По словам Блаженного Иеронима, «осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 890 Блаженный Августин пишет: «Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто» 891 . Действительно, ко временам Иисуса Христа этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула 892 . «Осанна» – один из трех еврейских литургических возгласов, вошедших в христианское богослужение в своем изначальном звучании, без перевода. Однако если возгласы «аллилуйя» и «аминь» стали частью литургического языка Церкви, перейдя в него из ветхозаветного богослужебного культа, то возглас «осанна» присутствует в литургических текстах только как аллюзия на возгласы толпы, встречавшей Спасителя (в частности в Литургии, а также в богослужебных текстах праздника Входа Господня в Иерусалим). Продолжение анафоры является как бы комментарием на ангельское славословие, к которому присоединяются молящиеся в храме: С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя… Вместе с этими блаженными силами и мы, о человеколюбивый Владыка, восклицаем и говорим: Ты – Свят и Пресвят 893 , – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты – Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя… Молитва начинается прославлением святости и славы Божией. По отношению к Богу употреблен термин «пресвятой» (πανγιος), буквально: «всесвятой»; этот же термин в богослужебных текстах используется по отношению к Богородице. Приставка «пре-», как уже говорилось, соответствует греческому περ-, означающему «сверх-». Бог не просто свят: Он сверх-свят, то есть обладает абсолютной святостью, с которой несопоставима никакая человеческая святость. В ареопагитском трактате «О божественных именах» говорится, что святость «есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота». Бог же обладает «превосходящей святостью», а потому и воспевается как «Святой святых» 894 . На человеческом языке нет такого понятия, которым можно было бы описать святость Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Конечно, между его учениками были не одни ариане, а люди различного религиозного умонастроения. Заметно ясно одно: школа скрепляла связь между учениками (как показывает история арианских движений), значит была доброй школой – товарищи не забывали друг друга и по выходе из школы. Они притом же высоко ставили имя своего учителя, хвалились тем, что они учились у этого мужа (существовал известный в истории кружок «солукианистов») 1415 . Значит было чем хвалиться, значит ученики любили своего учителя и без сомнения – было за что. – Преемники Лукиана по учительству в IV веке с большим успехом поддерживали славу той же школы. Так Диодор, впоследствии епископ Тарский, был замечательнейшим учителем Антиохийской школы. Под его руководством воспитывался такой блестящий богословский талант, каким был Иоанн Златоуст . Своим редким по обширности и глубине богословским образованием Златоуст обязан Диодору. С любовью слушал его уроки Златоуст и, как он сознается, всегда благодарил и другим внушал благодарить Бога, что Он даровал им такого мудрого отца и учителя 1416 . Другой учитель Антиохийской —475— школы Феодор 1417 , впоследствии епископ Мопсуетский, славен был, как экзегет, из-под руководства которого вышел глубокомысленный богослов своего времени – Феодорит епископ Кирский. Достаточно знать, что Златоуст и Феодорит обязаны своим богословским развитием школе Антиохийской, чтобы понять, на какой высокой степени совершенства стояли антиохийские учителя. Но и этой школе, подобно Александрийской, как-то не посчастливилось; она поставляла современной церкви более пастырей еретических (несторианских), чем православных, и потому деятельность ее была кратковременна. В V веке она уже прекращает свое существование. Родной сестрой школы Антиохийской по характеру ее деятельности была школа – Едесско-Низивийская. Мы называем эту школу Едесско-Низивийской потому, что она попеременно существовала в этих двух городах, – то Едессе, то Низивии. Месопотамия издавна славилась образованностью; здесь издавна существовало два рода школ – низшие в селениях и высшие в городах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но эти и подобные имена в настоящем случае важны для нас, как свидетельство, что у Лукиана была действительно школа, а это пока нам только и нужно доказать. Конечно, между его учениками были не одни ариане, а люди различного религиозного умонастроения. Заметно ясно одно: школа скрепляла связь между учениками (как показывает история арианских движении), значит была доброй школой товарищи не забывали друг друга и по выход из школы. ‘Они притом же высоко ставили имя своего учителя, хвалились тем, что они учились у этого мужа (существовал известный в истории кружок «солукианистов») 98 . Значит было чем хвалиться, значить ученики любили своего учителя и без сомнения – было за что. – Преемники Лукиана по учительству в IV веке с большим успехом поддерживали славу той же школы. Так, Диадор, впоследствии епископ Тарсский, был замечательнейшим учителем антиохийской школы. Под его руководством воспитывался такой блестящий богословом талант, каким был. Иоанн Златоуст . Своим редким по обширности и глубине богословским образованием Златоуст обязан Диодору. С любовью слушал его уроки Златоуст и, как он сознается, всегда благодарил и другим внушал благодарить Бога, что Он даровал им такого мудрого отца и учителя 99 . Другой учитель антиохийской школы Феодор 100 , впоследствии епископ Мопсуетский, славен был, как экзегет, из-под руководства которого вышел глубокомысленный богослов своего времени – Феодорит епископ Кирский. Достаточно знать, что Златоуст и Феодорит обязаны своим богословским развитием школ антиохийской, чтобы понять, на какой высокой степени совершенства стояли антиохийские учителя. Но и этой школ, подобно Александрийской, как-то не посчастливилось: она поставляла современной церкви боле пастырей еретических (несторианских), чем православных, и потому деятельность ее была кратковременна. В V веке она уже прекращает свое существование. Родною сестрою школы антиохийской по характеру ее деятельности была школа–Едесско-Низивийская. Мы называем эту школу едесско-низивийскою потому, что она попеременно существовала в этих двух городах, – то Едессе, то Низивии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Если наше предположение верно, то текст пергамена из Суннарти – это фрагмент анафоры, включающий в себя, по крайней мере, Pre-Sanctus, Epiclesis I, Institutio. Перевод 299 : (предст)оят ангелы... (арх)ангелы. Тебя херувим(ы)... ради чего... земли... ... (Тебя) воспеваем, благословляем, славословим... ибо народ Т(вой)... и... наследие Твоё непрестанно... 300 (на) предложенные дары (эти)... (на хлеб се)й и на чашу с(ию)... хлеб – Телом (Христовым)... (чашу ж)е – Кровью Христовой, Нового Завета... са(м)... Бог Иисус Христос... в ночь... ученикам... Ю. Хаммерштедт реконструирует анафору иначе – он объединяет фрагмент 3 с 4, а фрагмент 1 – с 2, 5, 6 и 7. Реконструкция: Hammerstaedt. S. 203–218; факсимиле: Ibid. Taf. X. Перевод 301 : ...Бога (неи)змеримого, Бога... Тебе (воскли)цают ангелы, Тебя славослов(ят арха)нгелы, Тебя херувимы и С(ерафимы песн)ословят непрестанными устами... ... ... (песно)словящих, поющих... Свят Ты и Пресвят, Боже... Свят же и Пресвят и ед(инородный Т)вой Сын, Господь наш и Бог Иисус Христос, С(вя)т же (и) Пресвят и Дух Твой Святой, через Которого все, что на небе и на земле, освящается; поэтому хвалим, воспеваем, бла(госло)вим, просим мы в(се) Тебя – ибо народ Т(вой и Церковь ) Твоя и наследие Твоё (умоляет Тебя)... Владыко. Возглас: ... (п)оми(луй нас, Боже), Отец наш, и... (щед)рот Твоих... (и м)олим и п(ро)с(им Тебя, Господи, да пош)лешь Духа Твоего (Святого с небес на) предложенные дары эти, (а этот х)леб и на (ч)ашу э(ту и да сотворишь) (х)леб Телом, (а чашу) – Кровью Христа, Нового Завета. (Как [и]) Сам (Господь) наш и Бог Иисус Христос (в но)чь, когда (предал) [по] (своей) воле (за грехи наши), взял хлеб... ... благосло(вив)... и назнамен(овав)... ученикам... III. F. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря Влияние Сиро-Яковитской Церкви на Коптскую отражено, в частности, в том, что из десяти анафор, содержащихся в известной коптской литургической рукописи – Евхологии Белого монастыря (X–XI (?) вв.) 302 , восемь являются анафорами западно-сирийского типа. Оставшиеся две анафоры суть фрагмент анафоры свт. Кирилла (см. выше) и фрагмент анафоры, надписанный в рукописи именем ап. Фомы 303 . В последней PostSanctus непосредственно переходит в Epiclesis I, что заставляет отнести её к анафорам александрийского типа; в то же время анафора составлена под влиянием сирийской литургической практики – анафора обращена не к Богу Отцу, а к Сыну Божию; после Epiclesis I следует не Institutio, а рассказ о домостроительстве спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Народ в лице клира ответствует: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время священник, преклонив главу (Дмитр. § 97 примеч. л. г.), читает евхаристическую молитву, в которой, изображая величие Творца и бесчисленные благодеяния Его к роду человеческому, благодарит за все это Бога Отца и Сына, и Святого Духа, за все милости Его ведомые и неведомые, благодарит и за это служение, которое Ему угодно было принять от рук наших, хотя предстоят Ему тысячи архангелов и тьмы ангелов, продолжая молитву вслух словами «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». б) Клир, оканчивая