Толкование литургии Глава I. Краткая история толкования литургии на Востоке и на Руси Краткая история толкования литургии на востоке и на Руси. Св. Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст , Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник , патриарх Герман и Феодор Андидский, Иаков Эдесский, Симеон Солунский и Николай Кавасила , как толкователи литургии. Задачи, приемы и сущность их толкования.–Перевод толковательных трудов древних восточных литургистов на славянский язык. Толковые статьи при славянских служебниках. Мистико-апокрифические толкования литургии. Толковательные сочинения XVII–XIX веков. Мы покончили с внешнею историей литургии и представили главные эпохи в ее развитии. Перейдем теперь к объяснению ее обрядов; но предварительно сделаем несколько замечаний о том, что мы разумеем в данном случае под толкованием, а для этой цели проследим историю толкования литургии на востоке и отметим его главные направления. Перво-христианская литургия, пока она находилась еще в состоянии развития и была тесным образом связана с жизнию тогдашнего общества, не могла быть предметом внешнего изучения и составляла непосредственный факт внутренней жизни, одно из средств самовыражения духа. Поэтому она была для всех ясна и понятна. Осмысление и объяснение ее началось с того времени, когда она начала утрачивать свой непосредственный характер и сделалась обрядовою формою, существование которой надо было оправдать, а содержание уяснить. Как при нормальном состоянии организма никому не приходит в голову наблюдать за органическими процессами и задумываться над отправлениями сердца и легких, так и в области внутренней жизни: пока продолжается нормальный ход мысли, связь между нею и ее выражением, между словом и делом у остается ясною сама собой. С чего и когда начинается толкование литургии на востоке? Первые опыты этого рода появляются в конце IV века и принадлежат двум замечательным деятелям того времени – Кириллу Иерусалимскому и Златоусту. Кирилл Иерусалимский , по обязанности катехета, объяснял учение веры и обряды таинств оглашенным, чтобы привести их к сознательному усвоению христианского вероучения и таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Часть I. Евангельская История I. Предварительные Замечания Западная наука весьма часто излагает евангельскую историю в форме «Жизни Иисуса». Эта форма изложения для православного историка неподходяща. «Жизнь Иисуса», по самому своему заданию, есть изображение человеческой стороны в лице и служении Христа Спасителя. Но отделение человеческого от божественного в лице и служении Богочеловека есть задача догматически неосуществимая, поскольку Халкидонское вероопределение исповедует в Его лице соединение естеств не только неслиянное и неизменное, но и нераздельное и неразлучное. Человеческое от божественного неотделимо. Изображение только человеческого есть для православного историка задача невыполнимая. С другой стороны, опыт нас учит, что ни одна «Жизнь Иисуса» не может быть поставлена наравне с четырьмя евангельскими повествованиями в их раздельности. Это сознание все громче и громче звучит даже в протестантской среде. Нашею задачею будет, не пересказывая Евангелия в тех частях, которые не вызывают недоумения, наметить основные линии евангельской истории, как они вытекают из наших Евангелий, поставить главные вехи в последовательной смене событий и показать постепенное раскрытие учения в благовестническом служении Христа Спасителя. Само собою разумеется, что эта книга не может иметь своею целью заменить Евангелие. Она должна быть не более, как скромное пособие при чтении Евангелия. Построение евангельской истории, даже в самом схематическом виде, предполагает тот или иной ответ на критический вопрос, выдвигаемый взаимным соотношением Евангелий. После того, что было сказано выше, читателю должно быть ясно, что научное обоснование нашего ответа вывело бы нас за пределы тех рамок, которые мы себе поставили. Содержание ответа, являющегося методологическим основанием нашего построения, должно быть вкратце указано. Первое: мы исходим из убеждения, что согласование Евангелий, в частности первых трех – синоптических – Евангелий, с одной стороны, и Евангелия от Иоанна, с другой стороны, возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Часть VI. Священство Епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Таинство священства: богословские аспекты 496 Определения и предварительные замечания Таинство Священства занимает особое место среди таинств Церкви по