Монахи Святой горы Афон получили доступ к Интернету 26 августа 2008 г. 11:39 Монахи Святой горы  Афон получили доступ к Интернету, сообщает болгарский сайт «Двери.Бг» со ссылкой на греческие издания. Греческая телекоммуникационная компания «ОТЕ» запустила Wi-max связь, которая обеспечит доступ к всемирной сети Интернет насельникам Святой горы Афон. Пилотный проект «ОТЕ» был проложен через практически непроходимую из-за сложного ландшафта местность, не имеющую системы путей и электроснабжения. Для преодоления этих проблем компания установила 6 станций, которые будут работать на солнечной энергии и обеспечат доступ ко всем афонским монастырям. Три монастыря и один скит уже участвуют в специальном проекте по переносу на электронные носители наиболее ценных рукописей, фресок, икон и других ценностей Святой горы. 10% информации будут выложены для общего доступа в Интернете, а остальные будут доступны для специалистов и самих монастырей. Афон является автономной монашеской православной республикой под греческим суверенитетом, подчиняющейся Константинопольскому Патриарху, и насчитывает 20 монастырей. Проживание на полуострове разрешено только для монахов, общее население составляет около 1400 человек. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/451757.htm...

Афонские монастыри подключили к интернету Салоники, 26 августа 2008 г. Монахи Святой горы  Афон получили доступ к интернету, сообщает Благовест-инфо . Греческая телекоммуникационная компания «ОТЕ» запустила Wi-max связь, которая обеспечит доступ к всемирной сети интернет насельникам Святой горы Афон. Пилотный проект «ОТЕ» был проложен через практически непроходимую из-за сложного ландшафта местность, не имеющую системы путей и электроснабжения. Для преодоления этих проблем компания установила шесть станций, которые будут работать на солнечной энергии и обеспечат доступ ко всем афонским монастырям. Три монастыря и один скит уже участвуют в специальном проекте по переносу на электронные носители наиболее ценных рукописей, фресок, икон и других ценностей Святой горы. 10% информации будут выложены для общего доступа в Интернете, а остальные будут доступны для специалистов и самих монастырей. Афон является автономной монашеской православной республикой под греческим суверенитетом, подчиняющейся Константинопольскому Патриарху, и насчитывает двадцать монастырей. Проживание на полуострове разрешено только для монахов, общее население составляет около 1400 человек. 26 августа 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27460.html

Р въезд на Афон был фактически запрещен. В 70-х гг. русское присутствие стало постепенно восстанавливаться, при Пантелеймоновом монастыре открылось издательство, а в 1972 г. впервые за всю историю святую гору посетил русский патриарх Пимен. Афон – место особенное. Каждый открывает его для себя по-своему. Там есть тихие уединенные монастыри, которые покидать совсем не хочется, так был жил и жил в них, так там хорошо и спокойно. Конечно, сама духовная жизнь на горе настолько высока, что от одного соприкосновения с ней внутреннее состояние неизбежно возвышается. Но, возможно, самое сильное ощущение присутствия Божия в своей жизни я переживаю в священнической практике, во время служения литургии. Для меня более высокого проявления благодати просто не существует. С этим ничто не может сравниться. Литургия вообще является основой и центром происходящего в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит человека лишь к одному – к евхаристии. В христианской традиции это освящение хлеба и вина и последующее их вкушение. Впервые евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взял чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Мф. 26:26–2 Господь заповедал апостолам, а вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22:19 ). Каждая литургия символизирует воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками тех событий. Само слово «литургия» означает в переводе с греческого «общее дело». В древности, когда люди собирались вместе для постройки дома или корабля, это и была литургия. Кстати, и слово «мирянин» происходит от того же понятия – «всем миром», «всем вместе». В церкви во время богослужения все связаны между собой и все едины. Нет стены, разделяющей священника и прихожан. Все сослужители, все единый народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Эти две противоположные точки зрения на познание, рационалистическая и церковная, с особенной рельефностью определились в области применения тех и других философских воззрений к христианской догматике, повод к которому был дан учением византийских исихастов . Желание жить в православном государстве привело его в Византию около 1326 года. Прибыв из Италии, первоначально отличался верностью Православию, написал ряд сочинений против латинян, – об исхождении Святого Духа и о примате папы. Живя в Константинополе и бывая на Афоне , который был центром византийского средневекового монашества, Варлаам был смущен воззрениями и способом подвижничества византийских исихастов, этих безмолвников и молчальников, отличавшихся замкнутой созерцательностью, проводивших время в молитве и умном делании, совершенно отрешившихся от интересов мира и помышлявших исключительно о спасении. Такой тип подвижничества, неизвестный западному монашеству, живущему в мире и для мира, показался Варлааму не только странным, но и заслуживающим осуждения. Но представитель западного иночества еще более был смущен, когда один из простодушных афонских калогеров в безыскусной форме сообщил ему, что иноки, посредством особого способа аскетической настроенности, удостаиваются телесными очами видеть свет Божественный и созерцать природу Божию. Этого для Варлаама было достаточно, чтобы сделаться неумолимым врагом византийского монашества. В 1334 - 37 годах он выступил с резкими нападками против исихастов , осудил их подвижничество как ведущее к гибели, а не ко спасению, а самих молчальников назвал обманщиками, мессалиаиами и омфалопсихами (пупоумами); он «стал попирать ногами и всю монашескую добродетель в теории и на практике, имея в виду (даже) священный Афон , общее вместилище всякой добродетели, этот сонм, избранный во всей вселенной, где хранятся поистине олимпийские доблести». Варлаам в своем оскорблении исихастов не ограничился словесными обличиями, но и написал сочинение, в котором доказывал, что свет Божественный, в частности воссиявший на горе Фаворе, есть вещественный и тленный, обличал монахов за то, что они, якобы, считают Священное Писание бесполезным, а науку вредной, и думают, что существо Божие можно видеть телесными очами при помощи некоторых искусственных приемов.

