497 Это уже известный нам образ вечного мучения грешников. – В притче о талантах под господином разумеется Бог, под рабами – все христиане, а таланты означают естественные (напр., силы, здоровье) и благодатные дары Божии, которыми Господь наделяет людей. В последний день суда Господь потребует отчета, как люди пользовались полученными ими дарами. Кто употребил их во благо и на пользу ближних, тот получит блаженство. Кто же пренебрег дарами Божиими или употребил их во зло, тот будет осужден. 498 и проч., – итак, Господь дарует Свое Царство людям за дела любви и милосердия, совершаемые по вере в Иисуса Христа. 499 То есть около двадцати четырех рублей – обыкновенная цена раба у иудеев. Сребреник стоил около 80 коп. Предательство Иуды совершено в срединный день недели, по нашему в среду. С самых древних времен христиане этот день проводят в посте. 500 То есть накануне самого праздника Пасхи. – Пасха у евреев праздновалась 14 числа первого весеннего месяца Нисана и начиналась вечером вкушением пасхального агнца. С следующего дня, с 15 Нисана евреи ели опресноки в продолжение семи дней. В том случае, когда Пасха приходилась на пятницу, как было в год крестной смерти Иисуса Христа, то позволялось вкушать агнца накануне, то есть в четверг вечером. Так Господь и поступил. Что же касается первого дня опресноков, о котором упоминает Евангелист, то четверг перед Пасхой назван так потому, что в этот день начинали приготовлять опресноки. 504 и проч., – по-русски: «Пейте от нее все, ибо сия есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». 505 По-русски: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». – Свою заповедь о любви Господь называет новой, потому что повелевает любить ближних во имя Его, как Его братьев и детей Отца Небесного. Кроме того, Он заповедует любить всех людей без исключения, не друзей только, но и врагов, любить бескорыстно и самоотверженно, быть готовым даже умереть за своих ближних. 510 Так Иисус Христос называет Святого Духа, Который по вознесении Иисуса Христа сообщил апостолам обильные дары благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

   Подобно этому говорит Давид: «В собраниях благословите Бога Господа» (Пс. 67:27). Моисей повелел совершать жертвоприношения и благословлять Бога в одном городе и в одном храме, Давид же повелевает не в одной церкви, но во всех собраниях благословлять Бога. Разве противоречит Давид Моисею? Конечно, нет, такая нелепость недопустима! Моисей говорит о том, что должно быть по Ветхому закону, Давид же ясно говорит о том, что должно быть по Новому закону — в Новом законе от востока солнца и до запада, во всех Божественных церквах, по предсказанию Давида, благословят Бога, Отца и Сына и Святого Духа.    Услышим еще Моисея, а через него Бога, взывающего и говорящего: «Не можете совершать пасху нигде, только в Иерусалиме, месте, избранном Богом, в четырнадцатый день первого месяца; также и пятидесятницу, и праздник кущей» (Ср.: Лев. 23). И иудеи нигде не праздновали, кроме Иерусалима, как это показывает Писание, говорящее: «И сказал Господь Моисею: скажи сыновьям израилевым: если находящийся в путешествии не успеет вернуться в Иерусалим в первом месяце, пусть не празднует пасху вне города, но во втором месяце творит пасху, когда вернется в Иерусалим, пусть согрешит против времени, но не против города» (Ср.: 2 Пар. 30).    Божественный Златоуст говорит об этом: «Что скажут творящие пасху вне города, когда и пророки не совершали вне Иерусалима пасху и жертвоприношения?»    Три отрока сказали: «Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка... ни всесожжения, ни жертвы... ни места, чтобы нам принести жертву Тебе» (Дан. 3:38). Хотя местность была обширна, но ни храма не было, ни города Иерусалима, поэтому иудеи не совершали жертвоприношений.    Так же поступал и Даниил, сказавший: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца... я видел видение» (Дан. 10:2—4, 7).    Пойми: он не совершал пасху, потому что в дни опресноков иудеям нельзя поститься. Даниил, начав поститься с третьего дня первого месяца, то есть в дни опресноков, постился 21 день; в четырнадцатый день первого месяца иудеи совершали пасху, — получается, что Даниил постился еще 7 дней и 3 дня после пасхи; но иудейским законом не позволялось совершать пасху, постясь. Почему же эти нечестивые и беззаконные еретики осмеливаются и пасху, и жертвоприношения совершать вне храма и вне Иерусалима?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  14 Оставалось два дня до Пасхи и до Праздника Опресноков, и стали первосвященники и книжники искать, какой бы хитростью схватить Его и убить. [ ] 2. Они говорили: «Только не в праздник! Пусть не будет смуты в народе».   