Такие падения мы видим, читая жития святых. Падения высоких людей научают всякого – блюсти над собой и показывают, что недостаточно бывает собственное старание человека, если он не получит высшей помощи; равно мы – не получим никакой пользы и от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания (Злат.). Мк.14:30 . И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Трижды отречешься от Меня (трикраты отвержешися Мене). Не один раз, а трижды отречешься, т. е. откажешься, что Я твой Господь и Учитель, скажешь даже, что не знаешь Меня. Так и случилось с ап. Петром. Первое отречение его произошло пред привратницей у ворот дома первосвященника Анны, когда та по любопытству спросила его: „И ты не из учеников ли этого человека (Иисуса Христа)?“ В это время послышалось пение петуха, первое около полуночи ( Ин.18:15 ). Второе и третье отречение произошло на дворе первосвященника Каиафы, когда некоторые спросили Петра у огня, где он грелся: „И ты был с Иисусом Назареем?“ ( Мк.14:67 ). и затем: „точно ты из них: ибо ты галилеянин, и наречие твое сходное“ ( Мк.14:70 ). Тут апостол и божился, и клялся, что не знает Иисуса Христа, и снова после сего послышалось пение петуха; это было пред утром. Это было после того, как Иисус Христос предсказал о соблазне апостолов и об отречении Петровом, по совершении тайной вечери. В селение, называемое Гефсимания. Это место или селение было около Иерусалима за долиной Иосафатовой, при подошве горы Елеонской. Туда Господь любил уединяться с Своими учениками, туда Он удалился из Иерусалима на время ночи в последние дни пред Своими страданиями. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам, и что в ней паслись стада жертвенных животных. Отсюда же взяли и повели на заклание и Агнца Божия, Иисуса Христа, внемлющего грехи мира (Воскр. чт. 17 2). Гефсимания значит место выжимания оливок. Такое название произошло оттого, что здесь был сад оливковый и приготовлялось оливковое масло 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Речь идет о внутренней направленности церковного сознания, о том сокровище, про которое сказано в Евангелии, что там, где находится оно, там будет и сердце человека (Мф. 6, 21), и которое составляет внутренний двигатель, внутреннее вдохновение церковной жизни. Для Церкви Христовой таким сокровищем всегда было и всегда будет, и не может не быть, Царство Божие, то есть единство свыше, единство с Богом во Христе Духом Святым. Только для того, чтобы являть его в «мipe сем», и тем спасать мip, оставлена и «странствует» на земле Церковь. Только о нем ее свидетельство и благовестие, только в нем ее жизнь. Можно сказать больше: пришествие в мip Христа и в Нем — единства свыше, заповедь Его апостолам, и это значит — Церкви, проповедовать Евангелие всей твари, крестя «во имя Отца и Сына и Св. Духа», и это значит — вводить в Церковь и созидать ее, внести в «мip сей» последнее и окончательное разделение — «не мир, но меч» (Мф. 10, 34). «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его...» (Мф. 10, 35—36). Но весь смысл этого поистине спасительного разделения, все абсолютное, коренное отличие его от гибельного разделения, внесенного в мир дьяволом и составляющего саму сущность греха и падения, что оно есть обличение, то есть в буквальном смысле этого слова — явление, раскрытие, выведение «на чистую воду» — дьявольской подмены, лжи, превратившей «единство снизу» в идола, а служение ему в идолопоклонство, в отделение от Бога, в разделение жизни, в гибель и смерть. Только потому, что вошло в мip, явлено и даровано и пребывает в нем Божественное единство свыше, может наконец человек уверовать в него, то есть увидеть, принять всем существом своим, полюбить, осознать его как сокровище сердца и единое на потребу. Но тем самым увидеть и осознать всю глубину, весь ужас, всю безысходность падения, скрытого от него доселе дьяволом под лукавым и соблазнительным гримом «единства снизу». То обращение, что неизменно лежит в основе христианской веры, есть прежде всего обращение от «единства снизу» к «единству свыше», отречение от одного для принятия другого, ибо без отречения невозможно принятие, без «отрицания диавола его и всех ангелов его и служения его» невозможно крещальное сочетание Христу. «И враги человеку домашние его». О чем эти слова, как не об «единстве снизу», о всяком «единстве снизу», то есть об единстве, ставшем идолом и идолопоклонством, самостью, самоцелью и, следовательно, разделением жизни? «Не любите мipa, ни того, что в мipe: кто любит мip, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мipe: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мipa сего» (1 Ин. 2, 15—17). О чем эта заповедь Апостола любви, как не об отречении от «единства снизу» во имя «единства свыше», от «мipa сего», ставшего идолом, во имя мира как причастия Божественному единству свыше, как жизни в Боге?