Г. И. Беневич Учение о церковном символе. Иконоборчество и иконопочитание Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Иконоборческие споры продолжались в Византии больше ста лет, однако с перерывом в 787–815 гг., и поэтому принято говорить о двух периодах иконоборчества. К началу VIII в. почитание икон, ставшее общепринятой практикой уже к VI в., считалось исконным преданием, однако его прямого богословского обоснования сделано при этом не было 699 , а бытовое почитание образов начало принимать гипертрофированные формы 700 . Это чрезвычайное усиление культа икон вызвало негативную реакцию в церковных кругах, особенно в восточных провинциях Византийской империи, где сильнее ощущалось иконоборческое влияние армян-монофизитов, а также сект павликиан и манихеев. Сколько бы позднее православные источники ни твердили о том, что иконоборчество было единственной ересью, навязанной Церкви извне, в Константинополе при дворе Льва III, а именно в Малой Азии среди духовенства мы находим самую древнюю форму выражения византийского иконоборчества» 701 . Наиболее древние источники приписывают решающую роль в возникновении новой ереси Константину, епископу Наколеи Фригийской. Об этом упоминает св. патриарх Герман в своих письмах, и когда они были прочитаны на VII Вселенском соборе, св. патриарх Тарасий сопровождал чтение словами: «Ересь вышла от Константина Наколейского, это он ее ввел». По словам патриарха Германа, в его время «целые города и множество людей» были «в большом смущению) относительно иконопочитания, а иконоборческая ересь являлась «нововведением» епископа Наколейского, который нашел многочисленных сторонников внутри самой церковной иерархии 702 . Подобное усиление антииконоборческих настроений вошло в резонанс с настроениями воцарившегося в 714 г. Льва III Исавра, который после своих блистательных побед над арабами ощущал себя мессианской фигурой, призванной навести порядок и в государстве, и в Церкви. Впрочем, при нем иконоборчество не получило сколько-нибудь большого размаха: император ограничился символическим удалением с главных ворот дворца иконы Христа и отправлением на покой престарелого патриарха Германа, который не соглашался с новым курсом, но не имел сил оказать должное сопротивление. Только в 754 г. сын Льва император Константин V (741–775 гг.) созвал в Иерии собор, осудивший иконопочитание и официально провозгласивший иконоборческие догматы. Этот же император развернул преследования иконопочитателей, в ходе которых пострадали более всего монахи, главные хранители традиционного благочестия. На Иерийском соборе были преданы анафеме патриарх Герман и Мансур – преподобный Иоанн Дамаскин 703 , который в VIII в. оказался главным богословом, писавшим в защиту иконопочитания 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУЧЕНИКИ [Греч. μρτυρες; лат. martyres], в христианстве - святые, отдавшие жизнь за Христа. Представления о мученическом подвиге в основном сложились во время гонений на христиан в Римской империи . Впосл. М. называли и святых, принявших смерть во исполнение заповедей Христовых (см. также ст. Страстотерпцы ). Святые, подвергавшиеся гонениям ради Христа, но оставшиеся в живых и скончавшиеся естественной смертью, именуются исповедниками . В визант. традиции сложился обычай называть нек-рых особо почитаемых М. великомучениками , М. из числа священнослужителей - священномучениками , из числа монахов - преподобномучениками . История термина В греч. языке классического периода слово μρτυς, однокоренные с ним существительные μαρτριον, μαρτυρα и глагол μαρτυρω означали «свидетель», «свидетельство», «доказательство», «показание» и «свидетельствовать». Происхождение слова μρτυς окончательно не установлено. Вероятно, оно восходит к праиндоевроп. корню со значениями «задумываться», «вспоминать», «заботиться» ( Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bern, 1959. S. 969-970). От этого же корня может происходить и существительное μριμνα («забота», «тревога»). По др. версии, слово μρτυς было заимствовано из догреч. субстрата ( Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 908-909; о морфологии слова также см.: Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. P., 1984. P. 668-669). В классической древности μρτυς и однокоренные слова применялись гл. обр. в отношении судебной процедуры и установления достоверности исторических фактов. В текстах архаической эпохи слово использовалось прежде всего в юридическом контексте: μρτυς - свидетель определенного акта или процедуры, способный дать об этом показания перед судом, а также «соклятвенник», выступавший в суде на стороне тяжущегося (напр.: Homer. Il. 1. 338; 3. 280; 14. 274; 22. 255; Idem. Od. 1. 273, 2. 302, 14. 393, 16. 423). В этих значениях слово μρτυς используется также в поэзии Пиндара, жившего в конце архаической эпохи (см.: Maslov B. Pindar and the Emergence of Literature. Camb., 2015. P. 212-245). В исторических сочинениях чаще всего встречается слово μαρτριον со значением «доказательство», относившееся к верности аргументации (см., напр.: Herod. Hist. II 22. 2; IV 118. 4; V 92. 2; VII 221. 1; Thuc. Hist. I 8. 1; III 53. 4; VI 82. 2; Xen. Hellen. I 7. 4; Idem. Anab. III 2. 13; Polyb. Hist. I 20. 13; II 38. 11; III 12. 2; IV 8. 4; VI 39. 10; XXI 11. 4; XXIII 3. 9; XXVII 7. 9; Diodor. Sic. Bibliotheca. I 14. 2; X 19. 4). В «Римской истории» Диона Кассия († ок. 235) прослеживается разница между понятиями μαρτριον - доказательство ( Dio Cassius. Hist. Rom. XX 67. 2; XLIV 47. 1) и μαρτυρα - свидетельство ( Idem. XXIII 82. 1; LV 19. 3; LVI 25. 6; см.: Sordi. 2003. P. 27). В Септуагинте

