Монашество Святой горы Афон и оценка буддизма 16 мая 1995 было опубликовано воззвание общины святой горы Афон по поводу открытия буддистского центра в Халкидиках (Греция). Его подписали все присутствующие на внеочередном двойном Священном Собрании представители и предстоятели двадцати Священных Монастырей Святой Горы Афон. И хотя по большей части оно посвящено именно открытому центру, в тексте содержатся также общие оценки буддистского учения и практики. Фактически к настоящему времени это единственный официальный документ Православной Церкви, касающийся буддизма, – впрочем, скорее необуддизма, распространяемого на Западе. Отметив, что «создание буддистского монашеского центра» было совершено «именно в том месте, где когда-то стояло подворье Святой Горы», святогорцы полагают, что это сделано было «специально, для противопоставления антихристианского монашества монашеству Святой Горы» и считают это «вызовом и оскорблением нашего грекоправославного предания». Желая объяснить «греческому народу» несовместимость буддизма и христианства, авторы говорят, что «члены буддийских центров обожествляют и поклоняются определенным людям, вождям своих ересей, поклоняются Будде и другим идолам, призывая в разных своих обрядовых службах индийские божества, то есть, демонов, и обращаются к магии. Их конечной религиозной целью является упразднение человеческой личности. Спасение для них это исчезновение и растворение человеческой свободы и личности в безличном вселенском бытии. К этому они направляют разум, слово, суждение, совесть и свободу своих последователей, соделывая их безвольными существами и послушными инструментами в руках предводителей». Тут же указывается, что подобные религиозные сообщества могут быть опасны для общества и упоминается атака Аум Синрике в Токио и убийства, произведенные сектой «Храм Солнца» в Швейцарии в декабре 1994 г. Если в случае Аум Синрике действительно можно говорить о сильном буддистском элементе в ее учении, то секта «Храм Солнца», хотя и заимствовала некоторые положения йоги и восточного мистицизма, в целом была эклектичной по своей доктрине и причисление ее к буддистским или необуддистским сообществам некорректно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Священный Синод РПЦ выпустил на днях заявление , в котором говорится: «Священный Синод Русской Православной Церкви выражает решительный протест и глубокое возмущение в связи с опубликованным 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщается о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — “экзархами” Константинопольского Патриархата в Киеве». «Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви», – отмечается в документе, где указывается, что «данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия». Посол с Майдана Как отмечают наблюдатели, отношения между Грецией и Россией осложнились не только в церковной области, но и в политической, что связано с недавней необоснованной высылкой Афинами российских дипломатов. Как отмечают греческие СМИ, одна из причин в том, что два года назад послом США в Греции стал один из творцов украинского Евромайдана Джеффри Пайетт. Практически сразу он посетил Святую гору Афон, но, разумеется, не с паломническим визитом, а с «инспекционным». Как сообщают СМИ, есть данные, что в ходе этой поездки американский посол прямо потребовал прекращения сотрудничества афонских монастырей с российскими организациями. И то, что в числе высланных из Греции русских дипломатов оказался заместитель председателя Греческого отделения Императорского православного палестинского общества Алексей Попов, очевидно – не случайное совпадение. Как заявил агентству «Царьград» шеф-корреспондент греческого телеканала «ТВ МЕГА» Афанасий Авгеринос, «уже несколько лет политика греческого МИД изменилась в отношении священников из России, особенно тех, кто направляется в целях паломничества на Афон. Их визы долго рассматриваются отдельной процедурой и согласовываются с Константинопольским патриархатом, чтобы административным образом уменьшать так называемое «русское влияние» на Афон. Ситуация резко ухудшилось после того, как вопросами православия стало заниматься американское посольство в Афинах и новый посол, известный своими успехами на киевском Майдане г-н Джеффри Пайетт, который посетил в феврале Афон».

