Среди священно- и церковнослужителей и церковных активистов Пермской епархии, репрессированных в 1937-1938 гг. по обвинению в участии в террористических и повстанческих организациях, более 60% составляли люди в возрасте от 50 до 90 лет (основная группа - 60-70-летние священнослужители), 2/3 священников были выходцами из семей священно- и церковнослужителей. В отличие от других регионов в Пермской епархии в 20-30-х гг. XX в. служили преимущественно священники, рожденные в Прикамье. С авг. 1938 г. руководство Пермской епархией осуществлял благочинный свящ. Николай Павлович Пшеничников, служивший в Успенской (Старокладбищенской) ц. в Перми. По-видимому, благодаря его усилиям в кон. 1938 - 1-й пол. 1939 г. количество таинств и обрядов, совершавшихся в Успенской ц., резко возросло. В окт.-дек. 1938 г. было совершено 377 крещений, 213 отпеваний, 21 венчание. В янв.- июне 1939 г. в Успенской ц. совершено 1951 крещение, 849 отпеваний, 68 венчаний (Там же. Ф. 641/2. Оп. 1. Д. 31025. Л. 120). В июле-авг. 1939 г. причт и актив Успенской ц., включая благочинного (10 чел.), были арестованы. Свящ. Николая Пшеничникова обвинили в том, что он «создал и возглавил контрреволюционную организацию церковников в городе Перми, куда завербовал активных церковников: Симонова, Логинова, Пьяных, Лукаша-Андроника, Лычникова, Оборину, Панову, которые по его заданию проводили контрреволюционную пропаганду среди населения, объединяли верующих вокруг церквей» (Там же. Л. 99). Шесть чел. были приговорены к 5 годам ИТЛ. М. Г. Нечаев Пермская (Молотовская) епархия в 1941-1990 гг В июне 1941 г. в Прикамье (на территории Молотовской обл.) функционировали 8 церквей и часовня. Из них 6 церквей и часовня находились в юрисдикции Московской Патриархии: Иоанно-Богословская в г. Лысьва, Пророко-Ильинская в с. Усть-Сыны, Петропавловская в с. Симонята, Всехсвятская в пос. Дедюхино (в черте г. Березники), Иоанно-Златоустовская в с. Шубине, Духовская в с. Засполове, Сретенская в с. Романове. Обновленческие общины занимали 2 церковных здания: Троицкую ц. в с. Лёнва (в черте г. Березники) и часовню в с. Покча. До образования в сент. 1943 г. Совета по делам Русской Православной Церкви храмы открывались решением СНК СССР. С начала войны до восстановления Молотовской (Пермской) епархии (июнь 1941- сент. 1943) в Прикамье было открыто 13 правосл. церквей, переданных в управление патриаршему местоблюстителю митр. Сергию (Страгородскому).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 379 об.- 434 об.; миниатюры с М. на л. 430, 431 об.). М.- в традиц. монашеском одеянии, на голове клобук, его внешность отличается от облика прп. Сергия только отсутствием нимба. Рассказ «О посещение Богоматере к святому» вошел как отдельный цикл в лицевой троицкий список Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 261-265; см. также литографированное воспроизведение миниатюр с раскраской в лаврском изд. 1847 г.: Обитель прп. Сергия. 2014. С. 282-283. Кат. 327). На миниатюрах М. одет, как и его наставник, в рясу (серовато-зеленого или синеватого оттенков), короткую мантию и округлый клобук, возрастом подобен прп. Сергию, индивидуальные черты не выражены, борода густая и округлая, средней величины. Во 2-й композиции его имя в соответствии с упоминанием в тексте подписано («Михи»), в остальных - образ опознается по описанию событий. На 2 миниатюрах, сразу после чудесного явления и во время совместной молитвы с учениками, вокруг головы М. обозначен нимб. Однако в целом среди братии и ближайших учеников фигуру М., ввиду отсутствия подписи и персональных признаков, выделить невозможно. В кон. XVII - нач. XVIII в. рукопись была скопирована и оказалась в б-ке имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Прп. Михей Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор ТСЛ) Композиция «Сергиева видения» воспроизводилась на картинах (образ на холсте 1-й пол. XIX в., ГМИР; в левой руке М. ¾ кадило) и рисунках (1838, ЦАК МДА; кон. XIX - нач. XX в., В. К. Бондарев, РГБ), а также на многочисленных гравюрах и литографиях сер. XVIII - 2-й пол. XIX в., преимущественно исполненных по заказам или вышедших из мастерской Троице-Сергиевой лавры. К ним относятся, напр., 2 резцовые гравюры сер. XVIII в. (ГИМ), литография с раскраской по рис. И. С. Болдырева (1868, СПГИАХМЗ) и аналогичный по иконографии, но зеркальный по композиции эстамп 1874 г.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

