> Дело дня: Помогите ребёнку <

преподобного Макария Египетского

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Из жития преподобного Макария Египетского — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... жития преподобного Макария Египетского 4 августа 12 18: 03 04. 08. 12 18: 03 — 928 Для тех, кто не верит, что христианину может быть причинен вред Один нечестивый египтянин распалился нечистою любовью к замужней красивой женщине, но никак не мог склонить ее к измене мужу, ибо она была целомудренна, добродетельна и любила своего мужа. Сильно желая овладеть ею, египтянин этот отправился к одному чародею с просьбою, чтобы он посредством своих волшебных чар устроил так, чтобы женщина эта полюбила его, или же, чтобы муж ее возненавидел ее и прогнал от себя. Чародей, получив от того египтянина богатые подарки, употребил свои обычные волшебства, пытаясь силою волшебных чар соблазнить целомудренную женщину на дурной поступок. Не будучи в состоянии склонить непоколебимую душу женщины к греху, чародей очаровал глаза всех, смотревших на женщину, устроив так, что она казалась всем не женщиною, имеющею человеческий вид, но животным, имевшим вид лошади. Муж той женщины, придя домой, с ужасом увидал вместо своей жены лошадь и сильно удивлялся, что на постели его лежит животное. Он обратился к ней со словами, но не получил никакого ответа, только заметил, что она приходит в ярость. Зная же, ... далее ...
Учение о нетварном Фаворском Свете : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ( 580-662 ) , но с особенной силой описывает видение Света преп. Симеон Новый Богослов ( 949-1022 ) , как в своих поучениях, так и в стихах. Не будет преувеличением сказать, что никто, кроме него не выражал с такой яркостью, откровенностью и подробностями видения Божественного Света. С другой стороны, мысли о природе этого Света, об его несравнимости и отличности от всего тварного, об его несозданности встречаются (при отсутствии систематичности изложения) у многих православных авторов задолго до Паламы. Ограничимся несколькими примерами. Указания на это мы уже можем видеть у преп. Макария Египетского (IV в.) , у блаж. Феодорита (V в.) , в жизнеописаниях многих святых, в особенности преподобных, например в житии Павла Латрского (X в.) . Св. Григорий Богослов ( 329-390 ) учит в своем Слове на крещение о Фаворском Свете, как о видимом явлении Божества. Еще больший интерес представляют принадлежащие св. Андрею Критскому ( 660-740 ) и преп. Иоанну Дамаскину (+750) Слова на праздник Преображения. Развиваемое в них (особенно у Дамаскина) учение о Фаворском Свете весьма сходно, и не только по своему содержанию, но даже и по словесной его формулировке с ... далее ...
Возрождение, по учению преподобного Макария ...Искать в Источникеazbyka.ru
... письменность, как главнейший, после Слова Божия, источник для Нравственного Богословия. Преп. Макарий Египетский, как нравоучитель. – Человек в невинном состоянии, как носитель Божественной жизни – Падение человека, как потеря его. – Жизнь падшего человечества, как смятение. – Искупление, как возвращение потерянной жизни. – Ход нравственного возрождения. – Первая ступень возрождения: желание спасения. – Вторая ступень: борьба жизни духовной с плотской. – Третья ступень: приятие благодати общения с Богом. – Четвертая. ступень: жизнь во Христе. – Отличительный характер нравоучительной аскетической письменности. В последнее время наша русская богословская наука подвергается нареканиям за то, что она не отличается самостоятельностью, но питается лишь только тем, что изготовляется Западом. В этих нареканиях, разумеется, есть доля правды; но несомненно также, что они нуждаются и в ограничении. Не касаясь других наук, смело можно сказать о Нравственном Богословии, что оно отнюдь, но должно подлежать такому упреку. Отечественных трудов по Нравственному Богословию, за вычетом немногих школьных учебников, слишком мало, чтобы ими можно было доказать эту истину; но она ... далее ...