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Слово было к Богу». Показывает сущность нераздельную, – великий гром евангелиста против язычников. «И Слово было Бог». Показал неразличимую сущность – великая рана иудеям. «Сей был в начале у Бога». Совечность Его с Отцом заявил: тяжелое падения манихеев. «Все чрез Него стало». Показал абсолютную власть в творении; заградил уста всех еретиков. Поистине благодаря Ему все вещи были сотворены. Небеса – Его создание; земля – творение Его, море – (Его) дело. (Им) был сотворен воздух, свет из ничего стал; ангелы – слуги (Его); силы – служители; херувимы – престолы. Отец есть Бог , и Сын Слово – Бог, и святой Дух, Бог; число Лиц природу (Божества) не ослабило; ни природу Троицы разделило. Но есть Троица, единосущная по силе, по Божеству, по благости, веру нашу основывает и сохраняет. Церковь укрепляет, вселенную освящает, диавола упраздняет; демонов бьет и томит; еврейское обрезание угашает; ошибки языческие устраняет; еретические уста заграждает. 2 . Евангелист же богословствовал (изъяснил учение о Боге) о прежде век не засвидетельствованом Рождении из Отца Сына, сказав в Евангелии: «Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил» ( Ин.1:18 ). И опять же, «был глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Итак, не засвидетельствовано это вышнее прежде всех Рождение, что Един от Единого рожден. И никто не увидел, как Он родил, и как родился, кроме Отца и Сына. Ведь не было времени, – так как он является основателем веков ( Евр.1:2 ). Ангелы не присутствовали; так как Он есть Тот, «Кто творит Ангелами Своими духов небесных» ( Пс.103:4 ). Неба не было, ведь «Словом Господним небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ). Солнца не было, ибо он положил солнце в светило, чтобы светить в день ( Быт. 1:16 ). Не было луны, ни звезд; ведь «луну и звезды, он основал» ( Пс.8:4 ). Не было земли, ибо он сказал: «Да соберутся воды, и да явится суша» ( Быт.1:9 ). Таким удивительным способом Евангелист выразил безначальное бытие (τν ναρχον παρξιν) Слова и прежде веков не засвидетельствованное (μρτυρον) Рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

9 . Что-то скверное есть во мне и встает на дыбы в гордыне греха. Пусть падет оно; пусть будет оно уничтожено. Если оно падет, тогда то, что прежде было падшим, восстанет. Мой «внутренний человек» ( Рим.7:22 ) некогда лежал поверженный, а «внешний человек» ( 2Кор.4:16 ) стоял во весь рост. До того, как я уверовал в Иисуса, все доброе во мне находилось в униженном положении, а злое – торжествовало. После Его пришествия все злое во мне рухнуло, и исполнилось сказанное: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса…» ( 2Кор.4:10 ) и «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ) и прочее. 10 . Падение всех этих пороков есть благо. Об этом падении сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ). Слово «труп» происходит от глагола «падать». Такое падение есть благо, ибо Иисус и пришел, прежде всего, для этого; Он не смог бы ничего восстановить, если бы прежде не было падения. Так пусть же Он сперва придет и разрушит все злое во мне, а когда зло будет разрушено и умерщвлено во мне, пусть то, что есть во мне доброго, восстанет и обретет жизнь, чтобы достичь нам Царствия Небесного во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 17. Евангелие от Луки 2:33–38. Вновь на отрывок, начинающийся со слов: «Иосиф и Матерь Его дивились сказанному о Нем», до того места, где написано об Анне. 1 . Лука, который написал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:34 ),и ясно передал нам, что Иисус был сыном Девы и не был зачат человеческим семенем, также утверждает, что Иосиф был Его отцом, когда говорит: «Отец 7 же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Почему тогда св. Лука называет Иосифа отцом, если он им не был? Тот, кого устроит простое объяснение, скажет: «Святый Дух почтил Иосифа, назвав его отцом, потому что он растил Иисуса». Однако тот, кто ищет более глубокое объяснение, может сказать, что родословная Господа идет от Давида к Иосифу. Каким бы наименование Иосифа отцом Спасителя ни казалось бессмысленным, он назван «отцом» Господа, чтобы дать ему место в родословной. Поэтому Его отец и Мать «дивились сказанному о