Тогда Господь навел на Египет последнюю, десятую, и самую гибельную казнь — умерщвление всех египетских первенцев. Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном ). « И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года » (Исх.12:2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатый день месяца Он поразит всех первенцев египетских, над всеми их богами произведет суд и выведет потомков Авраама из страны рабства. Но свое освобождение евреи должны были отпраздновать в эту ночь достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого дня каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне, причем агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо должно с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него нужно былосжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой , что значит «проходить мимо». « А Я в сию самую ночь , – говорит Господь, – пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши… » (Исх.12:12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 дня месяца) евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Тогда Иосия направился к Иерусалимскому храму, куда были созваны «все Иудеи и все жители Иерусалима, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочёл вслух все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место, и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет». Этот завет соблюдался народом во все дни жизни Иосии: «И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих» ( 2Пар.34:33 ). Вслед за этим торжественным актом последовало уничтожение языческих культов по всей Иудее; то же самое Иосия совершил и в северной Палестине. Разорялись древние ассирийские святилища, а в северной Палестине были истреблены и все жрецы при этих святилищах, служившие «на высотах». Повсеместно разрушались жертвенники Ваалу, истуканы Астарты [Астарта (Аштарт) – богиня плодородия. Женщина, отдававшаяся многим мужчинам, тем самым прославляла культ богини плодородия Астарты, связанный с проституцией. – Авт.] и посвящённые идолам сосуды. Был разрушен первый языческий жертвенник, сделанный Иеровоамом I, которым ввёл он Израиль в грех . Ужасный обычай приносить в жертву детей был строго запрещён. Жертвоприношения были окончательно запрещены где бы то ни было, кроме Иерусалимского храма (этот запрет соблюдался даже евреями, угнанными в Вавилонский плен). Подвергнув таким образом очищению всю страну, Иосия созвал народ в Иерусалим на праздник опресноков – Пасху, согласно постановлению новооткрытого закона. Этот праздник иудеи не праздновали уже от дней судей ( 4Цар.23:22 ). Произошло это знаменательное событие в 18-й год царствования Иосии (622), в 14-й день первого месяца ( 2Пар.35:1:19 ). Царь подарил народу 30 тыс. молодых козлят и ягнят и 3000 волов для принесения жертв всесожжения. Иосия совершил Пасху с такой торжественностью, с какой она уже не совершалась до самого падения Иудейского царства. Праздник проходил в реконструированном храме, который стал своеобразным памятником благочестию царя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Торжествовать Пасху обязан был каждый из народа. Те, которые не могли праздновать в первый, назначенный для того месяц, например, по случаю путешествия, болезни или телесной нечистоты, обязаны были совершать Пасху в тех же числах второго месяца ( Чис.9:1–14 . 2Пар.30 ). Но кто не соблюдал Пасхи без всякой причины, тот подвергался наказанию. Кто чист и не находится в дальней дороге, и не совершит Пасхи, говорит закон, истребится душа та из народа его ( Чис.9:13 ). В Египте ядшие пасху имели вид готовности в путь: «ешьте так: пусть будут поясы на чреслах ваших, обувь на ногах ваших и посохи в руках ваших, и ешьте с поспешностью» ( Исх.12:11 ). В следующие годы по выходе из Египта евреи ели пасху без знаков готовности в путь, возлежа в особенной горнице ( Лк.22:14 ). При ядении повествовали о чудесах, сотворенных Богом для освобождения предков их из Египта, и о бедствиях, претерпенных ими в пустыне во время сорокалетнего странствования; пели