Земля наполнилась множеством самых разнообразных существ, которые населили низменности, долины, леса и горы. Вся земля наполнилась творениями Божиими, которые зажили каждое свойственной ему животною жизнью. Недоставало только того, кто бы, кроме Самого Творца и небожителей, наслаждался и сознавал все это множество и разнообразие творений Божиих, возвещающих о величии, мудрости и силе Божией, и наслаждаясь миром, любил бы Создателя его, и разумно прославлял бы Творца. Ст. 26. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Ст. 26. Сознавать величие Божье, открывающееся в творениях, и разумно служить Богу могут только существа высшие неразумных животных, существа, одаренные богоподобною душою, чувствующею и размышляющею; поэтому произошел совет Св. Троицы о создании такого высшего земного существа, которое походило бы на Бога по власти над всеми прочими существами, наполняющими землю, которые все должны были служить человеку. Прежде все творилось по одному слову Божию, рече – и быша, а сотворению человека предшествовало совещание трех лиц Св. Троицы. Это потому, что человек был завершением всех земных созданий, потому что все на земле различным образом было предназначено для человека, чтобы чрез беспрепятственное совершение всего возможно доброго, он возвел свой образ Божий, свое сходство с Богом до самой высшей степени уподобления Богу. Ст. 27–28. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Ст. 27–28. После совета Бог создал мужа и жену, наделенных разными силами и способностями души, несколько отображающими силы Божественного Духа, так что человек мог познавать Бога, любить и действовать по отношению к Нему так, как угодно было его свободной воле, как обязывало его действовать его светлое сознание и чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Как пишет профессор Московской духовной академии И. Н. Корсунский , « односторонность аккомодатистов в понимании идеи толкования отражается и в односторонности суждения о новозаветном толковании, которое именно и зиждется на углублении в тайны духа ветхозаветного Писания« 177 . Раскрывая подробнее отличие буквалистического подхода от христианского, учёный говорит: «Преследуя букву Писания, [буквалистическое] направление не внемлет духу, проникающему, оживляющему его. Как тело без духа мертво, так и буква Писания без оживотворяющего её духа не только мертва сама, но и мертвит : »буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:6 ). И если для полной оценки обыкновенного писания человеческого, как произведения духа того или иного человека-писателя, недостаточно бывает обращать внимание лишь на внешнюю сторону и на общие требования от сочинения, а нужно войти в дух его, и, уразумев сокровеннейшие мотивы писания, судить о частностях – то тем более это должно быть руководственным началом при истолковании Священного Писания как произведения Духа Божественного» 178 . В связи с этим можно выделить следующие основополагающие предпосылки новозаветного толкования 179 : 1 . Второе Лицо Святой Троицы – Слово , бывшее «в начале у Бога», и в последние дни сделавшееся плотью. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:1–3, 14 ). Из этого самого общего принципа развиваются остальные предпосылки. «Слово – Сын Божий, рождённый от Отца прежде всех веков, предназначен был к тому, чтобы в Нем и через Него невидимое по существу Божество делалось видимым, открывалось, как в слове – ум " 180 . «Слово называется Словом, – говорит свт. Григорий Богослов , – потому что Он относится к Отцу как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его . В этом смысле Он есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 ) " 181 . 2 . Но «Слово не только сотворило, Оно же сохраняет жизнь сотворенного» (бл. Феофилакт) 182 , поэтому после грехопадения человека Слово Божие начинает воссоздание, обновление человека как падшего образа Божия – обновление по тому же Первообразу. Начинается история Завета Бога с человеком в крови «Агнца, закланного от сложения мира» ( 1Пет. 1:19–20 ), Завета, опиравшегося на заповеди и обетования . Однако человек, вследствие греховности своей природы, не мог исполнить заповеди, поэтому не могло быть исполнено и обетование. Исполнить и то, и другое надлежало «Самому Агнцу как Первообразу человека, в известное, определённое в Божественном совете время для явления Его на земли по плоти 183 " 184 . Это означает, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Когда Церковь молится о своем члене, то именуется он " раб Божий " или " Раба Божия " имя-рек. Вся жизнь человека