Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Часть вторая. Нравственное учение св. Амвросия Медиоланского Предварительные замечания Изложение нравственного учения 756 ; Dr. I. Pruner, “Die Theologie des heiligen Ambrosius” (passium); P. de Labriolle, “Saint Ambroise”, (209 – 254); также Dr. F. Wöeter, “Die christliche Lehre über das Verhältniss von Grande und Freiheit von den apostolischen Zeiten bis auf Augustinus”. Erster Band. Freiburg im Breisgau, 1856 – 1860 (§ 32, S. 529 – 611), – особенно: Dr. I. . Niederhuber, “Die Lehre des hl. Ambrosius”, – наконец, в общих курсах по Патрологии (например, Bardenhewer " a, Kihn " a, Rauschen " a а также Ceillier), в историях этики (например, Luthardt " a) и истории догматов (как то: Harnack " a, Seeberg " a, Tixeront " a). На русском языке имеются следующие работы, касающиеся нравственного учения миланского святителя. Прот. В. Молоденский: «De officiis Цицерона и св. Амвросия Медиоланского » (Вера и Разум, 1887 г., 18, 19); свящ. И. Артинский: «Св. Амвросий Медиоланский (Его жизнь и пастырская деятельность)» «Христианин», 1909 год, январь – июль; ср. также предисловие к книге: «О должостях служителей церкви Христовой» (Из творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, De officiis ministrorum, издание Петра Поспелова. В январской книге «Православного Собеседника» начата печатанием отмеченная выше работа г. А. Метрохина: «Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum». сопряжено с большими затруднениями, вызываемыми то неопределённостью и неясностью воззрений св. отца на тот или другой пункт этики, то прямыми противоречиями между суждениями по одному и тому же вопросу. Причины этого явления нужно искать как в самом Амвросии, так и вне его. Св. Амвросий был практиком, а не теоретиком: вопросы нравственности привлекали его внимание не в теоретической своей постановке, а в их непосредственном отношении к жизни, откуда и свои воззрения по тому или другому предмету этики св. отец излагает не in abstracto, но ad hoc. Сегодня его интересует одна сторона дела, и он все силы употребляет на то, чтобы выяснить её, как можно подробнее; завтра, побуждаемый обстоятельствами, он обращает исключительное внимание на другую сторону, не заботясь о том, что в своём желании выдвинуть на первый план эту новую сторону вопроса и осветить последний с новой, претендующей на исключительность, точки зрения, он вступает в противоречие с самим собой, в частности, с тем, что он говорил вчера. 757 Например, в вопросе о свободе воли искуплённого человека он то является её горячим защитником, то трактует о полном бессилии человека и невозможности для него даже пожелать что-либо хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Глава 13 1–5. Господь собирает войска для исполнения Его приговора над землей. 6–13. День Господень. 14–18. Взятие Вавилона мидянами. 19–22. Запустение Вавилона. Предварительное замечание. С 13-й гл. и по 23-ю у Исаии идут речи, возвещающие будущую судьбу некоторых, известных в то время евреям, иноплеменных народов (исключая гл. 22-ю, посвященную изображению судьбы Иерусалима). В этих пророческих речах главным образом изображаются те бедствия, какие, волею Всевышнего, разразятся над враждебными избранному народу государствами. Но по местам пророк раскрывает и то радостное будущее, какое ожидает язычников после того, как они испытают на себе праведный суд Божий. Спрашивают: для чего пророк, живший в Иудее, столь внимательно изображал будущую судьбу тех народов, которые, по дальности, не могли и знать о его пророчествах? Ответом на это могут служить следующие соображения: а) те иноплеменные народы, которых будущую судьбу изображает Исаия, стояли в тех или иных отношениях к народу еврейскому и то, что совершалось важного в Иудейском государстве, должно было доходить и до их слуха. Между тем речи вдохновенных пророков представляли собою явление поразительное и для язычников, которые не могли вовсе не признавать значения за посылавшим этих пророков Господом. Следовательно, и речи о судьбе языческих государств, произнесенные таким великим пророком, как Исаия, могли доходить до слуха язычников и внушать им более скромные понятия о своих силах и значении в мире; б) самим иудеям чрезвычайно важно было знать судьбу, какая ожидала языческие государства, потому что на эти государства евреи смотрели или как на врагов своих, или же как на друзей. Пророк Исаия и показывает в своих речах о судьбе языческих народов, что их власть и сила – недолговечны и что евреям, с одной стороны, не следует очень горевать при мысли о том, что эти народы подчинят себе Израиля и что, с другой стороны, Израилю нет надобности искать опоры у этих ненадежных государств. Ис.13:1–5 . Пророк, то говоря от своего лица, то изображая говорящим Самого Господа, описывает собрание армий, идущих из отдаленных стран, чтобы, в исполнение воли Вышнего, поразить Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 Падение царства Иудейского. 