Раз ты поставил меня трудиться для Твоей Церкви, защити плоды труда моего. Ты призвал меня к священству, когда я был заблудшим сыном. Не дай мне заблудиться, будучи священником. Прежде всего дай мне благодать сострадания. Дай мне сострадать грешникам в самой глубине сердца. Ведь в этом — наивысшая добродетель… Дай мне сострадать всякий раз, как я буду свидетелем падения грешника. Да не покараю его в надменности, но буду плакать и скорбеть вместе с ним. Сделай так, чтобы оплакивая ближнего своего, я оплакивал бы себя и говорил самому себе: блудница праведнее тебя! Амвросий Медиоланский О покаянии, 2, 8, 67 и 73. Евхаристическая община имеет смысл только в том случае, если стремится стать действительно братской, следуя великому путеводительному примеру первой церкви в Иерусалиме, где практиковалась общность имущества. Когда вера христианского народа стала увядать, эстафету приняли монахи, как показывает текст св. Василия, одного из основоположников монашеского общинного опыта. Монахи должны были стать примером и вдохновляющей силой, чтобы вновь превратить евхаристические общины в место бескорыстной дружбы, место утешения и взаимопомощи, где можно было бы перевести дух среди заботливого внимания и добросердечия, чтобы общины вновь стали объединительными центрами, способными нейтрализовать разъединяющие общество раковые процессы. Итак, братская община есть гимнасий, где упражняются атлеты; благой путь к совершенству, непрестанная тренировка, упорство в заповедях Божиих Цель ее есть слава Божия, по заповеди Господа нашего, но кроме того она хранит и пример святых, о которых говорится в Деяниях апостолов: Все же верующие были вместе и имели все общее (Деян. 2, 44). И еще: у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа: никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32). Василий Кесарийский Большие правила, 7, 4. Не потому ли мы и говорим так долго о Церкви, что, как точно заметил Максим Исповедник, единственная цель духовной жизни состоит в претворении человека в Церковь, в Храм Святого Духа? Глава II ВНУТРЕННЯЯ БИТВА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

и всякий человек, который хранит его и празднует в него субботу от всех своих дел, будет свят и благословен навсегда, как мы. И ты возвести и изъясни сынам израилевым праведность этого дня, чтобы они праздновали в него субботу и не пренебрегали им в заблуждении своего сердца, чтобы они ничего в него не делали из своих нужд, и не приготовляли в него ни пищи ни питья, и не почерпали воды, и не вносили бы и не выносили бы в этот день чрез свои двери никакой тяжести... В этот день мы праздновали субботу, прежде чем кому-либо из смертных было возвещено праздновать её на земле. И Творец освятил этот день, но Он благословил не всех людей и народов праздновать в него субботу, но только Израиля» (глав. 2). 427 «И в 6-й день 2-й субботы (недели) привели мы, по повелению Господню, к Адаму всех животных и всякий скот, и всех птиц, и все, что движется на земле, и все, что движется в воде, по их родам и видам, именно зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, все, что движется на земле, в 4-й, все, что движется в воде, в 5-й день, и Адам назвал их всех по их именам, и как он их назвал, так и было их имя. И в течении этих 5 дней Адам видел все это, мужеский пол и женский в каждом роде, который на земле, между тем сам он был один, и он не мог найти для себя ничего подобного, что было бы ему в помощь. И Господь сказал мне: не хорошо, что человек один; мы хотим сотворить ему помощника, подобного ему. И Господь Бог наложил на него оцепенение, так что он заснул. И Он взял у него для жены одно ребро и вместо него вложил плоть; и он образовал жену и пробудил Адама от сна его. И когда Адам пробудился, то принял её к себе, и познал её, и сказал: это кость от моей кости и плоть от моей плоти; она должна называться моей женой, потому что она взята от своего мужа. Потому муж и жена должны быть едино, и потому оставит человек своего отца и свою мать и соединится со своею женою, и будут они единою плотью» (глав. 3). 428 Далее автор рассказывает о пребывании Адама и Евы в раю, о падении и изгнании их из рая; причем он прибавляет, что Адам и Ева жили в раю 7-мь лет, что у них не было детей до первого юбилейного года, что животные до падения Адама обладали словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Во-вторых, в этой отчаянной ситуации в Самарии, и вновь через переворот, приходит к власти новый царь, выражающий свою полную покорность ассирийскому владыке. Израиль вновь становится вассалом Ассирии. Этого последнего израильского царя звали Ошеа( Осия,732–724): «И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:30). Востоковед Игорь Липовский предполагает, что Осия «представлял интересы тех же сил, что и династия Йеху, то есть яхвистов