На Светлой седмице все православные могут причащаться без особого приготовления и исповеди. Как говорят сами прихожане, «мы постимся весь год по средам и пятницам, в Великий пост, а на Пасху причащаемся всю седмицу без поста». Традиции пасхального времени На Светлой седмице в приходских храмах продолжается празднование Пасхи. После богослужения вечером в воскресенье или в понедельник в церковном зале приемов собирается церковный совет, женсовет, дети. Каждый получает в качестве пасхального приветствия яйцо, сладости, из которых самое традиционное — арабский маамуль. Это печенье, фаршированное финиками, или маленький печеный бублик с грецким орехом сверху. Маамуль в православной традиции символизирует губку с уксусом, которую подали Спасителю, распятому на Кресте, и терновый венец. В понедельник совершается пасхальный крестный ход — по городу или из одного храма в другой — и проводится приходской праздник, на котором присутствует кто-то из священноначалия, священнослужители и практически все члены общины. Все бывают празднично одеты, а мужчины непременно в костюмах. Дамы готовятся к пасхальным праздникам заранее. За время поста, кроме духовной подготовки, ведется и подготовка к светским пасхальным мероприятиям: женщины решают, в каких нарядах они будут на встрече Благодатного огня, на пасхальной службе, на приходском празднике, во время пасхальных визитов к друзьям и на приеме гостей у себя дома. Столько хлопот и столько нарядов! И по традиции на каждую Пасху это должны быть обновки, которые никто не видел в предыдущие годы. В последнее время среди православных распространилась западная традиция поиска детьми спрятанных пасхальных яиц. Но в любом случае это радостное пасхальное время прославления Христа, добрых гостей и многочисленных подарков. На Светлой неделе есть еще одна традиция — когда братья посещают своих сестер и их семьи. Обычные арабские семьи довольно многочисленны. Братья обходят сестер по старшинству, дарят им подарки, деньги и в ответ получают угощение — кофе, яйцо, сладкий маамуль.

http://patriarchia.ru/db/text/5804641.ht...

15/28 апреля 1902. Понедельник Светлой Седмицы. С семи часов Пасхальное богослужение – до четверти одиннадцатого, после чего поздравление своих певчих, потом певчих и Воскресной школы из Коодзимации и христиан оттуда. После полудня сделал праздничные визиты ко всем русским в Токио, начиная с посланника. Долго просидел у барона и баронессы Кистер, в Metropole Hotel, слушая интересные рассказы про жизнь в Сингапуре, после которой их гощение теперь в Японии кажется им раем, до того несносна там жизнь от беспрестанной жары, крайне расслабляющей. 16/29 апреля 1902. Вторник Светлой Седмицы. С семи часов Пасхальное богослужение; служили со мной, как и вчера, оо. Роман Циба и Феодор Мидзуно. После полудня отправился в Иокохаму сделать визиты живущим там русским; кого не застал, с кем проговорил долго. Укоряю я себя иногда за одичалость: вечно обращаюсь с японцами и со своим делом, от русского общества отстал и не нравится мне оно – не хочется даже в Россию, чтобы повидаться с родными, с друзьями. – Вот два дня много был в русском обществе: разнообразные разговоры, разные материи, обоих полов ораторы, пускался и сам иногда в ораторство, как сегодня, – и что за пустота в душе после всего, что за усталость! Вправду ли одичание, о котором надо сокрушаться, или же отвращение от пустопорожных речей и простой траты времени, потребное на более дельное? На русское общество совсем не пеняю и никого из русских не укоряю ни в малосодержательности, ни в других недостатках – какой же пользы и ждать от случайной встречи и праздничных перекидываний приветствиями, со случайными темами для продления разговора на столько времени, сколько требует приличие, и с увлечением иногда дальше, как сегодня, по любезности хозяев, предлагающих, сообразно лицу и обстоятельству, религиозные темы? Но и от укора в одичалости, кажется, можно себя освободить. 