Житие преподобного Даниила, писанное вскоре после его смерти, уже заканчивается двумя его чудесами. Затем прошло около столетия, в продолжение которого записи чудес переяславского подвижника не велось. Вот доказательство. В 1630 году 14 августа было явление преподобного крестьянину Горицкого монастыря Василию Куманину. Чудотворец «велел ему изговорить начальным людем, чтобы приходили к его гробу и к образу молебствовали». Воевода писал к Москве об этом явлении; Куманина ставили пред патриархом Филаретом; взяли из монастыря стихиры, канон и житие преподобного. Но чудо это не было записано в то время, и о нем узнаем мы из более поздней грамоты 63 . Чудеса преподобного Даниила начали записываться лишь в 1652 году, около времени его канонизации, после перенесения мощей святого Филиппа митрополита с Соловецкого острова в Москву (т.е. после 3 июля). Поводом к этому послужило новое явление святого служебнику монастыря Ивану Аисину в сенокос этого года, т.е. в том же июле месяце. Когда Аисин объявил о новом чуде преподобного Даниила, архимандрит монастыря Тихон и эконом Никита, обрадованные, «обще повелевают изысковати чюдеса, яже от прелодобнаго быша» (стр. 88). В грамоте, писанной патриарху Никону , следовательно, после 25 июля 1652 года (потому что этого числа Никон сделался патриархом) и до 1 ноября (потому что этим числом датирована ответная им грамота) уже упоминалось: «и тем ево (Даниила) чюдесем есть записка» 64 . Это показание определяет время записи чудес преподобного Даниила. Но то было лишь начало труда 65 . Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сисоевич, свидетельствовавший мощи преподобного Даниила 30 декабря того же года, также принимает участие, если не в деле записи чудес переяславского угодника или в собрании записей в одно целое, то в официальной санкции записанных. По полной редакции Повести о обретении мощей, обращаясь к участникам торжества, Иона говорит им: «потщитеся возвестити ми яже преже бывших чюдес преподобного отца Данила, да с написанными чюдесы послю аз епистолию ко благочестивому царю. И предстоящии же реша ему различная чудеса преподобного. Святитель же, вся исправив добре и написав епистолию и посылая... Никиту... к царю» (стр. 95). По прямому смыслу приведенных слов, Ростовский владыка сам записывает чудеса преподобного. Во второй сокращенной редакции имеется важный вариант к данному месту: «архимандрит же Тихон з братиею даде преосвященному митрополиту прежде бывшия чюдеса от преподобного Даниила. Он же приим и вся добре управив, и посла предпреченного мниха Никиту с епистолиею и с прежде бывшими чудесами» (стр. 104). Очень может быть, что некоторые чудеса записаны были вновь самим митрополитом Ионою, но едва ли многие (он очень недолго оставался в Переяславле); большая же часть снова посланных в Москву чудес были, вероятно, прежней записи 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Андрей, духовник царя Ивана, занявший эту должность вероятно после Феодора Бармина, который 6 января 1548 г. захворал и, отпросившись у царя, постригся в Чудове монастыре 32 , – по своему служебному положению был близок к царю и митрополиту и в то же время, как земляк преподобного Даниила («родом Переяславец») и духовный сын его, хорошо знал переяславского подвижника, а после его кончины не прерывал связей с его обителью. Естественно, что Андрей и получил поручение написать Житие преподобного. Пользуясь личными воспоминаниями, а также рассказами учеников и других лиц, помнивших подвижника, а с другой стороны обладая несомненным литературным дарованием, Андрей написал его содержательно и жизненно, так что Житие преподобного Даниила, по справедливому замечанию В. О. Ключевского , принадлежит «к самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени... Близость биографа к описываемому лицу отразилась на тоне и изложении Жития: он рассказывает просто о старце, которого любил и уважал, не облекая действительных явлений в условные формы житий и не делая обычного подбора биографических черт» 33 . Автор и озаглавил свой труд не «житием», а «повестью о