хвалебные песни ( Мф.26:30 . Мк.14:26 ). Остальное время ночи проводили в благоговейном бдении. В Пасху, установленную и празднуемую в воспоминание избавления своего от тяжких уз египетского рабства, иудеи имели обыкновение освобождать одного узника от казни ( Мф.27:15–26 . Лк.23:17–25 ). Празднование Пасхи продолжалось восемь дней 56 ; семь дней евреи должны были есть опресноки, поэтому Пасха называется иногда в Писании праздником опресноков: «Наблюдай праздник опресноков, говорит Господь, семь дней ешь пресный хлеб, как Я заповедал тебе, в известное время месяца Авива: ибо в оном вышел ты из Египта» ( Исх.23:15 ). Вечером иудеи закалали пасху, на следующий день начинали праздник опресноков, и сей-то день называли второпервою субботою ( Лк.6:1 ), потому что был он вторым днем Пасхи и первым опресноков 57 . В продолжение семи дней опресноков, израильтяне, под угрозою наказания, не должны были иметь в жилищах своих ничего квасного и питаться одними опресноками. Закон говорит: «начиная с 14 дня первого месяца, с вечера ешьте опресноки до вечера 21 дня того же месяца. Семь дней не должно быть квасное в домах ваших: кто будет есть квасное, погубится душа та от сонма сынов Израилевых, пришлец ли то или природный житель земли той» ( Исх.12:18, 19 ). Итак, за несколько дней до Пасхи евреи начинали очищать дома свои от всего квасного. В 13 день, по закате солнечном, хозяин дома тщательно осматривал свои комнаты, сосуды, шкафы и прочее, чтобы ничего квасного не осталось на дни опресноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Что касается мусульманской милостыни (закят), то влияние иудейства выразилось здесь даже в самом ее названии. Коранические названия ее звучат так же, как и еврейские и имеют очень сходное значение. Подобно иудеям, которые людьми считают только себя и милостыня которых распространяется исключительно на единоверцев, Мухаммед тоже ограничил круг тех, кому можно давать милостыню только мусульманами (либо потенциальными мусульманами). Практика религиозного паломничества существовала уже задолго до Мухаммеда. Он мог знать о ней как от иудеев, так и от христиан. Иудеи, по заповеди Моисея, имели обычай трижды в год посещать Скинию собрания. Впоследствии этот обычай развился в традицию совершать паломничество в Иерусалим: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не должен являться пред лице Господа с пустыми [руками]». (Втор.1б:1б; 2Пар.8 :1з) «Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году». ( Исх.34:24 ) Пример же современных Мухаммеду христиан, совершавших паломничества к своим святыням, также был у него перед глазами. Поэтому мусульманский хадж далеко не так инновационен, каким пытается преподнести его ислам. Что же касается мусульманского поста, то здесь действительно нужно отдать должное Мухаммеду; в этом пункте он, похоже, превзошел всех! Ни иудеи, ни христиане еще не знали подобной нелепой формы «поста» (о посте будет ниже). «С восхода до заката» требуется абсолютное воздержание «от пищи, пития и всех страстей», а после заката – неограниченная свобода. Однако подобное достижение арабского легисломана больше заслуживает сожаления, нежели публичной бравады. На наш взгляд, просто говорить об этом должно быть стыдно, а выставлять подобную, действительно «не имеющую аналогов в других религиях» нелепость как отличительную особенность ислама, – какая – то детская наивность.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Что это – как не повторение безумия тех евреев, которые распяли «Господа славы»? Подтверждая свою мысль о единстве Существа и Лица в Боге, адвентисты, обычно, приводят свидетельства из Ветхого Завета. Но, пользуясь Ветхим Заветом, они смотрят на него, как на вечно обязательный для людей закон, а не так, как христиане, которые в нем видят лишь проводника и «детоводителя ко Христу». Вследствие такого отношения к Закону Моисееву, адвентисты, подобно евреям, буквой его усиливаются ниспровергнуть самую евангельскую проповедь о Троичном Боге. Потому же заповеди «Десятословия» они принимают не