И во исполнение обряда первенствующей церкви и святых первых христиан, воспоминавших всегда, при помышлении о Христе, о всех тех, которые были ближе к Его сердцу исполнением Его заповедей и святостью жизни своей, приступает священник к другим просфорам, чтобы, вынув из них частички в воспоминание их, положить на том же дискосе возле того же святого хлеба, образующего Самого Господа, так как и сами они пламенели желанием быть повсюду со своим Господом. Взявши в руки вторую просфору, вынимает он из неё частицу в воспоминание Пресвятой Богородицы и кладёт её по правую сторону святого хлеба (слева, если смотреть от священника), произнося из псалма Давида: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна». (Т.е., «Стала Царица справа от Тебя, украшенная и одетая в позолоченные одежды»). Потом берёт третью просфору, в воспоминание святых, и тем же копьём вынимает из неё девять частиц в три ряда и в том же порядке кладёт на дискос, слева от агнца, по три в каждом: первую частицу во имя Иоанна Крестителя, вторую — во имя пророков, третью — во имя апостолов, и этим завершает первый ряд и чин святых. Затем вынимает четвёртую частицу во имя святых отцов, пятую — во имя мучеников, шестую — во имя преподобных и богоносных отцов и матерей, и завершает этим второй ряд и чин святых. Потом вынимает седьмую частицу во имя чудотворцев-бессребренников, восьмую — во имя Богоотцев Иоакима и Анны и святого, прославляемого в этот день, девятую — во имя Иоанна Златоустаго или Василия Великаго, смотря по тому, кого из них совершается в тот день литургия, и завершает этим третий ряд и чин святых. И Христос является среди своих ближайших, во святых Обитающий зрится видимо среди святых Своих — Бог среди богов, Человек среди человеков. И, принимая в руки четвёртую просфору в поминовение всех живых, священник вынимает из неё и кладёт на святой дискос частицы во имя синода и патриархов, во имя правителей, во имя всех живущих повсюду православных и, наконец, во имя каждого из них поименно, кого захочет помянуть, или о ком просили его помянуть.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Но сказанное пророком неотразимо убеждает в истине: «Итак Сам Господь даст вам знамение: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Се Дева по-еврейски «Алма», называется непорочная девица; так, Ревекка только в то время называется «Алма», когда она пребывала еще девицею ( Быт. 24:43 ). Почитание Ее доказывается словами Архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий» ( Лк. 1:35 ); поэтому она есть Матерь Сына Божия. Праведная Елизавета, исполненная Духа Святаго, воскликнула: «Откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне» ( Лк. 1:43 ), поэтому она есть Богоматерь. Пророк Давид говорит: «Предста Царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена»... ( Пс. 44:10–18 ). Пророчество сие изображает Сына Божия и Матерь Его, потому Она есть Царица Небесная. Прославление Ее показано собственными Ее словами: «Отныне будут ублажать Меня вси роды» ( Лк. 1:48 ). Ходатайство Ее за род людской явилось в первый раз в браке в Кане Галилейской, когда Она сказала Иисусу: «Вина нет у них» ( Ин. 2:3–5 ). История христианской Церкви полна бесчисленных фактов, что Пресвятая Богородица спасает христианский род от всяких зол и бедствий; молитвенное прославление Ее идет из рода в род, и чудеса Ее заступления совершаются и в наши дни, только жестокое сердце не видит их; ибо «в злохудожную душу не внидет премудрость». О почитании святых Священное Писание свидетельствует, что почитание существовало еще в ветхозаветной Церкви: «И взял Моисей с собою кости Иосифа» ( Исх. 13:19 )... «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев полчище Моавитян, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:21 ). Премудрый Соломон говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. 2:23 ). Из Св. Писания известно, что одежды праведных людей чудодействовали: «Елисей взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» ( 4Цар. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Песнь 8 Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи/Рождество Богородичо спасло есть:/тогда убо образуемое,/ныне же действуемое,/вселенную всю воздвизает пети Тебе:/Господа пойте, дела,/и превозносите Его во вся веки. Трие отроцы в пещи вавилонстей благочестием древле спасошася,/души же наша, грехом плененныя,/на пажить спасительных заповедей Христовых, Владычице, направи,/да непорочным путем оправданий Господних/Горняго Иерусалима достигнем. Бога Преблагаго умоли, Пречистая Богородице,/от бед лютых избавитися нам,/любовию чтущим Тя, Всепетая. Слава: Иже крепость веры отроков в пещи крепостию огня искусивый/и ревность паче огня тем подавый,/светлым огнем Божества Твоего грешныя души наша озари,/молитвами Пречистыя Матере Твоея. И ныне: Предста Царица одесную Спаса в ризах позлащенных одеяна/и многими добродетельми преукрашена,/Божественным же смирением преиспещрена, взывающи:/Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная Богородице,/Чистая Приснодево. Величает Богородицу Пречистую Небесная Церковь и земная вкупе,/Отроча бо дадеся нам,/яко дождь на руно в девственную утробу Тоя сниде/и чрево пространнее небес содела. Вси святии о Тебе радуются,/пророцы же исполнению предреченнаго ликуют:/Слово бо Единородное, во Отеческих недрех безначально седящее,/на руку Матере Девы отроча зрится,/Еммануилем нарицаемое. Слава: Преславная Божия Мати и святых ангел святейшая,/немолчно воспеваем Тя сердцем и усты:/радуйся, кротостию препрославленная;/радуйся, величием смирения превознесенная. И ныне: Рождеством Твоим, Пречистая, спасение нам прииде,/Горняя бо дольним совокупишася./Темже вопием Ти:/радуйся, Прозябением чревоношения благословение мирови источившая. Светилен: Мати Света, Благословенная Богородице,/просвети омраченная сердца наша огнем любве Божественныя,/да, тою просвещаеми, востечем ко Свету всех светов,/Сладчайшему Сыну Твоему.

