Гурия, Варсанофия 505 и Германа 506 казанских (обрет. 1595 г.), Романа Владимировича угличского (1595 г.) 507 , Антония Римлянина (1597 г.) 508 , митр. Филиппа (перенес. в Соловецкий мон. 1591 г. и в Москву в 1652) 509 , царевича Димитрия (1606 г.) 510 , преп. Макария Унженскаго (1620 г.) 511 , Германа Соловецкого (1623) 512 , св. Владимира (1636) 513 , Александра Свирского (1641) 514 , вел. кн. Георгия Всеволодовича (1645) 515 , преп. Кирилла Новоезерского († 1532, обрет. 1649) 516 , кн. Даниила Александровича московского (1652) 517 , Даниила игум. переяславского († 1540, обрет. 1652) 518 , Саввы Сторожевского († 1407, обрет. 1652) 519 , Нила Столбенского († 1555, обрет. 1667) 520 , Симеона Верхотурского (1692) 521 и др. Обретаемые мощи полагались иногда под спудом или закладывались в стене, как например Геннадия Костромского (обрет. 1646 г.), Никандра Псковского (свидет. 1687 г.) и др. Вместе с мощами с Востока приносились в Россию и другие святыни. Из них замечательны: риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу и патр. Филарету персидским шахом Аббасом (1625 г.) 522 , гвоздь из креста Господня, присланный из Грузии (1686 г.) 523 , части животворящего креста 524 и т. п. 525 § 25. Священные времена В круге священных времен появились новые праздники и поминовенные дни. Кроме того на самой границе патриаршего периода с следующим (1700 г.) произошла перемена в летосчислении: гражданский год, прежде вместе с церковным начинавшийся с 1 – го сентября, указом Петра I (1699 г. 20 – го декабря) 526 был отделен от церковного и стал считаться с 1 – го января; на это число перенесено и празднование новолетия. Из праздников в честь русских святых появились следующие: Василия Блаженного – 2 – го августа (установл. в 1588 или 1589 г.), преп. Иосифа Волоколамского – 9 – го сентября (с 1579 местный, а с 1591 общий), московских святителей Петра, Алексия, Ионы  – 5 – го октября (совместное празднество с 1595 г.), казанских просветителей Гурия и Варсанофия – 4 – го октября (совместная память с 1595 г.), кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В 2005 году, в возрасте 85 лет, в связи с дальнейшим ухудшением здоровья, Алла Васильевна переезжает на постоянное жительство в Покровскую богадельню близ железнодорожной станции Володарская (духовник протоиерей Валерий Швецов, управляющая - инокиня Нина (Романова)), где и скончает свои дни. Вместе с другими десятью насельницами, весьма немощными физически, не могущими сами себя обслуживать, - Алла Васильевна проходит здесь свою последнюю школу смирения, терпения и любви, здесь в лице заботливых пастырей и сестер милосердия Алла Васильевна обретает свою духовную семью и настойчиво просит дать ей возможность умереть в богадельне, вблизи больничного храма во имя прмч. Андрея Критского, под Покровом Богородицы. Несмотря на свое полностью подчиненное чужой воле внешнее положение, Алла Васильевна пользуется искренней любовью и почтением сестер и насельниц. В богадельне Алла Васильевна сперва в силах посещать расположенный рядом храм, затем еженедельно и чаще причащается в постели, ставшей её постоянным местом пребывания. Живая и общительная по натуре, в эти годы Алла Васильевна предпочитает смотреть через окно в небо и пребывает почти непрестанно в сосредоточенной молитве, подчас слова слёзной её исповеди пред Всевышним доходят до слуха окружающих. Не прекращается поток посетителей, периодически приезжает из далекой епархии её духовник - Алла Васильевна радуется каждой встрече, неустанно благодарит Бога. Последнее Причастие принимает Алла Васильевна в воскресенье, в канун церковного Новолетия, кончина, мирная и тихая, наступает на 3-й день, 15 сентября, в 4 часа утра под чтение Святого Евангелия, в день празднования памяти прпп. отцов русского монашества Антония и Феодосия Киево-Печерских. Узнав о кончине Аллы Васильевны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл немедленно отозвался на это событие. Санкт-Петербург. Обводный канал, 17. Ректору СПбДАиС Епископу Гатчинскому Амвросию. " Выражаю Вам сердечные соболезнования в связи с кончиной одной из старейших сотрудниц Санкт-Петербургской Духовной Академии Аллы Васильевны Решетниковой. На протяжении многих лет Алла Васильевна трудилась в академической библиотеке, являя пример христианского послушания, смирения и усердия. Сопереживая вместе с Вами боль утраты, молюсь Господу Жизнодавцу, дабы Он упокоил новопреставленную рабу Свою Аллу в селениях праведных. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси " 15.09.2009 15:50