399-406 ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению 406-415 415-416 ЖЭНЬ [древнекит.- гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры 416-417 ЖЮМИЛЬЯК Пьер Бенуа де (1611 - 1682), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения 418-420 420-421 422-425 425-427 427-430 «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 430-432 432-433 ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) 433-437 437-438 ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна (род. 26.06.1957), музыковед, исследователь рус. церковного пения и богослужебной книжности, педагог, д-р искусствоведения 438-439 439-441 ЗАБУГА Николай Петрович (род. 13.03.1951), прот., ректор КДА, председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) УПЦ 441-442 442-444 ЗАВАДСКИЙ Василий Григорьевич (60-е гг. XIX в. - 1-я пол. 30-х гг. XX в.), дирижер, регент, преподаватель пения, композитор ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви 444-445 445-449 ЗАВЕТ в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры 449-457 «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей 457-461 ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ жанр евр. лит-ры эпохи Второго храма, воспринятый и получивший развитие в раннем христианстве 461-468 ЗАВИСТЬ желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей 468-473 473-477 477-478 478-480 ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские

http://pravenc.ru/vol/xix.html

С 30-х гг. XVI в. в З. в основном среди мелкой и средней венг. шляхты распространялась Реформация , преимущественно в форме кальвинизма . К кон. XVI в. к кальвинизму присоединилось все венг. население комитатов Унг, Берег, Угоча и часть населения Марамороша. Начавшаяся в первые годы XVII в. Контрреформация затронула З., в т. ч. его правосл. население, в отношении к-рого католики осуществляли активную прозелитическую деятельность. Правосл. Церковь в З. находилась в этот период в упадке: социальное положение правосл. духовенства почти не отличалось от положения их преимущественно сельской паствы; клирики, так же как и крестьяне, были обязаны нести феодальные повинности в пользу землевладельцев. На протяжении 1-й пол. XVII в. венг. магнаты в З. и нек-рые епископы, занимавшие Мукачевскую кафедру, пытались заключить унию, но наталкивались на сопротивление паствы и резкое противодействие трансильванских правителей-протестантов, владевших 2/3 территории края. Вслед. этого униат. деятели перебрались в Унгвар под защиту католиков Другетов. 24 апр. 1646 г. в замке в Унгваре А. Другет (Якушич) при поддержке владелицы замка и ее брата католич. еп. Эгерского Дьёрдя Якушича заключил унию (см. Ужгородская уния ), в соответствии с к-рой Мукачевская правосл. епархия перешла в юрисдикцию папы Римского (в 1780 униат. Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С правосл. стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии ок. 600 чел.). Ужгородскую унию признало правосл. духовенство комитатов Унг, Шарош и Земплен, к 1664 г.- комитатов Берег и Угоча. Дольше всего Православие сохранялось в Марамороше, где распространению унии препятствовали поддерживавшие протестантов трансильванские князья. Время от времени там действовали правосл. Мараморошские епископы, чья кафедра находилась в Успения Пресв. Богородицы мон-ре (совр. с. Угля Тячевского р-на Закарпатской обл.). К сер. XVII в. в Марамороше помимо Успенского и Михаило-Архангельского в с.