Однако установление праздников, связанных с ними богослужений и жертвоприношений и подробная регламентация поведения народа Божия в эти дни относится уже ко времени его исхода из Египта. Так, в дарованном избранному народу Декалоге заповедь о субботе 2-й главы Книги Бытия конкретизируется: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20. 8-11). Таким образом, первый в истории человечества праздник имел в основе своей божественное установление, но вместе с тем он носил и естественный характер как необходимый для трудящегося отдых. То, что Сам Господь установил праздничный календарь, говорит о важности праздника в нашей жизни. Ведь совершая праздник, народ Божий не только вспоминает какое-либо событие своей истории, но и свидетельствует о том, что он помнит о делах Божиих, живет этим воспоминанием, актуализирует его в современности. Но праздник — не только обращение к памяти народа. Это и обращение к «памяти» Бога, «напоминание» Ему о Его любви к Своему народу, призыв сохранить и возобновить те милости, которые Он даровал отцам. Важно отметить, что заповедь о субботе, как и о других, позднейших праздниках, содержит в себе два аспекта: служение Богу и отказ от земных забот и дел. Важнейшими ветхозаветными праздниками были Пасха и Пятидесятница. А важнейшей частью любого празднования являлась трапеза. И первая Евхаристия, совершенная Самим Христом, была продолжением и развитием праздничной пасхальной трапезы, имевший священный характер, потому что на ней доминировали религиозные переживания, и традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее. Вправленная в формат ветхозаветной пасхальной вечери, содержавшей воспоминания об исходе Израиля из Египта, Новая Пасха своим смысловым центром имела распятие и воскресение Сына Божия. И Спаситель заповедал ученикам совершать Пасху не в воспоминание об исходе из Египта, а в воспоминание о Нем — о Его исходе от смерти к жизни. Пасхальный агнец был одновременно и жертвой благодарения за избавление от египетского плена, и жертвой прошения в умилостивление за грехи народа, и главной частью праздничной трапезы. Все эти три элемента — благодарение, прошение и трапеза — присутствуют в Евхаристии.

http://patriarchia.ru/db/text/1286083.ht...

Иначе не могло быть, потому что бытовавшие во время Иисуса Христа в традиции устной передачи и затем зафиксированные в Талмуде барахи и киддуши были созданы на основе священных книг, в частности пророческих и Псалтири, и часто представляли дословное заимствование из этих книг. Как сильна была эта связь Писания с молитвой у Самого Иисуса Христа, можно судать по тому, что, вися распятым на кресте, Он молился словами псалма: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ; ср. Пс. 21:2 ), и последние слова Его, с которыми Он скончался, – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ), – были перифразом слов Псалтири «в Твою руку предаю дух мой» ( Пс. 30:6 ). В свете сказанного будет понятно, почему евангелисты так подробно передают слова Господа, с которыми Он обращался к апостолам, преподавая им хлеб – Божественное Тело и чашу – Божественную Кровь Его, и не упоминают ни одного выражения из тех благословений и благодарений, которые Он возносил в связи с тем же хлебом и чашей Богу. Они передают то, что было «новым заветом» Господа, и не повторяют того, что было известно в подробностях их современникам. Последняя, предсмертная трапеза Иисуса Христа с Его учениками явилась основой главнейшего христианского богослужения – Евхаристии, или литургии. Чтобы понять, как это произошло, надо остановиться на некоторых обстоятельствах Тайной вечери и последующих за ней событиях смерти и Воскресения Иисуса Христа. Еврейский праздник пассовер (passover), а в греческом произношении пасха ( πσχα), посвящался воспоминанию избавления этого народа от рабства египетского, и пасхальная трапеза, как сказано было выше, носила сугубо религиозный характер. Главное блюдо этой трапезы – агнец – являлось не просто праздничным кушаньем. Это была «пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян» ( Исх. 12:27 ). Так гласил закон Моисея. Именем Иеговы было узаконено даже приготовление этого блюда, связанное с ритуалом помазания кровью агнца косяков и перекладин дверей жилищ евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

