II Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь – быть Матерью Божией вполне свойственно быть и Матерью христиан. одесную божественного величия восседает Царица неба и земли, как видел Ее Пророк: предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена ( Пс.44:10 ). Она – Матерь Бога, Который Ее Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть так же Ее чада по усыновлению. Ходатайствуя пред Богом за Христиан, Она ходатайствует пред Своим Сыном за Своих (же) чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое прилично Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей прилично питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой Матери беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога! То, что сказал Александр Великий Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи пред Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий. Такую веру, такую надежду мы имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем (о Тебе, как) о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения. О Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь. 23. Слово в неделю пред Рождеством Христовым Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их. ( Мф.1:21 ) Получив благословение отца своего, Иаков отправился в Месопотамию. При закате солнца он пожелал отдохнуть, лег там, где находился в то время, и заснул. Сомкнулись у него телесные очи для сна, но за то открылись очи души для небесных откровений. И увидал Иаков лестницу, верх которой касался неба, а нижний край – земли, и на ступенях ее ангелов: одни восходили на небо, другие сходили на землю. Се – лествица, еяже гласа досязаше до небес: и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней ( Быт.28:12 ). Ужаснувшись видения, патриарх пробудился. «О, как страшно это место! – воскликнул он, – Воистину, это – дом Божий, это – врата небесные!» – Эта таинственная лестница прообразовала великое, высочайшее, неизреченное таинство воплощения Божественного Слова, Спасителя и Искупителя нашего, преславно родившегося от Девы Марии. О нем-то Архангел благовествовал Иосифу: Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их. Преслушание Адама глубоко отделило небо от земли, удалило человека от Бога и решительно заключило врата райские, но вочеловечение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Настолько ближе всех приближенных к Богу Богородица, и настолько больших почестей Она удостаивается сравнительно со всеми (разумею не земнородных только, но и всех даже ангельских священноначалей). О чиноначалиях их еще ранее написал Исаия: И серафимы стояху окрест Его ( Ис. 6:2 ). А о Ней опять – Давид: Предста Царица одесную Тебе ( Пс. 44:10 ). Видите ли различее предстояния? Из этого различия можете уразуметь и различие чина по достоинству: ибо серафимы – вокруг Бога, а близь Его Самого – Единая только Царица, Которая восхваляется и прославляется от Самого Бога, возвещающего как бы о Ней окружающим Его Силам (ангельским) и говорящего, как сказано в Песне Песней: добра еси ближняя Моя ( Песн. 6:3 ) света блистательнейшая, рая Божественного сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая. Но Она по справедливости стала не только вблизи, а и одесную: ибо, где воссел Христос на небесах, там ныне стала и Сия, восшедшая от земли на небо, – не только потому, что желала того, и взаимно более всех была желаема, и по самым естественным законам, но и потому, что Она есть истинный Его престол. Сей престол видел и Исаия среди того херувимского лика и назвал его высоким и превознесенным ( Ис. 6:1 ), показывая (этим) превознесение Богоматери над небесными Силами. Посему пророк и представляет этих ангелов славящими Бога от Нее и говорящим: благословена слава Господня от места Его ( Иез. 3:12 ). Иаков же патриарх, гадательно созерцавший то же, изрек: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сии врата небесная ( Быт. 28:17 ). А Давид опять, соединяя в себе множество спасенных, как бы воспользовавшись некими струнами или различными звуками согласуемыми Сей Приснодевой из различных родов в одно созвучие, припевает к песни о Ней, говоря: помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век, века ( Пс. 44:18 ). Видите ли, что вся тварь прославляет Сию Матерь Деву, и не в течение определенного времени, но во век и во век века? Отсюда можно уразуметь, что и Она не перестанет в продолжение всего века благотворить всей твари: говорю не о нашей только твари, а и о самых бестелесных и сверхъестественных чиноначалиях: ибо то, что они вместе с нами чрез Нее Единую приобщаются и прикасаются Богу, Существу неприкосновенному, это ясно показал Исаия: он видел, что серафим не непосредственно взял с жертвенника уголь, но взял посредством клещи, коей он и прикоснулся к пророческим устам, подавая очищение ( Ис. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств. II Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь быть Матерью Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия восседает Царица неба и земли, как видел Ее пророк: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Она – Матерь Бога, Который Ее Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть также Ее чада по всыновлению. Ходатайствуя перед Богом за христиан, Она ходатайствует перед Своим Сыном за Своих же чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей пристало питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой матери беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога! То, что сказал Александр Великий Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий. Такую веру в Тебя, такую надежду мы имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем о Тебе, как о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения. О, Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Tamara Kidzun 8 апреля 2015, 14:08 Welokplepno!!! Андрей 8 апреля 2013, 00:30 Спаси Господи! Марина 7 апреля 2013, 13:49 Уважаемая Лариса, сей ЧЕЛОВЕК действительно жил более 330 лет назад, поэтому дата просто является указанием нам грешным и неразумным на дату появления статьи на сайте (это я переложила на современный запутанный язык). Да-а-а, разучились мы вникать в смысл написаного.

