Нет. Цвет тут ни при чем. Хотя летом на островах хватает зелени, а зимой — белизны. Название произошло в XVII веке после попытки шведского отряда внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд выследил «немцев», неприятель хотел от своего плана отказаться, но... по легенде окаменел. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский. Все так. Название произошло в XVII веке после попытки шведского отряда внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд выследил «немцев», неприятель хотел от своего плана отказаться, но... по легенде окаменел. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский. Какие животные есть на Соловках? Медведи Неверно, змей нет. А вот лоси есть. Нет медведей. В начале двухтысячных прошел слух, что с Большой земли до Соловецких островов доплыл бурый мишка и его видели, но так ли это было — неизвестно. А вот лоси на Соловках есть. Да, на Соловках водятся лоси. Когда-то сюда завезли и северных оленей и время от времени пополняли поголовье, привозили новых, но сейчас олени вымерли. Какие из соловецких святых не были лично знакомы друг с другом? Герман и Зосима Зосима и Савватий Герман и Савватий Неверно. Преподобный Герман Соловецкий встретился с пустынником Зосимой после кончины преподобного Савватия. Герман и Зосима основали общежитийный монастырь. Более 40 лет трудился Герман при игумене Зосиме. Соответственно, преподобный Зосима не застал в живых преподобного Савватия и лишь потом, в 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Верно. Герман подвизался на Соловецких островах и с Савватием, и, после кончины последнего, с преподобным Зосимой. Между собой Зосима и Савватий знакомы не были. Позже, в 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Неверно. Подвижники Герман и Савватий переселились на Большой Соловецкий остров, шесть лет прожили там в трудах, посте и молитве. После кончины Савватия Герман вернулся на материк, встретил пустынника Зосиму и с ним основал на Соловках монастырь. Так что Зосима и Савватий не были друг другом знакомы при жизни.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/djuzhina-vo...

И начал Зосима тщательно готовиться к плаванию. И призвав Германа, собрал все необходимое для уединенного жительства. И в то время разболелся отец его сильной горячкой и к Богу отошел. А мать вдовой осталась. Со многими слезами и псалмопениями похоронил он достойно отца своего. И пришел в дом отчий к родительнице своей и молвил: «Мать моя, Бог так изволил взять супруга твоего и моего отца. Божья на то воля. Не все ли мы прах и не все ли пепел?» Она же ему отвечала: «Что ни повелишь мне, дитя мое, ни в чем тебя не ослушаюсь». И Зосима советовал ей оставить свой дом и имение и уйти в монастырь, и принять там монашеский постриг. Мать же, исполнив его волю, ушла в бывший неподалеку женский монастырь. Зосима же раздал все свое богатство убогим и нищим, и слуг отпустил, и большую часть имения им отдал. А сам к иноческому подвигу возвратился и второе отречение от мира совершил. Прежде он родителей и родственников своих оставил, отказался от мирской пищи и ото всех радостей мира, теперь же землю и отечество свое покинул и ото всего, что было знакомо, удалился. Возвратился Зосима к Герману и, все, приготовив к плаванию, отправились в путь. И Божиим устроением дул попутный ветер, и на второй день достигли они острова Соловецкого. Поставили в бухте судно, и начал Зосима осматривать остров и искать место для устроения монастыря. И нашел пригодное место, просторное и весьма красивое. Располагалось там озеро поблизости от моря, на расстоянии полета стрелы. А в море бухта тихая и безветренная, и можно было в ней рыбу ловить. И устроили они шалаш на том месте, и провели в нем ночь в бдении и молитвах и пении псалмов. Когда же наступило утро, блаженный Зосима вышел из шалаша, и явлено было ему некое божественное видение: всего его пресветлый луч просветил и божественное сияние место то осветило. И ужас объял его от такого видения. И видит он с восточной стороны огромный и прекрасный храм, возвышающийся над землей. От этого зрелища переменился в лице Зосима. Пришел он к Герману и рассказал ему о видении. Герман же разгорелся духом и говорит: «Дерзай, брат любимый, ибо Божье благоволение на месте этом! Рассказывал я тебе прежде о чуде, которое здесь случилось при блаженном Савватии. С этого места ангелы Божий рыбака изгнали и жену его наказали прутьями. «Уходите, – говорили, – скорее отсюда, а не то злою смертью умрете! Место же это иноки унаследуют!» И вот теперь время исполниться этому предсказанию. Ведь сам Владыка Христос говорит: «И небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» 305 . Показал ведь Бог в древности образ скинии Моисею в пустыне 306 , так и тебе здесь явил страшное это видение. Ибо хочет твоими трудами место это устроить». И от этих слов укрепился блаженный Зосима и исполнился дерзновения. Устремился на подвиг телесный и духовный, вооружась постом и молитвами. И укреплялся от Германа, а более всего от Бога, подающего помощь рабам своим, чтобы могли они побеждать невидимых врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера. Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа и, услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда. Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь. Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало-помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбной ловлей. Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня, отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество. Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосима принять игуменство. Он долго отрекался, наконец отправился в Новгород и был рукоположен. Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным. В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей. Через несколько времени сооружена была новая, более простая, церковь Преображения, а потом другая -Успения. Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно кирилло-белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородского Ивана, которому случилось похоронить преподобного. Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Св. Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

