И так, немало поучив их по божественному Писанию и последнее целование братии о Христе подав, одарил их преподобный молитвами своими, воздел руки к небу, сотворил молитву и последнее свое слово изрек: «Господи, в руки твои предаю душу мою». В это же время пели заутреню, и был день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. И когда начали читать Святое Евангелие, во время чтения слов: «Придите ко мне, все утружденные и обремененные, и я дам вам покой», – предал преподобный Герасим честную душу свою в руки Божии в год 7062 (1554) в первый день месяца мая в седьмом часу ночи. И тотчас келья наполнилась благоуханием сильным, и было лицо преподобного светлее, чем у живого. Погребли его с честью, с кадилами и свечами, в созданном им самим монастыре Живоначальной Троицы, называемом Болдино, у придела Сергия чудотворца с южной стороны. И разошлись братья с миром по своим монастырям, кто где жил. Прожил же преподобный Герасим в разных пустынях двадцать шесть лет, а постриг принял в тринадцать лет, у старца своего в келье прожил двадцать лет и в (своей) келье шесть лет; и когда преставился преподобный Герасим, было братьев, живущих в Болдинском монастыре, сто двадцать семь человек, жили же они по заповедям Господним и по завету преподобного отца нашего Герасима, славя Бога и преподобного Герасима чудотворца в молитвах призывая; прожил же он всего шестьдесят пять лет. Чудо преподобного отца нашего Герасима о старце Вассиане Швале После преставления преподобного Герасима случилось так, что в Вязьме в Предтеченском монастыре, построенном преподобным, сломались часы, починить же их было некому. И приехал из большого монастыря из Болдина в Вязьму в Предтеченский монастырь для починки часов ученик преподобного Герасима именем Вассиан, по прозвищу Шваль. Было же при нем два больших коня. И украли у него тех коней воры. Долго искал он лошадей и не нашел их. И в то время как пребывал он в скорби и печали... МЕСЯЦА МАЙЯ ВЪ 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, СМОЛЕНСКИХЪ ПРЕДЛЪ ГРАДА НАРИЦАЕМАГО ДОРОГОБУЖА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ 932 ЧЮДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мне было страшно этим заниматься и переносить захоронения, но я начал договариваться с родственниками, разговаривать с ними по-доброму, а когда с людьми говоришь по-доброму, объясняешь им – они понимают и соглашаются. Таким образом мы перенесли около 20-ти могил, и каждый раз я старался отслужить панихиду (в марте 2005 года я был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь преподобного Иосифа Оптинского, а в апреле того же года рукоположен в сан иеромонаха, так что теперь мог служить панихиды). Еще на новом месте мы старались поставить оградки и памятники тем, чьи могилки переносили. Перед началом реставрации меня назначили настоятелем подворья. Это для меня было новое и сложное послушание. В реставрации участвовали Министерство культуры и благодетели. Было решено раскатать храм по бревнышкам, сделать вычинку, заменить вставками гнилые места и заново собрать. Восстановили галереи-гульбищи , снизу добавился подклет – и храм поднялся. С прихожанами храма Покрова Как собирался наш приход Стал собираться приход. Люди приезжали из Москвы, Обнинска, Наро-Фоминска, Балабаново, других мест. После службы мы собирались на трапезу, обедали и общались. В наше время, как говорил апостол, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Люди очень тоскуют по любви, и если давать им такую любовь, то они соберутся в общину вокруг пастыря: «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10: 2–5). Всей жизни может не хватить, чтобы пытаться достичь такого идеала Пастыря, но Господь призвал нас, священнослужителей, к этому стремиться. На службах молилось больше двухсот человек, и наш храм даже не вмещал всех желающих По милости Божьей, по молитвам преподобного Пафнутия Боровского и моего духовника, батюшки Власия, нам удалось собрать дружную приходскую общину, которая росла с каждым годом. Я служил один, исповедал, причащал, беседовал. На службах молилось больше двухсот человек, и храм даже не вмещал всех желающих. У нас доходило до 330 крещений в год, и это была, конечно, не моя заслуга, а святые молитвы преподобного Пафнутия и Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/146923.html

