Закрыть Этот день в Русской истории Сегодня, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, мы вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова 13.05.2019 384 Время на чтение 11 минут Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния, 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

http://ruskline.ru/history/2015/05/14/et...

С процветанием обители, Введенский собор оказался тесным, для помещения приходящих богомольцев и умножившейся братии; почему в 1887 году, старанием тогдашнего настоятеля, о. Моисея, он распространен пристройкой, в ряд с главным храмом, двух приделов. С южной стороны – придел во имя святителя Христова Николая чудотворца – устроен иждивением, жившего в обители болховского помещика Алексея Ивановича Желябужского и освящен, сентября 5 дня, 1887 года, преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским; а на северную сторону перенесен из трапезы прежний, во имя преподобного Пафнутия Боровского чудотворца, и освящен 12 сентября того же года настоятелем обители игуменом Моисеем соборне; другой же трапезный придел – св. великомученика Феодора Стратилата – помещен совместно в придел св. Георгия Победоносца в теплой Казанской церкви. Впоследствии времени, древний иконостас настоящей церкви поновлен; на местные и храмовую иконы в 1889 году сделаны среброкованые, вызолоченные ризы, и иконы сии вставлены в позлащенные рамы за стеклом. В новоустроенных же приделах, иконостасы нового письма украшены позлащенной резьбой; местные иконы в приделе преподобного Пафнутия с среброковаными, позлащенными ризами с камнями устроены иждивением Елецкого купца Русанова 1860 года; а в приделе св. великомученика Феодора Стратилата, местные иконы с медными посеребренными ризами и с серебренными вызолоченными венцами. Внутренность соборного храма, от купола до низа, и алтарь в настоящей церкви 1836 года, а трапеза и новоустроенные приделы – в 1837 году, расписаны изображениями евангельской и библейской истории усердием монастырских и наемных иконописцев. В 1870 г. иконостас в главном храме вновь вызолочен; иконы верхних ярусов переписаны в Москве художником Димитрием Струковым; придельные иконостасы сделаны вновь и вызолочены; и весь храм вновь расписан под наблюдением помянутого художника. Настоящая церковь освящена Григорием, архиепископом Калужским, в том же году 7 сентября; придел во имя св. Христова Николая чудотворца освящен им же 8 сентября, а придел во имя пр. Пафнутия Боровского освящен о. игуменом Исаакием 13 сентября того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Двеннадцати лет отрок Парфений покинул своих родителей и ушел в Высокий Покровский монастырь, стоящий на краю Боровска. Видя его настоящее и сердечное желание иноческого жития, настоятель отдал его в послушание и наставление к священноиноку Никите, бывшему ученику чудного отца святого чудотворца Сергия. Был же преподобный старец Никита до того времени настоятелем обители Честного Зачатия Пречистой Божией Матери в городе Серпухове. По старости же и лишению света очей, он переселился в Боровскую обитель. Семь лет провел юный послушник во всяческих послушаниях и со всяким прилежанием служа старцу, научаясь всем добродетелям иноческим, после чего от руки настоятеля Маркелла принял на себя иноческий образ на двадцатом году от рождения и был переименован из Парфения в Пафнутия. Проходил же Пафнутий все монастырские службы со всяким благочинием, и всеми был любим и почитаем за премногую его добродетель. Так в трудолюбивых подвигах прошло двадцать лет. Когда в 1434 году отошел ко Господу игумен Маркелл, после долгих и настоятельных просьб братии и Боровского князя Симеона Владимировича, блаженный Пафнутий был избран настоятелем сей Высокой Покровской обители, приняв посвящение от рук Всероссийского митрополита святого Фотия. Тогда преподобный Пафнутий стал простираться на еще большие подвиги, заботясь о пастве словесных Христовых овец и, как добрый и искусный пастырь являя образ своему стаду, уклонялся всегда шуиих, к десным же прилежал, работая Господу и днем, и ночью: днем на службах монастырских, ночью же прибывая в молитвах. И украсил его Господь рассуждением и иными дарованиями Святого Духа, ибо дал ему познавать