В 44 псалме святой Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе – Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу. «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Её, искренния Её приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» ( Псал. 44:10–16 ). Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество к Богоматери: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величя Тебе сотворшему: предста Царица одетную Тебе»; – «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яка заченши Создателя Твоего». «Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистину, нам царствие небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная». «Слышу Давида воюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм царев, и с ним Тя и аз дщерь цареву воспеваю». Для объяснения этого пророчества надобно напомнить, что сидение и предстояние «одесную» царя издревле означало особенную почесть, принадлежавшую лицам близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседающим на престоле вечной славы, а предстоящею одесную Его – Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувим и славнейшая серафим. – «В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена»: этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божьего. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение,– вот те «рясны златыя», в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, Пророк Псалмопевец ясно высказывает таким образом: «вся слава дщери царевы внутрь». «Приведение дев в след Её в веселии и радовании в храм царев» можно понимать как приведение всех чистых и славных душ в обители Отца небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В более древние, византийские времена почитание первомученика совершалось в другом месте – за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. А эта церковь в долине Кедрона была построена Иерусалимским Патриархатом лишь в прошлом веке, в 1969 г. Справа от здания сохранилось несколько каменных ступеней древней, шедшей с горы Елеонской лестницы, служившей для религиозных процессий в ветхозаветные времена и в эпоху Христа Спасителя. По средневековым свидетельствам, таких ступеней можно было сосчитать 195 от Золотых ворот до Кедрона и 537 – от Кедрона до вершины горы. В 1931–1934 гг. русским археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено возле храма Стефана 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории Гефсиманского монастыря во имя Марии Магдалины). В 1987 г. над этими ступенями сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим. Гробница Божией Матери В 20-е гг. в Берлине русский поэт, назвавший себя вещим именем «Сирин», сложил эти строки о Матери: Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив, Спускается толпа, виясь между олив, Подобно медленному змию. И матери глядят, как под гору, в туман Увещевающий уводит Иоанн Седую, страшную Марию Как труден Ей путь с Голгофы! Люди расступаются пред горем и ужасом смерти, чтобы завтра снова сплотиться в клевете и злобе на Воскресение. Она пройдет узкими улочками Иерусалима, поддерживаемая учениками и мироносицами, и в тот день никто еще не вспомнит о предсказаниях и не признает в Ней, скорбной Матери Распятого, Матерь Света и Источник Жизни. Только где-то, в библейской дали: «Предста Царица одесную Тебе!» – воскликнет, обращаясь к Богу, Давид, прозревая сквозь плоть и время истинное место Марии в иерархии существ. одесную Креста, одесную Славы... «Вратами небесными» пророчески назовет Ее праотец Иаков: вратами на небо для всех нас. Но Ей, Небесной, надо еще жить с нами, с людьми, в этом святом проклятом городе, отнявшем у Нее Сына, в доме апостола, усыновленного Ей с Креста, неподалеку от горницы Тайной Вечери. Сколько тайных вечеров проведет Она за Кедронским потоком – там, на горе Вознесения, где видела в последний раз Восходящего к Отцу, – в уединенной, дерзкой молитве, понятной и уместной в материнских устах: «Возьми меня, Сыне, к Себе, на небо! Нет больше сил томиться среди страха и праха мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Д. Возьми владыко. Священник, вложив св. копье в правый бок просфоры, преподъемлет копием вырезанную средину просфоры, произнося: Св. Яко вземлется от земли живот Его. Эту средину просфоры, которая предполагается быть телом Христовым, называют «агнцем». Этого агнца священник поставляет на св. дискос; так как вырезание его из просфоры, равно как и вынутие частиц, о котором будет сказано ниже, производится на особом серебряном блюде. Д. Пожри владыко. Поставивши агнца на дискос, священник обращает его печатью вниз, к дискосу, и с оборотной стороны печати разрезает его крестовиднона четыре равные части со словами: Св. Жрется (т.