17/30 апреля 1902. Среда Светлой Седмицы. Расчетный день. Из всех банков все имеющееся там на текущем счету собрал, и не достало на расплаты. А из Хозяйственного Управления до сих пор миссийские деньги не идут – все за прошлый год, что посланы из Совета Миссийского Общества в Хозяйственное Управление для пересылки сюда, и за первое полугодие нынешнего – все там, или же потеряно дорогой, что, впрочем, маловероятно. Исполнительно Хозяйственное Управление, нечего сказать! Сколько ни пиши и ни проси, каждый год повторяется то же. – Нечего делать, пошел занять тысячу ен в банк Мицубиси. Дали с первого слова, конечно, потому только, что там двадцать тысяч лежат на полгода, и получение их 5-го мая; это уже последний запас Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Должно отметить предписание закона непременно оставлять на столе до конца вечери особенную часть хлеба: прежде это делалось, кажется, для бедных. По окончании обеда благословлявший вечерю в начале читает благодарения так. Пред ним ставят бокал лучшего, совершенно чистого вина. Он берет бокал в правую руку и обращается к сотрапезникам: «Благословим Господа нашего», те отвечают: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израилев, Бог Саваоф, восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли» (так читается эта формула в Мишне). Затем следуют 4 длинных благодарения. Содержание их не излагаем, так как оно не отразилось на молитвах литургии. Ритуал субботнего обеда Несколько отличается от будничного ритуал субботнего и вообще праздничного обеда. Тогда вино освящается в самом начале трапезы, перед хлебом. Причем над вином читается также еще специальное благодарение за субботу: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь мира, создавший виноградный плод. Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь мира, освятивший нас Твоими заповедями, давший нам святую Субботу и по Своему милосердию оставивший нам наследие, как воспоминание дел творения: ибо она -начало собрания святых и память о выходе из Египта. Ибо Ты нас избрал и освятил между всеми племенами, оставил нам по Своему благоволению наследие – святую Твою Субботу; благословен Ты, Господи, освятивший Субботу». Ритуал пасхальной вечери Наконец, третий ритуал – ритуал пасхальной вечери -есть лишь расширенный ритуал субботней вечери. Начинается он так же, как и субботняя вечеря, благословением праздника и кубка вина. После того как выпьют вино, по Мишне, едят закуску, немного горьких трав – это делается для возбуждения аппетита. Тотчас же вслед за этим наполняется второй бокал: сын спрашивает отца о таком необычном порядке вечери, а также и о происхождении праздника Пасхи: «Почему это ныне сразу наполняется вторая чаша еще прежде самого обеда?» В ответ на это отец произносит длинное историческое повествование (так называемая «каггада») о Пасхе и заканчивает его так: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса. Он вывел нас из рабства на свободу, из печали на радость, из скорби на праздник, из тьмы на великий свет, из подчиненности на волю. Да возгласим Ему: «Аллилуйя».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

О смысле вечерней молитвы мы упоминали; однако, в уже сложившемся и развернутом виде, в котором мы имеем вечерню теперь, она имеет еще одну особенную тему – тему чаяния Израиля, ожидания Спасителя. Каждая служба имеет несколько тем, они сменяют друг друга, характер песнопений различен, но есть основной нерв, определяющий общий характер службы. Повечерие (a«podeipnon – после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные. Полунощница связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя. Есть церковное предание, что второе пришествие будет в полночь (основанное на притче о десяти девах), и центральное песнопение полунощницы – «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы. Общую тему и характер утрени можно определить как осуществление чаяний Израиля. Утреня – переживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – проходит тема ожидания и встречи Христа. О темах третьего, шестого и девятого часов мы уже говорили; первый час возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня. Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также среднее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. О подробностях этой классификации поговорим позже. Часы тоже могут выглядеть по-разному. Обычно эти часы называются «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же самый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Это совершенно особенное богослужение. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внешнее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несколько дней банька функционировала в три смены — очередь желающих не иссякала. А потом пошло тепло. И вот с тех пор река больше по-настоящему не становилась… Глобальное потепление? 7. Сон в пасхальную ночь Есть по местам странная традиция — во время пасхальной всенощной батюшкам на каждую песнь канона менять иерейское облачение: белое, красное, золотое, синее, зеленое и т.д. Со временем мне пояснили, что традиция эта появилась в результате «политкорректного» желания настоятелей не обидеть жертвователей, которые дарили ризы для храма. Таким образом, во время главного богослужении года проводилась демонстрация всех пожертвованных риз. Тогда я решил, что мне это ни к чему. А вот в первую свою пасхальную службу, когда мне происхождение сей традиции еще не было известно, я совсем запарился. Служить Пасху на сельском приходе одному — ночью, без дьякона, с пономарями то сонными, то перевозбужденными — и так мучение. А тут в плотный порядок действий священника во время пения канона пасхальной утрени еще нужно вместить сложные процедуры переоблачения! В общем, я был всем этим так поглощен, что почти ничего не видел вокруг себя. И вот в памяти осталась картина, словно яркой вспышкой выхваченная из потока суеты. Поспешно обходя вокруг престола, я обо что-то спотыкаюсь. Нога. Останавливаюсь и оглядываюсь вокруг. Вдоль всей полукруглой стены алтаря, по периметру апсиды, спят дети (их всегда в храме было много, а мальчишки, конечно, хотели быть в алтаре). Под стенами рядком лежат пальто и куртки, а на них, уложившись аккуратной линией один за другим, посапывают мои младшие пономари. И так они мирно и спокойно спали, что мне моя суетливость опротивела, и последние ризы из немалого гардероба я так и не надел. Благодаря чему услышал хотя бы кое-что из службы. Кстати, в ту же пасхальную ночь было еще одно забавное событие. Эта ночь стала первой Пасхой в нашем храме (я ведь ездил туда на богослужения и до рукоположения), когда местные алкоголики не портили праздничное настроение своими выкриками и шатанием. И вдруг на ту Пасху (1991 год) оказалось, что в храме присутствуют в основном верующие, а если и зрители, то вполне благообразно себя ведущие. Что за чудо?

http://azbyka.ru/fiction/moj-anabasis-il...

Аминь». Дьяконские возгласы на ектениях нужно пропускать, и тогда от ектении остаются только произносимые мирянами прошения «Господи, помилуй». Вместо самой длинной (сугубой) ектении «Господи, помилуй» произносится 40 раз, вместо великой (мирной) и просительной ектении — 12 раз, вместо малой ектении — 3 раза. Согласно Типикону, допускается произнесение мирянами некоторых священнических возгласов и молитв: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Свят Господь Бог наш…», «Бог Господь и явися нам…». Эти относительно простые правила применимы ко всем богослужениям, кроме главной службы суточного круга — Божественной Литургии. Без священника эта служба не совершается вовсе, а заменяется специальным чинопоследованием, называемым «Изобразительны» (в просторечии — «обедница», то есть служба, заменяющая Литургию — «обедню»). Современная практика прочно закрепила включение в состав обедницы изменяемых частей Литургии (таких как тропарь праздника, чтение Священного Писания с прокимном и аллилуиарием, блаженны, праздничные антифоны и др.) Объем этих включений и способы их вставки в службу Изобразительных имеют широкие вариации; единых правил на этот счет пока не выработано. Актуальность мирянского богослужения и необходимость его осмысленной унификации озвучивалась в последние годы на самом высоком церковном уровне. Однако составление мирянских служб и по сей день носит характер широкого и не слишком упорядоченного движения «снизу». Предлагаемые вам чинопоследования часов и обедницы «на ряду» предназначены для мирянского богослужения в определенный воскресный или праздничный день. Накануне каждого из таких дней мы планируем выкладывать новые тексты соответствующих служб. Службы составлены по тем же правилам, что и мирянские богослужения пасхального периода с официального сайта Московской Патриархии (выложенные весной текущего года во время жестких карантинных ограничений «первой волны»). Включенные в службу фрагменты Литургии составлены по Богослужебным указаниям Московской Патриархии (и частично заимствованы из открытых источников).

http://blog.predanie.ru/article/samoizol...