http://pravoslavie.ru/4132.html

Слава, глас 4. Иоанна монаха: Троекратным вопросом:/“Петр, любишь ли ты Меня?”/троекратное отречение Христос исправил./Потому и к тайны Ведающему Симон:/“Господи, Ты все знаешь, все ведаешь,/Тебе известно, что я люблю Тебя!”/Тогда Спаситель к нему:/“Паси овец Моих, паси избранных Моих,/паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!”/Его моли, Богоблаженный Апостол,/даровать нам великую милость. И ныне, Богородичен: Иже Тебе ради/богоотец пророк Давид/песненно о Тебе провозгласи,/величия тебе Сотворшему:/предста Царица одесную Тебе./Тя бо Матерь, Ходатаицу живота показа,/без отца из Тебе вочеловечитися Благоволивый Бог:/да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми,/и заблуждшее горохищное обрет овча,/на рамо восприим, к Отцу принесет,/и Своему хотению, с Небесными соединит Силами,/и спасет, Богородице, мip,/Христос имеяй велию и богатую милость. И ныне, Богородичен: Через Тебя, Богородица,/ставший предком Божиим пророк Давид/благозвучно о Тебе провозгласил/пред сотворившем Тебе величие:/“Предстала Царица справа от Тебя”./Ибо Тебя Матерью, носительницей жизни сделал Бог,/без отца благоволивший воплотиться от Тебя,/чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями,/и, найдя заблудившуюся в горах овцу,/взяв на плечи ко Отцу принести,/и по Своей воле соединить с небесными Силами и спасти мир –/Христос, имеющий великую и богатую милость. Вход. Прокимен дне. И чтения: Вход. Прокимен дня. И чтения праздника: Соборнаго Послания Петрова чтение (глава 1): 1. Соборного послания святого Апостола Петра чтение Братие, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей Своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно, и нескверно, и неувядаемо, соблюдено на Небесех вас ради, иже силою Божиею соблюдени верою во спасение, готовое явитися во время последнее. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех, да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше, любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей, спасение душам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sv-app-pe...

Таким образом, даже столь, казалось бы простое дело, как введение в богослужение чтений из св. Писания на русском языке, т.е. замена церковнославянского Лекционария на русский наталкивается на большие препятствия. Если в отношении Новозаветных чтений особых проблем нет, то обращаясь к Ветхому Завету (а именно он, по преимуществу Псалмы), образует неизменяемую основу Богослужения, мы видим, что Синодальная Библия дает по сути совершенно новую версию Ветхозаветных книг. При этом часто речь идет о местах, важных догматически и литургически. Все это объясняет тот факт, что и после выхода в свет Синодальной Библии в учебных и научных изданиях св. Писание продолжали (и отчасти продолжают) цитировать по церковнославянски. Еще в большей степени это касается и множества прямых и скрытых цитат из св. Писания, которыми преисполнены Богослужебные тексты. Русская Библия дает для многих мест другой, иногда противоположный смысл. Вот немногие примеры: Числ. 24, 7 (2 паримия на вечерне Рождества Христова)  Слав:  Изыдет человек из семени его.  Рус:  Польется вода из ведр его. Ис. 8, 9 (Чин великого повечерие) Слав:  Разумейте языцы и покаряйтеся.  Рус:  Враждуйте народы, но трепещите. Ис. 26, 18 (Из т.наз. «песни пророка Исаии» – образца пятой песни всех канонов) Слав:  И родихом Дух спасения Твоего. Рус:  И рождали как бы ветер, спасения не доставили земле… Пс. 23, 7 (Из службы Вознесения Господня – стихиры 1я на «Господи воззвах», 6я на  литии и мн. др.) Сл:  Возмите врата князи ваша. Рус:  Поднимите, врата, верхи ваши. Пс. 44, 10 (Чин Проскомидии и мн. др.) Слав:  Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Рус:  Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Пс. 67, 36 (Прокимен на литургии в дни памяти некоторых святых) Слав:  Дивен Бог во святых Своих. Рус:  Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Список этот можно умножить многократно. Причины этих разночтений известны людям образованным, но у «простецов» они до сих пор вызывают смущение, недоумение и даже подозрения в сознательной порче текста Писания. Это конечно, не так, но факт разрыва с традицией, идущей от апостольского века – отдавать предпочтение Септуагинте – налицо.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/amvrosiy_...

