II. Епархиальные соборы и церкви  в Санкт-Петербурге I. Исаакиевский  кафедральный  собор. Исторические сведения о построении Исаакиевского  собора 1. Начало построения Исаакиевского собора. Начало построения Исаакиевского собора почти современно основанию Санкт-Петербурга. Заложив в 1703 году новую столицу и поручив ее молитвенному охранению Св. Апостола Петра, император Петр возымел желание устроить церковь и во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая 1673 года, он родился;· но множество работ, начатых царем в одно время, не дозволили ему приступить к исполнению своего намерения ранее 1710 года. В этом только году возникла в Санкт-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, в пустом чертежном амбаре, государь в 1710 году решился устроить временно церковь во имя преп. Исаакия. Для этого над простой шатровой крышей с одной стороны устроена была одноярусная колокольня со шпицем, а с другой – маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле адмиралтейства, где он работал. Голиков говорит даже, что в ней Петр 1 19 февраля 1712 г. публично венчался с государыней Екатериной Алексеевной. По времени, выбрав другое, удобнейшее место, 6 августа 1717 года государь заложил новую Исаакиевскую церковь, уже лучшую, каменную. Это на берегу Невы на пространстве между нынешним зданием Сената и Адмиралтейством, на том самом месте, где теперь находится памятник Петру I. План и рисунки этой церкви составлял архитектор Матернови, а работами заведовал каменных дел мастер Яков Нарпонов. Церковь имела форму креста, длин. 28 саж., ширин. от южных дверей до северных 15 саж., а в других местах 9 1 / 2 саж.; большой купол ее упирался на четыре больших столба и покрыт был простым железом. Колокольня вышиной 12 саж. 2 арш., имела шпиц в 6 саж.  вышины, с крестом вышин. в 7 фут. 8 дюймов. На колокольне поставлены были часы, выписанные, Петром из Амстердама. Когда церковь снаружи была готова, в 1727 г., уже по смерти ее основателя, в нее перенесли из ветхой первоначальной Исаакиевсвой церкви св. престол и всю церковную утварь, и немалое время служили в этой новой неосвященной еще церкви, пока приготовлялись для нее новый иконостас и новые св. образа. Заведывание ею предоставлено было Адмиралтейств-Коллегии. По уважению к памяти основателя церкви и по удобству ее положения, в ней нередко были совершаемы торжественные архиерейские служения и церковные церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор Российской Империи 10.03.2017 1344 Время на чтение 5 минут Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом. Нужно сказать, что сами Романовы, начиная с императора Павла и его сыновей, гораздо лучше нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской империи. Лучшее свидетельство этому - Санкт-Петербургские храмы. Самый замечательный памятник Петру I - не «Медный всадник». Медный всадник - это символ Екатерининской эпохи, а настоящим памятником Петру I скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор, от которого - так получилось! - пытается ускакать, давя по пути змей, бронзовый всадник Этьена Фальконе. Храм, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (По новому стилю), и родился Петр I, строили, по сути дела, почти до самой революции.. Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года... Между тем, деревянная церковь Исаакия Далматского, совмещенная с «чертежным амбаром», была сооружена вблизи Адмиралтейства вскоре после основания Санкт-Петербурга. В этой церкви в 1712 году венчался Петр I с Екатериной I, и пять лет спустя вместо деревянной церкви построили здесь каменный храм с деревянной часовней. Однако часовня в 1735 году сгорела, и храм, по приказу Екатерины II, разобрали на кирпичи... Про строительство нынешнего Исаакиевского собора написано множество книг, но все-таки, почему с таким упорством и такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в нерассеивающемся даже в электрическом освещении сумраке собора слушаешь акафист Исаакию Далматскому. Поразительно точно соединяются гонения на православных, учиненные царем Валентом из жития преподобного, и наступление на Православную Церковь первых Романовых; политика святого царя Феодосия Великого и попытка Романовых-Павловичей возвратить неограниченное самовластие в рамки служения Богу и народу.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Илл. 1. Реставрационные схемы сер. XX в. интересны и искусствоведам, и «стрельцам» ЖМП 8 август 2019 /  29 августа 2019 г. 16:59 Исаакий на выезде, алмазные венцы братьев-царей и эмалевый складень Ивана Головина ТРИ ВЫСТАВКИ В МОСКОВСКИХ МУЗЕЯХ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ Ведущие столичные музеи, традиционно устраивающие выставки на темы церковного культурно-исторического наследия, порадовали новыми уникальными экспозициями. «Журнал Московской Патриархии» советует, на что в них обратить внимание в первую очередь. PDF-bepcuя . Императорский собор Преподобного Исаакия Далматского в Коломенском Где: Сытный двор Московского государственного объединенного музея-заповедника (пр-т Андропова, 39, стр. 6). Когда: ежедневно, кроме понедельника, до 22 сентября. Экскурсии для сборных групп: по выходным и праздничным дням в 15, 16 и 17 час. Стоимость: входной билет 200 руб., льготный 70 руб. Выставочный проект, посвященный двухвековому юбилею с момента