из израильских племен, компромиссно настроенных в отношении Ассирии» . Свое предположение ученый обосновывает ссылкой на библейский текст: «И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него» (4Цар 17:2). Возможно, прийти к власти Осии помогли сами ассирийцы. По крайней мере, об этом говорит сам Тиглатпаласар III, если только не видеть в этом одно лишь обычное для ассирийских документов хвастовство: «Дом Омри, весь его народ со всем его имуществом я переселил в Ассирию. Так как они свергли ( iskipuma ) их царя Пекаха, я поставил Осию управлять ими» . Риччиотти считает, что для Тиглатпаласара III Осия стал этакой longamanus : «Заговор против Пекаха… мог быть инспирирован самим Тиглатпаласаром… Цареубийца был премирован короной, но признан лишь как царь-вассал, который… должен был, согласно ассирийскому документу, выплатить Тиглатпаласару дань в размере десяти талантов золота и неуточненного количества серебра» .     Гибель Израиля Весь период от смерти Иеровоама II в 747 г. до падения Самарии в 722 г. Финкельштейн называет «предсмертной агонией (the Death Throes) Израиля» . Особенно хорошо эта метафора подходит к последнему десятилетию израильской истории. В 727 году умер Тиглатпаласар III. Время от смерти одного повелителя до интронизации другого – это всегда время нестабильности, особенно на окраинах, где в такие критические моменты «мятутся народы и племена замышляют» (Пс 2:1), как бы им выйти из-под чужеземного ярма.

http://bogoslov.ru/article/4241753

Но это падение явилось спасительным, потому что оно лишало Денницу если не притязания, то надежды на господственное положение на небе и на земле. Громкий голос на небе свидетельствует об этом: «ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа его, потому что низвержен клеветник братий наших» (10). Значит, действительно такова была угроза и опасность от клеветника, который хотел как бы воспользоваться «сошествием с небес» Сына Божия, чтобы в безумии своём занять Его место, ибо говорил о себе: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой. Буду подобен Всевышнему» ( Ис. 13:14 ). «И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя» ( Иез. 28:16 ). Пролог нашего искупления в небе совершился, путь к небу духовно расчищен, первое его предусловие выполнено. Однако при этом возникает следующий вопрос: если сатана и после своего падения, доколе оно не раскрылось во всей окончательной силе своей, не лишён был пребывания на «небе» вместе с воинством своим в качестве «сынов Божиих» ( Быт. 6:2, 3 ) (о которых говорится в связи, с предпотопным человечеством), то как же соединить с ним проявление его действий на земле, а прежде всего искушение прародителей в раю? Как соединить далее его земные образы, о которых говорилось выше (Левиафана и под.), и вообще его разрушительное действие в земных стихиях, явившееся последствием первородного грехами власти в природном мире и над человеками, им чрез то полученной? «И сказал Господь сатане: «вот все, что у него, в руке твоей, только на него самого не простирай руки твоей»» ( Иов. 1:12 ; ср. 2:6–7). Остаётся, очевидно, разуметь, что продолжающееся ещё пребывание сатаны в «небесах», т. е. не окончательное ещё его оттуда низвержение, соединяется с его участием и в делах жизни земной, подобно тому, как это участие даётся небесным ангелам, вестникам и служителям Божиим на земле и хранителям твари. Участие в земной жизни является, таким образом, не несовместимым с пребыванием на небесах, даже если оно и является основным или преобладающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Они не верили пророческому слову закона, следуя его букве; и если оставались верными ему, то из страха, а не из любви к нему или вере в него. «Потому что конец закона есть Христос, пришествие которого во оправдание всех в него верующих было предречено законом.»   ( 43 , 1) Вот почему у Моисея сказано об иудеях: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным»   , имея в виду тех, кто готов повиноваться. (2) И через пророка Исаию сказано о них: «Меня нашли не искавшие, я открылся не вопрошавшим обо мне»   , очевидно, имея в виду времена до прихода Спасителя, после пришествия которого Израиль может слышать слова, обращенные и к нему так же: «Целый день простирал я руки свои к народу непослушному и упорному.»   (3) Неужели не видите теперь, почему он призывал их отвратиться от язычества? Он говорит ясно, что причиной тому были неповиновение и страсть к противоречию. Но и на них распространяется благодать Бога. (4) Апостол говорит об этом так: «От их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность»   и желание покаяться. (5) Говоря о мертвых, Пастырь определенно понимает, что как среди иудеев, так и среди язычников многие из почивших праведников нашли милость у Господа; и они были из числа живших не только до пришествия Спасителя, но и прежде дарования закона; таковы Авель, Ной и другие. ( 44 , 1) Поэтому, говорит он, апостолы и их ученики, проповедовавшие имя Сына Божия, и по смерти продолжали служение свое; по силе своей веры во Христа Господа и благодати его они были вестниками его пришествия среди праведников, ранее их почивших. (2) Далее сказано: «И этих последних они запечатлели печатью своей проповеди. Вместе с ними сошли они в воду и вышли из нее. Но, сошедшие в нее живыми, восстали снова живыми. Те же, что умерли ранее и сошли в нее мертвыми, все же вышли живыми. (3) Благодаря им они возродились снова к жизни и знанию имени Сына Божьего. Поэтому–то они и восстали с ними вместе, и нашли подходящее себе место в единой постройке, встроенные в нее без дополнительного обтесывания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу Глава 1 Прежде изложения этого собеседования с высоким мужем аввою Феоною, считаю необходимым кратко описать начало обращения его; потому что из этого яснее может открыться читателю и заслуга этого мужа, и благодать. Итак, по желанию и власти родителей он очень молодым обязался узами брака. Они по благочестивой заботливости о его целомудрии, опасаясь сомнительного падения поползновенного возраста, сочли нужным предупредить увлечения юности позволительным средством брака. Прожив с супругою пять лет, он пришел к авве Иоанну 18 , который в то время из уважения к святости был избран на должность эконома. Ибо на эту должность никто не вступает по своей воле или честолюбию, а только тот, кого собрание всех старцев, по преимуществу возраста и ради свидетельства веры и добродетелей, признает высшим и превосходнейшим. Когда вышесказанный юноша с набожным расположением пришел к блаженному Иоанну, принеся благочестивые дары вместе с прочими владельцами, приносивших упомянутому старцу десятины и начатки своих плодов из своего имущества, и когда старец увидел, что они пришли к нему с большими дарами, то, желая воздать им за их благочестивое усердие, начал, по апостолу ( 1Кор.9:11 ), сеять духовное тем, у которых пожинал блага телесные. Итак, предложил им наставление такое. Глава 2. Наставление аввы Иоанна Феоне и прочим, пришедшим с ним Утешаюсь, любезнейшие дети, благочестивой щедростью ваших подарков, и усердное это приношение, распоряжение которым мне вверено, я с благодарностью принимаю, потому что вы с верою приносите ваши начатки и десятины для пользы бедных, как благоприятную жертву Господу. Вы уверены, что этим приношением будет обильно благословлена и полнота плодов, и всего имущества, из которого жертвуете для Господа, и что вы по вере в эту заповедь даже и в этом веке будете наделены многоразличным изобилием всех благ: «чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» ( Притч.3:9–10 ). Верно совершая это благовестное приношение, знайте, что вы исполнили правду древнего закона, под которым состоявшие тогда и преступавшие его неизбежно становились виновными, да и исполнявшие его не могли достигнуть верха совершенства. Глава 3. О приношении десятин и начатков

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Беседа 88 Ин.21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 1. Перемена в настроении ап. Петра после падения. – Петр как учитель мира. – 2. Смирение и кротость ап. Иоанна. – 3. Добрые плоды изучения и размышления о Слове Божием. – Заботы века сего и блага мира сего суть шипы, колющие нас со всех сторон. – Духовные блага услаждают взор. – Еще до награды небесной люди получают здесь плоды добрых дел. – Тоже самое и с дурными делами: еще до ада, они здесь производят терзания совести. – Следствия греха. – Раскаяние Ахава, которому нужно подражать чтобы получить прощение грехов. – Любостяжание разрушает благо, производимое милостыней. – Плоды добрых дел. 1. Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всеми, мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» ( Ин.21:15 ) Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не вспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за овец Моих. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностью, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты знаешь, то есть, и настоящее, и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 8 (1)  Иегова сказал мне: «возьми себе большой свиток и напиши на нём псалом человеческим: (2)  спеши грабить, беги за добычей! Я пригласил к Себе верных свидетелей, первосвященника Урию 59 и Захарию, сына Иеверехиина. (3)  После того я сошёлся с пророчицей. Она зачала и родила сына. Тогда Иегова сказал мне: «дай ему имя: Магер – Шалал – хаш – баз; (4)  потому что прежде, чем ребёнок научится выговаривать: «папа», «мама», понесут пред царём ашшура богатства Дамаска и добычи самарийские. (5)  Иегова еще продолжал говорить со мною и сказал: (6)  «за то, что народ этот