Приведу пример. Бог, через ангела, обещал Деве Марии, что Ее Ребенок " будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца " (Лк. 1:33). Через некоторое время ангел повелевает Иосифу взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, " ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его " (Мф. 2:13). Была ли опасность, которой подвергался Младенец, реальной? Конечно, была, иначе зачем же среди ночи бежать в Египет! Бог определенно хотел, чтобы Иосиф отнесся к ней, как к реальной. Как же Бог обещал, что Иисус будет царствовать вовеки? Потому, что Он определенно знал, что через послушание Иосифа Иисус избежит смерти во младенчестве. Итак, зачем же Бог дает нам обетование сохранить нас до конца? Чтобы мы не колебались в нем неверием. Зачем Он нас предостерегает? Чтобы мы остерегались. Дорога, на которой во всех опасных местах расставлены яркие и издалека заметные предостерегающие знаки, по-настоящему безопасна. К тому же Бог, в отличие от дорожной инспекции, может не только установить предостерегающие знаки, но и вложить в нас желание и способность избежать опасности. Например, Господь обещает: И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10:28). А Апостол предостерегает: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8). Есть ли здесь противоречие? Блаженный Августин объясняет, что нет: Явился искуситель, было место, было и время; но что я не согласился на козни их, Ты меня удержал. Пришел темный искуситель, и что я его презрел, Ты меня укрепил. Пришел искуситель вооруженный и сильный; но что он меня не одолел, Ты его обуздал. Пришел искуситель, преобразившийся в светлого ангела; и что меня не обманул, Ты ему воспретил; и что я узнал его, Ты меня просветил (Цветы благодатной жизни, стр. 116). Таким образом Бог сохраняет нас в спасении, научая нас трезвиться и бодрствовать, и не давая нам впасть в неверие или пребывать в нераскаянном противлении. Он заверяет, что вполне в состоянии это сделать: Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь (Иуда 24-25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

п.), подошли ко мне начальствующие и сказали: народ израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от хананеев, хеттеев... потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших, и главнейших была в сем беззаконии первою» ( 1Ездр.9:1–2 ). Эти слова показывают ясно, что уже началась предварительная работа по части разобщения евреев от других народов. Может быть, здесь разумеется деятельность пр. Малахии, что весьма вероятно, но во всяком случае Ездра уже знает об этом, даже – можно догадываться – руководит начавшимся движением. Вот почему, при его вступлении в Иерусалим, лица, заправлявшие этим движением, являются к нему и дают отчет о положении дел, не дожидаясь вопросов с его стороны, будучи вполне уверены, что они говорят именно о том, о чем прежде всего Ездра и хочет знать. „Услышав это слово (т. е. донесение начальствующих), я, – говорит о себе Ездра, – разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный» ( 1Ездр.8:3 ). Это еще вовсе не говорит за то, чтобы все услышанное было для Ездры неприятной новостью и полной неожиданностью 63 . Теперь все действия Ездры направляются к тому, чтобы поразить воображение народа, заставить его поразмыслить о глубине своего нравственного падения и вызвать в нем покаянные чувства. Этой же цели служат, между прочим, чрезвычайно сильные лирические излияния Ездры, которые начинаются словами: „Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе»... ( 1Ездр.9:6–9 ). Конечно, прегрешения Израильского народа были важны и многочисленны, но Ездра, применительно к свой цели, сводит их к специальному ряду условных преступлений закона, именно к бракам с иноплеменницами 64 . В заключительном увещании Ездра опять выставляет браки с иноплеменницами, как самую черную, – чтобы не сказать единственную в своем роде, – неблагодарность со стороны народа за многочисленнейшие и величайшие благодеяния Бога ( 1Ездр.9:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«Дабы нам не быть уже рабами греху». При содействии благодати Божией, надобно всеми силами достигать того, чтобы «тело греховное, было упразднено». Это необходимо для того, «чтобы нам не быть уже рабами греху», чтобы нам не предаваться грехам, и всячески стараться не грешить. Св. Златоустый кратко изъясняет так: «сказав: Да упразднится тело греховное, он присовокупил: яко ктому не работати нам греху. Желаю, чтобы тело было мертво, но не в том смысле, чтобы оно разрушилось и погибло естественною смертию, а в том, чтобы не грешило» 71 . 