17-е число. Память Преподобного Зосимы Соловецкого. Св. преп. Зосима спасался на отдаленном севере, на пустынном Соловецком острове Белого моря. Остров этот имеет в окружности 100 верст. Почва там каменистая хлеб не родится, по краткости лета едва созревают некоторые овощи. Остров доступен только с половины мая до половины сентября. Зима там две трети года. Около двух месяцев, начиная с половины октября, там не бывает солнца. Первый инок, поселившийся в XV стол., на Соловецком острове, был Савватий (память его 27-го сентября). Через год после него поселился там Зосима. Зосима был сын богатых родителей, живших в Новгородской области. Родители его были благочестивые люди и сына своего научили благочестию. Ученье начато было Зосимою, по тогдашнему благочестивому обычаю, со Священ. писания. Родители хотели женить сына, но он отказался, желая служить только Богу. По смерти родителей роздал все небогатое свое имущество бедным, а сам отправился искать себе пустыни. На приморье Белого моря, на устье реки Сумы, нашел инока Германа, который жил на Соловецком острове с св. Савватием, и они вместе отправились туда на малой ладье. Обошед остров, остановились недалеко от берега, у озера с пресною водою. Тут св. Зосима удостоился небесного видения: на воздухе видел он большую церковь и принял это за небесное указание места для обители. Свв. Зосима и Герман построили себе здесь кельи. Это было в 1436 г. К концу лета Герман отправился на Сумский берег за хлебом, но, застигнутый непогодою, не мог возвратиться до следующей весны. Зосима остался один, едва не умер от голода, но свв. ангелы принесли ему пищи на все время до возвращения Германа. Бесы устремили все свое усилие, чтобы удалить Зосиму с острова, но святой прогонял их молитвою. По времени имя подвижника Зосимы сделалось известным, и многие, искавшие подвигов для спасения души, начали приходить к нему для сожительства. Построен был храм. Инокам приходилось переносить немало обид то от диких лопарей, то от рыболовов, то от боярских слуг. Наконец Зосима был поставлен игуменом обители, хотя по смирении долго не соглашался на это. Весь Соловецкий остров отдан был в полную собственность обители. В 1465 г. в обитель были перенесены мощи

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

В XVII в. живописные иконы, складни и кресты, созданные на Соловках и в монастырских вотчинах, имеют в навершии («в сиянии») образ Спаса Нерукотворного, Св. Троицы или Божией Матери «Знамение». В XVIII-XIX вв. композиция «Преображение Господне» (главный праздник Соловецкого мон-ря) осеняет многие иконные и гравированные «раздаточные» образы. После бомбардировки мон-ря англичанами в 1854 г. «в сиянии» вновь стал изображаться образ Божией Матери «Знамение», чудесно спасший обитель от вражеского нападения. Сохранился серебряный чеканный оклад на икону «Спас Вседержитель, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (20-е гг. XVII в., ГМЗК), исполненный в 1700 г. мастером А. И. Первовым, вклад резчика мон-ря мон. Антония (ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 190-191. Кат. 63). Из описей нач. ХХ в. известно, какие образы З. и С. хранились в Соловецком мон-ре. Наибольшее число иконографических вариантов - в Преображенском соборе и в приделе во имя З. и С.: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Савватием», «Богородицы, изображена в рост, перед Нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». В соборе были редкие самостоятельные иконы, изображающие сюжеты жития З., «каждая длиною 44, шириною по 31 вершку… преподобные Зосима, Савватий и Герман водружают крест… Преподобный Зосима видит церковь на воздусе, ангелы принесоша преподобному Зосиме пищу». З. и С. на иконах предстоят в молении не только образу Богоматери «Знамение», но и др. иконам Божией Матери -Тихвинской и Одигитрии. В церкви на горе Голгофе на о-ве Анзере находился образ, на к-ром преподобные предстояли св. Иоанну Предтече, вероятно как тезоименитому святому в миру прп. Иова (Иисуса) Анзерского (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879, 881 об; Д. 40. Л. 31, 36 об., 65 об., 191 об., 374 об.- 375, 454). Примеры подобной иконографии - икона сер. XVII в., с избранными святыми на полях (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 145), образ нач. XVIII в.- св. Иоанн Предтеча в молении, поодаль З. и С. внутри обители (происходит из Дмитрова, ЦМиАР). Образы З. и С. были изображены на серебряных пластинах, украшавших престолы Преображенского собора: «…святый престол деревянный… с трех сторон доски серебряные, на них изображено… Пресвятая Богородица в облаках, пред Нею в молении Преподобные Зосима, Савватий, Герман и святитель Филипп… освящен 1860 года мая 1 дня» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 157).