е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй греха мира, за мирский живот и спасение. После этих слов священник опять ставит агнца на дискос печатью вверх. Д. Прободи владыко. Священник водружает копье с правой стороны агнца и говорит: Св. Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его (Евангелие от Иоанна глава 19, стих, 34 ,35). Д. Благослови, владыко, святое соединение. И получив благословение от священника, диакон наливает в св. потир вино, растворенное водой, в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода. Таким образом и приготовляется вещество для совершения таинства. Потом, взявши в руки вторую просфору, священник говорит, вынимая частицу: Св. В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, и присно Девы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник. Вынутую частицу он кладет на дискос с правой стороны агнца, посреди, со словами из 44 псалма: Св. Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна (т.е. стала, Царица одесную Тебя в офирском золоте). (Служеб. стр. 8; Библия русская стр. 887; псал. 44, стих 10). Эта вторая просфора, из которой вынута частица в честь Богородицы, так и называется «Богородичною». Потом священник берет третью просфору и вынимает из нее первую частицу со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И живет это доказательство в мире во времени земли из поколения в поколение и уходит зе пределы жизни, когда человек на пороге вечности встречает Заступницу Усердную – Матерь Божию, готовую помочь душе, отходящей от земли. И многие святые и праведные люди оставили нам неложные свидетельства о явлении им Матери Божией в предсмертные дни, ободряющей их светлой надеждой Своей помощи. Сама же Всечистая Дева отдала смерти дань рода человеческого лишь на краткий момент. Душу Ее принял на Свои длани Ее Сын и Бог , а тело, подъятое на херувимской колеснице,  осиянное благодатию, взошло на небо. И именно с этого дня Матерь Божия – Царица Небесная, предстоя одесную Царя Бога, восседает превыше всякой твари. Святой Иоанн Дамаскин , благоговея пред величием Матери Божией, говорит, что наш ум не может себе и представить того сияния, в которое облеклась в раю Блаженная Дева. Ей, Царице Небесной, поклоняются все чины ангельские, Ее славит Само Триипостасное Богоначалие: Святой Дух – как Невесту Неневестную; Сын и Слово – как Матерь неискусобрачную; Бог-Отец – как возлюбленную отроковицу. Со дня Успения пророчество псалмопевца – царя Давида о будущей Царице прияло конец: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна...» «Отныне радость неизреченная и честь безмерная Мариам с Иисусом Сыном Своим и царствует на небеси и на земли» – вторит праотцу-пророку святая Церковь . Величие Матери Господа открылось миру земному и небесному Ее Успением, и Церковь исполнилась воспеванием честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Но первые благоговейные молитвы Пресвятой Деве принесли на землю небожители еще при Ее жизни. Архангел Гавриил принес Ей молитву радования и благовещения: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие...». Ангелы Божии научили нас райскому славословию Царице Небесной: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу...». Пророчество о будущем почитании изрекла и Сама Пречистая Дева еще тогда, когда Ее жизнь была таинственно сокрыта от людей. Невольно приоткрывая тайну Своего избранничества пред праведной Елисаветой, Она говорит: «се бо отныне ублажат мя вси роди...