Духовная крепость Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу. Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной. Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия. 17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.

http://pravoslavie.ru/94215.html

приходили к преп. Зосиме и поучались душевному спасению (Православ. Собесед. 1860, 2, стр. 27). В 1465 году преп. Зосима перенес мощи пр. Савватия, уже прославленные чудесами, с берега р. Выги, в свою обитель. Между тем люди бояр, влдевших участками земли на Соловецком острове, являлись туда, оскорбляли иноков и отномали у них рыбную ловлю. Это принудило преп. Зосиму в 1470 году отправиться в Новгород. Там получил он от Марфы, вдовы посадника Борецкого, грамоту на владение принадлежавшими ей землями, а в последствии (уже при игумене Ионе) «Государь господин Великий Новгород, все пять концев на веце на Ярославове дворе, пожаловаша теми островы Соловки и Анзеры островом... и малыми островки». Великий светильник глубокого севера Русской земли, начальник общежития в стране нестерпимых морозов, богоносный Зосима прожил 42 года на Соловецком острове и 26 лет настоятельствовал в созданной им обители. Ум. 17 апреля 1478 года. Преп. Герман пережил преп. Зосиму. И при жизни его и после него, блаж. Герман не раз путешествовал на твердую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудоьства пути, не легкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемник св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители преп. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу в 1479 году. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицею принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Ховроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.), при игум. Исаии, гроб его перенесен в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи го нетленными. Перевезенный гроб с честию был поставлен близ олтаря, по правую сторону церкви св. Николая. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени. Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье преп. Савватия и пред которым молился вместе с ним и авва Герман (Филарет, Рус. Св. июль, стр. 172–173). «Повесть и блаж. старце Германе» составлена, по мнению В.О. Ключевского , в XVII в. (Ключевский, стр. 325). Церковная память преп. Германа, с 1692 года, совершается местно в Соловецкой обители 30 июля по благословенной грамоте патриарха Иоакима. В «Иконописном

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С. 238). Он вернулся только весной 1436 или 1437 г. с рыбаком Марком, принявшим вскоре постриг в обители с именем Макарий . Когда собралось неск. иноков, они возвели небольшую ц. в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игум. Павел, присланный Новгородским архиеп. Ионой. После основания мон-ря Г. прожил на Соловецком о-ве более 40 лет. Во 2-й пол. 60-х гг. XV в. он сопровождал прп. Зосиму в Вел. Новгород, куда тот направился для решения монастырских дел, связанных с боярским землевладением на Соловках. 17 апр. 1478 г. прп. Зосима скончался и был погребен Г. и учениками за алтарем монастырской Преображенской ц. В «Слове о сътворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» (нач. XVI в.) мон. Досифей (впосл. игумен мон-ря) пишет, что после кончины прп. Зосимы он «пребых у его спутника у старца Германа в келии»; Г. рассказал ему «вся, яже о преподобнемь [Зосиме] бывшее житие и отчасти чюдес». Досифей первым записал известия о жизни и чудотворениях преподобных Савватия и Зосимы, поскольку Г. был «некнижен». Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Сведения о кончине и погребении Г. в источниках различаются. Согласно Житию Г., через нек-рое время после смерти прп. Зосимы он был направлен игум. Арсением (1478-1479) по монастырским делам в Вел. Новгород и скончался в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Дата смерти в Житии не указана. «Написание о Соловецкой обители», к-рое в отличие от житийной традиции приводит точные, но не вполне достоверные даты, Г. преставился в Новгороде 22 марта 1484 г. ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166; 1484 год как дата кончины Г. указан также в «Соловецком летописце» по спискам XVIII в.). Если последняя дата верна, то, возможно, поездка Г.

