(Berlin 1907). S. 419. 134 Был консулом в 448 году (H.F. Clinton, Fasti romani I, p. 634); упоминается в актах Разбойничьего собора в процессе по делу Ивы Едесского. Он был язычник. См. письмо 71-е. 136 Ср. у блаж. Феодорита, История боголюбцев, гл. 21. стр. 174–175 (по изд. Спб. 1853); Migne. gr. ser. t LXXXII, col 1436. 139 Αγα – город во второй Киликии, который у Плиния (lib. V, сар. 27) называется Aegas. См. и ниже к письму 230 (гл. 71). 140 Зенон – R. Praetextatus Flavius Zeno – был консулом в 448 году: см. о нем и письма 65 (на стр. 59,1) и 82-е. 142 Помощник, советник высших магистратов при решении важных вопросов. По Гарнье. Ермисиген жил в каком-нибудь соседнем с Киром городе – в Антиохии или Верии. 143 Олимпийские игры, совершавшиеся каждые четыре года в продолжение пяти дней: это был греческий национальный праздник. 144 Пифийские игры, совершавшиеся в честь Пифийского Аполлона чрез каждые четыре года (в 3-м году каждой олимпиады). 145 Один из главнейших Спартанских праздников, совершавшийся ежегодно весною в Амиклах и продолжавшийся три дня. 146 Великий народный Афинский праздник в честь Афинея в память политического объединения Аттики при Фесее, совершавшийся с особой торжественностью в 3-м году олимпиады с 25-го до 28-го числа месяца Екатомвеона (июля-августа). 149 Δημοθοιναν вместо μοθοιν пишет Валуа (Валезий) в примеч. к 21 главе V-й книги Ц.И. блаж. Феодорита. Ср. письмо 64-е, где это слово δημοθοιναν – встречается в таком же контексте речи. 150 Адресат, очевидно, не христианин: Гарнье склонен отождествлять его с Аполлонием комитом (см. письмо 103-е). 153 Некоторые разъяснения к этому и 78-му письму см. у †проф. В.В. Болотова в «Христ. Чтения» 1892 г , стр. 83–84, 89–92, 136–147. Евлалий, вероятно, епископ Мардагийский, – и ему (а равно Евсевию) блаж. Феодорит, отвечал от имени Максима Антиохийского. Сношения относятся к концу 450 – началу 451 года (когда армянские епископы приглашали верующих Константинополя молиться о торжестве над врагами персами), или в 452–453 г. (когда – после разгрома 2-го июня 451 года – персидское правительство решило уже отказаться от своего плана насчет обращения армян в парсизм).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Наконец, он был избавлен от рук мучителей; Юлиан пощадил ему жизнь; но если епископ аретузийский спас в детстве Юлиана, то потомство будет иметь возможность не хвалить милость императора, а осуждать его неблагодарность» 1059 . Юлиан из опыта прежнего времени знал, что насилие против христианства не только не подавляли его, но содействовали его распространению. Он не хотел возбуждать ревности христиан посредством мученичества, не хотел омрачать своей собственной репутации суровыми мерами; он хотел приобрести славу веротерпимостью, которая бы могла быть поставлена в противоположность с гонениями Констанция 1060 . Рассказы о мученичествах, относимых к этому царствованию, едва ли вполне вероятны, и хотя было не мало совершено угнетений и неистовств против христиан 1061 , однако же император, по-видимому, не повинен прямо в этих актах. Есть основание думать также, что христиане иногда сами раздражали правящую партию излишне оскорбительным поведением, и что их жалобы не всегда были свободны от преувеличения 1062 . Но хотя Юлиан объявил, что довод и убеждение были единственными средствами, которые должны были употребляться для распространения его мнений, он допускал и действия совершенно иного рода. Он с бесстыдным пристрастием отказывал христианам в справедливости и усиливал этот отказ оскорбительными сарказмами. Так, когда арианский епископ Георгий был умерщвлен язычниками Александрии, он кроме весьма легкого укора им, не обратил никакого дальнейшего движения на это дело 1063 . Вследствие столкновения между православными и валентинианами в Едессе; он захватил собственность Едесской церкви и разделил ее между своими солдатами, заявляя христианам, что их богатства не будут им дольше служить препятствием ко входу их в царство небесное 1064 . Когда христиане обращались к нему с просьбой о защите против незаконного насилия правителей или черни, он напоминал им, что их религия налагает на них обязанность терпения от несправедливостей. Он лишал их гражданских и военных должностей и исключал их из судебных учреждений, и в основание этого приводил, что Евангелие запрещает мирское честолюбие, кровопролитие и судебные тяжбы 1065 . Заявляя, что считает благочестие сердца существенным в религии 1066 ; он, однако же прибегал к хитростям с целью заставить своих