Полное объяснение этой пророческой притчи раскрывается в учении Иисуса Христа о Страшном Суде ( Мф.25 ). ПРИТЧА О СЕМЕНИ, БРОШЕННОМ В ЗЕМЛЮ ( Мк.4:26–29 ) Эта притча имеется только у евангелиста Марка. «Царство Божие, – сказал Христос, – «подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Здесь «ЗЕМЛЯ» есть плотское сердце человека, его душевность и телесность. Соприкоснувшись с «Духом», т.е. с живительным Словом Божиим, оно само живится и одухотворяется. В нем начинают действовать силы непонятные и недоступные для внешнего наблюдения – это подсознательная жизнь души человека, когда ум человека «молчит», а сердце «бодрствует». Именно, здесь сознательная жизнь человека внешне продолжается, как и прежде, а внутренне совершаются в душе его неведомые новые процессы. Это особенно знают подвижники непрерывающейся «ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ»; они не в состоянии видеть рост своей души, как невозможно видеть рост травы или проростающего семени. Но как здесь, так и там, можно отмечать лишь фазы совершающегося явления, «ибо земля сама собою производит зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе», после чего, говорит Господь, сеятель «посылает серп», т.е. наступает конец земной жизни человека, Суд Божий. Изложение учения о Царствии Божием в притчах было предназначено по-видимому не столько для ближайших учеников Христовых, сколько для народа. «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им». ( Мф.13:34 ), – И ученикам наедине изъяснял все». ( Мк.4:34 ). Но однажды спросили Иисуса Христа: «Для чего притчами говоришь им?», т.е. народу, на что «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Это значит, что только тому, кто имеет истинную жажду к слушанию Истины, – тому эту жажду Бог удовлетворит, а поверхностный интерес к самому главному вопросу жизни – не найдет ответа; да и самый интерес скоро увянет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Поэтому, сотворением Адама процесс формирования человека не окончился, скорее, он только начался. Косвенно это подтверждает Книга Бытия, ибо сказав о повелении Господнем: “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” ( Быт.1:27 ), далее повествует: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” ( Быт.1:27 ). Таким образом, Господь умалчивает о сотворении “по подобию”, указывая этим, что возрастание человека еще не закончено. Более четко об этом говорит св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ); «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Можно также вспомнить блж. Августина, который говорил, что Адам находился в состоянии, которое выражается формулой «могу не грешить», и ему предстояло достигнуть состояния «не могу грешить». Итак, совершенствование человека не завершено, и окончится только после Всеобщего Воскресения. Чем же был несовершенен новосотворенный Адам и чего ему недоставало? Как храм Божий он обладал всей совокупностью совершенства, но этот храм еще не был заполнен Тем, для кого он был предназначен. То есть Адам еще не имел Бога в себе, или, другими словами – не имел в себе совершенной любви. Этот вывод может показаться весьма смелым, но на это указывает первый, несданный Адамом, экзамен любви – нарушение первой заповеди. То, что Адам не имел в себе любви к Богу и любви к ближнему (Еве) подтверждается также его ответом Богу после грехопадения: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). То есть Адам предпочел обвинить своего ближнего и даже самого Бога в своем проступке, а не самого себя. Нельзя не согласиться с тем, что Адам имел в себе некоторое несовершенство, иначе бы не произошло грехопадение. В первом соборном послании св. апостол Иоанн Богослов пишет: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин.3:6 ), и еще далее: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Человеку еще только предстояло познать Бога или познать любовь, впустить любовь в себя, возрастить ее в себе. Поэтому вся история взаимоотношений между Богом и человеком, изложенная в Св. Писании, есть история богопознания, или история познания человеком любви, или история научения человека любви.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Равно и добро, укорененное в богообразной природе человека, пребывает до своего явления в небытии. Приложение воли человеческой к изнесению на свет Божий добра или зла можно уподобить по своему характеру действия божественному творчеству, т. е. приведению от небытия к бытию, творению новой сущности из ничего. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» ( Мф.12:35 ). В каждом деянии человека, в каждом его шаге, входе и выходе проявляется такого рода «творчество». Если же творчество человека сопровождается или усиливается богопротивными страстями, то мы здесь видим возведение греха на грех , и поэтому-то всякое дело человеческое, по Писанию, зло. Если же творчество человека проявляется в творении заповедей Божиих в его трудовой жизни, то здесь является миру «добро зело», сотворенное человеком. Поэтому деятельная сущность человека проявляется как социально обусловленный труд (работа), наносящий из небытия к бытию добро или зло. Такой труд во Христе Иисусе приобретает нравственное свойство, определенную духовную ценность – доброе дело или злое дело. «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.... Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» ( Кол.3:17–24 ). Итак, можно умозрительно различать три понятия: «труд» – «работа» – «дело», объединяя их в одно понятие «жизнедеятельность». Полезной будет такая аналогия: работа – это сосуд, ограничивающий распад содержимого; содержимое сосуда – это труд, а характер содержимого (молоко, мед, вино или отрава) – это дело, а все вместе – творческая жизнедеятельность человека, предназначенного к стяжанию совершенства во Христе Иисусе. По грехопадении творчество Адама стало тягостным (трудным), творчество утратило свою самобытность (стало рабским) и творчество распалось на делание добра или зла (стало грехоудобноделательным).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» ( Быт.2:7 ), поэтому он назван «перстным» ( 1Кор.15:47 ). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Адам был сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога ( Быт.1:27 ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу ( Быт.1:26 ). О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), и более подробно: «для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:20–23 ). Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы. Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт.1:28 ). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным ( Быт.2:19–20 ), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Современное секулярное общество сформировало мнение, подхваченное неоязычниками, что идеал христианина – это самоуничижение, пассивность и безынициативность. В своих книгах и статьях, направленных против Православия, неоязычники очень часто эксплуатируют подобные образы, противопоставляя «смиренному христианину» «свободного язычника». В связи с этим рассмотрим, что же на самом деле говорит Православное вероучение о человеке и его предназначении, а также разберем некоторые понятия, превратно трактуемые безбожниками.      Можно ли стать богом? Первые строки Библии повествуют нам о творении Богом нашего материального мира. Венцом Его творческого замысла явился человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1: 26– 27). Современный греческий богослов архимандрит Георгий (Капсанис) , комментируя данный текст, писал: «Сотворение по Своему образу было таким дарованием, которым Бог наделил только человека и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога». Этот дар включал в себя разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и вожделение совершенства и Бога, личное самосознание и всё, что поставляет человека над остальным видимым творением, делая его личностью. Другими словами, всё то, что делает человека личностью, даровано ему по образу Божию». В Новом Завете апостол Петр говорит следующие слова, обращаясь к христианам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой…» (1 Пет. 2: 9). Православная Церковь, в отличие от многих других религиозных течений, рассматривает человека как венец Божиего творения, цель создания которого очень высока. Преподобный Макарий Египетский , живший в IV веке, писал: «Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты – род избран, священен и язык свят».

http://pravoslavie.ru/97337.html

Христианство внесло в мир новый взгляд на человека и его предназначение. При этом одни идеи были родом из Ветхого Завета, другие – специфически новозаветные. Особое место в изложении этих новых идей принадлежит апостолу Павлу, затронувшему в своих 14-ти Посланиях ряд антропологических тем. Отметим, что ветхозаветному пониманию личности чужды платонически-спиритуалистические настроения. Библейский взгляд на человека как некое психофизическое единство противоположен во многом дуалистическому противопоставлению души и тела. «Абстрактному, аналитическому и дуалистическому пониманию Греков Иудейство противополагает теистическое, конкретное, религиозное. Греческий интеллектуализм сталкивается с ветхозаветным волюнтаризмом». 227 Ап. Павел был, как известно, фарисеем и большим знатоком Закона, но его язык выходит за рамки иудейской традиции. Нельзя однозначно определить был ли ап. Павел дихотомистом? Многие его выражения, да и вся ветхозаветная традиция свидетельствуют об этом. Но известный его текст: 1 Фесс. 5, 23 говорит об обратном: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится...». Апостол, признавая плоть орудием греха, никогда не дает повода считать телесное начало в человеке греховным по существу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа...? ...Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божие». ( 1Кор. 6, 19 – 20 ); «...