1–3. Осада Иерусалима и голод в городе 4–7. Взятие города, бегство Седекии, умерщвление его сыновей и пленение его в Вавилон. 8–17. Нашествие Навузардана, сожжение Иерусалима, ограбление храма и пленение народной массы в Вавилон. 18–21. Казнь иудейских сановников в Ривле. 22–26. Оставшееся в Иудее население; убийство Годолии и массовое бегство иудеев в Египет. 27–30. Замечание об освобождении Иехонии в 37-й год его переселения, при Евильмеродахе. 4Цар.25:1 .  В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. 4Цар.25:2 .  И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. 4Цар.25:3 .  В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. Возмущенный клятвопреступлением Седекии, как и восстанием других народов, Навуходоносор (по Иез.21:18 и далее, бросив предварительно жребий, который и пал на Иерусалим) вторично вторгся в пределы Иудеи и осадил Иерусалим («по всем правилам искусства», по замечанию И. Флавия) в 9-й год царствования (не Навуходоносора, как по русскому синодальному переводу «своего», а Седекии, у LXX-mu: ατο, слав.: «его») в 10-й месяц, в 10-й день месяца. Такая точность даты начала осады Иерусалима, как и других выдающихся моментов этого печального для национально-иудейского чувства события (ср. ст. 3, 8) объясняется из того, что иудеи в плену в воспоминание об этом и других печальной памяти днях установили и совершали нарочитые посты ( Зах.8:19 ; ср. 4Цар.7:3 ). 10-й месяц, соответственно получившей в плену начало вавилонской таблице названий месяцев у евреев, назывался Тебет ( Есф.2:16 ). Из ст. 6 видно, что осаду Иерусалима Навуходоносор вел не самолично, так как главную квартиру свою и местопребывание он имел в г. Ривле, а через посредство кого-либо из своих военачальников. Из стиха ( 4Цар.34:7 ) видно, что вавилоняне осаждали и другие иудейские города, как Лахис и Азека. Осада в целом продолжалась около полутора лет (за исключением короткого перерыва, когда, услышав о приближении египтян на помощь иудеям, халдеи на малое время снимали осаду с Иерусалима, ( Иер.37:5–8,34:21–22 ) ), именно 1 год, 5 месяцев, 27 дней; крайнее усиление голода в городе и первый пролом городской стены произошли в 9-й день четвертого (как прямо оказано в Иер.39:2,52:6 ) месяца («Таммуза», соответствующего большей части нашего июля) 11-го года царствования Седекии (ст. 2–3). Как велики были бедствия голода и иные, которые претерпевали осажденные, видно из ( Иер.2:11–12,19,4:3–10 ), ср. ( Иез.4 ) и другие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 28 Предварительное замечание о 28–33 гл. Как главы 7–12 содержат первый, великий, главный цикл пророчеств Исаии, опирающийся на события, изображенные в 7 гл. (1 и сл. ст.), так 28–33 гл., имеющие своим основанием события, изображаемые в 36–37-й главах, составляют второй главный цикл. Гл. 7–12 изображают отношение Израиля к Ассуру в дни Ахаза, а 28–33 описывают те же отношения при царе Езекии. Но как вина Ахаза состояла в том, что он искал защиты против союза сирийского и израильского царя не у Бога, а у Ассура, так и Езекия нагрешил тем, что против ставшего врагом иудеев Ассура он искал помощи опять не у Господа, а у Египта, к союзу с которым его убедили придворные. Против этого-то, тайно устраивавшегося союза, противного воле Божией, и вооружился пророк Исаия. Он произнес против этого союза целый ряд речей, в которых прежде всего изображаются внутренние мотивы заключения такого союза. Тут пророк (в 28 гл.) изображает опьянение, в каком заключался иудейскими политиками этот союз – опьянение, уже почти погубившее Самарию. Описывает пророк затем тайные замыслы иудейских политиков, не укрывшиеся, однако, от его бдительного взора (гл. 29), затем предсказывает неудачу всех этих политических комбинаций и указывает на единственное спасение – в Господе (гл. 30). Точно так же и далее (гл. 31 и 32) он указывает на бессилие Египта и вместе рисует светлый образ будущего царства, обрушиваясь в то же время на тогдашних руководителей Иудеи и, кроме того, особенно на женщин, игравших немаловажную роль в направлении политики. Наконец, пророк (гл. 33) возвещает поражение Ассура и спасение Израиля. Все эти главы составляют в общем пять речей, произнесенных в разное время, и каждая из этих речей начинается воззванием: горе! 1–13. Опьянение Ефрема и опьянение Иуды: последствие этого опьянения. 