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Преподобная Кассия Песнописица Аудио Преподобная Кассия Песнописица      Память 7/20 сентября Читает иеромонах Зосима (Мельник) Преподобная Кассия родилась между 800 и 810 годами в Константинополе в знатной семье. Она отличалась удивительной красотой и блестящим умом. Когда молодой император Феофил задумал жениться, тогда, по обычаю, в одном из залов дворца собрали двенадцать самых красивых девушек империи (в 821 или 830). Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберет своей невестой. Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать ее, он сказал: «Зло проистекло от женщины», подразумевая Еву. На это девушка ответила: «Да, но от женщины для нас проистекло и высшее благо», имея в виду, что через Богородицу, новую Еву, явилось спасение миру. Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что супруга превзойдет его, Феофил остановил выбор на святой Феодоре, которая впоследствии восстановила Православие. Кассия основала монастырь на холме Евдомон, впоследствии названный монастырем Кассии. Там она после настоятельных увещеваний преподобного Феодора Студита приняла монашеский постриг и была избрана игуменьей. Так, не получив земного царства, она приобрела Царство Небесное. Сокровища своей созерцательной жизни преподобная Кассия переложила в прекрасные богослужебные песнопения, которые утвердили ее место в ряду величайших гимнографов Церкви . С юности Кассия проявила приверженность иконопочитанию. Она открыто противодействовала иконоборческой политике, которую вел император. Во время запрета почитания икон она не избежала преследований и подверглась жестокому бичеванию. Это не поколебало ее упорства в сопротивлении иконоборцам. Преподобная Кассия часто посещала заключенных в тюрьмы монахов, поддерживала их дарами и письмами. О тех, кому не хватало мужества исповедать Православие, и об уклонявшихся от иконоборцев она говорила: «Я ненавижу молчание, когда пришло время говорить». Святая Кассия скончалась в мире между 843 и 867 годами. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/56198.html

Фото: Sretensky Monastery Песнопения Великой среды Сегодня поется особенная стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» 30 апреля, 2013 Сегодня поется особенная стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» Фото: Sretensky Monastery Автор этой дивной стихиры — монахиня Кассия единственная женщина-гимнограф. Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье. Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Сохранились несколько писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии. Из них мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что с юности она стремилась к принятию монашества. В 821 году император Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия. По преданию, мать Феофила, императрица Фекла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице. Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее», имея ввиду воплощение Спасителя от Девы Марии . Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания. Преподобная Кассия А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Здесь она проводит всю свою жизнь и, «преисполненная мудрости и боголюбия», сочиняет множество богослужебных произведений. Следует отметить, что VIII – IX вв. золотой век церковного песнотворчества. В это время творили преподобный Андрей, архиепископ Критский, преподобный Иоанн Дамаскин , преподобный Косьма, епископ Майумский. Церковные гимны создавали не только монахи, но и многие образованные миряне.

http://pravmir.ru/pesnopeniya-velikoj-sr...

