В кабинку ко мне вошли со свечами в руках, в мантиях отец архимандрит Иоанн, иеромонах Афанасий и еще два монаха из нашей братии. И под трогательное чудное пение: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взирая щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее мое да не презри сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову – согреших на небо и пред Тобою», – повели по дорожке, около которой дежурили студенты. Свет был погашен. Все стояли с горящими свечами. Храм сиял от свечей, как на Пасху. Тишина была полная. Меня, лежащего на полу, Владыка поднимает за руку и спрашивает: «Что пришел еси, брате, и припадаешь к жертвеннику и дружине сей?» И, как это полагается, Владыка проверяет, «вольною ли волею» решился на этот шаг, нет ли какого принуждения? На вопросы давал соответствующие ответы: «Ей, Богу поспешествующу». Внутренний вид церкви Русского Православного Богословского института в Париже. Крестиком архимандрит Исаакий отметил место, где он стоял на молитве Волнуясь, со слезами на глазах, давал обеты: послушания, нестяжания, хранения целомудрия до конца дней своих. На раскрытом Евангелии лежат ножницы для самого пострига. Трижды Владыка бросает их на землю и говорит: «Подай ножницы!» Трижды поднимаю и отдаю их Владыке Евлогию, целуя его руку. Это делается, чтобы испытать смирение постригаемого и его решимость на этот шаг. После этого Владыка постригает крестообразно на моей голове волосы. Я ждал, как же меня назовут. И прозвучал благостный, спокойный, отечески трогательный голос Владыки: «Брат наш И-са-а-кий постризает власы главы своея». Впоследствии Владыка объяснил мне этот выбор имени. Во-первых, это имя на ту же букву, как и Иоанн, во-вторых, один из сподвижников святого Преподобного Сергия, которому посвящено наше Подворье, носил имя Исаакий (это он был свидетелем того, как святой Сергий служил и причащался из деревянного потира Божественным огнем). Но отдельного дня его памяти нет. И тогда Владыка посвятил меня преподобному Исаакию Далматскому, которому посвящен самый большой храм в нашей России, украшающий собой мой родной город Санкт-Петербург. После этого меня одевают в облачение монаха: надевают «параман» – крест и плат с изображением орудий страданий Христовых: это благое и легкое «иго Христово». Мантию поверх подрясника. Подрясник напоминает о вольной нищете, а мантия изображает броню нового воина Христова. На голову вместо шлема надевают клобук смирения, дают в руки «духовный меч» (это четки), и духовный «щит веры» – крест, на ноги – сандалии. В руки мне подали зажженную свечу с теми же словами, с какими подают светильник епископу: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят твоя добрая дела и прославят Отца, Иже есть на Небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Иоанн скончался в молодых летах, в 1494 г. 29 июня, и погребен близ соборного храма в Устюге. В последствии времени на месте погребения построена церковь . 29 мая празднуется воспоминание Первого Вселенского Собора. Собор был в 325 году. Собран был он по поводу ереси, или лжеучения Ария, священника в г. Александрии. Арий не хотел признавать Сына Божия равным Богу Отцу; он учил, что было время, когда Сына Божия не было, и что Он не рожден, а сотворен Богом Отцом, как и прочие твари. Против учения Ария, конечно, восстали православные, и произошло волнение в Церкви. Император Константин, услышав об этом, думал восстановить мир частным образом; но когда не успел, то решил отдать дело на суд всей Церкви на Соборе. Тогда собралось 318 отцов. Собор происходил в царских палатах и открыт был речью императора и затем речью старшего из епископов. На Соборе православные обвиняли ариан в еретичестве, а ариане обвиняли в том же православных. Император сам выслушивал и кротко примирял спорящих. Наконец, большинство членов Собора отвергло учение Ария, и ариане, как изобличенные в богохульстве, были преданы анафеме, или отлучению от Церкви; сам Арий и его сообщники присуждены к ссылке, а сочинения ариан были осуждены и сожжены. В предупреждение ересей, подобных Ариевой, отцы Церкви изложили истинное учение о Сыне Божием и назвали это изложение Символом веры . На этом же Соборе постановлено было праздновать Пасху всем в одно время, – в первый воскресный день после весеннего полнолуния, так как до сих пор она праздновалась в разное время: на Западе праздновали именно в этот день, а на Востоке в один день с еврейской пасхой. Постановления Собора были записаны и разосланы по всем Церквам, «как мысль Божия, объявленная Духом Святым через согласие столь многих иерархов». Метеликийская икона Божией Матери явилась в 991 г. 30-е число О Преподобном Исаакии Далматском читать 22 марта. В честь св. Исаакия, на память рождения императора Петра Великого, в С.