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Новоапостольская церковь , появившаяся в П. в 80-х гг. XX в., в наст. время насчитывает ок. 800 чел. Иеговы свидетели , прибывшие в П. в 1924 г., в 2000 г. насчитывали 10 тыс. чел. в 86 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) насчитывают, по данным самой организации на 2019 г., 93,8 тыс. чел. в 134 общинах. В 1948 г. создана 1-я община. В 1977 г. в стране создано миссионерское отд-ние. В 1980 г. крещены 200 индейцев нивакле, общее количество приверженцев церкви составило 3 тыс. чел. С 2002 г. в Асунсьоне действует храм. Иудаизм В 2002 г. в стране проживали 1100 евреев (в основном ашкеназы). В 2005 г. в столице функционировали 3 синагоги: ашкеназская, сефардская и движения Хабад. Первыми поселившимися в П. евреями были обращенные в христианство выходцы с Пиренейского п-ова, продолжающие исповедовать иудаизм втайне. К нач. XIX в. они ассимилировались. В кон. XIX в. началась миграция евреев в П. преимущественно из стран Европы. В нач. ХХ в. в страну прибыли сефарды (в основном из Палестины) и ашкеназы из России и Польши, в 20-х гг. ХХ в. - евреи из Польши и Украины. В 1917 г. сефарды построили 1-ю синагогу. В 1920 г. ашкеназами из России и Польши был создан Еврейский союз Парагвая. В 30-х гг. XX в. в страну переехали ок. 20 тыс. евреев из Германии. Новая волна миграций произошла после второй мировой войны, но постепенно евр. беженцы переселились из П. в Аргентину, Бразилию и Израиль. Оставшиеся в П. живут гл. обр. в Асунсьоне и его пригородах. Ислам Ислам в 2002 г. исповедовали 872 чел., гл. обр. потомки мигрантов из Сирии, Ливана и Палестины. Мусульмане проживают в основном в столичном регионе и в г. Сьюдад-дель-Эсте, где расположена самая большая мечеть П.- Праведных Халифов (Эль-Хулафа-эр-Рашидин). В стране также существуют мечети Халида ибн аль-Валида и Пророка Мухаммада (построена в 1994). Буддизм Распространился в П. после приезда иммигрантов из Тайваня во 2-й пол. ХХ в. Буддийские храмы существуют в Асунсьоне, Ламбаре, Сьюдад-дель-Эсте и Энкарнасьоне. Число буддистов на 2002 г.- 2088 чел. Индуизм

http://pravenc.ru/text/2578963.html

В 1281-1293 гг. правитель М. был одним из основных участников войн за владимирское княжение между Димитрием и Андреем Александровичами, в 1293-1303 гг., несмотря на разорение М. во время Дюденевой рати (1293), участвовал в борьбе за Переяславское наследство. В 1300 г. московская территория расширилась за счет центральной, западной и северной волостей Коломенского удела Рязанского княжества, в 1303 г.- за счет основной части Можайского удела Смоленского княжества. Т. о., пределы Московского княжества выросли после присоединения земель верхнего и нижнего бассейнов р. Москвы и левобережья В. Оки. Контроль над ними позволял московским князьям устанавливать и собирать в столице, в присоединенных к ней городах и в ряде поселений значительные торговые и таможенные сборы. В нач. XIV в. фиксируется приход последней группы вятичей из Черниговской земли (в Подмосковье они насыпали курганы на р. Пехорке). В XIV в. внутренняя колонизация, развитие станов и волостей в различных частях Подмосковья осуществлялись за счет постепенной расчистки широколиственных и сосновых лесов, увеличения в оставшихся дворцовых медовых бортей («Васильцево сто»), распашки преимущественно дерново-подзолистых почв Клинско-Дмитровской гряды, прибавления водяных мельниц, развития скотоводства и птицеводства, а также охоты на пушного зверя. Осуществлялось переселение людей из задолжавших ордынский «выход» княжеств Сев.-Вост. Руси на новые и малоосвоенные подмосковные земли под наблюдением великокняжеских наместников и волостелей (в нач. 30-х гг. XIV в. из Ростова в Радонеж переселились семья и родственники прп. Сергия Радонежского). При этом вдали от М. поощрялась организация слобод, в к-рые новыми льготами привлекали людей из др. земель страны (до 1336 возникли Великая (Юрьева), Замошская и Окатьева слободы). В таких поселениях «после истечения срока льготы слобожане лишались своих привилегий, слободские поселки входили в состав княжеских владений, дворцовых или черных волостей» ( Веселовский. 2008. С. 12). Вокруг старых и новых поселений в Подмосковье на холмах и у водоразделов рек в 1-й пол.- сер. XIV в. строились укрепления.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОРИЦЫН [Нарицын] Петр, рус. духовный композитор 1-й пол.- сер. XVIII в. Автор партесных обработок песнопений литургии знаменного, греческого и др. распевов для 4-голосного хора (дискант, альт, тенор, бас). Биографические сведения о Н. не найдены. Н. Ф. Финдейзен назвал Н. духовным композитором кон. XVII в. ( Финдейзен. 