Одновременно она работала над серией статей по православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнописец, Феодор Студит, святитель Герман Константинопольский, инокиня Кассия и др.), которые публиковались в «Богословских трудах» и позднее в журнале «Альфа и Омега» . Нужно отметить роль «Альфы и Омеги» и лично редактора М. А. Журинской в популяризации творчества монахини Игнатии. Именно на страницах этого журнала появились ее воспоминания о старцах Высоко–Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I, а также ее книги 1940–1980–х годов. Некоторые из этих произведений затем вышли отдельными изданиями: «Старчество на Руси», «Старчество в годы гонений», «Святитель Игнатий — Богоносец Российский». Монахиня Игнатия стала постоянным автором журнала «Альфа и Омега», публикуясь под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская), — и даже написала специально для этого издания ряд новых произведений. В 1990–е годы она снова вернулась к тому, с чего начиналось ее литературное творчество — к свидетельству о подвиге своих духовных наставников — старцев Зо–симовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ее свидетельству в декабре 2000 года в лике святых был прославлен преподобномученик Игнатий (Лебедев) , духовный отец монахини Игнатии. Она воистину стала одним из звеньев золотой цепи, которую, по словам Симеона Нового Богослова, составляют «святые, приходящие из рода в род», и «которая не может быть легко разорвана». 24 апреля 2003 года, в Великий Четверг, она была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь ее небесным покровителем стал недавно прославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев) — ее духовный отец. Важно и знаменательно для нее было то обстоятельство, что постриг был совершен представителями духовенства храма преподобного Сергия Радонежского в Высоко–Петровском монастыре. Круг ее общения и в последние годы был исключительно широк. В ее дом на Беговой улице приходили и маститые ученые, ее коллеги по институту, и совсем юные ученики воскресной школы, где она вопреки немощам и благоразумным увещеваниям считала своим долгом преподавать. Среди тех, кто приходил к ней, уже почти не было ее сверстников — все были младше нее в два, в три, а то и в пять раз, но по свежести восприятия жизни и ясности ума хозяйка ничуть не уступала молодым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи Весь Великий пост верующие готовятся к Страстной седмице и Пасхе. Что Церковь предлагает приходящим в эти дни в храм? 28.04.2024 Господи, яже во многия грехи впадшая жена «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» – это песнопение Великой среды, текст которого написла инокиня Кассия, единственная женщина-гимнограф. Церковная песнь достигает в этой стихире очень высокого молитвенного напряжения и покаянного чувства. Особая стихира, творение Кассианы инокини: Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы… 14.04.2024 Да молчит всякая плоть,  — главное песнопение Великой субботы «Да молчит всякая плоть человеча…» — это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу. В последний день перед Пасхой произошло погребение Спасителя и весь мир замер в ожидании Воскресения Христа! Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. 15.04.2023 Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга «Вечери Твоея тайные…» — это песнопение поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю – последнюю трапезу Христа с апостолами. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию. Каждый христианин стремится в этот день прийти в храм и причаститься. 12.04.2023 Се Жених грядет в полунощи... «Се Жених грядет в полунощи…» — эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь. 10.04.2023

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-posty...

62 .Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I/Сенина Т. А. (Кассия, монахиня), общ. ред. СПб., Издательский проект «Квадривиум», 2015. – xxvii+804 c. 63 . Феодор Студит , прп. Творения. Т. 1–3. М.: Сибирская благозвонница, 2011. [=Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей. Книги 5–7]. – 846, 864, 1070 с. 64 . Феодор Студит , прп. Третье опровержение иконоборцев//Символ. 1987. Вып. 18. С. 295–331. Литература 1 . Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: АзбукаКлассика, 2004. – 480 с. 2 . Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1900. – 229 с. 3 . Анашкин А. В. Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв.: дисс….канд. филол. наук 10.02.14/Анашкин Антон Владимирович. М., 2014. 4 . Андреев А. И. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Сергиев Посад.: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907. – 239 с. 5 . Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М.: Индрик, 1997. – 224 с. 6 . Он же. О некоторых литературных взаимодействиях в «кружке» патриарха Мефодия I (843–847)//Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2017. Вып. 21. С. 26–33. 7 . Он же. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М.: Индрик, 2004. – 192 с. 8 . Он же. Преподобный Иоанникий и пещерные гады//Вестник древней истории. 2015. 1. С. 87–93. 9 . Балаховская А. С. Древние жития святителя Иоанна Златоуста . Тексты и комментарий. М.: Паломник, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. – 528 с. 10 .Баранов В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества.: дисс….канд. филол. наук 10.02.14/Баранов Владимир Александрович. Новосибирск, 2010. 11 .Безансон А. Запретный образ. М.: Издательство «МИК», 1999. – 484 с. 12 .Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс, 2002. – 748 c 13 .Бергер П. Религиозный опыт и традиция/Руткевич Е. Д., пер. URL: (дата обращения 17.07.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин . Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. Как питаться в Рождественский пост 28 ноября (15 ноября ст. стиль) начинается Рождественский (Филиппов) пост, который установлен Церковью для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова. Он длится 40 дней. На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова). (Это правило монастырского устава. Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником ) «Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находиться в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, — много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех» (Прп. Паисий) .