представьте тела ваши в жертву , святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего...» (Рим., 12, 1). Это светлое отношение к телу навсегда освободило восточнохристианскую аскетику от спиритуалистического гнушения плотью, хотя соблазн к этому никогда не умирал вполне. Согласно Павлу, центром внутренней жизни человека является сердце – наиболее близкий ветхозаветный аналог нашего понятия «личности». Говоря о человеке, апостол использует также термины: «дух», «душа», «плоть», «тело», «ум», «совесть», проводя при этом разделение человека на «внутреннего» и «внешнего» ( 2Кор. 4, 16 ). В конечной судьбе человека ап. Павел различает смерть физическую ( Рим. 5, 12; 6, 21 – 23 ; 2Кор. 1, 9 – 10 ) от смерти духовной ( Рим. 7, 10; 8, 6 ) и от смерти вечной как окончательного разрыва с Богом ( 2Кор. 2, 15 – 16 ). Он учит также о будущем прославленном состоянии твари ( Рим. 8, 18 – 23 ), когда будет Бог «всяческая во всем» ( 1Кор. 15, 28 ). Это дает возможность последующим писателям развивать темы апокатастасиса твари и теозиса человека.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Человек был создан Богом в шестой День творения, создан последним из всех творений, как венец видимого мира. Таким образом, можно утверждать, что изначально он был помещен в хорошо подготовленную для его бытия среду обитания, соответствующую его сущностным свойствам и потребностям, как высший представитель материального, вещественного мира. Это отвечало Божественному замыслу о предназначении человека, в частности замыслу о его владычественной роли по отношению к прочим созданиям, принадлежащим видимому миру ( Прем.9:1–3 ). Обратим внимание: человек был создан не как прочие творения, а особенным действием Божьим. Тело первого человека, Адама, было произведено из земли, а душа вдохнута Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Стало быть, содержание этого библейского свидетельства даёт основания, или, по крайней мере, твёрдый, внушительный повод считать, что человек двусоставен. Правда, в Писании заключены и такие фрагменты, которые фундируют другую богословскую идею: о трехсоставности человека, о том, что он состоит из духа, души и тела, как то: «…слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа , составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ); «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). Между тем, подавляющее большинство святых отцов Церкви всё же настаивали на двусоставности человека. Под духом же в схеме ум-душа-тело нередко подразумевается ум, как высшая принадлежность человеческой души. Следственно, как индивидуум, каждый человек состоит из души и из тела. Подчеркнем, душа – не продукт жизнедеятельности телесного организма, как настаивают материалисты, она субстанциональна (не тело служит причиной и двигателем психической деятельности человека, не мозг, не центральная нервная система, но душа, действуя через мозг, через центральную нервную систему правит соединенным с ней телом). Сказать иначе: каждая человеческая ипостась включает в себя два естества: естество души и естество плоти. Двусоставность – особенность человеческой сущности. Душа и тело соединены между собой ипостасным соединением настолько тесно, что их разлучение – физическая смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Damasc. De fide orth. IV 13). Искаженными стали отношения человека с окружающим миром. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом - смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5. 12). Необходим был принципиально иной родоначальник человечества, Который «будет царствовать над домом Иакова во веки» (Лк 1. 33). Должен был явиться Спаситель - Богочеловек: «Не только человеком, но и Богом долженствовал быть Новый Адам… чтобы в милости, и премудрости, и правде совершить обновление и восстановление к жизни древнего Адама, действуя качествами, противоположными тем, которые использовав, духовный и началозлобный змий причинил нам обветшание и нанес смерть» ( Greg. Pal. Hom. 52. 2). Таким Новым Адамом стал Сын Божий, Который, вочеловечившись, исправил преступление ветхого Адама и осуществил его предназначение. Своими страданиями Он устранил греховное разделение между человеком и Богом; Своим смирением Он победил диавола и разрушил орудия порабощения людей - грех, смерть и ад; Своим послушанием Небесному Отцу Он восстановил человеческую природу и образ Божий в человеке; Своей любовью, через Церковь и благодать таинств, Он порождает новое человечество: «...как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15. 21-22). Поскольку человечество создано Богом как семья, как союз любящих личностей, единосущных по природе, ответственность за грехи и наследие спасения не могут индивидуализироваться и потому становятся общим достоянием людей. Со времени зачатия и рождения каждый человек вне зависимости от своих личных устремлений, но в силу онтологического единства с праотцем Адамом приобщается к наследуемой греховности (ср.: Пс 50. 7). При этом первородный грех охватывает не только природную, но и личностную сферу человека. Вслед. такого состояния человек предан тлению и смерти, к-рые становятся явными свидетельствами греховности каждого человека. Всякий раз, совершая греховный поступок, потомки Адама подражают своему праотцу и т.