является служением Богу в широком смысле этого слова, исполнением Его воли. Служением Богу особенно является молитвенный подвиг, не зависящий от того, молимся мы в своей келье или во время богослужений. В служении Богу человек участвует всем своим существом так, что в нем исполняется надежда апостола: " Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа " (1 Фес.5:23). Практика личной молитвы будет затронута в третьей части этой книги: в этой же части мы стремимся показать, каким образом служение Богу осуществляется в собрании верующих, особенно при совершении евхаристического богослужения. Когда мы входим в православный храм, мы замечаем, что люди стоят, а те немногие сиденья, которые есть в храме, предназначены для тех, кто по разным причинам не может стоять. Стояние в храме является самым естественным молитвенным положением. Оно является одним из символических выражений почитания Бога. Ведь жизнь человека вообще полна символов как согласованных форм поведения не только в религиозной, но и в других сферах. Крестное знамение, которым осеняют себя верующие, является древнейшим христианским символом. За православным богослужением люди совершают крестное знамение как в определенных местах богослужения, так и в другое время, выражая свое молитвенное чувство. Крестное знамение является безмолвным исповеданием веры: три первых пальца правой руки, сложенные вместе, означают нашу веру в Святую Троицу, а два остальных пальца, пригнутые к ладони, означают нашу веру в то, что Спаситель был и Богом, и человеком. Как осенение себя крестным знамением, так и коленопреклонение выражают мысли и чувства сердца молящегося человека. Но одновременно этот внешний жест влияет на внутреннюю сторону человека, подкрепляя его молитвенное настроение. Даже самому слабому молящемуся это помогает лучше войти в общую молитву Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда человека держат в тюрьме или запрещают ему делать то, что он хочет, под страхом жестоких наказаний, он лишен свободы – и для него это мучительно очевидно. Но есть и другой вид несвободы – менее заметный для самого человека. Обман и обольщение. Как-то я смотрел документальный фильм о гитлерюгенде. В нем было интервью с (уже очень пожилой на момент съемок) бывшей активисткой гитлеровского «союза немецких девушек». В нём она произносит показательную фразу: «Нам потом говорили, что мы жили при тирании, но я никогда не чувствовала себя такой свободной, как тогда». Дебора Лэйтон, бывший адепт «Народного Храма», культа, знаменитого тем, что его деятельность закончилась массовым самоубийством 909 его членов, в своей книге «Соблазнительный Яд» пишет о том чувстве принадлежности к великой цели, которое давало членство в культе. Адепты тоталитарных идеологий – и тоталитарных культов – с негодованием отвергнут мысль о том, что они порабощены и находятся в большой беде. По их убеждению, они свободны и счастливы. Они делают именно то, что они хотят, и делают это добровольно и с огромным энтузиазмом. Тем не менее, со стороны глядя, это именно порабощение. Освобождение здесь связано с истиной – мы узнаём (обычно это очень неприятное открытие), что были жестоко обмануты. Но нередко это освобождение носит частичный характер. Мы убедились, что гениальный вождь или непогрешимый гуру на самом деле опасный психопат, от которого надо было держаться подальше. Но мы ещё не узнали, куда нам следует идти, где истинный путь и в чём наше подлинное благо и предназначение. В мире существует невообразимо огромное число лжеучений. Как говорится в евангельской притче, «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мат.12:43–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Неотмирность вовсе не в том, чтобы отказываться от необходимых действий, перекладывая свою ответственность на Всевышнего Людям на земле многое приходится защищать этими средствами, вплоть до военных. И неотмирность вовсе не в том, чтобы отказываться от необходимых действий, перекладывая свою ответственность на Всевышнего. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1) – это вовсе не о том, что строители не должны строить; это лишь о том, что они не должны строить без Него. Бог никогда не делает за человека его работу – это нужно знать. Неотмирность – это свобода. «Мы – не от мира сего» означает, что происходящее с нами в этом мире не имеет над нами решающей власти. Мы учитываем земную реальность, ориентируемся на нее, действуем в ней, но мы ей не принадлежим. Наш внутренний выбор – выбор жизненного пути – определяется не ею. Наша окончательная участь зависит не от нее. Мы – подданные Царства, которое не от мира сего. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15, 18–19) ,– говорит Христос ученикам. Прежде я спотыкалась об эти Его слова: мне хотелось сказать, что меня-то, собственно, никто не ненавидит, хотя веры своей я не скрываю, и споры по этому поводу у меня случались не раз. Неужели мы должны непременно чувствовать чью-то ненависть?.. Но потом я стала понимать, что речь здесь вовсе не о чьей-то эмоциональной реакции на мою личность. Падший мир, возненавидевший прежде Бога, как следствие, не приемлет и человека в его изначальном предназначении, в его глубинной сущности; человека, который интуитивно чувствует Господа, отзывается Ему, предстоит Ему, переживает свою тварность и свое сродство Творцу. Этот наш внутренний человек для мира – ненормален, он неизбежно вступает в конфликт с миром, навязывающим ему совсем другие, «нормальные» ориентиры. При этом внешние проявления традиционной религиозности мир, как правило, охотно принимает, даже видит в них некую социальную или политическую пользу; но вот внутреннюю верность человека Христу мир не принимает никак.

http://pravoslavie.ru/159364.html

По мере богоуподобление человек делается способным к общению и единению с Богом. По свидетельству откровения, как грех удаляет Бога от человека, так святость и чистота приближают человека к Нему. Так, Сам Бог об одних говорит: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть ( Быт.6:3 ), а другим обещает: вселюсь в них и буду ходить ( 2Кор.6:16 ). Спаситель любящему Его и соблюдающему слово Его также обещает: к нему приидем (Отец и Сын) и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ), а по словам апостола Иоанна – пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Отсюда следует, что по мере достижения богоуподобления и общение с Богом достигается человеком и другая цель, как ее следствие – блаженство. Ибо Бог есть бесконечный и неисчерпаемый источник всякого блага, следовательно, уподобление Ему и приобщение самого естества Его не может не сопровождаться ощущением высочайшего блаженства. В беседе Спасителя о блаженствах блаженство и представляется следствием нравственного совершенства человека и соединенного с ним богообщения ( Мф.5:3–12 ). Состояние блаженства, вследствие приобщения Божескому естеству, ощущаемое людьми истинно-нравственной и духовной жизни еще в земной жизни, в возможной полноте откроется в будущей жизни, с откровением во всей силе царства Божия, когда верующие узрят Бога лицем к лицу ( 1Кор.13:12 ; сн. Мф.5:8 ), будут видеть славу Единородного Сына Божия ( Ин.17:24 ) и явятся в дому Божием как наследники Его и сонаследники Единородного Сына Его ( Рим.8:16–17 ) и будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Это будущее блаженство не может быть и объято человеческою мыслью: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Таково назначение человека по отношению к его богоподобной душе, очевидно, имеющее много общего с назначением мира чистых духов. Но человек состоит не из души только, но и из тела. Отсюда следует, что с назначением для блаженного единения с Богом, человек вместе предназначен для земли и земного существования, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Помни о смерти Память же о смерти есть одновременно и память о вечной жизни, и память о Боге – и память о ближнем. Кто знает, может быть, о ком-то из нас Господь уже изрек свой суд, и чей-нибудь уж близок. час. 5 декабря, 2010 Память же о смерти есть одновременно и память о вечной жизни, и память о Боге – и память о ближнем. Кто знает, может быть, о ком-то из нас Господь уже изрек свой суд, и чей-нибудь уж близок. час. В неделю 26-ю по Пятидесятнице – Лк 12:16–21 (зач. 66): Сказал Господь притчу сию: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем , кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Всякое слово Господне обращено к нашей душе, к нашей совести, к нашему разуму. Слово Божие животворит христианина, дарует благодать Святого Духа, побуждает человека к подлинной человечности, взыскует в нем образ Божий как потерянную драхму. Притча, которую мы сегодня слышали на литургии, обычно именуется притчей о безумном богаче. Безумие этого человека было сродни глупости дикого помещика у Салтыкова-Щедрина: он думал, что его богатство – нечто вполне естественное, им самим заслуженное и неотторжимое. И даже получив необыкновенно хороший урожай, урожай, который настолько перекрывал его текущие потребности, что пришлось бы даже сломать имеющиеся амбары и построить новые, он