христианских подданных хотя совне и даже не сознательно оказать знаки почтения богам; так, он окружал свое собственное изображение языческими фигурами и эмблемами, так что обычное почтение к нему должно было влечь за собой некоторое идолопоклонство 1067 . Подобным же образом, по случаю раздачи наград, он потребовал от своих солдат бросания по нескольку зерен курения в огонь, представляя это как простой древний обычай, без всякого объяснения о том значении, которое он связывал с этим, как актом языческого богослужения 1068 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии сторожа эти были сняты, и, можно думать, обычай этот стал приходить в забвение, что заставило митрополита Филарета возбудить ходатайство о том, чтобы снова поставлены были сторожа, что и было приведено в исполнение. В наше время этих сторожей нет, но обычай снимать шапку существует. Правда, часто можно видеть, как некоторые с большим неудовольствием снимают шапку, в чем сказывается дух времени, но боязнь укора со стороны истовых москвичей заставляет и этих людей исполнять исконный московский обычай, ибо установилось такое мнение, что, в случае нарушения этого правила, всякий проходящий может безнаказанно сорвать шапку у нарушителя. Интересно предание относительно въезда Спасскими воротами Наполеона. Этот гордый завоеватель, въезжая в Кремль, и не подумал о том, что нужно снять шляпу, но вот сама стихия заставила его это сделать. Подул страшный ветер и сорвал у него шляпу, а лошадь повернул назад; тогда вспомнил он о русском обычае и не только сам, но и своей свите скомандовал снять шапки... Различно объясняют установление правила проходить и проезжать Спасскими воротами с обнаженной головой. Одни ставят это в связи с установлением на этой башне иконы Спасителя, когда благочестивый Царь Алексий Михайлович, вводя этот обычай, желал последовать примеру Едесского царя Авгаря, который, когда получил от Спасителя Нерукотворный образ и велел повесить его на городских воротах, то также издал указ проходить этими воротами с обнаженной головой. В одной летописи приводится и такой мотив сего обычая. При выходе из Спасских ворот в Кремль открывались Царские терема, а в древнее время на Руси был обычай в виду не только царских палат, но даже и господских первым делом обнажать голову. Гораздо проще то объяснение, которое указывает, что Спасские ворота считались главными, так сказать, Святыми воротами Кремля, и как таковые они были обставлены иконами, на что указывают существующие в них ниши, а Святыми воротами, как и в монастырях доселе, все проходят без шапок. Как бы то ни было этот обычай служил постоянным напоминанием древнего русского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

ГЛАВА 38. О том, что если кто внимает себе и промыслу Божию, того благодать часто учит всему, что нужно, — даже через людей простых и безвестных; а кто смиренномудр, тот готов учиться даже у первого встречного 1. Из жития преподобного Ефрема Великий Ефрем все свое время посвящал размышлениям ° божественном: постоянно созерцал умом день судный и непрестанно плакал. Поэтому он, по слову Псалмопевца, «удалился, бегая» от всякого житейского шума, смятения и суеты, и «водворился в пустыне» (Ср.: Пс.54,8). Для назидания и душевной пользы он переходил с места на место, ибо к этому его побуждал Дух Божий. И вот однажды он оставляет свою отчизну и по велению Божию, словно новый Авраам, достигает града Едесского. А пришел он туда как для поклонения тамошним мощам и святыням, так и ради встречи с кем–нибудь из мудрых людей, дабы вкусить там плод знания. Об этом он и просил Бога в следующей молитве. «Иисусе Христе, Владыка и Господи всяческих, удостой меня по прибытии во град Едесский встретить там такого человека, кто бы мог мне что–то сказать для назидания и пользы души». Так он помолился при входе в город и вошел в ворота. При этом он ни на что не отвлекался, хранил сосредоточенностъ ума и об одном лишь только думал: как такого человека найти, что у него спросить и какую извлечь из этого пользу. Так он шел и все думал об этом, как вдруг попадается ему навстречу женщина, да еще и блудница. А было это от Бога: ведь Он зачастую неизреченным и тайным образом созидает противное противным. Так вот, когда святой Ефрем, против всякого ожидания, столкнулся с блудницей, он остановился и посмотрел на нее растерянно и пристально. Смятение и скорбь охватили его душу: неужели то, чего он просил, не исполнится и все выходит наоборот? А блудница, когда заметила, что на нее смотрят, ответила ему еще более дерзким взглядом. Когда они уже долго так друг на друга смотрели, великий, наконец, решился дать ей урок и призвать ее к тому стыду, который подобает иметь женщине. — Ну и что дальше, женщина? — спросил он ее. — Смотришь тут на меня такими бесстыдными глазами и даже не краснеешь?