Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы). Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить – подле его бесспорной умилительности – за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится. Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13). – В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. – аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» ( Пс. 118:1 ), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. – ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 – 16 и 17–32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1Тим. 1, 17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8, 19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2. Какие закон различает степени праздничного покоя? – Закон различает две степени субботнего покоя. Высшая степень покоя, с запрещением под страхом смертной казни веякого вообще житейского на свою пользу дела, предписывается для каждой еженедельной субботы и из годовых праздников только для дня очищения (см. Исх.31:14 ; Лев.23:3, 28, 30–31 ). Низшая степень покоя только от «всякого дела работного», т. е. от труда тяжелого, предписывалась для остальных шести дней покоя в годовых праздниках, именно: для первого и последнего дня праздн. опресноков ( Лев.23:7–8 ), для дня пятидесятницы (ст. 21), для первого дня 7-го месяца, т. е. праздника труб (ст. 25) и для первого и осьмого дня праздника кущей (ст. 35 и 36). Такое различие степеней праздничного покоя еще яснее открывается из частных постановлений о покое: например, нарушением покоя субботы считается разведение огня для приготовления кушания ( Исх.35:3 ) и собирание дров ( Числ.15:32, 35–36 ), тогда как в первый и седьмой день покоя праздника опресноков дозволяется приготовление кушанья (см. Исх.12:16 ). В последствии со времен Маккавеев (см. 1 Макк.2:32–37 и 2 Макк.6:11) законная строгость о субботнем покое возведена была сектою фарисейскою до понятия ничего-неделания, даже до запрещения дел благотворительности, спасения ближних; но Иисус Христос изобличал такое ложное понимание закона о субботнем покое (см. Лк.13:10–16; 14:1–6 ; Ин.5:9–10 и д.). 3. Какие особенные церковные обряды установлены для каждого из годовых праздников, и какой отличительный характер и значение каждого из этих праздников? – Особенность праздника пасхи заключается в обрядах вкушения пасхального агнца каждым отдельным семейством, а в первую пасху в Египте – и в обряде заклания агнца с помазанием его кровию верхней перекладины и обоих косяков двери; посему и самый праздник пасхи имел значение избавления кровию Мессии от смерти и работы греху и блаженного общения с Богом за трапезою Господнею. – Отличительную особенность праздника опресноков составляют вкушение в течение недели опресноков с воспоминанием избавления от работы Египетской и посвящение Богу первого снопа жатвы: все это знаменовало начало новой жизни освобожденного Израиля, жизни в безквасии чистоты от языческой примеси; при чем Израиль приносил Богу плоды своих благословенных Богом дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Двенадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великий понедельник. Обозревая эту главу, находим, что общий ход и порядок богослужения в этом случае такие же, какие в 3 марк. гл. указаны для понедельника 4, 5 и 6 седм. Великого поста. Но здесь в состав великой вечерни накануне праздника входят молитвословия троякого рода: а) праздника Благовещения, б) Ваий и г) дневные из Триоди. В частности, на вечерни: Блажен муж – 1-й антиф.; прокимен дня; паремии праздника 3; в литийных стихирах Слава, и ныне, Благовествует Гавриил..., как, впрочем, и там. На утрени кафизм три и малая ектения по 3-й кафизме (это потому, что только после неё положены седальны праздника, тогда как после первых двух дневные). Степенна, евангелие и стихира так же, как и там. Дневное евангелие при празднике Благовещения оставляется, как в понедельник, так и во вторник, среду и четверток Страстной седмицы. Канон поется праздника с ирмосом на 14, ирмос по 2; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника; но в тех песнях, где есть трипеснец, катавасия Триоди. На 9 песни припев праздника, а к тропарям трипеснца: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в конце – ирмос Триоди, припев праздн. и ирмос: Яко одушевленному... Пред хвалитными стихирами, следуя указанию основной благовещенской главы, надо петь: Всякое дыхание...; после хвалитных стихир и песнопения на И ныне, должно возглашать: Слава тебе, показавшему нам свет, и читать (а не петь) славословие великое; утреню следует оканчивать так, как показано в основной благовещенской главе. На 1 и 9 час, во всю Страстную седмицу кафизмы нет; на 3 и 6 есть и в понед., и во вторник, и в среду; кроме того, во все эти три дня на 3, 6 и 9 часах читается евангелие, а на 6 часе еще паремия; в конце 1, 3, 6 и 9 час. после Честнейшую 3 великих поклона (сравн. 