житии». Косвенным подтверждением авторства Андрея-Афанасия по отношению к Житию преподобного Даниила служит, можно сказать, теперь установленный факт, что он был и составителем Степенной книги (мнение прот. Диева, Свирелина и г. Васенко), или одним из ее главных составителей (мнение акад. Соболевского). Как в Житии, так и в Степенной наблюдается единство литературных приемов – не упоминание имени составителя, как ясно из одного разночтения, имени Андрея-Афанасия 34 , анонимная речь о переяславском церковнике-пресвитере, пользование со стороны составителя Степенной полным Житием Даниила без упоминания этого источника. Подробнее об этом можно читать в упомянутом не раз исследовании г. Васенко 35 . Изучение текста Жития преподобного Даниила по рукописям дало одно разночтение, которое на первый взгляд указывает совершенно иного автора изучаемого памятника. В рассказе «Начало церкви» упоминается священник Горицкого монастыря Трифон, в монашестве Тихон – «и той яко советен ему (преподобному) бе и искусен муж» – посоветовавший подвижнику освятить первую церковь на скудельнице во имя Всех святых. Совет этот был принят. Дальнейшее чтение по рукописи библиотеки Толстого 460, отд. II (л. 298 об.) такое: «и тогда нашему ( ншему) совету повинуяся, еже быти церкви во имя Всех святых». По этому чтению выходит, что в первом лице говорит о себе священник Трифон (Тихон); он должен бы быть признаваем и автором Жития. Однако чтение остальных рукописей не подтверждает этого («и тогдашнему совету повинуяся еже быти церквии во имя Всех святых», стр. 30). Затем и рекомендация Трифона «искусен муж» скорее говорит за то, что о нем пишет другой. Таким образом, приведенное разночтение, может быть, простой опиской, не опровергает изложенного предположения об авторе Жития преп. Даниила, и здесь приводится нами лишь к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Дубна. Церковь Пантелеимона Целителя. Церковь. Действует.   Престолы: Пантелеимона Целителя Год постройки:1996. Ссылки:   Адрес: Московская область, Талдомский р-н, г.Дубна, ул. Приборостроителей, д. 2А Координаты: 56.726883, 37.176715 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм, устроенный в приспособленном одноэтажном строении, выделенном православному приходу заводом Тензор. При храме великомученика Пантелеимона существует храм-часовня преподобного Даниила Переяславского, расположеный при входе на городское кладбище. http://www.vidania.ru/ История храма вмч. Пантелеимона начинается 9 июня 1993 года. В то время уже было реконструировано помещение под храм преп. Даниила Переяславского на Большеволжском городском кладбище, в котором велись богослужения. В 1995 году освободилось помещение барачного типа, которое было передано администрацией города приходу на правах бессрочной аренды. В этой связи было принято решение открыть там храм. В 1996 году было получено благословение на открытие храма от митрополита Крутитского и Коломенского Ювеналия. Освятить престол малым (иерейским) чином было поручено тогдашнему благочинному протоиерею Александру Пахмутову. Пантелеимоновский храм стал основным местом проведения богослужения, на базе которого строился Всехсвятский храм, а храм преп. Даниила Переяславского начал функционировать уже больше как часовня. В 2008 году храм получил статус самостоятельного прихода с приписным храмом прп. Даниила. К началу Великого поста 2015 года была собрана необходимая документация и пройдены все согласования. После Пасхальных праздников решено было начать реконструкцию. На данный момент демонтирован алтарь и перенесён в помещение бывшей храмовой иконной лавки, где временно будут совершаться богослужения. Также службы будут проходить в храме прп. Даниила Переяславского при входе на кладбище. Согласно проекту, здание церкви будет выполнено в византийском стиле. http://hramdubna.ru/index.php/about/history Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08404