Монастырь преподобного Антония Великого в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... императора Юлиана Отступника, другие — 356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В одном из них говорится, что Александрийский патриарх Иоанн Милостивый дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Как сообщает эфиопский синаксарь [1], в 780 году монахи скитской пустыни из монастыря преподобного Макария Египетского, к тому времени уже перешедшие в монофизитство, решили перенести мощи преподобного Иоанна из монастыря преподобного Антония в свой монастырь. Подойдя к монастырю святого Антония, они убедились, что их намерение невыполнимо: мощи охранялись мелкитами, сторонниками православной церкви, которую поддерживали византийские императоры (название мелкиты образовано от арабского слова «малик» – царь) . Мелкиты постоянно пребывали в храме, где были мощи. Коптам помог арабский судья, в то время оказавшийся в монастыре. Он потребовал от мелкитского епископа, чтобы он ... далее ...
Христианство по учению преподобного Макария ...Искать в Источникеpravmir.ru
... — это великий дар Бога человеческому роду. Это именно дар, смиренное приношение Всесвятого. Всесовершенного Творца, выражение Его бесконечной любви. Учение преподобного Макария о христианстве открывает эту тайну совершенной любви, называя новозаветный образ жизни духовной стихией, «где столько мудрости и тонкости», что в ее познание человек приходит только при «постепенном возрастании» (Преподобный Макарий Египетский. Духовная беседа 15, 39. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Далее сокращенно:) 15, 39 () Показывая изнутри разные направления жизни, святой отец дает как бы духовную характеристику этим направлениям, вскрывая различие между ними. Этим противопоставлением преподобный выясняет общее преимущество и особенности христианства. Он пишет: «Мирские люди подлежат иному влиянию духа лести, по которому мудрствуют земное; а у христиан иное произволение, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их» (15, 9 Макария никто не свободен от последствий духовного воздействия. Разделяя людей на два направления, авва Макарий сообщает общую, но очень точную характеристику духу, которому подчинены люди ... далее ...
Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... болезни», «Исцеление умственных болезней. Опыт христианского Востока первых веков», «Это есть мое тело. Христианское понимание тела согласно отцам Церкви», «К вопросу об этике рождения. Элементы святоотеческой антропологии», «Бог не желает страдания людей», «Жизнь после смерти согласно Православному Преданию» и «Христианин пред лицом болезни, страдания и смерти» [12]. Как патролог (впрочем, патролога в данном случае невозможно отделить от богослова) , Ж. -К. Ларше делает экскурсы в творчество многих отцов Церкви: преп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, преп. Симеона Нового Богослова, преп. Макария Египетского и др. ; его внимание привлекает также и духовное наследие современного старца Силуана Афонского. Но излюбленным автором среди славных отцов становится для Ж. -К. Ларше преп. Максим Исповедник. Первым и самым фундаментальным трудом французского ученого, посвященным творчеству преп. Максима, является его докторская диссертация (на соискание доктора богословия, ибо Ж. -К. Ларше защищал еще и докторскую диссертацию по философии – «Исцеление духовных болезней») : «Обожение человека согласно святому Максиму Исповеднику» [13]. В данном фундаментальном труде (746 стр.) ... далее ...
Понятие λογισμός в корпусе “50 духовных бесед ...Искать в Источникеpravmir.ru
... на главную страницу журнала «Альфа и Омега» В раннехристианской литературе слово λογισμός, обычно переводимое на русский язык как ‘помысл’, очерчивает достаточно широкий круг понятий. В этом нетрудно убедиться, обратившись, например, к достаточно авторитетному словарю Г. У. Лэм­па 1. Там λογισμός определяется как способность к мыслительной деятельности, то есть нечто, противопоставленное чувствам, или как результат этой деятельности, то есть мысль. Помимо этого λογισμός может означать и представление, понятие, точку зрения, а также аргумент в споре, определенную позицию или довод. Очень часто λογισμός означает злой, лукавый помысл или желание, а также перечисление грехов во время исповеди 2. T. Шпидлик в своей известной работе указывает, ссылаясь на творения аввы Дорофея, что λογισμός означает также голос совести в душе человека 3. С. М. Зарин отмечает, что λογισμός может быть тождественен первому этапу развития страсти (здесь он, видимо, сходен с термином προσβολή — А. В.) или завершающему ее этапу. При этом С. М. Зарин ссылается на творения аввы Евагрия 4. В греческой версии творений преподобного Ефрема Сирина восемь основных страстей также называются λογισμοί 5. Такое ... далее ...