Нем» – как ангелом и многочисленным воинством небесным, так и пастухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Исправление претыкающимся Даны были Жене крыла большого Орла Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены ( Иез. 44, 2 ) По толкованию святых Отцов, это слово, первенец, означает ребенка, которого раньше не было, что каждый может увидеть в Священном Писании. В Книге Исхода Господь заповедал: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна ( Исх. 13, 2 ). Исходя из этого, ответьте нам, противники, мог ли сказать тот, кто имел только одного сына: «Этот мой сын не первенец, так как после него другие сыновья мои еще не родились, и потому он не подлежит определенному законом освящению?» Не сможете вы, противники, так сказать. Ибо этот первенец, хотя и не имеет братьев после своего рождения, однако он поистине первенец, поскольку прежде его никто не родился. Так должно говорить и в данном случае. Другие святые Отцы говорят, что Христос назван Первенцем по отношению к братьям не по плоти, а по духу: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Их и Сам Христос не стыдится называть братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим ( Евр. 2, 12 ). Но послушаем святого Епифания, который говорит в Беседе 78 о ереси: «Поскольку Евангелист говорит: родила Сына Своего, тем самым он указывает на Рождество Христово от Девы по плоти. Поскольку же он говорит: первенца, не добавляя других слов, а только говоря: первенца, то как бы говорит: “Родила Дева Сына Своего, Первенца Отца Предвечного«». Там же святой Епифаний дает и иное толкование: »Первенец означает Того, кто рожден прежде всякой твари, по слову Павла: рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1, 15 ). Не из-за братий, будто бы рожденных от Марии, Он называется Первенцем (да не будет этого), но из-за братий, которые стали бы таковыми, получив усыновление Божие ( Рим. 8, 29 )». Претыкание четвертое Испускание зловонной воды из пасти змия. Женщина, ложесна которой разверзает рождающийся младенец, после родов уже не дева. Это относится и к Марии, что говорит и Евангелист Лука: принесли Его (Младенца Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2, 22–23). Эго значит, что разверзание ложесн Лука относит и к Марии, Матери Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: да страшится и да трепещут вас вси звери земные… (LX, 1.2). Благословение Божие об обладании тварями, что нового содержит после потопа? Новое то, что повиновение и подчинение человеку тварей основывается уже на страхе перед ним, тогда как прежде (до падения человека) сего страх не было, и животные спокойно и кротко подчинялись человеку, как богоподобному своему владыке. Страх и отчуждение животных перед нами, как пред врагами своими, должны напоминать нам, что мы лишись через грех части своих богоподобных совершенств. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу … (Ст. 3). Почему Господь назначает человеку в пищу после потопа и животных, тогда как прежде назначал одну растительную пищу 212 ? Потому что климатические условия жизни изменились на земле после потопа, и самая земля стала менее плодородна, а силы человеческие сделались слабее. Святые отцы полагают еще и то, что дозволение употреблять в пищу животных направлено против боготворения животных; потому что, – рассуждает блаж. Феодорит, – крайнего маломыслия дело – поклоняться тому, что употребляется в пищу 213 . Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте… (Ст. 4). Почему запрещено было употреблять в пищу кровь животных? Так как кровь животных представляется седалищем животной жизни и главным ее двигателем 214 , то запрещение вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству. Посему то, конечно, законом о крови животных поставлен рядом и в связи с законом, направленным против человеческого кровопролития 215 . Кроме сего закон о крови животных имел в Ветхом Завете обрядовое и вместе прообразовательное значение. Поскольку кровь животных, при жертвоприношениях, должна была умолять у алтаря о душах людских 216 , а сие конечно потому, что она прообразовала кровь Иисуса Христа, то Господь и усвояет ее Себе, воспрещая вкушать ее людям 217 . в. Благодатный завет Бога с людьми и значение сего завета ( IX , 8–17) И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот Я поставляю завет Мой с вами … что не будет уже потопа на опустошение земли … (Ст. 8.9.11). В чем состоит сущность послепотопного завета Божия с людьми? Повидмому Господь обещает только, что земля не будет более опустошаема водами потопа, но это только видимая сторона завета Божия; ибо на каком же именно основании правосудный Бог обещает целость и безопасность греховному миру? Очевидно, что это обещание в сущности своей есть повторение Богом всех обетований о победоносном Семени Жены, т.