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post-ka...

145 В 1880 году Иоганн Онкен основал в Гамбурге баптистскую Богословскую семинарию, которая долгие годы была центром богословского образования для баптистов Европейского континента и в которой учились многие лидеры русских баптистов. 146 Правила святых апостолов 10, 45 и 65-е; правило Лаодикийского Собора 33-е; правило Антиохийского Собора 2-е. 148 В Москве в 1903 году открылся епархиальный дом с храмом во имя равноапостольного князя Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии. Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди; по воскресеньям в епархиальном доме служилась вечерня с акафистом при общенародном пении, затем проводились беседы религиозно-нравственного содержания; в большом зале проходили богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы, духовные концерты. Варнавинское общество трезвости, находившееся в Лефортово, за Семеновской заставой, было создано мучеником Николаем Варжанским († 1918). В помещении общества часто проходили лекции известных миссионеров, профессоров, общественных деятелей. 150 Святитель Григорий Богослов был избран патриархом Константинопольской Церкви на Втором Вселенском Соборе (381). Однако вскоре политические противники обвинили его в самовольном оставлении епископской кафедры, и святитель Григорий, не желая продолжать борьбу, добровольно оставил патриарший престол. 151 Александр I Благословенный (1777–1825, правил с 1801 года), победитель Наполеона; был одним из руководителей Венского конгресса (1814–1815), установившего новый порядок в Европе. 152 Герои Черной Горы – то есть черногорцы. Черногория – небольшое государство на Балканах – в 1876–1878 годах участвовала в войне с Османской империей. 154 Преподобная Кассия Константинопольская (805 – после 867 года), поэтесса, гимнограф; единственная женщина среди византийских гимнографов, чьи произведения вошли в богослужебные книги. Память совершается 7/20 сентября. 158 Церковно-приходские школы были воссозданы Александром III, желавшим, чтобы воспитание осуществлялось в духе православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Феодор Студит писал Кассии Константинопольской: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выдаешься. Слово — твое украшение больше, чем всякое тленное благолепие. Но замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь, и ты не обнаруживаешь одностороннсти ни в одном, ни в другом отношении, ибо решилася пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась бывшим бичеванием, но опять, не будучи в силах противостоять, охвачена горячею любовью к доброму исповеданию, в котором пламеней всегда. Ты, действительно, знаешь, что добро или что красно [Пс. 132:1], именно — страдать за истину и отличаться мученичеством. Золото и серебро, слава и благолепие, и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, хотя и называются добром, ибо они мимолетны и исчезают, подобны сновидению и тени. Что же дальше? Следует избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения. Хотя это и дивно, но меня не поразило твое решение. Почему? Потому что о последующем всякий может заключать из предыдущего. Доказательство может идти и обратно. Если видим дым, конечно, покажется и огонь. И в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях! но не жди, чтобы я возложил на тебя руку [т. е. постриг в монахини], ибо я грешен; пусть лучше сделает это тот, от священного возложения руки которого ты освятишься. Низко кланяюсь, как матери света, той, которая произвела тебя на свет и возродила в истинном свете. Получив ее дары, равно как и твои, я принес в дар Господу моему благодарение и молитву за вас обеих. Однако, я очень отяготил вас. Но от духовной тяготы да освободит вас Вземляй грех мира.»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/kas...