молитву, поет ангельское славословие: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея»; затем дополняет молитву человеческою хвалебною Богу песнью: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Серафимская песнь называется победною потому, что Господь Бог есть Господь сил и воинств (что означает самое имя Саваоф), победитель смерти и ада. Повторение подобозначущих слов «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» изображает тех многоочитых светлых духов (серафимов), виденных св. Иоанном Богословом и пророками Исаиею и Иезекиилем, парящих окрест престола Вседержителя в образе четырех животных – орла, вола, льва и человека, которые возносили хвалу Богу свойственными каждому голосами ( Откр.4:7 ; Иез.10:14 ), причем орел представляется поющим, телец или вол вопиющим, лев взывающим и человек говорящим. К этому серафимскому славословию Церковь присоединила человеческое приветствие, которое еврейские дети, с пальмовыми ветвями в руках, радостно возглашали Спасителю мира, торжественно вступавшему в Иерусалим: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» – Этим приветствием верующие сретают своего Искупителя, как бы грядущего с небес в храм принести Себя на святой трапезе (престоле) в жертву за спасение всего мира, взывая: «Свят и пресвят Господь сил. И небо, и земля исполнены славы Твоей. Благословен грядущий во имя и в славу Бога Отца!» Чрез это соединение песни серафимской с славословием человеческим выражается то, что на Божественной литургии Господа славословят с верующими невидимо самые небесные силы, что и выражает священник в молитве, читаемой в это время: «С сими блаженными силами, Владыко, Человеколюбче, вопием: «Свят еси и пресвят Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святый, свят еси и пресвят и великолепна слава Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Часть 3 Часть 3 Молитва Sanctus’a известна нам почти по всем древнейшим кодексам литургий. Следует, впрочем, вспомнить, что " Апостольское предание " святого Ипполита и литургия в " Testamentum Domini N. I. Christi " не имеют этой молитвы. Содержание этой молитвы таково: Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия святого Василия Великого: С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый: Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя (2Пет. 1:17 Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16 Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше, за мирский живот, приемь Хлеб (1Кор. 11:23 во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив (Мф. 26:26 Мк. 14:22 Лк. 22:19 даде святым Своим учеником и апостолом, рек: (Возглас): Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. (Певцы): Аминь. (Священник тайно): Подобне и Чашу по вечери, глаголя: (Возглас): Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов. (Певцы): Аминь. С сими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и Пресвят, и несть меры великолепию святыни (Пс. 144:5 Твоея, и преподобен во всех делех Твоих (Пс. 144:17 яко правдою и судом истинным вся навел еси на ны (Дан. 3:28 создав бо человека, персть взем от земли (Быт. 2:7 Иов. 38:14 и образом Твоим, Боже, почет, положил еси в раи сладости (Быт. 3:23 бессмертие жизни и наслаждение вечных благ в соблюдение заповедей Твоих обещав ему: но преслушавша Тебе истиннаго Бога, создавшаго его, и прелестию змиевою привлекшася, умерщвлена же своими прегрешеньми, изгнал еси его праведным Твоим судом, Боже, от рая в мир сей, и отвратил еси в землю, от неяже взят бысть (Быт. 3:19 устрояя ему еже от пакибытия спасение, в Самем Христе Твоем: не бо отвратился еси создания Твоего в конец, еже сотворил еси, Блаже, ниже забыл еси дела рук Твоих (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, не смотря на сродство учения обоих лиц (Д. IV. 244). Это можно было истолковать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 4-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл. после III Вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействии Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 26 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «просим, дабы было у вас единство против Феодора и святотатственных глав и мнений его и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени, еще прежде осужденный безъменно (т.е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестории святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V. 130). Составители прошения писали: «мы определили признать Феодора уклоняющимся во всём от правоты догматов» (Д. V. 