7. Умерый бо освободися от греха. «Ибо умерший освободился от греха». Мертвым Апостол называет того, кто в купели святого крещения, при погружении в воду, таинственно умер вместе с Иисусом Христом, умершим на кресте за грехи мира, и чрез то усвоил себе силу смерти Христовой, истребившей грех мира; а таким образом умер греху, и чрез победу Иисуса Христа над смертию, сделался свободным от греха. Прежде смерти Иисуса Христа, принесенной в умилостивительную жертву за грехи мира, грех господствовал над людьми, и никто не имел возможности освободиться от него. А когда Иисус Христос воспринял грехи мира на самого Себя, и грехи наши Сам вознес телом Своим на древо ( 1Пет.2:24 ): с того времени, для всех верующих в Иисуса Христа, грех потерял свою силу и перестал господствовать; верующий в Христа в святом крещении умер греху и чрез то освободился от греха. В крещении и наследственный грех и все свободные грехи (если крестился человек уже взрослый) отпущаются; а в последующее время верующий, при помощи благодати Христовой, должен удаляться грехов; а если, по немощи, согрешит, то грех опять и опять умирает, как скоро христианин обращается ко Христу Спасителю с истинным раскаянием. Святый апостол Иоанн учит: кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякого греха. Аще речем, яко греха не имамы, себе прелщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякие неправды ( 1Ин.1:7–9 ). Таким образом умерший греху в крещении освободился от господства греха, и самые падения в грех, случающиеся по немощи человеческой, не лишают его этой свободы; потому что, при доброй совести, он имеет возможность во всякое время освободиться от греха, по наставлению Богослова: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякие неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Сатана просил...». Подобно тому как диавол некогда искушал Иова ( Иов.1–2 ), он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел. Лк.22:32 .  но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Господь особенно и прежде всего молился о Петре, чтобы не оскудела его вера, конечно, молился потому, что Петру, при его горячем, подвижном характере, более чем другим апостолам грозила опасность падения. При этом Господь объявляет Петру и утешение: он хотя на время и отступит от Христа, но потом обратится снова к Нему и станет даже утверждать в вере других братьев своих, т.е., вероятно, иудеев, а не апостолов, как толкуют преимущественно католические экзегеты, видящие здесь основание для католического учения о непогрешимости папства. Лк.22:33 .  Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. (См. Мф.26:33, 35 ). Лк.22:34 .  Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (См. Мф.26:34 ). Лк.22:35 .  И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Слово о «мече» (стих 36) находится только у одного евангелиста Луки. Господь спрашивает об их первом путешествии, в которое Он послал их ( Лк.9:1–6 ). Вопрос Его сам собою предполагает отрицательный ответ со стороны апостолов. Лк.22:36 .  Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; Теперь наступает иное время. Нужно все иметь самим, нельзя рассчитывать на помощь со стороны мира. «А у кого нет». Чего? Естественнее всего прибавить: мешка с деньгами, или просто: денег. Такому человеку в новых обстоятельствах нужно непременно приобрести меч, и для этого, не имея денег, он должен продать свою верхнюю одежду. Словом о «мече» Господь хочет сказать не то, что ученики во время своих миссионерских путешествий должны будут прибегать к защите себя оружием, т.к. Господь неоднократно внушал им, что Сам Бог их будет, когда нужно, защищать (ср. Лк.21:18 и др.). Нет, Господь хочет этим сказать, что отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые, против них вооружится весь мир, и им нужно быть готовыми ко всему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Исправление претыкающимся Даны были Жене крыла большого орла Солнце соделал Бог обителью в небесах ( Пс. 18, 5 ), то есть Христос соделал Свою обитель в Пречистой Деве Марии. Из этого ясно, что солнце своей светлостью превосходит все небесные светила. Так и Пречистая Дева Мария превосходит не только других жен и всех земнородных святых, но и самих бесплотных духов, исполнением благодати Божией, преизяществом Материнства Божия и несравненного Девства. Поэтому Святой Дух в Соломоновых Притчах говорит: Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы ( Притч. 