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Но я сильно удивляюсь и недоумеваю, как Святой Дух, ведущий все – прошедшее, настоящее и будущее, испытующий сердца и утробы, Дух, пред светом Которого все, самые сокровенные тайны становятся явными, как Он теперь вопрошает, как бы не зная, Кто Сия, проницающая аки утро? Кто – эта, восходящая, как заря? Он не узнает Той, Которую из всех женщин избрал Себе в невесту? – Той, о Которой в Песни Песней говорит: се еси добра, ближняя Моя, се еси добра ( Песн. 4:1 )? Я объясню вам это. Священное Писание повествует, что царь Саул, этот одушевленный ад мести, из сильной любви к Давиду однажды облачил его в царские одежды, увенчал его золотою повязкой и возложил на него порфиру. Давид вышел из дворца, облеченный, как царь, и люди, видя и не узнавая его, стали удивляться и спрашивать друг друга: кто это – такой? Кто – этот украшенный порфирой человек? – Вы сейчас поймете. Царь царей и Господь, Предвечный Отец возлюбил приснодевственную Владычицу, восхотел оказать Ей величайшую честь облачить Ее в Свои собственные ризы. Каково же (это) одеяние Бога? – говорит это Давид: одеяйся светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ); и Матфей: просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет ( Мф. 17:2 ), Значит, дева, как Царица, украшается светом, так что является одушевленным небом. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных ( Пс. 44:10 ). Об этом свидетельствует также Иоанн, этот высокопарящий орел богословия: и знамение велие явися на небеси: Жена облечена в солнце, и луна под ногама Ея, и на главе Ея венец от звезд двоюнадесяте ( Откр. 12:1 ). Лучезарная Царица исходит, так светло облеченная, и Дух Святой, видя Ее, чудесную и прекрасную, как бы удивляется и вопрошает: кто Сия, проницающая? Кто это восходит облеченная всеми дарами, украшенная всей красотою, сияющая всем благолепием мира? Кто эта в своих помыслах непоколебимая, как земля, – в девстве чистая, как вода, – в сердце тихая, как воздух, – в непорочной плоти легкая, как огонь? Кто Сия, проницающая? Кто – это, имеющая благоговение ангелов, величие Архангелов, честь Начал, богопреданность Престолов, как Власть повелевающая, как Гооподства господствующая, обладающая могуществом Сил, ведением Херувимов, любовью Серафимов, почтенная всеми дарованиями Святой Троицы? Наконец, кто Сия, сочетания многообразных добродетелей, чудесное объединение всех благодатных даров? Кто Сия, проницающая, аки утро?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Икос 2 Разум Небесный открывая, Богоотроковице, благоволила еси, преодеяна быти еси со славою и красотою многою, да исполнится на Тебе Давида праотца Твоего предречение: " Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, приукрашена " . Егда же, яко Невеста Божия одеяна была еси и вся ко всечестному введению Твоему достойно устроишася, поведоста Тя родители Твоя, яко трехлетнюю агницу, во Иерусалим, воспевши Тебе тако: Радуйся, Пречистый храм Спасов, ко храму законному стопы Своя направившая; Радуйся, преодеянная в рясны златыя девства и чистоты; Радуйся, преукрашенная во вся доброты небесныя ; Радуйся, дщи Царева, всю славу девственную внутрь Себе имущая; Радуйся, дочернюю радость всему миру несущая; Радуйся, сосуде, Богом избранный и освященный; Радуйся, чистоту смиреннаго сердца к горнему устремившая; Радуйся, вместилище и храме духа Божия; Радуйся, невесто Божия, предстати одесную Небесному Жениху грядущая; Радуйся, с девственными лики ко Господу приведенная; Радуйся, с горящими светильники ко храму препровожденная; Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Радуйся, Мати Божия, Цвете Благоуханный. Кондак 3 Силою Божественною укрепляемый, с небесных высот великий архангел во град Назарет прииде, и обрете Святую Деву в молитве и чтении книжнем пребывающую, со страхом велиим рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! - и се зачнеши и родиши Сына, наречеши имя ему – Иисус! И будет Великий и Сын Всевышнего наречется!». Ты же, смиренная рабо Господня, прием с кротостию обетование Божие, рекла к бесплотному: «Да будет ми по глаголу твоему!». Мы же, недостойнии, зрящие велие таинство совершаемое, во умилении взываем о Тебе Богу нашему: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богоприятную Дева утробу, востече во град Иудов к южице своей. Елисавет же исполнися Духа Свята, возопи гласом велиим, глаголя: «Откуда мне сие, да прииде мати Господа моего ко мне?». О, Пречистая, Духом Святым освященная, посети и нас немощных и убогих, вознеси молитвы наша, яко дым кадильный ко престолу Бога-Сына твоего, да преисполнены благодати Его речем Ти:

