Но надлежало же рано или поздно сойти, наконец, сему венцу на главу «Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов». И он сошел во время Ее успения. И во время Ее успения совершается величайшая тайна Божия на Ней. Матерь Божия умирает, как и все люди, хотя казалось, что Ей по всему праву принадлежит то, чего удостоились праведные Енох и Илия, взятые на небо живыми. Но Матери Божией суждено было другое. В отраду и утешение всем нам, имеющим проходить вратами смерти, и Матерь Божия умирает, разделяя долг природы со всеми земнородными. Но – как Матерь Божия – Она смерти не удерживается, Она со славою возносится на небо, предстоя одесную Царя Бога, предстоя как Царица небесных и земных. Святой псалмопевец Давид, созерцая Ее славу, воспел: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (ср.: Пс.44:10 ). Предста Царица одесную Тебе, Царица земных, – потому что Ей поклоняется и Ее прославляет весь верный род человеческий: люди всякого возраста, и звания, и пола. И знатные люди, и простые люди повергают пред Ней свои колена, славословя и прося помощи в своих скорбях и нуждах. И она просящих не отвергает, исполняя их прошения, ибо Она есть источник благ и море благодатных даров. Она Царица небесных – потому что поклоняются Ей и почитают Ее и небесные чины бесплотных духов: Ангелы, Архангелы, Власти, Силы, Начала, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы. Приветствует Ее там теперь и Само Трисиятельное Богоначалие, как возлюбленную Богоотроковицу. В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена, Препрославленная Дева Мария сияет сейчас неприступным светом славы Божественной. Так что хотя все праведные души освещаются Божественным светом от незаходимого Солнца правды и сияют, яко светила, но Препрославленная Дева Мария всех блаженных сил прекраснее, и, как чистейшая всех людей и Ангелов, Она воспринимает во всей полноте свет Божественного Солнца и Сама отражает от Себя этот свет, являясь вторым Солнцем правды. Святитель Григорий Богослов говорит: «Каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве – вся полнота благодати». Так же Она и прославлена, то есть имеет полноту Божественной славы, как это провидел и пророк Иезекииль: видех, и се, исполнъ славы дом Господень (ср.: И ез.44:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 44 псалме святой Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе – Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу. «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Её, искренния Её приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» ( Псал. 44:10–16 ). Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество к Богоматери: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величя Тебе сотворшему: предста Царица одетную Тебе»; – «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яка заченши Создателя Твоего». «Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистину, нам царствие небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная». «Слышу Давида воюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм царев, и с ним Тя и аз дщерь цареву воспеваю». Для объяснения этого пророчества надобно напомнить, что сидение и предстояние «одесную» царя издревле означало особенную почесть, принадлежавшую лицам близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседающим на престоле вечной славы, а предстоящею одесную Его – Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувим и славнейшая серафим. – «В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена»: этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божьего. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение,– вот те «рясны златыя», в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, Пророк Псалмопевец ясно высказывает таким образом: «вся слава дщери царевы внутрь». «Приведение дев в след Её в веселии и радовании в храм царев» можно понимать как приведение всех чистых и славных душ в обители Отца небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Посмотрите на гроб в Гефсимании, вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому есть престол божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари. Предста Царица одесную Тебе. Царица земных, ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных: кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просят милости от источника милости, и просящий получает, ищущий находит, ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ неиссякаем. Она Царица небесных, Ее почитают, Ей поклоняются все чины бестелесных: ангелы почитают в Ней совершеннейшее зерцало чистоты, архангелы – многоценный ковчег божественных откровений, власти – всемогущую державу верных, силы – неодолимую стену Церкви, начала – спасительное начало всемирного избавления, господства – высшую Госпожу всего, престолы – одушевленный престол Царя славы, херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, серафимы – неугасающий светильник божественной чистейшей любви. Царица, Которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Святой Дух – невестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе. Прославленная Всецарица неба и земли в ризах позлащенных одеяна преиспещрена, говорит Давид; т.