Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом: «Владыка митрополит Варсонофий, уважаемый Сергей Викторович, дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно замечательное событие: в Царском Селе освящен храм, который до недавнего времени своим видом вызывал боль в душе каждого православного человека, который мимо него проходил. Вспоминаю, как в прошлый раз проезжая мимо этого места, я спросил у сопровождавших меня людей, почему же не восстанавливается этот храм, такой замечательный по архитектуре, связанный с воинской славой нашего народа. В ответ на это они говорили о том, что огромное количество согласований и разрешений нужно осуществить, не говоря о том, что еще и средства нужно найти. И довольно часто у тех, кто имел отношение к Царскому Селу, я спрашивал, продвигаются ли дела с храмом святого преподобного Сергия Радонежского. И сегодня, подъезжая к этому замечательному храму, я возрадовался душой, увидев, что еще одна святыня, еще один памятник, который связан, в том числе с людьми весьма выдающимися, которые жили в Царском Селе, возрожден к жизни. Возрождение храма имеет огромное духовное и символическое значение. Не случайно, что люди сегодня с таким энтузиазмом отзываются в первую очередь на воссоздание тех храмов, которые были поруганы». Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова за труды в качестве председателя Попечительского совета храма преподобного Сергия в Царском Селе и подарил ему старинную икону преподобного Сергия Радонежского. В ответном слове С.В. Лавров выразил благодарность членам Попечительского совета и всем, кто принял участие в возрождении храма. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что завершается год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского, подвиг которого «был направлен на сохранение единства нашей страны, преодоление междоусобной брани, отражение иноземной агрессии». «Этот подвиг сегодня несомненно вдохновляет и наших государственных мужей, и всех нас, кто призван хранить как зеницу ока свою страну, ее свободу, независимость, ее духовную сущность», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3869987.ht...

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святых Царственных страстотерпцев и ковчег с частицей мощей преподобного Сергия. Во внимание к трудам в деле восстановления храма Святейший Патриарх Кирилл вручил настоятелю храма, благочинному Царскосельского округа протоиерею Геннадию Звереву крест, изготовленный в честь 700-летия преподобного Сергия. Руководитель ООО «Дальпитерстрой» А.А. Скоров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени; сотрудник МИД Российской Федерации С.А. Полякова — ордена преподобной Евфросинии Московской III степени. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем состоялось гашение марки, выпущенной к торжествам по случаю освящения Сергиевского храма в Царском Селе. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе был построен в 1904 году для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 года полка). Шефом воинского подразделения был сын императора Александра II великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Освящение церкви 110 лет назад происходило в присутствии императора Николая II и великих князей Владимира и Сергея Александровичей. Стены храма были покрыты фресками в древнерусском стиле с элементами модерна. В одном здании с храмом ранее помещались учебный зал полка и цейхгауз. С момента своего основания храм стал памятником героям-стрелкам: под спудом были погребены строитель церкви командир батальона генерал-майор С.И. Кутепов (1853-1905), а позднее — некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну (сегодня установлено 8 имен, в том числе двух георгиевских кавалеров). В 1921 году храм был закрыт, его убранство полностью уничтожено, колокольня снесена. В 1990-2000-х годах в здании церкви располагалась автошкола и кафе. В 2012 году храм был официально  возвращен  Русской Православной Церкви. Работы по проектированию и реставрации храма в 2014 году провело ЗАО «БалтСтрой» под наблюдением и при содействии Попечительского совета. Председателем Попечительского совета храма стал министр иностранных дел РФ С.В. Лавров.

http://patriarchia.ru/db/text/3869987.ht...