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Обойдя остров, остановились недалеко от берега, у озера с пресной водой. Тут св. Зосима удостоился небесного видения: на воздухе видел он большую церковь и принял это за небесное указание места для обители. Свв. Зосима и Герман построили себе здесь кельи. Это было в 1436 г. К концу лета Герман отправился на Сумский берег за хлебом, но, застигнутый непогодой, не мог возвратиться до следующей весны. Зосима остался один, едва не умер от голода, но свв. ангелы принесли ему пищи на все время до возвращения Германа. Бесы устремили все свое усилие, чтобы удалить Зосиму с острова, но святой прогонял их молитвой. По времени имя подвижника Зосимы сделалось известным, и многие, искавшие подвигов для спасения души, начали приходить к нему для сожительства. Построен был храм. Инокам приходилось переносить немало обид то от диких лопарей, то от рыболовов, то от боярских слуг. Наконец Зосима был поставлен игуменом обители, хотя по смирению долго не соглашался на это. Весь Соловецкий остров отдан был в полную собственность обители. В 1465 году в обитель перенесены были мощи св. Савватия, оказавшиеся нетленными и источавшими чудеса. Св. Зосима скончался в 1478 году. «Телом я разлучаюсь, но духом буду всегда с вами», – были его последние слова братии. Мощи св. Савватия почивают в соборном храме. Соловецкий монастырь окружен крепкими стенами и башнями наподобие крепости. Св. Зосима почитается покровителем пчеловодства, так как он был насадителем его на севере России. Св. Агапит был Римским папой. По поручению владевшего в его время Италией готфского короля Феодота, путешествовал в Константинополь, чтобы отклонить императора Иустиниана от похода на Италию. Тут и скончался в 536 г. 18-е число Преподобный Иоанн был учеником св. Григория Декаполита (память его 20 ноября). С юных лет он полюбил иноческие подвиги, пришел к Григорию и подвизался под его руководством. Жили св. Иоанн и Григорий в IX веке, во время иконоборческой ереси. Оба они прибыли в Константинополь, где особенно сильна была ересь, чтобы утверждать верующих в православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Соловецкие святые: удивительные истории подвижников с суровых островов В собор Соловецких святых за пять веков было включено 52 имени, а в собор новомучеников и исповедников Соловецких за двадцать лет вошло более шестидесяти имен. Вспомним некоторых из них. 1 Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман —основоположники Соловецкой обители. Преподобный Савватий открыл суровые острова, как идеальное место для иноческих подвигов. Преподобный Зосима положил начало монашескому общежитию, а преподобный Герман сделался их верным спутником и помощником. Прибыв на Соловки в первой половине XV века и зажив на пустынных островах, отделенных от обитаемых мест на сорок верст волнами Белого моря и на восемь месяцев отрезанных от берега, они всецело подчинили себя Богу, поставив главной целью не борьбу с внешними врагами, не материальные успехи, не деятельность для мира, а спасение души. 2 Святитель Филипп Московский Святитель Филипп, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он проявил себя не только крепким хозяйственником и руководителем, но и образцом для всей братии в монашеском делании. Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство. В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Во время этого служения он открыто выступил против опричнины царя Ивана Грозного. За это он попал в опалу, был лишен сана в 1568 году и отправлен в тверской Отроч Успенский монастырь. Там в конце декабря 1569 года святитель Филипп был убит приближенным царя Малютой Скуратовым. Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре. В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель. В 1652 году митрополит Никон (будущий Патриарх) по благословению Патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего предшественника Ивана Грозного. Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

Снарядив лодку, они благополучно достигли острова и, выйдя на берег на расстоянии полета стрелы от моря, раскинули подле большого озера шатер. Всю ночь отшельники провели в пении божественных псалмов и священных песней; когда же на другой день, рано утром, Зосима вышел из шатра, то увидел чудное явление: светлый небесный луч озарил впереди лежащий перед ним луг, и от востока поднялась в воздух обширная, прекрасная церковь . Устрашенный виденным, он возвратился в шатер и рассказал о виденном Герману. Тогда старец в свою очередь подробно передал ему, как на этом самом месте, много лет тому назад, во время пустынножительства с преподобным Савватием, он был свидетелем другого чудесного явления, как ангелы изгнали поселившуюся на