35 хр. гл. л. 420). К 9 часу присоединяются блаженны просто без пения и другие молитвословия изобразительных. Об окончании изобразительных и начале вечерни этого дня сказано так: „И поклоны 3 великие и молитва Всесвятая Троице и абие Приидите поклонимся 3 и поем вечерню без поклонов и без кафизмы“; но это не то означает, что вслед за молитвой Всесвятая Троице надобно читать: Приидите поклонимся, а то, что, окончив изобразительны молитвою Всесвятая Троице, тотчас без отпуста и без выхода из храма, следует начинать вечерню; начинать же ее надобно так, как всегда она начинается, когда соединяется с литургией, т. е. возгласом: Благословенно царство…, за которым следует: Приидите поклонимся... На вечерни читать паремий четыре: 2 дневные и 2 праздника, и т. д. На литургии Златоустаго апостол один праздника, а евангелий два – праздника и дневное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Воскр. 4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надп.: Слава), с праздн. прип. Слава – Триоди: От дел похваленми... Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Святых 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава). Две последние поются с припевами святых: а) Восхвалятся преподобнии во славе... б) Священницы твои облекутся в правду... (Припевы чит. в вечерн. стихирах). Слава – Триоди: От дел похваленми. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1. Триоди 3: а) Мытаря и Фарисеа различие... б) Фарисеа велехвальный глас... в) От дел похвалении... Перед стихирами Триоди стихи: а) Воскресни, Господи, Боже мой... б) Исповемся тебе, Господи... Первый из этих стих, надобно пропеть пред песнопением: Фарисеа велехвальн. глас...; втор, пред песнопением: От дел похваленми. Что касается песнопения: Мытаря и Фарисеа различие...; то оно будет пропето с последним припевом из хвалит. псалмов (Хвалите его в кимвалех... Всякое дыхание да хвалит Господа). Слава – Триоди. На Славу надобно повторить: От дел похваленми..., – подобно тому, как в неделю Мясопустную назначается повторить: Предочистим себе... (Тр. Постная, л. 34) и в нед. Сыропуст. Приспе время... (там же, л. 75). Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника. Слава – праздника. Прим. С праздничными припевами , надобно петь: две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с их припевами. Слава – Триоди (От дел похваленми) Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4 (в том числе песнопение1 с надписью: Слава). Слава – Триоди (От дел похваленми)... Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. В неделю Блуднаго. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1 и Триоди 3: а) Блуднаго глас... б) Ст.: Воскресни, Господи... и: Яко блудный сын... в) Ст. Исповемся тебе ..и: Иждих блудно... Слава, гл. 6: Отче благий... (Все четыре песнопения находятся в хвалитных стихирах утрени; песнопение: Яко блудный сын, кроме того, помещено в литийных стихирах с надписью: Слава).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стихира храма. Из Триоди 2 хвал. стихиры: Увы мне Адам… Поприще добродетелей… Слава – Предтечи. И ныне – Триоди: Таинственно воспеваем тя… Во все недели. Спаси, Боже, люди твоя... и: Еще молимся о благочестивейшем... Возгл.: Услыши ны, Боже... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госп... Владыко многомилостиве.. Вход во храм и стихиры на стиховне. В неделю Мытаря и Фарис. Октоиха, писанныя по алфавиту. Слава гл. 5: Отягченными очима моима... И ныне, богород. воскресный по гласу Славы: Храм и дверь... Воскресны по алфавиту. Слава – праздн. И ныне – Триоди. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – – святых. И ныне – Триоди (разумеется песнопение стихир на стиховне с надписью: Слава). Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – предпразднества. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. B неделю Блуднаго. Октоиха, писанная по алфавиту. Слава, гл. 6: Отеческаго дара расточив богатство... И ныне, богород. воскрес.по гласу Славы: Творец и избавитель мой… Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. B неделю Мясопустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 8: Увы мне, мрачная душе... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Безневестная Дево... Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди: Увы мне, мрачная душе. В неделю Сыропустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 6: Изгнан бысть Адам... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Творец и избавитель... Так же, как выше. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди (Изгнан бысть Адам). Во все недели. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвят. Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Богородице Дево... 3. Богородице Дево... 2. Тропарь ороздн. 1. Богородице Дево... 2. Тропарь праздника 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Покровский, 1974. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало–сибирских крестьян–старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. Покровский, 1977. Покровский Н. Н. Новый документ по идеологии Тарского протеста//Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. Покровский, 1979. Покровский Н. Н. Исповедь алтайского крестьянина//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1978 г., Л., 1979. Полосин. Полосин И. И. Социально–политическая история России XVI — начала XVII в. М., 1963. Поморские ответы. Поморские ответы. Μ., 1911. Понырко, 1976. Понырко Н. В. Дьякон Федор — соавтор протопопа Аввакума//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. Понырко, 1977а. Понырко Н. В. Русские святки XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. Понырко, 1977б. Понырко Н. В. Стихиры Феодосию Васильеву//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. Попов. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. М., 1869. Послания Грозного. Послания Ивана Грозного/Подгот. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье; Пер. и коммент. Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. Поэзия крест. праздн. Поэзия крестьянских праздников/Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970. Прение… Прение литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу исправления составленного Лаврентием Катихизиса//Летописи русской литературы и древности, изд. Н. С. Тихонравовым. М., 1859. Т. 2. Пролог. Пролог на декабрь — февраль. М, 1886. Пропп, 1939. Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: (По поводу сказки о Несмеяне)//Учен. зап. ЛГУ. Сер. филолог. наук. 1939. 46. Вып. 3. Пропп, 1969. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2–е изд. М., 1969. Прыжов. Прыжов И. История кабаков в России. СПб., 1868. ПСЗак. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830 Т. 2; Т. 5. ПСРЛ. ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. Пустозерский сб. Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. Путилов. Путилов Б. Н. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе–Злочастии»//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

   Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы).    Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить - подле его бесспорной умилительности - за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится.    Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13).    - В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. - аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» (Пс. 118:1), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. - ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 - 16 и 17—32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1 Тим. 1:17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8:19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обратимся и к самим себе и посмотрим, как вожделенно и в высшей степени благотворно для нас воплощение Сына Божия. Человек сотворен существом совершенным, сколько возможно быть совершенным существу сотворенному; полнота духовных и телесных совершенств, чистота и невинность, как отражение Божия образа, ясно проявлялись в нем. Отец светов облек и возлюбленное свое создание сиянием света, довольства и блаженства. Но как непреложна правда Божия! Человек простер руку к запрещенному древу, вкусил пагубного плода, и вот праведным судом Божиим он лишается высоких своих совершенств и преимуществ, и изгоняется из рая. Светлый лик души его омрачился, богоподобные черты её обезобразились. Союз с Богом расторгнут, и человек, все более и более удаляясь от приснотекущего Источника жизни и света, предался в неискусен ум творити неподобная ( Рим.1:28 ) и мало-помалу погрязал в бездну зол. Грех проник до самой глубины его существа, оядотворил его ум, развратил сердце, ослабил волю. Пороки и злодеяния, как бурный поток, наводнили всю землю. Увы! – некогда болезновал Бог о народе израильском, – от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания ( Ис.1:6 ). То же самое должно сказать и о всем человеческом роде. Всеобщее неверие, крайнее развращение, глубокая туга сердечная, ожесточение и отчаяние, наконец праведный гнев Божий, кара небесная, грозная и неотвратимая, тяготевшая над виновным человечеством, – невыразимо мучили всех и каждого – иудея и язычника. Ад с вечными мучениями был единственным наследием человека. Но вот, когда из груди погибшего исторгался как бы последний вопль отчаяния, когда ум человеческий совершенно истощился в бесплодных усилиях открыть истину, и сердце человеческое теряло последние остатки добра, – сходит на землю само ипостасное Слово Отчее с неистощимыми сокровищами жизни и света, любви и благодати. Со времени воплощения Сына Божия начинается дело нашего спасения, т. е. избавления нашего от греха, проклятия и смерти, дело примирения и соединения с Богом, обновления, освящения, облаженствования. Через искупление