Сентябрь 1 сентября 1. Церковное новолетие (начало индикта). Первый Вселенский Собор постановил, чтобы церковный год начинался 1 сентября. Сентябрь был у евреев началом нового гражданского года ( Исх. 23:16 ), месяцем собирания плодов и принесения благодарственных жертв Богу. Во время этого празднования Господь Иисус вошел в синагогу в Назарете, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал следующие слова: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение... проповедовать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ; Ис. 61:1–2 ). Кроме того, сентябрь в истории христианства знаменит еще и тем, что именно в этом месяце царь Константин Великий одержал победу над Максенцием, врагом Христовой веры, и вслед за этим военным успехом была провозглашена свобода христианского вероисповедания во всей Римской империи. В течение длительного времени и гражданский год в христианском подобно церковному, исчислялся с 1 сентября, а затем – сначала в Западной Европе, а впоследствии и в России, в правление Петра Великого, – [сей отсчет] был перенесен на 1 января. 2. Преп. Симеон Столпник . Родом сириец, из семьи крестьян. На 18-м году жизни оставил родительский дом и принял монашество. Предавал себя самым трудным подвигам, иногда проводя в посте 40 дней. После этого взял он на себя подвиг особый, дотоле неведомый, а именно: деннонощное стояние на столпе в непрестанной молитве. Сперва сие место молитвы было высотой в 6 локтей, затем ему построили столп в 12, а потом в 22, 36 и наконец в 40 локтей. Его мать Марфа дважды приходила, чтобы его увидеть, однако он не захотел ее принять, но сказал ей со столпа: «Не тревожь меня теперь, мать моя. Если удостоюсь [я того], увидимся на том свете». Святой Симеон претерпел бесчисленные напасти от бесов, но одолел все [искушения] молитвой к Богу. И сотворил великие и бессчетные чудеса, исцеляя словом и молитвой многих больных. К его столпу со всех сторон сходился народ: богатые и убогие, цари и рабы. И всем он помогал, одним возвращая здравие телесное, других утешая и назидая, а некоторых обличая в неправоверии и ересях. Так, отвратил он царицу Евдокию от ереси Евтихия и вернул ее к Православию. Подвизался он в правление царей Феодосия Младшего, Маркиана и Льва Великого . Сей первый столпник в истории христианства и великий чудотворец Симеон прожил на земле 103 года и упокоился в Господе 1 сентября 459 года. Его мощи были перенесены в Антиохию, в храм, [посвященный] его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В стихирах церковному новолетию также содержатся прошения о Божественном поражении ислама: “Как некогда в пустыне тела евреев, подлинно непокорных Тебе, Владыке всех, достойно приняли погибель, так и ныне, Христе, рассей кости нечестивых и неверных агарян, псаломски во аде”. Служба Воздвижению Креста (14 сентября) В стихирах самогласных, написанных императором Львом VI Мудрым (†911), похожие мысли выражены в контексте не прошения, а благодарения: “Радуйся Кресте, падшего Адама совершенное избавление, тобою вернейшие цари наши хвалятся, так как твоею силою могущественно покоряют исмаильтянский народ”. Служба святым Феодору Эдесскому и Иоанну-Муавии Есть в богослужебных текстах и тема православной миссии среди мусульман. Святой Феодор Эдесский (9 июля) прославляется в написанном ему тропаре как тот, кто “землёю от Христова гроба невернаго Моавия царя уверив, и вместе с телесною вкупе и душевную его слепоту исцелив, соделал его благоверным”. Кроме того, есть тропарь и тем, кто обратился из ислама благодаря проповеди святого Феодора и впоследствии принял мученический венец, “Иоанну, бывшему Моавию, царю Персидскому, и иже с ним трём отрокам”, который гласит: “Иже ко Христу верою болезнь телесную исцели, с неюже и душевную, наставляемь от честнаго твоего учителя Феодора, славный царю Моавие Иоанне, и, страдание по Христе купно с верными твоими треми отроки скончав, явися в царех мученик, в мученицех же царь, по Христе течение скончав, от своих раб волею пострада, и, сугубу честь от Бога приим, Егоже моли купно с треми верными твоими отроки спастися душам нашим”. Содержание обоих тропарей целиком восходит к “Житию святого Феодора Эдесского ”, написанному Василием Эмесским. Служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию В 1863 г. было установлено ежегодное празднование 24 (11) мая памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия по составленной в том же году особой службе. В ней находит отражение и осмысление миссионерская и полемическая деятельность святого Кирилла среди мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Почему сегодня мы молимся именно перед этими иконами сугубо? К сожалению, именно с запада к нам приходили самые страшные нашествия. Именно с запада к нам пришли польские захватчики 400 лет назад, с запада к нам пришли «двунадесять языков» 200 лет назад, с запада напали на Россию германские полчища 100 лет назад. И уже в более близкое время, в середине ХХ века, опять западная сторона стала для нас той стороной, откуда пришли черные тучи фашизма. Поэтому, хотя мы и молимся всегда на восток лицом, но мысль свою нужно обращать на запад, чтобы нам иметь защиту. И вот в начале ХХ века на самом западном рубеже Русской земли, недалеко от реки Неман, которая тогда была границей Российской Империи, была явлена Августовская икона Божией Матери, защитница России на западных рубежах. Это последняя икона Царской России, явленная в 1914 году, за 3 года до катастрофы, до крушения Российской Империи. Порт-Артурская икона предпоследняя, явленная в 1903 году. Матерь Божия накануне беды оградила Русскую землю и с востока, и с запада. Интересно, какое открывается богословие Покрова Матери Божией накануне катастрофы. А потом, в самый день катастрофы, Матерь Божия уже не на окраине, а в центре, в сердце Русской земли, в Москве , в Коломенском явила Свою Державную икону. Здесь есть какая-то особая тайна, мистика. Три иконы, явленные в ХХ веке, являют особую тайну Покрова Божией Матери над Россией. Мы должны их особенно почитать, любить. Августовская икона, празднование которой установлено 14 сентября, теперь становится еще и покровительницей наступающего церковного нового года. Теперь мы всегда будем встречать Новый год с иконой Богородицы «Августовская». Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с церковным новолетием! Это праздник, в который мы с чистым сердцем, не кривя душой, без всякого зазрения нашей христианской совести можем друг другу желать всего самого доброго, светлого и святого в наступающий год. После молебна состоялась трапеза, во время которой прошло оживленное обсуждение церковных проблем и современного состояния Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/pr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НАЧАЛО ИНДИКТА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Начало индикта, икона Начало индикта - церковное новолетие, отмечается 1 сентября по ст. ст. и обозначает начало нового богослужебного круга двунадесятых церковных праздников . См. также индикт В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии ( Ис. 61, 1 –2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4, 16 –22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» . И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя. То же Евангелие читалось патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи. Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю..., и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