http://pravoslavie.ru/115687.html

Афон – временное и вечное 14.01.2013 23:54:53 Евгений Константинович Никифоров Е.Н. -   Отец Симеон, я первый раз был на Афоне лет пятнадцать тому назад, и соприкоснулся с настоящей древней афонской жизнью! Сейчас я приехал на Святую Гору - и вижу изменения. Как Вы оцениваете эти изменения: к лучшему они, к худшему? Что происходит сейчас на Афоне?   о.С.   - Этот вопрос беспокоил многих отцов-святогорцев. Но, так как мы уже здесь не первый год, все это как раз на глазах было, поэтому я в курсе всех этих событий. Что касается древности, старых традиций и всего того, что с этим связано, мы, конечно, хотим их сохранить. Государственные власти, которые не имеют связи с монашеством, чтут незыблемость традиций потому, что для них это символ того, что притягивает туристов и посетителей Афона. Кроме этого, еще существует монашеская повседневность, которая сокрыта от всего. Она-то как раз и направляет изнутри все течение афонской жизни. Отцы, которых мы еще застали, и которых уже нет сейчас в живых, конечно, думали обо всем этом – что будет происходить и что происходит. Наша внутренняя жизнь не видна для внешнего глаза, она была такой же и 20, и 50, и 200 лет, и когда русский путешественник Барский посещал Афон, с тех пор она практически не изменилась. Меняется только внешнее.   Е. Н. -   То есть, интенсивность духовной жизни, непрерывность традиции сохраняются?   о.С. – Да, внутренняя, сокровенная жизнь практически не изменялась. Может, что-то по мелочам. Внешнее же – допустим то, что афонские монахи начали использовать современные технологии – сразу бросается в глаза, это видно. Если брать только внешнюю сторону жизни афонцев – то, например, если раньше были у нас мулы, то сейчас машины. Или, допустим, раньше топили дровами, а сейчас мы пользуемся электричеством. Раньше мы писали рукой или на пишущей машинке, а сейчас уже пользуемся компьютером. Так что внешне кое-что меняется. Но это закономерно, потому что общество развивается, и монахи тоже живут в этом обществе, пользуются его достижениями. Но то, что касается внутреннего, то, как оно было -   так оно и пребывает.

http://radonezh.ru/analytics/afon-vremen...

  Д/ф «Брат твой Каин», Россия (2015) 77 мин., режиссер: Васильева Ирина Актуальное кино, глубочайший фильм. Много лет снимался. О какой-то несправедливости, которая привела человека в тюрьму, а он все терпит, переживает и пытается быть, остаться хорошим. Документальное кино, которое идет больше 50 минут, невозможно смотреть. А это 1 час 15 мин, но оно смотрится и заставляет думать. Это очень важно: не только воспринимать увиденное, а еще думать над тем, что произошло. В нашей стране полностью актуальна поговорка – «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Поэтому кто осуждает бомжа и не помогает ему, тот имеет абсолютно все шансы попасть на его же место. Поэтому и фильм о том, как человек попал в беду и в этой беде искренне, откровенно говорит о жизни. Д/ф «Легко ли быть счастливым?» 28 мин., режиссер: Олег Свободин Это кино о великом старце — архимандрите Павле (Груздёве). Там удивительный кадр! Причем, девушка, которая озвучивает, делает это как бы не профессионально, с детской наивностью, но тексты очень выверены. Мне очень нравится, как сценарий отработан. Поскольку я ещё немножко и писатель, очень внимательно, ответственно отношусь к слову. А у нас, бывает, иногда предложения вообще не стыкуются, в некоторых фильмах. А здесь — потрясающие, интереснейшие тексты о старце, он сам в кадре, и вся жизнь его перед нами — очень поучительная.   Т/ф «1000 лет на Афоне», Украина (2016) 66 мин., режиссер: Даниил Сырых Это более серьезное кино. Про Афон. Я, как человек, который написал книгу, которая так и называется «Моя рыбалка на Афоне», люблю очень Афон, много езжу, сейчас пишу вторую книгу. Тема эта меня не отпускает. Создатели фильма профессионально сделали свою работу. Картинка в этом кино стоит того, чтобы смотреть и пересматривать. Что бы про Афон ни снимали, это практически всегда интересно.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/top-5-luchshih-hristia...