Предисловие Время и обстоятельства написания Жития преп. Даниила. – Автор – Андрей-Афанасий. – Сведения о нем. – Редакция Жития I Рукописи первоначальной редакции. II Вторая редакция – «Сказание вкратце». III Проложная редакция – IV. Редакция строителя Александра. – Повесть о обретении мощей и ее редакции. – Чудеса преп. Даниила. – О приемах изданий. После кончины преподобного Даниила, 7 апреля 1540 г., его многочисленные почитатели понуждали неизвестного по имени самовидца святого старца написать житие его. Тот колебался. Прошло 13 лет, а житие не было написано. Тогда, на четырнадцатом году после кончины подвижника, следовательно, между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 г., последовало приказание неизвестному написать житие Даниила. Приказание шло со стороны царя и митрополита, – царя Ивана Грозного, доводившегося преподобному Даниилу крестным сыном, и митрополита Макария, постриженика одной с преподобным Пафнутьевой Боровской обители и духовного друга переяславского подвижника 1 . Однако колебания не оставляли самовидца святого старца: то он смущался своим недостоинством, то не имел досуга, то боялся запрещения святого, который, «еще жив сый, некогда в поучении своем глагола нам – не повелеваше никому же самохотением писати повести от святых, аще не извещение некое будет от Бога, или от власти царския, или святительския, иже по Бозе повеленно будет по свидетельству». Прошло еще три года; внутренняя борьба и сомнение о том, писать или не писать, продолжались. Когда приближался четвертый год, последовало новое повеление от царя и митрополита. Тогда Житие преподобного Даниила было начато писанием. Следовательно, начало составления Жития нельзя относить раньше, как на семнадцатый год после смерти Даниила (с 7 апреля 1556 г. по 7 апреля 1557 г.). Автор собрал в свое повествование то, что видел сам, что слышал из уст преподобного, от учеников его и иных неких. Таковы сведения, которые дает предисловие к древнему Житию (см. стр. 3–6) 2 об обстоятельствах и времени написания последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Переславль-Залесский, 1894; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 23-31; Строев. Списки иерархов. Стб. 667, 696; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 146-148; Описание о российских святых. С. 88-89; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 180-182; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апрель. С. 34-37; Голубинский. Канонизация святых. С. 130-131, 551-552; Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова мон-ря в г. Переславле-Залесском. Серг. П., 1908; Смирнов С. И. Милосердный подвижник Даниил Переяславский: (По поводу 400-летия его мон-ря)//БВ. 1908. 7/8. С. 569-576; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 336-341; Белоброва О. А. Житие Даниила Переяславского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 257-258; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 93; Макарий (Веретенников), архим. Духовные подвиги прп. Даниила Переяславского и его почитание на Руси// Он же. Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 143-164; Сукина Л. Б. Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002. С. 3-11; она же. Троице-Сергиева лавра и Троицкий Данилов мон-рь в Переславле-Залесском//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Серг. П., 2004. С. 7-19; Крутова М. С. О названии Жития и чудес прп. Даниила Переяславского: (В первоначальной и Александровской редакции)//Иринарховские чт., 7-е. Борисоглебский, 2004. Вып. 4. С. 54-57. В. В. Горшкова, Л. Б. Сукина Иконография Д. принадлежит к числу наиболее почитаемых в Переславле-Залесском святых, но его изображений сохранилось не много. Хотя уже в 40-х гг. XVI в. он был местно прославлен как чудотворец ( Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1996. С. 130), а в 50-60-х гг. XVI в. составлено его Житие, о существовании икон преподобного этого периода в наст. время ничего не известно. Самые ранние изображения Д. связаны с открытием его мощей и установлением в 1653 г. офиц. местного празднования. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Профессор Ключевский в своем исследовании «Древнерусские жития святых как исторический источник» заявляет, что указанное житие преподобного Даниила «принадлежит к самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени». Кроме того, он замечает, что «близость биографа к описываемому лицу отразилась на тоне и изложении жития: он рассказывает просто о старце, которого любил и уважал, не облекая действительных явлений в условный формы жития». 375 Профессор Ключевский приводит и начало сего жития по Синодальной рукописи XVI века 926) и Ундольского XVII в. 301). Оно читается так: «Благословен Христос Бог наш, всегда прославляемый присными своими угодники», т.е. также, как и наш список. Далее он сообщает, что «кто то в Переяславле выписал целиком рассказ этот из жития Даниила и приделав к нему вступление, пустил под именем жития князя Андрея». Кроме того, он указывает еще рукопись Троицко-Сергиевскую 696) и Румянцевского музея (за 371) со службой. Важно конечно сличить все указанные рукописи, чтобы издать древнее сказание в наибольшем соответствии с подлинником, но еще более было бы отрадно, если бы нашелся самый подлинник. Хотя может быть он принадлежит перу не автора, а хорошему писцу, так как труд назначался для царя Uoahha IV , крестника преподобного Даниила. По исследованию о. Андрея Свирелина житие преподобного Даниила составлено царским духовником – протопопом Андреем, которому предсказано было об этом его высоком звании преподобным Даниилом, в бытность Андрей Переяславским священником. Сей о. Андрей был с царем Иоанном Васильевичем Грозным под Казанью, и получил извещение от преподобного Даниила о взятии Казани. Впоследствии протопоп Андрей был иноком Чудова монастыря с именем Афанасия, усердно помогал митрополиту Макарию в составлении Степенной книги, и наконец сделался Митрополитом Московским и управлял оной митрополией около двух лет (с 1564 по 1566 год). Хранящееся до настоящего времени в Переяславском Даниловском монастыре рукописное житие преподобного Даниила несколько разнствует от нашего. Это объясняется тем, что то житие было исправлено в 16751700 годах по просьбе Даниловского архимандрита Варфоломея строителем Троицкого Киржатского монастыря Александром Печерским. (Смотри о начале Переяславского Даниловского монастыря, Москва, 1863 г., страницы 7488). Разности эти замечаются и в статьях об обретении мощей святого Андрея, но они большею частью касаются только перестановки слов. Впрочем, есть в Переяславльском списке и вставки, например о звоне, который сбирались устроить некоторые пред первым открытием мощей, что однако было отклонено благоразумными людьми, сказавшими при этом: «аще угодно Богу явити мощи раба своего, то без звону молебная певше, идем над мощи и от сего увемы, аще приятно будет дело сие Богу и угоднику Его, и тако само дело возопиет, и аще кому известит Бог и той самозван да приидет». 376

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Другой рассказ – о сонном видении преп. Даниила тому же церковнику-пресвитеру в Житии передается: «Бысть же тогда с православным царем некто церковник, иже бе знаем был преподобному Даниилу» (стр. 75); в Сказании: «Бысть же у благочестивого царя прозвитер, иже некогда имея духовный совет к преподобному Данилу» (стр. 233). – Далее в Житии говорится, что церковник, бывший под Казанью, тот же самый, который молитвами преп. Даниила избавлен был от разбойников. «Вем, преподобне, яко… некогда ж и мене грешнаго милостивый Бог молитвами твоими – единем призыванием имени твоего из самых рук многых злых разбойник невредима исторгну и от обнажна оружия и убийства внезапу избави» (стр. 75). Замечание это чрезвычайно важно: оно объединяет оба рассказа и, в конце концов, дает ключ к вероятному определению автора Жития. В Сказании черта эта отсутствует, и по нему одному нельзя было бы догадаться о единстве действующего лица в обоих происшествиях. Наконец разница в словах преподобного, касающихся переяславского церковника-пресвитера. Житие: «предстоящии же окрест Даниила мужие рекоша Даниилу: что повелеваеши о сем, на немже манатия, яко супруга и чада имат? Преподобный же Даниил рече: хощет Бог сему да пощади[т]ся». В Сказании диалог передается таким образом: «что сий будет, на нем же мантия? Святый же рече: «ныне убо в неже зван, в том да пребудет. Последи же не лишен будет таковаго образа» 47 . 