http://pravenc.ru/text/674968.html

Антитезис: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:3). Схематично эти мысли можно записать следующим образом. Тезис: новый человек, христианин не делает грех; Антитезис: христианин делает грех. Примером синтеза опять же могут служить жития святых, тех, кто победил в себе грех, но в то же самое время тех, кто сильнее всего страдал от видения собственной греховности. Антиномия «Вера» Отец Павел Флоренский отмечает: «Свободна и зависит от доброй воли человека (Ин. 3:16–18). Дар Божий и не находится в воле человеческой, но — в воле привлекающего ко Христу Отца (Ин. 6:44)». Итак, вера зависит от человека — вера не зависит от человека. Увидим эту антиномию в предложенных отцом Павлом текстах: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:16–18). «Осужден, потому что не уверовал» подтверждает, что уверовать в Бога зависит от человека. Теперь рассмотрим антитезис: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44) Данный текст обосновывает понятие призывающей благодати, которая и рождает веру в Бога: «Предназначение человека, после того как он родился в эту жизнь, — найти Бога. Но он не может Его найти, если прежде его не найдёт Бог» , — говорит старец Иосиф Исихаст. А уже потом христианин возгревает в себе дар веры. Всё это знакомо верующему человеку и не видится им здесь никакого противоречия, тем отчётливее становится понимание примирённости в религиозной жизни того, что на бумаге вычерчивается как взаимоисключение, — в этом смысл антиномии. Ту же антиномичность можно увидеть и в молитве: молитва есть подвиг, на молитву себя понуждают, но истинная, благодатная молитва — это действие Божие в человеке («Научи меня молиться. Сам во мне молись» — из молитвы святителя Филарета (Дроздова). Антиномия присутствует во всякой добродетели.

http://bogoslov.ru/article/6172940

Бог создал человека свободным, и свобода эта простирается до того, что человек может отвергнуть своего Создателя. Однако ни Бог, ни сама свобода не являются виновниками зла. Человек должен был без всякого принуждения творить добро, но он злоупотребил своей свободой, извратил ее, и поэтому впал      в грех . «Итак, – говорит святой Григорий Нисский , – поскольку в том и заключается отличительное свойство свободы, чтобы желаемое избирать свободно, то виновником зол для тебя является не Бог, устроивший неподвластную и независимую природу, но безрассудство, избравшее худшее вместо лучшего " (ργα, τ.Α’, 410). Свободная воля, по Иоанну Дамаскину , есть неотъемлемая принадлежность разума. Всякое разумное существо свободно – не только люди, но и Ангелы: «Это показал диавол, который был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока, а также и те силы, которые отпали вместе с ним, то есть демоны; тогда как остальные чины Ангелов пребыли в добре» (κδ.ακρ. 2, 27, σελ. 194). И Ангелы, и люди были предназначены к тому, чтобы, упражняясь в добре, уподобляться Богу. Одновременно со свободой выбора людям была дана заповедь, добровольно исполняя которую они были бы спасены от зла. Почему Бог не хотел принудить человека к исполнению заповеди, но предоставил ему возможность уклониться от нее? Потому, отвечает святой Григорий Нисский , что в противном случае человек ничем не отличался бы от бессловесных и неразумных животных, которых можно чужой волей вести куда угодно (ργα, τ.Α’, 496). Человек, одаренный разумом, созданный по образу и подобию Божию, должен был стать не рабом, но другом Божиим. Высшее назначение человека – не в том, чтобы рабски исполнять волю Хозяина, но чтобы, как другу и сыну и наследнику, добровольно исполнять заповеди Отца: «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедал вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями» ( Ин.15:14–15 ). Свобода человека осуществляется только в том случае, если он направляет ее соответственно воле Божией. Кто не исполняет заповеди Божии, неизбежно впадает в грех , а «всякий, делающий грех есть раб греха» ( Ин.8:34 ). Автономная, изолированная от Бога свобода является ложной, и она ведет человека к полному подчинению «закону греха» ( Рим.7:25 ). Святой Исаак Сирин говорит: «Остерегайся собственной своей свободы, ведущей к злому рабству» (σκητικ, λ.55, σελ.219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010