-Петербурге устроен великолепный кафедральный собор (в 1858 г. освящен). Цесарская-Боровская икона Пресвятой Богородицы представляет собой весьма старинную копию с Цесарской иконы, прославившейся в 792 г. и празднуемой 9 апреля. По преданию, она найдена около кладбищенской церкви, в местности Бор, Витебской епархии, почему и называется Боровской. Находится в местечке Усвят в соборной церкви. 31-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

5) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же надписью вверху: «Во храм Святителя Христова святого Николая чудотворца». Внизу: «Повелением благочестивейшего самодержавнейшего великого Государя нашего императора Павла Петровича всея России и благословенном Святейшего Правительствующего Синода священнодействован преосвященным Амвросием, Архиепископом Новгородским и С.-Петербургским, в богоспасаемом граде Святого Петра 1800 года». 6) Атласный коричневый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями» вверху и внизу: «Во храм Успения Пресвятыя Богородицы». Священнодействован тем же Преосвященным 1800 года. 7) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями вверху и внизу: «Во храм святого Архистратига Михаила в Доложском погосте». Священнодействованием же Преосвященным 1800 года. У всех сих антиминсов подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Архиепископ Новгородский и С. Петербургский». Антиминсы одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу – в царствование Императора Александра Павловича. Священнодействованные преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским – 8) Атласный белый – во храм святых Апостол Петра и Павла иже в крепости. Священнодействован…….. во храме преподобного Исаакия Далматского. Лета 1802 месяца мая в 30-й день. Подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 9) Атласный желтый – во храм Иоанна, Архиепископа Новгородского. 1802 г. июня 1-го. Подпись под рисунком таже. 10) Атласный розовый – во храм святых Апостол Петра и Павла, что при Выборгском полевом госпитале. 1802 г. июня 4–го дня. Подпись там же и таже. 11) Атласный голубой – во храм иже во святых Отца нашего Николая Архиепископа, Мирликийского чудотворца. 1802 года июня 12-го. Подпись под рисунком: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский ». 12) Атласный голубой; храм не означен. 1802 года июня 12. Подпись таже и там же. 13) Атласный розовый – во храм Сретения Господня в селе Сретенском. Лета 18... июня 12-го дня. Подпись таже и там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

" Господь указал расслабленному, которого исцелил, что он страдал из-за грехов (Ин. 5:14). И мы чаще всего страдаем, болеем именно из-за грехов. Если нас посетила болезнь - Господь наконец-то обратил внимание на нашу беспутную жизнь: не туда идем, остановить нужно нас. И вирус, который сегодня господствует в мире, останавливает человечество. Господь как будто говорит: " Не туда идете, не о том помышляете! На Меня смотрите, Я - ваша жизнь! Вы должны ко Мне стремиться, а вы потеряли ориентиры и ни о чем не задумываетесь " . Через болезнь многие приходят к Господу, болезнь - наш учитель, который помогает нам. Когда мы болеем, нужно сказать: " Господи, Ты сегодня посетил меня, надо мне остановиться. Что-то я не так делаю, не так живу, не о том думаю, не к тому стремлюсь " . А стремиться надо только к Богу, исполнять святые Его заповеди и жить надеждой, что Он всем нам даст вечную жизнь " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона святой Матроны Московской. За самоотверженный труд по борьбе с коронавирусной инфекцией протоиерей Ярослав Родионов награжден медалью " Патриаршая благодарность " . Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК " Союз " . Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. ИА " Вода живая " , 23.05.21

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