http://drevo-info.ru/articles/11335.html

Отсюда, согласно пословице, – «что город, то норов; что деревня, то обычай». Остановимся на выдающихся чертах этих различий. В различных местах существуют одинаковые названия для разных по времени праздников: рядом с известными «святками» рождественскими встречаем «зеленые святки» в Малой России, под которыми известны три первые дня Троицкой недели (Сахаров, Сказания, II, 83 и др.); рядом с распространенным названием «Коляды» (с 24-го декабря – вечером до Крещения) находим то же самое название в Ярославской губернии для четверга на масленице (Сахаров, Сказания, II, 73); кое-где «купалищем» называют вторник на Пасхальной неделе (там же, 75 стр.), тогда как Иван-Купала везде приходится на 24-е июня; еще «Стоглав» отметил «русалии» генварския и летние. Припомним еще торжественный обряд пряток жреца или домохозяина за хлебом и пирогами, как символ ожидаемого изобилия последних, с одной стороны – у язычников славян в Арконе, на острове Рюгене (по описанию Саксона Грамматика XII века; см. ниже) летом, по окончании жатвы, с другой стороны – у сербов в Герцеговине и в Малороссии (Афанасьев, Поэт. воззр., III, стр., 745–746) – на Рождестве. Все подобные изменения в области обрядов объясняются достаточно из необходимого передвижения языческих праздников сообразно христианскому календарю с его большими постами и великими праздниками. Припомним еще три изменения во времени празднования новолетияНового года: в древности новый год начинался с весны, с марта, затем явился новый год по христианскому церковному кругу с 1-го сентября; наконец, с Петра Великого новый год празднуем с 1-го января. И народные пожелания в песнях и обрядах на новолетие совпадают уже с последним календарем. Обращаемся к очерку древних черт в народных празднествах, начиная со святок. Название «коляда» происходит от греческого (καλνδαι) и латинского (calendae) слов. Русская «Коляда», а отчасти и у всех остальных славян, имеет несколько значений: доброхотного даяния, подарков за пенье песен «колядовщиками» (так и у южных славян: «коледжани»); самих собирателей, среди которых еще упоминаются – «мехоноша» и «береза» (так и у румын; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