По окончании литургии, Святейший Владыка посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, где поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Затем Его Святейшество направился в Александро-Невскую лавру, где поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского и совершил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима (Ротова). Вечером 5 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Калининград. В аэропорту его встречали епископ Балтийский Серафим, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, епархиальное духовенство. 6 декабря 2014 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма благоверного князя Александра Невского в Калининграде и возглавил Божественную литургию в нем, а 7 декабря 2014 года — в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда. Его Святейшеству сослужили епископ Балтийский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епархиальное духовенство. В ходе своего визита в Калининградскую епархию Святейший Патриарх Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, встретился с губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым и осмотрел место строительства храма святых праведных Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области. Вечером 7 декабря 2014 года Его Святейшество прибыл из Калининграда в Санкт-Петербург, где посетил Иоанновский женский монастырь, а также Александро-Невскую лавру, Никольское и Большеохтинское Георгиевское кладбища. 8 декабря 2014 года Святейший Владыка совершил великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе и освящение памятника игумену Земли Русской. Затем Предстоятель Русской Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана и епархиального духовенства совершил Божественную литургию. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета Сергиевского храма в Царском Селе, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

История с храмом в честь прославленного русского святого дает повод поразмышлять об одной из главных российских проблем – нелюбви к собственной истории и стране. Недавно мы с женой были в Болгарии и посетили Шипку – место, где в конце XIX века русские солдаты из разных городов отдавали свою жизнь за свободу Болгарии. Замерзая на посту, умирая от голода и стужи, героически отражая попытки штурма, наши предки принесли на землю болгар долгожданную независимость. В начале ХХ века болгары построили у подножия Шипки храм-памятник в честь Рождества Христова, где золотыми буквами были выбиты имена русских офицеров и названия полков, сражавшихся за независимость страны. Храм этот пережил эпоху социализма, войну и до сих пор окружен заботой и вниманием. По всей Шипке стоят памятники воинам, бережно сохраняются места, где замерзали солдаты, на вершине горы стоит монумент-музей с небольшой, но тщательно подобранной экспозицией. К этому памятнику ведут больше тысячи ступенек, которые пешком преодолевают многие болгары и гости страны. Храм преподобного Сергия в Царском Селе, конечно, не может стать главной национальной святыней России, но это не означает, что подвиг солдат, отдавших жизнь за Россию, должен находиться в забвении. В конце 2010 года Сергей Миронов предложил устроить там мемориал, посвященный подвигам героев Первой мировой войны, и сделать святыню " храмом воинской славы " . Святейший Патриарх Кирилл тогда же поддержал эту идею, и выразил надежду на скорейшую передачу здания церкви верующим. Если в Царском Селе удастся возродить храм-памятник, то может быть мы, жители России, потихоньку начнем выздоравливать от исторического беспамятства и поймем, что Родина наша началась не с нас и, надеюсь, закончится не нами. Очень надеюсь, что мы научимся почитать собственных предков и молиться за них, тогда соединится цепь времен, и мы вспомним прекрасную древнерусскую идею о том, что наши умершие предки – это те, кто шли впереди, отстаивая наше право на жизнь. Возрождение подобных храмов-памятников будет им лучшей наградой за труды, а нам поможет отличать истинные ценности от ложных. И тогда совершенно иначе зазвучат пушкинские строки, вынесенные нами в заголовок. У каждого из нас есть свое " Царское Село " , за сохранение которого стоит бороться.

http://religare.ru/2_96994.html

Кульминацией торжеств стали праздничные Патриаршие богослужения 17 и 18 июля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а также крестный ход из Покровского Хотькова монастыря, который возглавил лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В шествии приняли участие около 40 тысяч человек. Последним аккордом в праздновании юбилея стало освящение восстановленного храма преподобного Сергия в Царском Селе под Санкт-Петербургом 8 декабря 2014 года с участием Предстоятеля Русской Православной Церкви и Президента Российской Федерации. По словам полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Александра Беглова, на всей территории России в течение юбилейного года восстановлено более полусотни монастырей и храмовых комплексов. Памятники преподобному Сергию были открыты в российских городах, а также в Минске и Астане. Работы за четыре года (столько длилась подготовка к юбилейным торжествам) были проведены на 47 крупных объектах в 26 регионах страны, отмечалось на совещании. Масштабная реконструкция была проведена в Троице-Сергиевой Лавре — работы шли на 21 объекте. Кроме того, восстановлен Троице-Сергиев Варницкий монастырь в Ярославской области, на родине родителей преподобного Сергия. «Помимо бюджетных средств на восстановление объектов культурного наследия привлечено более 6 млрд рублей, которые внесли попечители», — сказал Беглов. «Год был действительно насыщенным и с точки зрения плотности и количества проведенных праздничных мероприятий, и с точки зрения тех добрых плодов, которые мы могли наблюдать, — отметил, принявший участие в совместном заседании председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. — Этот год показал, каких значимых успехов может добиться слаженная и конструктивная работа многих людей, сознающих важность и ответственность совершаемого ими дела. Чествование преподобного Сергия продемонстрировало единство российского общества в главном — в расстановке акцентов в оценке отечественной истории, а также в осознании важности сохранения своих духовных и культурных традиций. Общецерковное празднование 700-летия со дня рождения Преподобного всем нам дало возможность почувствовать, что Святая Русь — это не какая-то философская абстракция или историческая мистификация, но живой немеркнущий духовно-нравственный идеал нашего народа».