Е. Никифоров: - Само потрясающее, что лодьи ваши выдерживали даже шторм. В одном из путешествий, в котором я участвовал, помню, возник вопрос, а как же держать кормило такое огромное? Привязывались к нему и упирались ногой. А на что ориентироваться? На Полярную звезду. Я впервые её увидел, в море хорошо видно. И попали мы в очень большой шторм. Это было у самой горы Афон. Мне было страшно. Ю. Наумов: - Мыс там, обтекают, получается толчея. У каждого мыса всегда есть толчея. Е. Никифоров: - Я это испытал на себе. Все тогда молились, кто как умел и мог. Богородице. Ведь туман. Не видно ничего. Современных навигаторов не было. Я был потрясен силой нашей молитвы общей и милостью Божией Матери. Вдруг через полчаса волны улеглись, туман раздвинулся и перед нами выросла гигантская гора Афос. Вторая после Олимпа по высоте гора Греции. Она столь велика! Прибыли на Афон, даже не зная, что нужно какие-то разрешения оформлять. Сердца смелых… Ю. Наумов: - Это был уже опыт по старому поморскому обычаю хождение на старых судах, он показал, что традиционные суда, которые строили наши предки были очень мореходны. Они прибрежные конечно, но мы практику эту освоили. Например, это счисление в тумане, знание скорости, пользование компасом. Всё это позволяло идти. А если вспомнить, что перед стартом экспедиции я написал заявление в партийную организацию отчислить меня, потому что полжизни я прожил из политических соображений, а хотелось еще и по общечеловеческим пожить. Е. Никифоров: - Ты же был секретарем парторганизации музея Кижи и реставрационных мастерских. Музей Кижи союзного подчинения, заметная очень. И вдруг… Должен был проповедовать с колоколен Кижей марксизм-ленинизм? Ю. Наумов: - Я уже два года был знаком с Виктором Дмитриевым, он не признавал никаких политических взглядов, границ не признавал, формальностей. Нам с ним повезло. А когда мы первый раз встретились с отцом Августином, мы запланировали Афон. Он везде бывал, не было никаких для него проблем, но с Афоном выходило непросто.

http://radonezh.ru/2023/05/02/pervoe-mor...

Третья международная конференция, посвященная Афону, направлена на привлечение внимания международного сообщества к уникальности Святой Горы и продолжение дебатов и дискуссий, начатых на первых конференциях и связанных с необходимостью сохранения духовного и культурного своеобразия этого священного места, — организатор Форума 24 июня, ПРАВМИР. В Белграде 23-26 июня проходит Международная конференция «Афон. Уникальное духовное и культурное достояние современного мира». В работе конференции принимают участие монахи святогорских обителей Симонопетра, Ватопед и Хиландар, а также ученые, религиозные, общественные и государственные деятели. Крупный форум, посвященный Святой Горе Афон, проводится  в третий раз. «Третья международная конференция, посвященная Афону, направлена на привлечение внимания международного сообщества к уникальности Святой Горы и продолжение дебатов и дискуссий, начатых на первых конференциях и связанных с необходимостью сохранения духовного и культурного своеобразия этого священного места», — цитирует слова организаторов форума РИА Новости . По словам представителя оргкомитета, на конференции будут обсуждаться история, судьба и роль христианства в современной Европе на примере опыта и традиций Святой горы Афон. Участники конференции особенное внимание уделят вопросам аскезы и современного богословия, взаимоотношению духовной и интеллектуальной жизни в православии, рассмотрят экологические практики современного христианства, служение монахов в обителях и за их пределами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-serbii-provoditsya-k...