Среди храмины, под осенением Св. Духа на престоле сидят: царь Константин – отрок и мать его Ирина и держат, Константин – икону Христа, а Ирина – икону Богоматери. По обе стороны их сидят Св. Тарасий, патриарх Константинопольский и папские местоблюстители, Петр и Петр епископы, и другие отцы, держащие иконы; среди них один архиерей пишет: аще кто не поклоняется иконам и честному кресту, анафема да будет. Восстановление святых икон У храма стоят святой Мефодий патриарх, в архиерейском облачении, с жезлом в руке, и другие архиереи с иконами; впереди них два диакона держат икону Христа, а другие два – икону Богоматери, называемую Одигитрия. От этих икон ниспускаются златотканные пелены. Немного сзади, по одну сторону патриарха – царица Феодора и сын ее, царь Михаил, отрок, держат иконы, а по другую сторону стоят иереи с кадильницами и свечами и святые подвижники, именно: Иоанн, Арсакий и Исаия, и многие другие иноки, а близ них преподобная Кассия с ликом инокинь и многие миряне, мужи, жены и дети, с крестами и свечами. XXI. Как изображаются чудеса именитых святых Чудеса Архистратига Михаила 1. Михаил указывает Агари воду У кущи стоит Авраам. Пред ним Агарь держит за руку отрока Измаила, неся за спиною мех с водою и на плече корзину с хлебом. В другом отделении сего изображения лежит навзничь под деревом Измаил, а вдали ходит Агарь, и там архангел указывает ей перстом воду в земле. 2. Михаил препятствует Аврааму заклать Исаака. 3. Михаил останавливает Валаама на пути. 4. Михаил возбраняет диаволу прикасаться к телу Моисея. 5. Михаил укрепляет Гедеона на брань с мадиамлянами. 6. Михаил, явившись Иисусу Навину, повелевает ему разуть сапоги. 7. Михаил возвещает Маною рождение Сампсона. 8. Михаил, при Давиде, прекращает избиение народа ради жертвы его. 9. Михаил истребляет 185 тысяч воинов Сеннахирима. 10. Михаил приносит Даниилу пищу посредством Аввакума. N. В. Как надобно изображать сии чудеса – указано выше, смотри В. З. 11. Михаил избавляет Константинополь от нашествия персов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