http://patriarchia.ru/db/text/3873447.ht...

Её работа – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 VIII вида г. Переславль-Залесский. Дети, с которыми занимается матушка, имеют 3 и 4 группы инвалидности. Основная задача педагогов интерната – научить детей читать, считать, писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. Большой упор в работе матушка делает не только на интеллектуальное развитие детей, но и на поделки, сделанные своими руками. Целая выставка размещена в коридорах школы. Что касается духовной жизни матушки, то, конечно, в семье она опора и поддержка отца Евгения. О своем приходе к вере она говорит так: «Мы, как и очень многие, пришли к Богу после Перестройки. Сами строили свои семейные устои, уклад, нам его никто не передавал. Традиция ведь была прервана, и мы ее складывали, как могли». Очень большое место в духовной жизни семьи занимает Иринарховский крестный ход. В течение 10 лет вся семья принимает участие в крестном ходе к источнику Преподобного Иринарха в селе Кондаково, и последние 3 года – в Царском. В этом году старшие дети Юра и Оля уже сами пошли в Иринарховский крестный ход со своей палаткой, а младшая с матушкой присоединились чуть позже. Для матушки с батюшкой это очень ценно. Крестный ход стал семейной традицией. Неделей раньше батюшка с матушкой приняли участие в Царском крестном ходе. Пошли одни, без детей. Дословно, со слов матушки: «Царский крестный ход организует Императорское Православное Палестинское Общество. Он прошел в третий раз. Третий год мы восстанавливаем паломническую тропу в Троице-Срегиеву лавру. Идем от памятника Царю Николаю в Тайнинской к лавре прп. Сергия. Нагрузка большая, расстояния огромные, по 20 км в день. Идем с Иисусовой молитвой. Трудно, но назад не свернешь и не сойдешь! Крестный ход для меня – это возможность молиться целый день. Пока ноги идут, душа тоже трудится. Три дня пути, три дня Исповедь, три дня Причастие!» Крестный ход для меня – это возможность молиться целый день. Пока ноги идут, душа тоже трудится После посещения интерната мы приехали домой. Матушка немного передохнула и стала заниматься огородными делами. Огород – необходимая и одновременно любимая часть быта матушки. Плодовые и ягодные деревья, овощные посадки – все это её вотчина. Как рассказала матушка, она все время экспериментирует с сортами помидоров, огурцов, старается изучать что-то новое, пробовать новые технологии посадки овощных культур. В этом году она соорудила новые экспериментальные грунтовые теплицы.