е. ради того Господь не хочет более истреблять людей, что не хочет изменить своему древнему обещанию послать Спасителя роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Они устрояли, говорит, порог свой у Моего порога, чтобы не было никакого различия между священным и мирским, и свои косяки подле косяков Моих, чтобы один вход был для мирян и священников. Поэтому и апостол говорит: да искушает человек себе и тако приступает к телу и крови Господней (1 Кор. 11:28). А чтобы придать более важности сказанному, Он присоединяет следующий затем стишок: и стена была между Мною и ими, так что священнические жертвы от места таинств тела и крови Христовой разделяла весьма небольшая стена. И оскверняли, говорит, святое имя Мое мерзостями, какие делали. Какая польза в смежности места пребывания и в средостении между нашею комнатою и алтарем Господним, когда чрез то, что мы тайно делаем и о чем даже срамно говорить, оскверняется и предается поруганию имя Господне? Я так думаю, что оскверняет имя Господне только тот, кто казался верующим во имя Его и так именовался. И как отнимает члены у Христа и делает их членами блудницы (1 Кор гл. 6) тот, кто прежде веровал во Христа; так тот, кто прежде веровал во имя Божие, оскверняет имя Его. Язычник же и иудей хотя осквернены и поруганы, однако это поругание и осквернение не могут осквернять и делать поруганным имя Божие, — его оскверняют те, к коим говорится: имя Мое вами хулится во языцех (Рим. 2:24). Итак, по этим причинам Я погубил их во гневе Моем, ибо они делали то, о чем мы сказали. И однако милосердый Бог снова повелевает пророку, чтобы он внушил им удалить от себя прежние блудодеяния и оставить падения своих царей и князей и удалить не столько от себя, сколько от Бога, и тотчас обещает награды за доброе дело, говоря: и буду жить среди их Я, о котором в Евангелш говорится: посреде вас стоит, Его же вы не весте (Иоанн. 1, 26); будет же Он жить не в течение краткого времени, как в синогоге, а во веки, что подтверждается чрез Церковь Христову.     Ст. 10—14. Ты же, сын человеческий, покажи дому Израилеву храм, и пусть они устыдятся беззаконий своих, и измерят устройство [его], и пусть устыдятся всего того, что делали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста. Отсюда происходит с нами много падений, через это мы впадаем в тяжкие вины. Объясняя, как легко пасть через язык, некто говорит: « многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка » (Сирах. 28:21); и, показывая тяжесть такого падения, он же прибавляет: « преткновение от земли лучше, нежели от языка » (Сир. 20:18). Смысл слов его следующий: лучше, говорит, упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу. И не только говорит он о падениях, но и увещевает иметь великую предусмотрительность, чтобы не падать: « устам твоим », говорит, « сделай дверь и запор » (Сир. 28:29), — не то, чтобы мы приготовили двери и запоры, но чтобы с великой заботливостью удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем старании и прежде нашего старания мы имеем нужду в высшем содействии, чтобы удержать внутри этого зверя, и, простирая руки к Богу, говорит: « воздеяние рук моих — как жертва вечерняя: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих » (Пс. 140:2–3). Также и тот, которого увещания приведены прежде, и он опять говорит: « кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои? » (Сир. 22:31) Видишь ли, как каждый из них страшится этих падений, плачет, дает советы и молится, чтобы язык был тщательно сохраняем? Но почему, скажешь, Бог дал нам этот член вначале, если он приносит нам такую погибель? Потому, что он приносит и великую пользу; и если бы мы прилагали старание, то он приносил бы только пользу и — никакого вреда. Послушай, что говорит тот, кто сказал и прежнее: « смерть и жизнь — во власти языка » (Притч. 18:22)  . И Христос выражает то же самое, когда говорит: « от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься » (Матф. 12:37). Язык находится посередине между таким или иным употреблением, а ты — господин его. Так и меч лежит посередине: если ты употребишь его против врагов, то он делается спасительным для тебя орудием; если же ты нанесешь удар самому себе, то причиной поражения бывает не свойство железа, а твое беззаконие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010