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Об интересе к страстной теме в праздничном ряду иконостаса свидетельствует принадлежавшая к подобному чину небольшая московская икона середины XV в. «Омовение ног» из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ) 915 . В памятниках конца XV – начала XVI в. наблюдается несколько иное, чем в первой половине XV в., осмысление чиновой композиции. То, что в иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 г. больше сцен Страстей, чем в троицком иконостасе (это «Омовение ног», «Тайная вечеря». «Суд Пилата». «Несение креста». «Утверждение креста». «Снятие со креста». «Положение во гроб»), а события по воскресении Христа, кроме иконы «Жены-мироносицы у гроба», представлены еще и «Уверением Фомы», объяснимо большими размерами этого собора. Но в «историческую» последовательность сюжетов здесь вставлено «Преполовение» («Проповедь отрока Христа во храме»), которое, нарушая ее, подчеркивало значение Пятидесятницы. – наряду с иконами, посвященными Женам-мироносицам и Уверению Фомы. Обилие сюжетов Страстной недели уравновешивалось детально представленной Пятидесятницей. в целом асе предпасхальный и пасхальный циклы, с обязательными «Распятием». «Воскресением». «Вознесением» и «Сошествием Св. Духа», занимали больше половины ряда, включавшего, наряду с «двунадесятыми» праздниками, также «Рождество Богородицы» и «Введение во храм» 916 . Интересной особенностью кирилловского чина было то. что он заканчивался иконой столпника Алимпия 917 . Смысл помещения ее в праздничный цикл неясен. Но следует принять во внимание, что в иконостасе церкви Св. князя Владимира того лес монастыря (1554 г.). праздничный ряд завершался иконой столпников Даниила и Симеона 918 . Это указывает на существование определенной местной традиции. Если предположить, что на несохранившейся июне соборного иконостаса был изображен столпник Симеон, имя которого в результате поновлений было заменено другим именем, то этой традиции может быть дано следующее объяснение. Празднованием памяти Симеона столпника отмечается церковное новолетие. отчего к его имени часто добавляется определение «летопроводец». Необычное для праздничного ряда изображение вносит нечто новое в его осмысление, изменяет соотношение между порядком его сюжетов и реальным течением времени. Время Литургии как таковой здесь соединяется как с литургическим годом, исчисляемым от пасхальной недели, так и с месяцесловом. Возникает отчетливый ориентир, отмечающий направленное к эсхатологическому юнцу» чередование годичных циклов. Вместе с тем, становятся более оправданными отступления от евангельсюй хронологии и введение новых сюжетов, не имеющих прямого отношения к евангельскому циклу. Эти тенденции сказались на составе современных кирилловскому и более поздних праздничных чинов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

26 августа, в день праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери, на литургии Павел Алеппский обратил внимание на заупокойную ектению «Еще молимся о упокоении...», которой он раньше не слышал за литургией. Вероятно, она в древности читалась лишь в особых случаях. Таким случаем и была начавшаяся смертность от моровой язвы. Диакон на солее возглашал «... о упокоении братий наших, всех, скончавшихся в граде сем» и начинал поминать имена все, одно за другим, всего около четырех – пяти тысяч имен. Священник читал молитву Боже духов... тайно, а на возгласе «Яко Ты еси Воскресение...» поминал вновь имена всех усопших по спискам, которые диакон передал ему. Литургию окончили вечером 443 . Поначалу Павел Алеппский писал о церковном пении так: «Пение казаков радует душу и исцеляет от печалей, ибо их напев приятен, идет от сердца и исполняется как бы из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладостные мелодии. У этих же (московитов) пение идет без обучения, как случится, все равно: они этим не стесняются. Лучший голос у них грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателям. Как у нас он считается недостатком, так у них высокий голос считается неприличным. Они насмехаются над казаками за их напевы, говоря, что это напевы франков и ляхов, которые им известны. Так же все они и читают» 444 . Однако впоследствии, побывав на богослужениях в Москве, архидиакон Павел вынужден был отдать должное особенностям московского пения и чтения, свидетельствуя: «Мы забывали усталость от долгого стояния на ногах в сильный холод, утешаясь радостью... от всего, что мы видели и слышали, а также способом чтения архидиакона, который читал голосом низким, густым, мягким, сладостным, размягчающим сердце. Все они так читают... не так как мы – высоким голосом. Патриарх и священники также читают голосом низким, трогающим душу, так что их возгласы слышны бывают только стоящим в хоросе. Таков их обычай, и какой это прекрасный обычай!» 