http://pravoslavie.ru/133537.html

...Из Священной Истории известно, что Господь может помиловать людей, если среди них найдется несколько праведников. Нашлись в смутное время молитвенники и печальники за Русскую землю. В разных концах ее звучали слова о необходимости всенародного покаяния. Патриарх Ермоген, архиепископ Арсений, монахи Троице-Сергиевой обители и много безвестных молитвенников по всей земле Русской... Усугубило ситуацию восстание Болотникова и измена части царского войска; бунтовщики захватили Ростов, устроили там резню, а митрополита Филарета, раздев, в одной рубашке, босого, увели в Тушино, где он находился в плену, терпя издевательства. Интервенты занимали города и обители России. Шестнадцать месяцев защитники Троице-Сергиевой Лавры отбивались от многократно превосходящего по численности вражеского войска. К началу последнего штурма в стенах монастыря осталось менее 200 защитников, но и этот штурм был отбит. И сегодня можно видеть в Троицком соборе в Южных вратах, в двух метрах от раки, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, след пробоины от польского ядра. Молитвами преподобного Сергия обитель – духовное сердце Святой Руси – была спасена. Мужественно боролся за целостность и независимость страны и Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Войска Лжедимитрия II стояли недалеко от Москвы, в селе Коломенском; самозванец подбивал московский люд бунтовать против бояр и переходить на его сторону. Бояре, опасаясь, что самозванец займет Москву, хотели видеть на царском троне польского королевича Владислава (при условии, что он примет Православие), однако польский король Сигизмунд не пожелал видеть своего сына русским царем. Более того, он, ревностный католик, решил сам овладеть Москвой. Изменники-бояре стали уговаривать святителя Ермогена подписать грамоту на избрание Сигизмунда русским царем, но Патриарх рассылал по Руси грамоты, в которых призывал людей к защите православной веры и спасению Отечества. Воззвания святителя всколыхнули весь православный народ. Патриарх отсылал свои грамоты в обитель преподобного Сергия к архимандриту Дионисию, а там иноки переписывали их и рассылали дальше.

http://religare.ru/2_22769.html

28 марта 1888 года соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид. В день памяти преподобного Сергия 25 сентября 1889 года в Троицком соборе Лавры монах Кронид был рукоположен во иеродиакона Преосвященным Христофором (Смирновым), епископом Волоколамским. 23 мая 1892 года в Крестовой домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери митрополит Московский и Коломенский Леонтий (Лебединский) рукоположил иеродиакона Кронида в сан иеромонаха. Отец Кронид был назначен смотрителем лаврской мастерской по производству литографий и фотографий, а с 1896 года состоял смотрителем находящегося при Лавре Епархиального училища иконописания. Отец Кронид состоял членом экзаменационной Комиссии по испытанию братии при представлении к рукоположению в священный сан. В 1901 году он был награжден наперсным крестом. 17 января 1905 года в Духовный собор Лавры поступил указ митрополита Московского и Коломенского Владимира о назначении иеромонаха Кронида экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в XVIII веке занимало обширный участок набережной реки Фонтанки, прилегающей к Невскому проспекту с юго-запада. В 1800 году на части этой территории, купленной князьями Белосельскими-Белозерскими, был выстроен дворец, в 1880-х годах перешедший в собственность великого князя Сергея Александровича, в это время вступившего в брак с Елизаветой, принцессой Гессенской. На территории лаврского подворья в 1772 году была выстроена церковь во имя преподобного Сергия, а в 1873 году была возведена новая церковь во имя Пресвятой Троицы. Троицкое лаврское подворье сыграло немаловажную роль в воцерковлении Великой княгини Елизаветы Федоровны, принявшей православие в 1891 году. Отец Кронид развернул в Петербурге активную деятельность по восстановлению сильно запущенного ко времени его назначения Троицкого подворья. 11 мая 1906 года отец Кронид был возведен в сан игумена, а 9 мая 1908 года – в сан архимандрита. Дальнейшие усердные труды отца Кронида были отмечены многими церковными наградами: орденом святой Анны III степени (6 мая 1911 г.), серебряным жетоном для ношения на груди – за труды по сооружению храма в Царском Селе (20 августа 1912 г.), орденом святой Ahhы II степени (1914 г.).