23 Если оно приходится в воскресный день и не в субботу. В противном случае, часы царские совершаются в предыдущий пяток. 24 Празднование Рожд. Христова продолжается до 13 января. Вторый день торжественностью богослужения отличается от всех последующих; ибо он посвящается прославлению Богоматери, и потому называется Собором пресвят. Богородиицы. В следующий за днем Рожд. Христа воскресный день, воспоминается бегство святого семейства в Египет. 25 Он случается не только в В. посту, но и в первых четырех днях Пасхи. В вел. посту, на Благовещение, всегда бывает Литургия совершенная (а не преждеосвященная), даже в вел. пяток. 26 Освящение воды в навечерие произошло от того, что в древности, в это время, крестились оглашенные. 27 Это начало гражданского года; а по древнему церковному обычаю новолетие относится к 1 сентября, и называется началом Индикта. 28 Они исчисляются не по солнечному только, но и по лунному времени. Так Пасха, по определению 1-го Всел. Собора, должна быть празднуема после первого весеннего полнолуния и всегда в день воскресный. Оттого зависит переход сего праздника по разным дням (от 4 апреля до 8 мая). 29 Богослужение разнообразится почти одними песнями на стихирах и чтением Евангелий и Апостола. Евангелие и Апостол читаются по ряду (из Ев. Иоанна и кн. Деяний Апостольских) и только во вторник предлагается Евангелие от Луки (о явлении Господа в Еммаусе). В пяток Пасхи воспоминается еще живоносный Источник Богородицы (прославленный во времена Греческого Имп. Льва 1-го). 30 В день 50-цы есть обычай украшать храмы зеленью и цветами. Он перешел к нам, вероятно, от Церкви ветхозаветной, так украшавшей свой праздник Пятидесятницы – в память законодательства Синайского. Христ. Церковь сим чувственным украшением напоминает нам о духовном, том, которым она сама, как Царица и невеста Христова, преиспещрена от Духа Святого ( Пс. 44:14 ) и которое желает видеть в каждом из чад своих. 31 После недели расслабленного в среду, как на половине пятидесяти дней, совершается праздник Преполовения. Тогда воспоминается учение Иисуса Христа, предложенное им народу в преполовение Иудейского праздника Кущей ( Ин. 7 :14с), и мы просим Господа напоить души наши благочестия водами (троп. праздн.). Есть обычай в этот день совершать водоосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

1 янв. по ст. ст. Наконец, широко распространен обычай совершать 1 сент. по н. ст. молебен на начало учебного года; т. о., в РПЦ в настоящее время одновременно сосуществуют сразу несколько Н.: прежде всего, это 1 янв. по н. ст., но также и 1 янв. по ст. ст., и 1 сент. по обоим календарям, не считая следов весеннего Н., отраженных в некоторых традициях празднования Масленицы, памяти 40 мучеников Севастийских, Благовещения и Пасхи. В Церквах греч. традиции в связи с почти повсеместным переходом на новый стиль проблемы 2 соседствующих «старого» и «нового» Н. не существует. При этом Н. обычно отождествляется с 1 янв., а старый визант. праздник 1 сент. переосмысляется как день защиты окружающей среды. В связи с этим архиеп. Афинский Христодул (Параскевидис) († 2008) даже благословил совершать в Элладской Церкви 1 сент. чин литургии по тексту VIII кн. Апостольских постановлений , где содержится достаточно много рассуждений об устройстве тварного мира, несмотря на псевдоэпиграфичность этого памятника и несоответствие нек-рых содержащихся в нем выражений правосл. вероучению. В 2008 г. на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в к-ром значительное место уделено экологической проблематике и засвидетельствована практика К-польской и иных грекоязычных Церквей произнесения 1 сент. особых молитв о защите творения Божия. Сохраняя приверженность общеправосл. решениям, Архиерейский Собор РПЦ 2013 г. подготовил и одобрил концептуальный документ под названием «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Одним из результатов имплементации этого документа стало создание особого Чина молебного пения о сохранении творения Божия, к-рый синодальным решением от 13 июля 2015 г. предписано совершать в 1-е воскресенье сент. (журнал 41). Лит.: Никольский. Древние службы РЦ. 1885. С. 98-158; Иванов А. [В.] Греческое рукописное Евангелие, находящееся в б-ке Таврической ДС//ЗРАО. 1886. Т. 1. С. 101-164; Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: По поводу нек-рых церк. служб и обрядов, ныне не употребляющихся: (Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки). Каз., 1889. С. 27-56; Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исслед. и мат-лы. М., 2004; Nelson R. Patriarchal Lectionaries of Constantinople: History, Attributions, and Prospects//The New Testament in Byzantium/Ed. D. Krueger, R. Nelson. Wash., 2016. P. 87-115; Желтов М., свящ., вступ. ст. и изд. Чиновник архиепископов Новгородских: Древнерус. Требник РНБ Соф. 1056. М., 2017. (Литург. наследие; 1).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Черниговская Гефсиманская Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках. Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония († 1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом († 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии († 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери. Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797–1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.