нескольким причинам: во-первых, его совершает только епископ (в случае рукоположения самого епископа – несколько епископов); во-вторых, в таинстве Священства есть несколько ступеней – епископа, священника и диакона, и рукоположение в каждую из степеней совершается не так, как в две другие; в–третьих, все прочие таинства (за исключением, и то лишь в особых случаях, Крещения) могут быть совершены только рукоположенными, то есть принявшими таинство Священства, епископами и священниками. В «Пространном Катехизисе» свт. Филарета (Дроздова) этому таинству дается следующее определение: Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного [кандидата], чрез рукоположение святительское [т. е. епископское] поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово 497 . Сразу после этого определения в «Пространном Катихизисе» приведены ссылки на Священное Писание : «Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян 20:28 ). Митр. Макарий (Булгаков) определяет это таинство так: Под именем Священства как таинства разумеется такое священнодействие, в котором, через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей 498 . Священство в Ветхом Завете Священное служение с древнейших времен было связано прежде всего с принесением жертвы Богу на особо устроенных местах – алтарях. Согласно Библии , жертву Богу приносили уже сыны Адама Авель и КаИн.Далее Писание упоминает совершение жертвоприношений главами ветхозаветной общины – Ноем 499 , Авраамом 500 , Исааком 501 , Иаковом 502 , Моисеем 503 – и царями (по имени названы князь–священник Иофор 504 и царь–священник Мелхиседек 505 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Часть вторая Письмо 18. О божественной литургии Теперь, друг мой, с верой и страхом приступим к объяснению божественной литургии. С верой, потому что, если где требуется вся сила веры с нашей стороны, так именно в таинстве Тела и Крови Христовой. Со страхом, потому что, если херувимы и серафимы предстоят при совершении этого таинства от страха лица закрывающе, то мы ль, плотяные и грешные, дерзнем небоязненно говорить о нем? Но считаю нужным предупредить и здесь тебя: не ищи в этих объяснениях никаких мудрований и хитрых толкований. Я передам тебе, как сумею, как Господь вложит на мысль, весь ход этого богослужения – не больше. Что до разъяснения таинственных сторон его, то это не в моих силах. Я верую, всей душей верую в таинство Тела и Крови Христовой; верую, как заповедала веровать св. Церковь , и не дерзал, и до последнего вздоха не дерзну примешать сюда попытки и действия утлого своего рассудка. К чему? Если так веровали такие мужи, как Иоанн Златоустый , Василий Великий и им подобные, то что остается нам, как не принимать с сердечным благоговением то, что они завещали всей православной Церкви? Чтобы дело было яснее, сначала я выпишу тебе из священных Евангелий, как установлено это таинство Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом; потом, по возможности, скажу, как совершалось оно в первые времена христианства, и затем перейду к рассмотрению, как совершается теперь. Все постараюсь передать тебе обыкновенной русской речью, чтобы не только смысл, но и каждое слово были тебе совершенно ясны и понятны. Только при условии такого понимания мы можем истинно и достойно ценить это важнейшее из наших богослужений. Установление таинства причащения Прежде чем выпишу рассказ евангелистов о том, как совершил Спаситель наш это священное действие, в котором выразилась вся полнота Его бесконечной любви к людям, считаю нужным сделать несколько предварительных замечаний. Без этого рассказ евангелистов будет непонятен. Пасха Вечер, в который Господь Иисус совершил и установил таинство св. причащения, был пасхальный вечер. Пасха – был праздник у евреев, установленный в воспоминание чудного избавления их из рабства египетского. Перед тем, как выйти им из Египта, Господь заповедал, чтобы каждый домохозяин заколол ягненка однолетнего, без всяких телесных недостатков; затем, испекши, вся семья должна была съесть его с пресным хлебом и горькими травами, но так, чтобы ни одна кость его не была повреждена. Это сам Господь назвал Пасхой: «Пасха есть Господня», и заповедал совершать ее навсегда. «И будет, – сказал Он, – когда спросят вас сыновья: что есть служение сие? И рцыте им: жертва – Пасха сия Господу» и т. п. (подробно во второй книге моисеевой: Исход 12:4–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13:15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад архимандрита Ианнуария (Ивлиева), профессора Санкт-Петербургской духовной академии. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ЭКЗЕГЕЗА ОТРЫВКА ИЗ АПОКАЛИПСИСА (ОТКР. 13:15-18) В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ИНН ДОКЛАД АРХИМАНДРИТА ИАННУАРИЯ (ИВЛИЕВА), ПРОФЕССОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. Прежде предельно краткой экзегезы конца 13-й главы Откровения апостола Иоанна Богослова следует сделать несколько столь же кратких предварительных замечаний общего характера о самой книге. Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе (4, 1-2). Взор Иоанна очищается, и он теперь способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится. Он также переносится в конец истории, так что может видеть настоящее в перспективе из того, что будет согласно промышлению и цели Бога. Эффект видений Иоанна - протяжение мира читателя и в пространстве (небо) и во времени (эсхатон), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Рамки и узы, наложенные римской властью и идеологией, прорываются, и мир становится открытым в великую цель его Творца и Господа. Этот мир, видимый оттуда в апокалиптическом видении - новый, символический мир, в который попадают читатели. Но реально это не другой мир, но наш мир, увиденный с неба и из эсхатона. Задача такого взгляда - противостоять ложному, иллюзорному взгляду на действительность. Создается целый символический мир, в который читатель погружается так полно, что изменяется его восприятие окружающего мира.

http://zavet.ru/inn-innuar.htm

Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии» Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 2. «Мученичество св. Поликарпа» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения 2. Творения св. Иустина 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 1. Жизнь и литературная деятельность Татиана 2. Богословские взгляды Татиана Глава V. Афинагор Афинянин 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Антропология и учение о воскресении мертвых Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 2 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2 Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Глава VIII. Анонимное сочинение «к Диогнету» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «Учительных Книг» 1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра 2. «Изречения Секста» 3. «Поучения Силуана» Заключение Введение Патрология как Наука

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Отделение 4-e. Буддизм, его школы, св. книги, распространение, следы христианства XIII ст. и значение новых переводов Библии среди тибетян, монголов, маньчжуров I. Предварительные замечания, вероучение, особенности ламаизма § 44. Предварительные замечания автора и исходные пункты вопросов о буддизме Вопрос о буддизме до сего времени представляется для строгих ученых, христиан в особенности, весьма сложным и серьезным, и предметы которого занимают пока умы немногих исследователей; поэтому невозможно сказать утвердительно и определенно многого, хотя общие основания исчерпаны и достаточно констатированы как теоретически, так и исторически. Для христианства – это не столько в строгом смысле религия, сколько философская школа, имеющая чрезвычайный интерес и значение. Неудивительно, что и основательные ученые, поражаясь перлами буддийской мудрости, языка и литературы, буддийское вероучение и Будду ставят нередко не только в уровень с лицом Иисуса Христа и христианским учением, но даже дают и высоту неподобающую. Конечно, если Библия количественно может представлять меньшее богатство внешних форм восточной мудрости, при сравнении с многообразием художественных и поэтических концепций Будды и его школ, за то не следует давать этому кажущемуся превосходству полного значения; иначе, Библия – как и последующее христианское вероучение на ней основанное и православно сохраняемое в Церкви, всегда будут стоять на высоте Богооткровения и исторического прогресса, неодинакового с пантеистическими и другими принципами, противоположными Божию Слову и Святой Церкви. Тем не менее, игнорировать огромным историческим периодом сознания человечества, выразившемся в буддизме и других школах с непочатыми залежами многотомной литературы, для ученых христиан, особенно миссионерски относящихся к языку и просвещению народов, имеющих эту литературу и своеобразную религию, – непростительно. Успех переводов Слова Божия, метод распространения христианства, всегда будет зависеть от степени усвоения языка не только простого разговорного, но и