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, несмотря на сродство учении обоих лиц (Д. IV, 244). Это можно было истолковывать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 5-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл после III вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействин Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 60 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «Просим, дабы было у нас единство против Феодора и святотатственных глав, и мнений его, и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени еще прежде осужденный бесименно (т. е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестория святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V, 130), Составители прошения писали: «Мы определили признать, Феодора уклоняющимся во всем от правоты догматов» (Д. V, 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Во время последней войны в в 1992 г. монастырь была перенесена кафедра Захолмско-Герцеговинской епархии из Мостара, где она находилась на протяжении предшествующих 300 лет. Игумен монастыря – иеромонах Савва (Мирич). В монастыре живет на покое известный сербский богослов епископ Афанасий Евтич. Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Иконостас Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Фреска мч. Вукашина Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Фреска прп. Петра Коришского Тврдош. Храм Успения Божией Матери Икона мч. Вукашина из Клепаца. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Монастырский двор Монастырь Тврдош Монастырь Тврдош Монастырь Твдош. Герцеговинская ночь Тврдош. Монастырский виноградник Тврдош. Монастырский двор Монастырь Тврдош Тврдош. Старая австрийская дорога у стен монастыря Тврдош. Трапезная Тврдош. Новые цистерны для вина Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Фреска в часовне-усыпальнице на монастырском кладбище. Сошествие во ад Тврдош. Фреска в часовне-усыпальнице на монастырском кладбище Тврдош. Часовня-усыпальница на монастырском кладбище Монастырь Завала Монастырь Завала в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы находится в восточной части Попова поля приблизительно в 50 км от Требинья. Монастырь всегда был одним из наиболее важных центров духовной и культурной жизни православной Герцеговины. Точных сведений о времени его основания не сохранилось, но народное предание связывает постройку монастырского храма с именем императора Константина Великого. Храм расписан в 1619 г. хиландарским монахом Георгием Митрофановичем. Когда-то в Завале было немало известных духовников. Именно здесь начал свой монашеский путь великий сербский святой святитель Василий Острожский.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

Свою притчу Христос закончил общим положением, что « всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится .» Смирение — вот основной принцип жизни христианина. Языческая древность держалась иного правила. Там верх во всем и всегда брала сила, и отсюда движущим началом всего был беспощадный эгоизм, все сокрушавший перед собой и все приводивший себе в подчинение. Но этот принцип привел к полному крушению древнего мира, потому что в самом понятии эгоизма заключается понятие беспощадной борьбы и разрушения. Чтобы возродить мир, нужно смирить гордыню сильных, и вот дан новый принцип, по которому во главе человечества становятся не сильные эгоисты, а люди кроткие и смиренные сердцем, и они-то наследуют землю. Еще и теперь эгоизм отстаивает свое положение в мире и он именно является главным источником смут и треволнений на земле: самомнящие фарисеи еще и доселе дерзко выдвигаются вперед и перед людьми, и перед Богом, стараясь восхитить себе оправдание выставкой своих мнимых добродетелей и совершенств; но как в притче, так и теперь оправдание в действительности принадлежит не этим лицемерным и высокомерным ханжам, а смиренным, искренно кающимся мытарям. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю о Мытаре и Фарисее На Евангелие: Арсений, митр. Киев. Сочинения, т. II, стр. 103–105. Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. поучений (90 г.) т. IV. 5–38. Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на воскр. и праздничн. Евангелие (76 г.) ч. 2. 294. Никанор, арх. Херсонский. Сочинения, т. IV. 55–61. Павел, арх. Казанский. Проповеди; m. I. Павел, арх. Кишиневский. Сочинения, т. I, 46–56; т. II. 46–54: т. II, 55–67. Филарет, арх. Черниговский. Сочинения (83 г.) 473–478. Феофан еп. Тамбовский. Слова во святую четыредесятницу и приготов. к ней недели (69 г.) 1. 7. 14. Путятин, Родион, прот. Поучения. (93 г.) 179–187. Сериев, Иоанн (Кронштадтский), прот. Собр. сочин. т. II. 1–12. Полисадов, И., прот. Проповеди, т. I, вып. 1. 277–340. Нордов, прот. Сеятель благочестия, т. I. 161–165.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010