создался мир духовный, сияющий всеми добродетелями. Иисус Христос возвел волю человеческую до высшей степени чистоты, непорочности и святости, дав ей евангельский закон. Сколько теперь христианских подвижников, идя по следам небесного Подвигоположника, достигают до совершенств ангельских! Приидите, возрадуемся Господеви, так дивно и премилосердо совершившему спасение рода человеческого, предварим лице Его во исповедании и во псалмех воскликнем Ему ( Пс. 94:1–2 ), – наипаче в сей день, который благоугодно Ему было ознаменовать вожделенным и всерадостным для нас событием. Днесь, поистине, спасения нашего главизна и еже от века таинства явление (троп. праздн.), таинства величайшего, непостижимого и спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Мало того. Опираясь на величайший из авторитетов в философии, – на авторитет Платона , мы не затруднились бы, по его примеру, сослаться на такие положения языкознания, которые нами же в свое время и на своем месте были или будут опровергаемы: философия, – хотя и Ancilla Theologiae, – однако не Ancilla scientiarum; в отношении к науке она – Domina. Философия язык творит , – не изучает. Скажем прямо: по ставшему классическим выражению Вильг. Гумбольдта , язык – не неподвижная вещь, не ργον, а вечно-живая деятельность, νργεια. Слово непрерывно созидается, и в том – самая суть его. Следовательно, слово есть то, чем дарует ему быть творец языка, – поэт или философ. «Внешняя форма слова», т. е. его фонема вместе с морфемою , существует ради души его, – семемы, – и вне ее – не слово , а только физический процесс: семема – лишь считается до известной степени с внешнею формою, но – далеко не раба ее. – Объяснимся примером. Неужели поэту возбранено облекать свои творческие замыслы в одежду еще непризнанных или уже устарелых естественнонаучных терминов и теорий? «Материнское сердце – вещун». Сказав так, неужели мы обязаны боязливо озираться на теорию эмоций Джемса-Ланге и хлопотать у нее об оправдании? Или: неужели выражение «духовная атмосфера была насыщена электричеством» ждет своего суда от физика? Так – и философ, – больше из вежливости, чем всерьез, прислушивающийся к поучениям лингвиста. Но, если для спокойствия читателя непременно требуется суждение «от науки», то, насколько мы в силах, удовлетворим его, – хотя бы приемом Sacchari albi в облатке (– «Непременно через ½ часа после еды!» –): Русское слово приятель бывало производимо некоторыми от глагола действительного залога прияти с корнем иму и настоящим временем приемлю (см. Этимологический словарь Рейфа ). Толкование слова «приятель» как «приемлющий» не чуждо, по-видимому, богослужебным книгам, – хотя бы в виде игры слов. Так, в стих. на литии в праздн. Рожд. Пр. Богор. поется: «Мати и дева, и приятелище Божие», а в стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Куртц не признает полного месс. значения и за пс. 109 и 2; он многое и здесь объясняет исторически, но где он признает месс. значение, то признает действительное, а не какое-то фиктивное, как Деличь. 46 Vorber. Comm. ub. d. Ps. T. I. S. XIX, где Деличь говорит: «Центр тяжести ветхозаветного ожидания спасения находился не в ожидании Мессии; основной пункт веры и надежды евреев был не столько сын Давида, сколько Иегова». 47 См. Bei Wunsche D. Leiden. d. Mess. in ihren Ubereinst, mit. d. Lehre d. A. T. u. d. Ausspr. d. Rabb. in Talm., Midr. Leipz. 1870, S. 3–5. 48 Современное ортодоксальное воззрение евреев на Мессию можно видеть в их Катихиз. и молитв. (См. Основы Моис. Зак. Бергмана СПб, 1874 г., с. 54–55. Краткий Катихизис с мол. Сегаль, Варш. 1871 г. с. 55 и особ. мол. на праздн. Кущей. 49 См. Соврем. иудейство и отнош. его к христианству, арх. Хрисанфа. «Евреи и их отношение к иноверцам», Флисьфельдера, СПб, 1874 г. стр. 348. 50 Напр. знаменитый философ Гегель и замечательный историк Ф. Мюллер «принцип освобождения человечества от его ненормального отношения к Божеству и примирения с Ним» считали «мировым рычагом, на котором обращается весь мир». Иисуса Христа они называли «ключом всей истории, а всю историю приготовлением ко Христу». Последнее заявлялось даже Штраусом, Бауером, Шлейрмахером, Моргейнеке и т. п. рационалистами (см. Аполог. чт. Шикоппа рус. пер. СПб. 1872 г. стр. 4 и Schleerm. Glaubenslehre, Т. I. S. 12). 52 Взгляд на подготовительное значение истории мира ко Христу развивался ещё бл. Августином в его соч. «De civit. Dei» (ч. II. кн. VII, гл. 12; кн. VIII, гл. 10, 18; X, 25. Срав. соч. Красина О «Civ. Dei», бл. Августина. Казань. 1873 г. стр. 260–4) и проводился не только у нас (см. Пр. Собеседн. 1861 г. кн. 2; Христ. Чтен. 1853 г. 3 ч.) и у католиков (Gainet, la Bible sans la Bible 1871 г.), но и у протестантов (во множестве историй язычества, напр. Сеппа, Велкера, Лукке, Вутке и в разных специальных сочинениях о мессианском учении у древних народов напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010