Видение же его было такое: он видел Онию — бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, с детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что сей, почтенный видом, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: — Это — братолюбец, который много молится о народе и о святом городе, Иеремия пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши руку, дал Иуде золотой меч и, подавая, сказал: — Возьми этот святой меч; это дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов (2 Мак.15:12–16). И соратники Иуды Маккавея, утешенные и ободренные его речью, отважно ринулись в бой и победили неприятеля. Этот рассказ Иуды о его сновидении наглядно удостоверяет, что святые угодники Божии, по кончине своей, молятся за нас Богу и оказывают нам помощь, как святой Иеремия помог Иуде Маккавею одолеть его противников. Его святые молитвы да споспешествуют и нам преодолевать видимых и невидимых врагов, благодатью и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. Кондак, глас 3: Очистив духом, великий пророче и мучениче, твое светозарное сердце, славне Иеремие, пророчествия дар свыше приял еси, и возопил еси велегласно во странах: сей Бог наш, и не приложится ин к нему, иже воплощся на земли явился есть.  Житие преподобного отца нашего Пафнутия Боровского Преподобный Пафнутий был внуком Татарина-баскака. Когда за грехи русского народа пришел на нашу землю, по Божию попущению, татарский царь Батый со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви Божии с их святынями и посекши как деревья или колосья русских князей и начальников, он поставил в ней татарских властителей, называвшихся баскаками Таким баскаком и был дед преподобного Пафнутия. Во время одного восстания русских против татар дед Пафнутия принужден был креститься и был назван Мартином. У нового Христова последователя, отличавшегося благочестием, родился сын Иоанн, который, по достижении совершеннолетия, женился на девице Фотинии. Иоанн и Фотиния жили в своем наследственном селе Кудинове, верстах в четырех от Боровска От этой четы, благочестивой и нищелюбивой, и родился около 1395 г. преподобный Пафнутий, названный во святом крещении Парфением. Развиваясь и возрастая телесно, Парфений вместе с тем совершенствовался и духовно. Преуспевая в изучении грамоты и особенно в чтении Божественных книг, отрок поучался и добрым нравам: кротости, незлобию, целомудрию. Охотно подражая людям добродетельным, он стремительно избегал общения с пустыми людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Игумен – это тот, кто руководит всей жизнью обители, материальной и духовной. 8 октября, в день светлой памяти преподобного Сергия, настоятели всех монастырей нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом собрались у его святых мощей. В день, когда мы верим, что он как никогда близок нам, настоятели русских монастырей молились единым сердцем и едиными устами вместе с народом русским, съехавшимся сюда со всех концов страны. С благоговением, радостью и смирением духовное воинство собралось у своего предводителя. Воины никогда не покидают свои посты просто так. Когда воинство собирается – быть походу, быть войне. И в этой войне можно стать или победителем, или проигравшим – третьего не дано. Ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). И под знаменами Христа под предводительством преподобного Сергия монашеское воинство шло побеждать. Яко с нами Бог. Денис Ахалашвили , ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря 13 января 2015 г. Рейтинг: 10 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Любовь Наумова 6 марта 2015, 09:50 Спасибо, Денис , за Ваши душевные повествования. Легко и красиво пишете, читаю , наслаждаюсь , проникаюсь духом содержания. Храни Вас Бог! Татьяна Соболь 15 января 2015, 19:41 братья и сестры постите меня ради Христа .япрошу ваших молитв за внучку мою иулию она рожает болеет уже 18 часов.спаси Господи. mila t 14 января 2015, 08:13 О священне главо светоносне Богоносне Отче наш Сергие моли Бога о нас ! Ирина 13 января 2015, 19:38 Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас. Не оставь нас в трудный час. Помоги нам! Ксения 13 января 2015, 19:04 Преподобный Сергей Радонежский моли Бога о нас!!! Елена 13 января 2015, 16:51 Как для чего? Живем в такое время, когда правители большинства стран мира ополчились на нашу православную Русь, а почему? Да потому ,что Мы православные и с нами Бог. Но они не понимают , что весь мир еще держится только на нашей Руси на молитвах наших монахов, священников и верующих людей!