презирает воды силоамские, текущие тихо 60 , и в восторге от Рецина и сына Ремалии, за то, вот, (7)  наведёт Господь на них воды реки сильной и обильной – царя ашшура, со всею славою его, и выйдет из всех протоков своих и поднимется над всеми берегами своими, разольется по Иудее, (8)  наводнит и разойдется, до шеи достанет, прострёт крылья свои над всей землей твоей; но – с нами Бог. (9)  Злобствуйте народы, но бойтесь, Внимайте все отдалённые земли! Вооружайтесь, но бойтесь; (10)  Составляйте заговоры, но они расстроятся; Делайте распоряжения, но они не исполнятся; Ибо с нами Бог! (11)  Так говорил мне Иегова, – настоятельно и отвращая меня от подражания этому народу: (12)  «не называйте союзом всего того, что называет союзом этот народ, не бойтесь и не страшитесь того, чего он боится. (13)  Иегову воинств – Его почитайте святым, Он да будет страшен для вас, пред Ним благоговейте. (14)  Он святыня и камень преткновения и скала падения для обоих домов израилевых, сеть и петля для жителей Иерусалима. (15)  Многие из них поскользнулись и пали и разбились, попали в сеть и пойманы. (16)  Кончено наставление, сокрыт закон от учеников моих. (17)  Но я надеюсь на Иегову, сокрывшего лице свое от дома Иакова и уповаю на Него. (18)  Вот, я и дети, которых дал мне Иегова, для указания и предзнаменования израилю от Иеговы воинств, живущего на горе Сион. (19)  И если бы вам сказали: «обратитесь к ворожеям, знахарям, шептунам, колдунам; то разве не к Богу своему должен обращаться народ? или живые – к мертвецам?

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 24 Третья и четвертая притчи Валаама об Израиле. – Притча об Амалике. – Притча о кенеях. – Притча об ассуре, евере и киттиме. Чис.24:1 .  Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения. Чис.24:3 .  И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, «С открытым оком», т. е. с даром пророческого ясновидения. Чис.24:4 .  говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: «Падает, но открыты глаза его», т. е.: хотя пророк (по слабости человеческой) подвержен возможности нравственного падения и (в состоянии пророческого восторга) сильному физическому расслаблению, – его умственное око не перестает прозревать волю Божию. Чис.24:7 .  польется вода из недр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Символом богатства и плодородия берется вода, как непременное условие обильной и богатой растительности 2 . Имя Агаг (LXX: Γγ, слав.: Гог), по всей вероятности, было титулом амаликитских царей, подобно тому, как имена: Авимелех – герарских; Фараон, Птоломей – египетских; Кесарь – римских. Чис.24:17 .  Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Чис.24:18 .  Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Чис.24:19 .  Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова. По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, – говорится в другом месте, – воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такая последовательность необходима, ибо она определяется православным обычаем. По нашему убеждению, учение, чтобы его можно было назвать православным, должно отличаться несколькими качествами. Прежде всего в нем должно быть упомянуто о том, как человек отпал от божественной жизни, и о трагичности его состояния после падения. После этого необходимо сказать о возрождении человека в святом крещении и о том, что это возрождение получает продолжение в Церкви. Учение о возрождении не является православным, если под этим возрождением подразумевается однократное изъявление веры во Христа, поскольку в действительности возрождение продолжается в течение всей жизни и не существует предела совершенству. Можно привести в пример апостола Петра, чьи очи подверглись уже преображению и таким образом смогли узреть славу Господню, так что он удостоился созерцания нетварного света на горе Фавор. И, однако, через несколько дней апостол Петр отрекся от Христа. Конечно, воспоминание о моменте явления божества обратило его к покаянию и плачу, так что падение выглядело особенно страшным в сравнении со значимостью откровения. Но, как бы то ни было, следует отметить силу греховного закона, которая оказалась настолько значительной, что смогла привести человека к падению уже после того, как он получил удостоверение божества Христова. Некоторое оправдание заключается в том, что апостол Петр увидел славу Христову, еще не успев принять крещения, которое совершилось в день Пятидесятницы. Естество апостола еще не было укреплено действием Духа Святого. То же самое можно видеть и на примере апостола Павла. Хотя он и испытывал теснейшее общение со Христом, так что мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), однако при этом выразил и всю боль человеческого естества в таких словах: «...но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010