е. боготканое одеяние Ее блаженства, которое облекает Ее, позлащено прекрасным сиянием неприступного света; преиспещрено, т.е. окрашено в различные цвета. Иными словами, как в Деве, при Ее жизни на земле, были все разнообразные свойства добродетелей, так в Деве, преставльшейся на небо, сияют различные цвета божественной славы. Когда солнце достигает высшей точки неба, оно равномерно во все стороны разливает лучи света, но не все тела освещаются одинаково. Так как они бывают более или менее плотными, то одни сильнее, другие слабее воспринимают отражение солнечного света. Чистые освещаются совершенно, прозрачные пропускают сквозь себя свет, а твердые и непроницаемые освещаются лишь настолько, чтобы быть видными. Но если случится солнцу бросить луч на чистое зеркало, то не только оно освещает его, но и само целиком как будто входит и заключается в него, так что зеркало кажется уже не стеклом, а самим светящим солнцем. Вот разница между зеркалом и прочими освещаемыми телами: все вообще тела воспринимают только свет солнца, а зеркало и воспринимает все самое солнце, и бросает от себя лучи, как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Достигнув совершеннолетия, Пресвятая Дева, по иудейским законам, должна была найти себе супруга и вступить с ним в брак. Но Пречистая, не колеблясь, объявляет, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме одного Бога. После совещаний и молитв первосвященники полагают обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Им становится праведный Иосиф Обручник. Наконец, наступает Благовещение и Архангел Гавриил благовествует Деве бессеменное зачатие и рождество от Нее Христа Спасителя. Архангел, Небесный Вестник, приветствует Ее словами: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28). И, казалось бы, кому более приличествовала радость и честь, как не Матери Божией! Но Богу было угодно, чтобы Она до конца земной жизни пребывала в неизвестности, в ряду простых христиан, подражая Своему Возлюбленному Сыну, Который не имел на земле где главу приклонить. И, во всем покорная воле Господней, до самой смерти Своей остается Пречистая Дева в неизвестности, являя тем самым высочайший пример неизреченного смирения и соделываясь таким образом еще более достойной того венца славы, который давно по всем правам принадлежал Ей. Надлежало же рано или поздно сойти, наконец, сему венцу на главу честнейшей Херувимов и Серафимов, и сошел он во время Ее Успения, когда совершилась над Ней величайшая тайна Божия. Матерь Господа Славы умирает, как и все люди, хотя казалось, что Ей по всем неизреченным заслугам Ее принадлежит то, чего прежде удостоились праведные Енох и Илия, взятые на небо живыми. Однако Деве Марии суждено было другое. В отраду и утешение всем нам, имеющим проходить вратами смерти, и Пречистая умирает, отдавая этот долг природе вместе со всеми земнородными. Но как Матерь Божия, смертью Она не удерживается, а со славою возносится на небо, предстоя одесную Царя Бога, предстоя как Царица небесных и земных. Святой псалмопевец Давид, предсозерцая Ее славу, воспел: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Предста Царица одесную Тебе - Царица земных, потому что Ей поклоняется и Ее прославляет весь верный род христианский: люди всякого возраста и звания и пола. И знатные люди, и простые преклоняют пред Нею свои колена, славословя Ее и прося помощи в своих скорбях и нуждах. И Она просящих не отвергает, исполняя их прошения, ибо Она есть Источник благ и море благодатных даров. Царица небесных - ибо поклоняются Ей и почитают Ее и Небесные Чины бесплотных духов: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы; приветствует Ее теперь на небесах и Само Трисиятельное Богоначалие, как возлюбленную Богоотроковицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Разберем сие пророчество. Пророк, сначала приветствуя Христа – Жениха, говорит: предста Царица одесную Тебе, то есть предстанет (у пророков, которые будущее видели как прошедшее, глагол