7-10, однако в этом указании речь идет о «праздничной жертве», а не о домашнем заклании агнца, и отождествление первой со вторым проблематично. Как бы то ни было, в ином варианте того же указания, в календаре «Культового декалога», такое отождествление уже присутствует: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра» (Исх 34. 25), а в Исх 12-13, как было показано выше, заклание пасхального агнца и 7 дней опресноков окончательно совмещены в единый праздник. Проблему происхождения П. и праздника опресноков и их отождествления исследователи решают по-разному - как правило, ссылаясь на различия в представлениях о праздниках в девтерономической и священнической традициях (см. в статьях Исторические книги и Пятикнижие ); широкий спектр предлагаемых гипотез обусловлен отсутствием консенсуса в интерпретации ранней истории Израиля (см. ст. Израиль древний ) и особенно в оценке источников Пятикнижия (см. в ст. Пятикнижие ). В ряде мест Пятикнижия содержащиеся в кн. Исход предписания о П. и опресноках повторяются. В календаре праздников Лев 23. 4-8 («Кодекс святости») говорится о «Пасхе Господней» вечером в 14-й день 1-го месяца и о праздновании опресноков с 15-го числа того же месяца в течение 7 дней, с собраниями в 1-й и 7-й дни. В Числ 9. 1-14 сначала рассказывается о праздновании П. в 14-й день 1-го месяца, а затем устанавливается проведение «второй Пасхи» в 14-й день 2-го месяца для тех членов общины, к-рые не смогли совершить П. в положенный день из-за ритуальной нечистоты или потому что находились в пути. В Числ 28. 16-25 приводятся примерно те же указания, что и в Лев 23. 4-8, но они сопровождаются детальными предписаниями об объеме и качестве жертвоприношений (в частности, содержащееся здесь предписание о заклании козла в качестве жертвы за грех характеризует этот текст как священнический). Во Втор 16. 1-8 в соответствии с др. содержащимися в этой книге указаниями о централизации богослужения П. в месяце авив и неделя опресноков увязываются с особым местом (под к-рым евреи несомненно понимали Иерусалимский храм): «Не можешь ты заколать Пасху в каком-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор 16.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

бб) Высокая торжественность выражается и в пасхальных антифонах, заимствованных из псалмов (65,66 и 67-го). Вся земля и все народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! Вся земля да поклонится и поет Тебе! Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси!» Здесь же слышим и песнь победы над врагами спасения нашего: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Лик к пророческому пению славословия весьма прилично присовокупляет молитвенные песни новозаветные: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуия!» А к победной песни пророческой – победную песнь воскресения: «Христос воскресе из мертвых!» вв) Апостол читается ныне из книги Деяний. Церковь предположила с первого дня Пасхи начинать круг чтений апостольских а вследствие того 1-ое зачало (начало книги Деяний апостольских) и надлежало усвоить 1-ому дню Пасхи. Но не трудно видеть, что повествование, доставшееся настоящему празднику, соответствует его величию. Это – описание последнего явления воскресшего Господа ученикам, когда Он обещал им даровать силу для возвещения Его воскресения по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли. Что иное есть настоящее торжество наше, как не произведение сей Божественной силы, распространившей веру в Воскресшего до последних земли? гг) Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие, – начальное благовестие сына громова, Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Он видел и поведает нам и славу Его воскресения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Чтение столь высокого Евангелия в соборных церквах бывает на разных языках, для означения того, что слава Господа нашего прошла во все народы и поведается на всех языках мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь сжалился над угнетенными израильтянами и потребовал от фараона отпустить их хотя на короткое время в пустыню для совершения служения