26 декабря Церковь празднует обретение мощей преподобных Моисея и Антония, старцев Оптинских. Преподобные Моисей и Антоний (в миру Тимофей и Александр Путиловы) открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России середины XIX – начала XX века.      Братья были родом из благочестивой семьи. Их отец, Иван Григорьевич, воспитывал детей в христианском духе, однако не желал видеть их монахами. Стремившуюся в монастырь старшую дочь Анисью он насильно выдал замуж. Она вскоре (в 1800 году) умерла, а ее супруг ушел в Саровскую пустынь, где в ту пору подвизался преподобный Серафим Саровский. Туда же, вопреки воле отца, в 1805 году поступили старшие сыновья Тимофей и Иона (отец смирился с их решением только на смертном одре). Большое влияние на старших братьев Путиловых в начале их духовного становления оказали московские подвижники: монахиня Досифея (по преданию, княжна Тараканова) и старцы Новоспасского монастыря Александр и Филарет, с которыми Тимофей и Иона познакомились еще до поступления в монастырь в период их непродолжительной службы в Москве. Именно московские старцы благословили Тимофея перейти в Свенский монастырь Орловской епархии. Это произошло в 1808 году. Брат Иона (в монашестве Исаия) остался в Саровской обители и впоследствии стал ее настоятелем. В Свенском монастыре подвизались ученики старца Паисия (Величковского). Многие из насельников обители продолжали потом свой подвиг в находившихся рядом Рославльских лесах. В 1811 году Тимофей также ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.      Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

http://pravoslavie.ru/118203.html

— Стало быть, в какой-то момент человек может перестать горевать и ощутить, наконец, радость? А что это за момент, как и когда он наступает? — Перемена к человеку приходит через покаяние, через его труд, но в конечном итоге она совершается только благодатию Божией, которая увенчивает труды человека, которая человека, выполнившего уже всю свою человеческую работу, наконец, изменяет. Вот она-то и дает возможность испытывать мир и покой. Но в определенном смысле и изменившемуся человеку тоже нужно плакать — для того чтобы не начать движение назад. Святые отцы говорят о том, что есть горький плач о грехах, а есть плач радостворный, когда человек вроде бы тоже плачет о грехах, но он уже испытывает не горечь, а радость и легкость. Этот плач можно сравнить со слезами ребенка — расстроенного, обидевшегося, даже наказанного, может быть, но уже прощенного, утешенного, приласканного взрослыми. Все уже хорошо, все позади, но ребенок продолжает плакать как бы по инерции, и эти слезы его, они, может быть, даже светлее, чем улыбка и чем радость. То же самое и со взрослым человеком происходит в покаянии: плач мира и покоя, ощущения примиренности с Богом. Подлинное покаяние, изменив человека, открывает перед ним совершенно другую жизнь. Но, если человек не изменится, все, что он делал прежде, его нагонит. Преподобный Моисей Мурин      — Но ведь оно может нагнать и раскаявшегося… — Изменившегося человека прошлое может догнать, но… оно совсем другого человека догонит на самом деле. Вспомним житие преподобного Моисея Мурина. Он был разбойником, он убивал людей. Впоследствии принял монашество и даже, вопреки каноническим правилам, был рукоположен в священный сан. Те, кто принимал такое решение, знали, конечно, что по канону человек, лишивший жизни другого человека, если только это было не на войне, не может стать священником. И они не пренебрегали каноном. Но у них была особая причина: они что-то такое усмотрели в этом раскаявшемся разбойнике, что пошли на это. И как же закончился земной путь преподобного Моисея? Ожидалось нападение разбойников на монастырь, и он велел всем уходить и прятаться, а сам остался: «Я много лет жду, когда надо мной совершится сказанное Господом: все, взявшие меч, от меча и погибнут». Но очевидно, что в душе преподобного царил мир. И потому этот его конец нельзя воспринимать как расплату, кару за его прежние грехи.