31, 30 ). Здесь следует знать, что мы не отказываемся от того, что Богородица Мария была человеком и женщиной по естеству, как и другие жены. Но мы говорим о Ней как о Жене, имея в виду только то, что она человек и женщина по естеству, а все остальное в Ней выше естества. Нехорошо сравнивать Ее с другими женами, как злословите вы, противники. Равен ли владыка рабу, хотя тот и другой люди? Равен ли ливанский кедр терновнику, хотя оба они деревья? Равен ли лев мухе, хотя и то, и другое животные? Равна ли гора долине, хотя и то, и другое земля? Так и Пречистая Дева Богоматерь не может быть равна другим женам, хотя и называется этим именем, Благословенная в Женах. Так что это не укор для Матери, быть дважды названной Христом Женой. Это было сделано по тайной причине, о чем сказано выше. К тому же следует знать, что это имя, жена, употреблялось и по отношению к деве, и не деве, или замужней. Изучите Писание и увидите истинность сказанного. В Книге Бытия, в главе 3, Священное Писание называет Еву женой прежде, чем ее познал Адам, десятки раз и более. И сказал змей жене ( Быт. 3, 1 ), и сказала жена (Быт. 3, 2), и увидела жена, что дерево хорошо для пищи ( Быт. 3, 6 ), и сказал Господь Бог жене ( Быт. 3, 13 ), и сказал прочее, смотри в этой главе. Также смотри в Книге Бытия, глава 24: когда Авраам посылал своего раба искать девицу, невесту своему сыну Исааку, раб сказал своему господину Аврааму: может быть, не захочет женщина идти со мною ( Быт. 24, 5 ). Здесь девица невеста называется женой, и очень хорошо. Если говорится о муже ка основании зрелого возраста, независимо от познания женщины, то почему дева, достигнув зрелого возраста, не может быть названа женой, хотя и пребывает девой, не зная мужчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но рассмотрим эти слова Господа по порядку и вложим их в сердце наше. 1) Учениками Христовыми называются не только апостолы, но и все христиане. Почему? Потому что учение Его принимают и тому последуют. Ведь ученик называется учеником, потому что учится у учителя. В силу этого и читаем в Деяниях Апостольских, что и в то время все христиане назывались учениками. Посему надо христианам, как ученикам Христовым, от слова Его и от примера жизни Его учиться добрым нравам и им последовать. Ибо ученикам должно быть подражателями и слову учения и примеру жизни учителя. Иначе и учениками быть и называться истинно не могут. Поэтому говорит Господь: Научитесь от Меня (Мф 11:29). И еще: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:15). Если же слово Христово принимаешь как истину, – оно и воистину есть истина, – и видишь во Евангелии божественные нравы Его, то учишься ли, как ученик от учителя, и исправляешь ли нравы твои по тому правилу, рассуждай. Ведь непременно должен учиться от Христа тот, кто хочет христианином быть. Ибо христианин – это ученик Христов. 2) Что значит отречься от себя? Ответ. Знаешь ли, что делают люди, когда видят, как иных, которых не любят, бьют и уязвляют, или другое какое зло им причиняют? Нерадят и небрегут о них, и не имеют к ним никакого сожаления. Это к себе приложи и поступай с собой, как со врагом, которого не любишь, отсеки волю твою и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавидь себя для блага же твоего, и не люби во зло. Что в естество вошло после создания (Адама), то все, как непотребное, отсекай, делайся иным, чем прежде был, – лучшим. Пусть будет цело то, что Бог создал, но от того, что потом вошло, – отвращайся. Каждый человек сам себе первейший враг, враждуй же на себя, а не на других. Никто тебя не обидит, если сам себя не обидишь. Не гневайся же на других, а гневайся на себя. Когда хвалят тебя, не утешайся тем, а когда гонят и поносят, не скорби. Человек после падения ветхим человеком сделался, в похоти тлеющим. Отрекись же от ветхого человека, отрекись от всякой похоти, которая враждует на душу, созданную по образу Божию. Отрекись от стыда и страха, который не полезен ей, и не стыдись и не ужасайся там, где слово Божие не велит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

