Часть V. Евхаристия: Богословие Архиепископ Тихвинский Константин. Таинство евхаристии: богословские аспекты 1 Священное Писание и раннее христианство Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Воскресением, таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира», – говорит ап. Петр ( 1Петр.1:18–20 ) 4 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» навстречу Аврааму ( Быт.14:17–20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5–6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6–7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1–19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1–7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Божественной литургии свт. Василия Великого , где в молитве после великого входа сказано: «Якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная; якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу – сице и от рук нас грешных приими Дары сия во благости Твоей Господи». Сокровенные указания на будущее Таинство таинств содержатся и в пророческом провозвестии Ветхого Завета. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» – возвещается в пророчестве Малахии ( Мал.1:11 ). Недаром именно это пророчество составляло существенную часть раннехристианского учения о Евхаристии – его приводят автор «Дидахе» (14 гл.), мч. Иустин Философ (Диалог с Трифоном иудеем. 41), сщмч. Ириней Лионский (Против ересей. IV. 29. 5), когда свидетельствуют, что Жертва Евхаристии заменила собой все ветхозаветные жертвы. В Новом Завете о содержании таинства Евхаристии подробнее всего говорится в 6-й главе Евангелия от Иоанна, в которой повествуется о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов, Его ночной молитве и переходе через Галилейское море и приводится связанная с этими событиями беседа Христа в Капернаумской синагоге, содержащая, в том числе, следующие слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:51–56 ). На этих словах основана вера Церкви в необходимость Евхаристии для спасения и в подлинность евхаристических Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

16 Учение о жертве, приносимой на жертвеннике небесном, излагается в посл. к Евреям в связи со священством Христовым по чину Мелхиседекову. Богочеловечество Христово приносится на алтаре не просто как Его естество, но как Агнец закланный, и чудо преложения Святых Даров включает в себя и эту его закланность. 17 Божественная Евхаристия является одновременно повторяющимся на всех алтарях жертвоприношением Тела Христова, единожды закланного, и вкушением жертвы: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое...», «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя... яже за вы и за многия изливаемая...», – «елижды бо аще ядите хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже придет» ( 1Кор. 11:26 ). И в этом вкушении соединяется во Христе Церковь как Тело Христово. 18 Указанный характер жертвоприношения ничего не изменяет и не прибавляет в отношении к евхаристическому присутствию Христову. И в этом смысле оно не становится личным Его явлением, но остается таинственным откровением в действии жертвоприносящего Первосвященника по чину Мелхиседекову, и в Его Богочеловечестве как Жертве. 19 Римская идея евхаристического явления Христа, totus integer Christus и здесь не имеет для себя подтверждения. Жертва, принесенная на земле, восходит в Небо как единственная и, в противоположность жертвам ветхозаветным, не знающая для себя повторений. 20 Первосвященническое служение Христово прямо поставляется в связь с тем, что Он «воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:1 ), «превознесенный выше небес» (7:26), «однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (9:12). Христос «вошел в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (9:24) и «принести одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (10:12). Из всего сказанного следует, что Христос в Своем первосвященническом, жертвоприносящем служении остается в небесах для мира трансцендентен, но дает нам дерзновение «входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, и (имел) великого Священника над домом Божиим» (10:19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

80       Mingana A. (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord " s Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist. Cambridge, 1933. P. 70–123. (Woodbrooke Studies; 6). 82       В этих катехезах слово «мистерия» всегда указывает на богослужебный ритуал, то есть на таинство как литургическое последование; слово «тип» употребляется прежде всего для того, чтобы обозначить сакраментальное значение литургического последования; однако его семан­тика часто совпадает с «мистерией»; напротив, слово «знак» употребляется для указания на внешние аспекты обряда, т.е. на то, что в нем видимо и ощутимо. 85       Ясно, что мы называем эту службу жертвоприношением и возношением жертвы (oblation) (Theod. Mops. Hom. catech. 6//Mingana (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia. P. 95). 86       «Да будет священник в это время языком церковной общины, и да употребляет он верные слова во время этой великой службы» (Theod. Mops. Hom. catech. 6//Mingana (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia. P. 100). 88       Об этой концепции жертвы см.: Spinks B. D. Eucharistic Offering in East Syrian Anaphora//Orientalia Christiana Periodica. 