от образа и взора человеческого душевные немощи и страсти бывающие, а иное Господь открывал святому во сне. Случилось как-то одному монастырскому брату, посланному по нуждам обители в село, задержаться немного и по искушению сатанинскому впасть в плотской грех . В ту ночь святой по совершении обычного правила склонился, чтобы немного отдохнуть, и увидел следующий сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибавление к историко-археологическому и статистическому описанию Боровского Пафнутиева монастыря Перечень владенных монастырских грамот и выписей с писцовых книг 1 . Грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, жалованная Пафнутиеву монастырю в 7130 (1622) году на владение селами, деревнями и пустошами в разных уездах. 2 . Грамота того же Царя, жалованная 7132 (1624) году на владение селами, деревнями, пустошами, рыбными ловлями и иными угодьями в разных уездах и подворьями в Москве – в городе Китае, в Серпухове, в Калуге и Боровске. 3 . Грамота того же Царя, вновь пожалованная в 7135 (1627) году по случаю сожжения при разорении Пафнутиева монастыря Тушинским вором всех прежде жалованных, тарханных и данных вотчинных крепостей, на владение в Каширском, Боровском, Серпуховском, Оболенском, Медынском, Дмитровском, Старицком Московском, Тверском, Звенигородском, Ярославецком и Калужском уездах по прежнему монастырскими вотчинами – селами и деревнями с пустошами, подворьями, рыбными ловлями и всяким угодьем, с особенными от пошлин льготами, с дарственными на таможенный сбор привилегиями и прочими по судным делам Дарственными милостями. 4 . Грамота того же Царя, жалованная в 7126 (1618) году Пафнутиеву монастырю на владение по прежнему, как владели до монастырского разорения, в Боровске, Покровским Высоким монастырем с вотчинами, мельничным местом, пустошами: Кудиновской, Фатеевской, Гороховской, Михайловской и Рудницы и прочими всякими угодьями, к тому монастырю принадлежащими. 5 . Грамота Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича, жалованная в 7183 (1675) году Пафнутиеву монастырю на владение лугом, что подле Высокого монастыря на реке Протве. 6 . Грамота Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, в 7194 (1686) г., жалованная на владение в Боровском уезде, в Суходольском стану, пустошами: Носово и Рыболово с лесом, сенными покосами и со всяким угодьем вместо монастырской пустоши Ступино, в Верейском уезде, от монастырских вотчин удаленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О преподобном Пафнутии Боровском, Федотов в книге «Святые Древней Руси» пишет: «Преподобный Пафнутий Боровский († 1477) был учеником боровского игумена Никиты, ученика преподобного Сергия, и в свою очередь был учителем Иосифа [Волоцкого]. Так и эта генеалогическая линия московских святых восходит к великому радонежскому старцу. Пафнутий основал свой монастырь всего в двух верстах от города, и трудовой, хозяйственный уклад жизни – наиболее бросающаяся в глаза черта его. Юный Иосиф Санин, придя в Боровский его монастырь, застает игумена за рубкой дров в лесу, а сказание о кончине Пафнутия, составленное любимым учеником его Иннокентием, начинается с того, как старец позвал его к пруду на прорванную плотину и «начат мя учити, как заградити путь воде». Аскеза преподобного Пафнутия не отличается чрезмерной суровостью, но он строг в соблюдении устава, особенно церковного правила и благочиния. Ученикам своим он внушает благоговейный страх. В дни его предсмертной болезни они с робостью приближаются к нему, и он отвечает суровым словом или молчанием на их вопросы. Его чудеса имеют почти все карательный смысл. Но раза два в житии отмечается его улыбка, смягчающая строгость его бесед. Блюститель канонов, Пафнутий не желает признавать митрополита Иону, избранного без утверждения греческого патриарха, за что подвергается строгому наказанию. Пафнутий суров и к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Почитание его в великокняжеском доме сделало его как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам Пафнутия и сам называл имя преподобного в ряду величайших московских святых – Сергия и Кирилла. Сам Пафнутий любит московский княжеский дом, хранит в памяти предания о московской старине, о добродетелях Калиты и делится ими в кругу своих учеников.» Рассказ о смерти Пафнутия Боровского Вступление Рассказ ο смерти Пафнутия, основателя и первого игумена Пафнутиева Боровского монастыря, написан учеником Пафнутия, иноком Иннокентием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