освящения закладной доски в основании Исаакиевского собора — первая широкомасштабная «выездная» экспозиция государственного музея-памятника, который действует в стенах всемирно известного петербургского храма. Музейные хранители, конечно, не могли доставить в Коломенское возведенное Огюстом Монферраном грандиозное сооружение, ставшее одним из символов имперского расцвета отечественного храмостроения. Но 137 уникальных экспонатов (на которые посетители редко обращают внимание под сенью собора) раскрывают историю предшествовавших нынешнему зданию трех церквей преподобного Исаакия Далматского и демонстрируют шедевры убранства и росписи. Последняя, как известно, была создана живописцами-корифеями середины XIX столетия — Николаем Майковым, Тимофеем Неффом и Карлом Брюлловым. Впервые в российской столице «гастролируют» мозаичные клейма Царских врат главного иконостаса и Екатерининского и Александро-Невского приделов. Москвичам предоставлена редкая возможность увидеть мозаичные работы «Тайная вечеря» и «Архангел Михаил» по живописному оригиналу Хозрое Дузи.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavochnyy...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Император Пётр I, как известно, родился в день памяти святого Исаакия Далматского, поэтому в нашем городе с момента его основания всегда был храм, посвящённый этому святому. 30 мая 1858 года был освящён Исаакиевский собор, четвёртый по счёту. Мы любуемся им по сей день. В первой Исаакиевской церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной. Второй Исаакиевский храм он заложил сам лично. Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди, но строительство шло очень медленно. Его завершил лишь при Императоре Александре I архитектор Винченцо Бренна. В соборе проводились памятные богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга и празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года. Этот Исаакиевский собор стал главным столичным храмом, но через пятнадцать лет здание пришло в аварийное состояние и богослужения пришлось прекратить. Престол, иконостас, образа и утварь перенесли для хранения в Никольский собор. Преосвященный Владимир, викарий Санкт-Петербургский, предложил священнослужителям Исаакиевского собора служить в церкви Сената, чередуясь с местным причтом, но местные служители не допустили Исаакиевский причт до постоянного богослужения в своей церкви. Тогда преосвященный велел причту Исаакиевского собора отправлять службу в верхней церкви Никольского собора, а сам ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным найти в Адмиралтействе место для устроения за счёт казны особой церкви для прихожан строящегося Исаакиевского собора. Вскоре в Адмиралтействе был устроен новый храм святителя Спиридона Тримифунтского с приделом во имя преподобного Исаакия Далматского, и причт Исаакиевского собора получил возможность беспрепятственно отправлять богослужения для своих прихожан. Между тем строительство нового, четвёртого Исаакиевского собора по проекту архитектора Огюста Монферрана шло далеко не быстро: собор возводили в общей сложности (начиная с первого проекта 1818 года) сорок лет.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Степановское. Храмовый комплекс. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Исаакия Далматского. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: МО, Раменский р-н, с. Степановское Координаты: 55.298918, 38.42385 Проезд:От г. Бронницы автобусом до ост. Никитское (20 км), далее пешком 2,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Степановском стоят два храма. Церковь Благовещения сооружена в XVI веке до 1575 г. в вотчине боярина Н.Р. Захарьина-Юрьева, дяди царя – Михаила Романова. Перестроена в 80-90 гг. XVII века окольничим М.Т. Лихачёвым. Здание в существующем виде представляет собой выдержанный в стиле московского барокко бесстолпный одноапсидный храм типа " восьмерик на четверике " , с двумя приделами, посвященными святителю Николаю и великомученику Георгию Победоносцу. Объединяет приделы общая трапезная часть храма. В начале XVIII века Степановское принадлежало князю М.П. Гагарину, который пожертвовал в церковь парчовые священнические облачения с дарственной надписью. В 1715 г. в Благовещенской церкви находилась круглая икона Иоанна Богослова, по преданию, выполненная Петром I из слоновой кости, с надписью, в которой апостол называется «фаворитом Божиим». Кроме этой иконы в церкви хранились святыни: икона свт. Николая византийского письма, греческая панагия с частицей мощей свт. Николая. Князь М.П. Гагарин был казнен за непомерные взятки, и в 1721 г. Степановское перешло к графу Андрею Ивановичу Остерману. Он достроил начатый при Гагарине второй храм с. Степановское, освященный в 1732 г. и посвященый преподобному Исаакию Далмацкому, в день памяти которого приходилось рождение Петра I. Сооружение этого храма предвосхищает и, видимо, определяет возведение в Петербурге собора, посвященному этому же святому. Храм относится по своему типу к древним храмам, увенчанным колокольней, получившим новое воплощение в эпоху московского барокко. Этот храм-колокольня расположен вблизи Благовещенской церкви и составляет с ней единый ансамбль. Исаакиевский храм имел пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 г. был отлит усердием прихожан на заводе Д.Н. Самгина.