1984. Vol. 50. P. 347–371; idem. Sacerdoce et offrande dans les «Koushapè» des Anaphoraes syriennes orientales//La Maison–Dieu. 1983. Vol. 154. P. 107–126; Mazza E. L’eucaristia come sacrificio nella testimonianza della tradizione anaforica//Idem. (ed.) L " idea di sacrificio: Un approccio di teologia liturgicala. Atti del convegno dell " Istituto di Scienze religiose di Trento. Bologna, 2002. P. 117–154. (Scienze religiose. Nuova serie; 5); Idem. Il tema del sacrificio nelle mistagogie della fine del quarto secolo//Annali di storia dell " esegesi. Atti del convegno di Sacrofano. 2002. T. 19. P. 167–199; idem. Il tema del sacrificio nelle anafore della liturgia vetus hispanica//Annali di Scienze religiose. 2002. T. 7. P. 29–37. 95       Потому необходимо, чтобы Господь наш ныне воскрес из мертвых в силу того, что проис­ходит, и чтобы Он распространил Свою благодать на нас. Это не может произойти иначе, чем через пришествие благодати Святого Духа, посредством которой [Дух] воскресил Его ранее (Theod. Mops. Hom. catech. 6//Mingana (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia. P. 103). Для подтверждения этих соображений Феодор цитирует Писание: «...который... открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» ( Рим. 1:4 ); «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Вос­кресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8:11 ); «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Hieros. Mystag. 4. 8) 68 . Сказав о хлебе и вине в четвертой беседе, в пятой свт. Кирилл обращается к евхаристической молитве и причащению. В этот день на литургии читался отрывок 1Петр.2:1–10 , а богослужение обычно совершалось в Анастасисе. Свт. Кирилл намеревается толковать евхаристическое богослужение и делает это посредством комментирования библейского чтения. Сегодня никто из нас не стал бы предлагать интерпретацию Евхаристии, опираясь на 1Петр.2:1–10 , но свт. Кирилл делает это, и мы вынуждены признать, что он предлагает блестящий способ понимания Евхаристии. В 1Петр.2:1–10 , вероятно, содержится фрагмент хвалебного гимна Богу за все Его деяния: «Но вы... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас.» ( 1Петр.2:9 ). И свт. Кирилл обращается к этому тексту, чтобы показать смысл благодарения в анафоре Иерусалимской Церкви. Упоминаются небо, земля, море, солнце, луна, звезды, всякое словесное и бессловесное творение, за которые приносится благодарение (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 6) 69 . Затем следуют созерцание херувимов и серафимов, Sanctus и эпиклеза. Цель Sancmus’a, именуемого «гимном», в том, чтобы соединить человека с ангельскими существами. Часть, посвященная эпиклезе, начинается с напоминания о том, что посредством этих духовных (πνευματικς) гимнов люди воистину освящаются. Таким образом, освящающий смысл Sancmus’a указывает на особое значение этих ангелических гимнов. В эпиклезе содержится прошение к Отцу ниспослать Святого Духа на Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, и мотив в данном случае вполне ясен: «...ибо всё, чего касается Святой Дух, преображается и очищается» (Ibid. 5. 7) 70 . Далее следует intercessio. Структура этой древней анафоры очень проста: вступительный диалог, благодарение, Sanctus, эпиклеза, intercessio о живых и умерших. В начале этой заключительной молитвы говорится (как и в александрийской анафоре), что евхаристическая молитва является духовной жертвой и бескровным приношением. Этот текст, принадлежащий к общей литургической традиции, следует сопоставить с ранее рассмотренным чтением, где говорится: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

    Итак, Николай Кавасила относит к совершительной молитве не одну какую-либо фразу, но весь анамнесис и весь эпиклесис. Более того, он считает действенной и римо-католическую анафору с ее восходящим эпиклесисом. Он говорит, что латиняне «об освящении и преложении в Тело Господне просят не ясно, а употребляют другие, относящиеся к этому именования, хотя они имеют ту же силу». Касаясь содержания римо-католического эпиклесиса и, в частности, слов «Повели вознестися дарам сим рукою ангела в пренебесный Твой алтарь», Кавасила говорит, что «молитва эта в отношении к дарам производит не что иное, как то, что прелагает их в Тело и Кровь Господа... В этот-то пренебесный алтарь и молит священник вознести дары, то есть молит освятить их, преложить их в самое пренебесное Тело Господне... Таким образом ваши священники, созерцая Христа, как освящаемое, молятся о возложении на Него даров, молятся о том же самом, только в других выражениях и словах».     Почему таинство совершается не произношением какой-то определенной формулы, а различными молитвами, Кавасила объясняет, исходя из сущности молитвы. Молитва — это обращение к Богу, в котором люди «полагаются не на себя, а на Бога, обещавшего даровать по молитве». Молитва исполняется не ради молитвы, а потому, что Бог благоволит к молящимся. «Потому-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, — продолжает Николай Кавасила, — потому что полагаемся на нее, не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому, что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве. А что Христос показал, что Он всегда готов даровать сию благодать, о том нечего и говорить». Первосвященник и Жертва     Несколько слов о Евхаристии как о жертве. На жертвенное значение Евхаристии указал Сам Иисус Христос, когда на Тайной вечери, раздавая ученикам хлеб, назвал его Своим Телом «ломимым» (1 Кор. 11:24), а чашу — чашей Его Крови, проливаемой «за вас» (Лк. 22:20), «за многих» (Мк. 14:24), «во оставление грехов» (Мф. 26:28). Такое значение Тайной вечери уразумели апостолы на следующий день, когда их Учитель был распят на кресте. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, именует Учителя Агнцем, Который «был заклан и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени» (Откр. 5:9). На жертвенное значение Евхаристии указывал апостол Павел, когда писал: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11:26). О значимости жертвы Христовой апостол писал: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью... Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:24—26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Братие, видите ли сколько благодеяний изливает на вас Творец и Спаситель чрез священников» (Св. Иоанн Кроншт. Моя ж. во Христе, том 2, стр. 27). 326. В какую минуту после Таинства Священства новопоставленный Священник воспринимает завет Христов? После преложения Даров, когда Архиерей вручает дискос с частью Агнца новому пастырю, произнося слова: «Приими Залог сей и сохрани Его, о немже истязан имашь быти в день Страшного Суда». Склонясь челом к Святыне, говорить тихо новопоставленный псалом 50-й «Помилуй мя Боже..» «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук Священства« ( 1Tuм. IV, 14 ). 327. Кто ответствен пред Богом за несоблюдение священником своей души и своего служения? Св. Ап. Петр, по преданию, возвестил римскому епископу Льву 1-му о прощении ему всех грехов, кроме неосторожного посвящения пресвитеров. »Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» ( 1Tuм. V, 22 ). Таким образом, после самого священнослужителя, несоблюдшого служения, пред Богом ответствен возлагавший руки архиерей. § 54. Таинство брака 328. Что есть Таинство Брака? Таинство Брака есть священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности пред алтарем храма, по молитве Священника соединяются в одно существование и в таком единстве любви обретают Божие благословеше на рождение и христианское воспитание детей. 329. Откуда видно, что брак есть Таинство? Из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов: «Потому, оставить человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Быт. 11,24 ). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Eф. V, 31.32 ). «Брак – установление Божественное и есть что то великое и святое» (Св. Климент Александрийский , Строматы, кн. 4). 330. Где в Писанин указано, что Бог дал благословение браку? " И благословиль их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» ( Быm. I, 28 ). Иисус Христос благословил брак Своим присутствием на нем. После откровения Христова цель брака стала более высокой: умножать и наполнять Христову Церковь , расширять круг людей, связанных в их жизни с Божиим Заветом ( Дeяh. IX, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В то же время должно сказать, что все священнодействие и тайнодействие церковное совершается благодатию Святого Духа, сошедшего в мир и пребывающего в Церкви. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14:16–17 ). Но в пребывании Духа таинственно пребывает и Христос по силе Его же обетования: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (18–19). Сопребывание Сына и Духа в Церкви нераздельно. Христос после Вознесения и Пятидесятницы пребывает в Церкви Духом Святым. Конечно, это иное, духовное пребывание, отличается от пребывания во время Первого Его пришествия, так же как и Второго, в парусии. Но двоица Сына и Духа, как открывающая Отца, предполагает от Него ниспослание, и тем самым все тайнодействие получает и троичный характер. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне и Я в вас» ( Ин. 14:20 ). Однако наряду с духовным присутствием Христа в Церкви как Первосвященника, Совершителя тайн, есть еще Его особое, духовно-телесное присутствие, именно: Евхаристическое, к которому преимущественно относится Его первосвященническое служение, как принесение жертвы, прохождение через завесу, т. е. плоти Своей с кровию ( Евр. 10:20 ) Христос, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу (14). Таинство Евхаристии совершено впервые на Тайной Вечери Господом, Который преложил хлеб и вино в Свое тело и кровь и ими причастил Своих учеников, а затем установил сие творить в Его воспоминание, когда уже Его не будет на земле, «дондеже приидет». Поэтому в Евхаристическом присутствии Христа нужно прежде всего выделить это Его Первосвященническое тайнодействие, которое выражается в преложении μεταουσιως (transsubstantio) Святых Даров. На Тайной Вечери Господь лично присутствовал как Тайносовершитель, прелагавший – «сие есть» – хлеб в Тело и вино в Кровь Христову. Присутствие Самого Христа было не таинственным, но явным, причем, самое же установление таинства Тела и Крови было совершено прежде, чем принесена была сама Голгофская жертва – со снятием грани времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В этом воцарении Христовом мы различаем два его образа: хилиастический и эсхатологический, причём нарочитое значение Входа Господня есть хилиастическое. Таковым оно разъясняется особливо в свете всех ветхозаветных пророчеств, сюда относящихся. В этом смысле можно сказать, что из всех евангельских