В 1924 году, когда я стал священником в селе Иклинском (после закрытия монастыря преподобного Пафнутия Боровского), она переехала ко мне на жительство. Занималась хозяйством и отчасти вязанием чулок, и лет двенадцать пекла для храма просфоры и любила помогать бедным. В 42-м году мы переехали с ней в село Спас-Прогнань, куда я был назначен служить. В 43-м году, 14 апреля, на восемьдесят пятом году жизни моя мать мирно скончалась. Погребение ее было на Лазареву субботу. Похоронена у деревни Софьинки. Во Царствии Твоем помяни, Господи, душу усопшия рабы Твоея Наталии и приими дух ея с миром, ибо она всю жизнь печаловалась о сиротах и бедных и заботилась как могла о храмах Божиих. Аминь». Вот так благодарный сын вспоминает о своей кроткой и смиренной матери, жизнь свою полагавшей за ближний своя. Когда было Василию лет восемь, родители взяли его с собой в Оптину пустынь, где он, судя по всему, получил благословение старца Амвросия. Подробных сведений нет об этом, однако известно со слов лиц, которым батюшка в свое время кое-что поведал, что встретил ласковый и радушный прием в лице тогдашних старцев. Более того, было ему предсказано, что станет он подражателем и преемником по духу преподобного Амвросия Оптинского и даже унаследует его имя. Встреча эта была, конечно, промыслительна и освятила всю дальнейшую жизнь будущего подвижника. Именно в этом смысле, пожалуй, и можно говорить об Оптиной пустыни как о духовной колыбели будущего схиархимандрита. Среди фотографий схиархимандрита Амвросия встречается и такая: батюшка сидит за своей любимой фисгармонией, а на стене прямо над ней висит фотография преподобного Амвросия, на которую он устремил свой взгляд. Батюшка сделался его преемником (и не только по духу). Словно этому тихому мальчику с задумчивым и пытливым взглядом преподобный Амвросий поручил то, что он любил, но на что не всегда хватало времени. А любил отец Амвросий музыку и пение духовное. Преподобный Амвросий, навещая своих подопечных шамординских сестер, порой утешал их игрой на фисгармонии. Любил послушать и их пение, а при необходимости поправить. «Каждый день, во всю светлую седмицу, сестры пели у него утреню, часы и вечерню. Батюшка сам подпевал; иногда задавал певчим тон, поправлял ошибки и делал разные замечания». Обычно сопровождавший его в этих поездках письмоводитель иеромонах Венедикт также умел и любил играть на фисгармонии. Впоследствии он станет преемником преподобного Амвросия, духовником шамординских сестер, благочинным Калужской епархии и настоятелем монастыря преподобного Пафнутия Боровского, куда и вызовет к себе регентовать рядового послушника Василия Иванова, хорошо и давно знакомого ему по Оптиной пустыни, а затем выхлопочет ему разрешение на постриг, при котором сам и наречет его Амвросием в память их незабываемого Старца с предведеньем того, что он будет в дальнейшем продолжателем духа и дела старчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

У старца Амвросия одним из письмоводителей был иеромонах Венедикт (Дьяконов; 1848–1915), который после кончины старца преподобного Анатолия (Зерцалова) стал скитоначальником и духовником шамординских сестер. Это был один из богомудрых оптинских отцов-наставников. В молодости, окончив Смоленскую семинарию, он стал белым священником и служил на приходе, но, овдовев, по совету старца Амвросия в 1884 году поступил в монастырь, в Иоанно-Предтеченский скит. В 1887-м был пострижен в монашество. В год кончины старца Амвросия – 1891 – отцу Венедикту было 42 года. В марте 1903 года определением Святейшего Синода он был назначен на должность настоятеля Пафнутьев-Боровского монастыря с возведением в сан архимандрита. По его просьбе к нему в обитель переведен был оптинский певчий и регент послушник Василий и с ним еще четверо певчих. Это было в феврале 1905 года, уже при настоятеле архимандрите (тогда игумене) Ксенофонте, который ему сказал: «Мы тебя