http://pravicon.com/info-4033

Поставив на Дискос отделенную середину просфоры печатью вниз, иерей делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати) и говорит: «Жрется (то есть приносится в жертву – Ред.) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение». Затем от пророчества он переходит к самому событию и, касаясь копием правой стороны Агнца, говорит: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин.19:34—З5). Вместе с тем в Чашу (по-гречески Потир) вливается вино, немного растворенное водой в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода. Исторические свидетельства об Агнце и его приготовлении не отличаются глубокой древностью. Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце объясняется тем, что проскомидия, на которой он приготовляется,— явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением. Свидетельства об Евхаристическом Агнце начинают встречаться с IX—X веков, хотя его приготовление не является еще общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (умер в 740 г.). В основной части это последование священнодействий сложилось таким образом в X—XII веках, остальные добавления были сделаны в XIV—XV веках. Как во время проскомидии используются другие просфоры Из остальных четырех просфор вынимаются частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной. Иерей берет вторую просфору и, воспоминая Пресвятую Деву Богородицу, вынимает из просфоры частицу, которую кладет на Дискос с правой стороны Агнца (от себя с левой), вблизи от его середины, со словами из псалма: предста Царица одесную Тебе ( Пс.44:10 ). Эта просфора называется «Богородичною». Из третьей – в память ветхо- и Новозаветвых святых, из четвертой – за живых членов Церкви, из пятой – за усопших.

http://azbyka.ru/chto-takoe-prosfora-ant...