событий Вход Господень в Иерусалим есть преимущественно апокалиптический, он есть как бы глава Апокалипсиса в действии. Но теперь возвратимся к эсхатологическому значению установления Божественной Евхаристии. Оно имеет две стороны: также хилиастическую и общеэсхатологическую. В первом отношении такое хилиастическое значение имеют слова Господа, сохранённые у всех синоптиков: Мф. 26:29 ; они сказаны после установления таинства Тела и Крови и, следовательно, после «преложения Св. Даров» и причащения, и здесь они звучат несколько неожиданно: «сказываю вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое (вино) в Царстве Божием». Совершенно то же мы имеем и у Мк. 14:25 . С существенными отличиями имеется тот же рассказ в Лк. 22:17 , у которого, в отличие от других евангелистов, имеется не одна чаша, которая есть евхаристическая, но две, причём первая, одна из пасхальных, предшествует самому установлению таинства, причём она сопровождается следующими словами Господа: «и взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие и силе». Этим словам в связи с чашей предшествуют ещё и следующие, аналогичные же, слова Господа: «очень желал бы Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (22:15–16). После этих слов (15–18) следует уже установление таинства Тела и Крови. Эти слова у всех синоптиков звучат уже апокалиптически. Они могут одинаково относиться как к тысячелетнему царствию Христову на земле, так и к жизни будущего века, причём первое значение здесь даже более бесспорно, чем второе, уже по самому своему характеру, более земному.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Если в каждом таинстве есть нечто непознаваемое для человеческого ума, то в таинстве таинств – Евхаристии всё самое важное выходит за рамки рассудочной способности человека. Для восприятия Евхаристии необходим подвиг веры. Во время совершения таинства Евхаристии при произнесении священнической молитвы сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь. По действию Святого Духа хлеб и вино уже являются истинными и реальными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Чувственный образ хлеба и вина сохраняется, но по существу это уже Тело и Кровь Спасителя. Это рационально необъяснимое действие Божие именуется преложением Святых Даров. Ещё в земной жизни, готовя Своих учеников к восприятию таинства Евхаристии, Спаситель учит их: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:53–56 ). Установление самого таинства произошло накануне крестных страданий Господа, на прощальном пасхальном ужине, где собрались Его ближайшие двенадцать учеников. Поскольку иудеи уже решили схватить и убить Иисуса, эту последнюю пасхальную трапезу Господь с учениками совершал тайно. Отсюда и её название – Тайная вечеря, ставшее впоследствии ещё одним наименованием таинства Евхаристии. Важно заметить, что в тот вечер Господь не только установил это таинство, но Сам первым и совершил его, явив пример на все века. Описание этого таинства имеется у трех евангелистов: Матфея (26:26–28), Марка (14:22–24) и Луки (22:19–20), а также у апостола Павла ( 1Кор. 11:23–25 ). Евангельские описания очень близки по сути и мы приведём лишь одно из них, по Евангелию от Матфея: Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Здесь имеется соединение элементов вина и воды – с Евхаристическим веществом, имеющее для себя основание в предварительном излиянии Крови и воды из ребра Христова в природный мир. Это излияние имеет, еще и другое евхаристическое значение. Евхаристия есть Жертва, тожественная Голгофской, однако она не является ее повторением и не нарушает ее однократности и единовременности, хотя в ней мы имеем многократное явление этой Жертвы для нас (и в этом смысле как бы ее повторение). В этой единственности ее объективной и множественности для нас субъективной, неповторяемости и повторяемости состоит своеобразная антиномия евхаристического богословия, которое в попытках тщетного ее рационализирования и снятия порою изнемогает. Соотношение между Жертвой и жертвами, Голгофой и алтарями не есть временно-локальное, но динамическое, – оно основывается на везде – и всегда – присутствии Христа в каждом из моментов Его земной жизни. Голгофская жертва единожды во времени и в определенном месте принесенная, уже всегда приносится, ибо данный момент времени живет в вечности, имеет всю ее силу, а потому и значимость во веки веков. На этом и основано символически-реальное ее повторение во времени, как воспоминание: «Сие творите в Мое воспоминание». Но в это воспоминание, входит не только преложение Святых Даров с жертвенным разъятием тела и Крови (знаменующее смерть Христову) и их приношение, но и Голгофское излияние Крови и воды, которое также, единожды совершившись, сохраняет силу для вечности. И оно не есть Причащение (соответствующее и ветхозаветному вкушению жертвенного мяса), но именно излияние жертвенной крови, составляющее существенный момент в ветхозаветном жертвоприношении. В частности, относительно жертвы за грех закон установляет: «...и возложит священник помазанный крови тельца, и внесет ее в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь, и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесой святилища. И возложит священник крови (тельца) пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания» ( Лев.4:5–7, 16–18, 25, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010