воспитали и образовали, и ты оставляешь нас». Но – благословение владыки... Не хотел Василий выходить из Оптиной, и не его воля была. Он ответил: «Простите и благословите на новое место, а если что не поладится, тогда не откажите принять меня обратно в свое словесное стадо». В Пафнутьев-Боровском монастыре Василий создал прекрасный хор на клиросе, а кроме того, занимался с десятью отроками, которых готовил к клиросному послушанию, – они были учениками церковно-приходской школы, существовавшей при обители. К Василию начали ходить учиться и псаломщики ближних приходов. Калужский владыка Вениамин разрешил отцу Венедикту постричь Василия в монашество, что и было совершено 11 марта 1911 года, – имя ему нарекли Амвросий. В том же году 1 мая он был рукоположен во иеродиакона, а 1 мая 1912 года – во иеромонаха. Он оставался регентом. 17 октября 1917 года отец Амвросий был призван служить в Тыловое Ополчение, но пробыл там всего два месяца – по слабости здоровья получил увольнение. Времена настали смутные, тревожные и голодные. В монастыре не было хлеба. Он еще не был закрыт, но владыка Калужский разрешил насельникам временно разойтись для снискания пропитания, обязав по первому зову возвратиться. Прожив в родном селе у брата с неделю, отец Амвросий поехал в Таволжанский монастырь к сестре монахине Поликсении – повидаться. Туда же прибыл из Киева архимандрит Михаил, тоже для свидания со своей сестрой. Был Великий пост. Отец Амвросий пел и регентовал. Вскоре ему сделали предложение послужить на приходе в одном из сел, и он согласился и сообщил об этом владыке Алексию, который в это время был настоятелем Пафнутьев-Боровского монастыря. Кажется, ответа он не получил, но спустя два или три года владыка Алексий его вызвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Покровская церковь (Боровск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм в городе Боровске, подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря . Это уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. Милостью Божией, молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, Пресвятая Богородица хранит свой храм почти четыре века. По местному преданию, Наполеон, отступая из Москвы пытался поджечь храм, но огонь «не занялся». В 1941 г. в храм попал снаряд, который чудом не взорвался. Содержание История [ править править код ] Храм Покрова Пресвятой Богородицы находится недалеко от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря на окраине города Боровска. История храма неразрывно связана с основателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря преподобным Пафнутием Боровским всея России чудотворцем. На этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в середине XIV в. В 1414 г. в этот монастырь пришел преподобный Пафнутий и был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Двадцать лет преподобный Пафнутий был иноком Покровского Высоковского монастыря и в 1434 г. он стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. преподобный покинул эту обитель и поселился на реке Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В начале XVII в. в Покровском монастыре стояли два храма: один белокаменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй — деревянный во имя Входа Господня в Иерусалим и деревянные кельи. В 1610 г. монастырские строения были сожжены и разорены литовскими людьми и поляками. В 1615 и в 1618 гг. жалованными грамотами царя Михаила Федоровича велено было Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Согласно «Дозорной книге» к 1621 г. были поставлены новая деревянная церковь Покрова Пречистой Богородицы и кельи.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