- Расскажите о ваших планах. Что считаете самым важным в ближайшее время в жизни прихода Исаакиевского собора?  - Я только начинаю вникать в дела, знакомиться с историей собора и его нынешней жизнью. Конечно, в планах, прежде всего - развивать приход, наладить достойную богослужебную практику. Безусловно, хотелось бы придать новый импульс жизни прихода с учетом реалий современной жизни, руководствуясь постановлениями Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов и Священного Синода, пожеланиями Святейшего Патриарха. Мы должны показать открытость к культурному диалогу, в сотрудничестве с музеем проводить просветительские и миссионерские акции. С интересом изучаю научно-просветительскую деятельность музея. К примеру, открыл для себя, что в 2005 году прошла выставка " Настоятели Исаакиевского собора (1858-2005) " , посвященная памяти служивших здесь священников. Узнал о многих интересных судьбах и именах. А в 2011 году музей провел научные изыскания и помог восстановить надгробный памятник на могиле одного из бывших настоятелей собора - протоиерея Николая Соболева. Все это показывает, что сотрудники музея бережно относятся к церковной памяти, религиозному прошлому храма-памятника. Это важно для всех нас.  Как ключарь собора в этом году буду впервые принимать участие в важных для нас богослужениях в честь Дня основания Санкт-Петербурга 27 мая и в престольный праздник - день памяти преподобного Исаакия Далматского - 12 июня. А 24 мая любителей хорового пения ждет грандиозный концерт многотысячного хора на Исаакиевской площади, посвященный дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и 1000-летию преставления святого великого князя Владимира. Думаю, что для такой масштабной акции место выбрано не случайно. Память " учителей словенских " совершается в Исаакиевском соборе с 1862 года. Символично, что в прошлом и в этом году городские власти устраивают праздник для петербуржцев и гостей города на ступенях нашего собора. Фото Юрия Костыгова ИА " Вода живая " , 18.05.15 Поделиться 27 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Собору была подарена икона преподобной Марии Египетской   Директору ГМП " Исаакиевский собор " Юрию Мудрову была подарена Валаамская икона Божией Матери. Ответным подарком стала старинная Казанская икона Божией Матери.   От хора " Ладья " правящему архиерею был преподнесен триптих из икон Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. ИА " Вода живая " , 31.03.24 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 8:50 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -8:50 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 28 апреля 2024 10 апреля 2024 3 апреля 2024 27 марта 2024 29 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 29 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Собору была подарена икона Рождества Христова. За помощь Церкви митрополичьими грамотами был награжден ряд сотрудников музея и благотворителей. Юрий Мудров поблагодарил правящего архиерея за высокую оценку их труда и отметил, что среди награжденных грамотами митрополита есть реставраторы, которые восстанавливали икону " Тайная вечеря " , недавно вставшую на свое место над Царскими вратами в приделе святого Александра Невского. К 800-летию со дня рождения благоверного великого князя планируется выпустить издание, посвященное образу Александра Невского в Исаакиевском соборе. Директор преподнес митрополиту каноническую икону святого. Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. ИА " Вода живая " , 20.12.20 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 11:20 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -11:20 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 10 апреля 2024 3 апреля 2024 31 марта 2024 27 марта 2024 14 марта 2024 21 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Поэтому мы сегодня собрались в нашем большом соборе под Покров Пресвятой Богородицы, чтобы Она оградила нас от всякого искушения, зла, грехов, напастей, врагов. Чтобы нам исполнять свой христианский подвиг достойно, нести послушание в Церкви, на работе - везде - прославляя Господа, Ее Сына и нашего Бога. Благодарю всех, кто пришел почтить Царицу Небесную, и желаю, чтобы Покров Ее простирался над каждым из вас, над вашими семьями, над всеми живущими и в Санкт-Петербурге, и в России " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. На молитвенную память собору была подарена икона Божией Матери " Всецарица " . Верующим раздали Казанские иконки Божией Матери. Храм преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый Исаакиевский собор был заложен в 1819 по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь служились благодарственные молебны в памятные дни петровских побед. Торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. ИА " Вода живая " , 13.10.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 5:43 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -5:43 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 10 апреля 2024 3 апреля 2024 31 марта 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