22. Феодор Студит , старец плешивый с раздвоенною бородою, говорит: усрамитеся беззаконнии... 23. Роман песнопевец, юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: Дева днесь пресущественнаго раждает. 24. Георгий, с проседью в остроконечной бороде, говорит: в благознаменитый день праздника... 25. Лев Деспот, старец с остроконечною бородою, в венце, говорит: покров державный еси... 26. Лев Магистр, с проседью в остроконечной бороде, с повязкой на голове, говорит: матери сорадуйтеся, девы, ликовствуйте... 27. Василий Нигериот, старец с круглою бородою, в повязке, говорит: Троице единосущная, Отче... 28. Христофор Протасикрит, молодой, с длинною бородою, в повязке из платка, говорит: от многаго благоутробия. 29. Иустин, молодой, с круглою бородою, говорит: Иже во Отце и Сыне и Божественном Духе, Бог Святый. 30. Николай, старец плешивый, с длинною раздвоенные бородою, говорит: язвы тлетворныя избежавше. 31. Преподобная Кассия говорит: Господи, яже во многия прегрешения впадшая... XVI. Праведные 1 . Святой Константин, первый царь христианский, молодой, с бородою, едва показавшеюся, держит крест и Евангелие. 2. Святая Елена, мать его. 3. Праведный Петр мытарь, с проседью в остроконечной бороде. 4. Праведный Филарет Милостивый, старец с длинною бородою. 5. Праведный Евлогий Каменосечец, с проседью в круглой бороде. 6. Праведный Евдоким, юный, с бородою едва показавшеюся. 7. Праведный Иоанн, старец с остроконечною бородою. 8. Праведный Захария Скитотом (кожевник), с проседью. 9. Святая Пульхерия, царица. 10. Святая Плакилла, царица, супруга Феодосия. XVII. Мироносицы Мария Магдалина св. Саломия св. Иоанна Мария и Марфа сестры Лазаря Мария Клеопова св. Сосанна XVIII. Мученицы Святая первомученица Фекла св. Екатерина св. Кириакия св. Марина св. Варвара св. Анастасия узорешительница св. Анисия св. Татиана св. Феодотия св. Феопистия супруга Евстафия св. Агафия св. Дария св. Агапия св. Ирина и Хиония св. Мавра святые София, Вера, Надежда и Любовь св. Пелагия св. Фотиния св. Гликерия св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Так вот, Господь во гробе соблюдал субботний покой, но этот покой был живой, действующий, творческий, от которого сама смерть умерла. Богослужения Великой Субботы уже лишены трагизма – мы знаем, чего ради Христос принял смерть, мы ждем Его Воскресения. Они очень тихие, долгие, поэтичные. Начинаются они утреней с чином Погребения. Эта служба выстроена волнами: минорные переживания об умершем Христе чередуются с подъемами на теме Воскресения. Первая часть утрени – Похвалы, диалог «заупокойной» семнадцатой кафизмы и стихов, исполненных противоречивых переживаний творения, взирающего на смерть Творца – Жизнодавца: «Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?», «Все творение содрогалось от Твоих Страданий, все сострадало Тебе, о Слово, узнавая в Тебе Вседержителя». Фото: tatmitropolia.ru Затем поются тропари, которые мы слышим на каждом воскресном Всенощном бдении – и в них уже прямо возглашается Воскресение Христово: Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Мироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба. Затем мы снова возвращаемся к мотиву погребения на каноне Великой Субботы «Волною морскою…». (Кстати, в русской традиции церковного пения он поется на мелодию, которая сама напоминает перекатывающуюся волну.) Текст этот писали три автора в течение очень долгого времени: с первой по пятую песни Марк Савваит (начало X века), с шестой по девятую – Косма Маюмский (VIII век), ирмосы – преподобная Кассия (IX век); возможно, некоторые написал византийский император конца IX – начала X веков Лев Мудрый. Сквозь десятилетия им удалось сообща создать цельное произведение: от оплакивания к торжеству. Того, Кто в древности накрыл волной гонителя-мучителя, потомки спасенных скрыли под землей. Мы же, как девы юные, воспоем Господу, ибо славно Он прославился.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-chto-...

Родился в Малороссии, в родовом поместье Отрада Екатеринославской губ. Внук председателя последней дореволюционной Думы Михаила Родзянко. В 1920 его семья вынуждена была эмигрировать и осела в Югославии. В 1933, окончив гимназию, Владимир Родзянко поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937, а в 1938 вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника. В 1939 в семье Родзянко родился сын Владимир, а в следующем состоялось рукоположение отца Владимира. Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны. В 1949 отец Владимир был арестован властями Броз Тито и два года провел в лагере. В 1951 выслан во Францию, откуда переехал в Англию. С 1953 отец Владимир служил священником сербского храма в Лондоне, а в 1955 организовал православную передачу на русском языке на Би-би-си и сам бессменно вел ее до 1979. Батюшка принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского, и тем самым Господь как бы доверил ему зримое завершение определенного этапа русской истории. В 1979 скончались матушка отца Владимира Мария и внук Игорь. В 1980, по принятии иноческого пострига с именем Василий, он был рукоположен во епископа Вашингтонского Православной Церкви в Америке. В том же году Владыка стал епископом Сан-Францисским и Калифорнийским. С 1984, будучи на покое, часто и надолго приезжал в Россию. Почетный настоятель храма Малого Вознесения на Никитской в Москве. Почти полгода жил в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (издана в 1996). 126 В 1994 году (с 30.11.1988) наместником Лавры был архимандрит Феогност (Гузиков). См. примеч. 57. 128 Кассия, инокиня (IX век), греческая монахиня, составительница церковных песнопений, вошедших в богослужебный обиход Восточной Церкви. 131 См.: Киприан, иеромонах. «Не рыдай Мене, Мати» (Пятница)//Взгляните на лилии полевые. Курс лекций по литургическому богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010