Преподобный Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Роман Сладкопевец... и это всего несколько имён самых знаменитых гимнографов Церкви. Кто имеет право и должен сочинять стихиры и каноны? Разумеется, учёные мужи, подвижники и святители. Однако есть в истории исключительные примеры. В 821 году в столице Византийской империи выбирали невесту будущему монарху. Мать императора устроила смотрины лучших невест государства. Обязательными условиями для претендентки на роль невесты были благородное происхождение, прекрасное образование и, само собой, юность и красота. Той, которой суждено было стать избранницей, василевс должен был вручить золотое яблоко — символ обручения. Описание выбора невест юным Феофилом есть в творениях преподобного Симеона Метафраста — византийского историка и министра иностранных дел при дворе. По мнению современных исследователей, что-то из приведённых фактов является красивой легендой. Но, кажется, фантазии не в правилах хронистов и дипломатов. Преподобный Симеон рассказывает, что после нескольких этапов отбора девушек остались двенадцать красавиц, из них особенно выделялись две: Кассия и Феодора. Юный монарх не сравнивал долго достоинства барышень, а сразу направился к Кассии, заворожённый её красотой. Быть может, чтобы скрыть своё смущение, Феофил заговорил с ней высоким слогом, процитировав Иоанна Златоустого: «Через женщину излилось на землю зло». Кассия не растерялась и ответила, продолжив мысль святителя: «Но и через женщину бьют источники лучшего». В этом коротком диалоге, в этом намёке и иносказательном ответе и решилась судьба той девушки, которая могла бы стать императрицей Византии, но стала невестой Христа. Феофил прочёл между строк нежелание Кассии быть его женой и, испытывая особое трепетное чувство, решил благородно отступить. Золотое яблоко оказалось в руке Феодоры. С годами Феофил раскрылся как человек сильный, хотя и вспыльчивого характера, ревнитель справедливости: он боролся с казнокрадами, был открыт для жалоб со стороны простых людей, строил богадельни, кормил голодных, был щедрый меценат, но непримиримый иконоборец.

http://pravoslavie.ru/74679.html

Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть… 29 августа, 2013 На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть… «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный»,  — в восторге созерцания воскликнул византийский гимнограф-песнопевец. Лик Христов, как начаток нового человечества, новой вселенной, сияет на белом полотне Плащаницы — праздник в честь Феодоровской иконы и праздник в честь Нерукотворенного Образа приходятся на один день. Неописанный — в греческом тексте это не означает «неописуемый». И, действительно, Христос — это Слово, ставшее плотью, обитавшее с нами (Ин. 1:14) — отчего же Он неописанный? Значит, правы были императоры-иконобрцы, а неправы — святые исповедники и защитники икон, гимнографы и иконописцы, преподобный Феодор Студит, Феофан и Феодор Начертанные и преподобная Кассия, написавшая гимн Великой Субботы , гимн Воскресшему? Неописанный — буквально по-гречески: это «περγραπτος «, «апериграптос» — Тот, вокруг которого нельзя обвести удерживающую окружность, неудержимый. Да! — неудержимо стремится Он спасти Адама, стремится Он в смертную бездну — до последней черты, чтобы впотьмах найти, нащупать и, отогрев, вынести на свет Свой Божий Адама, и дальше устремляясь с ним в невыразимые божественные выси. «Смысл, глубина, ни с чем в мире не сравнимая красота этой службы в том, что, совершаемая у гроба и вокруг смерти, она есть созерцание, явление необычайности, новизны этой единственной смерти этого единственного человека. „О Жизнь! Как ты умираешь? Как можешь ты вселиться в гроб?“ Вот вопрос, который задаем мы Христу, лежащему во гробе. И постепенно приходит ответ.

http://pravmir.ru/feodorovskaya-ikona-xr...