Великий Четверг — день Тайной Вечери. Это была последняя трапеза Христа и учеников, фактически их последняя встреча на земле за праздничным столом. Что это был за стол? Это был стол Пасхальной трапезы. Тайная Вечеря — это Пасхальная трапеза. Как евреи праздновали Пасху? (Ведь Христос и Его ученики были евреями, и они праздновали Пасху — это же были пасхальные дни) . Празднование Пасхи у евреев заключалось в двух моментах. Во-первых, это было принесение в жертву агнца. В Евангелии сказано: “Приближались дни опресноков, когда надлежало заколать пасхального агнца”. (ср. Лк. 22:7). Это было первым и главным делом. Кто такой агнец? Это ягнёнок из стада (Богу выбирали получше, по крайней мере должны были выбирать получше), которого нужно было принести в жертву, то есть принести в храм, там его соответствующие люди должны были зарезать и частично сжечь на огне. Часть сжигалась, часть оставалась в пользу священников, а остальная часть отдавалась принесшему. Этого агнца, часть того ягнёнка, который был принесён в жертву, ели на пасхальной трапезе. Вторая часть празднования Пасхи — это была сама семейная трапеза. Вечером народ большими семьями собирался за семейным столом Во главе стола сидел отец, неподалёку от него сидела мать, дальше сидели все дети, которых было обычно много. Там же сидели какие-то родственники (бабушка, брат, сестра), может быть и слуги, которые жили в доме тоже сидели за этим столом. То есть такое собрание семьи. И трапеза эта была не просто праздничная, она была ритуальная. Ритуал заключался в том, что по крайней мере мужчины должны были присутствовать на этой трапезе не разрешая поясов, то есть должны были быть препоясаны. Вы понимаете, что древние люди носили не такую одежду, как мы, они носили длинную одежду. Все, и мужчины, и женщины носили балахоны. И для того, чтобы эта одежда не мешала жить, её обязательно нужно было скрепить поясом. У кого не было пояса тот верёвкой препоясывался, без этого нельзя. Но во время трапезы они эти пояса всегда “разрешали”, то есть снимали. Иначе как есть-то? А Пасхальная трапеза происходила, “не разрешая поясов” — это было ритуальное действие. Кроме того правой рукой они ели, а левой рукой держали посох.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Щельпино) с несколькими водосвятными молебнами в каждом селении. При храме с 1991 года организована детская, а с 1996 года и для взрослых Воскресная школа. В 2014 году при Воскресной школе трудились 8 преподавателей, которые ведут следующие классы: кулинарии, столярный, резьбы по дереву, театральный, рисования, иконописи и Закона Божия. Общее число учащихся детской Воскресной школы около 40 человек, взрослой воскресной школы – 20 человек. Учащиеся Воскресной школы Прихода принимают активное участие во всех мероприятиях Воскресенского благочиния и Московской епархии. С 1994 года для детей Воскресной школы организуется детская Рождественская ёлка (было до 40 детей), переросшая с 2004 года в детскую Рождественскую ёлку для детей с. Ашитково с подарками, детским спектаклем, конкурсами. В 2016 году на детской Рождественской ёлке участвовало около 250 детей. С 1997 года организуется Пасхальное поздравление учащихся Воскресной школы, с 2002 года расширившееся до поздравления и праздничного концерта и праздничного спектакля в сельских Домах Культуры Прихода. С 2013 года на Св. Пасху около храма ежегодно силами воскресной школы при храме организуется Пасхальная ярмарка с представлением, конкурсами, пирогами и д.р. для детей и взрослых. При храме с 1993 года работает Приходская библиотека, насчитывающая на конец 2015 года - 3900 церковно - исторических книг. На территории храма запланировано строительство Крестильного помещения, где также планируется разместить ещё два класса Воскресной школы и подсобные помещения. В самом храме продолжаются работы по реставрации иконостаса и икон, реконструкции резьбы иконостаса и киотов, реставрации большой надпрестольной Сени, текущие ремонты фасадов, отопления и вентиляции. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата Придел: Контакты [ править править код ] Адрес: Московская область, Воскресенский район, село Ашитково, улица Центральная, строение 1Б. Воскресенский храм. Телефон: +7 (496) 447 71 21 Электронная почта: proevgk@mail.