Но, к величайшему моему удивленно, получаю ответ, что не только в монастыри, но и на всем Афоне таковой школы у них нет. Прискорбно мне было выслушать сию нерадостную весть, жаль было и потраченных на бесцельное путешествие скудных своих средств и времени; но я возложил всю печаль свою на Господа, и Он вскоре утешил меня. Отец игумен приветливо посмотрел на меня и, после предварительных расспросов, пригласил меня сесть на близ стоящее кресло и повел со мной беседу: " На Афоне, сказал он, нет подобной школы, но вы не ошиблись приехать сюда с тою целью, ибо Афон, от начала своего возрождение Духом и истиною, находится под непосредственным покровительством Присиодевы и, как Ее наследие, был всегда предметом или зерцалом духовной учености Востока, оплотом, вертоградом, рассадником, средоточием монашества, училищем пустынножительства и отшельничества. Поэтому Афон и есть миссионерская школа, ибо Господь знал, для чего привесть вас на сию поистине премудрейшую гору. Раз, что вы займетесь здесь в точности обозреть, кроме монастырей, все пустынные жилища, келлии и пещеры великих наших отцов, примерных тружеников, которые у нас вообще почитаются первостепенными на св. Горе в аскетическом подвигеи в деле просвещения, особливо около глав­ной вершины. С принятием к сердцу от пустынников совета и наставления вы научитесь нагляднейшим и совершеннейшим образом их бесподдельной аскетической жизни, и вполнебудете готовы всякому требующему у вас отчета в нашем уповании дать ответ, с кротостию и благоговением. Итак. начинайте сие прежде всего от нашей святыни и библиотеки, в которой сохранилось множество священных достопамятностей, грамот и рукописей царей и даже патриарха нашего Иова, а затем получите от меня в благословение книгу, которая будет служить вам хорошим учителем и первым уроком к изучению неоспоримых афонских святынь и даст вам, при практическом исследовании святых мест, полное руководство и знакомство со всеми древнейшими иконами, находя­щимися в разных обителях на св. Горе " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Arhiva V.R. Legoida: Nu noi am rupt relaiile cu Constantinopolul, noi am constatat situaia ruperii care s-a întâmplat 22 octombrie 2018 14:20 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера»,  отметил, что наиболее острым вопросом в связи с кризисом межправославных отношений, вызванным политикой Константинопольского Патриархата , является дальнейшая судьба чад Украинской Православной Церкви . «Наши молитвы, наша боль сейчас в первую очередь с нашими братьями на Украине. Именно этот вопрос — главный, а не тот, смогут ли люди ездить на Афон, при всем понимании его важности для мирового Православия, преклонении перед святынями Афона и афонской практикой духовной жизни», — заявил В.Р. Легойда. «Подчеркиваю, что я сейчас сугубо свою точку зрения выражаю, не имея в виду никакого неуважения ни к людям, которые эти паломничества совершают, ни, естественно, к самой Святой Горе, но в ситуации, когда под ударом наши братья на Украине, говорить о том, смогу ли я поехать на Афон — стыдновато, как мне кажется. Можно вспомнить преподобного Серафима, который говорил про Саровскую землю: " Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим! " », — добавил он. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также рассказал о правильном реагировании на реальные угрозы захватов храмов и монастырей Украинской Церкви, и на заявления представителей украинской власти о необходимости переименования Украинской Православной Церкви. «Можно только молиться о том, чтобы не дошло до столкновений, тем более что президент Украины все-таки на словах гарантирует безопасность Украинской Церкви, хотя другие спикеры говорят о том, что Московскому Патриархату нечего делать на Украине. Посмотрим, что будет на практике», — отметил он. Фальшивой В.Р. Легойда назвал позицию некоторых представителей православной общественности, которые говорят о вине обеих сторон в произошедшем конфликте, называют реакцию Московского Патриархата слишком жесткой, а сам конфликт — столкновением иерархов за свои интересы. «Картина, которая ими рисуется, фальшива. Потому что решения Синода Русской Церкви — это не корпоративный спор двух хозяйствующих субъектов. Мы говорим, что в раскольничьих группировках на Украине не действует благодать, и, согласно церковному пониманию жизни, когда ты вступаешь с ними в общение — ты сам зачумляешься», — подчеркнул представитель Церкви. «Если следовать истине церковной жизни, Священный Синод Русской Православной Церкви просто не мог принять иного решения. Мы не разорвали отношения, а констатировали ситуацию произошедшего разрыва», — пояснил В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5288609...