9 . «О иноце Мисаиле Устинове» Сказание добавляет, что Мисаил жил в одной келье с преп. Даниилом (стр. 228), чего нет в Житии (ср. 52 стр.). 10 . В рассказе «О избавлении от разбойник, святого» место происшествия в Житии обозначено, – «в селе Калязинского монастыря» (стр. 58). Сказание к этому добавляет: «в пределах града Кашина» (стр. 229). 11 . В «Повести чюдной» по Житию (стр. 67–68) передается, что преподобный ее рассказывал «нам», т.е. автору, как одному из слушателей. Сказание же отмечает, что святой старец поведал ее «приходящим к нему человеком пользы ради» (стр. 231. Выводы, какие следуют из данного сопоставления в отношении к вопросу об авторе Жития, сделаны выше, VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

49 «0 начале и устроении Переславского Данилова монастыря». М. 1863, стр. 83–84, прим. Ср. Житие преп. Даниила 2 , 53, прим. 51 Книга Степенная, 208. Почему Сказание о преп. Данииле помещено в Степенной книге, куда попали жития только святых князей и митрополитов, см. об этом там же, стр. 210. 53 Знаком отмечены рукописи Сказания, просмотренные при настоящем издании. Не ручаясь, что здесь отмечены все рукописи Сказания, известные даже из описаний, приводим этот список в дополнение к сведениям в Источниках рус. агиографии Барсукова. 54 В Прологе, изд. В 1658–1660 гг. Жития преп. Даниила нет. Но в Прологе, напечатанном в Москве в 1686 г., уже помещается (лл. 196–197). Оно встретилось нам в ркп. Ундольского XVIII в. 1026, лл. 145–147. 55 Ркп., кажется, не имеет печатного описания. Она без начала, на 1–6 лл. поучения о звероядине, потешных животных и позорных ловитвах. 7–99 лл. представляют выписки из Степенной 100–126 лл. Житие преп. Никиты Столпника (См. В. О. Ключевского , Жития св., 44, 1 прим.). 127 л. след. Воспоминание отчасти св. горы Афонская. 134–239 лл. Житие преп. Даниила Переяславского. 239–256 лл. Слово о проявлении мощей его. 256 об. «Два чуда преподобного». 259–280 лл. Житие митр. Петра. – Имеются две записи: 126 об. «Переславского уезду Залеского Замецкого стану вотчины подполковника Александра Петровича Салтыкова»; л. 256 «Сия книга, глаголемая князя Владимира Переславского уезду». 56 См. о нем в кн. Добронравова, История Троицк. Дан. мон. 61–62, прим. и Свирелина, Пересл. Тр. Данил. монаст. 2 , 60–61. 57 В кн. И. Ф. Токмакова, Ист.-статистич. опис. г. Киржача, М. 1884, стр. 10, против имени Александра дат не поставлено (его предшественник упоминается в 1654 г., преемник в 1700 г.). У Строева (стб. 701) имени Александра нет. 58 Письма эти из архива Данилова монастыря напечатаны А. И. Свирелиным, о нач. и устр. Пересл. Данил. мон. М. 1863, 86–88, Житие преп. Даниила 2 , 54–55. В настоящее время, по наведенным справкам, в архиве их не имеется. 61 В брошюре прот. А. И. Свирелина «Переславский Федоровский монастырь», Влад. 1903 г. список игуменов составлен по архивным данным названного монастыря, и здесь (стр. 19–20) Леонид показан под годами 1628 сент. 1 – 1635, вторично 1636–1640; Вавила трижды: 1647–1648, 1650–1659, 1653 окт. 24 –1654. Затем в периоде между 1648–1659 гг. указано несколько других имен, по-видимому, не игуменов, а строителей. У Строева, Списки (стр. 693), стоит под 1651 и 1652 гг. Макарий, имени которого нет у Свирелина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