http://pravoslavie.ru/98973.html

Макария Египетского, Препод. Ефрема Новоторжского, Препод. отец на Синан и Рифе избиенных. Св. мучен. Параскевы, Св. благоверного князя Феодора Ярославича, Св. Моисея архиепископа Новгородского, св. великомученика Никиты, св. Епифания епископа Кипрского, св. мученика Иоанна воина, Апостола Иакова брата Божия, св. Гурия и Варсонофия Казанских, св. великомученика Феодора Ти­рона, Апостола Анания, Риза св. Ионы архиеп. Новгородского, св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, четырехдесяти мучеников иже во Севастии, св. мученика Пантелеймона, св. Николая архиеп. Мирликийского, св. великомуч. Варвары, великимучен. Георгия, св. благоверного князя Михаила Черниговского, преподобного Алексия человека Божия, преподобного Евфимия Суздальского, Стефана еписк. Пермского, св. Климента папы Римск., св. мученика Меркурия, св. мученика Прокопия, младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме, св. архидиакона Сте­фана, св. Иакова Боровичского, св. мученика Христофора, св. муч. Иакова Персиянина, св. мученика Феогния и Кизических мучеников, Антипатра, Феостиха, Артемия, Феодота, Магна, Фавмасия, Филимона, Руфа, преподобного Моисея Мурина. Святыня эта была привезена еще в 1805 году из Нов­города архимандритом Моисеем и встречена за городом у Кречева всем духовенством и горожанами. За ковчегом стоит образ с изображением святых, мощи коих хра­нятся в нем. Рядом с сенью на аналой за стеклом хранятся еще примечательные кресты. Один из них — напрестольный, длиною 6 вершков, серебряный позлащенный. Прежде в нем были св. мощи. По лицевой стороне его обычные изображения Рас­пятия с предстоящими, двумя архангелами и Николаем Чудотворцем. На обороте — 15 изображений разных святых, мощи коих, очевидно, и хранились в прежнее время в кресте. А внизу на ручке написано: «и бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображения Спаса Господа Нашего Иисуса Христа индикт; лета 7100 (1592 г.) месяца мая». Тут же лежит другой небольшой крест с ушком вверху, а в нем и по сие время хранятся св.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Поскольку в епархиальном делении Александрийского Патриархата Сьерра-Леоне до недавнего времени входила в Аккрскую митрополию (с центром в Гане), в июне 2009 года страну посетил тогдашний митрополит Аккрский Дамаскин, который совершил хиротонию в сан диакона и в сан пресвитера первого православного священника из числа местных жителей – отца Стефана, а также рукоположил в священный сан диакона Силуана – ближайшего помощника отца Фемистокла . Как говорит сам отец Фемистокл, «цель нашего прихода в Сьерра-Леоне – исполнение последней заповеди Господа Иисуса Христа: “Идите, научите все народы, крестя их”. До настоящего времени наша проповедь звучала в основном вокруг Фритауна, но мы надеемся распространить ее и на другие города, а также сельские районы. За последний год мы крестили свыше 300 человек, и общее число наших верующих достигло 500. Богослужения совершаются ежедневно в нашем главном храме – во имя святого Елевферия в Фритауне, и каждый день проповедуется слово Божие. А в храме Ватерлоо, помимо богослужений, регулярно проходят беседы по изучению Библии, которые проводит отец Стефан для членов нашей общины инвалидов» . Как это обычно для миссионеров в Африке, отец Фемистокл инициировал также несколько благотворительных проектов. Самым значимым из них стало создание православной деревни преподобного Моисея Мурина. В окрестностях г. Ватерлоо была приобретена земля, на которой построено шесть больших домов для инвалидов – жертв гражданской войны. Эти нищие инвалиды вместе со своими детьми ранее проживали в заброшенных домах, откуда власти собирались их выселять. Власти Фритауна обратились к православному миссионеру с предложением придумать что-либо для этих людей, и отец Фемистокл позаботился о них, так что теперь в селении преподобного Моисея живут около 160 человек, в том числе и 40 детей. В селении организованы детский сад и начальная школа, а для взрослых открыты столярные и швейные мастерские, чтобы дать им возможность работать и стать финансово независимыми. А еще в православной деревне строится и уже скоро начнет работу первая клиника.

