Предисловие Время и обстоятельства написания Жития преп. Даниила. – Автор – Андрей-Афанасий. – Сведения о нем. – Редакция Жития I Рукописи первоначальной редакции. II Вторая редакция – «Сказание вкратце». III Проложная редакция – IV. Редакция строителя Александра. – Повесть о обретении мощей и ее редакции. – Чудеса преп. Даниила. – О приемах изданий. После кончины преподобного Даниила, 7 апреля 1540 г., его многочисленные почитатели понуждали неизвестного по имени самовидца святого старца написать житие его. Тот колебался. Прошло 13 лет, а житие не было написано. Тогда, на четырнадцатом году после кончины подвижника, следовательно, между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 г., последовало приказание неизвестному написать житие Даниила. Приказание шло со стороны царя и митрополита, – царя Ивана Грозного, доводившегося преподобному Даниилу крестным сыном, и митрополита Макария, постриженика одной с преподобным Пафнутьевой Боровской обители и духовного друга переяславского подвижника 1 . Однако колебания не оставляли самовидца святого старца: то он смущался своим недостоинством, то не имел досуга, то боялся запрещения святого, который, «еще жив сый, некогда в поучении своем глагола нам – не повелеваше никому же самохотением писати повести от святых, аще не извещение некое будет от Бога, или от власти царския, или святительския, иже по Бозе повеленно будет по свидетельству». Прошло еще три года; внутренняя борьба и сомнение о том, писать или не писать, продолжались. Когда приближался четвертый год, последовало новое повеление от царя и митрополита. Тогда Житие преподобного Даниила было начато писанием. Следовательно, начало составления Жития нельзя относить раньше, как на семнадцатый год после смерти Даниила (с 7 апреля 1556 г. по 7 апреля 1557 г.). Автор собрал в свое повествование то, что видел сам, что слышал из уст преподобного, от учеников его и иных неких. Таковы сведения, которые дает предисловие к древнему Житию (см. стр. 3–6) 2 об обстоятельствах и времени написания последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшое ныне село Левкиево восходит своим названием к одному из самых старинных монастырей Волоколамского уезда (в советские годы – название изменялось на Левтьево) — расположено в 14 км к югу от райцентра и 130 км западнее Москвы (в рижском направлении). В первой половине XV века в лесном земляном ските, у речушки Омутня (Мутня), впадающей в Рузу, проживал инок Левкий. Имя - Левкий, означает «Прииде на него Дух Господень». Никаких подробностей о жизни преподобного Левкия практически не сохранилось; вероятно, рукописи были истреблены в Смутное время, когда поляки разорили обитель. Примерно в 1476 году преподобный Левкий, постриженник Пафнутиева Боровского монастыря и бывший наставник преподобного Даниила Переяславского, по распоряжению Волоколамского владетеля, князя Бориса Васильевича Волоцкого (сына великого князя Московского Василия Тёмного) с целью охраны западных рубежей Волоцкого удела в период борьбы Москвы с Великим Новгородом, основывает Левкиев мужской монастырь, или Левкиеву Успенскую Пýстынь, чуть выше впадения р. Омутни в реку Рузу (в 32-х км к юго-западу от Волоколамского уезда, неподалеку от теперешнего села Середа, прежнее название – Стратилацкое). Небольшой зимний храм в честь Богоявления Господня был построен, вероятно, в XVII веке. Преставился преп. Левкий в конце XV века в глубокой старости (по преданию, 17 июля 1492 года) и был погребён в основанной им пустыни. Позже – мощи преподобного Левкия Волоколамского упокоились под спудом в действующем Успенском храме, и 9 марта прихожанами и жителями окрестных сёл отмечался как день открытия мощей и их перенесения. Нынешнее место погребения преподобного Левкия доподлинно неизвестно, но верующими установлен крест и могильный камень на предполагаемом месте захоронения преподобного, недалеко от фундамента Успенской церкви Монастыря. Сохранились два источника, открытые преподобным. К востоку от монастыря, в овражке, находится один из этих святых источников, по преданию, ископанный самим преподобным Левкием. Над ним с XV века всегда стояла часовня. С закрытием храмов в первой половине ХХ века не стало над источником и часовни. В 2000 году здесь была построена небольшая деревянная часовня-сень. Рубленный «в лапу» восьмерик из бруса покрыт скатной кровлей с возвышающимся над ней шпилем с восьмиконечным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=35381