прошедшего времени означает будущее время) Царица – как Невеста Царская, одесную Тебя, то есть близ Тебя, и на месте почтенном не много ниже престола Твоего; предстанет в ризах позлащенных, одеяна и преиспещрена, то есть в ризах драгоценных, какие приличествуют Царице. Златоуст замечает, что Пророк не сказал: седе, но предста: потому что сидеть прилично равному; а Пресвятая Богоматерь как низшая предстоит Господу с Небесными Силами и всею Церковию. одесную Тебе: слова сии не то означают, что Невеста должна стоять на правой стороне Жениха, а Жених на левой: но Жениха поставляют на высшем престоле, а на правой стороне Невесту, на левой же другие лица, приближенные к Царю. Не означает ли здесь Святой Дух превосходства Богоматери пред всеми Ангелами? Она не только предстоит с Ангелами пред престолом Божиим, но и удостоилась предшествовать им; Она стоит одесную, а Ангельские чины по левой стороне. Слова: «в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена», по указанию святых Отцов 87 , означают различные добродетели и дарования, коими украшена была Пресвятая Дева. Она облеклась, как в позлащенную ризу, в Благодать Духа Святого, сделавшись Его жилищем, преиспещрена различными добродетелями: верою, надеждою, любовию, смирением и прочими доблестями. «Давид,– говорит святой Андрей Критский 88 ,– провидя внутреннее благолепие сих Царских пелен Пресвятой Девы, и просиявшее от сей красоты внешнее благообразие Девы, дерзновенным гласом воскликнул: Слыши, Дщи, и виждъ, и приклони ухо Твое. И возжелает Царь доброты Твоея ( Пс. 44, 11–12 ). Кого приличнее мог назвать Давид своею дщерию, как не Преблагословенную Марию, происшедшую из Его племени, когда и Сам Христос назывался Сыном Давидовым? Слыши, Дщи, то есть рассуждай прилежно о том, что Ты слышишь: и приклони ухо Твое, то есть смиренно повинуйся заповедям Его, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, то есть, дабы удобнее послужить Жениху, оставь мир и все, что в нем. И как послушна была Божественная дочь Давида голосу Своего праотца! С трех лет Она преклонилась к внушениям благодати, и оставила дом отца Своего, мир со всеми его удовольствиями, и поселилась в храме Божием; вся отдалась Небесному Жениху. И Небесный Царь возжелал доброты Ее, восхотел, чтобы безлетно рожденный от Него Сын родился временно от Нее, Сын Божий вселился в Ее утробу. Из всех дев выбрал Ее одну для такой высокой почести. Но несмотря на такую высокую почесть, Преблагословенная Мария признавала Себя только рабою Господнею.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Руно, которое было для Гедеона знамением победы над мадианитянами, было символом Богоматери. Гумно прообразовало вселенную, руно Марию, а роса Еммануила, прохладившего сгоравшее естество Адамово . «Видит же яко руно Гедеон,– поет Богоматери Святая Церковь в одной песни 82 ,– как дождь сошел на руно, так и Слово воплотилось в чреве Марии». «Сниде, яко дождь на руно, во утробу Твою, Благоглаголивый древле рече Пророк, Всенепорочная» 83 . «Преднаписует Гедеон зачатие, и сказует Давид Рождество Твое, Богородице: сниде бо яко дождь на руно, Слово во чрево Твое, и прозябла еси без семене, земле Святая, мирови спасение, Христа Бога нашего, Благодатная» (Октоиха глас 6-й по 1-й стихосл. Богородичен). Как руно посредствовало между росою и гумном, так и Пресвятая Дева поставлена была между Иисусом Христом и Церковию в том отношении, что чрез Нее Иисус Христос пришел создать Церковь  и излить росу Своей небесной благодати на души верные. Руно орошено прежде гумна в знамение того, что Святая Дева должна первая восприять в Себя Того, Который после должен излить росу Своей благодати на весь мир. В 44-м псалме Давида, где он пророчественно воспевает славу Мессии, вместе пророчествует он и о Пресвятой Деве. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему. И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев ( Пс. 44, 10–16 ). Под невестою толкователи обыкновенно разумеют Церковь ; но все, что здесь говорится о Невесте, можно приложить и к Преблаженной Деве Марии, Которая хотя и Матерь Христова по плоти, но вместе Невеста по Духу и между членами Церкви занимает первое место. Святая Церковь относит к Богоматери сии слова пророка Давида: «Слыши, Дщи,– поет она Богородице,– и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброте Твоей, ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего» 84 . «Давид юже прорече Царицу, се во чреве приемлю, Анна вопияше» 85 . «Слышу Давида поюща Тебе, приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм Царев, и с ним Тя и аз дщерь Цареву воспеваю» 86 . «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величие Тебе сотворшему: предста Царица одесную Тебе. Тя бо Матерь, ходатаицу живота показа, без Отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог» (См. ирмос, канон Пресвятой Богородице, глас 4-й).