по их смыслу, как все добрые христиане, а грубо – по букве, как неверные евреи. И, так относясь к Закону Моисееву, адвентисты твердят, что будто–бы «на вечныя времена» Бог установил праздником для людей субботу, а не воскресенье. Следя за настроением адвентистов седьмого дня дальше, видим в их быту господство еврейского закона о пище, о десятине, которую верующий еврей обязан был приносить от доходов своих на служение Богу... Таким образом, при внимательном наблюдении, в адвентизме мы замечаем то же самое, что в современном еврействе. Говорим – в «современном», потому что нынешнее еврейство – совсем не то же, что еврейство времен Моисея, пророков и царей. У нынешних евреев от древней веры отцов их остались одни обрывки. В древности, через Моисея, Господь дал народу не десять только заповедей Закона, а и заповеди о том, как нужно построить скинию, как в ней совершать богослужение и как приносить «приятныя» Богу жертвы. Как же все эти заповеди, помимо Десятисловия, хранят современные евреи? Никак. У них нет священства, нет жертвенника; некому и негде совершать для них жертвоприношений по закону. ( Дан. 3:37, 38 ) Между тем богослужебные уставы даны Богом народу на вечные времена. Вечно евреи должны по Закону зажигать светильники при скинии ( Исх. 27: 20–21 ); вечно следовало от священников, в день помазания их отца Аарона, приносить Богу хлебную жертву ( Лев. 6:19–22 ); вечно же обязывались Законом евреи соблюдать и заповедь, изложенную во Второзаконии: « три раза в году весь мужеский пол должен являться пред Лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред Лицом Господа с пустыми руками, по каждый с даром в руке своей »...( Втор. 16:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

18:20)? Если же Христос находится посреди двух или трех, тем более Он находился, все определял и постановлял там, где было более трех сот. А ты обвиняешь не только их, но и всю вселенную; потому что и она одобрила их определение. Или думаешь, что иудеи умнее отцов, собравшихся со всей вселенной; иудеи, которые лишились всего отечественного устройства и ни одного праздника не совершают (по надлежащему)? Что у них нет ни опресноков, ни пасхи (многие, как слышу я, говорят и то, что пасха (христианская) должна быть с опресноками), — что у них нет опресноков, выслушай об этом слова законодателя (Моисея): « не можешь ты закалать пасху в котором–нибудь из жилищ твоих, которые Господь Бог твой даст тебе: но только на том месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывало там имя Его » (Втор. 16:5–6), разумея здесь Иерусалим. Видишь, как Бог, привязав этот праздник к одному городу, впоследствии разрушил и самый город, чтобы и по неволе отклонить их от прежнего порядка жизни? Всякому известно, что Бог предвидел будущее. Для чего же Он собрал их туда со всей вселенной, если предвидел, что этот город погибнет? Не ясно ли, что Он хотел отменить и самый праздник? Бог отменил его, а ты последуешь иудеям, о которых пророк говорит: « кто так слеп, как раб Мой; и глух, как вестник Мой » (Ис. 42:19)? В самом деле, к кому не были они неблагодарны и бесчувственны? К апостолам ли, к пророкам ли, к учителям ли своим? Но что и говорить об учителях и пророках, когда они убивали даже детей своих! Они, ведь, закалали в жертву демонам своих сыновей и дочерей (Пс. 105:37). Они не познали самой природы, и усердствовали соблюдать дни? Попрали родство, забыли детей, забыли самого Бога, создавшего их: « Заступника, родившего тебя », говорит Моисей, « ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя » (Втор. 32:18); оставили Бога, и — усердствовали соблюдать праздники? Кто бы мог сказать это? И Христос праздновал с (иудеями) пасху, не для того, чтобы мы праздновали ее с ними, но чтобы посредством тени ввести истину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1 . Употреблялась первая чаша, смешанная с водой. Глава семейства произносил молитву «киддуш» (евр. освящение). Читалось благодарение над вином и благодарение праздника. B Мишне 32 были даны такие благодарения, как: а) благословение над вином: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…»; б) над хлебом: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли…»; в) благословение праздника: «Благословен… избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…». 