http://sobory.ru/article/?object=04850

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня ты при власти - завтра смотришь на небо через решетку» По слову митрополита Варсонофия, этот мир зыбкий, как песок, на него опираться нельзя 17.08.2021 720 Время на чтение 4 минуты В день памяти преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, 16 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители. За богослужением пел хор собора под руководством Льва Дунаева. Среди молящихся был директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. «Святая Церковь прославляет преподобного Исаакия Далматского за великую ревность, с которой он отстаивал православные храмы от ариан, - сказал владыка в проповеди. - Император Валент отдал почти все храмы арианам. Исаакий несколько раз просил Валента вернуть храмы православным, тот отказался и умер плохой смертью. Пришедший на смену ему император Феодосий вернул все храмы Церкви. Преподобный Исаакий еще долго жил. Он, правда, совершил одну ошибку: когда святитель Иоанн Златоуст стал Патриархом Константинопольским и всех обособленных монашествующих решил собрать в монастыри, Исаакий стал их защищать, спорить с иерархом. Потом он осознал свою ошибку, понял, что не нужно монашествующим шататься, бродить по стране, а лучше жить в обители - это правильное монашеское устроение. Во всем остальном он был примером не только для монашествующих - к нему приходило много мирян, он всем помогал. Занимался благотворительностью - среди его духовных чад были богатые, которые помогали бедным. Он был прославлен Церковью как человек святой жизни, и мы рады, что у нас есть храм, посвященный этому святому: в день его памяти родился император Петр Великий, поэтому преподобный Исаакий стал широко известен в России». «В сегодняшнем евангельском чтении говорилось, что Господь, покинув Галилею, шел в Иерусалим на крестные страдания, - продолжил архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/17/se...