http://pravoslavie.ru/76449.html

Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: – Знаете ли вы, что значит Калуга? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. – Калуга, – сказал Батюшка, – значит ограждённое место. Таков и наш город Калуга. А чем он ограждён, как вы думаете? – Скажите, Батюшка! – Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского: праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с её почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем , игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. Всё это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привёл вас пожить в таком ограждённом месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живёте, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих: Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, «ибо», – говорит, – «Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару – Саррой», не «госпожой моей», а «госпожой множества»... И так, во всей Библии  – название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарёк Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог»: и Иисус, «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно. – Вижу, Батюшка. – Но, кроме этого, так сказать, языка имён и названий, существует ещё и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, только не всякому дано расшифровывать его тайну. На что велика была тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: «от Авраама до Давида», – говорит св. евангелист Матфей, – «четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Никому не велел он входить к себе в келлию и пребывал один с глубоким вниманием на безмолвной молитве, как и всегда имел благой сей обычай, в последние же дни наипаче, так что и самые ученики изумлялись его крайнему подвигу. При наступлении вечера, велел Пафнутий священнику прочесть правило к исповеди и совершил пред ним покаяние; потом пошел на всенощное бдение и говорил ученикам: «уже не услышу в другой раз всенощной». С большим вниманием оставался он до конца бдения, также и на другой день присутствовал при божественной литургии, и сделался причастником Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего. Возвращаясь из церкви, ведомый учениками, спросил он их о дне, в который приключилась ему болезнь. Ему отвечали: «в четверток»; и он сказал: «в тот же день будет мне конец», и, помолчав немного, чтобы покрыть сию речь, присовокупил: «или опять будет пост», вкусил немного пищи, но для того, чтобы исполнить желание учеников. Самодержец всея Руси, Великий Князь Иоанн Васильевич и сын его благоверный Князь Иоанн и преосвященный Митрополит Геронтий 15 , и от всех пределов князья и бояре, услышав, что изнемогает Святой, многую милостыню к нему посылали, прося от него молитв и благословения и прощения. Блаженный Пафнутий всем преподавал мир и благословение, но ничего не велел принимать от приношений, а все возвращать к пославшим, ибо не хотел более слышать ни о чем мирском и говорил ученикам: «я и сам более других требую в час сей молитвы, ибо уже собираюсь идти в путь долгий, которым никогда не ходил; имеющий же веру к Богу и Пречистой Богородице, может и по моем отшествии творить милостыню». Посему пребывал в глубоком безмолвии, упражняясь непрестанно в молитве, и часто повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» – из псалтири же читал только избранные псалмы, которые приспособлены были к настоящему его положению, и стихи из параклиса к Пресвятой Богородице: «Не ввери мя человеческому предстательству», и «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю Мати Дево». Ум его весь устремлен был к Богу и радовала его надежда восприятия будущих благ; посему исторгались из уст его и из сердца, молебные стихи сии; он готовился в вечную жизнь, ни о чем не скорбя, по обычаю тех, которые оставляют временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 3 Силою свыше облекий апостолы Господь, облече тя, отче, в ризу спасения, украси тя красотою добродетелей и чудес даром, мы же благодаряще Бога Дивнаго во святых Своих, вопием: Аллилуиа. Икос 3 Имуще обитель тебе, отче, почивающа зде святыми мощами, радостию исполняется и веселящися умильно тебе вопиет: Радуйся, избранный сосуде Святаго Духа; Радуйся, по Бозе и Богородице радосте наша и покрове; Радуйся, тихое пристанище наше от молвы греховныя; Радуйся, апостольских учений исполнителю; Радуйся, святых отец подражателю; Радуйся, яко ангел, безстрастием просиявый; Радуйся, облаче, от зноя страстей укрываяй; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 4 Буря недоумения смущает мя, како воспою тя, святе, зане буря страстей и волны грехов потопляют мя; услыши убо вопль и слезы потопляемаго и бедствующему помози, спасай мя, прибежище мое, да воспою благодарно Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще боровские людие, яко тобою грешнии спасаются, недужнии исцеляются, бесы прогоняются, гладнии питаются и скорбящии утешени бывают, потекоша к тебе и ближнии и дальнии, яко к реце, веселящей град Божий и люди. Паче же во время глада устремляхуся вси к тебе с верою в милосердие твое. Ты же и питал еси приходящия ежедневно яко тысящи и множае, дондеже глад преста. И тако прославися тобою Отец Небесный; мы же воспоминающе о сем восхваляем тя усердно сице: Радуйся, милосердый отче наш; Радуйся, благодатный врачу душ и телес наших, Радуйся, отчаянных в милосердии Божием утвердителю; Радуйся, смущенных умиротворение; Радуйся, колеблемых утверждение и падших возстановление; Радуйся, кормчий духовный ко спасению; Радуйся, гладных питателю, нагих же одеяние и пристанище нищих; Радуйся, страждущим утешение; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 5 Боготечную звезду уведевше тя, преподобне Пафнутие, ученицы твои: Иосиф Волоколамский, Иннокентий, Илия сродник твой и инии, яко мудрии волсви, ищуще Царя и Спаса миру и тобою испытующе путь, яко светильник держаще тя, достигоша того и радуются ныне с тобою, вопиюще: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Догматические и вообще