преподобного Ефрема (Сирина) о суде и покаянии, св. Нила Постника главизны о молитве и Слово Иоанна Златоустаг о «егда вне церкви обретеся Евтропий отторжен бысть, и о еже предста царица одесную тебе в ризах позлащенных». Лествица в новой редакции, переписанной в 1387 г. митрополитом Киприаном в константинопольском Студийском монастыре, была одной из самых распространенных и популярных книг рубежа XIV–XV вв. Но собственно весь состав сборника, а не только Лествица соответствует тем новым идеям, которые были принесены на Русь балканскими эмигрантами – греками, болгарами, сербами, – прибывшими вместе с митрополитами из Константинополя или работавшими в Москве по приглашению великого князя. «Сказание об иконе Богоматери Римляныни» и «Повесть о неседальном» в силу каких-то особых причин оказались в этом сборнике выделены: рядом со «Сказанием» стоят две даты, написанные на полях киноварью: «2 октября 1397» и «13 октября 1397» цг ω в + цг ω ri) рядом с началом «Повести» есть следы стертых надписей киноварью, которые сейчас не прочитываются, но по размерам одна из них сходна с датой, обозначенной в начале «Сказания». Если вспомнить греческую традицию, в которой оба текста связываются с Акафистом, то неудивительно, что в сборнике они следуют друг за другом, но так происходит только в русских сборниках, в греческих эти тексты обычно соответствуют порядку торжественных дней или переписываются обособленно. Правда, рядом с началом «Сказания» отмечено: «сие чтется в неделю а поста в м десятницу святую; вторая стертая надпись на полях у «Повести» по размерам могла бы иметь сходное содержание. В более поздних сборниках эти два текста встречаются вместе, хотя состав рукописей изменяется по сравнению с Лествицей из Троицкого собрания; так, например, они читаются после Маргарита Иоанна Златоустаг о в рукописи XV в., 132 становясь в XVI в. распространенными текстами сборников гомилетического типа. 133 Особое место в этом отношении занимает Скитский патерик из Троицкого собрания, 134 датированный XV в., где оба повествования переписаны среди подборки текстов исихастского богословия, открывающейся тропарями Филофея Коккина к службе Акафиста и сопровождающейся триодными синаксарями, дублирующими содержание рассказов; здесь они разделены пространным повествованием об обретении Креста св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Содержание и значение икон этих праздников разобраны отдельно. Следующий ряд иконостаса называется чином. Это развернутый Деисис, трехчастная икона древней алтарной преграды. Слово " Деисис " означает моление. В данном случае молитвенное предстояние Божией Матери и Иоанна Предтечи Спасителю. Божия Матерь всегда справа от Него в связи со словами 44 псалма (стр. 10) " Предста Царица одесную Тебе " . Слово " чин " означает строй, порядок. Чин образовался присоединением к молитвенному предстоянию Божией Матери и Предтечи, представителей различных ликов небесной и земной святости: ангелов, апостолов, святителей и других (Многоличные иконы существовали уже в Византии. Так в похвальном слове Софрония патриарха Иерусалимского (7 век) св. свв. Киру и Иоанну, цитированном на 7 Вселенском Соборе, мы читаем следующее: " Мы увидели величаемую и удивительную икону, на которой в середине был изображен красками Христос и Матерь Христова, Владычица наша и Приснодева Мария, по левую сторону от Него; по правую же - Иоанн Креститель и Предтеча Спасителя... Тут были изображены некоторые из прославленного лика апостолов и пророков, и из сонма мучеников. В том числе находились и эти мученики, Кир и Иоанн. Каково было назначение этих икон и где они ставились мы не знаем.) Порядок расположения икон этого ряда на воспроизведенном иконостасе следующий: со стороны Божией Матери - Архангел Михаил, апостол Петр, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, преподобный Зосима, великомученик Георгий. Со стороны Предтечи - Архангел Гавриил, апостол Павел, св. Григорий Богослов, св. Николай, преподобный Савватий, великомученик Димитрий. Раположенные в стройном и строгом порядке, изображенные здесь святые объединены одним общим движением в их молитвенном устремлении к Вседержителю сидящему на троне. Этим ритмическим движением они как бы увлекают смотрящего в свое торжественное шествие. Несколько удлиненные пропорции их, выражающих глубокую сосредоточенность фигур, придают им особую элегантность и невесомость.