3. Смирение. Эта главнейшая добродетель была свойственна Ей, как говорят святые отцы, с младенчества. Сама Она говорит: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк.1:46-48). 4. Мать. Она чудесно соединяет девство и материнство. Другая особенность Её материнства, в отличие от всех матерей мира, заключается в том, что Она родила вочеловечившегося Бога. В этом - основание великой надежды людей на Её помощь и ходатайство. Господь, давший заповедь почитай отца твоего и мать твою (Исх.20:12), Сам остается ей верен. Достаточно вспомнить брачный пир в Кане Галилейской: И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха (Ин.2:3-7). Хотя еще не пришло время чудес Иисуса, но по просьбе Матери, Он совершил чудо. «Почитание Богоматери, - пишет Е.Н.Поселянин, - является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы. Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящим нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять». 5. Царица Небесная. Богородица как Мать Царя Славы в Небесном Царстве является Царицей. Пророчества об этом содержатся уже в священных ветхозаветных книгах. Св. пророк Давид в псалме изображает славу Царя и Царицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс.44:10-16). Св. Церковь прилагает это пророчество к Богоматери.

http://pravoslavie.ru/6630.html

Воспитываясь с самого младенчества в храме, Она приобрела все те добродетели, не имея которых не могла бы Она стать Матерью Божией. Помимо того, и Ее личное совершенство, особая целостность Ее души, всецело прилепившейся ко Господу, сделали это возможным. Для осуществления определения Предвечного Совета о воплощении Сына Божия нужно было, чтобы воля твари (то есть человека) соответствовала воле Творца. Поэтому-то и ожидало человечество тысячелетиями, когда же среди людей появится та, Которая скажет: " Се раба Господня, да будет так, как угодно Богу! " О Приснодеве читаем мы у псалмопевца: " Вся слава Дщере Царевы внутрь... " (Пс. 44, 14)… Мы верим, что Господь благоволил воскресить Ее пречистое тело. И относя к Ней пророческие слова: " Предста Царица одесную Тебе " (Пс. 44, 10), мы верим в то, что по совершении Своего земного поприща предстоит Она теперь у Престола Божия как Царица». Мы не можем представить, сколько страданий претерпела Она от подозрений и злословий, «зачав от Духа Свята» Спасителя мира, Которого, не имевшая где главу преклонити, родила в пещере, в вертепе для скота…А когда принесла Его по Закону в сорокой день в храм, то услышала, встреченная старцем Симеоном, пророческие слова: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец». Эти слова скорбью отозвались тогда в сердце Пречистой, а вскоре пришлось бежать с Младенцем всем Семейством на чужбину от Ирода-детоубийцы, на целых семь лет, в скитаниях и лишениях… «Дыханием Своим Сына Своего возлюбленного согревающая…Носителя вселенныя млеком Своим питавшая» – Она была самой счастливой Матерью на земле, и - Самой многострадальной. Святые отцы говорят, что никто не претерпел таких лишений на земле, как Матерь Божия. Видя Сына Своего, абсолютно безгрешного и принесшего Божественную любовь ко всем людям – преследуемого как преступника, а потом поругаемого, связанного, избиваемого – как страдала и терзалась Она Своим сердцем!.. Невозможно представить, с какой болью видела Она Сына Божественного, распинаемого на Кресте – за Любовь, за Милость, за Добро! Нет на земле, и не было и не будет скорби выше этой…

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/28/...