14–22. Ложное и истинное. 23–29. Воспитание народа израильского путем разных наказаний. Ис.28:1–13 . Самария – этот роскошный венок богатой земли Ефремовой – будет скоро сокрушена и растоптана. Господь пошлет против нее грозного врага, который быстро уничтожит все, стоящее у него на дороге, – как вихрь, как наводнение. С Самарией будет то же, что бывает с рано созревшей смоквой, которую всякому хочется поскорее сорвать. Зато остатку своего народа – царству Иудейскому – Господь пошлет Свое заступление и судьям иудейским дарует дух правосудия, а предводителям войска – мужество. К сожалению, в настоящее время – т. е. при царе Езекии – все руководители Иудеи обезумели от вина и сикеры, как и руководители Самарии. Они не хотят слушать Исаию и смеются над его речами. За это на них нападут враги и они жестоко поплатятся за свое упорство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 1–4. Суд над вселенной. 5–17. Суд над Едомом. Предварительное замечание. Главы 34-я и 35-я образуют собою заключение к первой части пророчества Исаии, соединяя в себе существенные черты предсказаний этой части о временах суда и спасения. Пророк говорит в 34-й гл. о конце мира, но облекает картину этой последней катастрофы в образы, взятые от событий его времени, так что последний всеобщий суд над вселенной принимает у него характер суда над известным клочком земли (Идумеи). В 35-й главе пророк рисует нам обратную сторону суда над миром – именно окончательное искупление Израиля и возвращение его из чужой страны в отечество. Ис.34:1 . Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! Все народы должны слушать пророчество о том суде, какой совершится некогда над вселенною. Эти народы будут подвергнуты совершенному истреблению, и даже само небо пострадает от огня этого грозного суда. Обращение пророка к народам и всему, что есть на земле, напоминает собою его слова в гл. 1-й ст. 2-й и указывает на особенную важность далее следующей речи. Ис.34:2 . Ибо гнев Го­с­по­да на все народы, и ярость Его на все во­ин­ство их. Он пред­ал их заклятию, отдал их на заклание. Здесь предметом суда Божия названо только человечество. Неразумная природа уже идет вслед за человеком. «Воинство их» – это не войска в собственном смысле этого слова, а толпы, массы людей (ср. ст. 4-й). «Заклятию» – см. Ис.11:15 . Ис.34:3 . И убитые их будут раз­бросаны, и от трупов их поднимет­ся смрад, и горы раз­мокнут от крови их. Здесь мы находим гиперболические выражения, да и самое заклание грешных людей, конечно, должно быть признано только метафорой. Ис.34:4 . И истлеет все небесное во­ин­ство; и небеса свернут­ся, как свиток книжный; и все во­ин­ство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. «Небесное воинство» или звезды истлеет как тлеет от жара огня бумага или материя. «Небеса свернутся». Небо – по-евр. rakiaf – это, собственно, громадное пространство. Это пространство станет маленьким, свернется от того же иссушающего действия огня, как бумага свертывается от жара в трубочку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III 1. Кончина Будды. – Его обоготворение. – Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. – Светлые и черные дни буддизма. – Его распространение в Китае и в Японии. – Расколы. – Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм «Когда какой-либо герой,-пишет один из новейших критиков буддизма, – после целого ряда ошибок и жестокостей, искупляет свою вину смертью , тогда эта смерть имеет в себе нечто примиряющее, особенно, если конец жизни героя озарен лучами кротости и всепрощающей любви. Когда, вслед за палящим полуденным зноем, солнце клонится к закату и бросает розоватый отблеск на землю, – раздается всеобщий вздох облегчения, и все живущее шлет заходящему светилу прощальный привет. Подобные чувства можем испытать и мы при воспоминании о смерти Мохаммеда и Будды. Их земное попри­ще, ознаменованное многими ошибками, окончилось, для жизни их пробил час заката. Спокойное – чтобы не ска­зать любовное – прощание обоих реформаторов с этим миром, действительно, имеет в себе что-то примиряющее, и мы, оставив на время религиозную полемику, спокойно посылаем им прощальный привет». 