Брошу институт и в монастырь! «Это у тебя гордыня, что ты отличница! Женщине этого не надо! Это грех! Бросай свой институт!» 7 декабря, 2015 «Это у тебя гордыня, что ты отличница! Женщине этого не надо! Это грех! Бросай свой институт!» Некоторые считают, что настоящий образ православной женщины – это «замуж или монастырь». Обучаться наукам, преподавать, работать в сложных профессиях – грех и гордыня. Почему так сложилось? Мы ведь знаем множество святых женщин, «возлюбивших научение книжное». Ольга Шульчева-Джарман рассказывает о прекрасных женских православных образах – святая Ефросиния Полоцкая, преподобная Макрина, песнопевица Кассия и не так далеко отстоящая от нас княгиня Елена Павловна. Ольга Шульчева-Джарман «Вот Настя по-настоящему воцерковилась, – со вздохом говорила нам в середине 90-х подруга, которая после занятий в медицинском институте (а то и вместо них) ходила мыть полы в Свято-Иоанновский монастырь. «Она из другого города, и маме говорила, что у них все лето практика. А сама давно уже институт бросила, и инокиней стала. На днях постригли». «Даша, а что же ты так не сделаешь?» — с восторгом спросила одна из подруг. – «Да у меня мама в этом городе живет, от нее не спрячешься…». Нет, у Даши все потом сложилось хорошо – она говорила, что ей так нравится теперь работать мамой, что врачом она работать не будет. Поэтому никто из пациентов не пострадал. Но не у всех так сложилось. «Ты что это надумала? Поступать в институт? Надо замуж! Ну, в крайнем случае, в медицинское или педагогическое училище! Это у тебя гордыня, что ты отличница! Женщине этого не надо! Это грех! Бросай свой институт! Не смей идти в аспирантуру (ординатуру, интернатуру), это тебя засосет! Одна девушка – вот Маша ее знает – тоже хотела учиться и ушла от веры!» Увы, в 90-е годы эти тезисы часто озвучивали люди церковные и весьма авторитетные для юных умненьких девушек. Когда я пыталась возражать, что вот, как же, святая Евфросиния Полоцкая любила книги, переписывала их, просвещала народ, на меня косились.

http://pravmir.ru/obrazovannaya-zhenshhi...

Подпишитесь на наш Телеграм Христианство – это религия свободы. Люби Бога – и делай, что хочешь. Но если хотя бы на неделю погрузиться в ритм Великого поста, можно получить как минимум интересный опыт. Есть такой анекдот. Илья Муромец бьется со Змеем Горынычем. Час бьется, два бьется, три бьется, одну голову сбивает – новая отрастает, искры летят, пыль… Устал Илья Муромец, сел на дорогу, еле дышит. И Змей Горыныч сидит уставший, язык высунул, из пастей дым валит. – Илюш, – говорит Горыныч, – а чего ты хочешь-то? – Пить, – отвечает, – хочу. – Ну хочешь пить – пей, чего ко мне привязался?! Перед каждым Великим постом у многих верующих «прорывает трубу». То в соцсетях, то в храмах постоянно слышишь чей-то крик души: “Зачем просить прощения по календарю?! Зачем по десятому разу перечитывать сложно сплетенные покаянные словоизлияния древнего святого?! Неужели смена рациона помогает духовной жизни?!” И так далее, и тому подобное. Долгие годы я участвовала в этих дискуссиях. Когда-то с кем-то соглашалась, когда-то ожесточенно спорила. Сейчас могу только вслед за Змеем Горынычем повторить: «Хочешь пить – пей». Нет, ну правда. Не проси прощения по календарю. Не ходи на Великий канон. Даже пищевую сторону поста можешь проигнорировать. И не пищевую тоже. В конечном итоге, можно даже Воскресение Христово праздновать вне календарного плана. И вообще, в сердце христианина всегда должно быть место переживанию Креста Господня и Его славного Воскресения. И умеренность в пище и развлечениях уместна не только в течение семи недель, но и вообще в жизни. Христианство – это вообще религия свободы. Люби Бога – и делай, что хочешь. Но если хотя бы на неделю погрузиться в ритм Великого поста, можно получить как минимум интересный опыт. Вот, например, этот самый сложно сплетенный Великий покаянный канон. Я не специалист в византийской поэзии, но если ориентироваться на Аверинцева («Поэтика ранневизантийской литературы» – must read, как говорится), то он выглядит крайне тяжеловесным. Как и вообще творчество преподобного Андрея Критского. Преподобные Роман Сладкопевец, Кассия, Косма Маюмский – авторы трогательных, трепетных строк, у них очень понятная и высокая поэзия. А Андрей Критский наваливается обилием образов, сложных и местами даже несуразных. Ходит такая памятка для авторов по Интернету: «Метафоры не должны быть внезапными, как лосось в кустах черники». Вот большая часть Великого покаянного канона с непривычки выглядит сплошным лососем в кустах черники. Наглядный пример:

http://blog.predanie.ru/article/velikopo...