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Покров Пресвятыя Богородицы Месяца октября в 1-й день Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим Покров Твой святый:/Тя бо виде святый Андрей на воздусе,/за ны Христу молящуюся. Ины величания: Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Мати Христа, Бога нашего,/и всеславный славим Покров Твой. Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Мати Христа, Бога нашего,/Иже к Сыну Свои руце простирающи, и о мире молящися,/и честным Своим омофором защищающи/град и люди от врагов наших. Псалом избранный, афонский: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его./ Свят храм Твой, дивен в правде./ Святыня и великолепие во святиле Его./ Лицу Твоему помолятся богатии людстии./ Распростре облак в покров им./ Покрыю и, яко позна имя Мое./ В крове крилу Твоею покрыеши мя./ Бог в месте святем Своем, и в храме Его всякий глаголет славу./ Предста Царица одесную Тебе./ Покрый мя от сонма лукавнующих./ В день зол моих покры мя./ Покрыеши мя от враг, озлобляющих мя./ Помяну имя Твое во всяком роде и роде./ Сего ради людие исповедятся Тебе в век и в век века. Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Введение (Вход) Богородицы Месяца ноября в 21-й день Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим еже в храм Господень/вхождение Твое. Псалом избранный: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его./ Благокоренным радованием всея земли./ Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий./Град Царя Великаго./ Якоже слышахом, тако и видехом./ Во граде Господа Сил, во граде Бога нашего./ Бог основа и в век./ Освятил есть селение Свое Вышний./ Святыня и великолепие во святиле Его./ Свят храм Твой, дивен в правде./ Сия врата Господня, праведнии внидут в ня./ Предста Царица одесную Тебе./ В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена./ Лицу Твоему помолятся богатии людстии./ Дщери царей в чести Твоей./ Вся слава Дщере Царевы внутрь./ Рясны златыми одеяна и преиспещрена./ Приведутся Царю девы в след Ея./ Ближняя Ея приведутся Тебе./Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев./ Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое./ И забуди люди Твоя и дом отца Твоего./ И возжелает Царь добро ты Твоея./ Помяну имя Твое во всяком роде и роде./ Сего ради людие исповедятся Тебе в век и в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Египетская тканая З. (Кливлендский худож. музей, США) представлена в каталоге музея как егип. тканая икона VI в. Ее иконография и размер (178,7×110,5 см) позволяют предположить первоначальное использование ее в качестве З. В центре композиции изображена на престоле Богоматерь с Младенцем, за к-рым по сторонам стоят архангелы Михаил и Гавриил. Над ней изображение, занимающее ок. трети общего размера ткани: Христос на престоле с поднятой благословляющей десницей в мандорле в окружении 2 ангелов и со звездами у подножия. Кайма З. выткана растительными мотивами с изображениями апостолов в медальонах по нижней части каймы до линии, отделяющей верхний сюжет ( Pelikan. 1990. Р. 16). «Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон) «Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон) Хиландарская З. 1399 г. мон. Евфимии (жены деспота Углеши) - одна из наиболее известных. Сюжет вышит серебряными и шелковыми нитями на тяжелом красном шелковом атласе. Позднее З. была обшита вокруг широкой каймой из шелковой цветной ткани ( Миркович. 2003. С. 29-32). Спаситель (по типу Великий Архиерей), облаченный в полное архиерейское облачение XIV в., совершая литургию, стоит на подножии, руки подняты в благословляющем жесте. По сторонам Спасителя изображены сослужащие Ему святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. В руках у них свитки с текстами литургических молитв: у свт. Василия Великого - текст молитвы из написанной им литургии, читаемой священником во время преклонения главы перед причастным стихом («Владыка, Отче щедрот и Боже, всякие утехи преклоньшие Тебе свои главы…»), у свт. Иоанна Златоуста на свитке начало молитвы, читаемой священником во время Херувимской, названной в александрийском списке литургии свт. Григория Богослова молитвой катапетасмы («Никтоже достоин от связавших...»). За святителями стоят 2 ангела в диаконских стихарях и держат древние короткие 4-угольные рипиды с трижды вышитым «Агиос». Вкладная надпись-молитва вышита мон. Евфимией у стоп образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182423.html