священного, каким он определился и обособился в буддийских книгах, канонизованных и точно получивших свою санкцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В майской и июньской книжках «Богословского Вестника» в «библиографическом отделе» проф. М. М. Тареевы м помещена до крайности резкая рецензия на моё сочинение «Аскетизм по православно-христианскому учению». Том первый: основоположительный – в двух книгах. Спб., 1907, – под заглавием: «О книге г. Зарина: Аскетизм» 1 . Так как эта резкая статья в своей значительнейшей части (почти сплошь) является и в высшей степени несправедливой, бросающей незаслуженную тень огульного осуждения не только на мою работу, но и на саму мою личность – интеллектуальную и моральную, – то я не могу оставить её без ответа. В своём настоящем ответе я ставлю своим долгом держаться на чисто деловой почве, избегая всяких полемических выходок и личных счётов. Правда, исполнение этого обязательства является делом не всегда лёгким, так как мой почтеннейший оппонент стоит от начала и до конца на явно субъективной точке зрения, с нескрываемым намерением причинить лично мне возможно большую неприятность. Втоптать и мою работу, и мою личность в грязь. Этому вполне соответствует и самый внешний способ изложения библиографической статьи: в ней нередко оставляется спокойный тон и речь переходит в бранчливое обращение к автору разбираемой диссертации, т. е. ко мне 2 : тон её неприятно (не для одного меня лишь) резкий и запальчивый и т. под. и заключает в себе некоторые парадоксальные утверждения. Уже предварительные замечания моего критика, определяющие его исходную точку зрения на мою работу, лишены строгой объективности. По его словам, он «приступил к чтению грандиозного труда» моего «с изощрённым вниманием, с напряжённым благоговейным чувством» 3 , – во всяком случае – «с благоприятными чувствами» 4 . И это не только в виду «характера религиозной литературы наших дней», представляющей «самый выгодный фон, на котором выделяется такая учёная работа» 5 , но и в виду некоторых «предварительных данных» 6 . Эти предварительные данные – «восторженные отзывы официальных рецензентов, газетный шум. Зарин – второй Болотов: такая молва пронеслась по нашему богословскому миру» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/o...

I II III Общее замечание о данных Откровения для решения этого вопроса. – Разбор гипотезы о сноподобном состоянии душ в промежуток времени между смертию и всеобщим воскресением и необходимость признания индивидуально-сознательного состояния душ. – Разбор гипотезы о телесности души после смерти до дня всеобщего воскресения. – Данные для признания ее бестелесности. – Оригенистическое мнение о перевоплощении душ после смерти и о возможности нравственного самоисправления их. – Православно-христианское учение о невозможности посмертного нравственного возрождения душ. – Замечание относительно римско-католического учения о чистилищном огне как о средстве самоисправления душ грешников. История вопроса о посмертном состоянии душ не нова – и суждения, высказывавшиеся по этому вопросу, крайне разнообразны. При этом без предварительных пояснений понятно, что разнообразие суждений при необходимо предполагаемой правильности только некоторых из них говорит за то, что большинство из этих суждений не чуждо неизбежных при решении вопросов вообще, и общечеловеческих в особенности, крайностей и односторонностей. Что касается сравнительной ценности разнохарактерных мнимо-богословских воззрений, то она определяется степенью соответствия их откровенному учению и здравому смыслу, который путем истинно научных приемов приходит к справедливому признанию того, что имеет свое обоснование в Библии 1 . Правда, останавливавшиеся над вопросом о посмертном состоянии душ иногда предваряют свои исследования замечанием о недостаточной полноте и ясности откровенного учения, которое «как бы обходит промежуточное состояние душ» 2 . Но эти замечания вовсе не звучат так, чтобы отмечаемая в них неполнота откровенного учения влекла за собою как неизбежное следствие шаткость и неопределенность воззрений на загробное существование душ и совершенно исключала возможность ориентироваться среди тех крайних суждений, которые скопила нам давность. Эта кажущаяся неясность изглаживается, и библейский взгляд на посмертное состояние душ вполне определяется, если мы за исходный пункт наших критических замечаний примем библейский взгляд на психофизическое единство человеческой природы.  

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010