В храме Соломоновом было десять самых священных и досточтимых вещей: во-первых, седмисвещник; во-вторых – трапеза с хлебами предложения, в третьих – золотая кадильница, в четвертых – золотая стамна, вмещавшая манну; в пятых – скрижали завета, на которых было начертано десятословие, в шестых – жезл Ааронов прозябший, в седьмых – ковчег, в восьмых – херувимы, осенявшие очистилище, и в девятых – Святое святых. Все они – прообраз, притча и сень преимуществ Богородицы. Она, воистину, была седмисвещным светильником, семи дарований Святого Духа, которыми сияла с первых же лет жизни. Она – золотая кадильница, ибо невоспламенившись вместила огонь Божества. Она – стамна златая, содержавшая небесную манну. Она – скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово. Она – жезл, чудесно прозябший цвет нетления. Она – ковчег, спасший род человеческий от потопления греховного. Она – божественное очистилище, которое осеняли не херувимы, но сама сила Всевышнего. Это – богоприемное чрево, поистине, есть Святая святых, куда единожды вошел бессеменно и откуда вышел нетленно бессмертный Архиерей, когда Слово стало плотью. И вот, Дева Мария – одушевленный храм Божий, который преобразовательно представлял храм Соломонов. Поэтому та слава, которая по освяшении наполняла храм Соломонов, была только неясным указанием на беспредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дх Святой пророчественно провозгласил: и видех. и се полн славы дом Господень. Почему Дева вошла во храм в трехлетнем возрасте? – На третьем году узнается высота человеческого роста: каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое – ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестодневе: «каков кто в трехлетнем возрасте, таков дважды будет потом». Дева была трех лет, и имела столько святости, что была признана достойною войти во Святое святых, куда входил только один архиерей, и то однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить Свою святость: то есть, как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была усугубить Свою святость чтобы еще настолько же превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и настолько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов и херувимов небесных. Так что если в три года Она достигла Святого святых храма, то к концу достигнет Святого святых рая, то есть самого престола трисиятельного Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ее возвышение: предста Царица одесную Тебе ( Пс. 44:10 ), – вот это и есть совершенное величие святости, которое прияла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь на земле, полный славы на небе: и видех, и се полн славы дом Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не существует Бога в немощи по образу человеческому — точно так же, как не существует в Нем силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков». Но, говоря человеческим языком о тайне Воплощения, Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Ибо Бог есть любовь, и Его всемогущество есть не что иное, как Его бесконечная любовь. Мы знаем, что подлинная любовь по отношению к любимому всегда смиренна и всегда жертвенна. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи — явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Материю в Благовещении и в собственном Ее Успении — по дару Христа, во ад Сошедшего и с Собою вся Воскресившего. И в вечности Христос пребудет в этом смирении и в этом величии, одновременно «Больший всех» и «Служащий всем». Поклонением Кресту и покаянием, завершив Великий пост, Церковь вступит в ликование Христовой победы. Господь заповедует нам, когда мы званы на пир, занимать последнее место — так, чтобы хозяин дома мог сказать: «Сядь повыше». В притче дается совет только о последнем месте, хотя на самом деле речь идет о первом. Но на пиру Царства Божия Христос навеки воссел на первое место, благодаря тому, что Он так занял последнее, что никто в мире не может восхитить это место, которое может занять один Бог. Ибо таково величие и слава Божия, такова Божественная сила, непохожая на представление о силе и славе среди людей. Таков наш Бог, Господь Иисус Христос, в предельной немощи предавший Себя за жизнь мира. И рядом с Ним — всегда Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех Научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос, и смерть — приобретение. скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/60601.html