1928. С. 331). Н. В. Гурьева предположила, что Н. и государев певчий дьяк Петр Покровец - одно и то же лицо, хотя нет никаких данных о том, что Н. жил в это время, был государевым певчим в 1654-1693 гг., а также о том, что Петр Покровец был автором к.-л. песнопений ( Гурьева. 2000. С. 11). Обработки Н. имели достаточно широкое распространение в России, они сохранились в рукописных сборниках (преимущественно в Обиходах ), происходящих из московских церквей Петра и Павла у Яузских ворот (ГИМ. Син. певч. 1099, подписан синодальным певчим Феодором Петровым), Симеона Столпника за Яузой (ГИМ. Епарх. певч. 4), из угличского во имя святителя Алексия, митрополита Московского, мужского монастыря (ГЦММК. Ф. 283. 496, партия дисканта), Архангельска (РНБ. Ф. 1260. Q. 75), тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983 (у Финдейзена ошибочно указан 3933)), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря (РНБ. Солов. 1194/1338, 1194/1320, 1194/1351, 1194/1353), Успенского собора г. Кинешмы (ГИМ. Син. певч. 1286), Спасской ц. с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ. (РНБ. Ф. 1260. Q. 17, партия дисканта), соликамского во имя Святой Троицы мужского монастыря (ГИМ. Син. певч. 789, партия альта; 791, партия тенора), Пыскорского Спасо-Преображенского мон-ря (Соликамский у. Пермской губ.) (ГЦММК. Ф. 283. 508, партия баса), Киево-Печерской лавры (НБУВ ИР. 42 п/XVIII-21, партии дисканта, тенора и баса). Н. мог быть певчим или уставщиком одного из этих певч. центров. Большинство певческих рукописей с произведениями Н. было создано в 30-50-х гг. XVIII в. Обиход из угличского Алексиевского монастыря создан в 1734 г. (Л. 1 об.), а наиболее поздний список произведений Н. из коллекции Николая и Петра Ивашёвых (ГИМ. Епарх. певч. 9) датируется 1786 г. ( Плотникова. 2017. С. 435-450).

http://pravenc.ru/text/2577963.html

В XVI в. под влиянием почитания Е. и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Е.- католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной ( Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка//Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122). Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литов. летописях XVI в. (ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980. Т. 35 (по указ.)). Много неясного остается в истории почитания Е. в Московской Руси. Память святой до сер. XVII в. не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 г. рус. войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Е., не оказало заметного воздействия на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба Е. отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в., включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (=ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235; 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 460-495). А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи рус. святым: ГИМ. Син. 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. 681-F и РГБ. Егор. 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу); Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.), отличающиеся исключительной полнотой набора памятей рус. святых и праздников (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194; 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; 4, 5; Naumow, Kaszlej. Rkopisy cerkiewnosowianskie w Polsce. 2004. S. 282-284; N 592). Память Е. приведена в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 318 об.), в нек-рых списках «Описания о российских святых» (С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.). В качестве дней памяти Е. иногда указываются 22 и 24 мая.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Зап. фасад Гребневской ц. с фресковым изображением Гребневской иконы Божией Матери. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГНИМА) Зап. фасад Гребневской ц. с фресковым изображением Гребневской иконы Божией Матери. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГНИМА) Несмотря на активизацию почитания Г. и. в нач. XVIII в., оно, по-видимому, имело преимущественно местный, московский характер. В сб. «Солнце пресветлое» Моховиков приводит малоизвестную дату явления иконы - 21 авг. (повторена в Клинцовском иконописном подлиннике XVIII в.) и следующий текст: «...