Прежде чем рассмотреть принципы, которых придерживались издатели Дневника митрополита Арсения, необходимо сказать несколько слов об его археографических особенностях. Дневник состоит из 14 толстых тетрадей, сплошь исписанных мелким, стремительным и малоразборчивым почерком, и охватывает период с июня 1880 года по ноябрь 1916 года. Первая дневниковая запись, датируемая 10 июня 1880 года, не оставляет сомнений в том, что Авксентий Стадницкий начал вести свои записки ранее 30 марта 1880 года». Порядок записей практически ежедневный или, по крайней мере, еженедельный сохраняется, за редкими исключениями, внутри каждой тетради. Отдельные пропуски от нескольких дней до нескольких лет автор чаще всего отражал ретроспективно. Интересно, что частично пронумерованные им тетради охватывают период времени с июня 1885 года по июнь 1913 года (Д. 511–516), причем после пятой тетради (Д. 515) следует девятая (Д. 516), что указывает на отсутствие в фонде трех тетрадей за 1907–1911 годы. Общий объем Дневника – около 5 млн. знаков (2400 печатных страниц). Хронологические рамки, география и тематика каждого дела (тетради) выглядят следующим образом. Д. 507 : (10 июня 1880г. – 28 августа 1881 г.) – Кишинев, Единцы, Киев. Преподавание в Единецком духовном училище. Поступление в Киевскую Духовную академию. Д. 508: (20 июня – 10 июля 1883 г.) – паломническая поездка на Святую гору Афон по окончании II курса Киевской Духовной академии во время летних каникул. Д. 509: (11 июля – 31 июля 1883г.) – паломническая поездка на Святую гору Афон (продолжение). Д. 510: (15 октября 1884 г. – 8 апреля 1885 г.) – Киев. Обучение на IV курсе Киевской Духовной академии. Проблемы, связанные с введением нового Устава духовных академий в 1884/85 учебном году. Д. 511 : (июнь 1885 г. – 1 января 1902 г.) – Кишинев, Новгород, Сергиев Посад. Преподавание в Кишиневской духовной семинарии. Пострижение в монашество и рукоположение во иеромонаха в Санкт-Петербурге. Первое монашеское послушание – инспекторство в Новгородской духовной семинарии с последующим ректорством и возведением в сан архимандрита. Деятельность в качестве инспектора, затем ректора Московской Духовной академии с возведением в сан епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Описание реформационного и агитационного движения в Московской Духовной академии и в других высших учебных заведениях. Путешествие с группой студентов и профессоров МДА на Афон и в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Новости Афон, новости / Новости на Востоке - это прежде всего занимательный рассказ, который несет в себе назидание. Ради назидания новости и передают друг другу / 540 Святая Гора, земные ангелы, небесные люди / Здесь мы расскажем о современных подвижниках Святой Горы, ведь Афон - это не место, это люди и ангелы. Впрочем, на Афоне часто трудно отличить человека от ангела... Это воспоминания современных насельников Афона. / 127 Святые / " Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце... " Эта рубрика на нашем портале и есть то самое яйцо, в котором заветная игла. / 109 Духовность / Чистота сердца – это отсутствие в сердце всего, что не Бог, отсутствие всего лишнего, это то, чего нельзя узнать с чужих слов... (Монах Симеон Афонский) / 85 Православие / " Бог спасает человека, а не религию. А люди спасают религию, но не человека... " Монах Симеон Афонский / 78 Духовное творчество / Мы любим славянский язык и находим на Афоне многие древние славянские тексты, списки с древних рукописей, принесенных русскими монахами. Конечно, открыть для себя красоту древнего языка не просто. Но у кого это получится, тот будет с лихвой вознагражден за свой труд. / 49 Неизвестные страницы истории Афона / ...Кто управляет прошлым, - тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым... (Джордж Оруэлл. 1984) / 64 28.09.2023 Опять мы будем говорить о том, о чем никто никогда не говорил. 09.09.2023 Снова мы встречаемся в необычной атмосфере и делимся тем, о чем никто никогда не говорил. На этот раз мы сделаем крутой вираж и поговорим о квантовой физике, тайне материи, тайнах сознания. Это приведет нас к пониманию сути скорби… 13.08.2023 19.07.2023 Новая книга старца 03.05.2023 15.04.2023 В практике обителей Св. Горы Афон службы в Великую Субботу совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде обителей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике!) 14.04.2023

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&pid=2

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010