острове семью рыбаков. Зосима, обрадованный надеждою на будущую духовную славу места, возблагодарив Господа Бога за содеянное чудо, начал вместе с преподобным Германом рубить деревья для постановки кельи, так как они решили место это избрать для постоянного жительства. Благочестивые пустынножители день трудились, а ночь славословили Бога. Место, ими выбранное, отстояло от настоящего места расположения монастыря в двух верстах, но затем, по откровению Божию, они перешли на то место, где ныне расположен монастырь. В конце лета преподобный Герман отправился за приобретением некоторых предметов снова на материк, оставив своего сотрудника одного. Хотя и было предположено, что он к осени возвратится обратно на остров, но непогода, ранние зимние бури и плавучие льды воспрепятствовали преподобному Герману исполнить свое обещание; напротив, он был принужден остаться на всю зиму на материке. Видя, что Герман не возвращается, преподобный Зосима сначала опечалился, но затем, призвав Господа, Покровителя и Помощника, спокойно продолжал свои труды. В то время, когда Зосима остался один на острове, враг рода человеческого, пользуясь этим, начал его смущать, стараясь удалить его от избранного им места, предвидя, что там воссияет столп истинной, непоколебимой православной веры. Мужественно вооружился преподобный Зосима против дьявола, и, вознося горячую молитву к защитнику верных, произнес: «Если имеете надо мною какую-нибудь власть, то делайте, что хотите, если нет, то трудитесь напрасно, отлучить меня от Христа не сможете». Исчезли призраки, и с тех пор пустынник пребывал безмятежно, благодаря и, восхваляя Творца всего сущего за дарованную ему победу над врагами; между тем у него вышли все запасы и угрожала голодная смерть. Однажды приходят к нему два мужа с хлебом, маслом и мукою: «возьми и положи у себя, сказали они ему, если будешь иметь нужду, можешь все это употреблять». Долго ждал возвращения их преподобный, но, видя, что они не приходят, понял милость Божию и пламенною молитвою возблагодарил Господа за Его к нему милости. Весною прибыл старец Герман и с ним еще один человек, по имени Марк, искусный в рыбной ловле, причем Герман привез с собою много разных запасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера, они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобный Савватий и Герман прожили шесть лет. Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Зосима стал игуменом обители после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В двухтысячном году отец Савватий, черноволосый, высокий, стройный, выглядел совсем ещё молодо, и, видимо, впечатление отца Симеона о нём больше склонилось к послушнику или иноку, потому что ответил он очень снисходительно: — Экий ты шустрый, брат! Когда ты собрался на остров? Завтра?! Совсем даже и не факт, что ты туда завтра попадёшь! У нас уже вторую неделю шторм — не можем ни на остров, ни с острова уехать! Отец Савватий не обиделся на снисходительный тон. Ответил только: — Ну что ж, помолимся преподобному Савватию, Соловецкому чудотворцу… Что-то в его спокойном ответе насторожило отца Симеона, и он спросил: — Иеромонах? — Игумен. Снисходительность в голосе иеромонаха поменялась на почтительность, и он перешёл на «вы»: — Простите, отец, устали, наверное, с дороги, пойдёмте на трапезу, перекусим чем Бог послал. После трапезы отец Савватий отстоял вечернюю службу. Ночью долго не спал — молился. После продолжительной молитвы выглянул в окно кельи — северное сияние чудесными изумрудными сполохами переливалось в небе. На душе стало легко и спокойно — он верил, что преподобные Савватий и Трифон устроят ему эту поездку. После литургии стал собираться на катер. К большому удивлению отца Симеона, утром стоял полный штиль — после двух недель шторма. Монастырский катер назывался «Преподобный Зосима», но его не было, и отец Савватий сел на гражданский под названием «Печак». Несколько часов плыли по морю, немного болтало, в борт били волны, но эти волны уже не представляли опасности для катера. Проплывали мимо каменистых пустынных островов. Братия монастыря приняли его радушно, дали келью. Поразила печка: её истопили перед его приездом и больше не топили, и она все четыре дня его пребывания в обители грела своим тёплым боком, хотя на улице было уже холодно, лежал снег. Сразу зашёл в храм, с благоговением подошёл к мощам Соловецких старцев. Они все трое — Герман, Савватий и Зосима — лежали в одной большой раке рядышком, сверху — сень, деревянная, резная. В полутьме храма не видно надписей на раке — где кто из старцев почивает. Помолился своему небесному покровителю, поблагодарил за возможность приехать сюда и стал прикладываться к мощам преподобных — к одному, другому, третьему. Кто же из них преподобный Савватий?