http://pravicon.com/info-4002

Пророчество Царя Давида о Пресвятой Богородице «Тебе ради» на русский язык передается так: «через Тебя», – что соответствует греческому δι σ. Важно понимать, что с ним связано существительное «Богоотец», которым именуется пророк Давид, упоминаемый далее. Он является Боготцом «Тебе (Богородицы) ради». Церковнославянское «ради» означает «из-за, по причине, в связи» . Догматик говорит нам о том, что благодаря Пресвятой Деве Царь Давид стал предком Иисуса Христа по плоти, и поэтому его и называют Богоотцом. Благодаря Пресвятой Деве Царь Давид стал предком Иисуса Христа по плоти, и поэтому его и называют Богоотцом О происхождении Богородицы из рода Давида в Священном Писании прямо не упомянуто, однако так учит Церковное Предание . «Предста Царица одесную Тебе» – это слова 44-го псалма (Пс. 44, 10), которые обращены ко Господу, прославившему Пресвятую Деву. Это место Библии толкуется святыми отцами различно: одни считают, что Царицей названа Церковь Христова, другие видят здесь образ Богородицы. Например, святитель Григорий Палама в Омилии на праздник Успения пишет: «Близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее» . Так это место понимает и автор догматиков, которым, согласно традиции, считается преподобный Иоанн Дамаскин. Иными словами, Царь Давид в псалме пророчески прославляет Царицу Небесную, через которую он почитается Церковью Богоотцом. Носительница Жизни В тексте догматика сказано, что Господь показал Божию Матерь как «ходатаицу живота». Слово «живот» имеет такие значения: 1. «жизнь»; 2. «Жизнь – именование Христа и Пресвятой Троицы» . Речь здесь идет о Сыне Божием. Нужно также прокомментировать существительное «ходатаица». В церковнославянском языке под ним понимается «посредница» или «виновница» (причина) . Оно является переводом греческого «πρξενον», которое связано с « πρξενος» – 1. «важный гость, друг»; 2. «покровитель, защитник»; 3. «помощник» . На русский этот фрагмент переводится различно. В переводе протоиерея Владимира Успенского указано «Ходатаица» , в то время как иеромонах Феофан (Адаменко) приводит здесь слово «Носительница» .

http://pravoslavie.ru/143870.html

В Псалтири, в псалме «О возлюбленнем», составленном по случаю брака Сына Царева, Который есть Бог и Царь, пророчествуется и о прекрасной Царице, сияющей добродетелями Невесте: Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Стих 10). Царица — это и Церковь Христова, и Пресвятая Богородица — Невеста Неневестная, и каждая уневещивающаяся Христу душа христианская. Сравните тропарь мученице, глас 4: Агница Твоя, Иисусе, имя рек, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю…. В Псалтири яркими красками играет антиномия числа, противопоставленность Божественного единства и раздробленного грехом земного человеческого множества. С одной стороны — Бог, Царь, Господь, Судия как высший правитель; с другой — бози, царие, господие, судии как властители земные, а также — беси, идоли, властвующие человеческими душами. Переложению псалма 81-го, который начинается так: Бог ста посреде богов, да боги разсудит, Г. Р. Державин дал разъясняющее название «Властителям и судиям». С одной стороны — Бог Вышний, с другой — бози земнии, начальники и идолы: Яко вси бози язык бесове (Пс. 95:5). С одной стороны, Царь Небесный, с другой — царие богоборцы, возглавляющие людские мятежи: Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:2). С одной стороны — Судитель праведный: Яко Бог Судия есть (Пс. 74:8). С другой — судьи, неправедные, деяния которых Господь разрушает как сосуды скудельничьи: И ныне, царие, разумейте, накажитеся (т. е. вразумитесь) вси судящии земли (Пс. 2:10). Итак, мнози бози, бесове, идоли, царие, князие, но — Един Бог, Един Господь, Един Царь, Един Судия. Этот художественный прием антиномии числа встречается и в творчестве поэтов, составляющих славу нашего православного отечества. Так, у А. С. Пушкина в стихотворении «Поэту»: Поэт! Не дорожи любовию народной… Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди… Сравним послание «К Н. Я. Плюсковой»: На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил… Я не рожден царей забавить Стыдливой лирою моей».