С докладом " Секулярный век и христианская проповедь " выступил клирик Благовещенского храма на Васильевском острове иерей Сергий Муравьев . Методист ИМЦ Красногвардейского района Наталья Юферева выступила с сообщением " Секулярный мир и религиозность: Петровская эпоха как поворотный момент в истории России " . Преподаватель гимназии 32 Андрей Ильин рассказал о значении образа императора в духовно-нравственном воспитании гимназиста XXI века. Учитель школы 5 Алексей Борский выступил с докладом " Значение образа царя Петра I в формировании у современного школьника ценностно-личностного отношения к образованию " .  Были выявлены основные проблемы и препятствия для укрепление позиций духовно-нравственного образования в школах. Было принято решение о планировании и проведении регулярных встреч учителей и методистов, связанных с преподаванием ОПК и ОРКСЭ. Также было предложено выработать единую позицию и провести необходимые мероприятия для увеличения процента выбора курса ОПК в школах. Всем докладчикам были вручены сертификаты об участии в чтениях от директора ИМЦ Василеостровского района Александры Гехтман. Отец Евгений вручил грамоты коллективу преподавателей гимназии 32 - участникам проекта " Творим добро и милосердие " , оказывающим помощь больным детям и сестрам Александро-Елизаветинского сестричества Детской городской больницы 2. Всем участникам чтений были вручены памятные подарки от Василеостровского благочиния.  +++ Центр духовной культуры и образования Фрунзенского округа совместно с отделом образования администрации района провел чтения 15 ноября. Их открыл благочинный протоиерей Алексий Исаев . Он напомнил, что император Петр I родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и что в Санкт-Петербурге был воздвигнут величественный собор в честь этого святого. Диакон Олег Куковский рассмотрел личность императора Петра I и его деяния. Он отметил противоречивость и неоднозначность действий и реформ царя: они привели к секуляризации государства и созданию Правительствующего Синода. Петр I ревниво относился к Церкви и никак не хотел оставить за ней право молитвенного служения, вменяя в обязанность социальное служение.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  Глава компании " Постер " Кирилл Опарин, также член оргкомитета, отметил, что на конкурс было прислано более 5,5 тыс творческих работ - это свидетельствует о том, что проект оказался значимым для горожан. Рекламные агентства предоставили более 250 поверхностей, где размещалась информация о конкурсе. Кирилл Опарин перечислил храмы-финалисты, чем дал старт второму этапу проекта.   Двенадцатью финалистами, получившими наибольшее количество работ, стали: собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте , Свято-Троицкий собор в Колпине , Князь-Владимирский собор , храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых , храм мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове , собор преподобного Исаакия Далматского " Исаакиевский " , собор Владимирской иконы Божией Матери , храм Рождества Иоанна Предтечи ( " Чесменский " ) , Новодевичий монастырь , собор святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка , Казанский кафедральный собор , Свято-Троицкая Александро-Невская лавра .   Настоятели нескольких из этих храмов обратились к участникам пресс-конференции.   " Храм олицетворяет человека, - сказал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин , - храм так же, как и человека, крестят, миропомазывают. У каждого храма есть свое " лицо " , они друг на друга не похожи, даже кресты - вроде две перекладины, продольная и поперечная, - все разные. Православные храмы обычно строятся в плане в виде креста, круга и корабля. Наш собор построен в виде корабля. Вошедших встречает витраж с изображением Спасителя - это наш кормчий, а святые - экипаж. Так корабль и плывет посреди житейского моря " . Настоятель Чесменского храма протоиерей Алексий Крылов отметил, что сейчас главные элементы городской застройки - жилые дома, а раньше люди строили храм, а вокруг него - город. Санкт-Петербург отличается тем, что в нем целых двадцать соборов, и по архитектуре они очень разные. " Этот проект очень интересный, он креативный и интерактивный " , - добавил он.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010