не дал себе труда задуматься: а откуда всё это богатство – и для чего? У этого поистине безумного и несчастного человека не было никаких сомнений, что всё это для него одного. Единственная проблема, которая его волновала, – это куда сложить зерно и прочее свое добро. Думается, нам нетрудно узнать в этом портрете самих себя. Когда мы живем при постоянной нехватке денег, времени, сил, – мы подчас и ропщем на судьбу, но ценим то, что имеем. Но стоит лишь появиться какому-то избытку – и начинаются мучительные раздумья: ведь и вот это нужно, и то необходимо, и ни на что не хватает. Ну решить-то, что делать с внезапным счастьем, можно и попозже, а пока что главное – спрятать понадежнее… И далеко не каждому приходит в голову, что где-то рядом есть люди, которым мы могли бы помочь. Может быть, наш избыток вовсе и не для нас предназначен, а мы поставлены лишь управителями и распорядителями. По большому счету, так оно и есть.

http://pravmir.ru/pomni-o-smerti/

Посему-то и в Ветхом Завете не раз заповедовал Господь людям: «будьте святы, ибо Я Господь Бог ваш, свят» ( Лев.11:44, 19:2, 20:7 ), и теперь в Новом Завете мы слышим от своего Спасителя: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Впрочем, эта цель человека существенно не различна от первой, напротив, заключается в ней и служит необходимым условием к достижению ее, потому что чтить и прославлять Бога мы можем преимущественно добрыми делами ( Мф.5:16 ), и без добрых дел всякое другое богопочтение Ему неприятно ( Ис.1:11,20 ). Т. е. назначение по отношению к Богу – это цель, а назначение по отношению к самому себе – это подвиг веры, необходимый для достижения этой цели. Наконец, назначение человека по отношению ко всей окружающей его природе ясно определяется в словах Самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всей землей, и всеми гадами пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме Небесного Отца, человек поставлен как бы посредником между Творцом и земной тварью. В частности, предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом возвещать в ней волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю небесные благословения; главой и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединять чрез себя все с Богом и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном порядке и союзе. Человек – это посредник, способный привести весь созданный Богом мир к его конечной цели. Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим.8:19–22 ). Только через человека весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

После приветственного слова о. Энцо выступил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис). Его доклад был озаглавлен: «Человек – гость и хозяин на земле». В своем докладе он раскрыл богословский смысл и предназначение человека в этом мире. Приведем некоторые цитаты из его доклада. «Божие провидение направило наши стопы в монастырь Бозе. То, что сегодня делает Бозе, – это великий дар всем Церквям и прежде всего Православным Церквям, которые собрались на этот симпозиум в духе мира с другими Церквями обсудить актуальнейшую проблему. Поблагодарим Господа за всех тех, кто участвует в этом процессе. Особая благодарность братьям и сестрам из Бозе, организаторам этой встречи. Тема затрагивает не только Церковь, не только христиан, но всех людей доброй воли. Как должен понимать человек гостеприимство? Человек – гость в этом мире, однако он и хранитель, он хозяин планеты. Мир имеет начало. Создание связано с Творцом. Бог не только создал мир, но и участвует в судьбе своего творения. Глагол επεφερeτo, «носился», употребляемый в первой главе книги Бытия, имеет значение еще и «смотрел». Красота и святость – Божественный акт. «Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь» (Пс. 18.1). Связь любви Божией с венцом творения. Как жених готовит дом для невесты, так Бог приготовил мир для человека. В творении человека Бог принимает активное участие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Бог созерцал все вещи еще до их творения. Господь дает человеку власть над всем тварным миром. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2. 19). Таким образом, человек вводится в мир как хозяин. Его деятельность – это помощь Творцу, это довершение того что сотворил Бог. Отсюда и ответственность за живые существа, за мир весь.  После грехопадения пакт любви разрушен. Человек становится странником и пришельцем на земле. Это прекрасно выразил пророк Давид в 38 псалме «ибо поселенец (странник) я у Тебя и пришелец, как все отцы мои» (стих 12).