В Москве прошло отпевание схимонахини Игнатии Москва, 1 сентября 2004 г. Отпевание схимонахини Игнатии (Пузик) прошло 31 августа в Москве храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, сообщает агентство Благовест-инфо. Она мирно отошла ко Господу в воскресенье 29 августа в 3.30 утра на 102-ом году жизни, из которых 76 лет прожила в монашестве. Схимонахиня Игнатия – известный церковный писатель и крупный ученый, специалист по патоморфологии туберкулеза. В 1924 году она стала прихожанкой московского Высоко-Петровского монастыря и духовной дочерью старца иеромонаха Агафона, позднее – преподобномученика Игнатия (Лебедева). Окончив в 1926 году Московский государственный университет, она работала в области патоморфологии туберкулеза. В 1928 году приняла тайный постриг, но по благословению духовного отца продолжала работать по специальности. Научно-исследовательская деятельность в Институте туберкулеза, понимаемая как послушание, подобное монастырскому, на долгие годы стала неотъемлемой частью ее монашеского делания. В 1943 году монахиня Игнатия защитила докторскую диссертацию, в 1947 году была удостоена звания профессора. В конце 1970-х годов она заканчивает профессиональную деятельность. К этому моменту ею были написаны крупные теоретические труды в разных областях медицины, она вырастила не одно поколение исследователей. С начала 1980-х годов монахиня Игнатия пробует свои силы в гимнографическом творчестве (часть созданных ею служб вошла в богослужение Русской  Церкви); работает над серией статей по православной гимнографии (преподобный Андрей Критский, инокиня Кассия и др.), которые публикуются в «Богословских трудах». В 1990-е годы она активно свидетельствует о подвиге своих духовных наставников – старцев Зосимовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Схимонахиня Игнатия была постоянным автором журнала «Альфа и Омега» (под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская)), а также выпустила ряд книг – «Старчество на Руси», «Святитель Игнатий – Богоносец Российский». Погребение схимонахини Игнатии состоялось на Ваганьковском кладбище в Москве. 1 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10895.html

Кассия в это время сочиняла в своей келье. Сёстры поспешили доложить игуменье, что приехал император, но она не вышла к нему на встречу. Тогда Феофил сам поднялся к ней, но нашёл лишь пустую келью, а на столе недописанную стихиру: «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши...» В ожидании император перечитывал сочинённое и дописал: «страхом скрыся», то есть «со страхом скрылась»: он сравнил спрятавшуюся от него Кассию с Евой, скрывшейся от лица Господа между деревьями рая. Феофил так и не дождался игуменьи. Когда же он уехал, Кассия обнаружила новую строку и оставила её в своём сочинении. Почему-то некоторые исследователи подвергли сомнению авторство Кассии именно в этой стихире. Им показалось странным, откуда столько подлинного чувства в этих строчках? Нет, невозможно, чтобы подобные слова могли принадлежать перу девицы-инокини. Ещё до принятия ею иноческого пострига преподобный Феодор писал Кассии: «Как я узнал, ты с детства избрала добрую жизнь ради Бога и стала невестой Христа, не ищи и не люби больше никого. Кто может быть прекраснее Спасителя? Его красота пусть ещё ярче сияет в твоём сердце, дабы ты угасила всякую страсть изменчивую и тленную, решительно избегай взглядов мужчин, хотя бы даже и скромных, чтобы не быть как-нибудь поражённой или не поразить. Ожидает тебя небесный чертог, там ты увидишь Того, к Кому ты прилепилась, и с Ним будешь вечно радоваться. Мало слово, но достаточно для убеждения твоей честности. Да будешь спасена, дщерь Христова». Кто может с уверенностью рассуждать, что происходило в душе этой девицы? Почему она так и не вышла к императору? И кто может измерить, как много нужно преодолеть искушений на пути к подлинной, преображённой любви? Феофил умер довольно молодым, он правил всего двенадцать лет.

http://pravoslavie.ru/74679.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010