и многа чюдеса творит и в нынешняя роды, потребляя иконоборную ересь, яко паучинныя сети зле растерзая», отмечая, что «назади честныя иконы подпись сия списана подлинно». Списков Г. и. XVIII-XIX вв. известно крайне мало, напр. икона сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. во имя сщмч. Мирона при лейб-гвардии Егерском полку в С.-Петербурге (ГРМ); такая же икона, очевидно выполненная в той же мастерской (находится в частном собр.), является мерным списком чудотворного образа (53,5×40,5 см); на ее нижнем поле помещено клеймо с надписью: «Истинное изображение и мера чюдотворные иконы Пресвятыя Богородицы именуемыя Гребневския которая от многих лет в стране гребневских казаков чюдесы просияваше и в лето 6989 правильно - 1380] благоверному и великому князю Димитрию Иоанновичю Московскому возвращающемуся с победою с брани царя Ордынского Мамая яко многоценный дар от вышереченных казаков поднесенныя иже и ныне приходящым с верою чюдеса изливает». С XVIII в. Г. и. иногда встречается в произведениях с изображениями свода чудотворных икон Божией Матери - на гравюрах ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 484. 218) и на иконах: 1722 г. работы Ивана Дорофеева (частное собр.; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в.: Альб. М., 2006. Кат. 10), кон. XVIII в. из Благовещенской ц. в Череповце (ЧерМО) и сер. XIX в. из частного собр. за рубежом; в 2 последних случаях Г. и. показана в «зеркальном» варианте ( Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 202-203; Bentchev I. , Haustein-Bartsch E. Muttergottesikonen. Recklinghausen, 2000. Taf. 2). Известна литография «Изображение чудотворныя иконы Гребневския Божией Матери», изданная в Москве в 1865 г. (РГБ; опубл.: Москва православная. С. 547), на к-рой икона представлена в сплошном окладе с шитым убрусом и камнями. Как и др. рус. чудотворные иконы Божией Матери, Г. и. была представлена в росписи храма Христа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Ок. четверти собрания составляют книги Свящ. Писания, творения отцов Церкви и богослужебные рукописи, датируемые преимущественно XVI-XVII вв. Среди них велика доля певч. рукописей крюковой нотации XVII-XX вв. (ок. 100). Наиболее ранними являются Апостол-апракос 2-й пол. XIV в. рус. извода (РГБ. Ф. 98. 18) и Евангелие-апракос кон. XIV - нач. XV в. рус. извода (Там же. 108). Др. значительную часть коллекции составляют рукописи патристического, богословско-учительного, аскетического, полемического содержания, памятники древнерус. оригинальной и переводной лит-ры. В этой группе выделяется новгородское Учительное Евангелие 2-й четв. XVI в., украшенное миниатюрами, инициалами и заставками работавших позднее (после 1548) в Кремле мастеров. Из царской мастерской, несомненно, происходит и т. н. Егоровский сборник, содержащий 330 великолепных миниатюр (Там же. 1844), сборник имеет тесную связь с Лицевым летописным сводом, создававшимся кремлевскими мастерами в Александровой слободе после переезда туда царя. В числе древнейших книг этой группы - Лествица прп. Иоанна Лествичника серб. извода кон. XIV (?) - нач. XV в. (Там же. 380). Особо ценным является список 30-х гг. XV в. «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха , в к-ром отразились черты древнейшего рус. летописания XI в. В собрании много Житий рус. и южнослав. святых, а также сказаний об иконах Божией Матери в разновременных списках. Среди старообрядческих сочинений, большей частью написанных в поморском согласии , присутствуют 2 первоначальных, поданных властям экземпляра «Поморских ответов» , подписанных 9 представителями Выголексинского общежительства во главе с Даниилом Викулиным , а также большое число списков этого сочинения XVIII-XIX вв. Неск. списками представлен и др. важный старообрядческий памятник - «Дьяконовы ответы» . Коллекция включает старообрядческие сочинения исторического (в т. ч. значительное число списков «Истории о зачале Выговской пустыни» И. Ф. Филиппова , «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семена Денисова (см. Денисовы )), житийного, эсхатологического содержания, полемические произведения, в т. ч. труды учителей старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/189529.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010