Чтобы постигнуть величие Божие, наш дух должен устремляться в двух, по видимости противоположных, направлениях — в высоту и глубину, к тайне Благовещения и к тайне Креста. И это значит — туда, где всемогущество Божие, поставляющее Его бесконечно превыше всего творения и туда, где Его отказ утвердить Свою силу перед нами. Кто может дойти до конца этих двух пределов и привести их в единство? Невозможно истинно познать Бога, не увидев Его Духом Святым во Христе Распятом и Воскресшем, где Его бесконечная сила и есть Его абсолютное предание Себя ради нас на заклание. Не существует Бога в немощи по образу человеческому — точно так же, как не существует в Нем силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков». Но, говоря человеческим языком о тайне Воплощения, Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Ибо Бог есть любовь, и Его всемогущество есть не что иное, как Его бесконечная любовь. Мы знаем, что подлинная любовь всегда смиренна и всегда жертвенна. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи — явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Материю в Благовещении и в собственном Ее Успении — по дару Христа, во ад сошедшего и с Собою вся воскресившего. И в вечности Христос пребудет в этом смирении и в этом величии, одновременно «больший всех» и «служащий всем». Через несколько дней Церковь вступает в ликование Христовой победы. Господь заповедует нам, когда мы званы на пир, занимать последнее место — так, чтобы хозяин дома мог сказать: «Сядь повыше». В притче дается совет только о последнем месте, хотя на самом деле речь идет о первом. Но на пиру Царства Божия Христос навеки воссел на первое место, благодаря тому, что Он так занял последнее, что никто в мире не может восхитить это место, которое может занять один Бог. Ибо таково величие и слава Божия, такова Божественная сила, непохожая на представление о силе и славе среди людей. Таков наш Бог, Господь Иисус Христос, в предельной немощи предавший Себя за жизнь мира. И рядом с Ним — всегда Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос, и смерть — приобретение.

http://moral.ru/blagoveschenje/

Икона Царь-Царем - описание ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ( ) направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии . Вариант иконы " Предста Царица " Источник: Сайт ru.wikipedia.org «Предста Царица одесную Тебе» (Царский деисус) — иконографический тип деисуса. Изображает сидящего на троне Иисуса Христа в иконографии, сочетающий детали типов «Царь царем» и «Великий Архиерей» и по сторонам от него Богородицу в царских одеждах и Иоанна Предтечу. Иконография иллюстрирует текст 44-го псалма: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна…» в его экзгетическом толковании: царь — Иисус Христос, царица — Богоматерь (Церковь). Иконография возникла в византийском искусстве XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения монастыря Трескавец в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России. На ряде первых известных изображений «Предста Царица» (Фреска в Зауме, близ Охрида — 1361 год, Марков монастырь — 1370 год) отсутствует изображение Иоанна Крестителя. Его заменяет фигура царя Давида или другого ветхозаветного пророка. На иконах «Предста Царица» Иисус изображается сидящим на престоле в царской далмат[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Царь Царем (Царь Славы) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: ЦАРЬ ЦАРЕМ со свв. апостолами Иоанном Богословом, Петром, Павлом и Андреем Первозванным. Палех, XIX век. Дерево, левкас, яичная темпера. 91х72,3 см. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-446

Если в Православной Церкви сохраняются нетленные тела Святых, которые мы почитаем, то тем более должно было остаться нетленным богоприемное тело Матери Господа и Бога нашего. Но возможно ли было этому телу остаться в земле? Нет. Оно было перенесено на Небо. В юности Пресвятая Богородица была введена в Святая святых храма Соломонова, а в Успении Своём Она Своей пречистой, прекрасной душой и преславным нетленным телом вошла в Святая святых на Небесах. Если смерть для других людей означает тление тела, то для Пресвятой Богородицы Успенье Её стало живоносным. Конечно, все верующие преобразятся во время общего воскресения, но для Божией Матери преображение уже произошло, спустя три дня после Её погребения. То есть, Её отход ко Господу стал началом Её второго бытия, вечного и по душе, и по телу. Невозможно было смерти удержать Ту, Кто «Вся с Богом соединилась». Высоту Божией Матери мы явно видим в празднике Успения. Кто возвысил Её и почтил? Сын Её Бог и Спаситель мира. Если Предтечей в земном пути Господа Иисуса Христа был Иоанн Креститель, то Предтечей в Небесном пути Божией Матери стал Сам Христос. Он победил смерть и со Своим нетленным и Божественным Телом вознёсся на Небо, став Предтечей Богородицы. Христос, Первенец мертвых возшёл на Небеса, чтобы уготовить путь туда верующим. Об этом говорит апостол Павел: « Идеже предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во веки » . Богородица приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси. Христос принимает Её на Небеса всю, с душой и телом. Божия Матерь, приняв Богочеловека Христа в Свою утробу, сделалась Ширшей Небес… Она приняла Христа, носила в Своей утробе и родила. Теперь Христос принимает на руки святую душу Богородицы, Своей Матери. И слышим слова святого Иоанна Дамаскина, который говорит: «Как Слово Божие, по неизреченному благоутробию сыном Ее соделаться соблаговолившее, владычними руками сию всесвятую, божественнейшую и священную душу Своей Матери принимает!». Богородица заботилась о Христе, пока Он был Чадом. Теперь Сын принимает Свою Мать как Царицу на Небесах. « Предста Царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена » .

http://pravmir.ru/presvyataya-bogorodica...