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Восточные епископы воскликнули: «это правый суд». Некоторые из епископов воскликнули: «возражается. Есть (за дверями обвинители его; пусть велят им войти». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть войдут) желающие обвинить почтеннейшего епископа Иву». И вошли Феофил диакон, и Евфрасий, и Антиох, и Авраамий. Диакон Феофил сказал: «просим прочитать, что было сделано касательно Ивы в Берите, чтобы вы узнали, что он осужден справедливо». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «ты вошел для того, чтобы обвинить почтеннейшего епископа Иву, или, как подвизающийся за веру, добиваешься прочтения деяний»? Диакон Феофил сказал: «обвинители известны, но их здесь нет. Я – диакон, и знаю силу города. И если я стану обвинять, а свидетели не присутствуют, он отвергнет». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «можешь ли ты представить письменные доказательства на что-нибудь»? Диакон Феофил сказал: «я имею документы, составленные касательно него в Берите и в Ефесе. Вот и господин Фалассий, боголюбезнейший епископ, знает; он, принявший донесение, сам присутствует (здесь); пусть он будет спрошен: по какому делу сам он осудил его? И господин Евсевий здесь, и знает». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «я не принимал донесения, а слышал, когда оно было читано в Ефесе; это многословная бумага И содержит в себе заявления многих человек. Если же у него есть документы, как (бывает) в иске, он должен показать (их); потому что и вместе с толпою был слушателем». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «мы слушали вместе со всеми». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «присутствовал ли тогда почтеннейший Ива при вашем слушании»? Почтеннейшие епископы Фалассий (Кесарии каппадокийской) и Евсевий (Анкиры галатийской) сказали: «не присутствовал». Почтеннейшие епископы (восточные и понтийские) воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Диакон Феофил сказал: «пусть истина будет показана на святом соборе. И господин Евстафий говорит, что ввели трех и шесть и двенадцать свидетелей по поводу изречения, которое он высказал, именно: «я не завидую Христу, сделавшемуся Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

«Правильно полагать, – читаем у Леонтия 1059 , – что в анафематстве против несчастнейшего Нестория (ибо он истинно несчастен, как один принявший осуждение смерти, меч, занесенный над ним другими) вместе отлучены и сами они (то есть его предшественники по заблуждению). Ибо в ученике совершенном, как говорит Писание, подобно своему учителю, они принесли свои плоды». Ревнитель Православия, Леонтий не мог примириться с этой безнаказанностью главного виновника несторианства, и мы между строк у него ясно читаем призыв к поднятию вопроса об осуждении Феодора и его сочинений. Старания Леонтия были не безуспешны: постепенно начало разрастаться антинесторианское движение среди православных и закончилось публичным осуждением и отлучением Феодора и его сочинений, а вместе с тем и сочинений лиц, обнаруживших до некоторой степени солидарность с его взглядами – Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Такого благоприятного результата от своей полемической агитации Леонтий не мог, конечно, и ожидать. Но для него вообще было важно то, чтобы христианское общество выяснило наконец себе, откуда течет мутная волна несторианского нечестия, сознало его опасность и перестало поддаваться обольщениям сладкоглаголивых лжеучителей, перестало легкомысленно покидать тихую пристань и чистые воды церковного Православия. Такие результаты всегда были венцом желаний нашего автора, главным импульсом его полемических трудов. Ничуть не менее, чем несторианством и его представителями, Леонтий был занят монофизитством и его вождями. Симпатии к эти секте на Востоке были несомненны и глубоки, особенно в Палестине которая всегда стояла в идейной зависимости от Александрии, этого главного гнезда монофизитства. Борьба с последним доставалась Леонтию труднее, нежели с несторианами, которые встречали себе сочувствие только в последователях антиохийской школы и в «западниках», то есть в приверженцах Западных латинских богословов, тоже придерживавшихся антиохийского направления 1060 . Учитывая это последнее обстоятельство, Леонтий справедливо полагал, что самым действенным средством к ослаблению монофизитства и подрыву его успехов может служить указание на его близость к несторианству, на идейное родство с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Набожная паломница спрашивала меня о духовных значениях драгоценных камней. В этот раз я вспомнил, что в толковании Апокалипсиса, которое написал Св. Андрей Критский , цветность этих камней применена к Св. апостолам Христовым, и рассказал ей, к какому апостолу какой присвояется камень. 