2 . Омывались руки (омовение совершалось трижды и в разные моменты). 3 . Глава семейства омокал горькие травы в солило 33 , в котором находился харосэт – приправа из миндаля, орехов, фиг и сладких плодов – и подавал их прочим членам семейства. 4 . Он же разламывал один из опресноков 34 (средний из трех), половину которого отлагал до конца вечери; эта половина называлась афигомон. Блюдо с опресноками поднималось со словами: «Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в земле египетской». После возвышения хлеба глава семьи клал обе руки на хлебы. 5 . Наполнялась вторая чаша. Младший член семьи спрашивал, чем эта ночь отличается от других ночей. 6 . Глава семьи произносил кагаду – рассказывал историю рабства и исхода из Египта. 7 . Поднималась вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Затем чаша опускалась и вновь поднималась. 8 . Пелась первая часть Галлела 35 (псалмы со 112 (стих 1) по 113 (стих 8)). 9 . Пили вторую чашу. 10 . Омывали руки. 11 . Совершали праздничное вкушение пищи: глава семьи подавал ее членам части опресноков, горькие травы, омоченные в харосэт, и пасхального агнца. 12 . Разделялся остаток афигомона. 13 . Пили третью чашу с послетрапезной молитвой. 14 . Пели вторую часть Галлела (псалмы 115–118). 15 . Наполняли четвертую чашу. 16 . По желанию прибавлялась и пятая чаша с пением псалма 135. Именно на Тайной Вечере, совершавшейся с соблюдением порядка еврейской пасхальной вечери, было установлено Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус, взяв Хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием ( Мк. 14; 22–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

48Если же окажется среди вас переселенец и захочет отпраздновать Пасху в честь Господа, то сначала надо сделать обрезание всем мужчинам в его семье, и только после того может он приобщиться к празднику – ведь после обрезания он будет таким же, как и коренные жители в стране вашей. Но никто, если он не обрезан, не должен есть Пасху. 49Один и тот же закон – и для исконного израильтянина, и для переселенца, живущего среди вас». 50Все израильтяне так и поступили: они сделали всё точно так, как повелел Господь Моисею и Аарону. 51В тот же самый день, в который Господь вывел сынов Израилевых, словно войско некое, из Египта, 13 Он дал Моисею такое повеление: 2«Посвящайте Мне всех первенцев мужского пола. Первый плод чрева матери среди израильтян принадлежит Мне, и первенцы из скота тоже Мои». Праздник Опресноков 3 И сказал Моисей народу: «Помните этот день, день, в который ушли вы из Египта, из страны рабства вашего, – Господь могущественной рукою вывел вас оттуда. В этот день не ешьте хлеба из теста с закваской, 4ибо в сей самый день, в месяце авив, уходите вы из Египта . 5Господь клялся отцам вашим, что Он даст вам землю ханаанеев, хеттов, амореев, хиввеев и евусеев. И когда Он приведет вас в ту землю, где молоко и мед рекой льются, вы ежегодно должны будете в этот месяц совершать такой обряд: 6семь дней ешьте пресные лепешки, и на седьмой день – у вас праздник, Господу посвященный. 7Хлеб только пресный ешьте семь дней. Ни теста вскисшего, ни закваски не должно быть там, где живете вы. 8В тот день пусть каждый объявит своим детям : « Это делается в память о том, что совершил для меня Господь, когда я покидал Египет“. 9И обряд этот будет словно знак на руке твоей или памятка на челе твоем, побуждая тебя к тому , чтобы наставление Господне всегда было у тебя на устах, ибо рукою могущественной вывел Господь тебя из Египта. 10Это священное установление, выполнять которое ты должен из года в год, в назначенное время. Закон о посвящении всех первенцев 11 Когда же приведет тебя Господь в землю ханаанскую и отдаст ее тебе во исполнение клятвы, данной тебе и отцам твоим, – 12посвящай Господу первый плод чрева каждой матери; и из скота твоего все первенцы мужского пола принадлежат Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