3. А когда был Он в Вифании, в доме Симона Прокаженного, приблизилась к Нему, возлежащему за трапезой, женщина с алебастровым сосудом, полным чистого, драгоценного нарда; разбив сосуд, она стала возливать нард на Его голову. [ ] 4. А некоторые с возмущением переговаривались: «К чему такая трата благовоний? 5. Ведь благовония эти можно было продать больше чем за триста динариев и раздать нищим!» «Оставьте ее в покое, что вы ее огорчаете? Доброе дело она сделала для Меня. 7. Ведь нищие всегда будут с вами, и вы сможете сделать им добро, когда захотите; а Я не всегда буду с вами. 8. Она сделала, что могла: заранее умастила тело Мое для погребения. [ ] 9. Аминь, Я говорю вам, повсюду, где будет проповедано Благовестие сие во всем мире, будет сказано и о том, что сделала она, в память о ней». 10. Тогда Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Его. 11. А они, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он стал искать случая Его предать. 12. И в первый день Праздника Опресноков, когда принято закалывать пасхального агнца, Его ученики говорят Ему: 13. И Он посылает двоих из числа учеников Своих и говорит им: «Ступайте в город, и там встретится вам человек с кувшином воды. Идите за ним следом, 14. и хозяину того дома, куда он войдет, скажите, что Учитель спрашивает: " Где покой для Меня, в котором Я буду вкушать пасхальную трапезу с учениками Моими? " 15. И он покажет вам просторный верхний покой, устланный и прибранный; там и приготовьте для нас». [ ] 16. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли все, как было им сказано; и приготовили они пасхальную трапезу. 17. При наступлении вечера приходит Он вместе с Двенадцатью; 18. и когда они возлежали за столом и ели, Иисус сказал: «Аминь, Я говорю вам, что один из вас предаст Меня, из числа тех, что едят со Мною».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вы же пребыли со Мною в искушениях Моих, и Я завещаю вам. (А и нек. приб: завет), как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем и да воссядете на престолах судить двенадцать колен Израиля«, т. е. царственное и судебное служение апостолов должно выражаться в том, чтобы умывать ноги друг другу, быть слугами друг друга, – среди них нет ни царей, ни владык, – только слуги и рабы, – вернее: нет ни господ – владык, ни слуг – рабов, а только человеки, во взаимном служении друг другу становящиеся совершенными, как совершен их Отец Небесный Бог , по образу Богочеловека Христа. После этого Господь открывает пасхальную вечерю словами ( Лк. 22:15–19 ): »сильно желал (буквально: желанием возжелал) Я эту 84 пасху (т. е. этого, лежавшего па столе пасхального агнца) есть с вами прежде Моего страдания, ибо говорю вам (уверяю вас), что уже не буду (др. приб: отныне) есть её (др. от неё), доколе исполнится 85 (она) в царстве Божием». " И приняв (δεξμενος т. е. поданную) чашу (красного вина, разбавленного вином), благодарив (εχαριστσας, произнесши положенное или Свое славословие над вином: см. выше), сказал: возьмите (λβετε в отличие от δεξμενος – сами возьмите, а не примите поданную Христом чашу, как Сам Он принял поданную Ему чашу) это (т. е. или вообще вино в этой чаше, се Древнесл. и Ал., или сию чашу поздн. Кут. Киев., нек. греч. оп.) и (нек. оп.) разделите между собою, ибо (причина, почему сами ученики должны взять вино и разделить между собою или пить без подавания Христом) говорю вам, что (др. оп.) не (Ал. яко уже не пью) испию (не буду пить) от ныне (др. оп. как и слав. тепер. и Ал. Конст. и поздн.; но чит. Map. Зогр. Гал. Мир. Ник. отселе вм. яко) от плода виноградного, доколе (в том же смысле как и прежде) царство Божие (др. приб. не) придет». Очевидно Евангелист здесь говорит об одной из двух первых чаш пасхальной вечери, и именно о второй, так как первая испивалась до возлежания. Это – чаша агады, за коей объяснялось значение горьких трав, опресноков и пасхи, указывалось различие пасхальной вечери от других и раскрывался смысл этого праздника. Вместо этой, уже всем давно известной, агады Господь говорит о прекращении иудейской пасхи (эту пасху), т. е. принесения в жертву пасхального агнца и празднования этой пасхальной вечери, под обрядом пития чаш с вином и ядения пасхальной жертвы и опресноков с горькими травами (доколе в значении прекращения φγω и πω или продолжения μ φγω и μ πω, и когда придет царство Божие), когда это (пасха, её смысл духовный и значение нравственно-типическое или идейно-символическое) исполнится в царстве Божием. Так как царство Божие не представимо без царя Его – Христа Мессии и Богочеловека, то очевидно Господь говорил о конце всего старого завета или закона Моисеева, органически связанного с идеей иудаизма, и о наступлении Нового Завета с пришествием Царства Божия, вне и выше всяких национальностей ( Мф. 8:11–12 др. под.). 86