34 Степ. 2:157: «случися быти ту… и мне грешнейшему и виде же»… П. С. Р. Л. XII, 230: «случися быти и мне грешнейшему Афонасию, сиггелу Благовещенскому». 35 Стр. 198–212. Первенство взгляда, что Андрей-Афанасий – составитель Степенной, принадлежишь прот. М. Я. Диеву († 3 февраля 1866 г.). Взгляд этот высказан был покойным исследователем в не напечатанном труде его «Продолжение и дополнение Исторического словаря о бывших в России писателях Духовного Чина Греко-Российской церкви Том I» (Ркп. Моск. Дух. Акад. из б-ки A. В. Горского, лл. 43 об.–47). Впрочем, названый труд прот. Диева существует еще в рукописном собрании A. А. Титова и, по-видимому, не в одном экземпляре (см. заметку А. А. Титова, Ученый протоиерей Костромской Епархии о. Михаил Яковлевич Диев и его рукописи, Библиогр. Записки, 1892, февр., 98–105). Г. Васенко, проводивший в своем исследовании тот же самый взгляд, по его словам (см. 24 стр., 1 прим), лишен был возможности ознакомиться с вышеназванным трудом. – Прот. Диев ознакомил со своим взглядом А. И. Свирелина, и тот высказал печатно следующее. «Степенную составлял Афанасий под руководством митрополита Макария». «О начале и устроении Пересл. Данилова монаст.» стр. 83–89, прим. Житие преп. Даниила, 2-е изд. стр. 53, прим. 36 У Барсуκοва в Источниках русской агиографии (СПб. 1882) есть ошибки в отделе о Житии преп. Даниила (146–148 стр.), которые следует исправить: 1) Краткое Житие Милютинской Ч.-Минеи под 7 апр. поставлено Барсуковым в числе полных; 2) Перечисленные у него списки полного Жития принадлежат к двум редакциям – первоначальной и измененной, Киржачского строителя Александра. 3) Ошибочно указана ркп. Соловецкого монастыря как содержащая Житие преп. Даниила Переяславского, – вероятно по недосмотру, вследствие смешения с житием Даниила Столпника (Ср. Игнатия архиеп. Истина святой Соловецкой обители, СПб. 1844, каталог Соловецких ркп. – стр. 256, (900), – чем Барсуков и руководился). 37 У Строева в Списках иерархов (стб.) говорится: «Дионисий Затворник определен 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил монастырь после литовского разорения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

45 Известие это открывает, что в 1529–1530 гг. (см. следующее прим.) вел. Князь Василий Иванович искал себе духовника. Нам известны два духовника его – Благовещенских протопопа: Василий (упом. в 1523 г. С. Г. Гр. и Д. I, и Алексей, постригавший вел. князя перед смертью , дек. 1533 (П. С. Р. Л. VI, 270–275, XIII, 2 пол. 413–414). Может быть Алексей и избран был великокняжеским духовником в то время, о котором говорится в Житии преп. Даниила. 46 Это известие даст возможность установить время самого происшествия – избавления от разбойников, переяславского пресвитера Андрея, впоследствии митр. Афанасия. Случилось это за 20 лет до переселения его в Москву – до выбора в духовники вел. князя (что имело место, по Житию, в десятое лето по преставлении преп. Даниила, 1549–1550), следовательно, в 1529–1530 гг. 47 В печатном издании Степенной, в данном месте текст неисправен (Васенко, 208, прим. 1). – Рассмотренный рассказ еще раз читается в Степенной (II, 260–261) и в Царственной (П. C. P. Л. XIII, 2 пол. 502–503) книгах, в повествовании о взятии Казани. Это будет третья его редакция, совмещающая черты Жития и Сказания. Рассказ начинается словами: «некто же, пресвитерский чин имея, иже некогда имея духовный совет к преподобному Даниилу». [В Казанском летописце по Румянцевскому списку (П. C. Р. Л. XIX, 424) весь рассказ сокращен в несколько слов, «Тогда же бысть иное чудо – явление преподобного Данила Переславского некоему презвитеру, иже тогда в Русском воинстве бывшу, сему же подобно» (т.е. предшествующему в повествовании явлению святителя Николая)]. Замечание о тождестве церковника-пресвитера обоих рассказов здесь удержано согласно с Житием. Слова преподобного о церковнике передаются так, что являются новым вариантом: «Ужеля сей причтется братии? Святыи же рече: Не у еще, но последи; ныне же да отпустится». 48 Укажем и другие, более мелкие редакционные отличия в двух изводах жизнеописания преп. Даниила: Житие (стр. 40): «Велможа виде Данила яко единаг от работник тружающася в ямы копающа, забралам иже округ монастыря», Сказание (стр. 224):.. «сам древеса ношаше, и ямы ископаваше и столпы в землю водружаше на ограждение монастырю»... Житие (стр. 73) кн. Андрей Оленкин «неверие имея на служащая ему юноши», Сказание (стр. 233):... «на малыя отроки». Житие (стр. 76) церковник после видения «возбуди же ту некоег велможу спяща уязвлена стрелою на брани»... Сказание (стр. 234): «возбуди же спящих ту».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010