49) Приведу теперь из двух вышеозначенных Писателей образцы слога высокого. Оба они сильно нападают на тех женщин, кои красят или, лучше, безобразят лице свое румянами. Киприан, рассуждая о сем предмете, между прочим, говорит: «Если бы искусный живописец самым верным телесным цветом изобразил на картине лице и стан человека; и если бы в то время, когда картина уже нарисована и отделана, другой кто-нибудь, почитая себя искуснее, наложил на нее свою руку, чтобы, как ему представляется, поправить то, что уже верно сделано и живо представлено, то последний причинил бы первому художнику тяжкую обиду и возбудил бы справедливое негодование. А ты думаешь избежать наказания, если дерзкою и нечестивою твоею безрассудностью нанесешь оскорбление Художнику Богу? Под соблазнительными цветами и прикрасами ты хочешь от людей утаить свой стыд и распутство; но чрез сие делаешься ты гнуснейшею любодейцею, испортивши и растливши в себе то, что Бог создал! Думая украсить лице и искусно убрать волосы, ты разоряешь этим творение Божие и предаешь истину. Вот и голос Апостола, убеждающий тебя: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5, 7–8 ) . Но может ли торжествовать и праздновать чистота истина там, где чистое оскверняется поддельными цветами где истинное и подлинное превращается в ложь аптекарскими при тираньями? Господь твой говорит: «что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» ( Мф.5, 36 ), ты же хочешь быть сильнее Господа твоего, чтобы одержать победу над словом Его! С дерзким тщанием и святотатственной небрежностью красишь ты свои волосы: злополучное предвестие! Сим самым ты пророчишь себе в будущем огненные власы ада». Дабы не сделаться обширным, не выписываю дальнейших мыслей Киприана. 50) Св. Амвросий, беседуя о том же предмете, говорит: «Отсюда-то происходят первые зародыши пороков, что женщины расписывают лица свои выисканными цветами; боясь не понравиться мужчинам, они подделывают наружный вид свой, а подделкою наружности портят и внутреннюю чистоту нравственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

 Книжники искали убить Его (Иисуса). Поскольку же наступало время пасхи, и они, поэтому видели для себя опасность от собирающегося народа, особенно на праздник, то они изыскивали, наконец, способ, как бы убить Его, не подвергаясь никакой опасности, - Вошел же сатана в Иуду, " одного из числа двенадцати " , то есть одного из приближенных и искренних учеников. Никто не надейся на самого себя, но будь внимателен к своей жизни, потому что имеешь страшного врага. Некоторые же слова: " одного из числа двенадцати " понимали так: дополняющего только собой число апостолов, но не истинного апостола и ученика. Ибо что за истинный ученик тот, кто воровал опускаемое в ящик? (Ин. 12, 6). Таким образом Иуда принял вошедшего в него сатану и согласился предать Иисуса ищущим Его. Ибо это означает слово " обещал " , то есть окончательно заключил условие и договор. И искал удобного времени, когда бы застать Его (Иисуса) без народа, то есть наедине, и предать им. " Начальниками " называет здесь начальников над зданиями храма, или надзирателей за благочинием. Ибо римляне приставили некоторых надсмотрщиков за народом, чтобы он не возмущался, ибо был мятежен. Этих-то называет начальниками (по церковно-славянски - воеводами). А быть может, воеводами названы те, кои, принадлежа к составу священническому, имели военные должности. Ибо, страдая любовью к первенству, они вмешивались и в такие должности. Поэтому и назвал их воеводами храма, быть может, с тем, чтоб чувствительнее задеть их. Настал же день опресноков, в который надлежало закапать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Что пасха, по-еврейски называемая фасек, означает выход из Египта, об этом многие говорили, и вообще все, что совершалось тогда в этот праздник, святые изъяснили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010