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Греческое слово, означающее пресный хлеб, звучит так: “ azymos ”. Именно это слово Марк использовал в своем Евангелии в 14 главе, 12 стихе, когда говорил о празднике опресноков. Греческое слово для обозначения обычного хлеба (сделанного с добавлением дрожжей) звучит как “ artos ”. Все евангелисты, включая Марка, соглашались, что в последний раз, когда Иисус ел вместе с учениками, на столе был “ artos ” — иными словами  хлеб, приготовленный на дрожжах. “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб [ artos ], благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое…” (Марка 14:22). Теперь с очень большой долей вероятности можно сделать вывод, что это не был пасхальный ужин. Использование различных слов, обозначающих хлеб в греческом оригинале, не оставляет места сомнениям. Они бы и помыслить не могли есть то, что Бог запретил (дрожжевой хлеб — artos ) и не есть того, что им было сказано есть (пресный хлеб — azymos ). Итак, поскольку все вышесказанное истина, что же имел в виду Марк в стихах 12–17? Во-первых, читаем: “когда заколали пасхального [агнца]”. Исход 12:1–8 говорит о том, что это должно происходить в 14й день еврейского месяца Нисана. Знаете, был организован диспут, на котором пытались выяснить, когда же наступает этот день согласно специальным календарям, используемым для исчисления праздников. Вполне возможно, что во времена Иисуса особые традиции были в моде. Поэтому существует очень большая вероятность того, что в то время было “принято” закалывать ягненка именно накануне того дня, который для некоторых (хотя, наверное, для многих, или даже для большинства) был известен как Пасха. Во-вторых, ученики спросили Иисуса: “…где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим”. Они не имели ни малейшего представления о том, что Иисус собирался отдать жизнь за грехи мира, как пасхальный агнец, описанный в Исходе 12, который спас израильтян от гнева Божия в Египте. И, хотя Иисус объяснил им все это, они просто не придали Его словам должного значения. Возможно, причина в том, что в ушах у них продолжали звучать приветственные крики толпы, называющей Его Мессией, когда Иисус торжественно въезжал в Иерусалим. Он, кстати, не сказал, что так и не сможет возлечь за праздничный стол вместе с ними. Как бы Ему этого не хотелось, но Пасху с учениками Он есть не будет. Мы не видим никаких догматических утверждений, что Пасха должна была быть съедена в тот же день, когда ученики нашли и подготовили комнату. На самом деле, иудеи, исполняя повеления данные Богом в Исход 12, тщательно готовили свои дома к встрече праздника опресноков.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх. 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей истребив всех первенцев мужского пола, а Своих людей, «народ избранный» пощадил. Отмечая пасху народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование в день Божия суда. Ежегодно каждая семья собралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх. 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных. И это с одной стороны – дорогая жертва, ведь пастухи уделяли много времени ягнятам: день и ночь охраняли их, поили, кормили, лечили и любили их. С другой стороны, эта жертва – милость Божия, ведь весь агнец целиком был съедаем семьей, Бог не забирал Себе от жертвы ничего.   Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин. 19:31). В одну из таких «великих» суббот почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное. Это были дни той пасхи, когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте. В тот год, пасху иудейскую отмечали в субботу, накануне – в пятницу вечером заколали жертвенных ягнят. Но хотя жертвенных животных было много, они были не в состоянии искупить грехи всего человечества. Тем более что люди со временем приобрели склонность грешить постоянно. Потому однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий Агнец – Христос (1Кор. 5:7), Сын Божий. Этот «Сын Человеческий» Кровью Своею искупил род людской от рабства греху, давая в снедь Новую Пасху – Свои Тело и Кровь, Свою Евхаристию. Осознание того, что Спаситель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29) было настолько важным для древних христиан, что и «Воскресению Христову», и Самому Христу было усвоено ветхозаветное именование «Пасха». О Спасителе как Пасхе так писал апостол Павел: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:8).