Предста царица одесную Тебе. Царицею Давид называет здесь церковь, или собрание благочестивых христиан, которую Царь— Христос, после того как она (прежде) была предана идолам, сочетал с Собою чрез веру в Него. Она—то воцарилась на земле над страстями и воцарилась вместе с Женихом своим Христом в небесном царстве. И жених и царь ее—Христос сидит по правую руку Отца, как единосущный и единочестный с Ним по Божеству; а невеста Его и царица церковь не сидит, а стоит одесную Жениха своего и Царя вместе с бесплотными ангелами: потому что хотя она и невеста и царица, но принадлежит к созданному естеству. Посему для нее велика и весьма велика и та честь, что удостоилась получить и такое состояние, или предстояние одесную Христа. А что Павел сказывает о Боге Отце, что Он совоскресил и вместе посадил нас на небесах во Христе Иисусе, (Еф.2, 6), ничего не пишет несогласного, или противного сим словам Давида: поелику и он говорит, что чрез Христа, Который сел одесную Отца, как глава наша, получило честь сидения вместе с своею главою и остальное тело церкви, хотя и стоит, а не само собою воссело, по изъяснению Златоуста. В ризах позлащенных одеяна и преиспещрена. Одета, говорит, церковь Христова одеждою светлою, то есть благодатью и усыновлением чрез святое крещение и веру во Христа, украшена притом различными украшениями добродетелей, ибо сии слова изображают умственное одеяние и украшение, а не чувственное, как это не много ниже покажу яснее Слова Вел. Василия : Одеждою позлащенною, то есть, украшая себя величественно и священнолепно умственно истканными и оразноображенными правилами веры. Так как правила сии не одного рода, но разнообразны и многовидны, поелику содержат наставления нравственные, естественные и так называемые тайнозрительные, то посему писание называет сии невестину одежду преиспещренною. 11. Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое. Смотри, читатель, каким образом пророк Давид обручает Христу церковь, иначе какими словами! А дщерию Христа он называет ту же невесту Христа—церковь У людей это не возможно, чтоб один и тот же человек имел одну и ту же жену и невестою и дщерию своею, а у Христа возможно и то и другое, то есть, чтобы Христос имел одну и ту же церковь и невестою и дщерию своею; ибо и то и другое духовно. Христос имеет церковь свою как невесту, поелику сочетался с нею чрез Евангелие свое; Он же имеет ее, как дочь, поелику возродил ее святым крещением. Что же значат слова сказываемые Давидом церкви? Слыши, говорит, дщерь Христова— церковь сказываемое тебе, мною, смотри и знай в точности, что претерпел за тебя Христос. Или зри, сколько чудес произвел, чтоб привлечь тебя к любви своей; и посему приклони ухо свое и слушайся заповедей, данных тебе Женихом твоим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

41 . Иисус Христос как Пророк возвестил тайну спасения, и как Первосвященник искупил нас на кресте от греха, и как Царь вечный по Божеству помазан Духом Святым в Царя и по человечеству в самом воплощении, о чем взывает Исаия: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис.9:67 ). 42 . Понеже бо человеком смерть бысть, и о Адаме вси умирают, и Человеком Христом Мессией воскресение мертвых ( 1Кор.15:2122 ). 43 . Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобном Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). А вознесением Своим на небеса Иисус Христос отверз для всех верующих в Него Царство Небесное, ибо возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех ( Пс.67:19 ). 44 . Первое слово о Пресвятой Деве Богородице было в раю: Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим, и между семенем Тоя: Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши Его пяту ( Быт.3:15 ). 45 . А в 44-м псалме воспевается слава великого Царя Христа Бога и Царицы неба и земли Богородицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю Девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев ( Пс.44:1011; 1416 ). 46 . И Церковь воспевает: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему; предста Царица одесную Тебе». «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея; ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего». 47 . В 67-м псалме воспевается Богородица как гора высокого духовного созерцания, орошенная благодатью Духа Святого: Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней ( Пс.67:1617 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010