445 1 сентября начался новый, 1655 год. Торжество новолетия было большим, тем более что в этот день празднуется память Симеона Столпника. Архидиакон Павел отмечает, что празднование Нового года в этот день бывает по всей стране подобным празднику Пасхи 446 . Это же сравнение с Пасхой возникает у Павла Алеппского и спустя год, во время празднования 1 сентября 1656 года в Новгороде, где патриарх Макарий был вместе с сербским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостольских, к разным посмертным их останкам, напр. к веригам св. Ап. Петра, к костям Игнатия Богоносца , к крови, праху, костям, мощам и гробам св. мучеников. Об этом свидетельствует древле – вселенский обычай – созидать жертвенники – алтари на гробах св. Мучеников. О благоговейном же почитании икон Господа и святых Его свидетельствует несомненное предание о нерукотворенном образе Спасителя, и изображение Божией Матери Евангелистом Лукою, о изображении Евангельских событий в катакомбах, об украшении св. храмов изображениями святых, что засвидетельствовал 7-й вселенский Собор, ссылаясь на пример прежних Соборов св. Отцов и всех церквей. Разумность и обязательность всеобщего почтения к св. Кресту, к гробам, останкам и мощам святых, как и к св. иконам подтверждена самим Промыслом Божиим, проявлениями от них неисчерпаемого множества знамений и чудес, каковые являются в ведомом, совершенно достоверном, и неведомом множестве – до сего дня. Весь состав нашего Богослужения и церковного устава, в основных чертах, восходит также к Апостольской древности, так как в основу его заложен распорядок Богослужения церкви ветхозаветной, в котором участвовали не только св. Апостолы, но и Сам Иисус Христос. Так распределения сроков годовых и дневных наших служений и праздников расположились во многом сообразно подобному же распределению в церкви Ветхозаветной. Так празднование Новолетия, Пасхи и Пятидесятницы, в Христианской церкви совпадали с временем соответственных праздников в церкви Ветхозаветной; a соответственно этим главным праздникам распределились праздники на всю нашу Четыредесятницу и Пятидесятницу. Распределение дневных сроков Богослужения, о чем упоминается и в книге Деяний Апостольских, прямо заимствовано из практики Ветхозаветной церкви, как то – сроки утрени и вечерни, равно как и часов – первого, третьего, шестого и девятого. Отсюда можно заключить, что и состав этих частей Богослужения в Христианской Церкви сложился, больше или меньше, применительно к составу таких же частей Богослужения y иудеев, современных Иисусу Христу и Апостолам; a между тем и сами они участвовали в отправлении ветхозаветного Богослужения по намеченному уставу в Иерусалимском храме, как и в синагогах иудейских, в Назарете и других местах земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Елена 29 декабря 2010, 08:23 Я невоцерковленный человек, но и меня раздражает безудержное веселье и пьянки в новогодние праздники. Но как праздновать - по-моему, вопрос воспитания и потребностей, в том числе и духовных. И все же меня удивляет законсервированность Православной церкви: из статьи следует, что проще перевести празднование нового года на сентябрь месяц, чем жить вместе со всеми по новому календарю. Сами себе проблемы создаем, чтобы потом их с честью проходить. andrey 27 декабря 2010, 22:38 Здравствуйте. Объясните мне пожалуйста, кто-нибудь. Почему на Рождество наряжают елку, а иногда, даже ставят елки в храме, вообще, какое отношение елка и ее украшение, имеет к Рождеству? михаил 27 декабря 2010, 20:34 По-моему мнению - новый год - праздник по сути языческий, к Христианству отношения не имеет, это личное дело каждого, праздновать его или нет, однако не понятно, что празднуется? И почему 31 декабря по новому стилю. Может лучше праздновать церковное новолетие 1 сентября (14 сент. по новому календарю), начало нового церковного года ? Христос родился родился 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому. Некоторые христиане не могут смотреть на " голубой экран " , они испытывают внутреннию душевную боль, похожую на то как будто в их присутствии хулится Бог. Поэтому им проще уйдти в угол, где телевизора нет и оттуда любить немощных родственников. Особенно тяжело смотреть телевизор понимая суть вещей, что там показывается и для чего, как и духовники некоторые объясняют. И первостепенная задача, скажем, " Иронии судьбы " - увести человека от мыслей о реальности, о Боге, в мир илюзорный, где нет места тому за что сражались и зачем жили наши прародители, православные христиане. Александр 27 декабря 2010, 18:43 (продолжение) " Григорианский календарь лучше и точнее юлианского, т.