Пять вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви июля 2015 - Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? - Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед - Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор преподобного Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода - вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского кафедрального собора включал в себя Зимний дворец  и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать - знак того, что комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля. Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 4 апреля, Церковь чтит память преподобного Исаакия Далматского 2 мин., 04.04.2024 Память раннехристианского подвижника преподобного Исаакия Далматского (+ IV в.), особое почитание которого в России связано с личностью императора Петра I, празднует Православная Церковь 4 апреля. Предполагается, что преподобный Исаакий был родом из Сирии. Изначально он подвизался в пустыне, однако потом услышал голос с небес, повелевший ему идти в Константинополь. В столице Византии, которая тогда была охвачена ересью арианства, святой Исаакий несколько раз обращался к императору Валенту (364-378) с просьбой открыть храмы и прекратить гонения на православных. Однако в ответ пострадал сам преподобный – его избили приближенные Валента, а затем бросили в зловонное болото, из которого никто не выбирался живым. Святой Исаакий смог выбраться, а помогли ему в этом два ангела Божиих. Посетив императора в последний раз, Исаакий Далматский предсказал ему поражение в войне с вестготами, за что святого бросили в темницу. Пророчество же сбылось – армия Валента была разбита, а сам он сгорел в амбаре во время бегства от противника. Освободили преподобного из темницы только с приходом к власти нового императора – Феодосия I Великого (379-395). После этого, согласно житию, преподобный Исаакий участвовал во II Вселенском Соборе 381 года, хотя в официальных списках Собора его имени нет. В дальнейшем святой хотел покинуть Константинополь, но его уговорили остаться ради духовных чад. Преподобный поселился в келье в пригороде столицы Византии, за стенами города. Сюда к преподобному Исаакию приходило множество людей, также он сам посещал горожан по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их жилища. Кроме того, известна щедрость святого, который даже встретив нищего на пути, отдавал ему свой плащ.     Спустя время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата, считавшийся древнейшим в Константинополе. В нем-то преподобный и прожил до своего преставления. Почувствовав приближение смерти, святой созвал учеников, наставил их в вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, назначив своим преемником.

http://foma.ru/segodnja-4-aprelja-cerkov...

Петергофський очолив з нагоди престольного свята собору Санкт-Петербурга 13 червня 2014 р. 14:15 12 июня 2014 года, в День России и день памяти преподобного Исаакия Далматского, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе северной столицы. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Санкт-Петербургской епархии  протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Виктор Московский, архимандрит Никита (Марков), благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове протоиерей Михаил Мокрополов, духовенство епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев. Пел хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева. На богослужении присутствовал директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров. После отпуста были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию , архиепископу Петергофскому Амвросию , служащему духовенству, молящимся и всем верным чадам Православной Церкви. Архиепископ Амвросий обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Дивна дела Твоя, Господи! Подвижник IV века, почти неизвестный миру, вдруг совсем далеко, в столице Российской империи, становится небесным покровителем главного собора города. Сегодня, в день престольного праздника, в день памяти святого Исаакия Далматского, мы не можем не вспомнить имя императора Петра. Мы поминали его за Божественной литургией и просили Бога об оставлении вольных и невольных прегрешений и упокоении его бессмертной души. 30 мая по старому стилю родился мальчик, которому надлежало стать императором России, человеком, осуществившим многие реформы и изменения в жизни нашего Отечества. При рождении его нарекли Исааком в честь преподобного Исаакия Далматского и только потом, в крещении, он получил имя апостола Петра, но именно преподобный Исаакий стал любимым святым Петра Первого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3672826...

Верующие выбрали его во время онлайн-голосования в рамках проекта «Храм78» 19 ноября. ПРАВМИР. Собор святого преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский» выбран православным символом Санкт-Петербурга. Верующие выбрали этот действующий храм и памятник архитектуры XIX века во время народного онлайн-голосования в рамках проекта «Храм78» . За Исаакиевский собор проголосовали 1486 человек. Всего в финал проекта вышло 12 храмов, в голосовании за финалистов приняли участие 7693 человека. Храм-символ выбирали жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Краснодарского края, Нижегородской области, Самары, Ростова, Карелия, Красноярского края и других регионов России. Проект «Храм 78» — это инициатива по выбору православного символа Санкт-Петербурга. Проект проходил в два этапа. С 20 августа по 10 октября проводился творческий конкурс по четырем номинациям: фотография, живопись, видео, литературное произведение (проза и стихи). В течение первого этапа все желающие загружали на сайт проекта свои творческие работы, вдохновленные одним из 78 храмов. Храм во имя св. прп. Исаакия Далматского задуман Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвёртый по счёту Исаакиевский собор был заложен в 1819 по проекту архитектора Огюста Монферрана. Храм строился 40 лет. Освящен 12 июня 1858 г. Считался главным собором Российской империи. Отличался пышным и богатым убранством. Ежегодно в соборе отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни петровских побед. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга. В 1928 храм был закрыт. 12 апреля 1931 года с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015 года по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Настоятель – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Ключарь – протоиерей Алексий Исаев.

http://pravmir.ru/isaakievskiy-sobor-naz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010