http://pravoslavie.ru/30115.html

Евхаристическое собрание открыто для каждого члена Церкви, когда все собираются вместе. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Испытание («dokimasia»), о котором говорил апостол Павел, есть испытание самого себя. Оно есть испытание всей своей жизни и «различение» тела. Каждый верный должен знать, что он участвует в трапезе Господней, а не в обычной вечере, и что рядом с ним стоят другие члены Церкви, без которых не может быть трапезы. Если в словах Павла религиозный смысл «достоинства» превалирует над моральным, то он не исключает этого последнего. Крещение открывает возможность участия в Евхаристии, так как через крещение человек умирает для прежней греховной жизни и рождается для новой жизни «во Христе». «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор.10:21 ). Участие в Евхаристическом собрании несовместимо с прежней греховной жизнью, от которой каждый член Церкви отказывается в крещении. Позднее моральный смысл заслонил религиозный смысл «достоинства». Автор «Учения двенадцати Апостолов» говорит, что только «чистые» могут участвовать в Евхаристии 228 . Поэтому предварительно участники Евхаристического собрания должны исповедовать свои грехи и примириться друг с другом. «Испытание» принадлежит не только каждому отдельному члену, но оно принадлежит всей Церкви. Возвращение к прежней греховной жизни отдельных членов становится через их участие в Евхаристии возвращением всех ее участников к этой жизни. Если испытание не дает результатов, то тогда Церковь отделяет их от своей среды. «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ). Христиане в Церкви являются опресноками, а потому прежняя греховная жизнь, как оставшаяся закваска, может испортить все тесто.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

И люди будут томиться от страха и ожидания того, что случится со всей вселенной, ибо силы небесные сдвинутся. И тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаке с силою великой и величием. Когда же сие начнет исполняться, осмотритесь и поднимите головы ваши, ибо приблизилось искупление ваше». И сказал Он им притчу: «Видите фиговое древо и все деревья. Когда уже созрели на них плоды, знаете, что близко лето. Так и вы, когда увидите, что происходит сие, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам, что не минет род сей, доколе все не исполнится. Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут. Смотрите же вы, чтобы не отяготились сердца ваши пьянством и заботами жизни сей. И найдет на вас день тот нежданно. Ибо как силки найдет он на всех, восседающих по всему лицу земли. Итак, бодрствуйте, во всякое время молитесь, чтобы были вы сочтены достойными бежать от всего сего, что грядет, и встать пред Сыном человеческим». И был Он днем в храме, уча, а ночами же, выходя, пребывал на горе, что зовется Масличной. И весь народ приходил с утра к Нему в храм слушать Его. Глава 22 И настал день праздника опресноков, называемый Пасха. И искали первосвященники и книжники, как им умертвить Иисуса, но боялись народа. И вошел сатана в Иуду, прозванного Искариот, одного из двенадцати. И он вышел, и говорил с первосвященниками и правителями, каким образом выдаст Его им. И обрадовались они, и договорились, что дадут ему денег. И он обещал. И искал он возможность предать Его, когда нет толп. И пришел день опресноков, когда надо заколоть пасху. И послал Иисус Петра и Иоанна, говоря: «Пойдите приготовьте нам пасху, чтобы мы вкусили её». А они сказали: «Где желаешь, чтобы приготовили мы?» И сказал Он им: «Се, когда войдете вы в город, встретится вам некий человек, несущий амфору с водой. Следуйте за ним в дом, в коий войдет он, и скажите главе семейства, живущего в доме том: «Говорит тебе Учитель: где пристанище, в коем вкушу пасху с учениками Моими?» И он покажет вам большую убранную обеденную залу, и там приготовьте».