80 лет прожил Будда (560–480 до Р. X.); целых 50 лет протекло с той поры, как он покинул жену с ребенком и отправился в пустыню на поиски душевного мира, похожий на нищего, в желтой одежде, с отрезанными во­лосами, с тарелкой для милостыни. Из этих 50-ти 45 лет он употребил на проповедание, пользуясь неслыханным успехом. Повсюду возникали монашеские общины в духе их основателя. Сотни тысяч людей приняли его учение, князья и цари преклонялись пред ним и одаряли его по­дарками. Но вот и для него ударил смертный час. По одному преданию, Будда отравился кабаньим мясом, а по другому, более достоверному,-ядовитыми грибами. Под вечер, чувствуя приближение кончины, он призвал к себе живших в окрестностях Везали монахов и завещал им продолжение своего дела. «Так вот что, монахи, говорю я вам: все земное подвержено бренности. Боритесь неустанно!» «Кто думает, Ананда, что я хочу властвовать над общиной или подчинить ее себе, тот пусть скажет это громко пред общиной. Но Совершенный не думает властвовать над ней и желать, чтобы она ему подчинялась. Должен ли, Ананда, Совершенный жертвовать свою волю общине? Я теперь недомогаю, Ананда, я стар,-я старик, свершивший свой путь и достигнувший всего: мне 80 лет. Будьте, Ананда, сами себе путеводными огнями и убежищем; не ищите других!»

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Глава I 1. Предварительные замечания о происхождении рассматриваемых религий.-Предки Будды.-Исторические и мифические свидетельства о его рождении. – Детские и отроческие годы Будды.-Душевный переворот и бегство в уединение.-Озарение аскета.-Победа над искусителем и первая проповедь На Востоке, где восходит солнце и где блеснула заря всемирной истории, родились два великих азийца, принесшие людям, две мировых религии: Будда из племени арийцев в Индостане и Мохаммед из племени семитов в Аравии. Там же в Палестине, родился и Спаситель мира Христос. Разделенные правильными промежутками времени приблизительно в 500 лет каждый (Будда за 500 л. до Р. X., Ма­гомет в 571 после Р. X.), они все трое родились не в главных городах тогдашнего мира, а в отдаленных, неиз­вестных углах: в Капилавасту, Вифлееме и Мекке. Уходя, они оставили за собою длинную лучезарную полосу, из века в век принимавшую все большие и большие раз­меры и теперь озаряющую три четверти человечества. С во­стока, вместе с солнцем, шли их верования; но буддизм, так и остался на востоке 1 ; ислам достиг, полудня, и только одно христианство описало вместе с солнцем путь с во­стока на запад и с запада на восток, осенив весь мир своею благодатью. К сожалению человеческой род забывчив, и величайшим памятникам дает покрыться пылью веков. Проходит время-теряется след. Где те жилища, в которых роди­лись и выросли эти величайшие из, завоевателей мира? Где города, в которых стояли их колыбели? Капилавасту исчезла с лица земли после землетрясения; древний Вифлеем в развалинах; Мекка изменилась. Мы не знаем точно даже года, в котором родились и умерли Будда и Господь Иисус, не говоря уже о месяце и часе. Личности всех трех религиозных реформаторов окутаны точно непрозрачным флером. Подобно утреннему туману, заслоняющему восходящее солнце, благочестивые легенды 2 мешают нам проникнуть взором в интереснейший период жизни трех учителей. Те же легенды вплотную окружили и дальнейшую их жизнь, их слова и деяния, так что требуется немало долгого и тяжелого труда, чтобы отделить золото исторической истины от негодного шлака. Жизнь и личность Господа Иисуса Христа, если отбросить в сторону апокриф,-представится нам, на основании Евангелия, наиболее ясной и неизмеримо более до­стоверной по сравнению с позднейшими биографиями так называемых «пророков». Цельная личность Будды, благодаря неудержимому полету индийской фантазии и отсутствию исторического чутья у индийских писателей, изображена так, что научная критика лишь очень немногое из этих описаний может признать вполне достоверным. Это особенно следует заметить в отношении Мохаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Глава V. Сопоставление буддийского нравоучения с