Разве Павел не просил у Бога милости трижды и не был услышан? Но, умоляемый Пресвятой Девой, Бог внимает Ей всегда; Он – Ее Сын, Она – Его Матерь, и чтобы Сын исполнил прошение Матери, это не есть милость, а естественный долг. Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царский дворец, царь, как говорит Божественное Писание, поднялся со своего престола: и воста царь на сретение ей, и поклонися ей, и поставиша престол другий матери цареве, и седе одесную его. И когда она сказала ему, что хочет просить его об одной милости, он ответил ей с глубоким уважением: проси мати моя, яко не отвращуся от Тебе ( 3Цар. 2: 19, 20 ). Премудрый Соломон понимал, что, хотя он и царь, однако обязан почитать свою мать, как царицу; хотя и царь, он обязан выполнить желание своей матери: проси, мати моя, яко не отвращуся от Тебе. Так и всевышний Бог, когда Пресвятая Дева преставилась от земли на небо и вошла в чертог Божественной славы, с какой, вы думаете, честью встретил Ее Единородный Сын Ее? Мы не можем постигнуть этой чести, и не представляем себе ничего иного, кроме того, что предсказал Святой Дух устами Давида: предста Царица одесную Тебе ( Пс. 44:10 ), т. е., что выше всех ликов святых и блаженных, выше всех чинов ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов Он посадил Ее одесную Себя на Божественном престоле. Там Он как бы говорит Ей: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе, то есть, Мать Моя, избранная от всех родов, благословенная из всех прочих женщин, как Ты облагодатствована, исполнена благодати на земле, так и прославлена, исполнена славы в раю. Ты – Моя Мать и Я – Твой Сын; Сыну прилично почитать Мать, Матери – соцарствовать Сыну; седи одесную Меня и царствуй на небе и на земле, и пусть поклоняются Тебе ангелы и люди, как Царице и Матери Божией. Я – Бог, Я – Сын; как Бог, Я дарую Тебе Мою славу, как Сын – даю Тебе Мое сердце: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе. Проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого ты имеешь Сыном, и Кого Я имею Материю воистину; и, таким образом, прославят Тебя роды.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но кто же удержал тогда гнев Божий? Кто не допустил Его погубить неблагодарных? Это дивное дело совершила молитва Моисея: Отврати пламенный гнев Твой, – взывал он к Богу, – и отмени погубление народа Твоего, вспомни Авраама, Исаака и Иакова ( Исх. 32:12 ). И престал Господь от гнева Своего, и смиловался над народом Своим, и простил евреям оное страшное беззаконие. Но кто такой был Моисей в очах Божиих? Раб – не больше того. И кто были Авраам, Исаак и Иаков, которых он вспоминал в молитве своей? Такие же рабы. Теперь спрошу я: кто такая Пресвятая Дева Мария? Это Матерь Божия. Матерь возлюбленная, от всех созданий Божиих предызбранная. Итак, если ходатайство раба Божия Моисея могло удержать праведный гнев Божий, то есть ли что невозможное при ходатайстве Самой Матери Божией, когда Она станет умолять Своего Сына и Бога за грешных людей? И если Господь внимает молитве святых, то неужели Он не послушает молитвы Пресвятой Девы, Своей Матери? Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царскую палату, то Соломон встал со своего престола, встретил ее, поклонился ей и приказал поставить для нее особый престол по правую сторону подле себя. И когда она сказала ему, что хочет просить его об одном деле, он с сыновним почтением отвечал ей: Проси, мать моя, я не откажу тебе ( 3Цар. 2:20 ). Премудрый Соломон хорошо понимал, что хотя он и царь, но должен почитать свою мать как царицу, хотя он и царь, но не должен отвергать ее просьбы: Проси, мать моя, я не откажу тебе! Подобно сему, когда Пресвятая Дева Мария преставилась от земли на Небо, когда Она вошла в чертог Славы Божественной, то с какою славою встретил Ее там Единородный Ее Сын и Бог? Нам никогда, конечно, не постигнуть своим умом этой Небесной Славы Богоматери; мы знаем лишь то, что изрек о Ней Дух Святый устами Ее праотца Давида: Предста Царица одесную Тебе ( Пс. 44:10 ). А это значит, что Господь почтил Ее превыше всех святых Своих, превыше всех чинов Ангельских и Архангельских, выше Херувимов и Серафимов. Неужели Он как любящий Сын не сказал Ей того же, что сказал Соломон своей матери: «Проси, Мати Моя, Я не откажу Тебе! Ты Мать Моя, от всех родов избранная, во всех женах благословенная! Как на земли Ты была преисполнена благодати, так и ныне Ты преисполнена славы. Царствуй на Небе и на земле, и пусть поклоняются Тебе Ангелы и человеки как Царице, Божией Матери! Я – Твой Бог и Твой Сын; как Бог Я дарую Тебе Славу Мою; как Сын Я отдаю Тебе сердце Мое... Проси, Мати Моя, Я не откажу Тебе! Проси чего хочешь, Я во всем исполню волю Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iverskaj...