к. разрабатывался позже. " Опять неверно. Если посмотреть на вопрос глубже, то Вы увидите, что " год " может быть тропический, а может быть и звездный. Их продолжительность разная. И юлианский год (365,25) ближе к звездному (365,2564), чем григорианский (365,2425). Так что вопрос, что точнее - вопрос неоднозначный. По одному календарю, медленно " съезжают " времена года (дни равноденствий), а по другому - положение Земли на орбите вокруг Солнца, и следовательно положение звезд на небе.

http://pravoslavie.ru/43670.html

270-летие Императорского фарфорового завода отметили в Санкт-Петербурге сентября 2014 В день празднования 270-летия Императорского фарфорового завода, 18 сентября, на площади перед зданием завода  епископом Царскосельским Маркеллом  был отслужен молебен. Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Виктор Голубев, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. В слове перед молебном владыка Маркелл напомнил, что совсем недавно мы праздновали церковное новолетие: " Церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы, заканчивается Ее Успением. Дай Бог, чтобы в новом году нас ждало благополучие, чтобы наши добрые намерения претворялись в жизнь с помощью Божией. Верующий человек в деле исправления себя и мира находит точку опоры в вере в Бога. Первый храм здесь когда-то был посвящен Преображению Господню. Это цель нашей жизни - преображение, обновление, видение радости. Желаю вам в наступающем году помощи Божией, укрепляющей благодати Святого Духа в деле вашего служения на этом предприятии - служения городу, отечеству, своим ближним. Желаю вам радости в жизни и душевного покоя, который достигается только через молитву " .  В завершение молебна пропели " Вечную память " талантливому русскому ученому Дмитрию Виноградову (1720-1758), который и открыл секрет изготовления " белого золота " .  На молебне присутствовала известная актриса и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова: " С детства помню эти тарелки и чашки, они были самые " вкусные " , - поделилась Анастасия в беседе с корреспондентом " Воды живой " . - Сейчас я депутат, и так счастливо сложилась моя жизнь, что я могу попробовать помочь тем людям, которые работают на заводе: многие поколения живут здесь, в Невском районе " . Анастасия - одна из защитников Фарфоровского кладбища, где похоронены работники фарфорового завода: " Все, что от меня зависит, я делаю: хожу, прошу, умоляю, приношу документы. А дальше - как Бог даст " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   В дни Рождества Христова обычаем принято священнослужителям «славить праздник», обходя с крестом и молитвою дома своих прихожан. Январь    1-го января. — Обрезание Господне. Память св. Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Начало гражданского нового года. Это восьмой день по Рождестве Христовом, почему в этот день и вспоминается исполнение над младенцем Иисусом закона обрезания, который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. Праздник этот имеет знак великого, но не принадлежит к числу двунадесятых. С ним соединяется празднование памяти св. Василия Великого, а потому служба совершается двойная: празднику и святителю. При совпадении с воскресным днем, воскресная служба предваряет и, вместо припевов на 9-ой песни Обрезанию и св. Василию, поется «Честнейшая». Катавасия на утрени праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно», которая поется с 1 января до отдания Богоявления 14 января.    Особой службы по случаю Нового Года в этот день нет. Новый год 1 января стал праздноваться у нас только с 1700 года. До этого он праздновался 1 сентября, когда и теперь еще празднуется Церковное Новолетие. Это начало индикта — периода времени в 15 лет, который принят христианским летосчислением со времени избавления Церкви Христовой от гонений при Императоре Константине Великом в 312 году. «Индикт» от латинского — indictio, значит наложение дани, налог. В Римской Империи каждые 15 лет установлялись размеры налогов.    6-го января — Богоявление, или Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — Вспоминается как Господь на 30 году Своей жизни, пред выходом на Свое общественное служение человеческому роду, принял крещение от Иоанна в реке Иордане, Дух Святый сошел на Него в виде голубя, а Бог Отец голосом с неба засвидетельствовал о Нем, как о Своем Возлюбленном Сыне. В древности в Навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а так как крещение есть духовное просвещение, то самый праздник этот именуется иногда в Типиконе «Просвещением».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