http://drevo-info.ru/articles/2375.html

Во время 3-го и 6-го часов, как и положено, совершается проскомидия. В тот момент, когда служащий иеромонах начинает изымать частицы о живых и об усопших, он ударяет в алтарный колокольчик, чтение часов прерывается, все выходят из своих стасидий и молча поминают своих родных и близких, затем чтение часов продолжается. После 6-го часа произносится отпуст в открытых св. вратах и начинается литургия; возможно совершение общего молебна между 6-м часом и литургией. Лобзание икон в конце службы. Мон-рь Ксенофонт Лобзание икон в конце службы. Мон-рь Ксенофонт Литургия в обычные дни продолжается ок. часа. Моменты литургии, считающиеся важнейшими - начальный возглас «    », великий вход, эпиклеза (т. е. время после возгласа «      »), «    », возглас «    », время Причащения (от возгласа «      » до возгласа «        »),- отмечаются тем, что в это время все выходят из стасидий. Всю литургию монахи стоят в камилавках; кукулий снимают во время чтения Апостола и не надевают до конца литургии. За будничной литургией поют только вседневные антифоны, Трисвятое, «      » в конце литургии (все антифонно), а также херувимскую песнь (на глас седмицы), «    », причастен (пение причастна прерывается, когда иеромонах ударит лжицей о дискос, указывая, что уже достаточно), тропари и кондаки по входе (Ibid. Σ. 46). На литургии часто, кроме больших праздников, бывает 2 чтения Апостола и Евангелия - рядовое и святому, а когда святому не положено чтение, читается общее Богородице (такая же практика существовала на Руси в XVI - 1-й пол. XVII в.). Чтец читает Апостол в центре храма лицом к востоку; Евангелие в обычные дни читается так же, как на полиелейной утрене, по праздникам диакон читает Евангелие с поставленного в центре храма аналоя. Символ веры и молитву Господню «Отче наш» читает один из старших монахов или почетный гость мон-ря. Перед возгласом «    » в нек-рых мон-рях принято возглашать: «Ες βοθειαν πντων τν εσεβν κα ρθοδξων Χριστιανν» (В помощь всем благочестивым и православным христианам.- Ibid.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Мы имеем дело с поистине странным явлением, которое трудно истолковать с помощью привычных категорий общественного мышления. От духовности совершенно практического характера, которая преобладала в ту эпоху в России и на Афоне, через более или менее слабый контакт с великим учителем умной молитвы старцем Василием Поляномерлуским 515 Паисий выдвинулся в высококлассного учителя-теоретика самоучку, обновителя православной мистики византийского характера во всеправославном масштабе. Возникает вопрос: какой путь ведет его на Святую гору Афон? Несомненно, обращение к истокам и их знание. Во времена Паисия православная церковная жизнь характеризовалась обширной засухой в области духовности. Защитники православной традиции давно уже потеряли способность обновить ее и ограничили православную духовную жизнь бесплодной системой практического морального учения, лишенного всякой жизненной силы. Хотя облик православной традиции отличался от западной по своему колориту, в глубине ее встречались течения, которые шли с Запада и которым православие теоретически противостояло. Поиски какой-либо отдушины, которая вывела бы из этого духовного упадка, неотложная необходимость обновления, обретения нового кругозора привели Величковского к разрыву уз не только с Киево-Могилянской академией, 516 но даже и с формами официального монашества. 517 Не случайно к подобному большому скачку пришел и его земляк и соученик Григорий Саввич Сковорода (1722–1794). 518 Упадок киевского богословия их времени, действуя отрицательно, породил, несмотря на это, величайшего православного духовного руководителя XVIII в., а также и первого русского философа. Оба они вновь обратились к греческой мысли, один – к философской, а второй – к святоотеческой, и оба нашли там новые миры. 519 Греческое влияние на Россию XVII в., главным проводником которого был патриарх Никон (1605–1681), имело как положительную, так и отрицательную сторону, содействуя образованию причин, приведших к трагическому расколу в лоне Русской Церкви. 