отвлеченные истины выражал точно и сжато и, кроме общих мыслей, обыкновенно излагаемых в церковных службах, умел указывать в каждой и те особенности, какие свойственны прославляемому в ней святому. В некоторых своих службах, однородных по предмету, Пахомий как бы повторяется, что могло зависеть и от спешности его работ: например, в службе преподобному Никону Радонежскому немало песней, почти тождественных по мыслям и оборотам речи с песнями службы преподобному Сергию, а в службе святителю Пермскому Стефану встречаются песни, почти целиком взятые из службы Московскому святителю Ионе. В доказательство сравнительного достоинства церковных песнопений Пахомия можно указать на то, что его как песнописца высоко ценили современники, ему старались, как увидим, подражать последующие наши песнописцы, и, наконец, почти все его песни и службы приняты в наши печатные Минеи и доселе употребляются Церковию, одни с некоторыми изменениями (служба святителю Алексию), а другие даже без изменений (службы преподобному Антонию Печерскому, преподобному Сергию, преподобному Варлааму и митрополиту Ионе). Немало написал Пахомий и житий святых, но в составлении церковных служб он показал более таланта. С начала XVI в. до Соборов 1547–1549 гг. мы встречаем у себя весьма мало церковных песнописцев, известных по имени, и притом весьма небогатых количеством своих произведений. Трое из этих песнописцев составили только по одному канону. Ближайший ученик преподобного Пафнутия Боровского инок Иннокентий написал канон своему учителю и в некоторых песнях, несомненно, воспользовался готовыми выражениями из служб серба Пахомия; канон этот с 1531 г. по благословению митрополита Даниила и всего священного Собора пелся только в обители преподобного Пафнутия на день его кончины, а потом, по прославлении Пафнутия в 1547 г., вошел в общее употребление и без перемены занесен в печатные Минеи. Какой-то монах Пахомий, может быть тот самый, который по благословению Ростовского владыки Кирилла сложил повесть о ярославских князьях Василии и Константине (между 1526 и 1533 гг.), написал канон князю Петру и княгине Февронии Муромским (Муром находился в Ростовской же епархии), занесенный также в печатную Минею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Осенив себя крестным знамением и приложившись к преподнесенной ему иконе, юбиляр в глубоко-прочувствованных словах благодарил всех за оказанное ему внимание и любовь. Затем от имени Совета Боровского Братства, в котором со времени его основания он состоит председателем, были преподнесены отчеты Братства, роскошно переплетенные в одну книгу. Преподнесение отчетов сопровождалось чтением следующаго адреса: Ваше Высокопреподобие, пречестный отец Архимандрит! Члены Совета Братства преп. Пафнутия, в знаменательный день исполнившегося пятидесятилетия служения Вашего в священном сане, сердечно приветствуют Вас, как члена Братства и в особенности как председателя Совета, и в знак глубочайшего почтения к Вам, во всегдашнее воспоминание, имеют честь преподнести Вашему Высокопреподобию отчеты о состоянии Братства за восемь лет его существования. Слишком восемь лет Вы достойно и великочестно проходите обязанности председателя Совета Братства, а исполнение этой обязанности есть высокое служение Ваше св. церкви и отечеству. Да продлит Господь Вашу жизнь еще на многия и многия лета на пользу нашего Братства и на утешение членов его! В это время подошли несколько бедных учеников Боровского уездного училища, получающих от Братства вспомоществование для своего обучения в училище, чтобы поблагодарить юбиляра, как представителя Братства, и один из них прочитал следующее приветствие: Ваше Высокопреподобие, отец и благодетель наш! Настоящий день – праздник для нас, бедных сирот! Милосердный Господь длит Вашу жизнь для нашей радости и счастия. Мы видим в Вас отца и благодетеля. Вы даете нам возможность чрез помощь Братства получать образование в уездном училище, а потому мы вместе с другими и явились в настоящий священный день в сию святую обитель – вознести и нашу детскую молитву о здравии и долголетии Вашем и поблагодарить Вас за Ваши благодеяния. Примите же, отец наш, и наш детский лепет за самый искренний привет. Молим Господа, чтобы и впредь он, Всемогущий, хранил Вас и Вам подобных благодетелей еще на многия, многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Радуйся, освобождаяй прибегающих под кров твой от злых духов; Радуйся, неусыпный страже обители твоея; Радуйся, душ и телес наших благий хранителю; Радуйся, вторый наш общий ангеле; Радуйся, в час смертный заступаяй любящих тя пред Богом; Радуйся, изымаяй от мытарств души их; Радуйся, недаяй впасти в руце бесом; Радуйся, воздвизаяй верных к покаянию и с Богом соединяяй; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 12 Благодать велию приял еси от Бога, отче, яко меру потрясну и преливающуся, по множеству любви твоея к Богу и ближним, иже и яви тя реку, изливающу струи многи, благодати требующим, источаеши исцеления: мы же, радующеся, вопием Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще светлое о Бозе житие твое, хвалим добродетели твоя, яко Святаго Духа дарования, ублажаем святое успение твое, почитаем священную память твою, зовуще любовию: Радуйся, в мире яко премирен бывый и мир верою победивый; Радуйся, плоть твою Христу покоривый; Радуйся, незлобия и кротости правило; Радуйся, безстрастия светлый доме и смирения глубино; Радуйся, Христово благоухание; Радуйся, заступниче наш на небеси и на земли; Радуйся, душ и телес наших благий хранителю; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 13 О пресвятый и предивный отче Пафнутие, утешителю скорбящих, приими сие наше малое моление, избави ж нас от всяких бед и вечныя изми муки, богоприятным твоим пред Богом ходатайством, да с тобою во веки воспеваем: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти: Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; Радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся; Радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010