http://fond.ru/kalendar/1389/kronid/

В 1889 г. был построен новый каменный храм. Автор проекта не известен. В период с 1903 по 1904 гг. храм был пересерное по проекту архитектора А.Г. Успенского. Архитектурный стиль - неорусский. Во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Позже полуразрушенный храм в таком виде простоял до 1972 г., после чего здание было передано в ведение автошколы. В результате перестройки здания был уничтожен внутренний интерьер, снесена колокольня. Храм был возвращен верующим в 2012 г. Началось восстановление святыни, которое продлилось до 2014 г. Храм был торжественно освящен в присутствии президента РФ Владимира Путина и патриарха Кирилла. Первое здание церкви Первоначально храм недавно образованного батальона был сооружён в деревянном здании казармы на Павловском шоссе усердием командира батальона князя А.И. Барятинского. Освящал церковь обер-священник Главного штаба гвардии и гренадеров протоиерей Василий Божанов 17 (29) апреля 1857 года. В 1863 году батальон перевели в Варшаву, а здание церкви было передано лейб-гвардии 1-му стрелковому его величества полку (до 1910 г. - батальону). Из утвари 2-й Стрелковый полк взял лишь складной иконостас, высланный из московского комиссариата в 1862 году для походной церкви, устроенной в Варшавской казарме. Второе здание церкви После возвращения в 1871 году в Царское Село Лейб-гвардии 2-й стрелковый батальон размещается в зданиях бывших провиантских магазинов на Гатчинском шоссе, вблизи Орловских ворот. Богослужения в это время совершаются в Софийском соборе. Антиминс, иконостас и часть утвари походного храма, вывезенные батальоном из Варшавы, первоначально хранились в цейхгаузе (оружейная) другая часть в южном приделе Софийского собора. В 1879 году после возвращения батальона из Турецкого похода усердием командира батальона, флигель-адъютанта полковника фон Мевеса и пожертвователя купца Эраста Вайкова (Байкова), в казармах батальона протопресвитером Иоанном Рождественским 21 ноября (3 декабря) 1879 года была освящена домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Освящение было приурочено к двухлетию дня победы батальона над турками под Араб-Канаком 21 ноября (3 декабря) 1877 года. Устройству церкви особенно способствовали теперь уже командир батальона полковник Р.Т. фон-Мевес и купец Эраст Вайков.

http://sobory.ru/article/?object=07056

Церковь располагалась на втором этаже трёхэтажного здания батальонной казармы на Гатчинском шоссе (нижний этаж был полуподвальным). Как сообщалось в вышедшем в 1884 г. VIII выпуске «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии»: «Длина церкви 25,2 аршинъ, ширина 7,7 аршинъ, высота около 8 аршинъ (т.е длина - 56 метров, ширина - 18 метров, высота - около 5,5 метров). Третье здание церкви В 1889 году недалеко от казарм по ходатайству командира батальона генерал-майора Н.Д. Скарятина для батальонной церкви, за счёт казны, было выстроено каменное здание на Софийском плацу, в котором разместились учебный зал и оружейная. Устроенная в этом же здании церковь была освящена 21 августа (2 сентября) 1889 года законоучителем Царскосельского женского училища духовного ведомства - протоиереем Феодором Павловичем. Рядом с церковью была сооружена временная звонница. В 1903 году по инициативе командира батальона генерал-майора Сергея Ивановича Кутепова и на средства московского купца, потомственного почётного гражданина Николая Алексеевича Протопопова, по проекту архитектора Александра Глебовича Успенского к зданию был пристроен алтарь с солеей (небольшое возвышение пола перед алтарем или иконостасом), с улицы сделан вход под новой высокой каменной колокольней. Между храмом и учебным залом была устроена стена с аркой. Новый каменный храм во имя св. преподобного Сергия Радоженского был освящён в Высочайшем присутствии Императора Николая II и великой княгини Марии Павловны 19 ноября (2 декабря) 1904 года протопресвитером Александром Желобовским. При освящении также присутствовали Главнокомандующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа Великий Князь Владимир Александрович и шеф Лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона Великий Князь Сергей Александрович. Чин освящения совершил протоиерей Военного духовенства Александр Желобовский. На колокольне храма помещались восемь медных колоколов (общим весом в 172 пуда), самый большой из которых весил 106 пудов 30 фунтов. По мнению современников, этот храм являлся одним из лучших творений архитектора А.Г. Успенского.

http://sobory.ru/article/?object=07056

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010