520 В случае же с Величковским греческое влияние, имея уже другое содержание и суть, действовало как сдерживающий элемент, как фактор единства, ибо это был возврат к подлинной православной традиции, в отношении которой не могло быть сомнений. В ней все могли найти общее начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Следуя Варлааму, напавшему из дурных побуждений на священную исихию и ревнителей ее, он, как ученик и преемник его заблуждения, наносит тяжкое оскорбление иереям Божиим, и пастырям, и учителям, оскорбив через них самого Бога. Сделав грубое нападение на исихастов и вместе на подвижников и аскетов, он стал попирать ногами и всю добродетель в теории и на практике, имея целью священный Афон, общее вместилище всякой добродетели, этот сонм, избранный во всей вселенной, где хранятся поистине олимпийские доблести. На этом-то Афоне Григора не нашел даже и следа добродетели, для него и его приверженцев остался невидимым тот блеск всяческой добродетели, который, как зажженный костер, освещает землю и море, острова и города, который светит еллинам и варварам и доходит до отдаленных пределов вселенной. Не будучи в состоянии возвыситься до уразумения высших качеств жизни святогорцев, Григора собирает против них обвинения в обжорстве и чревоугодии, в объедении и пьянстве, в чрезмерной праздности и вообще в таких пороках, которые не всегда можно находить даже между мирскими людьми. Не удовлетворяясь этим, присоединяет еще и другие нелепости: сновидения, возношения в высшие степени, видения каких-то чувственных огней, ложные предсказания и обманы». С точки зрения патриарха Филофея, ересь Варлаама и его приверженцев есть привнесенное явление, объясняемое, с одной стороны, варварскими восточными элементами, с другой – своеобразными особенностями в духовном развитии Запада. Как, однако, сближались восточные элементы развития с западноевропейскими, почему Григора и Варлаам оказались сродными один другому мыслителями, это остается невыясненным. Вообще точка зрения Филофея является выражением общего и ходячего мнения партии, что противоцерковные мнения в Византии составляют чуждое еллинам и привносное явление. Но односторонность этого взгляда достаточно уже опровергается тем, что самого сильного напряжения борьба достигает после удаления со сцены Варлаама, что она находит себе питательные материалы в образованных классах византийского общества и в условиях гражданской и церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И здесь надо еще сказать вот о чем. В обобщенных оценках чего бы то ни было мы исходим из того, что в этом мире нет или, скажем так, немного очагов абсолютного зла или совершенного добра. Конечно, есть ИГИЛ, а есть Святая гора Афон как две противоположности в понимании Бога и служения Ему. И всякий со здравым чувством духовного вкуса может оценить и понять разницу между этими двумя явлениями, между двумя этими сообществами. Но чаще мы говорим о тех или иных преобладаниях и тенденциях. И в этом, «процентном» смысле мы можем, конечно, говорить и о распространении, усилении зла, равно как об утверждении и преобладании добра. Мы говорим об этом, оценивая соотношение одного к другому в обществе и сравнивая это соотношение с тем, что было раньше, определяя притом и перспективы на будущее. И вот, оценивая общее духовное состояние «цивилизованного мира», мы можем утверждать, что это состояние прогрессирующего упадка и деградации. И восстание безумного, бесовского по своей сути фанатизма на Ближнем Востоке – это не что иное, как следствие этого упадка и вызов «постхристианскому» миру, «имеющему вид благочестия, силы же его отрекшемуся» (2 Тим. 3: 5). Всю нашу жизнь можно назвать ристалищем вер, об истинности которых мы можем судить по их плодам. Но и само суждение здравое невозможно без признания существования единой истины. В обратном случае как отдельный человек, так и сообщество людей, сколь угодно многочисленное, может впасть в непостижимые и непредсказуемые бездны безумия. И это не теория уже, увы, а практическая реальность, отражающая ужасающие масштабы и напряженность духовной борьбы в этом мире, участниками которой мы все являемся сознательно или неосознанно. Иного критерия истины, кроме Слова Божиего, мы не знаем и не хотим знать И пусть нас, православных, обвинят в мракобесии и ригоризме, но иного критерия истины, правды, добра и света, кроме Слова Божиего , мы не знаем и не хотим знать. И именно в этом по существу состоит наш принципиальный и окончательный «сепаратизм», от которого мы отказываться не желаем. И надеемся, напротив, что Господь всемерно утвердит нас в этом благословенном «сепаратизме», чтобы нам не смешивать добро и зло, правду и ложь, свет и тьму, исполняя волю того, кто, скрываясь в тени омраченной совести, внушает человеку и сообществу людей богопротивные, хоть и правдоподобные по виду идеи.