30. Пятница. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) . Свт. Макария, митр. Московского. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского , в соединении со службой попразднства (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной. По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-12/

(1564–1566) Жизнь и деятельность Всероссийского митрополита Афанасия, преемника по кафедре выдающегося первоиерарха Русской Церкви XVI века – святителя Макария, освещена весьма незначительно в трудах по истории Русской Церкви 1 . Это вполне понятно, так как он был на митрополичьей кафедре всего около двух лет, т. е. в десять раз меньше своего предшественника. Кроме того, при нем не было Соборов, подобных тем, которые были в 1547, 1549, 1551 годах; наконец, он не занимался собиранием Великих Четьих Миней. Поэтому митрополит Афанасий оказался в некоторой степени затененным святителем Макарием. Между тем, его личность и деятельность заслуживают, несомненно, внимания и изучения вообще сами по себе и по отношению к митрополиту Макарию как предшественнику, в частности. Этому способствует накопившийся обширный источниковедческий и историографический материал по отечественной истории XVI века. С. И. Смирнов говорит, что митрополит Афанасий был «родом переяславец» 2 . В миру будущий святитель носил имя Андрей, был женат и служил пресвитером в одном из переяславских храмов. При этом он был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского. Был случай, когда священник Андрей на пути из Москвы вместе с другими подвергся нападению разбойников, но избавился призыванием имени Преподобного. Однажды старец Даниил предрек ему: «Ныне христолюбивый самодержец избрание сотворяет о духовном си советьнице в бывшее место. Ты же, аще и не хощеши, но будеши тамо в предидущие лета». В житии добавлено: «Еж и бысть, по проречению его, в десятое лето по преставлении святого» 3 . Таким образом, преподобный Даниил предрек своему духовному сыну, что он будет духовником царя Uoahha IV . Необходимо отметить, что Преподобный вместе с Кассианом Босым, спостником преподобного Иосифа Волоцкого , был крестным отцом при крещении Иоанна Грозного. В одном памятнике читаем: «Се бо царь наш премудр разсуден, благо творя себе и сынови своему, избра приемников неленостных молитвенников състаревшихся в добродетелех. Оба бо мниси бяху прослуты в добродетелех; случи же ся обема быти от обители Пафнутья чюдотворца, еже есть в Боровску. Един бо священьства дар имеяй, иже в многих летех благоговение предстоя олтарю Господню и от основании въздвиже великую обитель Всех святых, еже есть в Переславле, всех святых прилежай добродетелей, всех странных и беспомощных погребите и упокоеваше достойно. И многыя его ради добродетели избран быв в таковое служение. Бяше же ко всему тих и кроток, яко же речеся: душа проста, благословенна от Бога. Сей убо Данил Преславьскы именуем» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть День памяти Великой княгини Софии Палеолог Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова 20.04.2024 Время на чтение 10 минут Фото: biographe.ru Сегодня святая Церковь чтит память преподобного Георгия, исповедника, митрополита Митиленского (после 820), мученика Каллиопия (304), мучеников Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310), преподобного Даниила Переяславского (1540), преподобного Серапиона монаха, священномученика Аркадия пресвитера (1933), преподобномученицы Евдокии (1939). Сегодня день памяти супруги Великого Князя Иоанна III Софьи (Зои) Палеолог, отошедшей ко Господу в 1503 году. Софья Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г., когда Великий Князь Иоанн III овдовел, Софья жила в Риме. Папа Римский, уверенный, что свадьба русского Великого Князя и Софьи поспособствует приобщению Московского государства к унии, решил посватать ее за Иоанна. Однако брак этот имел совершенно иные последствия. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой на Русь заветы и предания Византийского царства, некогда славного своей Православной верой и мудрым государственным устройством – симфонией светской и церковной властью. Кроме того, после падения Второго Рима от неверных, Софья передала права византийских государей, равно как и мессианское служение своему православному супругу – московскому Великому Князю и его будущим потомкам, создавшим новую твердыню Православия – Третий Рим. Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания русских земель, так и выработки русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие в качестве государственного герба Русского государства византийского двуглавого орла. В этот день 1885 года скончался историк Николай Иванович Костомаров.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/de...

Монастырь, что на Божьем дому 500 лет назад, 15/28 июля 1508 года, недалеко от Горицкого монастыря в Переславле-Залесском была освящена небольшая деревянная церковь в честь Всех святых, от века Богу угодивших, которая положила основание монастырю, позже получившему название Свято-Троицкого Данилова монастыря. История создания церкви в честь Всех святых необычна, чудесна и тесно связана с преподобным Даниилом Переяславским (память 7 апреля), подвизавшимся в то время в Горицком монастыре. Юный Димитрий, будущий преподобный Даниил, впитавший от своих родителей благоговение к Богу, с раннего детства пытался подражать святым угодникам в правилах христианской жизни. Отроком поступил под духовное руководство своего родственника, всеми чтимого старца Ионы, настоятеля Переяславского Никитского монастыря. Полюбив монастырскую жизнь, он принял иночество в Пафнутьевом Боровском монастыре, где и проходило его духовное возрастание в течение многих лет, и уже в зрелом возрасте, вернувшись в родные места, подвизался в Горицком монастыре в Переславле. Недалеко от монастыря на горе находилось место, предназначенное для погребения усопших напрасной (внезапной) смертью без покаяния, которых нельзя было похоронить по-христиански на обычном кладбище. Место это называли Божьим домом (или скудельницей). Куда отходили души этих несчастных, лишь Богу известно. Но преподобный Даниил, особо попечительствуя об этих скитальцах, взял на себя необычный подвиг – погребения этих земных странников, забытых людьми и родными, но не милосердным Богом, Который положил на сердце святого Даниила такое попечение. Разыскивая в окрестностях Переславля и по дорогам тела внезапно умерших, замерзших или убиенных, преподобный Даниил переносил их на это кладбище, совершал над ними христианский обряд погребения, а потом поминал их на литургии. Одно обстоятельство подтолкнуло преподобного еще глубже понять промыслительность жизни и смерти погребаемых им людей. Среди странников, посещавших монастырь, был один, которого преподобный Даниил почему-то особенно полюбил и всегда давал ему приют в своей келье.

http://pravoslavie.ru/4372.html

Прп. Левкий Волоколамский. Икона. Кон. XVII в. (?) под записью сер. XIX в. Оклад. 40–50-е гг. XIX в. (ц. Сретения Господня в Песках) († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в 35 верстах от Волоколамска (ныне Шаховской р-н Московской обл.). Основные сведения о святом содержатся в Житии прп. Даниила Переславского. В сокращенной редакции Жития (по классификации С. И. Смирнова), известной под названием «Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском», говорится, что Даниил (в миру Димитрий) много слышал о прп. Пафнутии Боровском († 1 мая 1477) и хотел быть его учеником, но «не улучи». Он пришел в обитель, когда святой уже преставился (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 615). После пострига Даниил был отдан «под начало нкоему старцу велику житиемъ, именемъ Левкий, иже послди изволи в пустыню вселитися и во уединении безмолъствовати, еже и донын словет пустыня Левкиина, в ней ж Левкия добр потрудися и соверши житие свое о Господ» ( Смирнов. 1908. С. 10). Под началом Л. он находился 10 лет, учась «иноческому житию и правилу, и великимъ подвигомъ, и смиреномудрию; и без того воли ничто же творяше». Если следовать хронологии Жития, ок. 1487 г. Л. покинул мон-рь и поселился в пустыни. Согласно первоначальной редакции Жития, его ученик остался в Боровской обители (Там же. С. 10). По сведениям «Сказания...», Даниил ушел со старцем и вместе с ним подвизался в Левкиевой пуст. 2 года. К нач. XVI в. Л. уже не было в живых; о почитании святого свидетельствуют духовные грамоты кн. рузского Ивана Борисовича (1503) и кн. волоцкого Федора Борисовича (ок. 1506), завещавших поминальные вклады в Левкиев мон-рь (ДДГ. С. 352, 407). Святой был погребен около Успенской ц. Согласно описи XVII в., при храме была устроена «часовня деревянная, а в ней почивает преподобный отец Левкий под спудом» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 73). К сер. XVIII в. вместо часовни построили каменный «приделец», освященный во имя Л. (он имел небольшие размеры: 3,5 саж. в длину и столько же в ширину). Имя святого включено в «Книгу глаголемую Описание о российских святых»: «Преподобный Левкий, игуменъ Успенскаго монастыря иже бысть на Руз рц, преставися в лето 6000». Празднование святому в его пустыни традиционно совершалось 17 июля. Память Л. отмечена в иконописных подлинниках под 17 июля (БАН. Строг. 66. Л. 128 об., кон. XVIII в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 190), под 7 апр.- в Сводном иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова.

http://pravenc.ru/text/2463333.html

Афанасий, митрополит Московский и всея Руси (Андрей) Родился в г. Переяславле. До монашества был священником Благовещенского собора в Москве. В 1552 году сопровождал царя Ивана Грозного в походе на Казань, будучи его духовником. 6 октября того же года освящал построенную в Казани церковь в честь Благовещения. В 1554 году священнодействовал при крещении царевича Ивана в Чудовом монастыре. В 1562 году пострижен в монашество и стал иноком Чудова монастыря. 24 февраля 1564 года после смерти митрополита Макария (память 30 декабря/12 января) избран в митрополиты Московские и всея Руси и 5 марта 1564 года хиротонисан в этот сан. 16 марта того же года утвердил уставную грамоту митрополита Макария, данную Вологодскому Спасо-Преображенскому монастырю. В конце апреля 1565 года и в 1566 году вместе с прочим духовенством ручался царю за боярина И. П. Яковлева и за князя М. И. Воротынского. 16 мая 1566 года, по болезни, оставил митрополию и возвратился в Чудов монастырь. Скончался после 1568 года. Погребен в Архангельском соборе Чудова монастыря. Высокопреосвященный Афанасий был живописец. Еще до принятия монашества в 1555 году помогал митрополиту Макарию обновлять чудотворную икону святителя Николая «Великорецкого» и написал с нее немало списков. В 1567 году, живя на покое, поновлял Владимирскую икону Божией Матери. Дополнил Степенную книгу, которая и после него стала дополняться таким же образом. При митрополите Афанасии на Поместном Соборе 1564 года было определено, чтобы Московские митрополиты носили белый клобук. Труды: Книга Степенная царского родословия/Подготовка к изданию и под редакцией П. Г. Васенко//Полное собрание русских летописей: в 24 т. – СПб., 1841–1921, т. 21, ч. 1–2. Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и чудеса его. – М., 1908. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 164, 165, 170. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6. – С. 290.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобный Даниил Переяславский. Фреска на столпе Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря.      «Странное» страннолюбие Читая Житие преподобного Даниила Переяславского, невольно соприкасаешься с феноменом странничества и таким видом служения обездоленным и угнетенным, как погребение безвестных путников, «напрасно», внезапно и неожиданно скончавшихся на перекрестках больших дорог. Эти слова – «странник», «скудельница», «божедомка» – становятся ключевыми в его Житии, и к ним возвращается агиограф из раза в раз, многократно повторяя этот проникновенный в своей искренней человечности мотив. Действительно, никто из русских преподобных ни до, ни после Даниила не ставил одной из главных целей своего монашеского делания упокоение безвестных скитальцев, «не имеющих где главу подклонити» (ср.: Мф. 8: 20), проходящих «пустыни, вертепы и пропасти земные» (ср.: Евр. 11: 38) и тем не менее, как правило, презираемых оседлыми поселянами, несмотря на то что их, скитальцев, «не бе достоин весь мир» (Евр. 11: 38). Агиографическая литература Древней Руси словно намеренно стремилась обойти или замолчать тему странничества, в лучшем случае определяя ей роль отдельного и всегда переходного эпизода в биографии того или иного преподобного: и Иосиф Волоцкий, и Корнилий Комельский, и Кирилл Новоезерский странствуют, однако лишь до времени, покуда не водворятся в стенах града ограждения – будущего монастыря, и именно монастырю суждено стать тем приближенным к святому алтарю покоем, к которому в конечном счете устремлено движение смиренных пилигримов. При этом кажется бесспорным, что место, занятое темой странничества в древнерусской агиографической литературе, отнюдь не соответствует тому высокому нравственному авторитету этого вида аскезы, который был характерен для нее в традициях русской духовной культуры. Образовавшуюся лакуну отчасти восполнила художественная литература нового времени, изобразившая в ряде своих произведений образы благодатных странников (одним из наиболее ярких примеров подобного рода может стать Макар Долгорукий, герой романа Ф.М. Достоевского «Подросток»). Очистительная и преображающая сила странничества помогает эгоистичному в своей слепоте герою повести Короленко «Слепой музыкант» преодолеть ограниченность и узость мировоззрения, раскрыть свой гений миру, стать достойным личного счастья. Подобные примеры, взятые из произведений русской классической литературы, можно было бы множить, однако в агиографической литературе едва ли не единственным обелиском, освящающим аскезу дальних странствий, становится Житие преподобного Даниила Переяславского, что, несомненно, делает этот памятник литературы уникальным и необычайно интересным.

http://pravoslavie.ru/112392.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010