б) Названия великих праздников: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , Рождество святого Иоанна Предтечи, память святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. в) В названиях средних и малых праздников, если речь идет не о памяти святых, первое слово пишется с прописной буквы: Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее ); 7 Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный Образ – название, ставшее собственным); Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Преполовение Пятидесятницы. г) Слова: «обретение», «перенесение», «прославление» в отношении мощей святых пишутся со строчной буквы (исключение – Обретение честной главы Иоанна Предтечи). д) В названиях праздников, посвященных святым и не содержащих указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. е) Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»). ж) Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; новолетие. 9. Названия постов, Недель и дней седмичных Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост , Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе также, чтобы отличить воскресные дни от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом. Неделя о самаряныне, Неделя ваий. Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц с прописной буквы пишутся слова «Страстная» и «Светлая», а также – седмица Пасхальная, седмица Троицкая. В названиях дней Страстной седмицы все слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В одной из колоний Приморья освящен выстроенный осужденными храм с. Волчанец, 17 сентября 2013 г. Фото: пресс-служба ГУФСИН по Приморскому краю      Накануне празднования Церковного Новолетия на территории исправительной расположенной в селе Волчанец, состоялось освящение церкви в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери, сообщает пресс-служба ГУФСИН России по Приморскому краю. Чин малого освящения совершил Преосвященный Николай, епископ Находкинский и Преображенский  в сослужении протоиерея Владимира Серебрянникова, окормляющего осужденных  ИК-27,  протоиерея Андрея Гречишникова и  диакона Андрея Попова. В мероприятии приняли участие представители  руководства Главного управления, сотрудники учреждения и осужденные. ИК-27 – колония строгого режима, в ней  содержатся осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Храм был  заложен в 2008 году и  возведен общими усилиями руководства  ГУФСИН, сотрудников ИК-27 и представителей Русской Православной Церкви  при активном участии осужденных. Небольшой с виду храм с двумя куполами поражает убранством  внутри. Роспись, выполненная на холстах, иконостас, увенчанный виноградной лозой, отделка – все это изготовлено руками осужденных, за исключением паникандил и церковной утвари, заказанных в Софрино. Фото: пресс-служба ГУФСИН по Приморскому краю      Искусство резки по дереву многие осужденные осваивали во  время строительства храма, освобождающиеся передавали свой опыт другим. А иконописец, по словам осужденных, просто вырос в храме, он   никогда раньше не писал иконы, да и вообще не рисовал. - Огромный труд, вся душа строителей и благоукрасителей храма были вложены сюда. Убранством можно восхищаться, не переставая. Такую красоту можно было создать только с верой и любовью к Богу. В храме вы будете находить утешение и силы побеждать самих себя,  - отметил в своей проповеди Преосвященный Владыка.  В знак благодарности за усердные труды во славу Русской Православной Церкви и Находкинской епархии  епископ Николай наградил архиерейскими грамотами и Православной литературой сотрудников и осужденных. Заместитель начальника ГУФСИН Дмитрий Обломий поблагодарил священнослужителей за  неоценимую помощь в деле духовного просвещения и воспитания тех, кто оступился в жизни.   

http://pravoslavie.ru/64154.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010