Монашеские установления - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... имеет значение «военного лагеря» (в данном контексте – вокруг Иерусалима) , но в святоотеческом толковании обычно подразумевается духовный смысл, предполагающий понимания этого «стана» как Церкви Христовой. См. : Священник Николай Ким. Тысячелетнее Царство Христово. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003. С. 111. Прп. Макарий соотносит «стан святых» с Небесной Церковью, говоря: «Всякая душа, носящая на себе греховную проказу страстей, если не приступит к истинному Архиерею и еще ныне не будет Им уврачевана, не войдет в стан святых, в Церковь Небесную». Творения преподобного Макария Египетского. С. 446. А для аввы Евагрия этот «стан» уже предполагает сообщество монахов или «стан умозрителей» (π α ρε μ βολή τ ῶν γ νω σ τ ικ ῶν) . См. наш перевод: Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. С. 111, 247. 22 Ср. с «духами злобы поднебесной» в Еф. 6: 12. Согласно прп. Макарию, «эти духи злобы, незримые и нетелесные, торжествуют над [вещами] зримыми так же, как душа, незримая и нетелесная, торжествует над дебелостью тела. Поэтому и должно существовать незримое и нетелесное борение и подвиг во внутреннем человеке». См. наш ... далее ...
Несколько данных для характеристики нравственного ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Египетского, достаточно обширен 1. Обследование его в целом объёме может быть сделано только в пространном специальном сочинении 2, а не в журнальной статье. Для цели последней нам естественнее ограничиться лишь некоторою частью того материала, по чему-либо сравнительно более интересного: или по новизне его, или по значению... Отсюда, опуская материалы, в той или другой степени небезызвестные русской публике 3, а также не имеющее бо­лее или менее существенного значения 4, равно как и то, совместное рассмотрение которых с игнорируемыми у нас (по указанным причинам) было бы целесообразнее 5, будем иметь дело только с остальными и на основании их лишь предложим характеристику нравственного мировоззрения пр. Макария Великого. При всей своей сравнительной непол­ноте эта характеристика не лишена будет известного инте­реса в виду особенностей и своеобразностей того материала, какой будет положен в её основу, вообще назидательных и поучительных 6. Каждый человек занимает известное положение в мире. Достигая сознательного возраста, он начинает уяснять себе свою роль в окружающей его среде, чтобы все поступание его было по возможности целесообразнее. Самопознание в широком ... далее ...
Византийские Отцы V-VIII веков, Часть 9 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не только психологические и этические размышления, но и метафизику человеческой жизни... Только в точном догматическом синтезе могла найти свое разрешение проблематика аскетизма. Это ясно уже у святого Афанасия и у Каппадокийцев. Христологические споры разрешаются не только догматическим, но и аскетическим синтезом. Его мы находим у преподобного Максима Исповедника. Догматика и аскетика органически и неразрывно смыкаются в его системе. II. Духовные беседы Часть 1 Сборник «Духовных бесед» (числом 50) известен в рукописях под именем Макария. Со времени первого издания в авторе принято видеть преподобного Макария Египетского, знаменитого скитского подвижника ИV-го века, ученика преподобного Антония. О нем подробно рассказывает Палладий ( Лавсаик, гл. XVII ) , говорит Руфин, еще Сократ и Созомен. Известно отдельное житие его в коптской и сирийской редакциях. Однако, никто из этих древних авторов не упоминает о творениях преподобного... Великий старец жил замкнуто, с двумя учениками, которые и принимали посетителей. Как выражается Палладий, он жил точно странник на этой земле, мертвый для мира и земных забот, весь в созерцании и в беседе с Богом... Только Геннадий Массилийский ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: преподобного Макария Египетского
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера