29-е Св. преподобномученицы Анастасии Римлянки Анастасия, лишившись родителей своих, когда ей было только три года, была взята на воспитание в общину девственниц, находившуюся в уединённом месте близ Рима. С любовью материнской воспитывала сироту благочестивая начальница христианской общины София, и Бог благословил благодатным успехом её труды. Достигнув 20-ти-летнего возраста, Анастасия между всеми отличалась высокими качествами души, трудолюбием и благочестием; при этом, душевной красоте её соответствовала и замечательно красивая наружность, которая привлекла на неё внимание многих жителей Рима, и знатнейшие и богатейшие люди желали вступить с нею в супружество; но, с детства приученная полагать свою радость в служении единому Богу, Анастасия отвергла все предложения искателей её руки; не смотря на свою молодость, не находила она ничего привлекательного ни в каких блистательных благах мирских, представлявшихся ей, и не пожелала променять на них свою тихую, смиренную жизнь в общине девственниц-молитвенниц. Но если не привлекли её и не послужили для неё искушением блага мирские, то искушение не замедлило явиться в другом виде: под влиянием страха открывшегося в то время жестокого гонения на христиан от императора Валериана, когда и в общине повелено было захватить «верующих в Распятого», Анастасия могла бы пожелать спастись от мученической участи, согласившись выйти замуж за одного из влиятельных граждан Римских, но и перед мученичеством не отступила её любовь к Богу, и в то время, когда все другие подвижницы общины решились искать спасения в бегстве, она осталась в общине, послушав свою воспитательницу Софию, которая сказала ей, что «настало для неё время страдальческого подвига ради возлюбленного Христа»... – И упросив воинов, чтобы они дали ей время украсить нарядом Анастасию, за которой, как оказалось, и были они присланы по указанию язычников, получивших от неё отказ на их предложения ей супружества, София повела в церковь свою воспитанницу и, поставив её перед алтарём, стала со слезами убеждать молодую христианку приготовиться к ожидающему её подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

Мая 9-го, 1849 года, день был жаркий и прекрасный, и перед обедней приехала к нам Марья Григорьевна Александрова, жена мануфактур-советника, Павла Матвеевича. Она приехала со своей родственницей, старушкой Елисаветой Ивановной, в дормезе в шесть лошадей, и так как гостинницы тогда не было, то она остановилась у меня в кельях. Марье Григорьевне тогда могло быть лет с лишком 50; роста она была среднего, довольно тучная, черты лица имела некрасивые. Отец ее, Григорий, был персянин, мать София, русская; они имели сына Андрея и трех дочерей. Жена Григория, София, вскоре умерла. Старшую дочь свою, Татьяну, он выдал за штатного служителя Богоявленского монастыря, а вторую, Марью, 13 лет от роду, за сельского причетника Звенигородского уезда; он был лет 40, высокого роста, рыжий, второй раз вдовый и имел человек 5 детей. Он был весьма добрый человек. Пожив с ним не более года, Марья овдовела и возвратилась жить в Москву. Здесь она познакомилась с Александровым, московским купцом, весьма достаточным и прекрасным, который вознамерился было жениться на ней, но его мать препятствовала этому браку, и он осуществил свое желание уже гораздо позднее, после ее смерти, и Марья Григорьевна стала, наконец, его женой. При всей благодарности моей за ее благодеяния обители, не могу скрыть истины и не сказать, что она имела характер весьма крутой и недоверчивый. Помню, что в день приезда Александровой после обедни, едва крестный ход вышел из церкви, как в трапезе из поваренной трубы выкинуло и повалил густой и черный дым, но это не имело последствий. Марья Григорьевна обедала в своей келье, а после того просила меня, чтобы я ее всюду выводил. Я повел ее в теплую церковь , так как еще некуда было и вести. «А где же у вас бывают ранние обедни?» – спросила она меня. Я на это ей ответил, что еще теплого у нас придела нет. «Ну, а это-то что же такое?» – спросила она, указывая на дверь с левой руки. Я отговорил – это был дровяной чулан. «Нельзя ли вот здесь сделать престола?» – спросила она меня снова. – «Да отчего нельзя», – отвечал я, нимало не сообразив, что в чулане было едва ли более четырех аршин ширины. Александрова пригласила меня к себе в Москву, и у нас пошли переговоры об устроении нового придела. Бывая у нее, мужа ее я ни разу не встречал и к нему приглашаем не был. Они более 20 лет нанимали дом Касаткина в приходе Косьмы и Дамиана в Певческой, что между Ильинкой и Никольской. Главную половину, то есть парадные комнаты, занимала Марья Григорьевна, а муж ее занимал 2 комнаты: одна была спальная, другая контора, и прислуга также была у каждого своя. Это продолжалось до осени. Между тем решено было, что Александрова устроит у нас на свой счет придел во имя преподобной Марии Египетской, и определила на это до пяти тысяч рублей серебром. Составлен был план и представлен владыке на рассмотрение, и он его утвердил. После того стали заготовлять материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Премудрая Соломония, она же — София Для своих современников она так и осталась единственной законной супругой царя. 12 января, 2015 Для своих современников она так и осталась единственной законной супругой царя. Мы начинаем новую рубрику «Святые в истории». Название ее сходно с заголовком серии московского издательства «Никея», в книгах которой рассказывается о малоизвестных подвижниках христианской веры. Принцип нашей новой рубрики такой же. Впрочем, и писать для наших читателей согласился автор уже вышедших книг о святых в истории — Ольга Петровна Клюкина. Открывает рубрику ее рассказ о преподобной Софии Суздальской († 1542, 16/29 декабря), в миру — Соломонии Сабуровой… …Летом 1505 года Москва была взбудоражена небывалым событием: наследник престола князь Василий велел собрать во дворце более тысячи красивых девушек, чтобы выбрать себе супругу. Обычай выбирать царицу на смотринах русский князь перенял от византийских императоров, а в Византию в свою очередь он пришел с востока, из глубины веков. В Ветхом Завете персидский царь Артаксеркс избрал себе в жены Эсфирь из множества девиц, привезенных из разных уголков царства,— это было еще в V веке до нашей эры. Вот московский «прынц» Василий, возможно, под влиянием ветхозаветной книги Эсфирь, устроил во дворце «конкурс красоты». Учитывались не только внешние данные и здоровье невест, но также знатность и древность рода, образованность и, конечно же, личное благочестие. Выбор будущего великого князя Василия III пал на пятнадцатилетнюю Соломонию — дочь боярина (в прошлом — писца) Юрия Константиновича Сабурова. Девушка приходилась правнучкой тому самому Федору Сабуру, который спас Дмитрия Донского на Куликовом поле, уговорив князя перед боем поменяться плащами. Рано лишившись матери, Соломония воспитывалась в доме тети Евдокии Ивановны, сестры отца,— женщины простой и набожной. Обычно на Руси князья женились на девушках из княжеского рода, чтобы владеть соседними уделами, либо на иностранных принцессах — в интересах дипломатии. Выбор невесты «по интересу», да еще из обычной семьи «служивых людей» — такое было в новинку.

http://pravmir.ru/premudraya-solomoniya-...

«Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено» Два юбилея Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга Ольга Орлова В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина). Воскресенский Новодевичий женский монастырь Тот мир не безучастен к нам Лет 30 назад тогда еще Юлия Силина уже определилась с выбором монашеского пути. А вот постригу предшествовало следующее событие. Тогда, в начале 90-х прошлого века, когда многое в стране разваливалось, а Церковь возрождалась, отцы Троице-Сергиевой лавры стали хлопотать о возвращении лаврского Петербургского подворья. Студентку юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юлию и попросили помочь. Будучи в Москве, они с мамой поехали в лавру уточнить подробности, а поскольку прибыли поздно вечером, увидели, что Троицкий собор уже закрыт… К раке не приложиться. Хотя вскоре и последовало утешение – будто наяву, настолько сон был явственен, увидела раку преподобного Сергия и его самого, стоящего рядом… Преподобный отчетливо произнес: «Жди». Она увидела преподобного Сергия, который отчетливо произнес: «Жди». Именно в день его памяти 4 года спустя будущая игумения была пострижена в мантию Удивительно, но именно на память преподобного Сергия через четыре года в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что под Питером на берегу Финского залива, будущая игумения была пострижена в мантию. Там же постригали и некоторых других из первых сестер обители, тогда еще прихожанок Сергиевой пустыни. Так что в Воскресенском Новодевичьем монастыре преподобного авву Сергия особо чтят – всюду в храмах, в трапезной его иконы. В 2014 году в монастыре освятили домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Матушке Софии неоднократно потом еще снились знаменательные сны, которые затем находили подтверждение в действительности. Например, перед постригом, когда зачастую мир восстает на подвижника всеми своими соблазнами, будущей игумении приснился старец, которого она видела впервые.

http://pravoslavie.ru/149510.html

24-е Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме. † Преподобной Елисаветы чудотворицы Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета 298 , дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель 299 . В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета 300 . Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными. Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, ответила на вопросы об особенностях монастырской жизни в современном городе и не изменяемых временем монашеских добродетелях. – Я думаю, что ту или иную общину монастырем делают не те конкретные дела, которые она совершает или не совершает, а духовное отношение сестер к послушаниям, возлагаемым на них Церковью, священноначалием, игуменией. Ведь любое послушание внутри монастыря, не связанное с людьми, благотворительностью или социальной деятельностью, может стать бездуховным, и в то же время любое служение, пронизанное любовью к Богу и к людям, молитвой, сознанием самоотречения, даже если оно осуществляется вне стен монастыря, будет превращать эту общину в монашескую. Много тому подтверждений есть в житиях святых. Вспомним, например, житие преподобного Виталия Александрийского, подвизавшегося во второй половине VI – начале VII века в монастыре преподобного Серида. В 60-летнем возрасте он отправился в Александрию и стал заниматься, мы бы сегодня сказали, миссионерским социальным служением: посещая злачные места, он проповедовал блудницам, уговаривая их оставить порочный образ жизни. А горожане думали, что он - великий грешник, все ночи проводит в развлечениях! Многие бранили его, клеветали на старца и только впоследствии узнали о том, что целью его посещения падших женщин являлось спасение их душ. Преподобный находился в такой степени свободы и святости, что лично ему, его душе это только принесло пользу. Заметим, что, если сегодня монашествующий покинет монастырь для того, чтобы осуществлять подобного рода служение, это скорее станет источником огромного вреда. Могу привести в качестве примера одну грустную историю из жизни нашей обители, которая произошла из-за отсутствия у нас на тот момент соответствующего духовного и житейского опыта. В первый же год после открытия Воскресенского Новодевичьего монастыря, то есть в 1997 году, один прихожанин рассказал нам, насколько тяжело переносить заключение в тюрьме женщинам – особенно тем, у кого есть маленькие дети.

http://pravoslavie.ru/67877.html

Никандрово. Троицкий Никандров Городноезерский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части - во имя святителя Николая Чудотворца, слева - во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Жервэ Н.Н. Никандрова пустынь//София. Новгород. 1997. c. 21 Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района. Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский. Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»). Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского. Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…» Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного Память 5 декабря Преподобный Савва родился в тридцать первый год царствования греческого императора Феодосия Младшего 8072 , в стране Каппадокийской, в селе, называвшемся Муталаска, которое зависело от Кесарии 8073 ; оно сначала было неизвестно, но впоследствии рождением в нем Саввы прославилось больше Армафема, в котором вырос Божественный пророк Самуил (1Цар.1и далее). Родителями блаженного Саввы были Иоанн и София, люди благородные и благочестивые. Когда ребенку минуло пять лет, они отправились в Александрию 8074 , ибо Иоанн находился на службе царской и имел высокий воинский сан. По Божию провидению, Савва был оставлен вместе с родительским имением у брата его матери, Ермия. Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много терпел и, наконец, ушел к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе, называвшемся Сканда 8075 . Вследствие сего возникла вражда между дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя отрока, сколько попользоваться имуществом его отца. Блаженный отрок, еще с юного возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей, отказался от всего имущества и, удалившись в монастырь Флавианов 8076 , отстоявший от Муталаски на три с половиной версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду; живя там, он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания, преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу. Немного времени спустя, дяди блаженного Саввы помирились между собой, пришли к нему в монастырь и начали соблазнять его, советуя уйти из-за стен святой обители и, взяв себе жену, жить в отцовском имении. Но он, желая оставаться в доме Божием, а не жить в селениях грешников 8077 , и любя монастырскую жизнь более мирской, не послушался своих дядей и отверг их соблазнительное предложение: – Как от змей, – говорил он, – убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15:33 ), и боюсь навлечь на себя проклятие, которым Пророк проклинает уклоняющихся в разврат: «проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» (ср. Пс. 118:21 ). С такими словами он отослал от себя дядей своих ни с чем, а сам стал подвизаться еще с большим усердием, умерщвляя свое тело трудами и воздержанием и порабощая его духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

21 августа празднуется память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Незадолго до этого праздника Сергей и София Зеленовы, члены редакции нашего сайта, побывали на благословенной Соловецкой земле… На Соловки На Соловки мы поехали внезапно. Так уж получилось, что последние две недели отпуска у нас оказались совершенно свободными. И тут старые друзья подали идею – поехать на Соловки. О Соловках я мечтала давно, но все казалось уж слишком нереально, острова где-то за тридевять земель, как туда добраться, где жить? Все эти сомнения были высказаны, и ответ последовал немедленно: “Езжайте поездом до Кеми, потом на катере до Соловков, а там на месте все узнаете и устроитесь, в монастыре или у местных жителей – место найдется обязательно.” И вот на свой страх и риск мы купили билеты (в один конец) и поехали. В Кемь приехали поздно ночью и обнаружили на вокзале целую толпу туристов с рюкзаками, все места заняты, ни сидеть, ни лежать негде. Мы поразмышляли и решили не ждать утра, а идти до пристани пешком. У билетного кассира разузнали дорогу. Тетенька-кассир посмотрела на нас с большим сомнением: “”Вы знаете, что от Кеми до пристани 12 километров?”. И вот мы идем по дороге, местность вокруг довольно унылая, деревьев немного и все они какие-то низкорослые, небо серое с тучами, но вокруг все хорошо видно, несмотря на самую позднюю ночь – до Полярного круга меньше 200 километров. К шести утра подошли к пристани. Через два часа мы были уже в море. Прибытие На катере оказалось довольно много народу, по крайней мере, сидячих мест явно не хватало. На верхней палубе было холодно, зато интересно. Мы залезли в спальные мешки и чувствовали себя весьма комфортно. Плыли примерно два с половиной часа – от Кеми до Соловков километров 50-60. Уже потом я прочитала в житии преподобного Савватия, что он добирался до Соловков два дня. Наконец показались острова и монастырь. Мы увидели первый поклонный крест на одном из небольших островов у входа в бухту Благополучия. Таких крестов на Соловецких и других островах Белого моря всегда было много, моряки ставили их в память о погибших товарищах или в благодарность Богу за избавление от гибели.

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010