Господу. Фараон не слушался. Господь послал на Египет десять чудесных казней и последней из них – избиением через ангела-губителя в одну ночь египетских первенцев от человека до скота – заставил фараона отпустить их из Египта. В ночь этого события евреи должны были принести в жертву непорочного агнца, кровью его намазать двери своих жилищ и затем употребить его в пищу. Эту жертву и вечерю Господь повелел назвать пасхой Господнею. Пасха значит прохождение мимо. Так названо это установление потому, что в ночь совершения этой жертвы и вечери ангел-губитель, поражавший первенцев египетских, проходил мимо жилищ еврейских, отмеченных кровью агнца и оставлял неприкосновенными живущих в них первенцев ( Исх.12:12–13 ). С тех пор обряд пасхальной жертвы и вечери, по повелению Господа, должен был совершаться ежегодно, и время совершения его сделалось главнейшим ветхозаветным праздником как праздник избавления евреев от египетского рабства. Господь заповедал праздновать его вечно, во все роды ( Исх.12:14 ), – не до скончания века, а в продолжение всего времени существования ветхозаветного закона, то есть до пришествия Христова, ибо «конец закона (ветхозаветного) – Христос» ( Рим.10:4 ). Закон о ветхозаветной пасхе потерял обязательную силу с тех пор, как в лице Христа явилась новая Пасха, новая пасхальная жертва, которая прообразована была ветхозаветной пасхальной жертвой. На это прообразование указует св. Иоанн Богослов, когда, говоря о том, что воины не перебили голеней распятому Иисусу, замечает, что «Сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:36 ). Свидетельство о сем Писании содержится в ветхозаветной, данной Господом и записанной Моисеем заповеди, чтобы при употреблении в пищу пасхального агнца, кости его не были сокрушаемы, то есть не были выделяемы из туловища ( Исх.12:10 ). Стало быть, пасхальный агнец в сем отношении был образом Христа, Который есть Агнец Божий, вземляй грехи мира, предназначенный к закланию за нас прежде сложения мира ( Откр.13:8 ) и действительно закланный на кресте за нас, как жертва, подобная ветхозаветной пасхальной жертве, о чем говорит и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Зачем Спаситель идет в Иерусалим? Пострадать за нас, чтобы этими страданиями и смертью вымолить нам у Отца Небесного прощение грехов. Он идет теперь как Агнец, назначенный на заклание за грехи рода человеческого от сложения мира. Его изображал агнец пасхальный, вкушаемый евреями в праздник Пасхи. Его изображали и все ветхозаветные жертвы. Но с другой стороны, Он шел как Царь, через страдания, крестную смерть и воскресение покорить всех врагов наших под ноги Свои, чтобы разрушить ад, уничтожить власть диавола, сделать чтобы верующих в Него беспрепятственно приводить к вечному покою в устроенном Им Царстве Его. Он есть тот Царь кроткий, спасающий, вседший на жребя подъяремного, которого видел за несколько сот лет пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима», – говорил Он тогда( Зах.9:9 ). Вот мы, держа свечу, и радуемся, видя в Христе нашего Владыку Избавителя, нашу утеху, нашу надежду при смерти и по смерти. Но истинной ли радостью исполнено, христианин, твое сердце? Истинно радуется о Христе тот, кто дорожит спасением, устроенным Христом, кто думает об этом спасении, живет для него, всю деятельность свою направляет к приобретению Его. Так ли у тебя? Но что если земное благополучие ты ставишь выше вечного спасения? Что если приобретение этого благополучия занимает весь ум твой, все время твое, все силы твои? Что если ты временным, земным занят так, что некогда тебе и подумать о душе, о Боге, о вечности? Что если при этом грехи, грехи тяжкие лежат на душе твоей? О, нет, тогда тебе нечему радоваться, сначала отряси с себя суету мирскую, сначала разорви дружбу с грехом, притеки к покаянию, соединись со Спасителем, – и только тогда возрадуешься радостью истинной. А до того радость твоя будет ложная, видимая, кажущаяся. Свеча горящая еще означает пламенную любовь нашу к Спасителю. И можно ли не любить Его? Он идет за нас душу Свою положить, – Он, безгрешный, идет страдать за нас – грешников, и кто же останется холодным и бесчувственным в отношении к Нему? И какое сердце не тронется при мысли о тех поруганиях и биениях, о тех крестных невыносимо тяжких мучениях, которые Он идет претерпеть за нас? И какая душа останется неблагодарной при представлении тех благ, какие подает Он через эти страдания? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», – говорит апостол ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Идущий в храм должен понимать, что он идет в святое место, идет не с целью покрасоваться, блеснуть нарядами и макияжем, но с целью моления, участия в Таинствах, с целью более тесного единения с Богом. Красоваться же во время богослужения, отвлекая внимание верующих от молитвы, побуждая их думать о себе, а не о Боге и Его Царстве, это не то, ради чего нужно идти в храм. Как не надо одеваться в храм? В храм не следует одевать обтягивающую или слишком короткую одежду, не должно быть длинных вырезов и разрезов, подчеркивающих эротичность своего образа, не следует приходить на богослужение в одежде с вызывающими, яркими надписями или рисунками. А для таких событий как Венчание или Крещение, нужно одеться нарядно и празднично, но опять же понимая, что вы идете не в ресторан, а в храм Божий. Какого цвета должна быть одежда христианина? На этот счет не существует никаких предписаний. Одежда христианина совсем не обязательно должна быть черного или серого цвета, как думают некоторые. Напротив, например, в пасхальные дни некоторые христиане предпочитают в одежде красный цвет. Главное, чтобы одежда не выглядела, как костюм клоуна. Почему христианка не должна носить брюки? В Священном Писании есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок рассматривается как извращение: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22:1-30 ). Однако нельзя сказать, что это правило допустимо в полной мере в современных условиях, так как женские брюки все же не являются мужской одеждой, равно как и мужские шотландские юбки (килты) – женской. Может ли христианин интересоваться модой, одеваться стильно? Конечно, может. Главное, чтобы такой интерес не приобрел со временем болезненные формы, и, конечно, нужно понимать, что не всякая модная одежда подходит христианину. Например, не следует носить то, что будет кого-то соблазнять. Кроме того, в современном толерантном мире существуют даже православные модельеры, православные дизайнеры, православная мода, и многие интернет-магазины предлагают христианам и христианкам одежду, которая выглядит достаточно стильно и в то же время не вступает в противоречие с христианским благочестием. Нужно ли христианину освящать одежду?

http://azbyka.ru/odezhda

Когда мироносицы пришли ко гробу Спасителя с ароматами, чтобы помазать тело Его, то увидели там ангела, которого взор блистал, как молния, и одежда была бела, как снег. Они ужаснулись, но небожитель сказал им: «Не ужасайтесь! вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет, Он воскрес» ( Мк.16:6 ). Когда мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе», мы подражаем сему ангелу. А отвечая на сие приветствие: «Воистину воскресе», мы уподобляемся первым ученикам и ученицам Господа, когда, по воскресении Его, они, беседуя между собой о сем событии, говорили: «Господь истинно воскрес» ( Лк.24:34 ). Воистину воста! Для апостолов и других учеников Господа удостоверением в истине воскресения Его служили явления им Самого воскресшего Господа, сопровождавшиеся многими знамениями ( Деян.1:3 ). Это удостоверение апостолов имеет силу и для всех нас; но Господь, явившийся ученикам по воскресении Его, готов и нас обрадовать таким же счастьем Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Он незримо дает ощущать Свое присутствие. Свою близость каждой верующей душе любящей Его. Ибо Он Сам сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:21 ). б) Приветствие пасхальное верующие запечатлевают лобзанием друг друга в уста, выражая через то радость о празднике и братскую любовь. Чувство радости всегда располагает к дружелюбию, к общительности. Кто рад чему-нибудь, кто находится в веселом расположении духа, тот обыкновенно на всех смотрит с любовью, всякому готов сделать добро, простить обиду, всякого прижать к сердцу. Св. Церковь имеет в виду это именно свойство радости, когда в праздник Пасхи всех