17 . И действительно, обычно он вредит нам всеми возможными способами, но особенно через язык и уста. Ибо никакой орган не подходит ему столь [хорошо] для нашего обольщения и погибели, как невоздержный язык и необузданные уста. Поэтому у нас много падений, поэтому у нас тяжкие преступления. И показывая, как легко пасть через язык, некто говорил: «Многие пали от... меча, но не столько, сколько павших от языка» ( Сир.28:21 ). И опять-таки показывая тяжесть этого падения, он сказал: «Преткновение от земли лучше, нежели [преткновение] от языка» ( Сир.20:18 ). И смысл его слов таков: «Лучше упасть и разбить тело, чем произнести такое слово, которое губит нашу душу». И он говорит не только о падениях, но увещает проявлять великую предусмотрительность, чтобы не споткнуться, сказав так: «Сделай ...для уст твоих... дверь и запор» ( Сир.28:29 ), и не ради того, чтобы мы соорудили двери и запоры, но чтобы с великой заботой мы удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем рвении и прежде него мы имеем нужду в помощи свыше, чтобы удержать внутри этого зверя, простерев руки к Богу 29 , говорил: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс.140:2–3 ). Также и тот, чьи увещания приведены выше, говорит: «Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои» ( Сир.22:31 ). Ты видишь, что и тот, и другой боится падений такого рода, скорбит, дает советы и молится, чтобы язык был бдительно охраняем? 18 . Но почему, спросит кто-нибудь, если этот орган приносит нам столько вреда, Бог вообще дал нам его? Потому, что он приносит и великую пользу, и, если мы прилагаем старание, он приносит только пользу и никакого вреда. И в самом деле, послушай, что говорит тот, чьи слова мы привели выше: «Смерть и жизнь – во власти языка» 30 . И Христос выражает ту же самую [мысль], говоря: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Ибо язык занимает промежуточное положение и ты властен пользоваться им к пользе или ко вреду. Так же и меч лежит посередине: если ты будешь использовать его против неприятеля, он станет орудием твоего спасения, если же ты нанесешь удар самому себе, то не естество железа, но твое беззаконие станет причиной этой раны. Так будем рассуждать и о языке: это меч, лежащий посередине. Итак, заостри (Ср. Пс.139:4 ) его, чтобы обличать свои грехи, а не наносить удар брату. Поэтому Бог окружил его двойной стеной: преградой зубов и покровом губ, чтобы он не произносил легко и необдуманно непристойные слова. Обуздай его, пока он внутри. А если он не сдерживается? Тогда вразуми его с помощью зубов, отдав его плоть этим палачам и повелев кусать его, потому что лучше, чтобы его теперь кусали зубы за грехи, чем тогда жаждать капли воды и жариться, не находя успокоения (Ср. Лк.16:24 ). Необходимо избегать клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Наш день грядет, братия и сестры! И мы знаем, что будет Солнце Правды, свет Христов и на Русской земле! Мы ждем еще и русской Пасхи, возрождения нашего Славянского Дома. И те, кто хочет нас вести по западному пути, они не понимают душу народа. И те, которые хотят нас вести по восточному пути, ссылаясь на " китайский опыт " , на " японское чудо " , ищут разные примеры, — они тоже ошибаются. Душа русского народа — это православная вера.И, как сказано в этом же Послании Иакова: тело без духа мертво (Иак. 2, 26). И мы это видим, братия и сестры! У русского народа отняли православную веру, а если у тела отнять душу — что происходит с ним? Оно гниет, разлагается. И мы видим, как наш народ без православной веры гниет, разлагается и смердит: грехами, пороками, всяческими непотребствами. Причем разложение это касается и религиозных людей. Мы, бывает, слышим о том, что впадают в грехи и служители Церкви. И многие от этого приходят в растерянность: " А что же нам делать, если и пастыри падают? " .Прежде всего в случае падения епископа, пресвитера или диакона миряне должны знать, что им не принадлежит суд над священнослужителями. Даже больше того: в действительности, мирянину не принадлежит право суда и над мирянами. Верующий не имеет права и самому себе выносить приговор. Апостол Павел говорил: я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор. 4, 3–4). Мирян судит священник, священника и диакона судит епископ, а епископа судит собор епископов. Также сказано: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1 Тим. 5, 19). При этом мнение " внешних " (то есть не принадлежащих к нашей вере) не учитывается. Сказано: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? (1 Кор. 6, 1). (Мнение " внешних " учитывается разве что в отношении выявления у рукополагаемого миссионерских качеств: может ли он расположить к себе и неверующих? [ 3 ])С другой стороны, всегда существовало в Церкви учение о том, что благодать Божия действует и через недостойных служителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1429...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010