http://pravoslavie.ru/223.html

«Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи», — восклицает Пречистая Дева. Это самое главное, что нужно человеку. И как много людей, которые остаются «тщи», ни с чем — пытаются обогатиться, но не в Бога богатеют! И жизнь их завершается полною пустотой. Божия Матерь учит нас, что ходатайствовать за другого человека можно только тогда, когда есть в сердце нашем алкание и жажда правды Божией. Если этого нет, то молитва не имеет смысла. «И милость Его в роды родов боящимся Его» — исповедует Она. Нам открывается, что тайна Божия Воплощения и Его милосердия не могла совершиться до того момента, пока в человечестве не нашлась Та, Которая имеет подлинное благочестие и совершенный страх Божий. Эту милость Она знает на Себе и знает, что она будет дарована многим и многим поколениям. И потому Ее исповедание в этом гимне хвалы завершается словами: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди». Мы удивляемся непостижимой высоте смирения Пречистой Девы Марии. Она говорит: «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя». Она была вознесена крепкою рукою Божией до Престола славы сильных, которые были низринуты. Церковь Божия исповедует, что Пречистая Дева Мария находится одесную Своего Божественного Сына: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспрещена» (Пс. 44, 10). Кто как не сатана и прислужники его — те сильные, которые низложены со престолов своих? И кто Та смиренная, Которая вознесена до Престола Божия на место сильных, как не Пресвятая Дева Мария, ходатайствующая за нас? Даром Духа Святого мы тоже воспеваем песнь Богородицы. Мы тоже участвуем в этом событии, и наша душа величит Господа, и возрадовася дух наш о Бозе Спасе нашем. Он призре на нас, как на Божию Матерь и сотвори нам величие. Славить Бога за то величие, которое Он даровал Ей, как приглашает нас это делать каждый день Церковь, значит славить Его одновременно за те благодеяния, которые Он совершает для нас. Мы тоже включены в великий замысел Божественной любви, явленной во Христе, от которой Божия Матерь восприняла больше всех.

http://moral.ru/успение-пресвятой-владыч...

Затем священнослужитель произносит слова из Евангелия от Иоанна: Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19, 34–35) — и прободает копием верхнюю правую сторону Агнца. После того как вынут из агничной просфоры Агнец, диакон обращается к священнику со словами «Благослови, владыко, святое соединение» и вливает в потир вино и воду; потир наполняется земным веществом, предназначенным для преложения в Его Кровь. —Кроме Агнца, используется ведь еще четыре просфоры: что, вернее, кого они символизируют? —Да, затем вынимается частица из второй используемой на проскомидии просфоры — Богородичной, просфоры в честь Пресвятой Богородицы. Эта частица помещается на дискос слева от Агнца, то есть справа относительно Лика Христова — в знак того, что Богоматерь стоит одесную Сына Своего. Об этом говорят и слова из псалма Давида, произносимые священником: предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, преиспещрена (Пс. 44, 10). Слева же выкладываются девять частиц из третьей просфоры — девятичинной: первая частица — в честь святого Иоанна Предтечи, вторая — в честь ветхозаветных пророков, третья — в честь апостолов, четвертая — в честь святителей, пятая — в честь мучеников, шестая — в честь преподобных, седьмая — в честь бессребреников и чудотворцев. Вынимая восьмую частицу из просфоры, священник поминает тех святых, память которых совершается сегодня, и тех, во имя которых освящен храм, а также святых Богоотец Иоакима и Анну, родителей Богородицы, и равноапос­тольных святых. Девятая частица вынимается в честь авторов Литургии — святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста или апостола Иакова (древняя Литургия, составленная им, традиционно совершается в день его памяти). Далее наступает черед четвертой и пятой просфор. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Литургией записки о здравии: из нее вынимаются частицы за живых, за ныне живущих членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Эти частицы выкладываются внизу, как бы у подножия Агнца; это называется заздравный ряд. Если в храме много народа и подано много записок, частицы за поминаемых живых могут выниматься и из дополнительных просфор.

http://pravoslavie.ru/75875.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010