нас призывает обнять, друг друга, сказать ближнему, кто бы Он ни был: «ты брат мой», – и ненавидящим нас простить все ради воскресения, – когда приглашает нас во свидетельство радости и любви лобзать друг друга. Радость всегда дружелюбна, но по преимуществу она должна быть таковой в праздник Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но хотя Господь позволяет делать в субботу то, что диктует необходимость, тем не менее Он хочет, чтобы мы знали и помнили, что это Его день. «Сын Человеческий есть господин и субботы». В Царстве Искупителя, в Церкви Христовой день субботний становится днем Господним – воскресением. В знамение этого он не только обретает новое имя, но делается новым днем, первым днем недели. «Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить». Наш долг – освящать праздничные и воскресные дни посещением храма Божия. Мы не должны пропускать богослужения в эти дни без серьезной на то причины. В синагоге в субботу Господь учил. Он пользовался всякой возможностью учить – не только Своих учеников, но весь народ. Исцеленный Христом был одним из слушателей Его слова. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Кто желает исцелиться благодатью Христовой, должен желать узнать учение Христово. Однако среди слушающих Господа и свидетелей чуда были и те, кто пришел с единственной целью уловить Его. Книжники и фарисеи наблюдали за Ним, подстерегая Его как лев добычу, – не исцелит ли Он в субботу. Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости. «Он сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил». Это событие не происходило где-то в углу. Господь хочет, чтобы все видели, что происходит. И Ему надо, чтобы мы научились высоко держать знамя нашей веры и не смущаться никакого противостояния. Он обращается к Своим врагам: для того ли существует четвертая заповедь о почитании дня субботнего, чтобы удерживать людей в этот день от делания добра? «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?» Не делать добра, не означает ли делать зло – в любом случае человек что-то же делает в этот день! Все измеряется любовью и служением ближнему – тем совершенством крестного и пасхального дара Христова, к которому должен вести Закон. И в то время как Господь спасает жизнь человеческую в день субботний, Его враги приходят в бешенство и говорят между собою, как погубить Его. Неделя 21-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Христос, Агнец Божий, закланный за нас и воскресший, даровал людям несравненно большие блага, и если радовались евреи спасению своих первенцев и немедленно последовавшему затем исходу своему из земли Египетской в землю Ханаанскую, то несравненно больше побуждений имеем мы, христиане, радоваться нашей Пасхе. Какие же это блага, за которые мы в праздник Пасхи с великой радостью должны прославлять Христа? «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную поющия»: вот те блага, которые даровал нам Христос, наша Пасха, и к радости о которых так восторженно приглашает нас Святая Церковь устами песнопевца: «Просветимся людие», радовались евреи, что кровью пасхального агнца избавлены от смерти первенцы их. Но кровь новозаветного Агнца Христа спасает от смерти всех людей. 1) Христос не только в лице Своем восторжествовал над смертью, воскресши из мертвых, но Своим воскресением положил начало всеобщему воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20,22 ). 2) Победив смерть, Христос вместе с тем победил имущего державу смерти диавола, который был виновником смерти в роде человеческом, внушив нашим прародителям пренебречь угрозу смерти, изреченную Господом для предупреждения их от преслушания Его заповеди. Своей смертью и воскресением Христос даровал нам залог избавления от смерти не только телесной, но и духовной, которая состоит в том, что душа лишается благодати Божией и вместе с тем духовного света, радости и блаженства. Эта благодать даруется в Таинстве Крещения. Человек, умерший грехом для духовной жизни, оживает в Таинстве Крещения, которое есть духовное рождение ( Ин.3:5 ). Возрождающая сила Таинства Крещения зависит от смерти и воскресения Христова. «Неужели не знаете, – говорит апостол, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010