христианским Начертанный выше нравственный идеал буддизма поставляется с христианским нравственным учением в живую непосредственную связь, почитается некоторыми выше христианского нравоучения и большинством одобряется почти безусловно. Прежде, чем мы перейдем к сопоставлению буддийского нравоучения с христианским, считаем нужным сделать следующие предварительные замечания относительно таких воззрений на буддийское нравоучение. Что касается генетической связи буддизма с христианством, то ее вовсе не оказывается, как это мы старались доказать, излагая историческое происхождение буддизма. Мало того, из нашего изложения следует, что буддизм многим обязан христианскому влиянию на него. Но и то, что заимствовано буддизмом из христианства, подверглось такой переделке, что по своему духу и смыслу утратило всякое истинное сходство с ним. Ближайшее рассмотрение существеннейших моментов буддийского нравоучения, с точки зрения христианской, еще больше откроет отсутствие, какого бы то ни было, родства христианства с буддизмом и выставит перед нами в ярком свете диаметральную противоположность их друг с другом, равно как и полную неосновательность тех, которые усиливаются видеть в нравственном идеале буддизма что-то высокое, облагораживающее, цивилизующее. Мы не хотим думать, что этого рода панегиристы буддизма, ставя так высоко нравственное учение его, имеют какую-нибудь заднюю мысль, клонящуюся к подрыву христианского авторитета. Всего вероятнее, это происходит от того, что они опускают из виду самые принципы, лежащие в основе буддийского нравоучения, и соблазняются встречающимися в нем требованиями и предписаниями, действительно безукоризненными, если их брать в отдельности, отрешенно от целого строя понятий и воззрений, к которым они примыкают и от которых они неотделимы. В самом деле, буддизм, например, настойчиво внушает своим последователям терпение, прощение обид, благотворительность и т. п. Все это, несомненно, здравые требования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Следующая наша задача – рассмотреть учение Симеона  о  природе  и  назначении  человека, указывая на связь между этим учением и тра­диционной для восточного христианства антропологи­ей 923 . Необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Прежде всего отметим, что антропология Отцов Церкви имеет двойные корни: она основана как на библейском откровении, так и на греческой фило­софии. В частности, святоотеческое учение о сотворе­нии человека, о его падении и искуплении целиком основано на Библии. С другой стороны, учения о че­ловеке как микрокосме, о четырех элементах челове­ческого тела, о трехчастном строении души заимство­ваны из древнегреческой философии и медицины. Не­которые же идеи, характерные для святоотеческой антропологии, происходят из обоих источников, напри­мер, понятие образа и подобия Божиих в человеке 924 . В антропологии Симеона Нового Богослова мы также находим – наряду с библейскими – концеп­ции, заимствованные из греческой философии. Это отнюдь не означает, что Симеон был начитан в фило­софской литературе. Напротив, как нам представляет­ся, его знакомство с нею было весьма ограниченным, поскольку нигде у него мы не находим ссылок на ан­тичных авторов 925 . Античные идеи, которыми иногда оперирует Симеон, были либо заимствованы им у бо­лее ранних Отцов, либо усвоены в годы обучения в школе. Он, во всяком случае, никогда не обращался прямо к античным источникам для подтверждения своих идей. 1. Двойная природа человека Наиболее  четко  и  лаконично антропологические взгляды Симеона суммированы в следующем тексте:   Бог от начала сотворил два мира – видимый и невидимый, но одного царя над видимым, имеющего в себе характерные черты обоих миров – как в своем видимом [облике], так и в том, что умопости­гаемо... Из всего видимого и мысленного одного че­ловека Бог создал двояким, имеющим тело, состав­ленное из четырех элементов, в которых он участ­вует и живет при помощи чувства и дыхания, и умной, нематериальной, бестелесной души, неизре­ченно и непостижимо соединенной с ним, несме­шиваемо и неслитно ( μκτως και συγχτως) сме­шанной с ним. Это и есть каждый человек: живое существо ( ζφον) смертное и бессмертное, видимое и невидимое, чувственное и мысленное, способное видеть ( ποπτικν) видимое творение и постигать ( γνωστικν) мысленное 926 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010