1 . Яспис соответствует апостолу Петру. 2 . Сапфир синеголубый, как небо, приличествует апостолу Павлу, восхищенному до третьего неба. 3 . Халцедон или анеракс приравнивается к апостолу Андрею, воспламененному Духом Святым. 4 . Смарагд зеленый придается Иоанну Богослову в ознаменование того неувядающего дара слова и проповеди , который свыше дается верующему в Господа. 5 . Сардоникс, имеющий цветность ничего не чувствующего ногтя, пристоен апостолу Иакову, который паче других умерщвлял плоть свою ради Христа. 6 . Сардий (сердолик ) огнецветный, лоснящийся, врачующий боли и раны от железа, знаменует красоту добродетели апостола Филиппа. 7 . Хрисолит золотистый с слабоватым отливом зеленым усвояется апостолу Варфоломею, украшенному разными добродетелями. 8 . Вирилл морецветный придается апостолу Фоме, плававшему по морю в Индию для проповеди. 9 . Рубин, красный как уголь, означает душу евангелиста Матфея, воспламененную ревностию по Боге. 10 . Хрисопрас, цветностью гуще цветности золота, придается апостолу Фаддею, который благовествовал едесскому царю Авгарю о царстве Христовом, ценнейшем паче золота, и об умерщвлении плоти и страстей, которого символом служит овощ прас (растет на Афоне в огородах тамошних монастырей). 11 . Яхонт синевоздушного цвета соответствует апостолу Симону Зилоту, мудрствовавшему горнее, небесное и жаждавшему дарований Христовых. 12 . Аметист приравнивается к апостолу Матфию, избранному на место Иуды предателя и сподобившемуся божественного огня при раздаянии апостолам огненных языков 117 . Когда я рассказал все это и прибавил, что в серебрено-позлащенные венцы апостолов надлежит вделывать, среди прочих дорогих камней, тот большой камень, который приличествует каждому из них и что пристойно украшать металлическую ризу на иконе Спасителя всеми вышепоименованными камнями в память 12 апостолов Его, тогда внимательная паломница попросила меня кратко написать ей для памяти название драгоценного камня у имени каждого апостола. Я вырвал из путевой тетрадки своей листок бумаги и написал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил 117 . Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с [нерукотворенным] образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой. О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь И несказанной радости богатство нам являешь. У озера Ты некогда изрек обетование, Язычникам заблудшим дал благое упование: Придут с востока многие и с запада вселенной И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно. Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную 118 – Они не потрудились переделать душу грешную: Жестокие сердца их полны злобы кровожадной, И помыслы их скверны, и деянья неприглядны. И вот Господне слово непреложно совершилось, И сказанное тайно – среди бела дня явилось: Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством; Их души богоборчеством полны и непокорством, Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят, Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят. А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних, Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную; Не помогали идолов бездушных изваяния, Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния. Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах И Богом исповедал Христа Спаса в небесах, Сошедшего в дольный, ставшего одним из нас, – Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас. К нему он приложился с превеликим упованьем, Обрел души и тела скорое уврачеванье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1) Exempli synodi habitae Romae episcoporum XCIII ex rescripto imperiali. Damasus Valerianus Vitalianus Aufidius Paeanius Victor Priscus Innocentius Abundios Theodulus et ceteri, qui ad audiendam causam Auxentii exponendamque fidem in urbe Romae convenerunt, episcopis catholicis per Orientem constitutis in domino salutem. Confidimus etc. Вполне законченное, послание это заключается припиской: ego Sabinus diaconus Mediolanensis legatus de authentico dedi. Затем следуют всякий раз под рубрикой item ех parte decreti, три, только фрагментарно выписанные, письма, начинающиеся 2) ea gratia, 3) illud sane, 4) non nobis Наконец, следует приписка: Explicit haec epistola vel expositio synodi Romanae habitae sub Damaso papa et transmissa ad Orientem, замыкающая весь этот отдел. Как слова этой приписки, которая не принадлежит к акту, так и те, которые непосредственно за ней следуют и составляют вторую часть, – не документ, но историческое сообщение. II. in qua omnis Orientalis ecclesia facta synodo apud Antiochiam consona fide credentes et omnes ita consentientes eidem super ex positae fidei singuli sua subscriptione confirmant, после чего следуют подписи Мелетия антиохийского , Евсевия самосатского, Пелагия лаодикийского, Зенона тирского, Евлогия едесского, Бематия мальского и Диодора тарского, и наконец, краткая заметка: similiter et alii CXLVI Orientales episcopi subscripserunt, quorum subscriptio in authentico hodie in archivis Romanae ecclesiae tenetur. Expl. synodus Romana et Antiochensis. Confidimus, дошедшее до нас также в греческом переводе у Созомена и Феодорита 2661 , есть ни что иное, как послание римского собора от лета 372 года, отправленное на восток при посредстве диакона Сабина Афанасию Великому , а также иллирийским епископам 2662 . Послание это было переслано Афанасием Василию, который, воспользовавшись благоприятным случаем, при посредстве того же Сабина отправил на запад несколько своих писем с просьбой протянуть руку помощи восточным и признать православие Мелетия и младоникейцев 2663 . Ответом на эти письма явилось высокомерное, римское послание от 373/374 года, содержание которого легко реконструируется благодаря 156 письму Василия. Каков, впрочем, был ответ, можно догадаться из того, что привезший его в Антиохию пресвитер Евагрий отказался иметь какое-либо общение с Мелетиевым диаконом Дорофеем и объявил мелетианскому клиру в Антиохии римское требование о безусловном признании никейского символа 2664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Opusculum de anima (CPGS 7717; TLG 2892/113) Loci communes (CPGS 7718) 1623 . Phillips М. B. Loci communes of Maximus the Confessor. Vaticanus Graecus 739 (Greek Text). Ph. D. Dissert. Saint Louis University. 1977. 745. [Summary: DA 1978. 39. 1529А-1530А]. 1624 . Phillips М. B. Some remarks on the manuscript tradition of the Maximus Florilegium//Illinois Classical Studies. Urbana 1982. 7. 261–270. 1625 . Tartaglia L. Il florilegio di Massimo nel codice Neap. Gr. III В 34//RSBN. 1977–1979. 14–16. 19–31. Hymni (CPG 7719; TLG 2892/114) Переводы собраний сочинений на новые языки 1626 . Максим Исповедник , преп. Творения/Пер., вступ. статья, комм. Сидорова А. И. М. 1993. 1: Богословские и аскетические трактаты. 353; 1993. 2: Вопросоответы к Фалассию: 1: Вопросы I-LV. 284. Ср. 4 .1557. 1627 . Maximus Confessor. Selected writings/Transl. by Berthold G. C. Ν. Y. 1985. XVI, 240. (Classics of Western Spirituality). Abrahamse//ChHist 1986. 55. 223–224. 1628 . Maxime le Confesseur. L’agonie du Christ/Introd. Léthel F.-M.; biographie, trad., index, guide thématique et glossaire Congourdeau M.-H. P. 1996. 149, 4 ind. (Les Pères dans la foi. 64). [Пер. 6 соч.]. 1629 . Maximus der Bekenner. Drei geistliche Schriften. Einsiedeln 1996. 116. (Christliche Meister. 49). 1630 . Maximus Confessor. Il Dio-uomo. Duecento pensieri sulla conoscenza di Dio e sull’incarnazione di Cristo/A cura di Ceresa-Gastaldo A. Milano 1980. 122. (Già e non ancora. 66). Lupieri//RSLR 1981. 17. 127; Valgiglio//Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna 1982. 34. 94–96. 1631 . Maximus Confessor. Umanità e divinità di Cristo/A cura di Ceresa-Gastaldo A. Roma 1979. 172. (Coll. di testi patristici. 19). Maggio//Sal 1980. 42. 905. Исследования (кроме относящихся к отд. текстам) 1632 . Буланин Д. М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в.//Исследования по древней и новой литературе. Л. 1987. 342–345. [Соч. Максима Исп., Феодора Едесского, Нила Синайского ]. 1бЗЗ. Василий (Осборн), еп. Философский дискурс и богословская интуиция ( Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник )//Богословие и философия: аспекты диалога. Сб-к докладов конференции «IX Рождественские образовательные чтения» (25.01.2001, Ин-т философии РАН). М. 2001. 88–96.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010