http://pravicon.com/text-11

Светильники веры – святые подвижники – плод особого благочестия своего народа. И когда благочестие ослабевает, то бывает, что не находится молитвенника, спо- —11— собного предотвратить надвигающуюся беду. Куликово поле в России – поле славы и победы русского воинства. Косово поле в Сербии тоже может засвидетельствовать о героизме сербских воинов во время происшедшей здесь в 1389 году битвы с турками. Но исход сражения из-за предательской измены одного из сербских военачальников оказался трагическим для истории страны. Сербия подпадает под пяти-вековое османское иго. Завоеватели утверждают свою власть в покорённой стране, сея повсюду смерть и разрушение. Спасаясь от турок, многие видные деятели сербской культуры из числа образованного монашества, духовенства, людей разных профессий – переводчиков, писцов, иконописцев – эмигрируют в Россию. В связи с этим в конце XIV – начале XV веков усиливается южнославянское влияние на русскую культуру. Среди видных духовных лиц, нашедших убежище в России, можно назвать митрополита Киприана (в последствии Киевского и Московского), Пахомия Логофета, митрополита Григория Цамблака. В своих трудах, написанных вдали от родины, всю свою надежду на освобождение от поработителей турок они возлагали на Россию, как это видно, например, из главы «Русского хронографа» – «Царство сербское и запустение его». В XIV веке искусство Византии переживало период своего наивысшего расцвета, получившего название «палеологовского возрождения». Сербские художники не только были хорошо знакомы с достижениями византийцев, но и нисколько не уступали им в своём искусстве. Русская иконопись своим приобщением к художественным достижениям палеологовской эпохи и к идеям исихазма во многом обязана не только грекам, но и прибывшим в Россию славянским мастерам. Память о себе они оставили во многих созданных в России храмовых росписях и иконах, среди которых можно назвать иконы «Предста Царица одесную Тебе» и «Богоматерь с акафистом» в Успенском соборе, а также «Деисус» и «Царь славы», находящиеся сейчас в Третьяковской галерее. Под непосредственным влиянием

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Египетская тканая З. (Кливлендский худож. музей, США) представлена в каталоге музея как егип. тканая икона VI в. Ее иконография и размер (178,7×110,5 см) позволяют предположить первоначальное использование ее в качестве З. В центре композиции изображена на престоле Богоматерь с Младенцем, за к-рым по сторонам стоят архангелы Михаил и Гавриил. Над ней изображение, занимающее ок. трети общего размера ткани: Христос на престоле с поднятой благословляющей десницей в мандорле в окружении 2 ангелов и со звездами у подножия. Кайма З. выткана растительными мотивами с изображениями апостолов в медальонах по нижней части каймы до линии, отделяющей верхний сюжет ( Pelikan. 1990. Р. 16). «Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон) «Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон) Хиландарская З. 1399 г. мон. Евфимии (жены деспота Углеши) - одна из наиболее известных. Сюжет вышит серебряными и шелковыми нитями на тяжелом красном шелковом атласе. Позднее З. была обшита вокруг широкой каймой из шелковой цветной ткани ( Миркович. 2003. С. 29-32). Спаситель (по типу Великий Архиерей), облаченный в полное архиерейское облачение XIV в., совершая литургию, стоит на подножии, руки подняты в благословляющем жесте. По сторонам Спасителя изображены сослужащие Ему святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. В руках у них свитки с текстами литургических молитв: у свт. Василия Великого - текст молитвы из написанной им литургии, читаемой священником во время преклонения главы перед причастным стихом («Владыка, Отче щедрот и Боже, всякие утехи преклоньшие Тебе свои главы…»), у свт. Иоанна Златоуста на свитке начало молитвы, читаемой священником во время Херувимской, названной в александрийском списке литургии свт. Григория Богослова молитвой катапетасмы («Никтоже достоин от связавших...»). За святителями стоят 2 ангела в диаконских стихарях и держат древние короткие 4-угольные рипиды с трижды вышитым «Агиос». Вкладная надпись-молитва вышита мон. Евфимией у стоп образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182423.html