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Перед началом вечерни под Фомину неделю существует распространенный обычай совершать девятый час пасхальным чином, после чего затворяются Царские врата. Этот обычай ничем, кроме эмоций, объяснить невозможно. В Типиконе сказано, что девятый час в этот день читается трипсалмный, т. е. обычный. Почему? Ведь девятый час — это последняя служба церковного дня, и в этот день он относится к субботе Светлой седмицы. Известно, что девятый час присоединяется к началу следующего дня, после него служат вечерню, но на девятом часе звучат тропарь и кондак уходящего дня, а изменяемые части вечерни относятся к дню наступающему. Но в замене пасхального последования на обычное на девятом часе в Светлую субботу можно усмотреть определенную логику. Строй богослужения Фоминой недели, конечно же, праздничный, но не пасхальный. И если мы споем пасхальные часы, а потом начнем вечерню, то соседствующие части службы — девятый час и великая вечерня, будут контрастировать, противоречить друг другу. Все-таки чины эти различны — безпсалмные часы и всенощное бдение со 103-м псалмом, с Блажен муж, с кафизмами на утрени. Это разные части Устава. К сожалению, мы теряем это ощущение единства и органичности богослужения, и, когда перед всенощной закрывают Царские врата, нам очень приятно сознавать, что мы присутствовали при последнем пении девятого пасхального часа. Но это, конечно, чисто эмоциональное ощущение, и Устав тут ни при чем, Устав в этот день назначает девятый час трипсалмный.   Богослужение Фоминой недели чрезвычайно интересно и красиво; стихиры и канон заслуживают отдельного и долгого обсуждения. Напомним только одну фразу: «О доброе неверие Фомине!» В богослужении этого дня не раз звучит мысль о том, что само отсутствие Фомы было промыслительным, а его неверие называется «добрым». Почему оно доброе? Потому что оно помогает нам верить, как помогло уверению Фомы. Если такой близкий друг и апостол сомневался в свершившемся Воскресении и высказывал дерзновенное желание осязать раны Христа, то и всем нам, у кого так много сомнений и так мало веры, дается возможность взглянуть на это событие новыми глазами, чтобы еще раз поверить светлому Христову Воскресению. Поэтому поведение Фомы в богослужении все же называется «добрым неверием».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Жизнь и быт студентов Казанской духовной академии регламентировался строгим распорядком. В будничные дни студенты вставали в семь часов утра, в половине восьмого совершалось утреннее молитвенное правило. В девять часов начинались занятия, которые продолжались до двух часов дня. В два часа совершался обед; с трех часов до шести у воспитанников было свободное время; с шести до девяти время отводилось на самоподготовку. В девять часов студенты ужинали, после чего совершались вечерние молитвы. До двенадцати часов все укладывались спать, после двенадцати свет в студенческих помещениях должен быть потушен. В воскресные и праздничные дни все воспитанники присутствовали на богослужении. Студенты соблюдали посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Таин. Студенты должны были держать себя “дружелюбно и предупредительно в отношениях к своим товарищам; посему не дозволяют себе действий, которые могут быть стеснительны для товарищей, каковы например: шум, пение, крики, музыка во время занятых часов; благообразное и благочинное пение, музыка, а также и гимнастические упражнения в академическом саду” дозволялись в свободное от занятий время. Особенно не могли быть терпимы шумные и пьяные компании. “Отлучки студентов из казенного общежития в учебные дни, хотя бы во время, свободное от учебных занятий, а равно и в праздничные, но не вакационные дни, отнюдь не должны быть разрешаемы далее одиннадцати или двенадцати часов ночи. Увольнения на ночь могут быть дозволяемы только по особо уважительным причинам, не иначе как с разрешения ректора”. На каникулярное время с 15 июня до 15 августа, с 22 декабря по 7 января и на Пасхальную неделю студенты имели право на отъезд домой. “Неопустительное посещение лекций составляет безусловную обязанность студентов, в исполнении которой произвол и свобода не должны быть терпимы”. Чтение книг и периодических изданий студентами должно было употребляться для более полного изучения преподаваемых наук и к духовно-умственному обогащению, а не к праздному или даже вредному препровождению времени. Поэтому литература “сомнительного содержания” не должна была быть в обращении у студентов.

http://drevo-info.ru/articles/452.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010