http://pravoslavie.ru/79815.html

Что касается Григоры, то и он по происхождению был варвар. Происходя из Пафлагонии, он там получил образование и приобщился эллинской музы, но, стряхнув с себя варварские нравы и язык, он не мог освободиться от варварского образа мыслей и поведения; напротив, приложил еще к худшим качествам варваров другие. Будучи варварами по языку и нравам, те воспринимают, однако, от своих отцов доброе поведение, нравственную чистоту и добродетель, являются ревнителями благочестия и хранителями апостольских и святоотеческих догматов, так что ради них готовы бывают пожертвовать жизнью; он же восстал против вскормившей и воспитавшей его церкви и дерзко неслыханным образом оскорбил невесту Христову. Следуя Варлааму, напавшему из дурных побуждений на священную исихию и ревнителей ее, он, как ученик и преемник его заблуждения, наносит тяжкое оскорбление иереям Божиим и пастырям, и учителям, оскорбив через них самого Бога. Сделав грубое нападение на исихастов и вместе на подвижников и аскетов, он стал попирать ногами и всю добродетель в теории и на практике, имея целью священный Афон, общее вместилище всякой добродетели, этот сонм, избранный во всей вселенной, где хранятся по истице олимпийские доблести. На этом-то Афоне Григора не нашел даже и следа добродетели, для него и его приверженцев остался невидимым тот блеск всяческой добродетели, который, как зажженный костер, освещает землю и море, острова и города, который светит эллинам и варварам и доходит до отдаленных пределов вселенной. Не будучи в состоянии возвыситься до уразумения высших качеств жизни святогорцев, Григора собирает против них обвинения в обжорстве и чревоугодии, в объедении и пьянстве, в чрезмерной праздности и вообще в таких пороках, которые не всегда можно находить даже между мирскими людьми. Не удовлетворяясь этим, присоединяет еще и другие нелепости: сновидения, возношения в высшие степени, видения каких-то чувственных огней, ложные предсказания и обманы». С точки зрения патриарха Филофея ересь Варлаама и его приверженцев есть привнесенное явление, объясняемое, с одной стороны, варварскими восточными элементами, с другой – своеобразными особенностями в духовном развитии Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Следуя Варлааму, напавшему из дурных побуждений на священную исихию и ревнителей ее, он, как ученик и преемник его заблуждения, наносит тяжкое оскорбление иереям Божиим и пастырям и учителям, оскорбив через них самого Бога. Сделав грубое нападение на исихастов и вместе на подвижников и аскетов, он стал попирать ногами и всю доородетель в теории и на практике, имея целью священный Афон, общее вместилище всякой добродетели, этот сонм, избранный во всей вселенной, где хранятся поистине олимпийские доблести. На этом-то Афоне Григора не нашел даже и следа добродетели, для него и его приверженцев остался невидимым тот блеск всяческой добродетели, который, как зажженный костер, освещает землю и море, острова и города, который светит эллинам и варварам и доходит до отдаленных пределов Вселенной. Не будучи в состоянии возвыситься до уразумения высших качеств жизни святогорцев, Григора собирает против них обвинения в обжорстве и чревоугодии, в объедении и пьянстве, в чрезмерной праздности и вообще в таких пороках, которые не всегда можно находить даже между мирскими людьми. Не удовлетворяясь этим, присоединяет еще и другие нелепости: сновидения, возношения в высшие степени, видения каких-то чувственных огней, ложные предсказания и обманы. Никифор Григора. Первый антирритик 2.1:231.17 – 20; 235.28 – 30 713 . ...Видишь, как отцы разнообразно говорят 714 , что сущность Божия пребывает в сущих, творит все, причаствуется всеми ( π πτον μετχεσθαι), все просвещает и освящает, и не мыслят никакой иной энергии и силы Его, которая существовала бы помимо триипостасной сущности 715 Божией и действовала бы не от Бога? ...Ибо доказано, что, пребывая везде сущностно и все наполняя ( πανταχο παρ ν οσιωδς κα τ πντα πληρν), Бог последовательно все образует и упорядочивает, руководствуясь только Своим замыслом и желанием. 2 .1: 237.7 – 11 716 . Приходить от несовершенства ( ζ τελος) к совершенству ( ες τελει τηα) и от возможности ( το δυνμει) к действительности ( πρς τ κατ νργειαν) есть удел вещей тварных, в то время как для Божественной сущности ни возможность никак не может предшествовать действительности, ни несовершенное – совершенному.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010