http://pravoslavie.ru/42444.html

«Когда стужают тебя блудные помыслы, – говорит преподобный Нил Сорский , – тогда наиболее ограждай себя страхом Божиим и напоминай себе, что от Бога ничего нельзя утаить, даже самого сокровенного помышления, что Он есть Судия и Истязатель всех таин сердечных. Помни, что истинно целомудрен только тот, кто чист бывает от скверных помыслов, – вот что пред Богом многоценно и вселюбезно! А кто предается нечистым помыслам, тот любодействует в сердце своем, как сказали святые отцы. Таковый от помыслов легко доходит и до дела. А как тяжек грех блудный, сие видно уже из того, что никакой другой грех у святых отцев не называется падением, кроме сего греха. И это потому, что впадший в сей грех лишается дерзновения пред Богом и сильно влечется к отчаянию. Вспоминай стыд и срам пред людьми: что, если бы люди застали тебя в сквернодействе сем? Не пожелал ли бы ты тогда лучше умереть, нежели понести сей срам? Блюди главу змия, т. е. всячески гони от себя прочь самые первые блудные помыслы, гони их прежде всего – прилежною сердечною молитвою. Молитва – это страшное оружие против всякого врага». Преподобный Максим Исповедник велит молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: изгонящии мя ныне обыдоша мя ( Пс. 16:11 ); радосте моя, избави мя от обышедших мя! ( Пс. 31:7 ). И преподобный Иоанн Лествичник приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, в помощь мою вонми! ( Пс. 69:2 ), и подобное. Полезно в этом случае призывать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так, преподобный Даниил Скитский приказал брату, боримому от блуда, молиться, призывая на помощь святую мученицу Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне! – и сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального, Киевских Чудотворцев, – преподобного Моисея Мурина, преподобного Мартиниана, святого мученика Иустина Философа и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

По прибытии в Каир русские паломники посетили исторический христианский центр города – храм во имя мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где некогда останавливалось Святое Семейство; храм святой мученицы Варвары, где пребывает часть ее мощей, а также части мощей мучениц Иулиании, Дамианы и других святых первых столетий христианской эры; коптский женский монастырь великомученика Георгия Победоносца (Мар Гиргис); знаменитую коптскую «Висячую церковь» (Муалляка), построенную на развалинах древнеримской крепости «Вавилон египетский» и долгое время являвшуюся кафедральным собором Коптских Патриархов; Коптский музей и храм Пресвятой Богородицы в Маади, возведенный на месте, где по преданию Святому Семейству удалось оторваться от преследователей в своем странствовании по Египту, переправившись на другой берег Нила.  8 ноября делегация прибыла в расположенную между Каиром и Александрией Нитрийскую пустыню (Вади-ан-Натрун) – родину христианского монашества.  Первой остановкой паломников в Нитрийской пустыне стал монастырь Преподобного Макария Великого – обитель, основанная в 360 году этим почитаемым во всем христианском мире святым и являющаяся местом описанных в Египетском Патерике земных подвигов и блаженной кончины одного из родоначальников иночества. Архиепископ Ионафан и члены делегации поклонились пребывающим в храмах обители честным мощам преподобного Макария и других великих подвижников, мучеников и пророков. Состоялось общение членов делегации с братией обители.  9 ноября делегация посетила монастырь Римлян (аль-Барамус), также основанный преподобным Макарием Великим. Эта обитель ведет отсчет своей истории еще с 335 года и считается первым монастырем в христианском мире. Он получил свое название в память о подвизавшихся здесь в конце IV столетия под началом преп. Макария сыновьях римского императора Валентиниана – Максимине и Домиции. Представителей Русской Православной Церкви тепло приветствовала братия монастыря во главе с одним из его насельников, ныне несущим архиерейское послушание в Западной Европе – епископом Женевы и Северной Франции Лукой. Члены делегации поклонились мощам некогда подвизавшихся в обители святых Пафнутия Великого, Моисея Мурина, Исидора и других отцов-пустынников и месту подвигов преподобного Арсения Великого, осмотрели трапезную IV  века – одно из помещений соборного храма обители, где многие поколения первых монахов совершали агапы после воскресной Литургии, перед исшествием в пустыню для уединенных молитв. 