«Осветиша молния Его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его» (Пс. 96, 4–6). А великий пророк Исаия о страшном пришествии Господнем говорит так: «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис. 66, 15–16). А возле страшного пламенного престола Господа будет стоять Пресвятая и Пречистая Богородица, одесную Превечного Царя, как написано: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44, 11). Господу будут предшествовать наивысшие силы небесные, за ними пойдут власти, начала и Архангелы, впереди которых — Архангел Михаил, препоясанный мечом огненным и сияющий подобно молнии, как великий воин Великого Царя. Затем последуют апостолы, мученики, святители и несметное множество ангелов и святых, «и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех» (Пс. 149, 6–7). Кто же сможет устоять тогда перед Судией Страшнейшим и неподкупным? Об этом думал и пророк Исаия, который говорит: «Войдите в расселины скал и скройтесь в пыли от страшного лица Господня и от сияния славы Его» (Ис. 2, 10) . Святой евангелист Матфей о пришествии Господа говорит следующее: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30). И еще говорит: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Святой евангелист Лука также показывает Его «грядущим на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21, 27). Страшный Суд будет происходить в воздухе над долиной Иосафатовой, где будут собраны все народы и языки, начиная с первого Адама до последнего человека. По слову святого апостола Павла, «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10). Затем Он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25, 32–33). После этого вечного разлучения добрых от злых начнется великий Суд.

http://pravoslavie.ru/159029.html

Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия ( Ис.7:14 ), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:41–43 ); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20 , Лк.2:7 ; Лк.2:33, 34 ; Лк.2:43, 48 ; Ин.2:3, 5, 19 , Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» ( Пс.44:10 ). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48–49 ). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41 ), – ублажает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Реконструируемый по источникам облик древнерусских чтимых икон с их многочисленными покровами и драгоценными прикладами, исчисляемыми десятками, а в XVI–XVII вв. и двумя сотнями 726 , может показаться современному исследователю совершенно чуждым всякой литургической символики. Еще Я.И. Смирнов, комментируя формы почитания чудотворного образа Христа, описанные в «Слове о том, как чтили образ Спаса на убрусе в Эдессе», произнесенном в годовщину перенесения его в Константинополь в 944 r., замечал, что «тщательное реальное исследование о них довело бы нас до обрядов языческого идолослужения», но при этом указывал, что византийский богослов, автор Слова, предлагает их символическое толкование, написанное по образцу толкований литургических 727 . Так и в древнерусском культе икон можно отметить христианизацию, богословское переосмысление древних ритуальных форм. Чин омовения иконы сопровождался, вероятно, молитвами, подобными строке из акафиста иконе Богоматери Тихвинской: «Радуйся живый запечатленный источниче, источивший воду жизни» 728 , а древнейший акт ритуального приношения золота к священному изображению, совершаемый в день памяти Константина Великого (21 мая), мог символизировать попечение христолюбивого государя о церкви 729 . Несомненна связь драгоценного убора богородичных икон и литургической гимнографии, в частности, акафистов иконам Богоматери. По источникам и частично сохранившимся памятникам можно отметить особое развитие на Руси убора икон Богородицы, в который входили как специально изготовленные украшения, так и все типы девичьей· и женской «кузни». Эти приношения Царице Небесной, прямо восходящие к тексту 44-го псалма («Предста царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена... рясны златыми одеяна и прсиспещрена»), создавали блистательный и одновременно глубоко духовный зримый образ Невесты Неневестной, вдохновлявший, в свою очередь, авторов акафистов чудотворным иконам, например, Тихвинской: «Радуйся Царице, одесную Царя представшая. Радуйся, рясны златыми украшенная и всю славу внутрь имущая... крине чистоты блистанием светящаяся» 730 . В акафисте новгородскому чудотворному «Знамению» икона прославляется как «боголепное украшение святыя Христовы Церкве... покрывающая всех нас Матерним Твоим покровом... увенчанная диадимою царскою от триединаго Бога» 731 – как уже говорилось, в состав драгоценного убора иконы входили покровы, а образ «Знамение», как можно определить по источникам, действительно издревле был украшен киотчатым венцом перегородчатой эмали 732 . Так драгоценный убор мог вдохновлять гимнографов, а литургическая поэзия – серебряников и вышивальщиц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010