабы усечь святого. Мученик же сказал, обратившись к Богу: — В руки Твои, Господи, предаю дух мой; ибо Ты знаешь, что я умираю за имя Твое пресвятое. После сего святой мученик Патрокл был усечен во главу Воины взяли главу мученика и бросили ее на далекое расстояние от тела; потом ушли. В это время на горе, поблизости от того места, находились двое нищих, в преклонных летах, пользовавшиеся ранее милостынею от рук святого и исповедывавшие веру христианскую. Сии видели кончину мученика и слышали последние слова его. Когда воины ушли, сии взяли тело мученика и главу его с великим страхом, боясь быть замеченными нечестивыми; честное тело и главу мученика они скрыли до вечера, а потом тайно поведали обо всём протопресвитеру того города, по имени Евсевию. Когда наступила ночь, протопресвитер пришел к тому месту (где было скрыто тело мученика) вместе с диаконом Ливерием; обвив чистою плащаницею то святое тело, они предали его погребению в ту же ночь, тихо и с немногими свечами пропев подобающее псалмопение, боясь язычников. Скончался святой мученик Патрокл в царствование в Риме Аврелиана, среди христиан же при владычестве Господа нашего Иисуса Христа, Коему воссылается честь и слава вместе со Отцом и Святым Духом, ныне и в бесконечные веки. Аминь. Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского Преподобный отец наш Алипий Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему (Быт.1:26), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде: В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, — прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими родителями в обучение живописному искусству. Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. — Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

д) Церковно-исторические примеры любви к труду. I. Авва Марк отшельник, в продолжение шестидесяти девяти лет, которые прожил близ монастыря Пентуклы, показывал редкий образец постоянного трудолюбия. Постясь по целым седмицам, так что некоторые считали его бесплотным, он день и ночь проводил в трудах для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавал ее бедным, а сам ни от кого ничего не принимал. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли было к нему с подаянием: но старец сказал им: «я не беру, потому что по милости Божией мне достаточно моего рукоделия, чтобы содержать себя и приходящих ко мне». («Луг духовн.» гл. 13). II. Однажды пришли для назидания к авве Ахилле старцы. Они увидели, что авва ночью вил большую веревку, и просили его сказать им что-нибудь в назидание, Он сказал: «с вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них, но делаю эту работу, боясь, как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что будучи в силах работать, не работаю, – потому тружусь и делаю по силам моим». («Дост. сказ.» стр. 40 § 5). III. Преподобный Алипий поступил в киево-печерский монастырь еще в детстве. Когда прибыли в Киев из Константинополя греческие иконописцы для украшения вновь сооруженной великой печерской церкви, то родители Алипия отдали сына своего этим иконописцам в научение иконописанию. Юный художник был свидетелем чудодейственных знамений, бывших при украшении печерской церкви, и без сомнения этим расположен был к благочестивой иноческой жизни. Он не хотел расстаться с монастырем, но постригся в нем и вскоре посвящен во иереи. Вместе с тем он не оставил своего иконописного занятия, но посвятил ему всю свою жизнь, трудясь постоянно день и ночь. Не из корысти и не для собрания богатства трудился он, но ради братий и ближних своих, а также и для своей душевной пользы. Для монастыря Алипий работал совершенно безмездно. Когда же ему были посторонние заказы и весьма много их, потому что в то время иконописцев было мало, то Алипий получаемую плату за живопись разделял на три части: одну употреблял на покупку красок, другую раздавал нищим, третью отдавал в монастырь, от которого получать содержание, пищу и одежду. Лично для себя он ничего не оставлял и, не смотря на такой бескорыстный труд, нисколько не ослабевал в своих занятиях. Совершая неизменно бдения и молитвы, по уставу иночества, он все остальное время посвящал своему рукоделию, подражая древним отцам, да не празден будет ни на единую минуту. Если он узнавал, что в такой-то церкви были ветхие иконы, а средств к их исправлению не было, то он принимался за это исправление безмездно. Так всю жизнь пред. Алипий не преставал трудиться в славу Божию, для пользы братий и ближних своих. За такой труд Господь прославил преподобного еще при жизни чудодейственными знамениями, свидетельствовавшими, что он вполне благоугодил Богу. Он преставился около 1114 г. по Р. Хр. (Киево-печ. пат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том II  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АЛЕНЕВЫ устюжские иконописцы: Афанасий Васильевич (1712 - 1782) и Василий Афанасьевич (1741 – 1819) АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (V в.), пресвитер храма святых Апостолов в К-поле, автор послания свт. Кириллу Александрийскому АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ АЛИПИЙ (Погребняк Василий Семёнович; род. в 1945), архиеп. Краснолиманский, викарий Горловской епархии АЛКОШ (совр. Эль-Кош), селение к северу от Мосула (Ирак), место рождения и погребения библ. пророка Наума АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания АЛЛИОЛИ Йозеф Франц фон (1793-1873), католич. богослов, переводчик, комментатор и толкователь Библии АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/vol/ii.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010