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иудейская пасха была домашним праздником, и главная ее часть проходила в стенах дома. На небольшую широкую подставку, которая заменяла стол, нужно было поставить чашу соленой воды в память о слезах, пролитых во времена египетского рабства, именно в эту чашу с соленым раствором Христос и обмакнул опреснок и подал его Иуде ( Ин.13:26–27 ). Приготовлялся к пасхальному столу и набор горьких трав: хрен, цикорий, лук, чеснок и другие «горькие травы», их ели до тех пор, пока из глаз не начинали течь слезы в память о слезах утопленных младенцев. Делалась и специальная паста «из яблок, фиников, гранатов и орехов», так чтобы ее цвет напоминал глину, с помощью которой рабы-евреи строили города для фараона. Опресноки клались на стол тремя стопками, отделенными друга от друга салфетками в знак того, что есть три социальных уровня: еврей богатый, еврей среднего достатка и еврей бедный. Это должно было означать, что любой еврей, независимо от своего социального статуса, мог прийти на эту трапезу и принять участие в Пасхе. Если одна семья не могла себе позволить приобрести пасхального агнца, то бедные семьи объединялись. Сказано: «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца» ( Исх.12:4 ). Двери всех домов с вечера четверга на пятницу не запирались, и в любое время после шести часов вечера, то есть когда с заходом солнца в четверг начиналась богослужебная пятница, 15-го дня месяца нисана, гости могли войти в дом и сесть за стол. Один опреснок прятался взрослыми – это была игра для детей, и тот ребенок, который находил его, получал в подарок сладости. В пасхальной трапезе принимали участие и взрослые и дети. Сказано: «И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]» ( Исх.10:9 ). – На этом основании в Православии причащают не только взрослых, но и детей (малолетних). Сказано: «а никакой необрезанный не должен есть ее» ( Исх.12:48 ) – на этом основании мы причащаем только крещенных, ибо обрезание (евр. брит мила – «завет обрезания») прообразовывало собой крещение (см. Кол.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как однолетний агнец пасхальный, которого Евреи должны были съедать с строгим соблюдением узаконенных правил, изображал безлетного Агнца Иисуса Христа: так опресноки, которыми Евреи питались, празднуя пасху, в продолжение седьми дней, предызображали чистоту и святость жизни, какая требуется от верующих в Иисуса Христа. Евреи закаляли агнца пасхального каждогодно, и каждый раз, празднуя пасху, питались опресноками только в продолжение седьми дней: а Иисус Христос, как всесовершенный Агнец, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ), однажды был заклан за грехи мира, «с своею кровию однажды вошел во святилище», как учит Апостол «и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Кровь агнца пасхального, которою, по Божию повелению, помазаны были пороги домов еврейских, однажды спасла от погубления всех первенцов народа еврейского в то время, когда Ангел истребил всех первенцов египетских (Исход. глав. 12): а кровь Иисуса Христа, однажды пролитая на кресте за грехи мира, всегда спасает от вечной смерти всех верующих в Него, Спасителя мира. Так и мы должны праздновать «новую пасху», прославлять Христа Спасителя непорочною и святою жизнию не семь дней, но всегда, во все дни нашей жизни, в надежде совершеннее прославлять Его в нескончаемой вечности. 8. Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины. «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства». Будем служить Господу Иисусу Христу, будем прославлять Его, вечного Агнца, закланного за грехи мира, будем веселиться и радоваться, воспоминая о величайших Его благодеяниях, будем восхвалять Его, нашего Спасителя, нашего вечного Ходатая ( Евр.7:24 ), «не с старою закваскою», удаляясь общения с худыми людьми, и бегая всякого нарушения заповедей Божиих; «не с закваскою порока и лукавства», удаляясь всякого худого дела, всякой злобы, коварства, обмана, хитрости, лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010