Если наш труд и слаб и несовершенен; то мы будем рады и тому, если этот несовершенный труд даст другим по крайней мере идею или повод к составлению иного труда, более достойного славы святителя Филарета и более соответствующего великости и важности предмета учения. Остается еще сказать два слова о " Славе Богоматери " . Книгу эту мы сочли существенно необходимым разделить на две части, по следующим соображениям. Чтоб изучить предмет в возможной ясности, необходимо изучить его в неразвлекаемом, ему существенно принадлежащем единстве. Отсюда уже усматриваются или разсматриваются отношения его к другим предметам. Соответственно сему, в первой части нашей книги представляется возможно полное или обстоятельное по содержанию, при возможной краткости или сокращении в изложении, - изображение благодатных совершенств и добродетелей Богоматери, как недосягаемое Солнце сияющей на тверди мира нравственного. Во второй части представляется: как это недосягаемое Солнце просветительно сияет и живительно действует в борющемся человеческом мире. Обе же части вместе составляют единое нераздельное целое: потому что одна другой служат необходимым или существенным дополнением и разъяснением. Источником или материалом к составлению всех трех наших названных трактатов служили: во-первых - " Слова и Речи м. Филарета " части первая и вторая издан. 1848 г. и часть третья издан. 1861 г.; эти три книги мы цитируем так: Ч. I; Ч. II; Ч. III; и затем означаем страницу книги; во-вторых - посмертное издание " Сочинений м. Филарета " том первый издан. 1873 г. и том второй издан. 1874 года; эти две книги цитируем так: Т. I; Т. II. П.К. Часть первая О БЛАГОДАТНОМ СОВЕРШЕНСТВЕ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ БОГОМАТЕРИ Семя Жены сотрет главу змия. Бытия гл. 3 ст. 15. Вся слава Дщери Царевы внутрь. Предста Царица одесную Тебе. Псалом 44 ст. 14. 10. Отверзу уста моя, и наполнятся Духа: и слово отрыгну Царице-Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. Семя Жены сотрет главу змия. Бытия гл. 3 ст. 15. Вся слава Дщери Царевы внутрь. Предста Царица одесную Тебе. Псалом 44 ст. 14. 10.

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); св. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) - древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях). «Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе» «Предста Царица одесную Тебе».

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Пс.44:9 .  Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Пс.44:10 .  Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. «Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя». «Дщери царей в чести Твоей». Вместо: «от тяжестей слоновых», Акила и Симмах сказали: «от храмов слоновых». Ризою же называет Пророк тело Христово, как и божественный Апостол в послании к Евреям именует оное завесою. Ибо говорит: «имуще дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею» ( Евр. 10, 19–20 ). А смирною называет Пророк страдание, потому что смирна преимущественно приносится мертвым; стакти же и касиею – благоухание страдания Христова, а тяжестями слоновыми, или, по переводу Симмаха и Акилы, храмами слоновыми – благолепныя и светлыя церкви, какия князьями и царями воздвигнуты повсюду на суше и на море. Посему Пророк предсказывает, что страдание, хотя будет телесное, но целую вселенную наполнит благоуханием, – так что народы, пребывшие древле в заблуждении, воздвигнут Христу храмы, благолепно построенные и блистающие царскими украшениями. Сделав же предречение о церквах – сих как бы брачных чертогах, Пророк кстати описывает убранство и род невесты, и приличное ей предлагает увещание. «Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Сим показав многоценность убранства невесты, а тем, что назвал ее царицею и поставил одесную столь великаго Царя, дав видеть высокое ея достоинство, Пророк предлагает полезное наставление и увещание. Пс.44:11 .  Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди Твоя и дом Отца Твоего». Сие ни мало не относится к Иудеям, величающимся благочестием предков своих, ради которых так долго пользовались они Божиим о них попечением, потому что Иудеям повелевает Пророк следовать благочестию отцев и заповедует не забывать отцев. Церковь же из язычников имела отцев и предков, служивших идолам. Посему Пророк ей-то советует не оставлять в памяти отеческих обычаев. И Дух Святый именует ее дщерию, как приявшую духовное возрождение, а за сохранение заповедей обещает ей любовь Царя:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010