http://mospat.ru/ru/news/91024/

21 . Константина и Елены. 25 . Третье обретение главы Предтечи. Июнь (листы 169 – 176). 8 . Мученика Феодора Стратилата. 11 . Апостолов Варфоломея и Варнавы. 18 (?). Преподобного Епуфрия (sic). 19 . Апостола Иуды. 24 . Навечерие рождества Иоанна Предтечи. 28 . Мучеников Кира и Иоанна и предпразднство святых апостол. 29 . Апостолов Петра и Павла. 30 . Собор 12-ти апостолов. Июль (листы 176 – 183). 1 . Козмы и Дамиана. 2 . Положение ризы Богородицы во Влахерне. 5 . Евстафия, епископа Антиохийского. 8 . Великомученика Прокопия. 11 . Мученицы Евфимии. В неделю по памяти Евфимии память Халкидонского собора. 15 . Мучеников. Кирика и Улиты. 20 . Пророка Илии. 22 . Марии Магдалины. 24 . «Святою мученику новоявленою Бориса и Глеба» (л. 181 оборот начало. Написаны только имена, а для службы, которая не написана, оставлена порожняя страница. 25 . Успение св. Анны, матери Богородицы. 27 . Великомученика Пантелеимона. Август (листы 183 – 196). 1 . Святых Маккавей. 2 . Пренесение мощей первомученика Стефана. 5 . Предпразднство Преображения. 6 . Преображение. 8 . Мученика Дометия. 9 . Попразднство Преображения. 11 . Предпразднство Успения. 15 . Успение. 16–18. Попразднство Успения. 24 . Пренесение мощей апостола Варфоломея и святого Евтихия. 26 . Мучеников Адриана и Наталии. 27 . Преподобного Пимена. 28 . Преподобного Моисея Мурина. 29 . Усекновение Иоанна Предтечи. 30 . Положение пояса Богородицы в Халкопратии. 4. Запись устава Студийского монастыря, сделанная в самом монастыре ( см. выше абзац до сноски 732 и далее ,– у Миня в Патрологии t. 99, р. 1704). «Устав порядков Студийского монастыря 1514 . 1 . Многие и различные утвердились в честных монастырях от древних времён предания, и одни из них (монастырей) управляются и ведутся в царство небесное одними уставами, другие – другими. Одно из всех (преданий) есть и предание, содержимое нами, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора, и не одни мы, но и многие из лучших монастырей избрали (и содержат) его, как совершеннейшее, устраняющее и излишества и недостатки. Посему и мы ныне, повинуясь отеческим приказаниям, преклонили себя к послушанию 1515 , чтобы предать его письменам, в непреходящую память будущим родам. Да подаст же нам Бог, молитвами нашего пастыря, потребную силу к сложению слова, чтобы изложить здраво полезные и спасительные богоносного отца нашего заповеди, во славу Отца и Сына и Св. Духа и в сохранение и спасение тех, которые с верой принимают на себя соблюдать их. Итак, с Богом да будет сие началом сложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преподобнаго Авраамия, архимандрита Смоленскаго († до 1224) Преподобных Авраамия (XV) и Корнилия († ок. 1420) Палеостровских (службу преподобному Корнилию зри 19 мая) 22 августа Святых мученик Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севириака, Зинона и прочих († ок. 305–311) Иконы Божия Матере, именуемыя «Грузинская» (1650) 24 августа Святаго священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I) Святителя Петра, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго чудотворца (пренесение мощей, 1479) Преподобнаго Арсения Комельскаго, Вологодскаго (†1550) Празднование в честь явления Пресвятыя Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (ок. 1385) 25 августа Святых апостол Варфоломея (пренесение мощей, VI) и  Тита, епископа Критскаго (от седмидесяти, I) 26 августа Празднество в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради сретения Ея Владимирския иконы (1395) Святых мученик Адриана и Наталии и прочих 23х мученик, с ними пострадавших († ок. 305–311) Иконы Божия Матере, именуемыя Владимирская-Елецкая (1395) 27 августа Преподобнаго Пимена Великаго († ок. 450) Преподобных священномученика Кукши и ученика его мученика Никона († после 1114) и преподобнаго Пимена Постника († после 1114), в Ближних пещерах почивающих 28 августа Преподобнаго Моисея Мурина († ок. 400) Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих Преподобнаго Саввы Крыпецкаго (†1495) Преподобнаго Иова Почаевскаго (обретение мощей, 1659) Служба общая преподобному Печерскому единому Служба общая преподобным Печерским, двема или многим 30 августа Святителей Александра (†340), Иоанна (†595) и Павла Новаго (†784), Патриархов Константинопольских Служба благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заключеннаго мира между державою Российскою и короною Свейскою (1721) и  на пренесение мощей святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго (1724) Святаго благовернаго князя Даниила Московскаго (обретение мощей, 1652) Преподобнаго Александра Свирскаго (†1533)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