Благодаря покровительству Московских великих князей и царей, в XVI–XVII веках в монастыре преподобного Пафнутия были возведены каменные храмы и здания, выстроена непреступная для того времени крепость, сохранившиеся до наших дней. И хотя обитель была разорена в 1610 году Лжедмитрием и польскими захватчиками – тогда все иноки монастыря вместе с дружиной князя Михаила Волконского были убиты, – а в 1812 году сожжена войсками Наполеона, но каждый раз она возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России. Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Иверская в главном храме монастыря Усилиями преподобного Пафнутия и его учеников Боровский монастырь в конце XV – начале XVI веков стал достойным преемником Троице-Сергиевой Лавры и духовным центром Руси, откуда вышли многие святители и преподобные Русской Православной Церкви. Еще при жизни Боровского игумена в монастыре была собрана одна из лучших в России библиотек богослужебных книг и духовной литературы, к сожалению разграбленная и сожженная войсками Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Об образованности и просвещенности братии можно судить по тому, что в Боровской обители была открыта одна из первых в России общественных больниц – храм святого пророка Илии с палатами для больных (1670), построенный на деньги известного государственного деятеля князя Ивана Борисовича Репнина. А при реставрации в одной из келий братского корпуса была найдена уникальная фреска с изображением геоцентрической модели Вселенной, близкой теории Птоломея. Еще при жизни преподобного Пафнутия в монастыре была собрана одна из лучших библиотек духовной литературы Продолжая дело преподобного Сергия Радонежского, преподобный Пафнутий Боровский был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей и воспитателем многих русских святых. Его любимыми учениками были: основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и его родной брат, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии святитель Ростовский Вассиан († 1481; память 6/19 июля и 23 мая/5 июня), написавший знаменитое послание великому князю Ивану III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, и житие своего любимого учителя; основатель Успенской пустыни преподобный Левкий Волоколамский († кон.

http://pravoslavie.ru/103384.html

Паломническая поездка в Пафнутьево-Боровский монастырь Вокруг обители, в лесу, обитали чернопёрые многоголосые вороны, вили гнёзда, и блаженный Пафнутий очень радовался, видя это. Радовался, как будто видел что-то большее. И заповедовал он всем не трогать воронов и их птенцов, не губить ни руками, ни оружием. 14 мая, 2012 Вокруг обители, в лесу, обитали чернопёрые многоголосые вороны, вили гнёзда, и блаженный Пафнутий очень радовался, видя это. Радовался, как будто видел что-то большее. И заповедовал он всем не трогать воронов и их птенцов, не губить ни руками, ни оружием. В этой статье Вы увидите историю Пафнутьево-Боровского монастыря глазами паломника, и узнаете, кем же был Пафнутий Боровский. Приятного чтения! В гости к преподобному Пафнутию Боровскому Поездка была организована православным информационным сайтом «Правмир» 8-го марта 2005 г. и с благословения настоятеля храма Всемилостивого Спаса (г. Москва) иерея Александра Ильяшенко . Паломниками были, в основном, прихожане храма Всемилостивого Спаса . Но поехать мог любой желающий, послав заявку по электронной почте, что я и сделал. Интересна судьба этого храма. Храм находится на территории бывшего Скорбященского монастыря. Теперь здесь расположен детский парк и Станкостроительный институт. Само же здание храма — это здание бывших келий монастыря и по внешнему виду это обычный небольшой двухэтажный дом. Главной целью паломнической поездки было посещение Пафнутьево-Боровского монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским. Пафнутьево-Боровский монастырь находится под г. Боровском, Калужской области. Расположен город на реке Протва (приток Оки), в 15 км от ж.д. станции Балабаново, в 106 км к северу от Калуги и в 80 км к юго-западу от Москвы. Вначале мы заехали в сам город Боровск, чтобы посетить Благовещенский Кафедральный собор. В настоящее время наиболее чтимыми святынями в соборе являются: Казанская икона Божией Матери, резная икона святителя Николая, икона и посох преподобного Пафнутия Боровского. Особенно почитается резная в рост человека икона Николы Можайского. Происхождение ее относят к XIV в., ко времени Димитрия Донского. Так же в храме хранится икона-мощевик, которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня Гроба Господня и мощи 18 святых, в том числе святителя Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/palomnicheskaya-poezdk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010