http://pravenc.ru/text/164711.html

По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих». На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками Феодосием и Ионой. Как видно, Божия воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь. По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией». Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

Читайте также — Священник Александр Волков: В 1971 году митрополит Никодим и будущий Патриарх приехали на Соловки… Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. Преподобный Герман и Соловецкий монастырь В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Шесть лет провели св. отшельники на Соловецком острове в непрестанных трудах и молитвенных подвигах, «умом к Богу приближающеся». 10 Попытка в это время со стороны корельских насельников завладеть островами и нарушить иноческое безмолвие, по преданию, была предупреждена небесным явлением: два ангела, явившись жене одного поселившегося на острове с семейством корела, вблизи кельи преподобного, наказали ее, – биюще же, глаголаша: отъидите от места сего, не достоит бо вам зде бити: – на пребывание иноком сие место Бог устроил. 11 На шестом году пребывания преподобный Герман удалился с острова на берег к реке Онеге. Преподобный Савватий, извещенный свыше о близкой кончине и движимый духовною жаждою приобщения Святых Таин, оставил остров; переплыв в небольшой лодке через море, он прибыл к реке Выге, где, близ волости Сороки, сподобился причащения Св. Таин Тела и Крови Христовой от некоего, случайно встретившегося с ним, игумена Нафанаила. Молитвою и богомыслием приготовился преподобный к отшествию из этого мира. Савватий скончался 27 Сентября 1435 года и был погребен при молитвенном храме игуменом Нафанаилом и новгородским купцом Иоанном, случайным очевидцем кончины преподобного. С кончиною преподобного не умерло святое подвижничество на пустынных Соловецких островах. Продолжателем его подвигов явился другой любитель безмолвия – Зосима. Сын богатых земцев, из смелых новгородских выходцев, Гавриилы и Варвары, поселившихся в деревне Толвуе, близ Онежского озера, Зосима еще в юных летах принял монашество, вероятно, в Палеостровском монастыре, находящемся вблизи его родины. По смерти родителей, раздав имение их неимущим, он пошел на север искать пустынных мест для иноческих подвигов. В Сумском посаде он встретился с Германом, который и рассказал ему об удобствах Соловецких островов для безмолвной иноческой жизни и о подвигах Савватия. Восхищенный этим рассказом, Зосима уговорил Германа идти с ним опять туда, где он жил и подвизался с Савватием. Попутный ветер принес их в спокойную маленькую бухту, где у самого берега они увидели глубокое озеро с пресной водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И выстроили они кельи себе. И преподобный Зосима начал труды к трудам прилагать, радуясь духом и ум свой к небесному устремляя, тело же духу покоряя. Проводил все ночи, стоя на молитве, всегда в псалмах и пении духовном поучаясь и поя Господу в сердце своем: «На Тебя, Господи, уповаю, спаси меня по милости Твоей! Будь нам помощник на противника нашего дьявола, ибо благословен Ты во веки веков! Аминь». И жили они так с Германом, возделывая землю мотыгами и питаясь от трудов рук своих. Как сказано, «в поте лица ели хлеб свой» 307 – и питал их Господь. И через некоторое время пришлось Герману отплыть на другой берег к христолюбивым людям ради некоей надобности для строительства монастыря. И получив от Зосимы напутственную молитву, отправился в путь. Старец же Зосима один остался на острове. И задержался Герман на побережье. А когда вернулся к морю, желая плыть на остров Соловецкий, то настала осень и дул студеный ветер, шел снег и неукротимое волнение было на море. И плавало в нем множество льдин. Томился он поневоле, желая добраться до острова, но не мог. И пришлось Герману зимовать на побережье. А блаженный Зосима один на острове оставался. И сначала грустил по Герману, потом же возложил надежды свои на Господа, говоря: «Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня! Ибо предан Тебе от юности моей и от чрева матери моей! И ныне, Человеколюбец, утвердил меня «на камне веры», ибо Тебе предал душу мою! Никогда не отступаешь от рабов Своих, но всегда в них пребываешь, Христе Свете Истинный! Не оставь же меня, раба своего, уповающего на Тебя!» И начал он еще усерднее подвизаться, слезами каждую ночь ложе свое омывая, постом и добровольными страданиями плоть угнетая и непрестанные молитвы вознося к Богу. Видели же бесы себя поруганными и с острова изгоняемыми молитвами преподобного Зосимы и ополчились на него, и страшный грохот учинили, и двинулись на блаженного всею силою своею. Ибо никогда прежде, с тех пор как солнце светит в поднебесье и до прихода Савватия и Зосимы, не жили на том острове люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010