могиле на лагерном кладбище.   Говорят, что :   Говорят, что . Фото www.lori.ru// Фома. - – июль 2017. - С.44-45. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что если твоя свеча в храме вдруг «заплакала», это предвещает беду. На самом деле. - С.44. Часто спрашивают: Можно ли христианину слушать рок-музыку ? Отвечаем: - С.44. Почему в Церкви священник на исповеди рвет бумажку со списком грехов? Потому что... - С.45.   Ответ священника:   Спасутся ли умершие атеистами? Отвечает священник Стефан Домусчи , кандидат богословия и философских наук. Ил.: Души праведных в руке Божией. Фреска//Фома. - – июль 2017. – С.45. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). ЛЮДИ (раздел). – С.46-73.   Юлия Макевейчук . Близкий святой. [Фоторассказ о пути, проделанном ковчегом с мощами святителя Николая из Бари в Москву, торжественной встрече в храме Христа Спасителя и многотысячной очереди паломников, пришедших поклониться святыне. И еще связанная с этим событием личная история автора, свидетельствующая о чуде…]. Фото Юлии Маковейчук и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2017. – С.46-56. – (раздел « Люди »). Патриарх Кирилл . Почему мы так почитаем святителя Николая. Из слова на встрече мощей святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в Москве, 21 мая 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – июль 2017. – С.57. – (раздел « Люди »).   Вера Евтухова . Сила прощения, или История о любящей тёще . Фото Медины Астаховой//Фома. - – июль 2017. – С.58-59. – (раздел « Люди »).   Добрая воля: – специальная рубрика журнала «Фома» для тех, кто находится в местах заключения   Тихон Сысоев. Как святые общались с преступниками. 5 сюжетов о встрече противоположностей [Из житийных историй – апостола Иоанна, преподобного Моисея Мурина (IV век от Р.Х.), преподобномученика Григория Чудотворца (ум. 1093), преподобного Серафима Саровского (1754-1833), преподобного Серафима Вырицкого (1866-1949)]//Фома. - – июль 2017. – С.60-62. – (раздел « Люди », рубрика « Добрая воля »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 сентября Строгий пост. Праведной Анны пророчицы, дочери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Мученицы Шушаники, княгини Ранской (V). Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659). 14.08.2012 О христианском отношении к бездетности Понять смысл деторождения или бездетности можно, только решив другой, более важный вопрос: а зачем мы вообще живем на Земле? С христианской точки зрения ответ может быть только один: земная жизнь дана человеку для наследования Жизни Вечной, для спасения. 27.06.2012 21 сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Воскресенье перед Воздвижением. Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). 24.05.2012 30 сентября Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Преподобномучеников Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918). Преподобномученицы Ирины (1931). 22.05.2012 29 сентября Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Мученицы Севастианы (ок. 86-96). Мученицы Мелитины (ок. 138-161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мучеников братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808). Мученицы Людмилы, кн. Чешской (927). 22.05.2012 28 сентября Седмица 14-я по Пятидесятнице. Попразднство Воздвижения Креста Господня. Вмч. Никиты (ок. 372). Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III). ДАЛЕЕ 22.05.2012 27 сентября Строгий пост. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). Леснинской (1683) иконы Божией Матери. ДАЛЕЕ 22.05.2012 26 сентября Строгий пост. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мученика Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237).

http://foma.ru/calendar/9

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010