http://pravicon.com/info-202

На Первом вселенском соборе в Никее в 325 году новой эры был составлен и утвержден церковный календарь. Великий индиктион начался от Адама. Последний начался в 1941 году и продолжается в наши дни. ПОЭТОМУ ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ отмечается 1 сентября по юлианскому календарю. Новый 7531 год от сотворения мира (СМ) начался тогда же. Летоисчисление от Рождества Христова (РХ) имеет вид почтения Спасителя, только на первый взгляд. Если при летоисчисления от СМ до этой точки был (ноль, времени не было), то при исчислении от РХ шкала изменилась: -0+, что позволило безбожникам (Дарвин и проч.) продвинуться в сторону минуса сначала на 100000 лет, потом на миллион, а сейчас на 5-15 миллиардов лет. Про СМ Богом перестали вспоминать. По поводу точности. Григорианский календарь использует солнечный год, который опережает календарь на 11 мин. Звёздный год отстает от календарного на 9 мин. Поэтому Юлианский год приняли как среднее между солнечным и звёздным, что имеет погрешность всего 1 мин. Тем более, что григорианский календарь ввели безграмотно. В то время расхождение составляло 10 дней, поэтому после 4 четверга 1582 г. должно было наступить воскресенье, а не пятница. В общем григорианский календарь исказил даже Великий индиктион. 2. Есть спорные утверждения...-2 Наконец, есть проблема, связанная не с личной позицией автора, а с глубоко укоренившейся у нас зависимостью от других при искренней уверенности в самостоятельности. С ней, в частности, связана реальная проблема, которая упоминается в статье: «Лукавство Но-воюлианского календаря состоит в простой вещи: если Пасха поздняя, то практически исче-зает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверхов-ных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому кален-дарю)». Если бы Пасха всегда праздновалась в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, то никакой проблемы с «исчезновением» Петрова поста не возникало бы. Но у нас принято принимать во внимание не то, как отмечали Песах иудеи во времена земной жизни Иисуса Христа, а то, как это делают иудеи сейчас. Зачем? Если они опять поменяют правило определения Песаха, православным снова придётся перестраиваться?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/gr...

Антон, видеопаспорт 4ejm (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С. 68,69;   Рустем. Видеопаспорт 83ad (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.68,69; Куда обращаться будущим родителям Антона и Рустема . – С.69. Семейный совет: Как сделать, чтобы ребенок начал читать? Отвечает Екатерина Бурмистрова, семейный психолог//Фома. - - июнь 2016. – С.69. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). Путешествие с «Фомой»: Тимур Щукин . Город Пушкин. Витрина имперской России Ил.:[В Екатерининском парке. Мраморный (Палладиев) мост.] Фото Ильи Штрома; Прием Николаем II депутации после освящения Феодоровского Государева собора. 1912; Екатерининский дворец. Фото Espacio Mas Instante; Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Е. Е. Лансере. 1905; Церковный флигель Екатерининского дворца. Храм Воскресения Христова. Фото www.lori.ru //Фома. - – июнь 2016. – С.70-75. – (раздел « Люди », рубрика « Путешествие с “Фомой” »). опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города –            герои России» (2015, С.124-127). При реализации проекта используются        средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в         соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от   01.04.2015 и на       основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России. Жития святых святителя Димитрия Ростовского . [ Автор : Святитель Димитрий (1651-1709) – митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов; Время написания : 1684-1705 год. Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Он разделил все жития на 4 тома – по временам года, начиная с 1 сентября – церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году; Содержание: Собрание житий святых. Жития систематизированы по дням празднования памяти святых. Название «Четьи Минеи» переводится как «ежемесячные чтения»; Подборка инфрмационных сведений из истории создания и читательской истории книги ; 7 фактов о свт. Димитрии Ростовском. – Подготовил Михаил Козлов ]//Фома. - – июнь 2016. – С.76-77. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). В подборке приводятся два небольших отрывка из книги: « Об апостоле Иоанне Богослове » (С.76) и « О свт. Николае Чудотворце » (С.77).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-158-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010