На З. мон. Анны (Агнии) (размер 176×124 см) в центре вышит золотой нитью крест, по сторонам к-рого - буквы «ИС ХС Н К». Вокруг креста - 12 праздников, от них по 3 сторонам размещены фигуры ветхозаветных пророков (сверху поясные, по сторонам ростовые) со свитками в руках с текстом соответствующих пророчеств. Под сценой «Успение Пресв. Богородицы» - имя вышивальщицы: «монахиня Анна» (Там же. С. 34), по др. источникам - Агния (Там же. Примеч. 32; в каталоге музея Сербской Православной Церкви З. мон. Анны названа работой мон. Агнии и датирована XVI в.- С. Музе Српске Православне Цркве. Београд, 2001). Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон) Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон) Русская З. 1556 г. царицы Анастасии (1-й жены царя Иоанна Грозного) в мон-ре Хиландар на Афоне (размер 242,5×168 см) в центре имеет изображение Деисуса, где Спаситель, представленный как Великий Архиерей, с надписью: «Ты есть иерей вовек по чину Мельхиседекову», в саккосе, благословляет обеими руками. Справа от Спасителя Пресв. Богородица в царских одеждах с короной на голове, согласно изводу «Предста Царица одесную Тебе…» (Пс 44. 10), слева - св. Иоанн Предтеча. Фигуры представлены в рост на облаках, под ногами Спасителя 6-крылый серафим, что буквально соответствует т. н. молитве катапетасмы: «...на Престоле херувимском носимый» ( Успенский. 2003). Над Богоматерью и св. Иоанном Предтечей изображены летящие архангелы Михаил и Гавриил с орудиями Страстей, что необычно для такого Деисуса. На кайме З.- Богоматерь Оранта и 30 погрудных изображений пророков, апостолов, святителей, среди которых - Савва и Симеон Сербские, князей, мучеников, преподобных (см.: Смирнова. 2000). Судя по надписи, содержащей также дату (видимо, окончания работ) «20 ноября в лето 7064» (1556), З. была шита по воле «царя государя и великого князя Ивана Васильевича» при «великой княгине Анастасии и при их сыне благородном царевиче Иване Ивановиче». З. 1673 г. из мон-ря Ксиропотам на Афоне упомянута Н. П. Кондаковым: на ней «изображены императоры Андроник и Роман, с неграмотною надписью, которая назначена пояснить такое соединение». В руках императоров модель обители, «вокруг них из двух кантаров подымаются разводы виноградной лозы, представляющей образ процветающей обители и покрытой тюльпанами, колокольчиками и иными фантастическими цветами», нехарактерными для визант. орнамента. По мнению Кондакова, это «благочестивая монастырская подделка, во вкусе пышных завес и надгробных покровов молдовлахийских господарей, если даже не от них и происходит» ( Кондаков. 1902. С. 248).

http://pravenc.ru/text/182423.html

Смерть (исключая вот этой) есть мучительница нашего рода, дочь проклятия и мать истления, содержащая в плену в своем темном царстве наследие Адама. Но эта (смерть) есть или сладкий сон, в котором всечистая Владычица восхотела как бы опочить 190 немного при конце этой тленной жизни, чтобы начать путь нетленной; или чудесный порыв Божественной любви, в которой эта блаженнейшая душа, стремясь поскорее достигнуть своего возлюбленного Божественного Сына, оставила на некоторое время своего спутника – тело; но и оно, так же подъятое на херувимской колеснице, прошло тот же путь и, прославленное, взошло на небо. Посмотрите на гроб в Гефсимании, – вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому – есть престол Божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари: предста Царица одесную Тебе. Царица земных, – ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые Цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных; кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просите милости от источника милости, и просящий – получает, ищущий – находит: ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ – неиссякаем. Она – Царица небесных;– Ее почитают и Ей покланяются все чины бестелесных: Ангелы – совершеннейшее зеркало чистоты, Архангелы – многоценный ковчег Божественных откровений, Власти – всемогущую державу верных, Силы – неодолимую стену Церкви, Начала – спасительное начало всемирного избавления, Господства – высшую Госпожу всего, Престолы – одушевленный престол Царя славы, Херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, Серафимы – неугасающий светильник Божественной чистейшей любви. Царица, которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Св. Дух – невесту неневестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010