http://azbyka.ru/fiction/nebesnye-uroki-...

Прошло уже больше ста лет, как Герман, родом из Тотьмы, отшельник с Карельского берега Белого моря, и Савватий, постриженик Кириллова-Белозерского монастыря, побывавший и на Валааме, водрузили крест на необитаемом острове и начали здесь подвижническую жизнь (1429). Впрочем, ни преподобный Савватий, ни Герман не положили начала общежитию. Вокруг них еще не было учеников. Св. Савватий скончался не на острове, а в отлучке, на берегу, и погребен был в часовне на реке Выге (27 сент. 1435 г.). Герман, не вынеся одиночества и трудности пропитания в Соловках, тоже оставил остров, на который вернулся через год вместе с новым подвижником, уроженцем Новгородским (с озера Онеги). Преп. Зосима и был истинным основателем Соловецкой обители. Св. Герман, местно чтимый в Соловках, не оставил своего имени монастырю. Он первый привел сюда, увлекши своими рассказами о морской пустыне, великих пришельцев, но сам не раз оставлял открытый им остров для менее сурового поморского берега. Хотя он пережил и Зосиму, но никогда не был игуменом в созданной и его трудами обители, и не в ней окончил свои Дни. Преп. Зосима явился не только мужественным подвижником, поборовшим и голод и стужу и демонские искушения, но и отцом стекавшихся иноков, рачительным хозяином, организатором общежития. Он срубил первую церковь на месте, где имел видение светлого, с небес спускающегося храма, и освятил его во имя Преображения Господня. Русский Север любил посвящать свои скромные деревянные церкви таинственному, духоносному Преображению. Его огнем и светом побеждался холод и мрак стихий; суровость аскетических трудов озарялась обетованием торжества — нетленной, прославленной плоти. Один из — приделов Соловецкого храма был освящен во имя чудотворца Николая, властителя морских пучин. Из новгородской дарственной грамоты " в дом святого Спаса и пречистыя его Матери и святого Николы " мы узнаем, что другой придел — или отдельный храм — был посвящен Пресвятой Богородице. Через несколько лет, еще при Зосиме, когда на месте маленькой церковки был построен большой, но все же деревянный храм во имя Преображения, при нем, с восточной стороны, была пристроена церковь Успения Божией Матери. Так на диком острове, среди пустынного полярного моря святая Русь появляется с именами своих излюбленных святынь, символами своего сокрытого от нас (невыраженного в книгах) богомыслия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

Между тем, Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера. Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа, и услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда. Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь. Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало-помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбною ловлею. Наконец, когда число их увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня, отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви, и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество. Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосиму принять игуменство. Он долго отрекался, наконец, отправился в Новгород и был рукоположен. Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу, именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным. В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей. Через несколько времени сооружена была новая, более пространная церковь Преображения, а потом другая – Успения. Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно Кирилло-Белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородца Ивана, которому случилось похоронить Преподобного. Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Св. Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010