http://bogoslov.ru/article/5541858

Православное вероучение свидетельствует, что всеведущему Богу было заранее известно, что человек отпадет от Него, низвергнется в царство тления и смерти и все творение Божие подпадет под проклятье: искупительный Агнец Божий был предназначен еще прежде создания мира (1 Пет. 1, 20) [ XI ]. И тем не менее человеческая свобода была столь дорога Творцу, что Он предпочел отдать Сына Своего на страдание и смерть и " пошел на риск " , оставив человеку возможность свободного произволения. Часть 1 Часть 1 В замысле Божием о человеке уже заключалась возможность того, что человек мог не поверить Богу, отвернуться от Него в сомнении, не послушаться Его единственной заповеди. Мог послушать лукавого змия, искуситься, поверить и поклониться ему. " Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло , чтобы ты избрал добро и ходил в нем " ,– говорит Господь (ср.: Втор. 30, 15). Но человек выбрал смерть и зло. Искушая человека, змий оклеветал Господа и обманул человека. Вот он спрашивает Еву: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1). То есть в подтексте его вопрос звучит так: " Правда ли, Господь столь жаден, столь авторитарен, столь немилостив, что велел не есть ни от какого дерева ? " . Но Господь – напротив, милостивый и щедрый,– разрешил есть от всякого дерева , кроме одного – дерева познания добра и зла. Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16, 17). Но змий отрицает предупреждение Господа. " Нет,– говорит он,– плоды вовсе не смертельны – нет, не умрете " (Быт. 3, 4). Подтекст таков: " Ваш Господь лжет " . И далее – змий продолжает: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5). То есть фактически змий говорит: " Бог, по Своему властолюбию и зависти, не хочет, чтобы вы были всевидящими, как Он " . Кто-то из современных исследователей остроумно заметил, что, если выражаться в терминах сегодняшнего дня, придется признать, что Творец здесь выступает как тоталитарист и антидемократ, в то время как змий прививает первочеловекам демократические понятия. " Райский змий – первый большевик " ,– как утверждал дьякон Андрей Кураев в одном из выступлений. " Равенство! – провозглашает змий.– Братство! Свобода! " Можно сказать, что он прививает человеку понятие о существовании ценностей, автономных от Бога: автономность Красоты ( и увидела жена, что дерево приятно для глаз ), автономность Премудрости ( дерево дает знание ), автономность Свободы ( дерево вожделенно ), автономность человека ( откроются глаза ваши, будете, как боги ). Однако единственное, что увидели первочеловеки, когда открылись глаза у них , единственное, что узнали,– это то, что они наги и отныне вынуждены скрываться от Творца. Путь человеческой культуры и цивилизации есть попытка человека в той или иной степени спрятаться от Бога, укрыться среди деревьев, сшить себе смоковные опоясания (ср.: Быт. 3, 5–7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010